Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Урал >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Автор: Константин Бекетов, г. С-Петербург

Комариная стена


Константин Бекетов.

Валерий Шамало.
(экспедиция RedFox на пик Сабля, Приполярный Урал)

If you are not hungry, you are carrying too much food.
If you are warm, you have too many clothes.
If you are not frightened, you have too much gear.
If you get up your climb, it was too easy anyway.
"alpine climbing maniesto"

Видать, не в том был промысел Божий... Стою шестой час на очень остром отколе, веревка почти не двигается; так только, подергивается чуть-чуть... Солнце за стеной, выйдет к часу ночи, но надвигающиеся с востока сплошным фронтом облака вряд ли позволят его увидеть. Не жарко, хотя вообще-то жара стоит ядреная.



Читайте на Mountain.RU статьи
Константина Бекетова:

Байки о несметных богатствах
Хибинские байки
Разгребая руками ветер
Южная часть Полярного Урала
Константин Бекетов. Избранные фотографии разных лет
На Задворках Этого Мира
Здесь на лыжах кататься нельзя?
Комариная стена

Острый край чувствительно режет ступни через тонкую резину скальных туфлей. Рюкзак я сбросил между монолитной стеной и этим самым отколом, который, несмотря на свои впечатляющие габариты, немного покачивается. Мне снизу кажется, что скала впереди не очень крутая, но на деле она даже слегка нависает. Валера пыхтит метрах в 25 над головой, продвижений ноль.Раз в час мы разговариваем:
- Ну как там?
- Да тут ни хрена нет... Вообще-е некуда колотить...
- Забей шлямбур!
- Сейчас, попробую еще здесь... Держишь?
Приполярный Урал, Саблинский хребет. Вершина Сабля, 1497 м. Предполагаемая категория сложности: 4Б Перепад высот: 900 м. Протяженность маршрута: 1570 м. Средняя крутизна маршрута: около 65 .

На самом деле я знаю, почему Валера шестой час не хочет заколотить шлямбур. Он взял пробойник одного диаметра, а шлямбура - другого. Не из лагеря так взял, нет... - из Питера. То есть шлямбуров у нас просто нет.Вот и болтаемся тут, как два идиота. На голову летят комья мха и земли - Шамал ищет какую-нибудь щель. Потом - это как?! - стучит пробойником, веревка продвигается на целый метр и снова замирает.
- Ну как там?
- До угла достаю
- Поздравляю. А дальше там как?
- Ж...!
- А ты чего там колотил?
- Шлямбур, но он не держит.
- А ты на чем стоишь?


карта подходов и отходов

Cхема UIAA.
Техническое описание маршрута - на www.risk.ru
Выясняется, что он встегнул крюконогу в этот самый квазишлямбур, но вынужден держать его рукой, иначе вываливается из дырки. Второй рукой достает до зацепки, но дальше все едино лезть некуда, ибо вообще (во-а-бще-е) рельефа нет. Ж..., одним словом.

Вот такие у нас дела. А лезем мы на некую Саблю, мало кому известную. Лезем уже вторые сутки, а до того еще три дня подходили под гору. Если вы, уважаемый читатель, подумали, что "Сабля" - это вольный перевод какого-нибудь тибетского названия, то жестоко ошиблись.

Мы болтаемся на северо-восточной стене Сабли на Приполярном Урале. Как говорится, "это не Боливия, это Ангола..." То есть, час от часу не легче.


общий вид Сабли
с востока, цирк
ледника Гофмана.

общий вид Сабли с
востока, цирк ледника
Гофмана.

Строго говоря, подняться по этой стене - не вопрос. Если закинуть на вертолете подобающее количество снаряжения прямо под маршрут, в цирк ледника Гофмана. Или хотя бы на несколько км в сторону, в долину Седью. Но мы-то действуем автономно. Тащим все на своем горбу. "Комплексная" у нас с Валерой экспедиция... На пароходе по Печоре до деревни Аранец, 80 км пешки по болотам и буеракам, восхождение, еще немного пеших прогулок и под занавес сплав по реке Сыня до одноименной станции. Одно послабление - байдарку для сплава ребята из Нац.Парка обещали закинуть попутным бортом к началу сплава, под гору Сундук. Если бы мы тащили на себе еще и байдарку, то прижизненный памятник смелым восходителям уже сейчас можно было бы наблюдать в Аранецких топях. Изготовлен он был бы из нас же самих.


Сабля из долины
Седью. Маршрут по
контрофорсу.

А так рюкзаки весили "всего лишь" кило по 40-45... Облепленные комарами, сквозь марево болот и зеленый ад весенней тайги, мы ломились три дня и три белых ночи к леднику Гофмана под стеной Сабли. Наша палатка синей точкой видна на дальнем берегу ледникового озера.

Не приводя читателя в полное изнурение цитированием еще нескольких часов размышлений на вечную тему "гора к Магомету или гора на фиг?", вычеркну этот томительный период нашей жизни и скажу прямо: мы начали вешать дюльфера. Эротика в том, что первый из них был закреплен почти что только на том самом квазишлямбуре... ну, с чем-то его, конечно, сблокировали, но страшно было все равно. Из-за протяженных плавных нависаний приходилось сильно раскачиваться, отталкиваясь ногами от стены, дабы не оказаться в конце очередной веревки беспомощно висящим в воздухе без надежды дотянуться до тверди земной.

Дождь, туман, погода полетела ко всем чертям. Сырость во всех местах. Ранним утром последняя веревка по снежнику прямо в скальных туфлях. До полки немного не хватило, спуск с ледорубом на три такта по немного раскисшему фирну, повторяю - прямо в скальных туфлях. На леднике передышка, с вершины прилетает одинокий камень и с глухим чмоком впечатывается в снег метрах в 20 от нас. Все-все, уже уходим, поняли...

"Ну и не козлы ли мы?!" - была первая фраза Валеры по пробуждению. После драки, однако... нехорошо. Тем паче что за палаткой хляби небесные и прочая обыденная картина. Итак, что мы имеем?

Часть железа благополучно "похоронили" на спуске. Времени и ресурсов на вторую попытку по тому же маршруту у нас нет. Весь день, в коротких перерывах между сном, пламенно убеждаю лезть левее центра стены по контрфорсу. Все равно первопроход, пусть и не такой сложный, как в центре. Ну да, не так круто, не так стильно. Но зато логично.

Убедил.

И прошли мы этот контрфорс восточный, почти без проблем, вот такие уж мы оказались молодцы. Эпизодически пытались как-нибудь осложнить себе жизнь, но одумывались вовремя. И с погодой ведь повезло! Ну не чудо ли? (такой эпизод: стоим с Валерой возле вокзала в Печоре, 3 часа ночи, ждем ночной дежурный автобус. Предыдущий ушел за 30 секунд до нашего появления, следующего, похоже, не будет никогда. От нечего делать пытаюсь закинуть на дерево какую-то железную закорючку, валявшуюся рядом. Не получается попытку за попыткой. Валера, отобрав игрушку, отрешенно кидает ее за плечо, не глядя. Та, естественно, повисает на ветвях. Наш диалог:
"- Повезло...
- лучше бы нам везло в чем-нибудь другом...").
О чем это я? Ах, да! - короче говоря, когда мы спустились, выспались, собрались, не заблудились, быстро дошли и т.д. - байдарки и вертолета в условленном месте не оказалось. Все, что мы нашли на берегу озера Базового - это следы нашего здесь пребывания в начале апреля. То есть не густо. До ближайшей цивилизации 100 верст, продуктов нет совсем, как и тропы в эту самую цивилизацию.

Вертолет не прилетел... Я вот все думаю: как объяснить городскому жителю смысл этих слов? Что-то типа "трамвай не пришел, но СОВСЕМ". Нет, плохо... Не найти сравнения. Глубокомысленно бродим по базе "Озерная"; я в поисках еды, а Валера - вертолета. С задачами своими не справляемся. Нет ни того, ни другого. Фак(т).


работа на маршруте.
И если на стене я подкалывал Валеру "ты альпинист, ты и думай", то теперь имело место "ты турист, вот и изобретай!". А что тут изобретешь?!

Есть несколько лодок "Пелла", когда-то привезенных на вертолете с надеждой на организацию здесь Нью-Васюков международного туризма. У лодок этих есть как минимум два минуса: они разбитые и совершенно не приспособленные к сплаву по реке. Первый минус круче.

Есть хорошая карта района. По ней слишком хорошо видно, что куда не кинь - всюду клин. Строго говоря, самый близкий населенный пункт - геологическая база "Неройка" на восточном склоне Урала. До нее можно дойти за 3 ломовых дня. Потом неделю выбираться через Салехард попутными санбортами. Не годится.


Сабля из долины
Седью. Маршрут по
контрофорсу.
За 4 дня можно дойти до базы Желанная. Оттуда еще 136 км до Инты. Если просохнет дорога, то можно даже подъехать на вездеходе.

Есть река Сыня, в истоке которой мы сидим и думаем. Заделать "Пеллу"? Построить деревянный плот?

Ну что, в игре с судьбой счет "0:1"? Как бы не так! В 10 утра шум винтов, прерванный анализ днища лодки и ее массы, объятия, немного водки, 128 тысяч баек про падающие вертолеты и наша байдарка. Часть каркаса утрачена в лучших традициях загадочной русской души, в ход идут замшелые стальные раскладушки, валявшиеся за избой. Байдарка завалена несвойственным альпинистским барахлом (тема дня: "боятся ли воды закладки и оттяжки?").


стена, вид
с севера, полночь.

Саблинский хребет.
Ну, теперь упражнение в оптимизме: как вы думаете, что было дальше? Правильно!!! В реку не налили воды!!! Забыли! Одно непонятно, чем хуже было бы тащить по береговым буреломам только рюкзаки, зачем мы так ждали наше плавсредство? Жаркое начало лета сыграло с нами злую шутку: вместо ожидаемого паводка мы нашли бурный ручей глубиной по щиколотку. Байдарка ложится на дно как подводная лодка и отказывается двигаться дальше. Понукания приводят только к истощению ремнабора. Валера мрачно прикалывается над взятыми с собой спасжилетами. В предгорной тайге жара +38 градусов, олени выходят к отмелой реке в поисках прохлады и провожают бурлаков недоуменными взглядами чуть раскосых глаз. Валерина методика "все сожрать и ломить налегке" оборачивается новой голодовкой.


"сплав" по Сыне.
Четвертый день плетемся пешком по воде. По правде говоря, порой мы даже плывем. Но поскольку вылезать приходится очень часто, то посадка у нас самокатная: на одном колене на вещах в кокпите, а второй ногой отталкиваешься от дна. Это эффективнее, чем гребсти. Вот таким макаром ко дню рождения Валеры мы дошли до железной дороги.

Зарисовка поселка Сыня: брошенная огромная зона, осколок ГУЛАГа. Автобаза (блин, зачем она здесь? ведь сюда дорог нет!). Тонкий, даже эстетский запах перегара.
- Мужики, ну очень надо, байдарка там у реки... За один раз нам не утащить... Подвезите на своем УАЗике?
- Заводи ГТТ, Андрюха-а-а!!!
- Зачем ГТТ? Здесь же 6 км по грунтовке? - (мимо ушей)
- Срывай замок с гаража, задом давай! Ах ты,...! ....! ....! - (вездеход "разулся")
- Может, на УАЗике?
- Заводи второй, толкнем, ...!

(Через два часа съездили на мотоцикле с коляской. Все-таки очень хорошие и отзывчивые люди на Севере. Серьезно. Нам этого почти не понять, когда ширина души даже больше, чем от Поноя до Ыльгыгытгына)


Подходы с запада
по Аранецким топям.

озеро в цирке
ледника Гофмана.
Итог нашей экспедиции не столь плачевен, как попытка о ней рассказать. Пройден первый маршрут на восточной стороне пика Сабля. Прохождение контрфорса мы оцениваем в 4Б. Непокорившийся центр стены - 6А без натяжек. Надеюсь, найдутся желающие... Возможности в Саблинском хребте огромные, вот вам близкое белое пятно. Если на вертолете из Печоры - час полетного времени. Для истинных ценителей - по нашим следам.Неужели вы допустите существование непройденного маршрута в 2000 км от столицы?!

Выражаем благодарность всем, кто помог в организации экспедиции:
фирмам "RedFox" <www.redfox.ru>, "Промальп" <www.tag.spb.ru/promalp> и "Freeway", администрации национального парка Югыд-Ва и лично Марине Михайловой, Сергею Дедову и Николаю Александрову (г. Печора).


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100