Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Константин Бекетов >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Константин Бекетов, г. Санкт-Петербург
Фото: Жени Захарова
Впервые материал был опубликован в журнале "На Грани" (http://www.nagrani.ru/)

На Задворках Этого Мира

"Эффективный метод похудания, всего за месяц Вы сбросите не менее 5 кг!" - в обрывок газеты с рекламным модулем был зачем-то завернут ледобур. А я, пожалуй, знаю не менее эффективный метод... Правда тоже не слишком дешевый.

Необходимо взять лыжи, запихнуть в рюкзак килограмм 30 всяческого барахла, что не влезло - в санки (еще примерно 15 кг). И 25 дней по горам, где-нибудь на задворках этого мира... Между Тувой, Монголией и Алтаем. В самом сердце Евразии, равноудаленном от всех морей и океанов. Когда-то это был не то чтобы популярный, но все же посещаемый горный район. В 70-80х годах сюда ездили научные экспедиции, туристы появлялись и зимой и летом. В начале 90-х все изменилось. Тувинцы вдруг вспомнили, что вплоть до середины 20 столетия не входили в состав России; а прежде и дань платили вовсе не царю-батюшке, а манчьжурам. С 1991 по 1995 год из Тувы (которую срочно переименовали на старый манер в Тыву) было вынуждено уехать практически все русское население. Поползли нехорошие слухи: кого-то где-то побили злые тувинцы, у кого-то отняли вещи. Вдобавок, после того как закрылось единственное промышленное предприятие республики - асбестовый рудник в Ак-Довураке, - практически перестал ходить общественный транспорт. Короче, за последние 10 лет посещения гор Юго-Западной Тувы можно пересчитать по пальцам одной руки.

Группа собралась для такого мероприятия большая - 9 человек, все старые знакомые. Заранее заказали машину из Абакана прямо в горы; это почти 500 км через Хакассию и Туву. На всякий случай по дороге в поселки не заезжали, во избежание каких-нибудь конфликтов, вылезли из машины только когда она уперлась в сплошные наледи реки Шуй, и водитель отказался ехать дальше. Самое яркое впечатление от этой дороги - смонтированный возле дороги на бетонном цоколе извечного "Слава КПСС!" лозунг нового времени - "Ом Мани Падме Хум!".

Наш маршрут - с востока на запад из Тувы в Алтай вдоль монгольской границы. На эту нить нанизаны горные хребты и отдельные массивы: Шапшальский, Цаган-Шибэту, Монгун-Тайга, Чихачева, Тургэн-Ула. Последний - самый высокий, загадочный и малоизвестный; большая часть этих гор расположена уже по ту сторону границы. Такой маршрут - уникальная возможность проследить динамику снегонакопления на ледниках района; по заданию Русского Географического Общества проводим снегомерную съемку на всем протяжении пути. Снег, надо отметить, залегает здесь крайне неравномерно. Первые три дня мы вообще не вставали на лыжи. В долине реки Шуй на восточном склоне Шапшальского хребта снега практически нет. Лишь голубая лента речной наледи да мороз напоминают, что на дворе середина февраля. Шли постоянно в кошках. Местами река не промерзла до дна, сквозь толстый прозрачный лед под ногами видно течение, видно даже сонных хариусов на дне. На лыжи встали только на высоте 2500 над уровнем моря, когда начали подъем на вершину Ак-Оюк (высшую точку Шапшальского хребта, 3611 метров).

В долине Узун-Хема оставили заброску, по плану у нас кольцо в хребте Цаган-Шибэту. Здесь на нашем пути кончается лес, последующие 20 дней приготовление пищи исключительно не примусах. Все горные перевалы в Цаган-Шибэту имеют две особенности: во-первых, они совершенно бесснежны с запада и лавиноопасны с востока; во-вторых, такого бардака с определением технической сложности встречать доселе не приходилось. Первый же перевал на кольце оказался вместо 1Б по описанию на деле не ниже 2Б, мы спускались с него целый световой день, применяя весь арсенал альпинистской техники! Чудеса, да и только...

По ходу дела изобрели новый мега-экстремальный вид спорта: спуск на лыжах сломя голову по наледям. Компания Fischer предоставила для экспедиции новые лыжи Hitrax, специально изготовленные для использования в автономных экспедициях по пересеченной местности. Канты у этих лыж намного острее, чем у традиционных "Бескидов", и осторожные поначалу эксперименты показали принципиальную возможность управлять этими лыжами даже на твердом перемороженном льду. Ну тут и началось! Скорость огромная, трасса заранее неизвестна, впечатлений море...

Но главный объект наших устремлений впереди. Это обособленный от остальных хребтов горный массив Монгун-Тайга (в переводе на русский язык "Серебрянная Гора"). Главная его вершина, лишь 14 метров "не доросшая" до заветной отметки "4000", увенчана куполом мощного покровного ледника. Этот ледовый купол давно привлекает к себе внимание гляциологов. Удивительно образование столь крупного (по длинной оси - более 10 км!) очага оледенения в засушливом климате, на краю монгольских пустынь. Зимой купол оказался абсолютно бесснежным, сильнейшие ветра не позволяют снегу задерживаться на льду, сметая его в долины. Ветер дует на вершине практически постоянно, иногда приобретая поистине ураганную силу. Идешь в связке, веревка между тобой и напарниками не волочится по льду, а дугой висит в воздухе. Можно лечь грудью на ветер, он удерживает человека под углом градусов 45 к горизонту.

Западнее основной вершины в массиве Монгун-Тайги расположено несколько коротких, но чрезвычайно высоких и скалистых хребтов, разделенных глубоко врезанными долинами. Здесь много ледников, непройденных перевалов и вершин. Это край сурового высокогорного ландшафта. На юг горы резко обрываются в Монголию. Между Монгун-Тайгой и хребтом Чихачева в долине реки Моген-Бурен расположен поселок Кызыл-Хая. От всех прочих он отличается тем, что попасть в него на машине можно только через территорию Монголии, другой дороги нет. Мы не заходили в Кызыл-Хаю, перейдя реку Моген-Бурен по наледям в 5 км выше по течению, но имели возможность наблюдать "сельский быт" в самой что ни на есть "тувинской глубинке". Местные жители почти не понимают по-русски, но при этом очень доброжелательны, примерно настолько же, насколько и не трезвы. В долине Моген-Бурена люди поселились неспроста: здесь никогда не выпадает снег, даже в минувшую многоснежную зиму. Можно пасти скот круглый год. Ощущения непривычные - мороз уверенно за -30, яркое солнце, травянистые склоны истоптаны овцами и яками. За последнюю тысячу лет здесь не поменялось НИЧЕГО.

Снова снег начинается при подъеме на хребет Чихачева. По оси хребта проходит административная граница между Тувой и Горным Алтаем. На юге хребет уходит на территорию Монголии, образуя горный узел Тургэн-Ула, вздымающийся до высоты 4029 метров на уровнем столь далекого отсюда моря. Мы планировали взойти на высшую точку, но при подходе к границе неожиданно попали в самую настоящую засаду отечественных пограничников. Идем себе, никого не трогаем... Не сразу и услышали крики с соседней сопки - оказывается, до "нарушителей" уже давно пытается докричаться пограничный наряд. Наши документы, оформленные от Географического Общества, все расставили по местам, но внаглую переходить границу мы уже не могли, поэтому от восхождения пришлось отказаться. Вместо этого провели разведку российской части массива Тургэн-Ула, где до нашей экспедиции зимой никто не бывал.

Район этот очень интересен и почти не исследован. В 60-80х годах геологи провели здесь пробную разведку на серебро, но открывать промышленную добычу оказалось из-за удаленности нерентабельно, и с тех пор люди в этих горах практически не появлялись. Между тем, эти горы ничем не уступают Цетральному Алтаю, да и добраться не так и сложно - от таможенного поста Ташанта, где заканчивается российская часть Чуйского тракта, всего 30-40 км подходов по безлесным увалам Чуйской степи. Мы поднялись на наиболее высокую вершину на российской стороне хребта и разведали несколько перевалов. В сердце Азии еще и сейчас можно испытать это редкое чувство первооткрывателя, которое столетиями гнало беспокойных людей прочь от своих теплых домиков в Европе; сюда, на просторы диких неизведанных стран.

Завершение нашего 400-километрового пути - на таможенном пункте Ташанта, на монгольской границе. Отсюда нет рейсового сообщения, после нескольких часов ожиданий и переговоров нам удалось-таки подсесть в монгольский "УАЗик" и доехать до райцентра Кош-Агач. Дальше дорожка накатанная: Чуйский тракт, Горно-Алтайск, Бийск, Новосибирск...

Продукты питания для экспедиции были предоставлены московской фирмой "Норд-Трек", активно работающей над новым для России проектом "www.raskladka.ru" (специализированное питание для спортивного туризма и альпинизма). Лозунг проекта - "Как полопаешь, так и потопаешь!" Это к вопросу об эффективном похудании и борьбе с оным...


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100