Авторы: Наталья Перлова и Серик Казбеков, г. Днепропетровск, Украина

Европейские каникулы Серика Казбекова и Натальи Перловой
Мастер-класс. "Ghegоro", 8b+, онсайт
Италия. "Дикий болдеринг"

Дорога из Днепропетровска в Фонтенбло на машине заняла у нас 2.5 дня. Ночью мы спали, а ехали в основном днем. Получилось 3000км.

Сказочные камушки
Подъезжая к Фонтенбло и рассматривая местные пейзажи, мы недоумевали: «какие здесь могут быть скалы», вокруг луга и поля, чистая и ухоженная Европа. Не верилось, что где-то в этой местности могут быть камни. А потом как в сказке. Ничем не примечательный лес (на первый взгляд маленький), а в нем видимо-невидимо камней – замшелых, необычных, похожих на динозавров, с очень интересной структурой и хорошим трением. Это оказался очень плотный песчаник.

Лежат камни в листве напоминая грибы появившиеся после дождя. Количество камней и людей на них – поражает воображение. Там можно встретить семейные пары которые подвешивают на все удобные уступы своих годовалых детей (спорт-то омолаживается ).

Молодежь, пожилые скалолазы, любители и профессионалы собирающиеся компаниями или лазающие поодиночке. В общем рай для болдерингистов - без преувеличения. Местные аборигены (поклонники этого района) ходят от болдера к болдеру с обычными половичками, вытерли туфли, пролезли, перешли к следующему, и всё это так легко и без болдер-мата, а высота приличная, да и маршруты не легкие.

Окаменевший динозавр
Немного истории…

А знаете ли Вы, что традиция лазать болдеринг по валунам в Фонтенбло, появилась в 1889 году. Уже в это время люди увлекались этим видом активного отдыха, выезжая на природу, гуляя в лесу и покоряя скальные валуны причудливых форм валявшихся повсюду в лесу, под дружные возгласы друзей.
В 1913 году были придуманы скальные ботинки, которые очень напоминали треккинговые и только 1935 появились первые классические скальные туфли.
В 1937 году появились первые категории сложности, по которым можно было разделить маршруты.
В 1945 появился первый гайдбук (путеводитель) в котором были рисунки маршрутов, описание и категории.
В 1953 появился первый болдеринг под названием Jocker категории 7а.
Теперь Фонтенбло может представить Вашему вниманию 1115 маршрутов 7 и 8 категорий, количество маршрутов постоянно увеличивается, т.к. камней в лесу невероятно много.
А легких маршрутов более низкой категории просто не перечесть.
Все что надо иметь болдерингисту сейчас это:
Болдер-мат, небольшой половичок (чтобы почистить туфли от грязи и песка непосредственно перед стартом), мешок с магнезией, щетки маленькую и большую на длинной палке, лейкопластырь (чтобы заклеивать дырки на пальцах, которые быстро появляются) и мешочек с канифолью (чтобы постучать по мизерам и покатым зацепам для ног, убирая пыль и мусор.

Очень необычное лазание оказалось в Фонтенбло. Огромные покатые зацепы, которые кажется невозможно удержать руками, они начинают работать при определённом расположении тела. Очень помогает трение, но зацепы надо постоянно чистить.

Маршруты нам показались очень сложные, а все 8а которые мы увидели – просто нереальными. Наши друзья первое время нас утешали: Это надо просто почуствовать! Почистить!
Погладить! Настроиться! А ещё важна кондиция скалы. Говорят лучше всего лазать при 0 температуре. Но погода была +20 и Серику всё никак не удавался знаменитый болдеринг с покатыми зацепами категории 7а (даже и не знаю сколько раз он там прыгал – 100 не меньше ), а через 2 дня прошёл дождик и температура упала до +10 и Серик пролез этот маршрут в статике.

Маршрут 8а

В конце концов мы разлазились и Серик пролез много маршрутов 7с и 7с+, а я пролезла много маршрутов 7а и даже 7б.

Слоник
Так как в гайдбуке часто встречалось имя Жаки Годофа и живет он совсем недалеко (это его домашний район). Нам сразу стало понятно откуда он берет идеи своих болдерингов на соревнованиях. Только он не учитывает, что на соревнованиях спортсмены имеют только 6 минут, а это очень мало чтобы разгадать и пройти необычный, супер сложный маршрут.

Кемпинг
Поселились мы в муниципальном кемпинге Samoreau (Саморо) по 4,5 евро с человека. Хорошие условия: душ, горячая вода, ровные полянки и уютные уголки. Также рядом с Фонтенбло в поселке Bourron-Marlotte (Буро-Марлот) есть бесплатный кемпинг (очень симпатичный), там есть питьевая вода (колонка), туалет, столы со скамейками, нет только душа. Самой большой достопримечательностью этого кемпинга, являются костыли, которые передаются по наследству неудачно упавшим скалолазам, подвернувшим или сломавшим что-либо. Всё-таки экстремальный вид спорта!

Отто Курц
Все названия поселков и болдер-районов можно найти на местной карте, которую дают в информационном пункте для туристов. Там же можно купить и гайдбук.

Мы сэкономили очень много времени благодаря нашим друзьям Натали и Отто Курц, которые были в Бло не первый раз, знали что и где находится, и составили нам замечательную компанию.

С погодой нам повезло невероятно. В основном было солнечно или пасмурно, несколько раз прошел небольшой дождик. Встретили там Мауро Калибани и он сказал, что один раз просидел в палатке под дождём целую неделю.

Мы успели побывать в нескольких районах:
1) Bas Cuvier (Бакувье) – классика Фонтенбло,
2) Cuvier Rempart (Кувье Рампа),
3) Franchard (Франшар):
a) Pascal Meyer (Паскаль Маер)
б) Isatis (Исатис)
в) Cuisiniere (Кусинье)
4) Le Cul de Chien (Куль де Шьен).

Как оказалось тут можно не только лазать, но и заниматься ориентированием с гайдбуком, чтобы найти какой-нибудь район. Фонтенбло – это лес для треккинга и все большие тропы имеют названия указанные в гайдбуке – как улицы, по ним и пытаешься найти камни которые тебе нужны.

Район Куль де Шьен
В один из дней лазания, мы приехали в новый район и оказалось, что камни находятся в 50м от парковки.

Район Bas Cuvier (Бакувье) один из самых знаменитых. В нем очень много классических болдерингов (самых зрелищных и любимых публикой).

С этой стороны пудель
На полянке у камней собралось человек 20-ть, все с болдер-матами, всех национальностей. Избрав один из самых популярных маршрутов и застелив всё матами, все по очереди пробовали пролезть его. А кому это удавалось, тот срывал шквал аплодисментов. Со всех сторон неслось: Комон! Але! Ком! Дай! Давай! и т.д.

Люди влюбленные в болдеринг, овладевшие искусством лазания по камням, подходят к преодолению маршрутов неординарно. Они считают что надо:
1. Проникнуть в суть маршрута, прочувствовать его.
2. Подружиться с ним (погладить и почистить щеточками и шариком с канифолью).

Скалолазные танцы
3. Расстелить болдер-маты, половички, основательно подготовиться, настроиться и сделать маршрут.
Если Вы сделали всё по пунктам, то у Вас обязательно получится.

У многих на подготовку уходит пол часа. И когда этот маршрут сделан, предела радости нет. На верху камня исполняется танец с победоносными воплями… И смотреть на это со стороны очень весело. Обычно это вдохновляет на подвиги и многие проходят свои маршруты.

В один из дней отдыха мы посетили местные достопримечательности. В Фонтенбло находится загородная резиденция (огромный замок, парк и озеро) Наполеона и французских королей, была построена в 13 веке.

Также побывали в Барбизоне (городок рядом с Бло), он известен тем, что там была сильная школа французских художников. Они там жили и работали, убегая от суеты Парижа. Этот городок показался нам очень похожим на Гурзуф в Крыму. Там тоже часто можно увидеть художников, проводятся выставки и есть школа.

И ещё нас очень порадовало то, что Серёжа Ковалёв выбрал правильный курс развития болдеринга в Крыму. И хотя Крым уступает количеством камней и маршрутов, но мы идём в правильном направлении. Болдеринг имеет будущее! И Крым будет собирать такие же толпы болдерингистов, как и Фонтенбло.

Также приятно было отметить, что мусора в лесу мы не видели. Люди гуляют, лазают, отдыхают и весь мусор уносят с собой. Поэтому лес очень красивый, ухоженный и чистый. Культура – великое дело!

Всем любителям болдеринга, желаем побывать в этом чудесном районе! А тем кому очень далеко и дорого, советуем побывать в Крыму! У нас тоже здорово!

Приносим свою благодарность нашим спонсорам Scarpa, Singing rock, Milo, содействовавшим нашей поездке.