Читайте хронику Экспедиции Валерия Бабанова на пик Меру Центральная
Экспедиции >

Вершина Нупцзе Восточная с предполагаемым маршрутом Валерия Бабанова.
Фото: Gerard Vionnet
(предоставлена компанией БАСК )

Предыдущая экспедиция - успешное восхождение на пик Меру Центральная в Гималаях (осень 2001)

Интервью после возвращения из успешной экспедиции на Меру Центральная (осень 2001)

Первая попытка восхождения (неудачная) на пик Меру Центральная в Гималаях (весна 2001)

Интервью Ольги Бабановой (жена Валерия и наблюдатель в его соло-восхождениях) перед первой попыткой на Меру Центральная (весна 2001)

Интервью о Национальной французской школе гидов

Спонсоры экспедиции:

Экспедиция Валерия Бабанова
на Нупцзе Восточная
(Nuptse East, 7804 м)

Читайте новости новой экспедиции Валерия Бабанова и Владимира Сувиги на Нупцзе Восточная!

Новости экспедиции:

(14.01.2003)
Nupse. To be continued!
В марте Валерий Бабанов планирует предпринять вторую попытку восхождения по Южной стене Нуптзе. Примечательно, что это уже будет не соло-проект. 8 марта Валера и Владимир Сувига вылетают из Москвы.

(13.11.2002)
"Экстремальное лазание на экстремальной высоте"
С Валерием Бабановым беседовала Лариса Мартынкина, BASK
"- Гора очень красивая, но маршрут!… Он оказался гораздо сложнее, чем я предполагал. Не ожидал столкнуться с таким сложным снегом. Вертикальные и нависающие сугробы величиной с двухэтажный - трехэтажный дом. По гладким, засыпанным порошкообразным снегом скальным плитам крутизной 60-65 градусов приходилось пролезать без страховки по 40 -50 метров, и таких мест было немало. Ценой невероятных усилий продвигался всего лишь на 1-2 веревки в день!.. "

(4.11.2002)
Экспедиция Валерия Бабанова на Нупцзе сворачивается.
Сегодня в 11 утра по спутниковому телефону позвонил Валерий Бабанов. Валерий сообщил, что экспедиция заканчивается.
Основные причины:
1. сильный ветер на маршруте
2 . заканчивается пермит (разрешённое время на проведение экспедиции)
Валерий Бабанов после 40 дней тяжёлой работы на маршруте достиг высоты 6300 метров. 3-4 ноября Валерий с Ольгой планируют быть в посёлке Намчебазар. 10 ноября в Катманду. Все здоровы.
Подробное сообщение:
" Здравствуйте, все! Сегодня 01 ноября 2002, вот уже неделю от нас не было никаких известий, причина тому - сложная ситуация с принятием решения о судьбе экспедиции.
С 24 по 26 октября я предпринял еще одну попытку выхода на Южное ребро Нупцзе. За эти три дня дни из-за штормовых ветров мне удалось подняться всего на 100 м по высоте. Светит солнце, но ураганные ветра представляют собой какую-то неуправляемую стихию (по сводкам прогнозов погоды, скорость ветра в районе Эвереста на уровне вершины 35-45 м/с, т.е. 120-160 км/час, температура на высоте более выше 6000м: - 17..-20 по Цельсию -ред.)
Таким образом, максимальная достигнутая мной точка так и осталась на высоте около 6300 м - в районе "Башни Дьявола". Спустившись вниз, в базовый лагерь, я долго обдумывал сложившуюся ситуацию. Срок действия пермита скоро заканчивался (оставалось чуть больше недели), и нужно было еще снять около километра навешенных веревок.
В результате тяжких размышлений, 27 октября я принял решение о завершении попыток пробиться вверх по ребру, и о начале снятия снаряжения с маршрута.
За сегодняшний день я уже 4 раза выходил наверх, чтобы снять большую часть снаряжения. Через 1-2 дня сюда поднимутся носильщики, и мы покинем это уютное место - базовый лагерь Нупцзе. В душе - осадок незавершенности. Гора постоянно гудит от ветров. Гималайские масштабы, необузданность стихии еще раз напоминают нам о мимолетности и быстротечности всего живого в этом мире.
Я думаю сюда еще вернуться: уж очень задело меня это место - Южная стена Нупцзе. Большое спасибо всем, кто в меня верил и верит.
Валера, Оля, ВС Нупцзе, 01 ноября 2002, 13:45"

(24.10.2002)
"Здравствуйте, все! Сегодня 23 октября, почти 2 недели мы не могли с вами связаться и сообщить какие-либо новости о себе. Причина в сбое настроек нашего спутникового телефона. Только сегодня буквально "методом тыка" нам удалось привести телефон в рабочее состояние, но это целая отдельная история, которую можно будет рассказать при встрече
А теперь о ходе экспедиции: с 8 по 12 октября район восхождения засыпали снегопады, и я смог выйти на стену только 13 октября. Выработался график на маршруте: два дня работы с ночевкой, и затем спуск в базовый лагерь на высоту 5200 м на день отдыха.
К 20 октября я вышел на отметку высоты 6300 м, вплотную подобравшись к так называемой Дьявольской башне. Это, пожалуй, самый сложный участок протяженностью 250м, который необходимо преодолеть на полуторакилометровом крутом контрафорсе. Он представляет собой сочетание вертикальных скал с ажурными снежными образованиями, где очень часто невозможно организовать какую-либо страховку. Именно с этого места отступали многие экспедиции. Участники первой попытки американцы Джефф Лоу и Марк Твайт определили сложность этого участка как 6Б свободного лазания по французской классификации и А4 по классификации искусственного лазания. При этом не забывайте, что все происходит на высоте свыше 6300 - 6400 м.
Вот уже 3 дня я нахожусь в ВС, не имея возможности выйти на маршрут из-за ураганных ветров, господствующих на высоте. Гора гудит и днем и ночью. С гребня Нупцзе сдуваются снежные флаги несколько сотен метров длиной. Сегодня через базовый лагерь волнами прошла снежная буря.
Но я еще не сдаюсь! Завтра, если позволит погода, планирую выйти и продолжить работу на маршруте. Надеюсь, что мы теперь будем регулярно сообщать о себе. Очень рады, что у нас снова работает телефон. Всем большой привет! " Валера, Оля, Южная стена Нупцзе, 5200 м.

(21.10.2002)
У Валерия Бабанова проблемы cо спутниковым телефоном. Именно этим обстоятельством объяснилось затянувшееся молчание альпиниста. Последний раз мы слышали голос Валеры, записанный на автоответчик BASK, 9 октября. С тех пор известий не поступало.
Наши регулярные сообщения прогнозов погоды, в которых синоптики пророчили в районе Эвереста на уровне вершины штормовые ветры со скоростью 35-40 метров в секунду и частые снегопады, оставались невостребованным. О технических трудностях экспедиции нам сообщил в коротком телефонном разговоре Валентин Божуков. Хотя видимых неисправностей не обнаружено, связь с миром базового лагеря Нупцзе прервалась.
По сведениям Божукова, на 15 октября Валерием была достигнута отметка высоты 6100 м.
7.10.2002 Из репортажа Валентина Божукова из ВС Нупцзе: "Осенью 2002г. я приехал в Непал для создания сервисного центра по обслуживанию российского кислородного оборудования для альпинистов. Узнав о приезде Бабановых, решил посетить их в базовом лагере на леднике Нупцзе-Лхоцзе. Зная о "Золотом Ледорубе" Бабанова и присутствуя весной на заседании ФАР (президент - Мысловский), где было заявлено, что Бабанов не выполнил нормы МСМК, захотел познакомиться с Валерой и Олей, поговорить о гималаизме, и выслушать мнение опытного восходителя о созданной нами технологии и аппаратуры для подготовки альпинистов к подъему на восьмитысячные высоты.
В базовом лагере Бабановых я пробыл 3 дня, был очарован их гостеприимством, теплотой их семейных отношений. Третью неделю Валера один на один бьется со скальными отвесами, нависающими карнизами и пустотными "снежными грибами" контрафорса Южной стены Нупцзе, каждое утро с рассветом выходя на подготовку маршрута, как на работу. Это тяжелая работа профессионального альпиниста: не обращая внимания на ветер, снегопады уходящего муссона, заносить снаряжение, вешать веревки, организовывать промежуточные станции. Достигнута высота 6000м. Впереди еще почти два километра и 40 дней "пермита" - разрешения быть на маршруте. "Дай Бог тебе погоды", - последнее мое пожелание по рации при расставании на леднике с Олей - связующей нитью Валеры и человечества в его соло на Нупцзе".

Компания BASK, предоставившая альпинисту спутниковый телефон, срочно связывается с провайдером, чтобы установить причину неполадок и по возможности в кратчайшие сроки найти способ решения возникших пролем.
По сообщению БАСК

(10.10.2002)
"Здравствуйте, все! Сегодня 9 октября, мы сидим в базовом лагере в ожидании хорошей погоды. Всю прошедшую ночь и весь сегодняшний день - снег, Горы практически не видно. Вчерашний день тоже не выделялся в плане хорошей погоды. За 5,6, и 7 октября мне удалось выйти на отметку 6000 метров. Продвижение вверх идет довольно медленно, особенно из-за снега. Рельеф сложный, снег "пустой" и во многих местах крутой. Снег лежит на скальных плитах, и страховка на нем ненадежная. Единственная опора это скалы, зацепиться можно только за них. Как я уже сказал, снег "пустой", выкристаллизованный, это значит, что на него наступаешь, как в пустоту - не держат ни руки, ни ноги. Выше 6000 ожидаются крутые снежные пролеты протяженностью по 100 м, это меня немного настораживает в плане прохождения. Крутизна некоторых участков достигает 75 градусов. Ну, да ладно, что-нибудь придумаем. Поборемся! Еще раз спасибо за свежий прогноз погоды. Большой привет всем, Валера, Оля. 9.10.2002, 12:26 "

(27.09.2002)
"Привет всем! Сегодня 27 сентября. Я только что спустился сверху, работал на маршруте. У нас идут снегопады. За те 8 дней, что мы здесь находимся, только один день был без осадков. У меня из-за отсутствия погоды никак не получается перешагнуть отметку 5650м. Вот и сегодня в 6 - 7 часов утра погода была неплохая, даже солнышко посветило. Но пока я поднимался по последней закрепленной веревке, поползли тяжелые тучи, погода испортилась, пошел снег. Рабочий день на этом закончился.
Сейчас я работаю на первом большом скальном бастионе, и мне очень необходимо солнце, а вместо него - сплошная снежная река, затопившая скалы. Южная стена Нупцзе постоянно гремит, затихая только на ночь. Особенно шумела она вчера, 26 сентября: до этого ночью прошли очень сильные снегопады, а днем все начало таять. Хотя наш базовый лагерь расположен в безопасном месте, но недалеко от стены, и вчера ощущение было такое, будто мы находимся на линии фронта. В остальном все нормально, все живы - здоровы. Надеемся, что вот- вот наступит перелом в погоде. Как говорится, надежда умирает последней. На этом все, пока. Валера, Оля. "

(24.09.2002)
"Здравствуйте, все! Сегодня 24 сентября. У нас все хорошо, все живы и здоровы. Вот только с погодой нелады — за эти 5 дней мне удалось сделать всего 2 выхода на маршрут, идут снегопады. Я закинул веревки и прочее снаряжение. Пока максимальная высота, на которую мне удалось подняться — 5600 м: не густо, что и говорить. В базовом лагере зима, идет снег, из пуховок не вылезаем. Правда, если солнышко выходит, все довольно быстро тает. От базового лагеря до маршрута около часа ходу: по каменистой морене и далее вверх по леднику. Сам маршрут начинается на высоте 5400 м. Повар Пасанг у нас отменный, прекрасно готовит, за эти дни ни разу не повторился в приготовлении блюд. На этой вкусной ноте можно закончить мой коротенький рассказ. Привет всем, Валера, Оля 24.09.2002, 5:50 ".

(23.09.2002)
"Здравствуйте, все! Сегодня 20 сентября. Вчера, 19-го, мы прибыли в базовый лагерь. Он находится на высоте 5200 м прямо напротив громадной Южной стены Нупцзе. Масштабы грандиозные! Погода сегодня нас балует. Уже 4 часа дня, а солнце все еще светит. До этого днем вчера, позавчера шли снегопады. Сегодня самочувствие уже гораздо лучше.
Вчера был тяжелый день: мы вышли из Тянгбоча (3860 м - ред.) и за 5 часов набрали 1000 м высоты. Сегодня день отдыха. Я готовлю снаряжение для начала обработки маршрута. Повар и его помощник обустраивают базовый лагерь. Нас всего четверо: я, Оля, повар Пасанг и его помощник Нури. Наш офицер связи обещал быть, но это пока под сомнением. Других экспедиций поблизости не наблюдается.
Что касается маршрута, то он сейчас не в самом лучшем состоянии: много снега. Скалы сильно заснежены, но я надеюсь, что пока буду обрабатывать нижнюю часть контрафорса, состояние маршрута улучшится. Получил ваш прогноз погоды (подробный прогноз погоды в районе Эвереста от американской компании SMHI специально для Валерия Бабанова регулярно передается по спутникововму телефону, предоставленному BASK, при содействии risk.online -ред). На этом всё. Валера, Оля".

(18.09.2002)
Новое препятствие на пути Валерия Бабанова: прохождение ледника Кхумбу стоит 4000 долларов!
Долгий путь Валерия Бабанова к вершине Нупцзе Восточная начался. 17 сентября Ольга и Валерий покинули Намче Базар (3450 м) и выдвинулись в направлении Тянгбоча (3860 м). Однако, реальная ситуация в Непале заставила альпиниста внести коррективы в план подготовки к восхождению. Об этом стало известно из письма Бабановых от 16 сентября: "Привет! Пишем мы из Намче. Сейчас и здесь есть возможность пользоваться Интернетом. Мы в порядке! Погода, правда, нестабильная. Иногда идет дождь. В долине и на тропах встречается не так уж много туристов. Может, сезон еще не наступил. Этой осенью всего 4 экспедиции на Эверест, несколько на Амадаблан, и конечно экспедиции треккингеров на Айланд - пик. Я думаю, что реализовать план акклиматизации путем восхождения по Кхумбу на Южное седло Эвереста не удастся. В Министерстве туризма сказали, что для этого надо заплатить 4 000 долларов. Придется найти иные возможности для получения акклиматизации. Завтра (17.09) мы выходим в Тьянгбоч. Надеемся прийти в Базовый лагерь 19 сентября. Будем звонить из БЛ."

(16.09.2002)
Первое сообщение Валерия и Ольги Бабановых из Катманду: 14.09.2002
"Мы в порядке. Вчера прошел брифинг в Минестерсве туризма Непала. Завтра - 15 сентября, мы улетаем в Луклу. Сегодня вечером мы были в ресторане с двумя украинскими альпинистами: Вячеславом Терзеулом и Владимиром. Мы встретили их сегодня утром, они собираются на Дхаулагири в этом сезоне.
Сегодня утром виделись с Мисс Хоули у нас в отеле. Мы были рады снова увидеться в Катманду. Мы обсудили стратегию восхождения на Южную стену Нупцзе. Она сказала, что на такое способен только Бабанов и Хумар."

(16.09.2002)
Вечером 12 сентября Валерий Бабанов благополучно вылетел в Дели
"Старт гималайской сольной экспедиции Валерия Бабанова с целью восхождения на непокорённую вершину Нупцзе Восточная состоялся на день позже намеченного срока. Из-за проблем на таможне, 11 сентября Валерий и Ольга Бабановы так и не поднялись на борт самолёта, вылетающего в Дели. К счастью, недоразумения в аэропорту лишь на сутки задержали альпиниста в Москве, и это не повлияло на сроки проведения экспедиции.
Уплотнился лишь график подготовительных мероприятий. Как только разрешились все проблемы, Валерий связался с фирмой Windhorse, принимающей экспедицию в Непале, и попросил не отменять запланированную встречу с журналистами. Если не удастся обменять билеты из Катманду в Луклу, на закупки продовольствия и всего необходимого Бабановым придется потратить на один день меньше, чем они предполагали.
Теперь, когда устранены все формальные барьеры, остается пожелать Валере удачи в преодолении главного рубежа. "

(13.09.2002)
Планы Валерия Бабанова сорваны российской таможней
"Экспедиция Валерия Бабанова может существенно изменить сроки: дело в том, что фирма Windhorse, принимающая экспедицию на Нуптзе Восточную, уже выкупила билеты в Луклу, запланировала проведение брифинга и т.д. Всё теперь придется организовывать заново. Попытка Валерия и Ольги Бабановых вылететь сегодня в Дели не увенчалась успехом. Не удалось вовремя преодолеть первый барьер: таможню. Не возите много денег через Российскую таможню, даже если у вас есть декларации на ввоз и справки! Всегда есть повод придраться и не пропустить: невзирая на лица. Таможне, понятно, нет дела - обладаете вы "Золотым ледорубом" или нет. На преодоление второго препятствия (сдача багажа и получение посадочного талона) уже не хватило сил - всегда проверяйте правильность оформления билетов. Даже небольшое исправление может сорвать ваше путешествие. Будьте бдительны!"
Очевидец происходящего, Владимир Богданов Фирма БАСК

(13.09.2002)
Альпинизм высоких достижений: один на один с Горой
Интервью с Валерием Бабановым Специально для BASK провела Лариса Мартынкина
"Всё, что я делал до этого, было лишь прелюдией. Этот самый сложный маршрут, который мне предстоит пройти: он весь состоит из ключевых участков. Не завоёванная никем Нупцзе Восточная давно волновала моё воображение: года три размышлял, взвешивал возможные шансы на неё подняться…"