Автор: Владимир Рогов, г.Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц. Кавказу (Приэльбрусью), совершенном с 21 июля по 01 августа 2018 г. группой туристов СТК «Вестра» г. Москвы

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация

Московский горный клуб “Вестра” Адрес: г. Москва, Студёный проезд, дом 7 Web: http://www.westra.ru

Выпускающая организация: МКК ФСТ-ОТМ Маршрутная книжка: №1/3-211

Район похода

Страна:Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево- Черкесская Республика

Географический район похода: Центральный Кавказ, Приэльбрусье

Список пройденных препятствий: 6 из них 1А 2 шт.

• пер. Балкбаши (1А, 3691)
  • пер. Кольцевой (1А, 3100)

1 Б 4 шт.

• связка пер. Кюкюртлю Южн (3690) + пер. Вероника + пер. ЭКТ (1Б)
  • пер. Хотютау (1Б, 3500)
  • пер. Терсколак (1Б, 3600)
  • пер. Ирик Вост (Советский Воин) (1Б, 3760)

Протяжённость: 125 км (с учетом коэфф. 1,2)

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризм а

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км.

Максимальная высота, м.

Максимальная высота ночевки, м.

Продолжительно сть Общ. (Ход. Дней)

Сроки проведения

Горный

2 к.с.

12 (11)

21.07.2018-01.08.2018

Нитка маршрута заявленная:

Урочище Джили-Су - поляна Эммануэля - пер. Балкбаши (1А, 3691) – д.р. Битюктюбе - пер. Кольцевой (1А, 3100) – д.р. Уллухурзук - пер. Кюкюртлю Южн (3690) + пер.Вероника

+ пер. ЭКТ (1Б) - д.р. Уллукам - пер. Хотютау (1Б, 3500) - Эльбрусское озеро - пос.Терскол- пер. Терсколак (1Б, 3520) - долина Ирикчат - пер. Ирик Вост (Советский Воин) (1Б, 3760) + пер. Ворута (1А) - д.р. Мукал - пер. Сылтран (1А, 3205) - Спуск в В. Баксан

Нитка маршрута фактическая:

поляна Эммануэля - пер. Балкбаши (1А, 3691) – д.р. Битюктюбе - пер. Кольцевой (1А, 3100) – д.р. Уллухурзук - пер. Кюкюртлю Южн (3690) + пер.Вероника + пер. ЭКТ (1Б) - д.р. Уллукам - пер. Хотютау (1Б, 3500) - Эльбрусское озеро - пос.Терскол - пер. Терсколак (1Б, 3520) - долина Ирикчат - пер. Ирик Вост (Советский Воин) (1Б, 3760) - д.р. Кыртык - Спуск в В. Баксан

Запасные варианты маршрута

Перевал Кольцевой обходится долинами рек Битюктюбе и Уллу-хурзук.

Перевалы Вероника и ЭКТ обходятся спуском в долину реки Уллу-кам по притокам Акбаши и Актерек соответственно.

Перевал Ворута и перевал Сылтран обходятся долиной реки Кыртык.

Аварийные выходы с маршрута

В аварийной ситуации возможен спуск из любой точки долинами рек до автомобильной дороги.

Изменения маршрута и их причины

Заявленный маршрут группа прошла не полностью.

1. Мы не заехали на курорт Джили-Су потому, что одна из участниц опоздала на самолет и добиралась до Минвод автобусом. Ожидая её, мы задержались в городе почти на 12 часов. Чтобы скомпенсировать отставание от графика, заехали сразу на поляну Эммануэля, минуя Джили-Су.
  2. Отказ от перевалов Ворута и Сылтран вызван накопившейся усталостью участников. Поскольку техническая норма на момент принятия решения была уже выполнена, мы обошли эти перевалы по заявленному запасному варианту (грунтовой дороге).

График движения

6.4

30.07.18

пн

д.р. Ирикчат, подход под пер.Ирик Вост.

2750 -

4.7

31.07.18

вт

пер. Ирик Вост. 1Б – д.р. Мкяра

3760 -

01.08.18

ср

д.р. Мкяра - пос. Верхний Баксан.

Список пройденных препятствий

название К.С Выс. Хар-р Дата прохожд. Местонахождение
Балкбаши 3691 ос, троп а 23.07.2018 Находится в с-з отроге Эльбруса, соединяет долины рек Кызылкол и Битюктюбе. Используется местными жителями.
Кольцевой 3100 ос 24.07.2018 Находится в зап. отроге Эльбруса,
соединяет долины рек Битюктюбе и Кюкюртлю (исток р.
Уллухурхук).
Кюкюртлю Южн. Св я з к а 1Б 3674 тр- ос 25.07.2018 Находятся в зап. отроге Эльбруса. Соединяют верховья правых притоков Кубани. Связкой позволяют пройти от ледн.Кюкюртлю до верховий Уллукама.
Вероника (Атбаши) 3367 ос 25.07.2018
ЭКТ 3400 тр- ос 26.07.2018
Хотютау 3500 лд-ос 27.07.2018 Находится в южн отроге Эльбруса (перемычке Хотютау), соединяет долины рек Уллукам и Баксан.
Терсколак 3600 сн-ос 29.07.2018 Находится в ю-в отроге Эльбруса, соединяет долины рек Терскол и Ирик.
Ирик Вост. (Советский Воин) 3760 лд- ос 31.07.2018 Находится в вост. отроге Эльбруса, соединяет долины рек Ирикчат и Мкяра.

Перевальные записки

На всех перевалах, пройденных нами совместно с группой Ивановой И.А., мы должны были снимать их записки. Но, поскольку мы отставали всего на 10-15 минут, информацию о состоянии группы и направлении движения они нам передавали устно))

Ниже приведены записки с перевалов Кольцевой и Терсколак, которые мы проходили отдельно от группы Ивановой И.А.

Схема маршрута

Ниже представлена карта района с нанесённой фактически пройденной ниткой маршрута согласно журналам навигатора Garmin 6 4st.

Для формирования представления масштаба, на карте выполнено наложение масштабной сетки для данной широты и долготы (датум для формирования сетки - WGS84, шаг сетки - 1 км), сетка привязана к левому верхнему и правому нижнему углам видимой области. Для генерации сетки применено программное обеспечение Grid, распространяемое поисковой группой Lisaalert.org.

Чуть более толстой серой линией приведены границы листов карт генерального штаба соответствующих масштабу отображения 1:100000, границы сгенерированы программой SAS.Planet.

Состав группы

Опыт: ПВД Должность: штурман

ФИО: Баранов Иван Максимович

Опыт: ПВД

Должность: подрастающее поколение (ПОНЬ)

ФИО: Женецкая Елена Андреевна

Должность: медик

ФИО: Богданова Екатерина

Опыт: ПВД Должность: фотограф

Общая идея похода

Поход проводился в рамках горной школы базового уровня турклуба «Вестра» (город Москва) в 2018 году. «Эльбрусское кольцо» - несложный и зрелищный маршрут, отлично подходящий для первого горного похода. Он доступен, безопасен, хорошо исследован. Достаточно близкое расположение и хорошая транспортная доступность сделали маршрут подходящим для тех, кто ограничен финансово и по времени. Также в нем много природных и рукотворных достопримечательностей, разнообразный рельеф и богатая история.

Большую часть похода мы шли совместно с группой Ирины Ивановой, что объяснялось соображениями комфорта, удобства и безопасности. Группы сохраняли автономность и иногда разделялись для прохождения маршрутов, но почти всегда находились на расстоянии действия раций.

Заезд выезд, организация заброски

Заезд в данный район можно сделать через 3 города: Нальчик, Кисловодск, Минеральные Воды. Мы заезжали через Минеральные Воды, куда часть группы прилетела самолетом (2,5 часа пути), а часть – поездом (30 часов пути). И поезд, и самолёт прибили в Минеральные Воды рано утром, примерно в 3.30 - 4 утра. Мы договорились встретиться на ЖД вокзале. Такси от аэропорта до вокзала стоит 200р. с машины (4 чел с рюкзаками), время в пути менее 10 минут.

Нам пришлось задержатся на вокзале, т.к. одна из участниц нашей группы опоздала на самолёт и догоняла нас на автобусе. Автобус из Москвы до Минеральных Вод ходит от м. Царицыно. Заявленное время в пути 20 часов, фактическое около суток. Все это время мы ждали опоздавшую участницу возле ЖД вокзала, распределяли заброски.

Машины на заезд и завоз заброски были заказаны заранее, договаривались по личным каналам. Организовывал заезд Борис Чатаев +7(928)0334444, вторым водителем был Василий +7(928) 3497789. Для заезда 14 человек потребовалось 2 микроавтобуса (по 7 чел с рюкзаками в каждом). Цена каждой машины была 8000р, на всех 16000р. И машинами, и водителями мы остались вполне довольны, рекомендуем.

Заброску в Терскол везли попутным грузом, вместе с параллельной группой альпинистов, договаривались по личным каналам. Цена за доставку была оговорена – 1000 рублей, но по факту водитель не взял с нас денег. В Терсколе заброска ждала нас у друзей на квартире.

Из МинВод первая машина выехала в 14.10, вторая только в 16.00, дождавшись отставшую участницу. Встретились в кафе на подъезде к Джилысу, там же и перекусили. Чтобы мы не сильно выбились из графика, заезжаем сразу на кош у «Белого Нарзана», что напротив поляны Эммануэля на левом берегу Кызылкола. Цена за дорогу у нас не изменилась. Стоит отметить, что заезд на поляну Эммануэля возможен только на полно-приводном автомобиле или вездеходе.

Обратная дорога из ущелья Баксан не составляет трудностей. Из посёлков Терскол и Верхний Баксан ходят рейсовые автобусы, кроме того широко представлены услуги такси. На дальние поездки лучше заказывать такси из Тырныауза, т.к. там дешевле тарифы, нежели чем в курортном Терсколе.

Несколько контактных телефонов:

Такси Тырныауз 8-928-084-63-70 8-928-076-60-65 Шамиль 8-928-717-71-34

Борис 8-928-693-15-40 Магомед 8-938-701-22-08 Арсен 8-928-710-45-01.

Мы уезжали опять двумя группами, но по частям: несколько человек самолетом из Нальчика, несколько поездом из Минеральных Вод. Наняли машину на всех 14 человек, которая завезла нас сначала в Нальчик в аэропорт за 6000, а потом оставшихся в Минеральные Воды на вокзал еще за 3000.

Получение погран пропусков.

Основная нитка маршрута проходила вне погранзоны. В погранзону входил только маленький участок пути в верховьях р. Уллукам, между перевалами ЭКТ и Хотютау. Это самая удаленная от границы долина, и пограничники появляются там редко, но все же требует наличие пропуска.

Заказать пропуска сейчас можно бесплатно по интернету, а разрешительная бумага с печатью придет к вам по почте. Весь процесс заявки подробно описан в статье

Для получения погранпропусков мы отправили заявление и сканы паспортов в погранотряд по адресу pu.kcherkes@fsb.ru (телефон для справок 8(8782)26-41-33) примерно за месяц до похода. . От себя можем добавить, что озадачиться получением погранпропусков необходимо заранее.

Безопасность на маршруте

В данном районе в наши сроки одновременно находились 4 группы нашего клуба. Две группы двигались сходными маршрутами, еще две параллельно. Между собой мы поддерживали связь через LPD – радиостанции. Связь с цивилизацией осуществляли через сотовые телефоны, в данном район неплохо работает оператор Мегафон. Покрытие не идеальное, но оно есть. На экстренный случай на у нас на две группы имелся спутниковый телефон системы Турайя, через который мы отправляли SMS нашему клубному координатору.

На поляне Эммануэля мы встали на учет в МЧС. Придя в Терскол, еще раз зашли в МЧС, подтвердили благополучное завершение первого кольца и продолжение маршрута. Кроме того, некоторые участники, хотя и не все, были застрахованы в компании https://saveprolife.ru/ на сумму 50 000 $, с учетом занятий спортивным туризмом и возможностью привлечения вертолета.

Техническое описание маршрута

День заезда 21.07.2018

В Минеральные Воды мы прибыли тремя группами:

1. На поезде №034С, приходит на вокзал Минводы в 04:30. В поезд мы загрузили все заброски, большую часть еды и снаряжения.
  2. На самолете. Из Москвы есть несколько рейсов, прибывающих в Минводы рано утром. Мы планировали оказаться на ж/д вокзале до прихода поезда, чтобы помочь нашим ребятам с разгрузкой. Между аэропортом и ж/д вокзалом приблизительно 6 км, на площади перед аэропортом всегда дежурят таксисты, нам удалось договориться по 200 руб. за машину (4 человека с рюкзаками).
  3. На автобусе. Одна из участниц опоздала на самолет и была вынуждена добираться до Минвод автобусом. Автобус стартует от автовокзала метро Царицыно и считается, что едет меньше суток. Реально, участница провела в автобусе ровно сутки.

До момента прибытия опоздавшей участницы мы формировали заброски, распределяли по участникам группы продукты и общественное снаряжение. Погода была теплая, солнечная, безветренная. Ввиду того, что группа Ивановой Иры была в полном составе, в 14:20 они погрузились в микроавтобус и уехали на поляну Эммануэля к Белому Нарзану. Через 1,5 часа мы дождались оставшуюся участницу нашей группы. В 16:00 сели в микроавтобус и тоже отправились в сторону поляны Эммануэля. Автомобильная трасса плавно перешла в грунтовую дорогу, пригодную для проезда полноприводного автомобиля (микроавтобуса). В 17:00 погода начала заметно портиться, стал накрапывать мелкий дождь. В 18:00 мы встретились с группой Ивановой Иры в придорожном кафе. Дождь усилился, стал сгущаться туман. В 19:05 двумя группами продолжили движение. Дождь прекратился. В 20:15 прибыли на ночевку на поляну Эммануэля к Белому Нарзану. Стемнело, заметно похолодало, в долину реки Кызылкол спустился туман. Лагерь поставили на левом берегу реки Кызылкол. Было принято решение форсировать реку Кызылкол рано утром, когда уровень воды спадёт.

1 день 22.07.2018

Подъём в 05:30. Погода нас порадовала: солнечно, безветренно и малооблачно. Мы наконец-то увидели Эльбрус во всей красе. В 06:25 последние участники покинули лагерь. В 06:50 переправились через реку Кызылкол по хлипкому мосту (отметка на треке 04). Уровень воды небольшой, скорость течения - средняя. В случае падения с моста на переправе - не унесёт. В 07:00 расположились на завтрак (поляна Эммануэля - базовый лагерь для восхождения на Эльбрус с севера). Отмечено, мест для палаток много, можно разместиться в коммерческих лагерях. Источник питьевой воды с левой стороны, если стоять прямо к Эльбрусу - 200 метров вниз по пологому склону (отметка на треке 05).

В 08:40 группа была зарегистрирована в МЧС и начала движение в сторону перевала Балкбаши по хорошо читаемой тропе. Через 15 минут по мосту перешли на правый берег притока реки Кызылкол, чтобы добраться до травянистого плато Ирахик-Сырт. Размытая, местами заросшая тропа шла среди кочковатых лугов, на которых пасут лошадей. В 11:14 мы начали спуск с сырта по травянисто-каменистому склону. Через 15 минут дошли до родника с питьевой водой (отметка на треке 08). До этого воды не было в течение 3 переходов. В 12:21 спустились в долину реки Кызылкол, разбили лагерь чуть выше маркированного туром места переправы, где были удобные места под палатки. Чистую воду нашли в ручье чуть выше. Переправляться через реку решили на следующий день утром. В 15:15 осуществили радиальный выход вдоль реки Кызылкол вверх по течению, чтобы посмотреть ледяную пещеру (грот), из которой вытекает река.

В 16:30 погода начала существенно портиться, начался сильный дождь с градом. Все участники быстро собрали вещи и попрятались по палаткам. В 18:16 дождь закончился, мы приготовили вкусный ужин. В 21:13 дождь снова разошелся, в долину спустился туман.

2 день 23.07.2018

Встали в 04:30, солнечно. Быстро собираем лагерь и начинаем бродить реку Кызылкол. Оптимальное место для брода находится чуть ниже лагеря и маркировано турами. Брод по щиколотку, течение среднее – бродим по одному. Днём там брод не представляется возможным. За 30 минут переправляемся и на противоположном берегу готовим завтрак. В 07:50 выдвинулись в сторону перевала Балкбаши по травянисто-осыпному склону без тропы. В 08:50 вышли на гребень морены, на хорошо различимую тропу со средней осыпью, по которой начался затяжной подъем на перевал. В 13:40 – обед в моренном кармане в прямой видимости перевала, есть места под палатки, рядом ручей с питьевой водой. В 14:47 тропу накрыл густой туман, движение в сторону перевала проходило в условиях практически нулевой видимости, по хорошей тропе по осыпному склону. В 15:21 группа наконец-то зашла на наш первый!!! перевал Балкбаши и заслуженно съела перевальную шоколадку! На перевале безветренно и тепло, туман не рассеялся, видимость в районе 50 метров. Перевал обозначен большим рукотворным туром. Снята записка турклуба МИФИ (рук. Савченко Б. А.) от 23 июля 2018 года. В 15:42 начали спуск с перевала в долину реки Битюктюбе. Спуск проходит по маркированной тропе, сначала по осыпному гребню правее (орографически) седловины перевала, потом по травянистому склону и не представляет сложности (кроме появления первых мозолей). Облака начали потихонечку рассеиваться, мы пошли бодрее. За 2,5 перехода по крутой тропе с серпантином спустились к ручью, перешагнули на его правый берег и продолжили спуск в долину реки. В 18:47 недалеко от базы на нарзанных источниках остановились на ночлег рядом с рекой Битюктюбе на высоте 2678 метров.

3 день 24.07.2018

Подъём в 05:00. Погода солнечная, без осадков, но с небольшой облачностью. Сегодня группы двух руководителей разделились: группа Ивановой Иры направилась в сторону перевала Лётчика Машкова, наша группа – в сторону перевала Кольцевой. В 07:10 начали движение по маршруту. В 07:20 форсировали реку Битюктюбе на месте скотопрогонной переправы в 100 метрах выше по течению от нарзанных источников. Брод по щиколотку, течение среднее – бродим по одному. Далее путь к перевалу продолжили по скотопрогонной тропе, идущей вдоль левого берега левого притока реки Битюктюбе, напротив того места, где переправлялись. Через 45 минут хода на травянистых полянах тропа стала еле различимой, держим курс на снежник. На морене снова стала появляться тропа, помеченная турами. В 11:41 остановились перед снежником на привал, высота которого 3265 метров. Для подъёма на перевал начинаем движение по снегу без кошек по свежим ступеням, сделанным ранее прошедшей здесь группой. Через 30 минут склон начал выполаживаться. Вышли на плато с очень красивым перевальным озером, в нём можно искупаться, если погода солнечная.

В 12:50 добрались к туру перевала Кольцевой. Солнечно, но очень ветрено! Поэтому на перевале провели только 25 минут. На широкой седловине Кольцевого есть много подходящих мест под палатки, но нужно обязательно строить ветрозащитные стенки. Спуск в сторону ледника Кюкюртлю начали по очень мелкой и неприятной живой сыпухе. На высоте 3003 метра (метка 022) – резкий сход с тропы по мелкоосыпному живому склону серого цвета («лифт», резкий сброс высоты - 115 метров).

В 15:28 подошли к реке Уллухурзук, которую перешли в 16:03 «стенкой» по 4 человека, уровень воды – по бедро, течение – бурное. Начали подъем по тропе вдоль левого берега реки. Через 40 минут перешли парами ручей, который впадает в ту же реку. Глубина ручья – чуть выше колена. В 17:30 чуть выше ручья нашли хорошее место для ночевки. Внимание! последний ручей переходить было не нужно!!! На следующий день его придётся бродить обратно. Стали стирать вещи, высушили ноги и отогрелись. Приготовили суп и чай. Спустя некоторое время с нами связалась группа Ивановой Иры. Ребята нас сориентировали, что мы пришли немного не туда. Сами они остались ночевать на морене.

4 день 25.07.2018

Подъём снова в 05:00. Погода солнечная и малооблачная. В 07:07 вышли из лагеря и перешли вчерашний ручей по камням. Уровень воды в ручье заметно снизился. Далее движемся по тропе, которая идет орографически левым бортом долины по гребню древней морены. Впереди нас расположились западная вершина Эльбруса и стена Кюкюртлю. В 08:14 перешли ручей по камням, прошли чуть дальше и встретились с группой Ивановой Иры. Движение продолжили вместе по некрутым осыпным склонам, временами по небольшим снежникам. Перевал находится в левой по ходу стороне цирка, на подъеме есть хорошие площадки под палатки. В 11:00 устроили привал на высоте 3433 метров недалеко от перевального взлёта. Перевальный взлёт - снежный, протяженностью около 300 метров, крутизной от 25 до 35 градусов, поэтому в целях безопасности надели кошки и взяли в руки ледорубы. Движение проходило по розово- коричневому льду, который дурманяще пах арбузом и липкому снегу, по которому шли полной стопой. На последних 50 метрах снежника под тонким слоем снега обнаружился лед,для скорости и безопасности прохождения повесили веревку. Этот участок перевала считаю ключевым, дальше идти проще. В 12:35 остановились на привал в русле высохшего ручья, сняли кошки. Последние 50 метров до перевала шли по живой осыпи крутизной 20 градусов. В 13:21 вышли на перевал Кюкюртлю Южный, который расположен в западном отроге Эльбруса, соединяет верховья реки Уллухурзук и верховья долины Акбаши. В связке с перевалом ЭКТ (1Б) ведет в верховья долины Уллукама. Перевальная седловина – широкий осыпной гребень, где есть 1-2 места под палатки, но вода только в 50 метрах ниже седловины в снежнике. С перевала хорошо просматривается перевал Вероника и путь к пер. ЭКТ. Сняли записку группы туристов ТК Вестра под руководством Кошевенко Михаила от 24.07.2018.

Спуск с перевала в левой части седловины - крутой, по мерзкой мелкой осыпи, самой отвратительной среди тех, что мы видели на тот момент. В нижней его части пересекли небольшой снежник и ручей. Далее движение продолжили в сторону перевала ЭКТ и вышли к его подножию в верхний цирк долины ручья Актерек.

Здесь нашли место под стоянку для 4 палаток рядом со снежником и ручьем, вытекающем из него, поужинали. А потом началась сильная гроза, которая загнала всех в палатки.

5 день 26.07.2018

В 06:40 вышли из лагеря в сторону перевального взлёта перевала ЭКТ. Погода солнечная, но ветреная, малооблачно. Перевальный взлёт крутизной до 40 градусов заканчивае тся снежником. Для прохождения данного участки кошки не понадобились, самостраховку осуществляли ледорубом. С этой стороны подъём на перевал оказался простым. В 07:05 - на перевале. Опять сняли записку группы туристов ТК Вестра под руководством Кошевенко М ихаила от 24.07.2018. Седловина ЭКТ - пологая, мелкоосыпная, воды нет, но есть места под палатки.

В 07:24 начали спуск по хорошо читаемой тропе, который оказался гораздо сложнее, чем подъем. Вначале тропа шла по руслу ручья, а затем траверсом ушла влево по крутому скользкому травянистому склону, который плохо держит ногу. Шли по левому борту долины ручья на седловину отрога, далее перевалили через гребень и продолжили спуск по пастбищным тропам. В общей сложности спуск в долину реки Уллукам занял около дв ух часов. В 09:55 осуществили переправу через реку Уллукам (в верховьях река называется Уллукам, а чуть пониже в долине - Кубань) с очень быстрым течением, но по камням (высота 2893 метра). Уровень воды стремительно поднимался, где-то через час пришлось бы переходить реку вброд. После переправы устроили привал, перебинтовали и посушили ноги. Далее небольшой спуск по левому берегу реки Уллукам до старой немецкой дороги, по которой опять начали подъём наверх. С этой стороны подъем на дорогу неявный, нужно траверсировать склон по траве и кустам. Ориентир – пологая травяная полка, видимая на склоне. Далее появляются несколько троп, постепенно сливающихся в одну. Погода хорошая, солнечная и безветренная. Малооблачно. Склон постепенно из травянистого переходит в каменистый. Воды нет. В 13:36 мы наконец дошли до снежника - единственный источник воды на пути. Сварили вкусный борщ, а также замешали Zuko со снегом и сделали мороженое (самый вкусный фруктовый лёд на высоте выше 3000 метров). Всем рекомендуем!!! Продолжили движение по каменистому склону. В 16:52 устроили привал у старого немецкого блиндажа. Там разбросаны ржавые консервные банки, гильзы и ещё много разных железяк. Очень атмосферно. И вид открывается прекрасный. Далее двигаемся вверх, проходим мимо ручья, вытекающего из большого снежника, и в 17:55 дошли практически до немецких минометных позиций над перевалом Хотютау. С одной стороны, любовались видом на ледник Азау и перевал Хотютау, с другой, на долину, откуда мы пришли. Также отлично видна южная сторона Эльбруса. Седловина широкая, плоская, есть оборудованные площадки под палатки. Единственное, источника с водой рядом не было, поэтому пришлось спускаться чуть вниз в сторону долины, откуда пришли, чтобы набрать воды. Перевал Хотютау находится в приграничной зоне, для нахождения там необходимо заранее оформлять пропуск, иначе велика вероятность попасть в цепкие руки пограничников.

6 день 27.07.2018

В 07:08 вышли в направлении перевала Хотютау по скальному гребню. Тропа сначала идет прямо по гребню до небольшой седловины, далее, обходя жандарм, спускается вправо по ходу и, траверсом по осыпи, выходит на седловину перевала. Ярко светило солнце, ветра не было, как и туч. Настроение у группы отличное. В 07:45 взяли перевал Хотютау, который соединяет долины рек Кубань и Азау. Сняли записку группы туристов из города Дмитрова под руководством Искусных С. от 25.07.2018. С перевала отчётливо видна гора Ушба (красавица!!!), которая уже находится в Грузии. А самое главное, снег подтаял и обнажил все трещины на леднике после перевала. Это значит, что мы пойдём без связок и без кошек!

В 08.10 начали спуск по каменисто-осыпной тропе к ледовому плато Хотютау. Движение продолжили по открытому леднику, аккуратно перепрыгивая через трещины. Под действием солнца лед таял, образовывались ручьи с невероятной голубой водой, которые стекали в воронки. Дошли до снежной пещеры на ледовом плато, некоторые члены группы рвались зайти внутрь, но бдительные инструктора (Ира с Вовой) не позволили!!! Рядом с пещерой были проведены ледовые занятия. Закрепляли навыки работы с бурами, повторяли, как правильно делать ледовые точки и проушины.

После занятия снова шли по леднику. Далее вышли на гребень срединной морены, перевалив который, оказались на леднике Большой Азау, который изрезан трещинами и ручьями. У боковых морен расположился ручей, который мы перешли по камням, дальше вышли на тропу. Мы периодически шли по разному мусору, пахло далеко не арбузами. А вся красота осталась позади. В 12:49 мы уже были на берегу озера Эльбрусского. Судя по местам под палатки, место это очень популярное. Сыпуху сменила хорошая песчаная тропа. Дальше мы стали спускаться по тропе к станции канатной дороги “Старый Кругозор”, внизу перешли по камням еще один ручей, вытекающий из ледника Малый Азау. Дойдя до станции, спускаться дальше по дороге не стали, а доехали на канатке вниз.

Собственно, на этом ходовая часть первого этапа маршрута была окончена. На ночевку остановились во дворе дома 13 по Заречной улице. Хозяйку зовут Юлия, тел. 8 (928) 963 0777, 8 (938) 915 0512 . Во дворе оборудован небольшой уютный кемпинг, есть душ с горячей водой, кухня с газовой плитой и большой стол с навесом. Возможно также заночевать в домиках.

7 день 28.07.2018

Подъем в 6:00 Яркое, солнечное утро, горячая вода и туалет постоялого двора, завтрак за столом - рай туриста.

Окружающий комфорт несколько расхолаживает и замедляет сборы - стартуем в 8:10. Попрощавшись с хозяйкой Юлей, в 50м от ее ворот переходим по пешеходному мосту р. Терскол на левый (ор) берег и начинаем подъем по хорошей тропе в направлении вышки ЛЭП. От вышки начинается хорошая грунтовка. Обязательно встаньте на грунтовку, потому что тропа, уходящая по гребню, уходит на верхние пастбища. Подъем таким способом позволяет обойти кордон нацпарка и сэкономить 100р с человека “на глинтвейн” )))

Через некоторое время на левый берег Терскола переходит и основная грунтовая дорога, по которой с удовольствием идем примерно 2 перехода, после чего остается тропа, нахоженая, ясно видимая и далее вновь уводящая на правый берег в сторону обсерватории. После окончания грунтовки тропа пересекает несколько ручьев с чистой родниковой водой между островками растительности. Тропа немного заболочена. Следующая чистая вода встретится уже около полудня.

Нам не надо переходить реку, а надо по менее читаемой тропе левого берега через верхние пастбища (совершенно изумительной красоты горные луга) выходить под стены и осыпи ступени Терскола. Кое-где тропа отмечена турами.

Подъем по травяным и осыпным кулуарам достаточно крутой и, в сочетании с жарким днем, возникает опасность перегрева, так как ветер в них не проникает.

В 12:12 встаем на обеденный привал набрав высоту 2770м. Тропа потеряна, всем надо остыть, есть вода-все факторы за отдых с пользой.

На обед ушло 2 часа стартуем в 14:10. Склон местами до 30гр, снова появляется читаемая тропа, которая проходит над первыми скальными выходами на травянистом склоне, а далее уходит по ярко выраженному осыпному кулуару. К 16:40 с двумя остановками выходим на ступень долины Терскола, высота 3228м

Безопасные ровные места для палаток, вода. Ставим лагерь, ходовой день окончен. Погода по-прежнему хорошая, но высота и близость ледников сказывается - становится прохладно. С крайней ступени виден проделанный сегодня путь: поселок поближе - Терскол (подальше-поляна Чегет).

8 день 29.07.2018

Подъем в 4:30

Лагерь находится в тени склона, холодно, за завтраком с радостью смотрим, как подползает освещенная сторона. Сегодня снова разделяемся с группой Иры и встретимся с ними позже. По левому (орограф.) берегу реки начинаем подъем сначала по тропе, далее уходим на осыпной склон крутизной около 15 град. Выше появляются небольшие снежники. Иногда читаются древние моренные гребни, стараемся идти по ним. По пути есть мелкие ручейки. Через 4 перехода в 9:20 группа уже на перевале: в туре записка Ростовского клуба «Планета» от 17.08.2017, (руководитель Попов Александр), в руках традиционная шоколадка. Седловина широкая, осыпная. Чуть ниже седловины есть озерцо и места под палатки. Хороший вид на Эльбрус.

Осматриваем спуск в долину р. Ирик. Первую сотню метров приходится спускаться по относительно крутому (~25град) снежному склону с выкатом на более пологий снег. Но расслабляться не стоит: в конце снежника из него торчат камни. Отрабатываем индивидуальную технику: лицом к склону тропатамим ступени. Затем начинаются осыпные участки, перемежающиеся снежниками, некоторые осыпи выходят на “бараньи лбы”.

По случаю хорошей погоды с правого борта долины начинают вытаивать и скатываться камни, идем за границей вылета.

В 10:40 на высоте 3443м проходим место для лагеря: горизонтальные площадки для нескольких палаток, ручей.

В 11:28 привал. Справа склон, который «стреляет» камнями. После привала продолжаем спуск вдоль ручья. Ступень бараньих лбов проходим по скально- травянистому кулуару крутизной до 25-30 градусов, плотной группой с использованием гимнастической страховки. Далее вновь выходим на осыпь с участками снега. Спуск по ней продолжается до 15:33. Последний участок спуска представляет собой крутой (25- 30 град) и достаточно живой конгломератный склон. Движение по нему требует уверенности в себе и может предоставить затруднения для наименее подготовленных участников, что и произошло в нашей группе. После часа работы без возможности передохнуть он преодолён. В 16:50 встаем лагерем в долине Ирика на песчаных полках, размытых максимальным уровнем воды, высота 2650м. На полках есть растительность, так что это безопасно, однако за погодой посматриваем и пути отхода на случай паводка намечаем.

9 день 30.07.2018

Подъём группы в 05:00. Позавтракали, стартовали в 06:40. Погода снова не подвела. Было солнечно, тепло и безветренно. Мы подошли к острову на реке Ирик и стали готовиться к переправе. Сначала было непонятно, перейдём вброд или по камням. В 07:00 группа всё-таки перешла реку вброд. Высота воды приблизительно по колено (точка на треке 34). Пошли вниз по реке, по довольно заросшей человеческой тропе, в 09:21 остановились на привал (высота 2556 метров, минимальная высота за этот день – 2442 метра). Стояла задача идти к левому берегу реки Ирикчат, где мы должны были воссоединиться с группой Ивановой. И вместе штурмовать перевал Советский воин.

Выше слияния Ирикчата и Ирика примерно на 2км есть возможность срезать: по козьим тропам набрать высоту по правому берегу Ирикчата и траверсом травянистого склона подойти к скотьему броду. Склон достаточно крутой 25-30 град, в желании обезопасить его прохождение и облегчить прохождение всей группе набрали высоту больше нужной и проскочили брод, не заметив его. В 11:15 перешли реку вброд на левый берег «стенкой» по три человека. Течение было бурное, высота воды – до бедра. Ещё чуть-чуть и вообще невозможно было бы перейти Ирикчат из-за сильного подъема воды.

Если не хотите идти вброд, то на слиянии Ирикчата и Ирика есть кош и мосты.

Увидели ребят из группы Ивановой. В 12:42 вместе приготовили обед, расположились рядом с ручьём, где можно было постираться и набрать воду. Через час группа стала подниматься в сторону перевала Советский воин по хорошей тропе по травянистому склону, выше по руслу пересыхающего ручья. В 14:20 снова привал (высота 2939 метров). Нашли ручей с питьевой водой, наполнили бутылки. В 15:15 (высота 3123 метра) – привал. В 15:56 остановились на привал (высота 3262 метра), стали искать воду. В 16:37 нашли место для стоянки с питьевой водой (высота 3343 метра, остались здесь на ночёвку.

10 день 01.08.2018

Подъём в 04:30. Позавтракали, стартовали на подъём приблизительно в 06:00. В 07:00 (высота 3500 метров) остановились на привал и обнаружили хорошие места под стоянку. Можно поставить 4 палатки, если расчистить место. В 08:22 взяли перевал Советский воин или Ирик Восточный (высота 3743 метра), самую высокую точку нашего маршрута.

Седловина перевала очень широкая, слабовыраженная, тур находится у подножия скального жандарма. Прямо на седловине есть 2 места под палатки. Снята записка группы турклуба «Вестра» под руководством Ивановой И.А. После этого мы надели кошки, системы и разбились по связкам. Предстояло идти по леднику. Было солнечно, жарко, как на сковородке. Группа Ивановой стартовала первыми. Мы пошли чуть позже. Мы проходили ледник по правому борту, через зону трещин. Некоторые трещины смыкаются, другие переходятся по снежным пробкам. В 11:14 сняли системы, остались только в кошках. В 11:25 дошли до морен с правой стороны ледника. В 11:40 – привал у воды. В 12:24 остановились на короткий привал, чтобы разведать спуск вниз. С той точки, где мы стояли, он нам показался довольно неприятным и крутым. В 12:29 спустились и обошли с правой стороны бараньи лбы, вышли на правый берег реки Мкяра. В 12:45 начали готовить обед, расположились рядом с ручьём.с чистой водой. В 15:35 пошли дальше вдоль берега реки. На этом участке долины уже имеются приличные тропы. В 16:10 начали искать переправу через реку Мукал. Но она поднялась уже довольно сильно, поэтому после получасовых поисков переправы поняли, что придётся встать на стоянку. А Мукал переходить утром.

11 день 02.08.2018

Подъём в 05:30, старт в 07:00. В 07:28 перешли реку Мкяра вброд, высота воды – чуть ниже колена. В 08:15 перешли ещё одну реку Субаши (высота 2545 метров). Погода превосходная, как обычно. Светило солнце, было безветренно и тепло. Начался спуск в поселок Верхний Баксан. Сброс высоты осуществляли по хорошей грунтовой дороге, по ней может проехать машина. В 09:22 – привал возле базового лагеря коммерческих групп: стационарные палатки, генератор, прочие блага.

В 16:40 сели в машину и из Верхнего Баксана поехали в сторону Терскола, где нас уже ждали ребята из группы Ивановой.