Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Рита Петровна Шапочка (Спицина).
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Рита Петровна Шапочка (Спицина), 1942 года рождения - ушла 10.12.2017 года.

Рита Петровна, Ритой назвал папа, когда пошел регистрировать дочь. Забыл, что наказывала жена. Записал Ритой, а день рождения выбрал 1 июня, это был 1942 год. Рита, настоящая женщина во всем, никогда не говорила свой год рождения, точный год мы узнали только после ее смерти. (Даже в поликлинике на приеме у врачей, или при вызове скорой, она уменьшала свой возраст. Отец работал на железной дороге. Мама вела домашнее хозяйство. Рита была из девочек младшей, а всего в семье было три дочери и три сына. Мама была строгой, но Рита, веселая и беспечная обходила запреты, легко шла на авантюры и делала то, что задумывала. Мама хотела, чтобы она пошла учиться на медсестру, а Рита поставила ее перед фактом, когда сказала, что будет шофером. Перед этим она поработала на обувной фабрике, где вырезала на станке подошвы для обуви. Сильные руки пригодились ей в первых же соревнованиях по скалолазанию.

Однажды на работе им с подружкой предложили горящие путевки. Уверенные, что хорошо отдохнут, они поехали в альплагерь Туюксу. Она рассказывала, как добиралась до лагеря. Сказали идти прямо, по дороге от Медео, по правой стороне. Она шла и шла, уверенная, что заблудилась, выбилась из сил, несколько раз плакала, пока дошла. В лагере по своей привычке они не соблюдали режим, делали, что хотели. Правда лазать по скалам ей понравилось. В учебной части на совещании предложили выгнать их из лагеря. Не согласился с этим только Владимир Алексеевич Колодин. Да вы посмотрите, как она лазает! - говорил он. А Риту на одном из маршрутов предупредил: – Не пролезешь этот маршрут, выгоню! Она полезла, по пути выворотила большой камень, но все обошлось. Тогда она получила свой значок "Альпинист СССР". А Владимира Алексеевича очень любила, и вспоминала с большой благодарностью. Вообще, она постоянно повторяла, особенно в последнее время, когда мы ездили с ней лазать в спорткомплекс Skala, она лазала там до августа 2017 года, три года участвовала в ветеранских соревнованиях, как она рада, что попала в альпинистскую среду, что занималась альпинизмом и скалолазаньем.

Традиционная встреча альпинистов у вечного огня в парке 28 Гвардейцев Панфиловцев, 09 мая, День Победы в ВОВ. Рита Спицина, Виталий Скрипченко, Бабир Мансуров, Олег Маликов, Виталий Исиков.
Фото из архива Олега Маликова

Она рассказывала, как в 1963 году объявила дома, что поедет с подругами на озеро Иссык. Но машина оказалась неисправна, время упущено и девчонки отправились в Малоалматинское ущелье, где и задержались на пару дней. Спустившись, они голодные явились в столовую, где работала сестра Риты. Там поднялся большой радостный переполох. Оказывается девчонок уже считали погибшими во время селя, уничтожившего это озеро.

Окончив автошколу она выбрала маленький самосвал Газ 51 и моталась на нем по городу, выполняя заказы автобазы, время от времени появляясь под скалами. Как мы жалели, что на нем нельзя возить людей! Ведь частного транспорта тогда по сути не было. Впервые она участвовала в соревнованиях по скалолазанию в 1962 или 1963 году. Она пришла, как болельщик, а самая знаменитая в то время скалолазка Александра Степанова предложила ей поучаствовать в соревнованиях. Она полезла первый раз и обыграла всех. Так она начала тренироваться на скалах и ходить на восхождения. Примерно через год в Алма-Ате появился Олег Семенович Космачев. Он поразил нас тем, что лазал на Азиатских скалах (чуть ниже Медео) без страховки. Занятия по скалолазанию активизировались, на скалах появились анкера для страховки, на скалах Или использовали трос. Космачев уговорил Риту тренироваться у него. В 1965 году обновился состав сборной команды Казахстана по скалолазанию, и в Ялту на первенство СССР поехал полностью новый состав. Это были первые официальные соревнования по скалолазанию на первенство Советского Союза. В индивидуальном лазании Рита заняла 1 место и стала чемпионкой СССР. А на следующий год - они с Галей Свердлиной заняли первое место в связках. Рита была увлекающимся, общительным и решительным человеком, подружившись с командой скалолазов Красноярска она уехала в Красноярск и завоевала первое место в союзных соревнованиях и в составе красноярской команды. Вместе с ними в 1967 году во время Международной альпиниады на пик Ленина она поднялась на этот семитысячник и в 1968 ей было присвоено звание Кандидат в Мастера Спорта по альпинизму.

2016 год. Радостная встреча подруг на мемориале "Погибшим в горах". Света Сапронова и Рита Шапочка.
Фото Виталия Исикова

Занявшись альпинизмом, Рита попала в новую для нее среду и начала активно учиться, она поступила в вечернюю школу, помню, что я занималась с ней математикой, но больше всего за ее образование взялся такой же авантюрист и скалолаз Алексей Николаевич Марьяшев. Он преподавал тогда в вечерней школе. У него она и училась. Он постоянно поправлял ее речь, хотел, чтобы она поступила в пединститут, где он работал. Когда они были в Ялте на соревнованиях, как-то пошли в домик Чехова, произведения которого Алексей Николаевич, как филолог, любил больше всего. Музей оказался закрыт на санитарный день и Рита, недолго думая, предложила перелезть через забор. На что он все-таки не решился, но рассказывал об этом с удовольствием. Вообще поездки в Ялту на море и в Касноярск на соревнования по скалолазанию были самыми приятными воспоминаниями в нашей жизни.

Окончив школу, Рита даже было понесла документы в приемную комиссию, но потом передумала. Когда появилась семья, появились другие заботы. Со смехом рассказывала она, как однажды к ней пришли Космачев с Марьяшевым и стали уговаривать ее начать снова тренироваться, участвовать в соревнованиях, а она догадалась впопыхах повязать фартучек, и они так и не заметили, что она была уже в положении. На работе она перешла на легковую машину, возила начальника автобазы, позднее много лет работала на такси.

2016 год. День Памяти на мемориале "Погибшим в горах". Наша Родина СССР Света Сапронова и Рита Шапочка.
Фото Виталия Исикова

Она очень ценила возможность общаться в горах, и вообще общаться, активно ходила в свой Енбековский домик. Ездила с детьми на Или. Всегда она была веселым и позитивным человеком. В ее юбилей (Ей исполнилось 60, но точную цифру она никому не сказала - юбилей и все!) друзья подарили ей прыжок с парашютом и дружно все болели за нее, одновременно отмечая на травке день рождения. А она полетела и прыгнула как ни в чем не бывало. Потом правда призналась, что теряла сознание дважды: когда выпрыгнула из самолета и когда приземлилась. В горы она ходила всю жизнь. И вообще любила все прекрасное. В отличие от большинства альпинисток, она умела одеваться, всегда хорошо выглядела, очень следила за своим внешним видом. Любила посиделки, альпинистские вечера. Иногда в мае срывалась на бардовские концерты на Иссык-Куле, и традиционно купалась там, несмотря на погоду. Она на все имела свое собственное мнение, которое правда редко высказывала, легко шла на контакт даже после конфликтов, хотя такое случалось редко, в общении ставила себя на второе место, уступая лидерам. Но в спорте всегда была уверена, что будет первой. Победит! Всегда придерживалась своих принципов и правил, заложенных еще в детстве. Несмотря на внешнее легкомыслие, она была умным человеком и отлично понимала внутреннюю подоплеку отношений.

Новогодний вечер 25 декабря 2013 года.

К сожалению, судьба готовила ей слишком большие испытания. В короткое время один за другим умирали братья и сестры, в том числе младший брат, которого она нянчила в детстве, с которым делила родительский дом, и с которым была очень близка. Потом она потеряла сначала сына, потом дочь. С этой потерей она смириться уже не смогла, она говорила о дочери, показывала ее портрет на телефоне. Она приложила все свои силы, чтобы помогать внукам. Все они называли ее мамой. Несколько лет она возила их на Иссык-Куль, где они снимали квартиру. Старший окончил университет, одну из девочек она определила в английскую школу и постоянно курировала. Ей было уже больше семидясяти лет, но она стала опекуном двух подростков, своих внуков. Она хотела, чтобы они учились, поощряла их и побуждала заниматься спортом. Как бабушка она сделала все, что могла. Хочется верить, что оставшиеся без опекуна мальчики, особенно младший Аркадий, и вообще все близкие ей люди, проявят характер и добьются успеха в жизни, не наделают ошибок и будут рады вспоминать свою всегда оптимистичную, веселую, общительную, добрую и строгую маму Маргариту.