Полезное > Медицина >

Автор: Максим Фойгель, Краснодар

Горная болезнь — что это такое и как с ней бороться?

Отдых в высокогорье уже давно перестал быть чем-то экзотическим. Треккинг в Гималаях или восхождение на такие вершины как Монблан, Эльбрус и Килиманджаро с каждым годом становятся все популярнее. Однако горы — это среда, к которой человеку необходимо приспосабливаться. Что происходит с нашим организмом на высоте? К каким проявлениям горной болезни нужно быть готовым? Как избежать негативного влияния высоты на наше здоровье?

Более 70 процентов восходителей на Килиманджаро страдают от проявлений острой горной болезни. Причина тому слишком быстрый набор высоты, альпинисты достигают вершины уже на пятый день. За столь короткое время они поднимаются более чем на 4000м.

С медицинской точки зрения для развития горной болезни важна не столько абсолютная высота, сколько снижение атмосферного давления. С понижением атмосферного давления снижается и парциальное давление кислорода, затрудняется газообмен в легких, что приводит к кислородному голоданию (гипоксии) тканей и органов.

Кислород необходим, чтобы производить энергию, чтобы поддерживать в организме жизненные процессы: работал мозг и система пищеварения, заживали порезы и осуществлялись все те естественные процессы, на которые вы не обращаете внимания.

Под термином «горная болезнь» понимают три вида расстройств связанных с гипоксией: острая горная болезнь, высотный отек легких и мозга. При неправильной или неполной акклиматизации они могут проявиться как по отдельности, так в различном сочетании друг с другом.

Острая горная болезнь (Acute Mountain Sickness - AMS)
Это самая распространенная форма горной болезни. Она характеризуется головной болью и как минимум одним из следующих симптомов: быстрая утомляемость, головокружение, тошнота или рвота, потеря аппетита, плохой сон. Как правило, эти симптомы проявляются в различном сочетании друг с другом в течении 4-12 часов после подъема на высоту 2500м и больше.

Острая горная болезнь сама по себе не приятна, но не представляет прямой опасности для жизни человека. Если последующего набора высоты не происходит, то симптомы, как правило, проходят в течении 24-48 часов.
Отек легких (High-Altitude Pulmonary Edema – HAPE)
Риск возникновения отека легких (HAPE) возможен на вторые сутки прибывание на высоте 3000м и более. Первичные симптомы, как правило, не специфичны и схожи с симптомами AMS: быстрая утомляемость и одышка. При развитии болезни одышка возникает даже в покое, появляется непродуктивный кашель, булькающие звуки в легких, пенистая или кровянистая мокрота (в тяжелых случаях), цианоз (посинение губ, языка и ногтей), поднимается температура.

При подозрении на отек легких (HAPE) необходимо как можно скорее начать спуск вниз. HAPE развивается стремительно и может привести к смерти в течение нескольких часов (смертность 50 процентов). При своевременно оказанной помощи и немедленном спуске вниз проходит без последствий для здоровья человека.
Отек мозга (High-Altitude Celebral Edema – HACE)
Отек мозга встречается реже всего, однако это наиболее опасная форма горной болезни. Как правило, он возникает начиная с высоты 4000м и проявляется на вторые сутки. Типичные симптомы HACE: потеря координации, несвойственное поведение (агрессия, апатия, нервозность и т.д.), ухудшение зрения, галлюцинации, острая головная боль, головокружение, рвота, потеря сознания.

При подозрении на HACE необходим срочный спуск вниз и оказание медицинской помощи. Промедление недопустимо, т.к. последствия не обратимы, а сама болезнь прогрессирует очень быстро и может привести к смерти в течение нескольких часов (смертность 80 процентов).

Профилактика горной болезни
Лучшей профилактикой горной болезни является правильная акклиматизация. Рекомендуется начиная с высоты 3000м не подниматься от предыдущей ночевки выше чем на 500м в день. Набранная высота может превышать 500м, если для ночевки альпинисты спускают на более низкую отметку. После 3-4 дней интенсивной работы — рекомендуется устроить один-два дня отдыха, желательно на высотах ниже пиковых (достигнутых накануне). Соблюдение данной схемы позволяет снизить риск возникновения горной болезни на 50 процентов.

Зачастую на восхождение схема акклиматизации зависит от инфраструктуры в горах и характера самого восхождения, и не всегда позволяет передерживаться рекомендованной схемы. Однако общей принцип должен быть соблюден. Так же стоит учесть индивидуальную переносимость высоты. У каждого человека реакция на гипоксию может проявляться по-разному, и сказываться на разных высотах.

При невозможности соблюдения правильного набора высоты и постепенной акклиматизации можно дополнительно принимать ряд медикаментов являющихся профилактикой горной болезни. Однако правильная акклиматизация более эффективна, чем медикаментозная профилактика.

Ацетазоламид (Диакарб, Diamox). Дозировка и способ приема зависит от скорости набора высоты и предрасположенности к горной болезни, составляет от 2/125мг до 2/250мг в день. Альтернативно можно принимать Дексаметазон (Dexamethason). 2мг каждые 6 часов или 4мг каждые 12 часов. Стоит заметить, что данные препараты отпускается только по рецепту, перед употреблением необходима консультация с врачом.

В этом посте приведена небольшая выдержка из подробного обзора. Прочесть статью полностью можно на сайте Агентства горных гидов Alpina

Так же я записал отдельный ролик на тему горной болезни.
Альтернативно прочтению статьи можно посмотреть видео на эту тему.

Смотрим:

Горная школа. Скальные крючья

Ски-тур. Советы и снаряжение для начинающих

Про категории трудности в альпинизме, скалолазании и ледолазании

Категории трудности в альпинизме, скалолазании и ледолазании. Часть I

Tour Ronde по северной стене «North Face» — видео инструкция + описание

3 способа как вщелкивать оттяжки

Арко. «46 Parallelo»

Маршрут восхождения на Matterhorn по гребню «Hornli»

10 советов начинающему скалолазу

Простейший полиспаст 3:1

Ледолазание в Val di Cogne (Италия)

Мини гайд по району Монблана

Скитур – Альпы – Валле д'Аоста

Максим Фойгель. Проушина Абалакова

Страховочные устройства для альпинизма и скалолазания. Плюсы и минусы разных систем

Как снять оттяжки

Фактор рывка — просто о сложном

Ледовый каскад Renkfall. Видео

Dent du Geant «Normal Route»
Видео инструкция + описание

Вильдшпитце — красавица Тироля

Случайностей не бывает

Отчет о первопрохождении на вершину Тютю 2-я Западная 4420 м по Юго-Восточной стене Южного ребра