Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Новые маршруты на скалах Тамгалы Тас

На фоне военных действий в Украине всё кажется мелкой вознёй. Чтобы справляться с происходящим стараюсь концентрироваться на работе.

Провёл три недели на скалах Тамгалы Тас. Пробил 16 новых маршрутов от 5b до [ориентировочно] 7c+. Работал на трёх секторах:

1. Сектор Енбек. Теперь, вместе с маршрутами, что сделал осенью, в секторе 14 маршрутов от 5b до 7b.

Сектора Енбек и Серпы разделяет Червяк — тонкая трещина в плите. На Енбеке рельеф богаче, а маршруты проще, чем на Серпах. Маршруты свежие, с них могут падать камни. Каска тут не атрибут, а средство. Маршруты разделены полкой на две неравные по сложности части: внизу проще, вверху сложнее. Можно подняться на полку и лазить только верхние участки, сложность не изменится радикально.
1. Песочник 6а+, 12 м, 8 оттяжек. В верхней части лазанье — как на вывернутом скалодроме: стена лежит, зацепки вогнутые.
2. Зов Ктулху 6b, 12 м, 7 оттяжек. Тут несколько раскладов, я указал самый простой.
3. То, чего не может быть 6b/c, 11 м, 6 оттяжек. В верхней части два расклада. Один — красивый, второй — чтобы спастись.
4. Золото 6а, 15 м, 7 оттяжек. Непростой низ компенсируется приятным верхом с плитой.
5. Топливо 5b+, 17 м, 8 оттяжек. Из нижнего угла ещё долго будут сыпаться мелкие камни. В остальном приятный маршрут.
6. Поломай, Ко 6b/c, 18 м, 9 оттяжек. Это один из немногих маршрутов тут, на котором забиваются руки.
7. Одноразовые герои 7b, 22 м, 10 оттяжек. На ключе приклеена зацепка. Когда оторвётся, станет сложнее примерно на букву.
8. Мессия 5b, 12 м, 7 оттяжек. Приятное ровное лазанье по плите.
9. Батарея 5с/6c+, 30 м, 6 + 10 оттяжек. Удлините оттяжки на изгибе в верхней части.
10. Кукольщик 6a/6b, 35 м, 7 + 9 оттяжек. Начать проще с нижней полки. Тут необычные щипки и хитрое расположение.
11. Санаторий 6a, 15 м, 6 оттяжек. Крюк перед станцией общий с Кукольщиком Если лезть вдоль оттяжек, категория станет 6b.
12. Орион 5b/6c, 30 м, 7 + 11 оттяжек.
13. Экстремальная атлетика 5c/6с, 30 м, 7 + 10 оттяжек. Ручки под руки, так себе ноги. Скалодромненько так.
14. узпа 6b/7a, 35 м, 7 + 9 оттяжек. Гладкая плита с естественными дырками. Если ищете свою первую семёрку, вот она.

2. Сектор Вечерний на восточной стене Лаборатории. Там сложные шестёрки и семёрки. Категории самой сложной пока нет, но не проще 7c+. Сектор после полудня в тени, сейчас это особенно актуально.

Свежий сектор на восточной стороне Лаборатории. Тут хорошо лазить после полудня, когда на солнце уже жарко. В секторе сложные семёрки и пара непростых шестёрок.

Чтобы подойти сюда, придётся подняться к Лаборатории и Висячему камню, а затем обойти Лабораторию справа по осыпи или простым скалам.
1. Бесимся 6b+, 28 м, 12 оттяжек. Тут собраны все местные прелести: немного разрушенной скалы, чуть-чуть плиты с плохими зацепками, немного странного угла. Вам понравится.
2. Маргарита 6с, 28 м, 13 оттяжек. Начало общее с Бесимся, но лезть нужно по правому углу, он чуть более забористый.
3. Бесогон 7b+/c, 25 м, 10 оттяжек. Если любите лазанье по мелким зацепкам на вертикали, вам сюда.
4. Коперник 7a+, 25 м, 13 оттяжек. Старый маршрут со свежей пробивкой. Кое-где первооткрыватели доработали зацепки.
5. Свистопляс проект, 23 м, 10 оттяжек. Что-то вроде 7с+, но зацепки хрустят и отваливаются. Как все отвалятся, так и поговорим.

3. Сектор За Висячим камнем. Он находится чуть выше Вечернего, прямо за Висячим камнем. Тут три маршрута 6a—7a. С маршрутов ещё какое-то время будет осыпаться крошка, но они всё равно хорошие.

Сектор находится выше Вечернего, прямо под Висячим камнем. Здесь тоже хорошо лазить после полудня. Скала крутая, с хорошими зацепками. Сектор свежий, порода не лучшего качества, поэтому будет осыпаться ещё пару сезонов.
1. Разгар сезона 6а, 10 м, 5 оттяжек. Пока это самый чистый маршрут в секторе.
2. Непохожая на сны 6b, 10 м, 6 оттяжек. Это не самый чистый, да.
3. Молодой пожарный 7a, 10 м, 6 оттяжек. По степени интенсивности напоминает Безумного шляпника в Заманке.

Макс Тен помог оторвать все ненадёжные камни. Если на маршрутах вам не хватает зацепок, спрашивайте Макса, он знает, где они лежат. Потом мы вместе построили ещё одну полку под Енбеком. Влад Авдонат и Коля Овчинников выкопали полочку под Вечерним.

Пока развлекался там с перфоратором, у нас шла скальная смена Альплагерь Туюк-Су. Посмотртие Инстаграм (запрещён на территории Российской Федерации) лагеря, там интересно.

Ребята из Пилигрим Принт напечатали небольшой тираж новой версии гайдбука по скалам. Он тут же разлетелся по желающим. К осеннему сезону напечатаем ещё, со всеми обновлениями.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Книги про альпинизм 2021

Траверс Туюк-Су

Кокшаал-Тоо 2021: новые маршруты на Альпинист, Королёва, Марона

Юго-восточные гребни Партизана и Орджоникидзе

Скалолазание в Турции, Геикбаири. Февраль 2021 г.

Ледолазный фестиваль в Турции в 2021 году

Разведка верховьев Иссыкского ущелья, К. Г. Макаревич, 1950 г.

Восхождение на Талгар в 2020 году

Скалолазание в урочище Бектау-Ата

Новый маршрут на пик Труд, 4635 м.

Новые маршруты на Азиатских скалах

Ледолазание в Турции

12 книг про альпинизм, которые я прочёл в 2019 году

Тамгалы Тас осенью 2019 года

Поход выходного дня:
Шымбулак — Перевал Туристов — Большое Алматинское озеро

Кокшаал-Тоо 2019. Новый маршрут на Чон-Турасу (5729 м)

Лориэн на Центральном бастионе Октябрёнка

Мордор на Центральном бастионе Октябрёнка

Скалолазание в Северном Уэльсе

Тамгалы Тас весной 2019: новые маршруты и скальная смена альплагеря

Ледолазание на Иссык-Куле: Барскаун, Борода Аксакала и Чаша Манаса

Алтай 2019: Акташ, Чулышман и чёрная смородина

Новый маршрут на Орджоникидзе, 4410 м

Каракорум 2018: попытка восхождения на Баинту Бракк II Западную, 6540м.

Терскей Алатоо 2018

Скальная смена и новые маршруты на Тамгалы Тас.
Осень 2018 года

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси