Автор: Сергей Ковалев, Донецк

Узункол

«Альплагерь — учебно-тренировочная спортивная база, по организации и форме своей деятельности ориентированная на обучение и повышение спортивного мастерства альпинистов». Чеканная формулировочка из прошлого века пахнет путевками по 33 рубля за 20-ти дневную смену и бесплатным комплектом снаряжения в виде негнущегося брезентового костюма, ботинок-триконей, деревянным ледорубом и мотоциклетной каской, с прилипшими внутри волосами предыдущего владельца .

Сегодня под это определение на Кавказе подходит только Безенги. Но моя личная первая любовь это Узункол. Десяток сезонов, проведенных в этом удивительном месте, заставляют ностальгически перелистывать пожелтевшие страницы Книжки альпиниста . На первой странице подпись Пал Палыча Захарова. Возможно, для кого-то он был выдающимся организатором и методистом. Но мне в 1987 году запомнился тем, что бегал по вечерам по лагерю и разгонял наши посиделки за чаем. А в конце смены запретил нам, свежеиспеченным третьеразрядникам, устраивать традиционную встречу новичков. Мы правда ее все равно организовали, за что были торжественно изгнаны из лагеря .

Но это не отвадило меня от «лагерного» альпинизма и в Узункол я вернулся через два года уже «безенгийским» перворазрядником. И вот тут район открылся во всей альпинистской красе. Супер удобные двойки-открывашки на Трезубец.

Техничные тройки «из лагеря в лагерь» на Чат Баши. Фантастическая стена Доломитов, с великолепными маршрутами от троек до пятерки и очень красивым лагерем у нижнего озера. Короткие, но насыщенные «комбинашки» на Фильтр и Замок. Отвесные стены вершины Кирпич с приятным спуском по единичке. Вертикальные стены Далара с шестерками по бастиону. Пик Шоколадный, 5-Б, маршрут Р. Деспье. Самая приятная «пятерка» на Кавказе. 500 метров фантастически красивого лазания и спуск к подножию за 20 минут в кроссовках.

И все это спортивное великолепие всего 2- 5 часах от уютного лагеря, расположенного в сосновом лесу на берегу реки Узункол. Про время, безвозвратно потерянное на подходах в малинниках и зарослях черники, можно написать отдельную историю. А как здесь готовят баранину по-абазински! Это просто какая-то симфония высокой кухни с адажио из шума ветра в корабельных соснах и аллегро горной речки.
Рецепт приготовления баранины:
«Подготовленную баранину нарезают кусками по 100–150 г, заливают холодной водой, доводят до кипения и снимают пену. Кладут мелко нарезанные морковь, сладкий перец, соль и продолжают варить до готовности. Обжаривают нарезанный репчатый лук и красный перец, заправляют сметаной, хорошо перемешивают и эту смесь добавляют в бульон в самом конце варки. Готовят пресное тесто. Раскатывают его слоем толщиной 3–5 см, нарезают кубиками (5\5 см) и обжаривают во фритюре.
Суп подают в глубокой пиале, положив в нее обжаренное тесто».