Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Евгений Мурин, СПб

Неожиданности на северной стене Аксу

25 февраля — новый день календаря.
На подходе зима 2022 года, а билетов в Патагонию так и не купили. Жаль, конечно, но что делать?

У каждого Альпиниста есть в голове куча каких-то галочек, заметок и прочих штучек. В моём сознании всегда виделась Северная стена Аксу (Спасибо Шабалину Павлу Эдуардовичу ). Я об этом знал и всегда это мероприятие откладывал на потом.

Декабрь, обсуждение планов и т.д

Тут в чат пишет Антон Кульпин новостью, что Костя Маркевич собирается на Аксу, сроки — февраль. Набрал Костю, всю вынюхал и пошли все думать .

2 января я проснулся с мыслью, что пора. В этот день у меня была запланирована поездка к друзьям на вечеринку в Типи!
Глава семейства, по совместительству мой старый товарищ и друг Серёга Шабельников устроил это мероприятие. Тут я рассказал о том что можно поехать и если гора будет в безопасном состоянии, попробовать.
Сергей долго не думал и дал согласие.

С ним мы пролезли около десятка хороших маршрутов, были даже пару первопроходов.
У Кости сформировалась команда из 3-х участников, нас пока двое, парни ещё не дали ответ.
Начали подготовку снаряжения и провизии.

С железом и прочей атрибутикой проблем вроде нет, остались верёвки. Меня всегда напрягал вопрос тяжёлой статики, а она нам будет необходима, так как баул и платформа сами себя не потащат. Вспомнился разговор с моим старым другом Сергей Беспалов о том что есть ребята у которых есть своё производство верёвок и у них есть какая-то супер верёвка (статика)! Думать долго не стал и поехал сразу знакомиться с директором и всё вынюхивать! Ребята ООО «Ремера» Производство канатов, веревок были немного не готовы к потоку вопросов с моей стороны и через каких-то 40 минут я стоял с 60 ти метровым куском этой супер-статики! Выдали мне на тест и к горам обещали выдать ещё одну! Что мы имеем Статика 10 мм/60 метров/вес 2800!

Не тонет, влагу не впитывает, не крутит и просто приятна в руках! Сказать что я доволен — это промолчать! С другим снаряжением помогли как всегда мой друг из солнечного Мурманска Андрей Северов и мои спонсоры Arc’teryx Провизию взялся готовить Сергей. Тут тоже отдельная история!

Еда на стену!
Завтрак! Гречневые хлопья, пропитаны сливочным маслом, смешанные с сухими фруктами и мёдом! В прикуску пармезан, колбаса сыровяленая и домашние сухари(пропитаны оливковым маслом)! Сладкие шарики, смесь орехов и изюма, пропитаны мёдом! Чай и другие напитки!

Перекус — сало, пармезан, сыровяленая колбаса и сухари. Термос с чаем!
Ужин. Гречневые хлопья, пропитаны оливковым маслом. Добавлены сухие овощи и специи!
Пармезан, сало, сыровяленая колбаса и сухари. Сладкие шарики и чай!
И это всё мы решили вести с собой!

Остаётся около 3-4 недель. В команде Кости количество участников уменьшилось до одного, Костя остался один. В наших рядах тоже не прибавилось и мы приняли решение объединиться.

Сборы и вся привычная суета. Вылет был на 17 февраля из СПб, Костя должен был прибыть спустя несколько часов в этот же день, но из Москвы.

И тут впервые в моей жизни отменили наш рейс и перенесли на несколько часов раньше и с пересадкой. Где-то далеко у меня сработал тумблер, но я не придал этому особого значения, но галочку поставил.

Приехали в Аэропорт, всё, как обычно, 100 кг на двоих, а у нас багаж по 23 на каждого и по 10 ручной. Сначала пошёл сам, показал сертификат о прививках и т.д, вернулся. Отправил Серёгу, звонок от него. Не пускают с прививкой «Спутник Лайт» (тумблер отсёк вторую отсечку), говорю:
— Пусть до Москвы дают билет. А лететь нам в Ош.
Бежит ко мне. Я сижу, надеваю свои ботинки «Эвересты», думаю как я в 3-х пуховках пойду на контроль и ещё куча барахла. А тут ещё и Серёгу не пускают. В голове план «Б».

Даже хотел купить ещё один дополнительный багаж, но не смог сам себе проиграть и решил пойти ва-банк и будь что будет.

Проходим контроль и т.д, идём на посадку, и тут одна любопытная мадам из авиакомпании смотрит на нас и понимает что с ручной кладью у нас не всё в порядке. Тут пришлось идти на хитрость и говорить всё подряд. Итог — я быстро снимаю коврик с рюкзака и говорю что мне он особо был и не нужен, вручил ей и говорю Серёге, скорее в самолёт. Она стояла в обнимку с ковриком и не знала куда его деть, а мы благополучно проскользнули в самолёт и заняли свои позиции. Конечно, сидеть в Эверестах и куче пуховок не очень удобно, но ощущение того что ты выиграл 100$ немного охлаждало.

На этом всё не закончилось. В Москве нас разделил транзитный коридор. Я и ещё 8 пакетов и один рюкзак поехали в сторону погранконтроля, а Сергей получил багаж и пошёл ещё раз пытаться зарегистрироваться со своей прививкой. И вот я такой весь в пакетах, в пуховке и в высотных ботинках заваливаюсь на досмотр. 8 корзин заняли мои вещи. Понял, сразу начинать говорить нужно мне первому, а то — фиаско. И тут на мою радость тётенька с досмотра когда-то была по молодости в горах да ещё и в Киргизии! Меня уже было не остановить и она через несколько минут помогала мне распихивать пакеты по рукам. Тут и от Серёги пришла хорошая новость о том что его пропустили! Вот это конечно конкурс у нас получился.
Дальше всё шло как по маслу.

Прилетели, заселились. Закупка недостающих продуктов и всякое по мелочам. Костя прилетел без приключений.
На следующий день выдвинулись в направлении нашей цели. Вечером уже сидели в деревне Узгуруш и пили чай с абрикосовым вареньем и всякими вкусняшками. У хозяина дома я попросил коврик, он мне любезно его выделил.

Утром следующего дня мы уже шли по ущелью и наслаждались видами. Ослики донесли наше снаряжение и провизию без всяких потерь и травм!

Лагерь.

Моей давней мечтой была поездка в большие горы с туристической палаткой и печкой!
Спасибо Константин Долгополов за такую возможность наслаждаться экспедицией в комфорте и тепле!
Это было супер! По вечерам мы топили печку и играли в покер на костях. Пили чай и разговаривали о прекрасном!
Решили никуда не бежать сломя голову и придерживаться изначального плана.

Сходили под гору, принесли снаряжение. День отдыха и выход на акклиматизационный выход.

Акклиматизация проходила в стандартном режиме, всем тяжело дышалось. Пик «Бадыгина», 4800 метров над у.м. Это был необычный поход по крутой сыпухе и почти полном молоке. Но погода иногда давала парням ну и мне делать фото близ стоящих вершин и облаков! Набор в тот день составил почти 2 км и это почувствовали все. Костя в меньшей степени, я в средней, а Серёгу даже стало немного мутить, поэтому он почти всю ночь просто сидел, думал о прекрасном и плове! Спуск на следующий день прошёл без каких-либо нюансов.

Лагерь.
Изначально планировали отдохнуть в день спуска и на следующий день идти под гору. Но Серёга запросил сразу дополнительный день отдыха, препятствовать никто не стал.
И вот наступил 25 февраля.
Назначили ранний выход с задачей дойти до стены и с вечера протропить снег под маршрут.

Добежали мы с лёгкостью в ногах и организме.
Сходили за предыдущей заброской. Решили перекусить и все трое пойти под стену и заодно всё обсудить.

Погода у подножия стены примерно -10/-15, прогноз на неделю вешают отличный, несильно холодно и почти без осадков. Снаряга вся проверена и без каких-либо нареканий, еда почти как в ресторане. В голове одно — слишком всё карты хороши, прям масть прёт.

Трапезу закончили и пошли под стену, идти было рядом, буквально пол часа.

Серёга возглавил наш отряд снеговиков в своём супер-костюме. Ступени рубил прям как в учебнике, моя задача как второго была их расширять и утаптывать, Костя делал финальный штрих и доводил их до совершенства.

Время ориентировочно 17.00, 25 февраля 2022 года.

Осталось Метра три до стены. Сергей остановился и говорит что дальше лёд и будет неудобно. Мы стоим метрах в пяти ниже. Смотрим, обсуждаем. Костя:
— Пойду к Серёге, посмотрю, что там.
Подошёл. Я делаю три шага вниз. Тут чёткий звук — ТЫЩ.

Мы такие:
— Ледник просел. Зима. Северная стена, какой ледник?
Поднимаем головы, а там сверху машину камней со льдом высыпали, прям с самого верху. Ломанулись кто куда смог. Парни начали ломиться в вертикальный снег поближе к стене, я горизонтально парил по снегу как снежный барс. Камни залетели в кулуар и начали лететь в хаотичном порядке ударяясь об одну стенку и летя в другую. Когда в метре от меня упал один из них, думаю всё, доигрались в азартные игры. Чуть не улетел бергшрунд что прям под стеной. Прилетела лавина и тишина. Кричу «Живы», и так несколько раз. Тишина.

Пи***ц. — Подумал я. Вижу палку Кости в метрах 10, где они стояли. И тут Серёга выползает из-под снега, а за ним Костя. Из засыпало лавиной и они меня просто не слышали. У меня пульс, наверное, приблизился к какому-то максимуму. Кричу:
— Бегом, нахрен, вниз!
Вся наша тропа превратилась в лунный кратер.
Только внизу мы обернулись и поняли что это какое-то чудо что наз не завалило, а самое коварное — камни пролетели по нашим трём запланированным ночёвкам на стене.

Такого расклада зимой на Северной стене Аксу мы точно не ожидали.
Единогласно было принято решение сворачивать экспедицию и домой.
Для меня лично это пожалуй был колоссальный стресс.

И вот мы такие идём вниз по тропе, ослики несут наши баулы. Красота. Какая-то безмятежность погонщиков.
И тут Косте написала супруга о том что происходит на планете «Земля».

Вернулись мы в цивилизацию и ушам своим не верим. Еле купили билеты, не говоря уже об обмене денег.
Можно много причитать и спорить, но мир уже не будет прежним.

Всем мира и добра!
До встречи в горах! Берегите себя!

Аксу по маршруту Тухватуллина. Январь 2021
Просто другой альпинизм

Хорошо, что так!

Жень, классный рассказ! И с возвращением всех троих!