Автор: Евгений Вишняков, Долгопрудный

Отчет о прохождении горного туристского маршрута 5 к.с. по Северной Осетии (Кавказ), совершенном сборной Московской области в период с 17 июля по 06 августа 2021 г.

Справочные сведения о маршруте

Общие сведения (паспорт спортивного маршрута)

Район похода

Вишняков Евгений Александрович

Контакты руководителя

тел. +7(903) 288-64-15 e-mail: juk301@mail.ru

Сроки активной части похода и полные (от Москвы до Москвы)

с 17 июля по 06 августа 2021 года (полные с 15 июля по 09 августа)

Протяженность маршрута по карте

123 км, без повторно пройденного пути

Длина маршрута с учётом k = 1.2

159 км (из них в зачёт 148 км)

Продолжительность активной части

21 день (20 ходовых)

Днёвок

Отсидок

Полуднёвок

Суммарный набор и сброс высоты

+8730 м, 9020 м

Максимальная высота

4360 м (тур на пер. Фестивальный)

Максимальная высота ночёвки

4340 м (пер. Фестивальный)

Набор пройденных препятствий

3А 2 шт., 2Б 1 шт., 2А 1 шт., 1Б 2 шт., 1А 1 шт.

Запланированная нитка маршрута

пос. Верх. Зарамаг пер. Цирюльня (1А, 3150) д. р. Мамихдон пер. Ронкетти (2Б*, 3850) лед. Цей Ю. пер. Хицан (1Б, 3290) пер. Фестивальный (3А, 4340) пер. Обходной (2А, 3770) лед. Караугом пер. Гельфгата Б. (3А, 4000) д. р. Караугом пос. Дзинага д. р. Урух д. р. Харесидон д. р. Цухгарты лед. Цухгарты пер. Нахашбита + вер. Нахашбита Гл. Сев. башня (3А, 4400) лед. Нахашбита лед. Псыгансу пер. Суган (2Б,3817) д. р. Нахагбита пер. Солдат (1Б, 3700) пос. Верх. Балкария

Пройденная нитка маршрута

пос. Верх. Зарамаг пер. Цирюльня (1А, 3130) д. р. Мамихдон пер. Ронкетти (2Б, 3880) лед. Цей Ю. пер. Хицан (1Б, 3300) пер. Фестивальный (3А, 4360) пер. Обходной (2А, 3770) лед. Караугом пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) д. р. Караугом пос. Дзинага д. р. Урух д. р. Харесидон д. р. Нахагбита пер. Солдат (1Б, 3700) пос. Верх. Балкария

(Не пройденный участок заявленного маршрута в п. 1.2 подчеркнут и выделен цветом).

Определяющие и сопутствующие препятствия

Вид препятствия

К.т.

Наименование

Характеристика

Цирюльня

Высота 3130. Подъем - травянисто-осыпной склон 20-25° спуск - травянистый склон 30-35°, 600 м. Далее 2 км травянистого склона 15-25°

Ронкетти

Высота 3880. Подъем - снежно-конгломератный склон 30-40°, 700 м, 2 вспомогат. веревки (на конгломерате 35°, затем на скалах 35-45°) спуск - ледовый склон 30-45°, подрезанный бергом, 200 м (4 веревки), дальше в связках через ледопад (ок. 100 м ледобурной дорожки, суммарно 8 ледобуров). В нижней части ледопада повесили ещё веревку 50 м по льду 25-30°.

Хицан

Высота 3300. Подъем - осыпной склон 25-40°, 500 м (последние 50 м скалы 40°) спуск - снежно-ледово-осыпной 30-35°, 150 м.

Фестивальный

Высота 4360. Подъем - снежно-ледовый склон 30-55° (11 верёвок, крутизна наиболее крутых 3-х верёвок 60-90°) спуск - в связках по закрытому леднику (вначале 350 м крутизной 30-35°, дальше полого).

Обходной

Высота 3770. Подъем - снежно-ледовый склон 35-40°, 200 м, 20 м ледобурной дорожки (2 бура) спуск - снежно-ледовый 25-35°, 450 м.

Гельфгата Б.

Высота 3990. Подъем - снежно-ледовый склон 25-40°, 300 м. Начало спуска - траверс снежно-ледового склона 30-35° (1 км) в связках со страховкой через ледобурную дорожку на участках льда (всего 20 ледобуров, ок. 200 м). Далее 3 верёвки (150 м перил) по ледовому склону 30-40°, затем 3 верёвки (120 м перил) по скалам 35-90°. Затем в связках прохождение разломов ледопада, и ещё 3 верёвки (150 м перил) в ледопаде по ледовому склону 35-90°. Всего - 9 верёвок на спуск (420 м перил).

Солдат

Высота 3700. Подъем - осыпной склон 25-30°, 600 м, с травой и снежниками спуск - конгломератно-осыпной склон 30-40° со скальными выходами, 400 м.

Заявочные материалы рассмотрены МКК ФСТ Московской обл. (150-00-455530000)

в составе: Мартынов В.В., Мартынов А.В., Фефелов А.П.

Состав группы

Рогозин Олег Анатольевич

3ГУ

Финансист

Все участники прошли маршрут полностью.

Цели и задачи маршрута, полезные организационные сведения

Общая смысловая идея маршрута

Основной идеей похода 5 к. с. по Кавказу было прохождение технического маршрута по Северной Осетии, включающего посещение Цейского ледника и Караугомского ледового плато, как наиболее зрелищных и технически интересных участков Северной Осетии. Данный маршрут 5 к. с. выполнен в рамках школы Высшего уровня по горному туризму, проводимой РОО «Федерация спортивного туризма Московской области» в 2021 году. Руководитель и большинство участников похода были в летних горах Северной Осетии впервые. Для руководителя это было второе руководство горным маршрутом 5 к. с., а для большинства участников (5 из 8) первое участие в горном спортивном маршруте 5 к. с.

Отдельно взятые цели похода включали:

• участие маршрута в Кубке России
  • повышение высотного и технического опыта участников
  • прохождение спортивного горного похода 5 к. с. протяжённостью 3 недели
  • первое прохождение технически сложного ледового перевала Фестивальный (3А к. т.) на подъём по ледовому склону с определяющей стороны
  • разнообразие тех. работы лидеров на ледовом, скальном и снежном рельефе
  • знакомство с природными особенностями и разнообразием рельефа Северной Осетии - прохождение по красивым местам района, включая дол. Зарамагдон, ледники Южный и Северный Цей, Караугомское ледовое плато, лед. Зап. Караугом, дол. р. Урух и др.

Выбор и планирование маршрута

Северная Осетия была выбрана районом нашей группы Школы ВУ по нескольким причинам. Во-первых, горный район Кавказа был выбран в Российской Федерации из-за возможных ограничений, связанных с распространением Covid’19 в странах ближайшего зарубежья. Во-вторых, выбор района определила относительно высокая доступность Северной Осетии (т. к. заезд в большинство главных долин, включая д. р. Зарамагдон, д. р. Цейдон и д. р. Урух, возможен на микроавтобусе в течение одного-двух часов из Владикасказа или из Нальчика) и одновременно наличие большого числа интересных технических перевалов 2Б и 3А к. т.

Так как удобный заезд и выезд осуществляется в долины и из долин р. Зарамагдон, д. р. Цейдон и д. р. Урух, то мы построили маршрут из следующей последовательности этапов, взяв за основу маршрут И.В. Болотина [1] из т/к МГТУ им. Баумана в 2020 году:

Акклиматизационный этап по долинам р. Зарамагдон и р. Мамихдон, старт из пос. Верх. Зарамаг. Включает 2 перевала (формула «1А + 2Б») со спуском на лед. Юж. Цей и прохождением верхнего ледопада ледника Юж. Цей при движении с перевала 2Б к. т. по определяющей ледовой стороне на спуск. Этап акклиматизации заканчивается в момент возвращения с заброской из а/л «Цей» к групповому лагерю, разбитому на лед. Юж. Цей

После взятия заброски в а/л «Цей» в д. р. Цейдон переход на лед. Сев. Цей и переход в д. р. Караугом через перевалы в районе Караугомского плато (это главный участок маршрута, его формула «1Б + 3А + 2А + 3А»)

Взятие заброски в дол. р. Урух и заключительная часть маршрута (формула «3А + 2Б + 1Б») с выходом в Кабардино-Балкарию по д. р. Черек Балкарский.

На первый этап мы закладывали 7 дней + 2 дня запаса. Использовали все 9 дней. На этом этапе группа по плану прошла пер. Цирюльня (1А) и пер. Ронкетти (2Б).

На второй этап было заложено 6 дней + 1 день запаса, но из-за непогоды нам пришлось потратить на этот участок 8 дней, т. е. на 1 день больше заложенного. На этом этапе группа прошла по плану пер. Хицан (1Б), пер. Фестивальный (3А), пер. Обходной (2А) и пер. Гельфгата Б. (3А).

До заключительного перевала второго этапа маршрута у нас ещё была надежда остаться в графике, несмотря на то, что перед пер. Фестивальный (3А) у группы была отсидка. Однако из-за непогоды спуск с пер. Гельфгата Б. (3А) у нас занял три дня (хотя по плану было заложено два), после чего мы выбились из графика.

Третий этап должен был пройти за 5 дней. На этот этап дополнительных запасных дней мы не закладывали, так как рассчитывали, что из трёх запасных дней, которые были заложены на предыдущие этапы, останется хотя бы один.

В итоге, из трёх перевалов третьего "кольца" (пер. Нахашбита (2Б, с вершиной 3А), пер. Суган (2Б) и более простого пер. Солдат), на фоне регулярных ухудшений погоды во второй половине дня и нехватки времени, мы были вынуждены отказаться от наиболее интересных и сложных перевалов этапа, оставив из препятствий только пер. Солдат (1Б). Группа прошла урезанный до одного перевала третий этап маршрута за 3 дня, после чего вышла в пос. Верх. Балкарию на день раньше запланированного.

Сложность, стратегия и тактика.

Запланированный маршрут 5 к. с. по Северной Осетии включал следующий набор препятствий: 3А 3 шт., 2Б 2 шт., 2А 1 шт., 1Б 2 шт., 1А 1 шт.

План маршрута включал прохождение 9 технических препятствий за три этапа маршрута. Из 22 дней (первый неполный), заложенных на маршрут, было заложено 19 ходовых дней и 3 дня запаса.

Как оказалось, 3-х дней запаса было мало для Северной Осетии, так что после планового прохождения первых двух этапов маршрута, нам пришлось исключить из третьего этапа маршрута два препятствия: определяющее и предопределяющее.

Пройденный маршрут 5 к. с. был пройден за 21 день и включает следующий набор препятствий: 3А 2 шт., 2Б 1 шт., 2А 1 шт., 1Б 2 шт., 1А 1 шт.

Пройденный маршрут 5 к. с. по сложности является примерно эталонным.

Новизна.

В качестве элемента новизны в нашем маршруте было заложено прохождение пер. Фестивальный (3А, 4360) на подъём с определяющей стороны с лед. Сев. Цей по ледовому склону. До нас пер. Фестивальный на подъём ходили только первопроходцы в 1985 г., но они поднимались по скалам. Остальные группы шли здесь только на спуск [2,3].

Техническая сторона маршрута. В этом году мы решили только один наиболее сложный перевал (Фестивальный) взять на подъём, а все остальные перевалы 2Б-3А к. т. были заложены на спуск. Техника прохождения препятствий подразумевала множество интересных ледовых верёвок (крутизной до 90° на пер. Фестивальный на подъём, а также крутизной до 90° и местами с нависанием на пер. Гельфгата Б. (3А) на спуск). Также на маршруте в технике присутствовали и скальные верёвки (локальной крутизной до 90° на пер. Гельфгата Б. на спуск, средняя крутизна спуска 45-50°).

На акклиматизационном этапе технически интересным был спуск с пер. Ронкетти (2Б, 4 ледовых верёвки с перевала на спуск, средняя крутизна 40-45°, с бергшрундом 5 м, и затем прохождение ледопада с прокручиванием около 100 м «ледобурной дорожки» и провешиванием ещё 1 верёвки по ледовому склону 25-30°).

В магистральном «кольце» маршрута технически сложными и интересными были определяющие перевалы маршрута: пер. Фестивальный (3А, 11 ледовых верёвок на подъём по склону 45-55°, три наиболее крутые верёвки шли по склону 60°, местами 90°) и пер. Гельфгата Б. (3А, 9 верёвок на спуск, из которых 3 верёвки по ледовому склону 3035°, 1 скальная верёвка крутизной 30-40°, 2 скальных верёвки 45-50°, местами 90°, и ещё 3 крутых ледовых верёвки 60-90° на спуске через нижнюю ступень ледопада).

В замыкающем «кольце» маршрута планировались два технических препятствия в виде пер. Нахашбита + пик Нахашбита Гл. (3А, подъём на вершину с провешиванием 3-5 ледовых и скальных верёвок по склону 35-60°, спуск с перевала предполагал провеску ещё 4-х верёвок в ледопаде по крутым ледовым склонам 50-90°) и пер. Суган (2Б, спуск на 8 скальных верёвок по склону 35-50°).

Но из-за нехватки времени и неблагоприятных погодных условий нам пришлось отказаться от обоих технических препятствий заключительной части маршрута.

Запасные варианты маршрута и аварийные пути

В целях повышения потенциальной манёвренности и безопасности нашей группы, на маршруте были предусмотрены запасные варианты для потенциально сложных и/или лавино- и камнеопасных участков маршрута, а также аварийные пути на случай ЧП. Запасные варианты включали:

• Прохождение пер. Скаазский (2А*, 3770) и спуск в а/л «Цей» вместо прохождения пер. Ронкетти (2Б, 3880)
  • Прохождение пер. Караугом-Цей (3А, 4200) вместо пер. Фестивальный (3А, 4360)
  • Прохождение пер. Фастаг (2А, 3640) вместо прохождения через нижнюю ступень ледопада лед. Зап. Караугом, при этом связка перевалов Гельфгата Б. + Фастаг будет иметь категорию 2Б к. т.
  • Прохождение пер. 50 лет ВЛКСМ (2Б, 4330) или пер. Солдат (1Б, 3700) вместо кольца пер. Нахашбита + вер. Нахашбита (3А), пер. Суган (2Б) и пер. Солдат (1Б)
  • Восхождение на вер. Нахашбита Гл. Сев. башня (3А, 4390) вместо Нахашбита Гл.
  • Отказ от восхождения на вер. Нахашбита Гл. (4400)
  • Спуск по р. Нахашбита в пос. Верх. Жемтала вместо пер. Суган (2Б) и пер. Солдат первую заброску.

Долина р. Урух

В долине р. Урух выше пос. Стур-Дигора есть несколько турбаз и альплагерей, включая т/б «Ростсельмаш» и а/л «Комы-Арт», в которых можно оставить свою заброску. Нашу вторую заброску завезли на т/б «Ростсельмаш», где стоимость хранения 200 р./мешок. На территории а/л «Комы-Арт» возможна ночёвка в своих палатках за 250 р./чел.

Долина р. Черек-Балкарский

В пос. Верхняя Балкария мы остановились в гостевом доме у Чомая Геляева (адрес ул. Казакова, 12 тел. +7(928)713-37-83). Условия хорошие, стоимость ночёвки 500 р./чел.

Подневный график движения группы

+140

Тропа, травянистые склоны

Ясно, солнечно

Подъём по д. р. Зарамагдон, подход под перевал

7,6

-1070

Травянистые и осыпные склоны, грунтовка

Ясно, солнечно, вечером дождь

Подъём по д. р. Мамихдон и д. р. Мамисон Зап.

18,4

3880), ночёвка в разломах ледопада

9:00

+540, -380

Закрытый ледник, крутой снежник 30-40°, осыпной и конгломератный склон 30-40°, ледовый склон 30-45° 250 м

Дождь, ветрено, туман

Спуск по ледопаду на лед. Цей Юж.

5:40

-1100, +40

Открытый ледник, бараньи лбы 25-50°, моренные валы, тропа, грунтовка

Облачно, дождь, туман, ливень

Подъём от а/л «Цей» назад на лед. Цей Юж.

10,8 (0,0)

6:20

-40, +1100

Грунтовка, тропа, моренные валы, бараньи лбы 25-50°, открытый ледник

Туман, дождь, ветрено, облачно

Пер. Хицан (1Б, 3300) подъём по лед. Цей Сев.

6,0 (5,4)

5:30

+300,

-50,

+590

Осыпь, открытый и закрытый ледник, разломы

Облачно, солнечно, очень ветрено

Днёвка-отсидка. Обработка склона

1:50

+250, -250

Закрытый ледник, ледовый склон 30-40°

Дождь, очень ветрено, снег, град, гроза

Пер. Фестивальный (3А, 4360)

1,8

13:50

+500

Закрытый ледник, ледовый склон 30-60° (до 90°)

Утром ясно, с обеда туман, снегопад

Снежноледовые

склоны до 35°, бергшрунд, закр. ледник

Утром ясно, с обеда туман, дождь

Пер. Обходной (2А, 3770) подъём на пер. Гельфгата Б. (3А, 3990)

5,6

6:20

+90,

-170,

+390,

-170

Закрытые ледники, снежно-ледовые склоны 25-40°

Утром ясно, после обеда туман

Спуск с пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) на лед. Караугом Зап.

1,8 (1,6)

9:55

-160,

+10,

-260

Снежноледовые

склоны 25-40°, скалы 25-90°, закрытый ледник

Утром ясно, в обед шторм, метель, вечером ясно

Спуск через нижнюю ступень ледопада лед. Караугом Зап. в моренный карман

6:45

-850

Закрытый ледник, снежно-ледовые склоны 25-45° и 45-90°, снежник 30°, морены, трава

Утром ясно, в обед шторм, метель, вечером дождь

Спуск по д. р. Караугомдон пос. Дзинага д. р. Урух пос. Стур-Дигора т/б Ростсельмаш

(заброска) а/л «Комы-Арт»

28,8

10:40

-1160, +460

Травяные склоны 25-35°, тропа, грунтовая дорога

Утром солнечно, днём дождь, вечером облачно

Полуднёвка. Подъём по долине р. Урух до болота ур. Чефандзар

7,2

3:10

-10, +450

Грунтовая дорога, тропа, травянистые склоны

Утром солнечно, с обеда дождь

Подъём на лед. Нахагбита (Доппах)

8,4

6:35

+1000, -50,

+70

Травянистые и осыпные склоны, тропа, моренные валы,

открытый ледник

-20,

+350,

-800

Моренные валы, снежники, осыпные и травянистые склоны, конгломерат

Утром ясно, солнечно, вечером облачно

Спуск по долинам рек Аксу, Карасу и Черек Балкарский до пос. Верхняя Балкария

22,9

8:00

-1700

Травянистые склоны, тропа, грунтовая дорога

Ясно, солнечно, после обеда облачно

Выезд из Верх. Балкарии во Владикавказ

ч.

+8730,

-9020

Итого активными способами передвижения: 159 км* за 21 день, из них в зачёт 148 км. *Километраж, преодолённый на самолёте, микроавтобусе и т. д., в таблице не приводится. Зачётный километраж приведён с коэффициентом k = 1.2 (это меньше, чем по треку GPS).

**При радиальных выходах километраж учитывается при движении лишь в одну сторону.

В таблице в скобках указан зачётный километраж, без учёта повторно пройденного пути.

При этом перепад высот, преодолённый на радиальных выходах, учитывается полностью.

Высотный график и план маршрута на карте

Высотный график пройденного маршрута.

Маршрут на карте. Первый и второй этапы маршрута пройдены по плану.

Чёрными крестиками обозначены пройденные перевалы Цирюльня (1А), Ронкетти (2Б), Хицан (1Б), Фестивальный (3А), Обходной (2А) и Гельфгата Б. (3А).

Коричневыми крестиками обозначены запасные перевалы, фиолетовыми линиями запасные пути.

Оранжевые стрелочки аварийные пути.

Маршрут на карте. Третий этап маршрута пройден по запасному варианту.

Чёрным крестиком обозначен пройденный перевал Солдат (1Б).

Красные крестики непройденные перевалы Нахашбита (2Б, с вершиной 3А) и Суган (2Б). Салатовый трек это непройденный участок заявленного маршрута.

Коричневым крестиком обозначен запасной перевал 50 лет ВЛКСМ (2Б), фиолетовыми линиями запасные пути.

Оранжевые стрелочки аварийные пути.

Техническое описание прохождения маршрута

Перевал Цирюльня (1А)

Координаты GPS перевала: N 42°42’10’’, E 43°52’02’’ N 42°42’16’’, E 43°51’48’’ (две седловины)

Ориентация: СВ-ЮЗ, соединяет д. р. Айдакомдон (д. р. Зарамагдон) и долину р. Мамихдон

Характер склонов: травянисто-осыпной с СВ, травянистый с Ю. Седловина травянистая.

Расположение: ЮВ отрог восточного отрога ГКХ, на 5 км южнее пика Адай-Хох

Категория трудности по классификатору: 1А

Высота по классификатору и по GPS: 3164 (3130 GPS)

День 1. 17.07.2021

Пос. Верх. Зарамаг подъём по д. р. Зарамагдон

ЧХВ = 0:45

Пройдено 2,0 км

Набор высоты: +140 м

Высота ночёвки 1930 м

Дорога, тропа, травянистые склоны

Ясно, солнечно

В 12.30 большая часть группы приземлилась рейсом S7 2153 «Москва Владикавказ». После получения багажа к ним присоединились оставшиеся два участника вместе с микроавтобусом от Бориса Саракуева, в котором также были газ, пропуска в заповедники, погранпропуска, а также часть продуктов и снаряжения, доставленные в г. Владикавказ поездом. В 13.15 выезжаем в сторону пос. Верх. Зарамаг.

В 16.00 высаживаемся из микроавтобуса после переезда с правого восточного на левый (западный) берег р. Ардон по понтонному мосту через Зарамагское водохранилище (высота 1790 м, Фото №5.1-1). Мост является временным путепроводом в пос. Нижний и Верхний Зарамаг, а также далее по новой асфальтовой дороге в д. р. Мамихдон, в то время как основной участок дороги вдоль р. Ардон был закрыт на ремонт в день нашего прибытия. В течение часа мы сортируем продукты и снаряжение, формируя мешки для забросок в а/л «Цей», т/б «Ростсельмаш», а также Верх. Балкарию (городская заброска).

В 17.00 отпускаем водителя микроавтобуса, но ещё в течение часа распределяем продукты и снаряжение равномерно по всем участникам. Средний вес мужского рюкзака на старте составил 28.7 кг, при этом у Ани было всего 17 кг, т. к. её тёплая пуховка была сложена в первую заброску. Делаем групповое фото перед стартом (Фото №5.1-2).

В 18:05 выходим на маршрут из пос. Верх. Зарамаг и, перейдя по автомобильному мосту через р. Зарамагдон, отправляемся по грунтовой дороге вдоль её орографически левого берега. За 0:45 ЧХВ доходим до места ночёвки на высоте Н = 1930 м (N 42.704024, E 43.952932), разбиваем лагерь возле небольшого ручья (Фото №5.1-3). В 19:40 едим ужин, украшенный тортом «Прага». В 21:00 отбой. За день прошли 2,0 км за 0:45 ЧХВ.

Фото №5.1-1. Понтонный мост через Зарамагское водохранилище для временного проезда в пос. Верх. Зарамаг. Вид с востока на запад. Нам направо.

Фото №5.1-2. Группа на старте маршрута. На заднем плане электрическая подстанция «Зарамаг», пос. Верх. Зарамаг, а также долина р. Зарамагдон. Виден также временный автомобильный знак «кирпич», обозначающий перекрытие основной дороги в посёлок вдоль р. Ардон. Вид с юго-востока на северо-запад. Нам туда.

Фото №5.1-3. Вид на пос. Верх. Зарамаг на юго-восток с места ночёвки. Н = 1930 м.

День 2. 18.07.2021

Подъём по д. р. Зарамагдон и р. Айдакомдон подход под пер. Цирюльня (1А, 3130)

ЧХВ = 3:35

Пройдено 7,6 км

Набор высоты: +500 м

Высота ночёвки 2430 м

Тропа, брод, травянистые склоны

Ясно, солнечно

В 5.30 подъём дежурного, в 5:45 общий подъём. Ясно, солнечно.

Выход в 7:35. Движемся на запад сначала по грунтовой дороге (Фото №5.1-4), а затем просто по натоптанной тропе по долине вдоль левого орогр. берега р. Зарамагдон. Левые притоки р. Зарамагдон пересекаем по деревянным мостикам.

Фото №5.1-4. Вид на запад в сторону слияния р. Айдакомдон и Зарамагдон. Н = 2200 м.

За 2:20 ЧХВ доходим до высоты Н = 2320 м. Здесь начинаются прижимы вдоль левого орогр. берега реки (Фото №5.1-5), так что мы решаем переходить р. Зарамагдон вброд.

В 10:55 пересекаем вброд р. Зарамагдон в точке (N 42,711462 E 43,898616). Пересекаем поток по одному со страховкой альпенштоками (Фото №5.1-6).

Ещё через 0:20 ЧХВ в 11:35 встаём на обед на высоте 2365 м (N 42,712791 E 43,891656).

Фото №5.1-5. Подъём по левому берегу р. Зарамагдон в районе прижимов. Н = 2300 м.

Фото №5.1-6. Переход с левого на правый орогр. берег р. Зарамагдон. Н = 2320 м.

Погода жаркая, начало подъёма на перевал уже близко, а акклиматизация у группы как раз в самом разгаре, поэтому мы решаем сильно выше сегодня не подниматься.

В 14:10 выходим с обеда и ещё за один переход (0:15 ЧХВ) определяемся с местом ночёвки прямо под началом подъёма на пер. Цирюльня (1А, 3130) на высоте Н = 2430 м (N 42.713815, E 43.884022). В оставшееся время до ужина двое участников провели короткий разведочно-акклиматизационный выход по травянистому склону в направлении пер. Цирюльня (1А, 3130).

Из этого участка долины хорошо видна знаковая вершина Адай-Хох (4408 м) и окрестные перевалы (Фото №5.1-7, Фото №5.1-8). Прямо из юго-западного склона на 50 м выше нашего лагеря вытекает ручей Айдакомдон, из которого мы берём воду (Фото №5.1-9).

В 17:30 ужинаем, в 19:40 отбой. За сегодняшний день мы прошли 7,6 км за 3:35 ЧХВ, включая брод через р. Зарамагдон, на который мы потратили 0:20 ЧХВ.

Фото №5.1-7. Вид на г. Адай-Хох и на верховья ледн. Зарамаг. Подход к месту ночёвки. Группа движется на запад.

Фото №5.1-8. Вид с места ночёвки на г. Адай-Хох и бараньи лбы под ледн. Зарамаг.

Фото №5.1-9. Вид со стороны р. Зарамагдон на место ночёвки и на начало подъёма к пер. Цирюльня (1А). Виден чистый ручей, вытекающий прямо из юго-западного склона.

День 3. 19.07.2021

Пер. Цирюльня (1А, 3130) спуск в д. р. Мамихдон

ЧХВ = 6:10

Пройдено 7,7 км

Набор высоты: +700 м, 1070 м

Высота ночёвки 2060 м

Травянистые и осыпные склоны, грунтовка

Ясно, солнечно, вечером дождь

Перевал Цирюльня (1А, 3130)

Подход по травянисто-осыпному склону 1:20 ЧХВ (+570 м), осыпной перевальный взлёт 0:40 ЧХВ (20-25°, +130 м), крутой травянистый спуск 0:40 ЧХВ (30-35°, - 230 м), отход по более пологому травянистому склону 1:20 ЧХВ (~15°, - 670 м).

Подъём в 4.30, выход в 6:00. Стараемся сместить график сна на более раннее время, чтобы далее выходить на камнеопасные перевалы с первыми лучами солнца.

Как только мы начинаем подъём в сторону перевала, сразу же место нашего лагеря занимает стадо коров (Фото №5.1-10). Погода ясная, солнечная.

Фото №5.1-10. Начало подъёма к пер. Цирюльня (1А) по травянистому склону 25 30°. Место нашей ночёвки перед снежником сразу занимает стадо коров.

Первые 300 метров подъёма с северо-восточной стороны перевала являются наиболее крутыми. Мы идём по травянистому склону 25-30° с рододендронами (Фото №5.1-10), через 250-300 м подъёма начинается выполаживание. Дальше идёт травянистый склон 20-25°, который заканчивается пологой травянисто-осыпной террасой со снежниками на высоте 2730 м. Здесь возможно встать на ночёвку (координаты: N 42°42’34’’, E 43°52’37’’).

Пройдя очередной некрутой подъём крутизной 15°, мы выходим на травянистое плато с хорошим видом на перевал (Фото №5.1-11).

Итого, к 8:50 за 4 перехода (2:20 ЧХВ) от места ночёвки по травянистому склону 15-30° мы подошли под осыпной перевальный взлёт (Фото №5.1-11). Здесь высота Н = 3000 м, с места ночёвки мы набрали +570 м высоты и прошли 1.8 км.

В 9:10 мы начинаем подъём плотной группой (Фото №5.1-12) на перевал по осыпному склону 20 25° и, пройдя 400 м за 0:40 ЧХВ, в 9:50 выходим на пер. Цирюльня (1А, 3130).

Координаты тура: N 42°42’10’’, E 43°52’02’’. Тур оказался без записки, мы оставили свою.

По-видимому, до нас в прошлом году этот перевал проходила группа туристов из т/к МГТУ им. Баумана под руководством Игоря Болотина. Они указали в отчёте, что записку сняли, но чуть ранее оставили свою на смежной седловине, в 500 м на северо-запад.

Фото №5.1-11. Путь подъёма группы на пер. Цирюльня (1А, 3130) по осыпному склону 20 25°. У перевала две седловины, туры расположены на обеих.

Фото №5.1-12. Подъём группы на пер. Цирюльня (1А, 3130) по осыпному склону 20 25°.

Фото №5.1-13. Группа на пер. Цирюльня (1А, 3130). Дмитрий Лапицкий за кадром.

Фото №5.1-14. Путь спуска с пер. Цирюльня (1А, 3130) по травянистому склону 20 35°.

В 10:10 мы делаем перевальное фото (Фото №5.1-13) и начинаем спуск с перевала по крутому травяному склону 25 30°, до 35° в верхней части (Фото №5.1-14). С седловины движемся плотной группой с самостраховкой альпенштоками, а после выполаживания склона до 20° через 500 м спуска уже начинаем идти каждый в своём темпе. Весь склон протяжённостью 600 м преодолеваем за 0:40 ЧХВ и в 10:50 делаем привал, Н = 2900 м.

В 11:10 продолжаем спуск по травянистому склону 15 20°, забираем немного вправо по ходу (Фото №5.1-15) и за 0:40 ЧХВ в 11:50 доходим до ручья и становимся на обед. Высота Н = 2600 м, координаты N 42.693225, E 43.862611. По-прежнему солнечно.

Фото №5.1-15. Путь спуска с пер. Цирюльня (1А, 3130) по травянистому склону 15 20° в сторону д. р. Мамихдон к развалинам Клиат.

После обеда стартуем в 13:30 по направлению на юг, где от коша начинается укатанная тропа. За 5 переходов по 20 мин. (1:40 ЧХВ) сбрасываем ещё 540 метров и становимся на ночёвку у развалин Клиат (Фото №5.1-16, на генштабовской карте они отмечены как разв. Калиат) в 16:20. Высота 2060 м (координаты ночёвки N 42.668913, E 43.873119).

Фото №5.1-16. Спуск из-под пер. Цирюльня (1А, 3130) по дороге к развалинам Клиат.

Здесь есть ручей, а дорога на запад к развалинам Лисри частично разрушена и завалена камнями, что значительно усложняет перемещение. Ввиду последнего обстоятельства, на следующий день мы решили спускаться в д. р. Мамихдон в противоположную сторону (на восток), к развалинам Тли, чтобы быстрее выйти на новую асфальтовую дорогу, ведущую к Кударскому перевалу в Южную Осетию.

В 16:30 пошёл короткий дождь, который закончился в пределах получаса. В 17:00 ужин, в 19:00 отбой. За день мы прошли 7.7 км за 6:10 ЧХВ и взяли перевал Цирюльня (1А).

Впечатления и рекомендации о перевале

Перевал Цирюльня (1А, 3130) это достаточно красивый и интересный перевал 1А. Имеет две седловины одинаковой трудности, туры присутствуют на обеих седловинах.

Северо-восточный склон достаточно простой, представляет собой довольно длинный травянистый подъём, начинающийся склоном 25-30° (300 м) и затем выполаживающийся до 15°, около 1.5 км. Перевальный взлёт с северо-востока осыпной 20-25°, 400 м.

Южный склон травянистый, достаточно крутой и длинный (30-35°, 600 м), после чего идёт относительное выполаживание до 15°. Необходима самостраховка альпенштоками.

Хороший перевал 1А на этапе акклиматизации, рекомендуем всем, начиная с групп 1 к. с.

Категория по факту прохождения: 1А. Координаты GPS: N 42°42’10’’, E 43°52’02’’

Ориентация склонов перевала: СВ-ЮЗ. Соединяет д. р. Айдакомдон (д. р. Зарамагдон) и долину левого притока р. Мамихдон. Седловины перевала широкие травянистые.

Рекомендуемое снаряжение для прохождения пер. Цирюльня (1А, 3130):

Подъём по склону 15-20°

1,5 км

+420 м

Перевальный взлёт (осыпь 20-35°, 400 м)

+130 м

3:00

2,2 км

+700 м

Крутой травянистый спуск (600 м, 30-35°)

230 м

900 м

Перевал Ронкетти (2Б)

Координаты GPS перевала: N 42°44’03’’, E 43°48’56’’

Ориентация: Ю-С, соединяет д. р. Мамисон Зап. (д. р. Мамихдон) и лед. Цей Юж. (д. р. Цейдон) Характер склонов: сн.-ск.-осыпной с Ю, снежно-ледовый с С, есть ледопад. Седловина ск.-ос.

Расположение: восточный отрог ГКХ, на 1.5 км юго-восточнее пика Чанчахи

Категория трудности по классификатору: 2Б*

Высота по классификатору и по GPS: 3880 (3880 GPS)

День 4. 20.07.2021

Подъём по долинам р. Мамихдон и р. Мамисон Зап. в сторону пер. Ронкетти (2Б)

ЧХВ = 6:30

Пройдено 18,4 км

Набор высоты: 160 м, +820 м

Высота ночёвки 2720 м

Грунтовка, дорога, травянистые склоны, тропа

Ясно, солнечно

В 3:30 подъём, в 5:30 выход. Достаточно тепло, сухо, ясно и солнечно. Н = 2060 м.

Согласно вчерашнему плану, возвращаемся на грунтовую дорогу, идущую от коша на восток, и по ней спускаемся по направлению к разв. Тли (Фото №5.2-1). Далее грунтовка спускается в долину р. Мамихдон, и через два перехода (1:00 ЧХВ) мы выходим на новую асфальтовую дорогу, ведущую из Северной в Южную Осетию (Фото №5.2-2). Н = 1900м.

Фото №5.2-1. Путь движения группы на восток к разв. Тли и спуск в д. р. Мамихдон.

Фото №5.2-2. Путь подъёма группы по д. р. Мамихдон и р. Мамисон Зап. к пер. Ронкетти.

Асфальтовая дорога ведёт в Южную Осетию через Кударский перевал (н/к, 3142). Дорога построена в 2008 году исключительно для обслуживания газопровода «Дзуарикау - Цхинвал». Пограничного перехода на ней нет, поэтому асфальт, по-видимому, надолго сохранит идеальное качество. Несмотря на большой крюк, мы, вероятно, выиграли по времени, так как старая дорога от разв. Клиат до разв. Лисри сейчас сильно разрушена и местами представляет собой крутую оползневую осыпь (Фото №5.2-3).

Фото №5.2-3. Вид снизу на частично разрушенную дорогу от разв. Клиат к разв. Лисри.

После спуска на асфальтовую дорогу, начинаем движение на запад вдоль реки. За два получасовых перехода (1:00 ЧХВ) проходим по асфальтовому полотну, пересекая по пути два раза р. Мамихдон по автомобильным мостам, и в 8:00 устраиваем привал на высоте Н = 2030 м, несколько не доходя до пос. Камсхо. На север отсюда серпантином уходит грунтовая дорога (Фото №5.2-2), которая поднимается вверх по склону, возвращая нас на старую Военно-Осетинскую дорогу, ведущую через пер. Мамисон (н/к, 2911) в Грузию.

В 8:15 мы начинаем подъём по серпантину, и через 0:30 ЧХВ на высоте Н = 2150 м в 8:45 подходим к погранпосту. После проверки документов продолжаем набирать высоту по Военно-Осетинской дороге под палящим июльским солнцем. Обойдя с южной стороны один широкий отрог, мы выходим в долину р. Мамисон Зап. и продолжаем подъём вдоль левого орогр. берега реки по дороге, идущей на 150-200 м выше течения. Через 2:20 ЧХВ (4 перехода) в 11:30 останавливаемся на обед у ручья (N 42.6820, E 43.81350). Н = 2540м.

В 13:05 выходим с обеда и продолжаем подъём по старой Военно-Осетинской дороге на север. Скоро нашему взору предстают пер. Мамисон (н/к, 2911) в понижении ГКХ слева по ходу, а также лед. Ронкетти (Мамисон) и седловина пер. Ронкетти (2Б) (Фото №5.2-4).

Стоит сказать, что Военно-Осетинская дорога была построена ещё в 1897 году, но до сих пор поддерживается силами пограничников в добротном состоянии. На пер. Мамисон (н/к) расположена метеорологическая станция, но пограничный переход через перевал закрыт.

Фото №5.2-4. Движение по старой Военно-Осетинской дороге на север после обеда.

Через 1:30 ЧХВ доходим до верхнего моста через р. Мамисон Зап. (Фото №5.2-5). Здесь переходим с левого орогр. берега р. Мамисон Зап. на правый, делаем привал и дальше уходим на север от Военно-Осетинской дороги, которая отсюда поворачивает на запад и за несколько витков серпантина поднимается на Мамисонский перевал (н/к, 2911).

Координаты моста: N 42°42’21’’, E 43°48’44’’. Высота Н = 2690 м.

Фото №5.2-5. Новый автомобильный мост через р. Мамисон Зап., после перехода которого мы сошли со старой Военно-Осетинской дороги и пошли на север. Н = 2690 м.

Недалеко от моста находится беседка с мангалом. Отойдя от моста на 400-500 м, мы в 15:20 становимся на ночёвку (N 42.710224, E 43.814966). Высота Н = 2720 м. Места для палаток здесь с неровностями в виде кочек, плюс приходится очищать пространство от колючек. Возможно, непосредственно у моста были немного лучшие места для ночёвки.

Ранний ужин в 17:00. Отбой был запланирован на 19:00, но прямо перед ним с морен к нам спускается группа туристов из т/к Вестра под руководством Галины Политовой. Они спустились с пер. Ронкетти (2Б, 3880), завершая маршрут 4 к. с., и поделились с нами впечатлениями о перевале. После совместной фотографии (Фото №5.2-6) вестровцы пошли ночевать возле навеса с мангалом на высоте 2690 м (N 42.70692, E 43.812295).

Фото №5.2-6. Совместная фотография с группой т/к Вестра под рук. Галины Политовой возле нашего места ночёвки. Н = 2720 м.

День 5. 21.07.2021

Подъём на лед. Мамисон Зап. подход под пер. Ронкетти (2Б)

ЧХВ = 2:45

Пройдено 2,6 км

Набор высоты: +620 м

Высота ночёвки 3340 м

Травянистые и осыпные склоны, снежники, откр. ледник

Ясно, облачно, вечером дождь

В 4:00 подъём, в 6:20 выход. С утра ясно и солнечно. Н = 2720 м.

Сперва за 0:20 ЧХВ доходим по травянистой террасе до начала конгломератно-осыпного склона и делаем небольшой привал на высоте Н = 2830 м.

Затем за два коротких перехода по 20 мин. (в сумме 0:40 ЧХВ) поднимаемся по моренной насыпи крутизной 15-25° до распадка, куда с бараньих лбов стекает ручей Мамисон Зап.

Общий путь нашего подъёма показан на Фото №5.2-7.

Со старой моренной насыпи видна Военно-Осетинская дорога, разлив реки Мамисон Зап. и наш путь от сегодняшнего места ночёвки (Фото №5.2-8).

В относительно просторном распадке на моренном валу на высоте Н = 3080 м возможно организовать место для бивуака, координаты N 42°43’16’’, E 43°49’11’’.

Дальнейший подъём проходит вначале по пологому снежнику, а затем по живой средней осыпи 25-30°, местами до 35°, в обход первой ступени бараньих лбов (Фото №5.2-9).

После пересечения ещё одного снежника крутизной 15-20° на высоте Н = 3200 м, мы обходим вторую ступень бараньих лбов справа по ходу по осыпи 20-25° (Фото №5.2-10).

Фото №5.2-7. Панорамный вид на цирк лед. Мамисон (Ронкетти). На фото видна только восточная ветвь ледника. Показан наш путь на западную ветвь лед. Мамисон (Ронкетти).

Фото №5.2-8. Вид со старой моренной насыпи на верховья долины р. Мамисон Зап.

Фото №5.2-9. Путь обхода первой ступени бараньих лбов. Подъём на лед. Мамисон Зап.

Фото №5.2-10. Путь обхода второй ступени бараньих лбов по осыпи 20-25°. Н = 3200 м.

Немного повторимся. Дальнейший подъём от распадка на высоте Н = 3080 м проходит вначале по пологому снежнику, а затем по живой средней осыпи 25-30°, местами до 35°, в обход первой ступени бараньих лбов (Фото №5.2-9).

Третью, наиболее разрушенную, ступень бараньих лбов мы обходим справа по ходу по снежному кулуару 20-25° (Фото №5.2-11), после чего выходим на пологую открытую часть ледника Ронкетти (Мамисон Зап.). Отсюда хорошие виды на противолежащий на востоке лед. Мамисон Вост. (Фото №5.2-12). Высота Н = 3330 м.

Фото №5.2-11. Обход третьей ступени бараньих лбов по снежному кулуару. Выход на пологую часть ледника Мамисон Зап. (Ронкетти).

Фото №5.2-12. Вид с места ночёвки (лед. Ронкетти) на восток на лед. Мамисон Вост.

В 10:35 мы доходим до ровной и слегка покрытой снегом части лед. Мамисон Зап. (он же Ронкетти) и решаем остановиться здесь на ночёвку. Судя по отчёту Игоря Болотина [1], выход на пер. Ронкетти (2Б, 3880) должен осуществляться в ранние утренние часы из-за потенциальной камнеопасности верхней трети снежно-осыпного кулуара, ведущего на подъём с южной стороны.

Так как время уже близится к полудню, а перевал постепенно затягивает тучами, то мы решаем остановиться на лед. Мамисон Зап. на ночёвку. Высота Н = 3340 м, координаты N 42.725472, E 43.81531. После обеда одна наша связка поднялась выше на ледник, чтоб рассмотреть подъём на перевал получше, но затем всё затянуло тучами и пошёл дождь.

Итого, сегодня получилась полуднёвка. За 6 переходов (2:45 ЧХВ) мы набрали +620 м и в 10:35 разбили лагерь на высоте Н = 3340 м, пройдя 2.6 км. Свои палатки мы поставили на слегка покрытой снегом открытой части лед. Мамисон Зап. под пер. Ронкетти (2Б).

День 6. 22.07.2021

Подъём на пер. Ронкетти (2Б, 3880) спуск на лед. Цей Юж. и ночёвка в разломах ледопада

ЧХВ = 9:00

Набор высоты: +540 м, 380 м

Высота ночёвки 3500 м

Закр. ледники, крутые сн-лд. и конгломератные склоны

Дождь, ветер, туман

Фото №5.2-13. Место нашей ночёвки на лед. Мамисон Зап. Отсюда видны пер. 50 лет СССР (3Б, 3800) и начало пути подъёма на пер. Ронкетти (2Б, 3880).

Перевал Ронкетти (2Б, 3880)

Подход по пологому открытому леднику 0:55 ЧХВ (+180 м), осыпной перевальный взлёт 30-40° со снежным и конгломератным участками 3:20 ЧХВ (+360 м) спуск снежно-ледовый 30-45° (4 верёвки) 3:40 ЧХВ (- 190 м), спуск по ледопаду до ровной части ледника 6:35 ЧХВ (10-45°, - 690 м, ок. 100 м ледобурной дорожки).

Ранний подъём в 2:30, чтобы до 8:00 пройти снежно-осыпной кулуар до камнепадов.

В 4:15 выход. Идём в сумерках при свете налобных фонариков. Небо затянуто тучами. Общий путь подъёма на пер. Ронкетти (2Б) показан на Фото №5.2-13 и Фото №5.2-14.

Фото №5.2-14. Путь подъёма на пер. Ронкетти (2Б) с юга. В нижней части конгломерат.

В 4:15 начинаем подъём по пологому открытому леднику под перевальный взлёт. Ледник имеет крутизну 10-15° в нижней части и до 20-25° под перевальным взлётом.

Идёт дождь. Под ногами на льду несколько сантиметров мягкого снега и вмёрзшие в лёд камни, что позволяет идти по леднику до 20-25° без кошек на личной технике.

В 5:10 делаем привал под началом перевального взлёта. Высота Н = 3470 м. Дальше начинается перевальный взлёт: осыпь 30-40° с конгломератным участком, выше которого в кулуаре лежит длинный снежник 30-35°. Фото №5.2-14 сделано в 5:10 перед привалом.

В 6:00 мы подходим под конгломератно-осыпной участок 30-40°. Высота Н = 3520 м.

Прохождение конгломератно-осыпного участка 30-35° в дождь оказывается не простым занятием (Фото №5.2-15). Мы плотной группой движемся по мокрым живым камням на личной технике, но склон за каждым поднимающимся участником группы обсыпается всё сильнее. В итоге, на наиболее крутом участке подъёма крутизной 35-40° нам приходится повесить 20 м вспомогательной верёвки для троих замыкающих участников. Станцию организовали выше конгломератного участка на полочке 20-25° за рюкзак одного из уже поднявшихся участников (Фото №5.2-16).

Фото №5.2-15. Подъём на пер. Ронкетти (2Б) с юга. Конгломератно-осыпной участок 35°.

Фото №5.2-16. Организация вспомогательных перил на конгломератном участке 35-40°.

В 6:55 вся группа собирается над крутым конгломератным участком. Высота Н = 3620 м.

Дальше подъём идёт по длинному снежнику (около 400 м) крутизной 30-35°, местами до 40°. Движемся плотной группой (Фото №5.2-17), выбивая ступени и поочерёдно меняя лидера через каждые 15-20 м подъёма. Глубина снега 10-15 см, местами больше. Чаще всего покрытие снежника составляет достаточно плотный наст, который нам приходится пробивать за нескольких ударов.

Фото №5.2-17. Подъём на пер. Ронкетти (2Б) с юга. Плотной группой по снежнику 30-35°.

В 8:30 мы доходим практически до верхнего края снежника и пытаемся повернуть налево по ходу движения, но там оказывается лёд. Так как до этого подъём по конгломератной осыпи и по снежнику осуществлялся без кошек, то мы решаем не заниматься надеванием кошек на крутом и потенциально камнеопасном склоне, а подняться ещё выше и обойти обледеневший участок склона под скальными полочками (Фото №5.2-18).

В 8:45 становится понятно, что под скальными полочками местами тоже лёд, поэтому мы поднимаемся на разрушенные скалы и аккуратно продолжаем траверс на запад в сторону пологого осыпного перегиба (Фото №5.2-18). На выходе со скальных полочек на осыпь решаем провесить вторую подстраховочную верёвку (Фото №5.2-19), так как крутизна скал здесь 30-45°, а под скалами на осыпи 30-35° местами скрывается лёд. Н = 3870 м.

Фото №5.2-18. Подъём на пер. Ронкетти (2Б) с юга. Под скальными полочками 35-45°.

Фото №5.2-19. Подъём на пер. Ронкетти (2Б) с юга, траверс со скальных полочек 30-45°.

В 9:00 группа собирается на пологой осыпной перемычке на высоте Н = 3870 м. Отсюда за короткий переход 0:10 ЧХВ выходим на седловину перевала Ронкетти (2Б, 3880).

Координаты тура: N 42°44’03’’, E 43°48’56’’.

В туре пер. Ронкетти (2Б) мы, предсказуемо, нашли записку группы туристов Московского турклуба «Вестра» (4 к. с., 9 чел.) от 20.07.2021 г. под руководством Политовой Галины. Вестровцы же сняли из тура записку группы В. Л. Виданова от 13.08.2020 г.

Фото №5.2-20. Группа на пер. Ронкетти (2Б), вид на юго-восток. Фото Дмитрия Лапицкого В 9:15 дождь прекратился. Мы утепляемся и надеваем системы перед спуском, делаем перевальное фото (Фото №5.2-20) и начинаем движение по скально-осыпной полочке на запад (Фото №5.2-21), где начинается снежно-ледовый склон для спуска.

Фото №5.2-21. Движение группы от седловины пер. Ронкетти (2Б) к месту начала спуска.

В 10:00 мы доходим до ледового склона, уходящего на лед. Цей Юж., надеваем кошки и начинаем организацию станции на ледобурах для спуска. Сразу же делаем проушину для последующего сброса перил (Фото №5.2-22).

Фото №5.2-22. Организация первой станции для спуска и проушины рядом с ней.

Фото №5.2-23. Спуск по ледовому склону 30-45°. Вид на первую и на остальные верёвки.

Спуск. Склон для спуска на север является определяющим для категории пер. Ронкетти (2Б, 3880). Снежно-ледовый склон протяжённостью более 200 м имеет крутизну 20-35° на первой верёвке и 40-45° на трёх последующих верёвках. Всего 4 верёвки (200 м перил), не считая последующего прохождения ледопада на лед. Цей Юж. с перепадом в 400 м.

В 11:20 группа сбросила первую верёвку, в 11:40 вторую (Фото №5.2-23).

Прохождение последующих двух верёвок на спуск осложнялось наличием бергшрунда с вертикальной стенкой на 4-той верёвке (Фото №5.2-24), поэтому здесь мы замедлились.

Фото №5.2-24. Панорама спуска с пер. Ронкетти (2Б, 3880) на север на лед. Цей Юж. Первые три верёвки на спуск мы организовывали на станциях на ледобурах, сбросы были сделаны методом «вертикальной проушины» без расходника.

Четвёртая верёвка была организована в снегу на ледорубах, сброс «ледорубный крест»

Отдельные элементы организации станции на ледорубах показаны на Фото №5.2-25.

Преодоление вертикальной стенки бергшрунда участниками показано на Фото №5.2-26.

Фото №5.2-25. Организация сброса на 4-той верёвке. «Ледорубный крест» подстрахован

Фото №5.2-26. Преодоление участниками вертикальной стенки бергшрунда. Справа спуск замыкающего лидера (Аня), дюльферяющего с «ледорубного креста».

В 13:40 замыкающие лидеры сбросили четвёртую верёвку. Ниже бергшрунда участники спускались без перил, в связках «на 3 такта» по снежно-ледовому склону 30-35°. В 14:00 организуем обед на ровном участке ледника Цей Юж. на высоте Н = 3690 м.

В 15:15 выходим с обеда и начинаем спускаться по лед. Цей Юж. Сильный ветер то нагоняет облака, то разгоняет, видимость быстро меняется. В 15:50 мы начинаем обход больших разломов на леднике по левому орогр. борту в связках и достаточно быстро проходим наиболее простую, верхнюю, часть ледопада Цей Юж. Н = 3600. Однако в 16:00 на нас садится плотный туман, и ввиду плохой видимости мы вынуждены остановиться на ночёвку на пологом участке ледника над наиболее сложным участком ледопада Цей Юж.

В тумане мы идём в связках на относительно пологий участок ледника (Фото №5.2-27).

Начался дождь, и в 16:30 мы ставим палатки на пологом участке между трещинами. Координаты лагеря N 42.743024, E 43.826071. Н = 3500 м. В 18:30 ужин, в 19:30 отбой.

За сегодня за 9:00 ЧХВ мы прошли наиболее сложную часть пер. Ронкетти (2Б, 3880), включая подъём на перевал и спуск с седловины по перилам. Остался только ледопад.

Фото №5.2-27. Спуск по верхней части ледника Южный Цей. Примерно 300 м до ночёвки

День 7. 23.07.2021

Спуск через верхний ледопад ледника Цей Юж.

ЧХВ = 5:40

Набор высоты: 500 м

Высота ночёвки 3000 м

Закр. ледник, ледопад, ледовые склоны до 30-45

Дождь, ветрено, облачно

В 5:20 подъём, снаружи льёт сильный дождь. Отсиживаемся в палатках до 7:00. Н = 3500.

В 8:25 выходим, пока погода более-менее и дождя почти нет. Движемся в связках по левому орогр. борту ледопада, держась от скал на безопасном расстоянии 100-200 м. Крутизна снежно-ледовых склонов 25-30° и постепенно увеличивается (Фото №5.2-28). Двигаемся серпантином, огибая многочисленные трещины.

Фото №5.2-28. Начало пуска через верхний ледопад лед. Южный Цей по левому борту.

В 8:55 выходим на крутой участок 30-35°, за которым следует небольшое выполаживание до 25° с множественными разломами со всех сторон. Пройти здесь можно только по двум ледовым мостам, так как слева скалы, а справа нависающие сераки и обвалившиеся ледовые разломы. Выбираем наиболее безопасный из двух мостов и проходим в связках, организовывая одновременную страховку путём прощёлкивания веревки в пром. точки на ледобурах (Фото №5.2-29, всего на этом ледовом участке получилось 70 м «ледобурной дорожки», 6 промежуточных буров). В нижней части, сразу за мостом, крутизна ледового склона возрастает до 40-45°, поэтому заключительную часть «ледобурной дорожки» мы проходим с одновременной страховкой «на три такта» на передних зубьях кошек. Лидеры замыкающей связки забирают все ледобуры, и замыкающий идёт с нижней страховкой.

Фото №5.2-29. Прохождение ледового моста 40 м, страховка «ледобурная дорожка».

Фото №5.2-30. Спуск через «ледобурную дорожку» по склону 45° после ледового моста.

В 10:20 на 100 м ниже мы делаем привал на относительном выполаживании 20-25° после прохождения 70 м этого (первого) участка «ледобурной дорожки». Высота Н = 3380 м.

В 10:30 продолжаем спуск по ледопаду Юж. Цей, распутывая трещины на склоне 20-25°

(Фото №5.2-31). Движение в связках с одновременной страховкой, как и раньше.

Фото №5.2-31. Прохождение ледопада Южный Цей. Этап распутывания трещин. На фоне левый приток лед. Юж. Цей.

Фото №5.2-32. Прохождение второго крутого ледового участка 40° на передних зубьях.

В 10:50 проходим ещё один ледовый участок крутизной 35-40°, прокручиваем ещё 30 м «ледобурной дорожки» (Фото №5.2-32). Так же прощёлкиваем связочную веревку через ледобуры и спускаемся «на три такта» на передних зубьях. Ниже этого участка оказалось ещё 100 м снежного склона 30-35°, который мы также проходим «на три такта» лицом к склону, в связках с одновременной страховкой. После этого проходим ещё немного в связках по более пологому участку 20-25° и в 11:30 делаем привал на выполаживании недалеко от места слияния левого притока лед. Цей Юж. с основным телом ледника. Высота Н = 3270 м. Отсюда уже просматривается дальнейший путь спуска с проходом по осыпи вдоль левого борта ледника (Фото №5.2-33) и виден путь спуска (Фото №5.2-34).

Фото №5.2-33. Путь спуска вдоль левого борта лед. Цей Юж. с обходом части ледопада.

Фото №5.2-34. Вид на наш путь спуска по лед. Цей Юж. с места привала на Н = 3270 м.

На прохождение основной части ледопада лед. Цей Юж. с момента выхода из лагеря у нас ушло 3:05 ЧХВ, из которых 1:40 ЧХВ мы потратили на прохождение двух участков «ледобурной дорожки» по склонам крутизной 30-45° (в сумме около 100 м).

В 11:45 мы выходим на осыпной склон по левому борту ледника, снимаем свои кошки и развязываем связки. Высота Н = 3220 м. Дальше, по плану, должен был быть спуск по осыпи, но не тут-то было. Средняя и крупная осыпь оказывается довольно подвижной, а под осыпью голый лёд. Поэтому в 12:30 мы возвращаемся на лёд на высоте Н = 3180 м и вешаем ещё одну (пятую, если считать от начала спуска с седловины пер. Ронкетти) верёвку по ледовому склону крутизной 25-30° (Фото №5.2-35).

Фото №5.2-35. Пятая верёвка на спуске с пер. Ронкетти, конец прохождения ледопада.

В 13:40 сбрасываем верёвку и продолжаем спуск по средней и крупной осыпи 25-30°, забирая влево по ходу в обход бараньих лбов. В 14:00 выходим на снежник, который спускается уже до пологой части лед. Цей Юж., и в 14:20 останавливаемся на обед на центральной морене ледника на высоте Н = 3050 м. Координаты N 42.74954, E 43.833789. Воду берём из ручья, текущего по поверхности ледника. На небе тучи, осадков нет.

В 16:30 продолжаем спуск по ровному открытому леднику, обходя трещины. Смещаемся вправо по ходу, так как слева в лед. Цей Юж. впадает ледопад Цей Сев. (Фото №5.2-33).

В 17:00 мы не находим вокруг ничего, напоминающего собой траву или даже безопасную морену, и решаем разбить свой лагерь на леднике на высоте Н = 3000 м под защитой небольшого моренного вала от возможных камнепадов со склонов (Фото №5.2-36). Координаты нашего лагеря напротив ледопада лед. Цей Сев.: N 42.750694, E 43.841097.

Фото №5.2-36. Лагерь на лед. Южный Цей под защитой моренного вала. Н = 3000 м.

Фото №5.2-37. Общий вид спуска по ледопаду лед. Южный Цей с пер. Ронкетти (2Б).

Общая панорама нашего сегодняшнего спуска по ледопаду лед. Южный Цей показана на Фото №5.2-37. Этот спуск был совершён за 5:40 ЧХВ с организацией 100 м «ледобурной дорожки» и с провешиванием ещё одной (пятой, если начинать с седловины) верёвки по ледовому склону 25-30°. Общий перепад высот за сегодня составил 500 м.

День 8. 24.07.2021

Обход нижнего ледопада лед. Цей Юж. спуск по долине р. Цейдон в а/л «Цей» за заброской

ЧХВ = 5:00

Пройдено 10,8 км

Набор высоты: 1100 м, +40 м

Высота ночёвки 1940 м

Откр. ледник, бараньи лбы 20-50, моренные валы, тропа

Облачно, дождь, туман, ливень

В 4:00 подъём дежурного. По леднику проносятся облака, но сквозь них просвечивает солнце. В 5:20 завтракаем и пересобираем рюкзаки. Сегодня нам идти отсюда вниз в долину р. Цейдон за нашей первой заброской.

Наш палаточный лагерь у правого борта лед. Цей Юж. напротив ледопада лед. Цей Сев. на высоте Н = 3000 м мы объявляем «базовым» и решаем здесь оставить всё бивуачное и техническое снаряжение, кроме рюкзаков, касок, кошек, палок, ледорубов, систем и одной верёвки на всякий случай. Также берём с собой аптечку, перекусы и дождевики.

В 6:10 выходим за заброской. По правой, местами зачехлённой части ледника спускаемся без кошек до следующего выполаживания на высоте Н = 2870 м (Фото №5.2-38).

Фото №5.2-38. Начало спуска от «базового лагеря» по лед. Цей Юж. Идём за заброской.

В 6:45 на высоте Н = 2800 м делаем привал на леднике, пережидая набежавшее облако.

В 6:55, когда развиднелось, переходим на левый орогр. борт ледника. Обходим крупные трещины. Ледник Цей Юж. здесь пологий, открытый. На левобережных моренах находим уютные места под палатки рядом с двумя небольшими озёрами. Здесь очень красиво.

Высота Н = 2780 м, координаты N 42.761162, E 43.848468.

Прямо отсюда начинается спуск по бараньиим лбам или в обход их. Судя по описанию группы под рук. Чистяковой (т/к «Муми-Тролль») [4], в одном из кулуаров слева по ходу от бараньих лбов ниже по склону должен быть стационарный трос для облегчения подъёма и спуска туристских групп. Но в нашем случае кулуары слева от бараньих лбов заполнены снегом, и туман усугубляет и так неблагоприятные условия для поиска пути.

Произведя несколько разведочных выходов, мы описанный путь с металлическим тросом не нашли, но разведали свой вариант спуска по скально-осыпным полкам и травянистым площадкам правее от общепринятого кулуара, по центру бараньих лбов. Крутизна пути нашего спуска составила от 20-35° до 70° в наиболее крутой части (короткий участок, 3 м).

Фото №5.2-39. Начало спуска по кулуару меж бараньих лбов. Ниже скальная «пробка».

В 7:55 начинаем спуск по выбранному пути от озёр на высоте Н = 2780 м. Вначале склон травянисто-осыпной 25°, местами до 30° (Фото №5.2-39). На высоте Н = 2700 м подошли к месту, где понадобилось пролезть трёхметровую скальную ступеньку с гимнастической страховкой. Здесь течёт ручей, русло которого в наиболее крутом месте перегорожено скальной «пробкой» (Фото №5.2-40). Лазание не сложное, но падать есть куда поэтому аккуратно пролезаем этот участок без рюкзаков с гимнастической страховкой и передаём рюкзаки отдельно. Лазания примерно 3 м, скала с небольшим нависанием, но зацепки хорошие. Ниже этой скальной «пробки» находится травянисто-осыпная полочка 30-35°, по которой мы спускаемся ниже вдоль скал (Фото №5.2-41).

Координаты «скальной пробки»: N 42°45’44’’, E 43°50’59’’.

В 8:30 мы завершаем прохождение «скальной пробки» и продолжаем спускаться вниз по травянисто-осыпным полочкам. В 8:40 делаем привал на небольшом удобном скальном выполаживании. Высота здесь Н = 2660 м.

Далее путь спуска проходит по скально-осыпным полочкам крутизной 20-35° до выхода на снежник 30-35° орографически слева от бараньих лбов (Фото №5.2-42, Фото №5.2-43).

Дальше спускаемся по снежнику и по травянисто-осыпным склонам до выполаживания на высоте Н = 2420 м, где в 9:30 делаем привал на левобережной морене у ледника Цей. Путь дальше проходит по пологим левобережным моренам (Фото №5.2-44).

Фото №5.2-40. Прохождение скальной «пробки» лазанием по одному (страхующий ниже)

Фото №5.2-41. Прохождение скальной «пробки» по одному без рюкзаков лазанием с гимнастической страховкой. В дождь данный участок может быть особенно опасным.

Фото №5.2-42. Путь спуска от скальной «пробки» по полкам в осыпной кулуар.

Фото №5.2-43. Общий вид на наш спуск по бараньим лбам до снежника. «Классический» путь обхода бараньих лбов должен быть где-то на траве. Там должен быть и трос.

Фото №5.2-44. Путь по левобережной морене к оконечности языка ледника Цей.

После спуска в моренный карман слева от ледника Цей (Фото №5.2-44) и привала в 9:30 на высоте Н = 2420 м, мы обходим ледник по моренам и в 10:30 на высоте Н = 2256 м делаем привал у края языка ледника Цей.

Здесь нас встретили девушки-биологи из Института проблем экологии и эволюции. После прослушивания небольшой лекции по гляциологии продолжаем наш путь. Поднимаемся на широкую травянисто-осыпную террасу и по маркированной тропе идём сначала вдоль р. Цейдон по левому берегу реки, пересекая несколько ручьев и небольших болот, а затем по тропе уходим в лес и отходим от основного русла р. Цейдон.

В 11:20 по меткам вышли к туристической тропе, погода ясная. Высота Н = 2200 м.

В 12:00 делаем большой привал у одного из левых притоков р. Цейдон, съедаем перекус, часть группы успевает помыться. Высота Н = 2030 м.

Через переход 0:20 ЧХВ мы выходим из заповедника РСО-Алания, высота Н = 1920 м.

Здесь уже начинается асфальтированная дорога. За следующий переход мы доходим до автомобильного моста на высоте 1900 м (координаты моста: N 42°47’20’’, E 43°54’04’’). К сожалению, в 12:50 пошёл дождь и всё вокруг стало заволакивать туманом.

Поднявшись от моста, в 13:10 мы входим на территорию Цейского альплагеря, высота Н = 1930 м. Территория альплагеря большая, так что некоторое время мы потратили на поиски дома, где водитель Бориса Саракуева оставил нашу заброску. Дождь усиливается.

В 14:00 мы приходим к нужному домику в а/л «Цей», получаем и распределяем заброску, обедаем и обсуждаем дальнейшие планы на сегодня. Дождь переходит в ливень, и нам пришлось принять решение не пытаться вернуться сегодня на лед. Юж. Цей, а остаться на ночь в а/л «Цей», чтобы не оказаться на скалах под ливнем или в тёмное время суток.

В 15:00 регистрируемся в альплагере, арендуем на ночь палатки, пенки и спальники (за 700 р./чел. за всё) и прячемся от дождя. В 19:00 ужинаем и ложимся спать в 20:00. Весь вечер вокруг стоит туман и продолжается ливень с небольшими перерывами.

Координаты места ночёвки рядом с нужным домом в а/л «Цей»: N 42°47’01’’, E 43°54’06’’

Сегодняшний спуск от нашего «базового» лагеря до а/л «Цей» занял 5:00 ЧХВ, так что мы правильно сделали, не пойдя обратно с тяжёлыми рюкзаками в непогоду. За сегодня мы прошли 10.8 км и сбросили 1100 м высоты. Завтра нам предстоит эту высоту набрать.

Впечатления и рекомендации о перевале

Перевал Ронкетти (2Б, 3880) это очень крепкий и технически интересный перевал 2Б к. т., трудность которого выше эталонной 2Б. Седловина имеет вид изогнутого скального «коридора» длиной ок. 150 м. Перевал односторонний, определяющий склон северный.

Южный склон. Подход под перевал идёт в обход нескольких ступеней бараньих лбов и затем по пологому открытому леднику. Сам перевальный взлёт протяжённый (600 м) и достаточно крутой конгломератно-осыпной кулуар со снежниками, уклон 30-40°.

Движение в дождь по такому склону затруднено, так что в двух местах нам понадобилось провесить по 40 м вспомогательных перил для некоторых участников.

Северный склон определяющий, пройден на спуск. Вначале 250 м снежно-ледового склона крутизной 40-45°, в нижней части бергшрунд 6 м с вертикальной верхней стенкой 2 м (всего провешено 4 верёвки, переход бергшрунда осуществлялся по снежному мосту). Далее спуск по лед. Юж. Цей, который содержит ледопад с крутизной склонов 20-45°. Ледопад проходится в связках с одновременной страховкой (нами прокручено 100 м «ледобурной дорожки» и повешено 50 м перил в нижней части по ледовому склону 30°).

Всего при спуске с пер. Ронкетти нами было повешено 5 верёвок перил (250 м), 4 из которых были закреплены на станциях на ледобурах и сброшены методом «вертикальной проушины», а пятая верёвка (4-я от седловины, через берг) была закреплена на станции на двух ледорубах и затем сброшена методом «ледорубный крест».

Отметим, что для прохождения бараньих лбов при обходе нижнего ледопада Цейского ледника могут пригодиться навыки скалолазания. Мы не смогли найти общепринятый путь обхода бараньих лбов по склонам, где должен быть стационарный металлический трос, поэтому прошли своим путём по бараньим лбам по полочкам 25-35° (с небольшим участком лазания 70°, 3 м). При прохождении этого участка на подъём нужна страховка.

Для прохождения пер. Ронкетти от участников группы требуются навыки ориентирования в ледопадах, прохождения снежно-ледовых склонов до 45° и выше, а также уверенного передвижения по конгломерату. Технически сложнее брать перевал на подъем с севера на юг. Физически сложнее всего было подниматься по крутому кулуару на южном склоне.

Рекомендуем пер. Ронкетти (2Б) для включения в маршруты от 4 к. с.

Категория по факту прохождения: 2Б. Координаты GPS: N 42°44’03’’, E 43°48’56’’

Ориентация склонов перевала: Ю-С. Соединяет д. р. Мамисон Зап. (приток р. Мамихдон) и лед. Цей Юж. (д. р. Цейдон). Седловина перевала протяжённая скально-осыпная.

Рекомендуемое снаряжение для прохождения пер. Ронкетти (2Б, 3880):

Пологий открытый ледник крутизной до 20-25°

0,8 км

+180 м

Конгломератная часть перевального взлёта (30-40°)

+100 м

Снежная часть перевального склона 30-35°, до 40°

+250 м

Траверс на седловину (осыпь 25-35°, 200 м)

0:25

+10 м

7:00

4,6 км

+1190 м

Снежно-ледовый склон 30-45° с бергом (4 верёвки)

190 м

Пологий закрытый ледник Юж. Цей (10-25°, плато)

1,3 км

190 м

Верхняя часть ледопада Цей Ю. (лёд 20-35°, связки)

120 м

«Ледобурная дорожка» 70 м через разломы (25-45°)

1:15

Ледовый склон 20-30°, «ледобурная дорожка» 30 м

120 м

Осыпь на льду 25-30°, провешивание 50 м перил

1:30

Обход бараньих лбов по осыпи и снежникам 20-25°

130 м

Спуск по пологому открытому леднику Цей Юж.

1:20

1630 м

Перевал Хицан (1Б)

Координаты GPS перевала: N 42°45’12’’, E 43°49’57’’

Ориентация: ЮВ-СЗ, соединяет лед. Цей Юж. (д. р. Цейдон) и лед. Цей Сев. (д. р. Цейдон) Характер склонов: осыпной с юга, осыпной и снежно-ледовый с севера. Седловина ск.-осыпная.

Расположение: восточный отрог ГКХ, в 1 км на СЗ от слияния ледников Цей Сев. и Цей Юж.

Категория трудности по классификатору: 1Б

Высота по классификатору и по GPS: 3320 (3300 GPS)

День 9. 25.07.2021

А/л «Цей» подъём по долине р. Цейдон возвращение на лед. Цей Юж.

ЧХВ = 6:20

Пройдено 10,8 км (в зачёт 0)

Набор высоты: 40 м, +1100 м

Высота ночёвки 3000 м

Тропа, моренные валы, бараньи лбы 20-50, откр. ледник

Туман, дождь, ветрено, облачно

В 4:30 общий подъём, переменная облачность. Готовим завтрак на маленькой горелке, так как большая горелка осталась в нашем «базовом» лагере на леднике Цей Юж. В 5:50 сдаём прокатные вещи администратору а/л «Цей» и в 6:20 начинаем свой путь наверх. Вначале спускаемся от высоты альплагеря Н = 1940 м до автомобильного моста на высоте Н = 1900 м (координаты моста: N 42°47’20’’, E 43°54’04’’), дальше идём вверх.

В 6:50 делаем привал в беседке у входа в заповедник РСО-Алания (Фото №5.3-1), здесь до 8:00 никого нет (потом придут смотрители заповедника и будут проверять пропуска). Координаты места входа в заповедник: N 42°47’09’’, E 43°53’36’’. Н = 1920 м.

Фото №5.3-1. Группа на привале в беседке перед входом в Заповедник РСО-Алания.

Поднимаемся по туристический тропе, которая отлично читается. Моросит дождь.

За 1:00 ЧХВ доходим по туристической тропе до очередной беседки с видами на лед. Цей и в 8:05 делаем привал, высота Н = 2230 м. Это последняя беседка перед выходом на маркированную тропу. В беседке можно всей группой укрыться от дождя и перекусить, что мы и делаем. Далее выходим на маркированную тропу и двигаемся в направлении ледника Цей. Ещё за 0:30 ЧХВ доходим до Цейского ледника и в 8:55 делаем привал у оконечности языка ледника на высоте Н = 2256 м. Дождь усиливается.

Фото №5.3-2. Путь подъёма по бараньим лбам по левобережной морене ледника Цей.

Дальше подъём проходит по левобережной морене ледника Цей, после которой нужно будет подниматься на бараньи лбы (Фото №5.3-2). Укажем ещё раз, что наш вариант подъёма по бараньим лбам может быть не оптимальным, так как проходит по скальным полочкам 25-35° и содержит участок лазания по скале (70°, 3 м) по «скальной пробке».

В 10:00 мы подходим по морене под снежник, высота Н = 2420 м. Дождь прекращается. В 11:30 делаем привал на полочке посреди бараньих лбов на высоте Н = 2660 м. Погода улучшается, выглядывает солнце, влажные камни быстро сохнут.

В 12:00 подходим к самому неприятному участку скальной стенке 70°, 3 м. Здесь русло ручья перегорожено камнем «скальной пробкой», слева от которого есть нависающая скала с удобными зацепками. Опасный участок преодолеваем лазанием без рюкзаков с гимнастической страховкой, а рюкзаки вытягиваем на верёвке (Фото №5.3-3).

Фото №5.3-3. Прохождение «скальной пробки». С помощью верёвки вытягиваем рюкзаки

Из-за того, что скалы не успели так быстро просохнуть, а рюкзаки заметно прибавили в весе, на подъём «скальную пробку» пролезть оказалось чуть сложнее, чем ожидалось. Первые участники, кто вылез наверх, организовали верёвку для остальных в качестве дополнительной страховки, а также с её помощью вытянули рюкзаки. Высота Н = 2700 м.

После прохождения «скальной пробки» собираемся всей группой и по сначала скальному, а затем травянисто-осыпному кулуару 25° плотной группой выходим к удобным ночёвкам возле озёр на высоте Н = 2780 м (Фото №5.3-4), координаты N 42.761162, E 43.848468.

Фото №5.3-4. Путь к «базовому лагерю» на лед. Цей Юж. от уютных ночёвок у двух озёр.

В 13:10 снова продолжаем подъём и за два перехода по пологому открытому леднику Цей Юж. доходим до оставленного вчера утром здесь «базового лагеря». Высота 3000 м.

После подъёма на вторую ступень лед. Цей Юж. по частично зачехлённой части ледника, мы в 14:30 выходим к лагерю (Фото №5.3-5). Координаты N 42.750694, E 43.841097.

Фото №5.3-5. Группа с заброской возвращается к лагерю на лед. Цей Юж. Н = 3000 м.

В 14:50 готовим обед и немного отдыхаем после утреннего забега из а/л «Цей». После обеда занимаемся распределением продуктов на второе кольцо по участникам. В 17:30 готовим ужин, во время которого начинается дождь. В 19:00 отбой.

За сегодня мы принесли заброску из а/л «Цей» в наш базовый лагерь на лед. Цей Юж., пройдя при этом 10.8 км за 6:20 ЧХВ и набрав +1100 м высоты.

День 10. 26.07.2021

Лед. Цей Юж. пер. Хицан (1Б, 3300) подъём по лед. Цей Сев.

ЧХВ = 5:30

Пройдено 6,0 км (в зачёт 5,4 км)

Набор высоты: +300 м, 50 м, +590 м

Высота ночёвки 3840 м

Осыпь, откр. и закр. ледник, разломы на леднике

Облачно, солнечно, очень ветрено

Перевал Хицан (1Б, 3300)

Подход по открытому леднику 1:40 ЧХВ (+260 м), осыпной перевальный взлёт 1:45 ЧХВ (30-40°, +260 м) осыпной спуск 30-35° с участками снега и льда 0:20 ЧХВ (- 50 м), отход по открытому леднику.

В 3:20 подъём дежурных, погода ясная.

В 5:45 выходим из лагеря и пересекаем лед Цей Юж. в направлении пер. Хицан (1Б). В 6:05 подошли под перевальный взлет пер. Хицан (1Б, 3300). Высота Н = 3040 м.

Перевальный взлёт начинается с подъёма по снежнику 25-30°, который сменяется мелкой и средней осыпью 30-35° (Фото №5.3-6). Начинаем движение плотной группой, обходя небольшие скальные выходы (Фото №5.3-7). В начале подъём имеет крутизну 30-35°, местами до 40°, но в середине подъёма склон выполаживается до 25° (Фото №5.3-8). Путь подъёма при этом читается отлично.

В 7:00 после выхода на выполаживание 25° делаем привал на осыпном склоне на высоте Н = 3110 м. В 7:05 продолжаем двигаться в сторону седловины, держась правой стороны кулуара по ходу движения.

Ближе к седловине на пути подъёма встречаются крупные камни и небольшие скальные полочки крутизной до 40°, которые без проблем преодолеваются лазанием с рюкзаками (Фото №5.3-9). В самой верхней части кулуара последние 50 м подъёма проходят по таким скальным полкам практически полностью.

Фото №5.3-6. Общий вид перевального взлёта пер. Хицан (1Б) с юга. Справа видны Цейская (Николаевская) хижина и верхний фрагмент ледопада лед. Сев. Цей.

Фото №5.3-7. Подъём группы по осыпному склону на пер. Хицан (1Б) от лед. Цей Юж.

Фото №5.3-8. Южный склон пер. Хицан (1Б). Относительное выполаживание до 25°.

Фото №5.3-9. Преодоление скальных участков 40° простым лазанием с рюкзаками.

Фото №5.3-10. Группа на перевале Хицан (1Б). На заднем плане видно начало ледопада лед. Цей Сев. Перевальный тур отмечен красным. Дмитрий Лапицкий за кадром.

В 8:25 выходим на седловину перевала Хицан (1Б, 3300). Седловина скально-осыпная. Едим перевальный шоколад, делаем перевальное фото (Фото №5.3-10).

Координаты седловины перевала: N 42.753283, E 43.83246.

В туре пер. Хицан (1Б, 3300) мы нашли записку группы туристов ТК МГТУ им. Баумана

(5 к. с., 6 чел.) от 05.08.2020 г. под руководством Игоря Болотина.

В 8:55 выходим на спуск в сторону лед. Цей Сев.

Северный склон пер. Хицан (1Б) представляет собой осыпной склон крутизной 30-35° со снежно-ледовыми вставками (Фото №5.3-11). Похоже, что на самом деле вся эта осыпь просто лежит на снежно-ледовом склоне 30-35°. Склон достаточно короткий (всего 150 м), но при этом относительно неприятный. Спускаемся плотной группой за 0:20 ЧХВ.

Фото №5.3-11. Путь спуска с седловины на ледник Сев. Цей по осыпному склону 30-35°.

В 9:15 мы спустились на открытую часть лед. Северный Цей, высота Н = 3250 м. У нас получилось произвести спуск с перевала без кошек, но на подъём на этом склоне кошки вполне могут пригодиться. В случае срыва на этом склоне, есть риск угодить в трещину.

За ещё 0:15 ЧХВ отходим от северного перевального взлёта пер Хицан (1Б) по открытому леднику на безопасное расстояние, набирая +50 м высоты. Решаем встать здесь на обед.

Приведём сразу здесь впечатления о пер. Хицан (1Б, 3300).

Впечатления и рекомендации о перевале

Перевал Хицан (1Б, 3300) это очень хороший перевал 1Б к. т. Трудность соответствует эталонной 1Б или даже чуть выше, несмотря на то, что северный склон перевала имеет нетипично короткий для перевалов такого класса перевальный взлёт (всего 100-150 м).

Самостоятельного значения пер. Хицан не имеет и служит для прохода с лед. Цей Юж. на лед. Цей Сев. и обратно в обход ледопада лед. Цей Сев. Седловина скально-осыпная.

Южный склон. Подход под перевал идёт сначала в обход нижнего ледопада Цейского ледника по бараньим лбам или в обход их, далее подход идёт по пологому открытому леднику Цей Юж. Сам перевальный взлёт это осыпной кулуар 30-35°, местами до 40°.

Северный склон короткий (100-150 м) осыпной склон 30-35°. Осыпь лежит на снежноледовой подушке, поэтому регулярно съезжает. Для успешного прохождения этого склона участникам группы могут понадобиться кошки. Если в будущем на склоне лёд откроется от моренного чехла, то здесь могут даже понадобиться перила (до 2-х верёвок).

Перевал Хицан двухсторонний, поэтому его можно рекомендовать даже группам 2 к. с. для радиальных восхождений с юга (так как у групп 2-4 к. с. нет других вариантов ухода с лед. Цей Сев.). Наиболее сложным участком для групп 2-3 к. с. может оказаться подход под перевал в обход нижнего ледопада Цейского ледника по бараньим лбам или в обход.

Рекомендуем пер. Хицан (1Б) для включения в горные спортивные маршруты от 2 к. с.

Категория по факту прохождения: 1Б. Координаты GPS: N 42°45’12’’, E 43°49’57’’

Ориентация склонов перевала: ЮВ-СЗ. Соединяет ледники Цей Южный (д. р. Цейдон) и лед. Цей Северный (д. р. Цейдон) в обход ледопада. Седловина скально-осыпная.

Рекомендуемое снаряжение для прохождения пер. Хицан (1Б, 3300):

2-3 ледобура

2 статические верёвки 50 м

Расчёт времени для прохождения пер. Хицан (1Б, 3300) с юго-востока на северо-запад:

Обход языка ледника Цей по моренным валам 10-15°

+200 м

Подъём по бараньим лбам 25-35°, включая лазание 3 м

1:55

+330 м

Подход по пологому открытому леднику Цей Юж.

+260 м

Осыпной перевальный взлёт (500 м, 25-35°, до 40°)

1:45

+260 м

6:15

5,5 км

+1050 м

Осыпной склон 30-35° со снежно-ледовыми вставками

50 м

Отход по открытому леднику Цей Сев.

0:15

0:35

50 м

6:40

6,1 км

1050 м

Перевал Фестивальный (3А)

Координаты GPS перевала: N 42°45’53’’, E 43°47’13’’

Ориентация: ЮВ-С, соединяет лед. Цей Сев. (д. р. Цейдон) и лед. Караугомское плато

Характер склонов: снежно-ледовый с юга, снежно-ледовый с севера. Седловина снежно-ледовая.

Расположение: Цейский хребет (вост. отрог ГКХ), между вершинами Дубль-пик и Красноармеец

Категория трудности по классификатору: 3А

Высота по классификатору и по GPS: 4344 (4360 GPS)

Продолжение описания 10-го ходового дня, 26.07.2021 г.

После обеда на леднике на высоте Н = 3300 м, мы в 11:45 выходим и начинаем подъём по пологому лед. Цей Сев. (Фото №5.4-1). Сразу движемся в связках и в кошках.

В 12:10 привал на высоте Н = 3360 м, следующий привал в 12:50 на высоте Н = 3430 м. Здесь ледник Северный Цей уже полностью закрытый. В 13:30 привал на Н = 3500 м.

Фото №5.4-1. Подъём по лед. Сев. Цей в связках. Пер. Фестивальный (3А) за поворотом.

Перед выходом к цирку пер. Фестивальный (3А) нас ожидает подъём по разорванному леднику Цей Сев. крутизной до 20-25°, идём между участками ледопада (Фото №5.4-2).

В 14:10 крайний привал перед зоной больших разломов, высота Н = 3610 м. Тут погода начинает понемногу портиться, начинает дуть порывистый холодный ветер, но сквозь тучи всё ещё проглядывает солнце.

Фото №5.4-2. Проходим через ледовые разломы при подъёме по лед. Северный Цей.

В 14:50 заканчиваем прохождение участка с довольно большими разломами по снежным мостам или ледовым перемычкам. Делаем привал на высоте Н = 3730 м. Тут уже выход на пологую часть ледника Цей Сев. (левая камера верхнего плато). Отсюда уже виден перевал Фестивальный (3А, 4360). Поднимается сильный ветер, группа утепляется.

В 15:40 выходим на относительно ровный участок ледника на высоте Н = 3840 м и встаём на ночевку в 200 м от скал и примерно в 1 км от подъёма на пер. Фестивальный (3А).

Координаты места ночёвки: N 42.758266, E 43.794838.

Так как ветер продолжает усиливаться, то нам приходится сначала ровнять площадки под палатки, а затем строить ветрозащитные стенки (Фото №5.4-3). Где-то в 100 м от лагеря дежурные нашли в зоне открытых трещин жидкую воду, которая стекала тонкой струйкой по стенкам одной из трещин. Воду набирали, спуская кружку или котелок в трещину на верёвке (Фото №5.4-4). Наслаждаемся видом на перевал (Фото №5.4-5).

В 18:30 готовим ужин и запасаемся водой на следующий день. В 19:30 отбой.

Фото №5.4-3. Постановка лагеря. Показано место, где в трещине была обнаружена вода

Фото №5.4-4. Дежурные добывают жидкую воду из трещины, спуская котелок на верёвке

Фото №5.4-5. Вид на пер. Фестивальный (3А, 4360) со стороны лагеря на высоте 3840 м.

День 11. 27.07.2021

Днёвка-отсидка. Обработка склона пер. Фетивальный (3А, 4360)

ЧХВ = 1:50 (разведка и обработка склона)

Пройдено 1,0 км (в зачёт 0)

Набор высоты: +250 м, 250 м

Высота ночёвки 3840 м

Закрытый ледник, ледовый склон 30-40

Дождь, очень ветрено, снег, град, гроза

Подъём дежурного в 3:20. Готовим еду в палатке из-за сильного ветра. Собираем вещи и в 4:30 завтракаем. Вслед за ветром налетают тучи. Решаем не торопиться с выходом, наблюдаем за динамикой погоды. Около 5:30 начинается сильный дождь со шквальным ветром. Становится понятно, что в такую погоду идти на определяющий перевал опасно.

В 6:30 видимость немного улучшилась, и руководитель в связке с тремя участниками (Антон, Саша, Дима) решают-таки сходить под перевал для разведки и предварительной обработки склона, остальные остаются в лагере.

В 7:05 связка выходит из лагеря, в 7:50 разведгруппа подошла под бергшрунд в нижней части перевального взлёта. Высота Н = 4090 м. В левой части берга находим надёжный снежно-ледовый мост, по которому поднимаемся в кошках и сразу же над бергом делаем первую станцию (Фото №5.4-6). Здесь ледовый склон 40°, станция на двух ледобурах.

В 8:30 начинаем вешать перила (Фото №5.4-7). Первую верёвку 50 м Саша заканчивает провешивать в 8:50. Погода снова начинает портиться, так что пока на этом мы решаем сегодня закончить и вернуться в лагерь. Со скал в орогр. левой части склона летят камни.

В 9:05 начинаем движение из-под берга в сторону лагеря, в 9:40 вернулись в лагерь. За это время участники, оставшиеся в лагере, усилили снежные стенки (Фото №5.4-8).

После обеда нас завалило градом (Фото №5.4-9). В 17:15 ужин, в 18:30 отбой.

Фото №5.4-6. Разведгруппа подходит к пер. Фестивальный (3А, 4360). Отчётливо видны последствия ледового обвала, прошедшего по орогр. правому кулуару (слева на фото).

Со скал орогр. слева (справа на фото) после 8:00 начинаются камнепады.

Бергшрунд проходим по надёжному снежно-ледовому мосту в левой по ходу части склона

Фото №5.4-7. Провешивание первой верёвки. Стрелкой показано направление нашего движения на следующий день. Выход на ледовый «нож» будет только на 3-ей верёвке.

Фото №5.4-8. Пока разведгруппа вешает первую верёвку, остальные участники улучшают условия обитания в лагере.

Фото №5.4-9. Послеобеденное фото лагеря. Выпало несколько см осадков в виде града.

День 12. 28.07.2021

Пер. Фестивальный (3А, 4360) ночёвка на седловине

ЧХВ = 13:50

Пройдено 1,8 км

Набор высоты: +500 м

Высота ночёвки 4340 м

Закрытый ледник, ледовый склон 30-60 (до 90)

Утром ясно, с обеда туман, снегопад

Перевал Фестивальный (3А, 4360)

Подход по открытому и закрытому леднику 3:55 ЧХВ (+840 м), снежно-ледовый перевальный взлёт 13:00 ЧХВ (30-90°, +270 м, 11 верёвок перил) снежно-ледовый спуск 25-35° с бергшрундом 1:40 ЧХВ (- 200 м), отход по закр. леднику.

В 3:30 общий подъём.

Сегодня наша задача пройти пер. Фестивальный (3А) на подъём по определяющему снежно-ледовому склону с южной стороны (Фото №5.4-10).

Перевал Фестивальный представляет собой снежно-ледовое препятствие категории 3А. Расположен в Цейском Хребте между вершинами Дубль-пик и Красноармеец и соединяет ледник Северный Цей с Караугомским плато. Ниже путь подъёма от места ночёвки на высоте Н = 3840 м на закрытом леднике Северный Цей.

Утром погода ясная. В 6:10 выходим с места ночёвки в связках, держась орогр. левой стороны ледника (справа по ходу движения) в направлении перевального взлёта. По леднику, переходя старый лавинный вынос, подходим к левой (по ходу движения) части берга (Фото №5.4-11). Время в пути 0:50 ЧХВ.

В 7:00 начинаем техническую работу.

Фото №5.4-10. Путь подъёма на пер. Фестивальный (3А, 4360). 11-я верёвка за скалой.

Фото №5.4-11. Подход под перевальный взлёт и общий вид на пер. Фестивальный (3А).

Фото №5.4-12. Провешивание первых трёх верёвок. Уклон 30-40° на первых двух верёвках и 45-60° на третьей верёвке. Третья верёвка выводит на «ледовый нож».

Пересекаем бергшрунд по надёжному снежно-ледовому мосту и вправо по ходу вешаем 3 верёвки до ледового гребня (Фото №5.4-12). Уклон 30-40° на первых двух верёвках и до 60° на третьей. Третья верёвка выводит на острый «ледовый нож» (Фото №5.4-13).

Фото №5.4-13. Прохождение второй и третьей верёвок. Лидеры на «ледовом ноже».

Четвертая веревка идёт по «ледовому ножу» пологим траверсом 15 м, после чего идёт подъём на ледяной «нос» крутизной 45-60°. Лидер добрался туда в 9:25.

5-тая верёвка уходит небольшим траверсом вправо по ходу движения по склону 45-55° и выводит на снежно-ледовую стенку 10-12 м, 90°. Близко к нависающему слева по ходу сераку лучше не подходить, так как с него течёт вода. По снежно-ледовой стенке 12 м, 90° взбираемся на ледовый склон 55-60°, где лидер организовывет станцию на ледобурах. Так как на станции 55-60° стоять неудобно, то провешиваем отсюда короткую верёвку 15 м на небольшую ледовую полочку 20-25°, где лидер организовывает сильно более удобную станцию. Отдельно эта верёвка 15 м при подъёме не учтена, мы считаем её частью верёвки №6.

Общая панорама верёвок №4, 5 и 6 до удобной станции на ледовой полочке 20-25° видна на Фото №5.4-14.

Время около 13:00. Погода резко ухудшается, начинает идти дождь и мокрый снег. По орогр. правому ледовому кулуару (где были наши первые 3 верёвки) начинают сходить лавины. Некоторые участники заметно удивлены.

Фото №5.4-14. Вид из-под «ледового ножа» на верёвки 4, 5 и 6. Погода портится.

Фото №5.4-15. Верёвка №6 выводит по склону 45-50° на ледовую «полку» крутизной 35°.

6-я верёвка по ледовому склону 45-50° идёт до основного ледового массива на верхней части ледопада и выводит на длинную ледовую «полку» 35° (Фото №5.4-15).

Фото №5.4-16. Подъём по снежно-ледовой «полке» 35°. Верёвка №7, за ней верёвка 8.

Верёвки №7 и 8 идут по снежно-ледовой «полке» 35° в обход верхнего ледового серака (Фото №5.4-16). Лидер обходит серак справа по ходу движения, оставаясь в левой по ходу движения части снежно-ледового кулуара. Такую тактику прохождения мы выбрали накануне, опасаясь возможных камнепадов с близлежащих скал справа по ходу.

8-ю верёвку также вешаем вдоль левой части кулуара до большой ледовой трещины.

9-я верёвка переходит через трещину по узкому ледовому мосту, после чего лидер идёт правее по ходу, огибая небольшой скальный нунатак. Участники переходят трещину по перилам и уходят вверх вдоль правого края нунатака, всё также держась левой стороны снежно-ледового кулуара (по ходу движения).

Общий вид подъёма группы по верёвкам №8 и 9 показан на Фото №5.4-17. Склон 30-45°.

Крепление 9-той верёвки было организовано на правой (по ходу движения) стороне нунатака за скальный выступ. От скального выступа лидер взбирается по скалам 10 м к левой (по ходу) ледовой стенке кулуара, организует там ледовую станцию на ледобурах и крепит короткие перила 10 м для подстраховки. Эти 10 м перил мы также не учитываем как отдельную верёвку, а считаем за начало 10-той верёвки (Фото №5.4-18).

Фото №5.4-17. Подъём по верёвкам №8 и 9 по склону 30-35°. Показан обход нунатака.

Фото №5.4-18. Подъём по верёвке №10. Начало 10 м по скалам, конец за поворотом.

Верёвка №11, выводящая на седловину, также полностью лежит за поворотом.

10-я верёвка провешивается между ледовой стенкой слева и скалами справа по ходу, после прохода через «коридор» забираем направо и уходим по ледовому склону 30-40° вдоль скал (Фото №5.4-18).

11-я верёвка полностью проходит за скалами на Фото №5.4-18. Она уходит по ледовому склону 30-40° направо за скалу и выводит на седловину перевала. Нам нужно было в верхней части отойти чуть подальше от скал для выхода сразу на седловину, но из-за тумана мы всю 11-ю верёвку вешаем вдоль скал, и пришлось повесить ещё короткий участок 10 м траверса (горизонтальными перилами) до седловины.

В 20:00 мы выходим на седловину перевала Фестивальный (3А, 4360). Ставим лагерь на закрытом леднике на высоте Н = 4340 м, предварительно убедившись в отсутствии трещин на месте лагеря (коорд. N 42.764814, E 43.786364). В 21:30 ужин, в 23:00 отбой.

День 13. 29.07.2021

Седловина пер. Фестивальный (3А, 4360) спуск на Караугомское плато

ЧХВ = 3:40

Пройдено 6,0 км

Набор высоты: +20 м, 690 м, +10 м

Высота ночёвки 3680 м

Снежно-ледовые склоны до 35, бергшрунд, закр. ледник

Утром ясно, с обеда туман, дождь

В 7:30 общий подъём.

Седловина перевала широкая, плоская, с трещинами по краям седловины. Много места под палатки, по центру седловины трещин не обнаружено (Фото №5.4-19).

Тур находится на восточном плече на скалах (Фото №5.4-20). N 42°45’53’’, E 43°47’13’’.

В туре пер. Фестивальный (3А, 4360) мы нашли записку группы из Санкт-Петербурга (5 к. с., 7 чел.) от 10.08.2020 г. под руководством Константина Голубева.

Фото №5.4-19. Седловина пер. Фестивальный (3А). Вид на СВ на Караугомское плато.

Фото №5.4-20. Вид из лагеря на восток. Перевальный тур находится на скалах.

Натоптанные следы были оставлены накануне при провешивании траверса 10 м от верхней станции 11-той верёвки подъёма на седловину.

Фото №5.4-21. Группа на пер. Фестивальный (3А, 4360). Вид на юг, в сторону подъёма.

К туру нам приходится на страховке подниматься дважды, так как писать свою записку там оказалось крайне неудобно.

После извлечения записки из тура и оставления в туре своей записки, мы делаем фото группы на перевале (Фото №5.4-21) и в 11:15 начинаем спуск с пер. Фестивальный (3А).

Спуск с пер. Фестивальный (3А) на Караугомское плато представляет снежно-ледовый склон крутизной 25-35°. Практически у самой седловины находится небольшой берг 2-3 м, через который мы провесили перила в несколько ниток (Фото №5.4-22). Лидеры связки, идущей замыкающей, сбросили все параллельные нитки, а себе организовали ледовую проушину. Далее спуск проходит в связках по снежному склону 30-35° (Фото №5.4-23). Снега много, так что спуск лучше проходить утром, пока снег не раскис.

Фото №5.4-22. Прохождение бергшрунда в начале спуска с пер. Фестивальный (3А).

Фото №5.4-23. Спуск с пер. Фестивальный (3А, 4360) на Караугомское плато. Берг выше.

Фото №5.4-24. Вид на путь нашего спуска по Караугомскому плато. Фото с перевала.

Спуск с седловины пер. Фестивальный (3А, 4360) на Караугомское плато занял у нас 1:40 ЧХВ, включая 0:20 ЧХВ на преодоление бергшрунда. В 12:55 привал на Н = 4160 м.

Общая панорама спуска с перевала на Караугомское плато показана на Фото №5.4-24. После спуска на плато мы обходим г. Бивуачная (4245 м) с востока и далее с севера на запад по пологому склону, двигаясь в связках по центру плато Караугом. Через 1:00 ЧХВ в 14:30 останавливаемся на обед на высоте Н = 3860 м (коорд. N 42.786059, E 43.772806). Погода начинает портиться, налетают тучи и начинается неприятный дождь.

После обеда на нас опускается туман, но мы всё равно решаем сделать ещё переход в связках и подойти под пер. Обходной (2А). В 16:40 выходим с места обеда, идёт дождь.

За 1:00 ЧХВ мы подходим под перевал Обходной и находим достаточно ровное место для ночёвки на закрытом леднике на высоте Н = 3680 м (коорд. N 42°46’45’’, E 43°44’49’’). В 18:00 разбиваем лагерь, воду берём из ближайшего берга. В 19:40 ужин, в 20:30 отбой.

Впечатления и рекомендации о перевале

Перевал Фестивальный (3А, 4360) это очень хороший, красивый и техничный перевал 3А к. т., трудность которого выше эталонной 3А. Перевал односторонний, определяющий склон юго-восточный. Нами пройден с определяющей стороны на подъём.

Юго-восточный склон. Подход под перевал идёт по закрытому леднику Цей Северный, перевальный взлёт представляет собой ледовый склон крутизны 30-55°, до 60-90° на трёх наиболее крутых верёвках. Общая протяжённость склона около 500 м, нами провешено 11 верёвок на подъём. Все станции, кроме одной, были организованы на ледобурах.

Нижняя часть определяющего перевального взлёта разделена «ледовым ножом» на два кулуара. Орогр. левый кулуар после 8:00 утра простреливается камнями с близлежащих скал, поэтому мы начали свой подъём по орогр. правому кулуару (он же левый по ходу). Но нужно отметить, что в непогоду по нашему кулуару могут сходить лавины и ледовые обвалы, что мы и наблюдали около 13:00.

Северный склон снежно-ледовый 30-35°, в верхней части есть бергшрунд 2-3 м. Через берг мы провесили 10 м перил в три нитки, крепление на ледобурах. Ниже спускались по склону в связках с одновременной страховкой.

Рекомендуем пер. Фестивальный (3А) для включения в спортивные маршруты 5-6 к. с.

Категория по факту прохождения: 3А. Координаты GPS: N 42°45’53’’, E 43°47’13’’

Ориентация склонов перевала: ЮВ-С. Соединяет ледники Цей Северный (д. р. Цейдон) и лед Караугомское плато. Седловина широкая снежно-ледовая, тур на востоке на скалах.

Рекомендуемое снаряжение для прохождения пер. Фестивальный (3А, 4360):

15 ледобуров

15 обществ. карабинов

3 статические верёвки 50 м

крючок для проушин

Расчёт времени для прохождения пер. Фестивальный (3А, 4360) с юго-востока на север:

deltaH

Подход по откр. и закр. леднику Цей Сев. (до 25°)

3:55

5,0 км

+840 м

Перевальный взлёт (лёд 30-55°, до 60-90°, 11 верёвок)

13:00

+270 м

16:55

5,5 км

+1110 м

Снежно-ледовый склон 30-35° с бергом 2 м (10 м перил)

200 м

Отход по закрытому лед. Караугомское плато

5,4 км

1110 м

Перевал Обходной (2А)

Координаты GPS перевала: N 42°46’39’’, E 43°44’31’’

Ориентация: СВ-ЮЗ, соединяет орогр. левую и правую ветви лед. Караугомское плато

Характер склонов: снежно-ледовый с обеих сторон. Седловина снежно-ледово-скальная.

Расположение: северный отрог ГКХ на Караугомском плато, между пиками Бокос и Турист

Категория трудности по классификатору: 2А

Высота по классификатору и по GPS: 3770 (3770 GPS)

День 14. 30.07.2021

Пер. Обходной (2А, 3770) лед. Караугомское плато подъём на пер. Гельфгата Б. (3А, 3990)

ЧХВ = 6:20

Пройдено 5,6 км

Набор высоты: +90 м, 170 м, +390 м, 170 м

Высота ночёвки 3820 м

Снежно-ледовые склоны 25-40, закр. ледник

Утром ясно, после обеда туман

Перевал Обходной (2А, 3770)

Снежно-ледовый перевальный взлёт 30-40° с бергшрундом 1:10 ЧХВ (+100 м, 20 м «ледобурной дорожки») снежно-ледовый спуск 25-35° 0:20 ЧХВ (- 170 м), отход по закрытому леднику Караугомское плато (орогр. левая ветвь).

Перевал Обходной (2А, 3770) является перемычкой, соединяющей орогр. правую и левую ветви Караугомского плато в обход разломов верхней части Караугомского ледопада.

В 4:30 общий подъём. Погода ясная.

В 7:10 выходим из лагеря в связках и сразу начинаем подниматься на пер. Обходной (2А). Общий вид пути прохождения пер. Обходной (2А, 3770) показан на Фото №5.5-1.

Подъём на пер. Обходной (2А) проходит по снежно-ледовому склону крутизной 30-40° с бергшрундом, но бергшрунд можно обойти в связках справа по ходу (Фото №5.5-2).

Фото №5.5-1. Вид пути прохождения пер. Обходной (2А) с правой ветви Караугомского плато. Нижняя стрелка показывает наш путь до ночёвки, остальные - после ночёвки.

Фото №5.5-2. Путь подъёма на пер. Обходной (2А, 3770). Бергшрунд обходим справа.

Снежно-ледовый склон 30-40° весь оказывается покрыт плотным настом, так что мы на подъём движемся медленно, стараясь набивать максимально удобные ступени в этом насте (Фото №5.5-3). Перед самым перевалом оказался короткий участок голого льда - для безопасности мы вкрутили 2 ледобура и прошли этот участок 30 м с одновременной страховкой через «ледобурную дорожку» (Фото №5.5-4). На наш подъём ушло 1:10 ЧХВ.

Фото №5.5-3. Движение в связках по плотному насту 30-40°. Бергшрунд обходим справа.

Фото №5.5-4. Движение в связках в верхней части, переход на «ледобурную дорожку».

В 8:20 выходим на седловину пер. Обходной (2А, 3770). Седловина ледово-скальная.

Координаты тура: N 42°46’39’’, E 43°44’31’’. Перевальное фото: Фото №5.5-5.

В туре пер. Обходной (2А, 3770) мы нашли записку группы туристов ТК МГТУ им. Баумана (5 к. с., 6 чел.) от 06.08.2020 г. под руководством Игоря Болотина.

В 8:55 начинаем спуск с пер. Обходной по снежно-ледовому склону 25-35° (Фото №5.5-6)

Фото №5.5-5. Группа на пер. Обходной (2А, 3770). Тур на камнях за спинами участников. Слева показан наш путь на пер. Гельфгата Б. (3А). Справа видны верхний участок Караугомского ледопада и ниже за ним долина р. Караугомдон.

Фото №5.5-6. Спуск в связках по снежно-ледовому склону с пер. Обходной (2А, 3770).

Спускаемся с пер. Обходной (2А, 3770) в связках по достаточно плотному насту, который лежит на теле ледового склона 25-35° с немногочисленными трещинами, большинство из которых можно переступить в наиболее узком месте. Мы быстро движемся в связках и в кошках, поэтому за 0:20 ЧХВ спускаемся до ровного участка левой ветви Караугомского плато (она же лед. Караугом Центральный) и в 9:15 делаем привал на высоте Н = 3600 м.

В общем, наш спуск с пер. Обходной (2А) на этом закончен, так как дальше нам нужно начинать подниматься в сторону следующего перевала Гельфгата Б. (3А). Общий вид на Караугомское плато и на наш путь спуска с пер. Обходной (2А) показан на Фото №5.5-7.

Фото №5.5-7. Вид на спуск с пер. Обходной (2А, 3770) из-под пер. Гельфгата Б. (3А).

Приведём сразу здесь впечатления о пер. Обходной (2А, 3770).

Впечатления и рекомендации о перевале

Перевал Обходной (2А, 3770) это довольно простой перевал 2А к. т., трудность близка к эталонной 2А к. т. или даже проще. Подход к перевалу с обеих сторон проходит по закрытому леднику, а перепады высот от ледника до седловины не велики (по 100-200 м).

Самостоятельного значения пер. Обходной не имеет и служит для перехода с правой ветви лед. Караугомское плато на левую ветвь этого же ледника в обход ледопада.

Северо-восточный склон. Подход под перевал проходит по закрытой орогр. правой ветви лед. Караугомское плато. Перевальный взлёт снежно-ледовый склон 30-40°, на склоне есть бергшрунд. У нас бергшрунд можно было обойти справа по ходу движения, а весь склон был покрыт плотным настом. Поднялись в связках, перед выходом на седловину прокрутили 30 м «ледобурной дорожки». При прохождении склона на спуск нужны перила. В случае ледового склона или при невозможности обойти берг, тоже нужны будут перила.

Юго-западный склон снежно-ледовый склон 25-35°. Проходится в связках и в кошках. На склоне есть трещины, но их всегда можно перешагнуть в узком месте. Отход из-под перевального взлёта осуществляется по закрытой орогр. левой ветви лед. Караугомское плато (она же лед. Караугом Центр.).

Так как большинство туристских групп, пересекающих Караугомское плато, проходит на маршрутах 5-6 к. с. и редко 4 к. с., то пер. Обходной (2А) не представит для них проблем.

В целом, можно рекомендовать пер. Обходной (2А) для включения в маршруты от 3 к. с.

Категория по факту прохождения: 2А. Координаты GPS: N 42°46’39’’, E 43°44’31’’

Ориентация склонов перевала: СВ-ЮЗ. Соединяет орогр. правую и левую ветви ледника Караугомское плато в обход Караугомского ледопада. Седловина снежно-ледово-скальная

Рекомендуемое снаряжение для прохождения пер. Обходной (2А, 3770):

6-8 ледобуров

2-3 статические верёвки 50 м

Расчёт времени для прохождения пер. Обходной (2А, 3770) с северо-востока на запад:

deltaH

Подход по закр. лед. Караугомское плато (прав. ветвь)

0:10

+30 м

Сн.-лд. взлёт (30-40°, 30 м «ледобурной дорожки»)

+70 м

+100 м

Снежно-ледовый склон 25-35° с трещинами

150 м

Отход по закр. лед. Караугомское плато (лев. ветвь)

0:10

20 м

1,6 км

170 м

Перевал Гельфгата Б. (3А)

Координаты GPS перевала: N 42°47’26’’, E 43°42’30’’

Ориентация: ЮВ-СЗ, соединяет лед. Караугом Центр. и лед. Караугом Зап. (Ногкаугуллудори) Характер склонов: сн.-лд.-ос. с ЮВ, сн.-лд.-ск. с СЗ. Седловина ск.-ос. со сн.-лд. куполом.

Расположение: СВ отрог ГКХ на границе Караугомского плато, в 1 км от пика Бурджула (4364)

Категория трудности по классификатору: 3А

Высота по классификатору и по GPS: 3989 (3990 GPS)

Перевал Гельфгата Б. (3А, 3990)

Подъём: сн.-лд.-ос. перевальный взлёт 25-40° 1:10 ЧХВ (+140 м)

Спуск: сн.-лд. траверс 25-35° 4:05 ЧХВ (- 270 м, можно было пройти за 1:30 ЧХВ), спуск по сн.-лд. склону 30-35° 2:20 ЧХВ (- 60 м, 3 верёвки перил), спуск по ск. склону 25-50° 5:10 ЧХВ (- 80 м, 3 верёвки перил), спуск по сн.-лд. склону 30-40° 0:45 ЧХВ (- 100 м), спуск по закр. леднику 25-40° 1:15 ЧХВ (- 310 м), дюльфер по сн.-лд. склону 60-90° 3:40 ЧХВ (- 60 м, 3 верёвки перил), отход по снежнику.

Продолжение описания 14-го ходового дня, 30.07.2021 г.

Общий вид подхода к пер. Гельфгата Б. (3А) и подъёма на него показан на Фото №5.6-1.

Фото №5.6-1. Путь подхода к пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) по лед. Караугом Центр. и дальнейшего подъёма на перевал. Фото сделано с пер. Обходной (2А, 3770).

От места привала в 9:15 на высоте Н = 3600 м на орогр. левой ветви Караугомского плато (она же лед. Караугом Центр.) мы за 3 перехода (1:10 ЧХВ) поднимаемся в связках по закрытому леднику Караугом Центр. и подходим под взлёт пер. Гельфгата Б. (3А, 3990).

В 11:30 встаём на обед, высота Н = 3820 м. Жарко и пока безоблачно. Где-то под скалами журчит ручей, но не видно, где. Вероятно, вода течёт где-то в трещине. Пришлось в этот раз топить снег на газу (до этого все обеды у нас были с жидкой водой).

В 13.40 начинаем подъём на пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) в связках по снежно-ледовому склону 35°, в верхней части переходящему в скально-осыпную седловину (Фото №5.6-2).

Фото №5.6-2. Путь подъёма по не определяющей стороне пер. Гельфгата Б. (3А, 3990).

Фото №5.6-3. Подъём по снежно-ледовому склону 30-40° и выход на скально-осыпную полочку перед седловиной пер. Гельфгата Б. (3А, 3990). Участники снимают кошки.

За 1:10 ЧХВ поднимаемся в связках по снежно-ледовому склону 25-35°, до 40° в верхней части, и выходим на осыпную полочку под седловиной перевала (Фото №5.6-3).

В 14:50 выходим на седловину перевала Гельфгата Б. (3А, 3990). Седловина скальноосыпная, над которой на севере возвышается снежно-ледовый купол 10 м в высоту.

Тур располагается на ЮЗ плече на скалах (Фото №5.6-4): N 42°47’26’’, E 43°42’30’’.

В туре пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) мы обнаружили записку группы из Санкт-Петербурга(5 к. с., 7 чел.) от 08.08.2020 г. под руководством Константина Голубева.

Седловина достаточно широкая. Здесь есть жидкая вода, при желании можно поставить палатки. Высота седловины 3990 м, координаты N 42.790705 E 43.708292.

Погода постепенно начинает портиться, с севера наползает туман. Мы делаем фото группы на седловине перевала (Фото №5.6-5), после чего в 15:15 в связках поднимаемся на снежно-ледовый купол над седловиной (Фото №5.6-6) и начинаем искать наиболее разумный путь спуска на северо-запад (Фото №5.6-7).

Особенность прохождения пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) на спуск заключается в том, что путь спуска с него неочевиден и сверху совершенно не просматривается. Кроме того, движение осуществляется в опасной зоне, так как под ледником на севере есть скальный обрыв. В связи с этим, ниже мы приводим максимально подробную схему движения с рекомендациями. На рисунках Фото №5.6-7 и Фото №5.6-8 приведена схема перевала, сделанная в программе Google Earth.

Синий путь (1) это путь движения нашей группы, коричневый путь (2) рекомендуемый, его мы считаем наиболее оптимальным в наших условиях (при малом количестве снега). Красный путь (3) это путь, по которому прошла группа Игоря Болотина в 2020 г. [1].

На Фото №5.6-7 север расположен сверху, а на Фото №5.6-8 снизу, чтобы лучше был виден рельеф перевала.

Фото №5.6-4. Перевальный тур на пер. Гельфгата Б. (3А) на скале на ЮЗ от седловины.

Фото №5.6-5. Группа на седловине пер. Гельфгата Б. (3А). Вид на лед. Караугом Центр.

Фото №5.6-6. Выход с седловины пер. Гельфгата Б. (3А) на сн.-лд. купол. Начало спуска.

Фото №5.6-7. Варианты пути спуска с седловины пер. Гельфгата Б (3А) на северо-запад.

Путь 1 наш путь. Сначала на ЗСЗ по ребру, затем по СВ ледовому ребру. Нужно было идти по пути 2 далее по ребру, но мы попытались (неудачно) сразу пойти по ледовым полям на СЗ в направлении целевого нунатака, где в 2020 г. ночевала группа Болотина.

Путь 3 это путь группы Игоря Болотина в 2020 г. [1].

Фото №5.6-8. Варианты пути спуска с седловины пер. Гельфгата Б. (3А) на северо-запад

(прим.: север снизу). Путь 1 наш путь. Сначала на ЗСЗ по ребру, затем на СВ по ледовому ребру. Нужно было идти по пути 2 далее по ребру, но мы попытались (неудачно) сразу пойти по ледовым полям на СЗ в направлении целевого нунатака, где в 2020 г. ночевала группа Болотина. Путь 3 это путь группы Игоря Болотина в 2020 г. [1].

В 15:30, походив в связках по снежно-ледовому куполу на седловине (Фото №5.6-9), мы определились и наметили план спуска. Движемся на спуск в связках со снежно-ледового купола на ЗСЗ до выхода на снежно-ледовый гребень, который оканчивается нунатаком

(Фото №5.6-10). По пути на ледовом участке прокручиваем 30 м «ледобурной дорожки».

В 15:55 делаем привал на этом ребре. Высота Н = 3930 м. Дальше пойдём по СВ ребру.

Фото №5.6-9. Спуск в связках на запад по снежно-ледовому куполу с седловины пер. Гельфгата Б. (3А, 3990). Движемся по направлению к ЗСЗ ледовому ребру.

Фото №5.6-10. Вид на ребро с западного края снежно-ледового купола на седловине пер. Гельфгата Б. (3А). Движемся прямо по ребру на ЗСЗ, затем поворачиваем направо. Слева по ходу виден лед. Караугом Зап. и верхний ледопад, где происходят обвалы.

Фото №5.6-11. Спуск в связках с седловины пер. Гельфгата Б. (3А, 3990). Переход с ЗСЗ ребра на СВ ледовое ребро. Здесь пройденный нами и рекомендуемый путь совпадают.

С 16:00 мы пытаемся выйти по маршруту группы Болотина на запад к плоскому нунатаку, на котором у них была ночёвка. Идём в связках. Двигаться прямо на север вдоль верхних нунатаков не получается там крутой разорванный ледник, необходимы перила. Чтобы избежать провешивания перил, мы пытаемся обойти его справа по ходу по ледовому склону 30°. Известно, что под ледником обрыв, поэтому уделяем повышенное внимание безопасности движения: на всех ледовых участках организуем «ледобурную дорожку» (прокрутили около 16 буров, в сумме получилось 150-200 м «ледобурной дорожки»).

Фото №5.6-12. Снимок сделан с СВ ребра, вид на северо-восток. 1 путь нашей группы.

Мы попытались выйти через ледовые поля на нунатак слева (нет на фото), но в итоге вернулись на ребро, 2 вероятно, более простой вариант спуска по СВ ребру.

Фото №5.6-13. Спуск в связках через «ледобурную дорожку». Виден целевой нунатак.

Наш путь в связках с седловины пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) по ЗСЗ ребру с переходом на СВ ребро показан на Фото №5.6-11. Путь движения далее по ледовым полям показан на Фото №5.6-12, движение по ледовому склону с одновременной страховкой через »ледобурную дорожку» представлено на Фото №5.6-13. Вдалеке виден целевой нунатак.

К 17:40 нам так и не удалось найти между трещин безопасный проход к нунатаку. Видимость сильно ухудшается из-за тумана, а в группе накапливается усталость. В связи с этим принимаем решение выйти по пологому снежному склону 25° на ребро справа по ходу, т. к. там есть место для лагеря. Время блуждания по леднику составило 2:00 ЧХВ.

В 18:00 выходим на ребро и организовываем лагерь (Фото №5.6-14). Тут на осыпи есть разровненные места под 2-3 палатки. Похоже, что когда-то в советские времена здесь было много мест под палатки, но сейчас большинство из них уже разрушены и завалены камнями. Кроме того, мы решаем, что на снегу ровнее. Жидкой воды нет, топим снег. Высота ночевки 3820 м, координаты N 42.794041, E 43.708673. Отбой в 20:00.

Фото №5.6-14. Лагерь на ребре. 1 путь группы, 2 рекомендуемый вариант спуска.

Путь нашей группы по GPS отмечен на схемах и фотографиях цифрой 1. Мы считаем, что наиболее быстрым и безопасным вариантом было бы сразу спуститься направо по ходу по некрутому (25-30°) снежно-ледовому СВ ребру до места нашей ночевки. Этот путь на схеме отмечен цифрой 2 (рекомендуемый). Оттуда хорошо видны все нунатаки (особенно с осыпного возвышения) и просматривается путь траверсом на нужный нунатак.

В других условиях (например, когда трещины забиты снегом) можно было бы пройти и по маршруту группы Болотина, которая отмечена на схемах цифрой 3. Но в нашем случае снега было мало, при этом много где были разломы и открытый лёд.

День 15. 31.07.2021

Спуск с пер. Гельфгата Б. (3А, 3990) на лед. Караугом Зап.

ЧХВ = 9:55

Пройдено 1,8 км (в зачёт 1,6 км)

Набор высоты: 160 м, +10 м, 260 м

Высота ночёвки 3410 м

Сн.-лд. склоны 25-40, скалы 25-90, закр. ледник

Утром ясно, в обед шторм, метель

Общий подъём в 4:00. Ясно, солнечно.

С 6:20 собираемся, производим осмотр окружающих склонов с осыпного возвышения. С места ночёвки просматривается траверс до нунатака (где в 2020 году ночевала группа Болотина) по относительно простому склону (25-35°, 90 пути по снегу, 10 по льду).

Для максимальной безопасности прохождения этого траверса (700 м, 25-35°), мы решили соединить все наши три связки свободными концами, чтобы при первой же возможности можно было вкрутить ледобур в лёд и обеспечить безопасность сразу всей команде.

В 7:40 вяжемся в гигантскую 120-метровую связку и выходим. Движемся практически по прямой траверсом склона 25-35° в направлении нунатака (Фото №5.6-15). Первый участник старается рубить в снегу ступени, а перед ледовыми участками вкручивает ледобуры. Замыкающий участник их потом выкручивает. Всего за эти 700 м траверса мы вкрутили 4 ледобура, что позволило примерно половину пути всем быть на страховке.

Фото №5.6-15. Спуск траверсом снежно-ледового склона 30° на целевой нунатак.

Фото №5.6-16. Спуск траверсом на плоский нунатак. Над нунатаком вкручен 4-й бур.

В 9:05 собираемся на нунатаке, на котором ночевала группа Болотина, ориентируемся. Мы дошли сюда от места ночёвки за 1:25 ЧХВ. Высота Н = 3720 м.

Координаты нунатака им. Болотина: N 42.79485, E 43.701710. Высота Н = 3720 м.

Фото №5.6-17. Спуск дюльфером по льду 30-40° на нижний нунатак (скальный бастион). Снимок сделан с плоского нунатака (того, где ночевала группа Болотина в 2020 г.).

Так как вокруг нунатака ледовые склоны 25-35° свободны от снега, то нам даже для того, чтобы спуститься на нунатак, понадобилось вкрутить над ним ледобур (Фото №5.6-16). Произведя разведку, мы поняли, что ниже склоны тоже фактически полностью ледовые, и в 9:25 организуем станцию на ледобурах и начинаем спуск по перилам (Фото №5.6-17).

Наш путь лежит на следующий большой нунатак (скальный бастион). Снежно-ледовый участок 30-40° выглядит крутовато, поэтому мы провешиваем в его верхней части три ледовые веревки, после чего оставшиеся 20 м склона проходим траверсом на личной технике. Станции R0, R1, R2, R3 делаем на ледобурах (Фото №5.6-18). Сбрасываем веревки через проушины, продевая в них основную верёвку.

Фото №5.6-18. Спуск дюльфером с нунатака на скальный бастион. На фото лидеры сбрасывают первую верёвку. Снимок сделан со скального бастиона, где готовят обед.

В 9:40 мы начали спуск по перилам (3 верёвки перил), и в 12:00 собрались всей группой на скальном бастионе. Спуск по перилам был выполнен за 2:20 ЧХВ. Из отчета Болотина известно, что в 2020 году его группа полностью прошла этот участок на личной технике. На скальном бастионе устраиваем обед. Координаты: N 42°47’44’’, E 43°42’01’’. Н = 3660 м

Пока замыкающие участники спускались, первые разведывали дальнейший путь спуска по скальному бастиону и в 11:40 начали готовить обед. К сожалению, после обеда погода резко испортилась, и с 13:30 нас полтора часа заливало дождём и интенсивно посыпано ло мокрым снегом и градом. Чтобы спрятаться от непогоды, группа растянула на скалах тент от палатки. Сидим под тентом всемером на рюкзаках, поём песни (двое индивидуалистов остались снаружи под личными полиэтиленовыми накидками).

В 15:00 шторм прекратился. Участники вышли из-под тента и обнаружили, что снаружи на скалы выпало 5 см снега. После обсуждения решаем сегодня ещё провесить 2-3 верёвки по скалам, т. к. место обеда очень слабо подходит для постановки полноценного лагеря.

В 15:20 выходим с места обеда и начинаем спуск по мокрым скалам (Фото №5.6-19). Скальный бастион состоит из осыпных полочек крутизной 25-35° и отвесных скальных участков, так что поставить лагерь на нём при всём желании нельзя, кроме достаточно неудобной и расчленённой полочки, где мы обедали. Верхние скалы обходим слева по ходу (Фото №5.6-19). Дальнейший путь неочевиден и плохо просматривается, поэтому отправляем разведчиков. Примерный путь спуска показан на фотографиях.

Фото №5.6-19. Начало спуска по скально-осыпным полочкам 25-35°, идём влево в обход наиболее крутых участков скального бастиона. Левое фото сделано до снегопада.

Фото №5.6-20. Продолжаем спуск по осыпным полочкам. Разведка показала, что вперёд пути нет. С этой точки (N 42°47’44.3’’, E 43°41’59.5’’, Н = 3630 м) уходим влево за скалу.

Не найдя адекватного в наших условиях пути спуска по мокрым скалам в орогр. левой части скального бастиона (вблизи камнеопасного снежно-ледового кулуара), двигаемся вправо по осыпным полочкам и скальным кулуарчикам в центральной части бастиона. Попытка найти проход на север не увенчалась успехом (Фото №5.6-20), там везде крутые и протяжённые скальные сбросы. От точки N 42°47’44.3’’, E 43°41’59.5’’ забираем влево по ходу движения и движемся на запад за очередную скалу (Фото №5.6-21). Н = 3630 м.

Фото №5.6-21. Спуск за скалу по скально-осыпным полочкам 25°. Вешаем верёвку 20 м.

Фото №5.6-22. Спуск по кулуару 35-50°, первый выбирает путь и очищает его от камней.

В 16:20, потратив уже 1:00 ЧХВ на медленный спуск по мокрым и заснеженным скальным полочкам и бросив всего 30 м высоты, мы решаем повесить первую верёвку - 20 метров перил по скально-осыпному кулуару 35-50° (Фото №5.6-21, Фото №5.6-22). Крепление за скальный выступ на расходной петле (станция R4). Высота Н = 3630 м. Примерные координаты станции R4: N 42°47’44’’, E 43°41’59’’.

По сухим скалам здесь можно было бы двигаться лазанием даже с рюкзаком, но в нашем случае пришлось провесить 20 м перил со станции R4. После прохождения верёвки лидер поднялся к станции R4, разобрал её и спустился лазанием без рюкзака (Фото №5.6-21).

Фото №5.6-23. После 20 м скальной верёвки уходим по полочке в орогр. левую сторону.

Тем временем уже спустившиеся по первой скальной верёвке участники искали вместе с руководителем ту станцию, с которой в 2020 г. группа Игоря Болотина начала свой спуск по перилам [1]. Спустившись по косой осыпной полочке 35-40° (Фото №5.6-24), мы нашли верхнюю станцию Болотина несколько расходных петель на скале. Станция обозначена на фотографиях как R5. Сигнал GPS ловился плохо, даём приблизительные координаты станции R5 в двух форматах: (N 42.795465, E 43,699123), (N 42°47’43.7’’, E 43°41’56.8’’).

На станции R5 может стоять не больше трёх человек (Фото №5.6-25). Мы добавили к имеющимся расходным петлям свою и в 17:20 повесили вторую верёвку по склону 35-60° с участками до 90°. Верёвка проходит по крутым осыпным полочкам и имеет 2 отвесных участка метров по 5-7 высотой, так что к дюльферу необходимо отнестись ответственно. Пройдя всю верёвку (50 метров), лидер вышел на снежную полочку и в пяти метрах справа по ходу нашёл вторую станцию Болотина (R6): 2 скальных крюка и расходную петлю.

Фото №5.6-24. Спуск по полке 35°, ниже которой начало второй верёвки по скалам (R5)

Фото №5.6-25. Станция R5 на расходных петлях. Мы добавили свою к уже имеющимся. На станции может стоять не более трёх человек. Высота Н = 3620 м.

Спуск группы по второй скальной верёвке (со станции R5) показан на Фото №5.6-26.

Фото №5.6-26. Спуск по перилам со станции R5. Ниже группы начинаются скалы 45-90°.

Чтобы дойти до станции R6, перила пришлось нарастить при помощи корделета. Зато станция здесь находится под защитой скалы, и на неё не падают камни. Высота Н = 3600. На станции R6 может стоять не больше трёх человек. Сигнал GPS ловился по-прежнему плохо, поэтому даём только приблизительные координаты станции R6 в двух форматах: (N 42.795545, E 43,698855), (N 42°47’44.0’’, E 43°41’55.9’’).

Фото №5.6-27. Осыпная полочка на высоте Н = 3600 м, на которой находится станция R6 (она правее, не попала в кадр). На станции может стоять не более трёх человек.

Орогр. слева от нас расположен снежно-ледовый кулуар, о котором все отчёты пишут как об очень камнеопасном (отмечен на схемах). За полдня наша группа не наблюдала в нём самопроизвольных камнепадов, но все камни, сброшенные во время скального дюльфера (об этом ниже), летят именно туда и представляют опасность, в первую очередь, для самих дюльферяющих.

Усилив станцию R6 своей расходной петлёй за относительно свежий массивный камень, лежащий рядом, в 18:00 лидер провесил третью верёвку. Фотограф попытался запечатлеть и станцию R6, и вечерний пейзаж, но станция R6 оказалась вне кадра (Фото №5.6-27).

Третья скальная верёвка (шестая, если считать от седловины) идёт по осыпной полочке 45°, затем по отвесной скале 10 м, и заканчивается спуском-траверсом направо за скалу по снежно-ледовому кулуару. Дюльфер по кулуару самое опасное место спуска. Камни, сброшенные с полочки собственной веревкой, могут упасть прямо на дюльферяющего.

Общая панорама спуска по скальному бастиону с указанием двух 50 м скальных верёвок приведена на Фото №5.6-28. Фото сделано из лагеря на Н = 3410 м утром 01.08.2021 г.

Фото №5.6-28. Путь спуска по перилам со скального бастиона на лед. Зап. Караугом.

Станцию R7 после третьей верёвки организовали на снегу крутизной 35° на ледорубах, у орографически правого борта кулуара под защитой скалы от падающих сверху камней.

Находясь на станции, участники выкопали в снегу удобную полочку на 4-5 человек.

От станции R7 необходимо, двигаясь на личной технике в связках, пересечь тот самый камнеопасный снежно-ледовый кулуар 35-40° (Фото №5.6-28), спуститься траверсом на 100 м и выйти на относительно пологий (10-15°) разорванный лед. Западный Караугом.

Тактика спуска группы была такова: так как на станциях R5 и R6 может одновременно находиться не более двух-трёх человек, а в группе было девять участников, то на каждой станции R5, R6 и R7 оставили дежурного и пустили остальных участников насквозь. У дежурных на станциях были рации для связи. Дежурный по станции R6 пропускал всех, затем ждал, пока связка лидеров сбросит верёвку кольцом, и уносил её вниз, спускаясь седьмым.

По мере накопления участников на станции R7, они вязались в связки и с разрешения руководителя уходили вниз. Координация здесь явно необходима, чтобы дюльферяющие по верёвкам по скалам не сбрасывали камни на траверсирующих по снегу внизу кулуара.

Фото №5.6-29. Связка замыкающих лидеров сбросила 3-ю скальную верёвку и спускается траверсом на лед. Зап. Караугом. Внизу связка подсвечивает им путь.

Пока не стемнело, первые спустившиеся на лед. Западный Караугом ещё в 19:30 успели разведать на леднике более ровный участок, пригодный для организации ночёвки группы.

В 19:50 была сброшена 2-я скальная верёвка, в 20:30 лидеры сбросили третью. В 21:15 группа при свете фонариков собралась на леднике Западный Караугом (Фото №5.6-29). Время технической работы на скалах составило 4:10 ЧХВ.

В 21:20 выходим в связках и за 0:15 ЧХВ доходим до места ночёвки. В 21:35 ставим лагерь на высоте Н = 3410 м, координаты: N 42.796846, E 43.696522. Готовим ужин. Отбой в 23:30.

Фото №5.6-30. Лагерь группы на леднике Западный Караугом. Н = 3410 м. На заднем плане верхний ледопад, в котором регулярно происходили ледовые обвалы.

День 16. 01.08.2021

Спуск через нижнюю ступень ледопада лед. Караугом Зап. моренный карман у лед. Караугом

ЧХВ = 6:45

Набор высоты: 850 м

Высота ночёвки 2560 м

Закр. ледник, сн.-лд. склоны до 90, снежник, трава

Утром ясно, в обед шторм, метель

В 7:50 общий подъём. Собираем лагерь (Фото №5.6-30), в 10:20 выходим. Движемся в связках, распутываем ледник. Как мы увидели накануне со скального бастиона, дюльфер надо начинать от орогр. левого борта ледопада, тогда он будет короче (Фото №5.6-31).

Фото №5.6-31. Вид на ледник Западный Караугом. Снимок сделан со станции R7.

Фото №5.6-32. Спуск по лед. Зап. Караугом. Снизу хорошо виден наш вчерашний путь.

Фото №5.6-33. Вид на пер. Фастаг (2А, 3640) слева по ходу. Через него можно срезать.

С лед. Караугом Зап. открывается хороший вид на наш вчерашний путь, в том числе и на траверс к нунатаку (Фото №5.6-32). В 10:35 проходим под пер. Фастаг (Фото №5.6-33).

Фото №5.6-34. Спуск к нижнему ледопаду лед. Зап. Караугом. Отмечено место, где мы начали вешать верёвки, а также скальная полка, с которой группы дюльферяли раньше.

За 1:00 ЧХВ группа, двигаясь в связках по всё увеличивающему свою крутизну с 10-15° до 35-40° леднику (Фото №5.6-34), подошла к ледовым сбросам на высоте 3170 м. В 11:00 мы закрепили на ледобурах первую верёвку в ледопаде (станция R8). Слева по ходу видна скальная полочка, с которой спускались в 80-е годы. Всего в ледопаде нами было повешено три полных (50 м) ледовых верёвки. Средний уклон 60°, локальный до 90°, а на второй верёвке было 7 м нависания. Каждая верёвка содержала вертикальный участок и участок более-менее пологого траверса. Выглядели они примерно как на схеме (Фото №5.6-35).

Фото №5.6-35. Схема спуска по верёвкам в ледопаде. Есть участок 90° и траверс 0-50°.

Фото №5.6-36. Дюльфер по ледопаду Западный Караугом. Отмечены станции R8 и R9.

Фото №5.6-37. Дюльфер по ледопаду Западный Караугом. Отвесный участок первой верёвки. Снимок сделан со станции R9.

Фото №5.6-38. Дюльфер по ледопаду Западный Караугом. Нависающий участок на 2-й верёвке. Снимок сделан с промежуточной точки на траверсе 45-50°.

Фото №5.6-39. Дюльфер по ледопаду Западный Караугом. Участок 90° на 3-й верёвке.

Вид на спуск участников по первой верёвке показан на Фото №5.6-36 и Фото №5.6-37. Фото спуска по перилам на 2-ой и 3-ей верёвке на Фото №5.6-38 и Фото №5.6-39.

Для организации траверсных перил на каждой верёвке спуска, первому спускающемуся потребовалось много дополнительных ледобуров. Все верёвки были сброшены кольцом с ледовых проушин (методом «вертикальной проушины»).

В 13:00 первые участники, провесив три веревки, спустились на широкое ледовое плато. Разведка показала, что с него можно уйти на боковой снежник, а оттуда спуститься на травянистые склоны левого борта ледника.

В 13:40 замыкающие лидеры сбросили первую верёвку в ледопаде (R8-R9).

Из-за довольно замысловатого траверса на второй верёвке, сбрасывать её пришлось в два участка, организуя «вертикальную проушину» на каждом из них. В 14:20 лидеры сбросили первый участок верёвки R9-R10, в 14:40 сбросили второй участок (Фото №5.6-40).

В 14:50 на нас снова налетел шторм. Пошёл дождь, переходящий в мокрый снег и град. По проверенной схеме, на плато участники растянули тент от палатки и начали готовить обед. В 15:10 лидеры сбросили 3-ю верёвку, группа собралась на плато. Дюльферяли 3:40 ЧХВ.

Фото №5.6-40. Общий вид снизу на дюльфер по ледопаду Западный Караугом.

Лидеры сдёргивают верёвку R9-R10. Снимок сделан с места обеда на плато. Н = 3110 м.

Фото №5.6-41. Вид со станции R10 на ледовое плато в ледопаде Западный Караугом. Участники готовят обед. На снимке показан путь дальнейшего спуска с ледника.

В 15:30 град усилился. Обедаем и пережидаем непогоду на плато под тентом. Н = 3110 м.

В 15:55 шторм утихает и дождь прекращается, так что собираем вещи и выдвигаемся вниз.

Общий вид на путь дальнейшего спуска показан на Фото №5.6-41. Вначале нужно между разломами ледопада спуститься на снежник, а дальше движение пойдёт по травянистым склонам и по левобережной морене лед. Караугом Зап. до удобной ночёвки в кармане.

В 16:15 выходим с обеда и продолжаем движение на спуск (Фото №5.6-42). Разведчики просмотрели ниже спуск к морене. Ледник открытый, но с разломами, поэтому движемся в связках, обходя трещины и забирая влево по ходу. Путь лежит на боковой снежник, там уклон 25-30°. Выход к снежнику проходит между разломами ледопада (Фото №5.6-43).

Фото №5.6-42. Начало спуска по леднику Западный Караугом после обеда.

Фото №5.6-43. Проход между ледовыми разломами и выход на снежник 25-30°.

В 16:15 группа доходит до края снежника и спускается на осыпь. Снимаем кошки и системы. Здесь есть ручей. Высота Н = 3000 м. Дальше проходим в обход моренного гребня и скоро попадаем на травянистый склон, повсюду мелкие козьи тропы (Фото №5.6-44).

Фото №5.6-44. Спуск по травянисто-осыпному склону после выхода с лед. Караугом Зап.

В 16:55 на высоте 2950 м делаем привал у большого ручья. Холодно, снова налетают тучи. Дальнейший путь траверсом нам перекрывают бараньи лбы. Для их обхода спускаемся вниз по ручью, на левобережную конгломератную морену ледника Караугом Западный и продолжаем траверс аккуратно по крупной, местами живой осыпи.

В 17:45 делаем привал на высоте 2790 м. Короткие участки пути проходят по зачехленному леднику. В 18:10 привал на высоте Н = 2710 м. Двигаясь в направлении моренного кармана, поднимаемся на осыпную полочку. В 18:35 делаем привал на высоте Н = 2660 м, пошёл дождь. Дальнейший путь по этой полочке неудобен, так как она сложена из крупной осыпи. Поэтому поднимаемся на 30-40 м, забирая налево по ходу, и попадаем в моренный карман. Проходим заросли рододендрона, спускаясь по травяному склону внутрь кармана по его орогр. правому борту (Фото №5.6-44).

На локальном выполаживании с хорошим ручьём в 19:10 ставим лагерь на высоте 2560 м. Похоже, что во всём кармане нет идеально ровных площадок под палатки. Везде много кочек, но разместиться можно вполне приемлемо. В 20:30 ужин. В 21:30 отбой.

Координаты ночёвки N 42.81377628, E 43.71328231.

Фото №5.6-45. Спуск в моренный карман по зарослям рододендрона, внизу есть ручей.

День 17. 02.08.2021

Спуск по д. р. Караугомдон пос. Дзинага д. р. Урух пос. Стур-Дигора т/б «Ростсельмаш» (заброска №2) а/л «Комы-Арт»

ЧХВ = 10:40

Пройдено 28,8 км

Набор высоты: 1160 м, +460 м

Высота ночёвки 1860 м

Травянистые склоны 25-35, тропа, грунтовая дорога

Утром ясно, в обед дождь, облачно

В 5:30 общий подъём. Завтракаем, погода ясная, солнечно.

В 7:40 выходим и начинаем спуск по долине р. Караугомдон. Вначале обходим бараньи лбы на выходе из кармана, затем проходим через заросли рододендрона, пытаясь попасть на тропу. Тропа издалека видна на валу, который представляет собой заросший травой левобережный моренный гребень лед. Караугом. Этот гребень на северо-востоке круто обрывается конгломератным склоном 50° в сторону ледника Караугом (Фото №5.6-46).

В 8:15 мы доходим до тропы, которая начинается в 50 м от основной тропы по гребню. Высота Н = 2475 м. Дальше движение проходит по тропе, которая вначале достаточно полого идёт по старому моренному гребню (Фото №5.6-47). С этого моренного гребня открываются фантастические виды на Караугомский ледопад (Фото №5.6-48).

В 8:25 начинаем движение вниз по тропе. Кое-где немного ловит мобильная связь. В 9:00 делаем привал на высоте Н = 2375 м. Вокруг много разнообразных цветов, погода ясная.

Фото №5.6-46. Подход к тропе, идём через заросли рододендрона. Справа моренный гребень, по которому идёт тропа. За гребнем покоится ледник Караугом.

Фото №5.6-47. Движемся по тропе слева от края вдоль конгломератных сбросов.

Фото №5.6-48. Виды на Караугомский ледопад с тропы, идущей по моренному гребню.

В 9:30 мы доходим до высоты Н = 2320 м, откуда спуск становится куда более крутым (до 25-30°). Постепенно входим в лесную область, тропа здесь становится совсем набитой. Со старого и широкого моренного гребня в просветах деревьев открываются впечатляющие виды на долину р. Караугомдон (Фото №5.6-49).

Фото №5.6-49. Вид на долину р. Караугомдон с высоты Н = 2200 м. Река на 400 м ниже.

9:55 делаем привал на высоте Н = 2200 м. В лесу очень много земляники, малины, смородины и черники на протяжении всего дальнейшего спуска. Местами попадаются удобные площадки для ночёвки. Через все реки оборудованы мосты.

В 10:30 тропа выводит нас на мост через р. Фастагдон (Фото №5.6-50). Высота Н = 2000 м. Переходим через реку по мосту, координаты моста: N 42°50’19’’, E 43°42’12’’.

Через переход пересекаем ещё один приток р. Караугомдон, по импровизированному мосту. Координаты моста: N 42°51’00’’, E 43°42’03’’. Высота Н = 1870 м.

Фото №5.6-50. Мост через реку Фастагдон, левый приток реки Караугомдон. Н = 2000 м.

В 11:30 мы дошли до пограничников, высота 1790 м. Документы проверили очень быстро. Затем они сказали нам, что через 1 км от погранпоста будет мост через р. Караугомдон.

В 12:00 мы выходим по тропе к большому мосту через р. Караугомдон. Высота Н = 1733 м. Координаты моста: N 42°51’30’’, E 43°41’56’’.

После моста тропа постепенно расширяется до узкой утоптанной грунтовки. Встречаются скамейки по дороге, людей становится больше.

В 13:00 начинается дождь, а нам ещё примерно 1 км до пос. Дзинага. Высота Н = 1660 м. 13:20 мы доходим до места, где прижим по правому берегу р. Караугомдон обходится по

«двум мостам» через отмель (Фото №5.6-51).

Координаты «двух мостов»: N 42°52’54’’, E 43°41’50’’. Высота Н = 1580 м.

Фото №5.6-51. Второй из «двух мостов» при обходе прижима недалеко от пос. Дзинага.

Фото №5.6-52. Фото группы на начале дороги перед выходом к пос. Дзинага.

В 13:45 мы под дождём выходим к пос. Дзинага, высота Н = 1560 м (Фото №5.6-52).

Координаты автомобильной парковки и начала дороги в Дзинаге: N 42.889033, E 43.69871. 14:00 устраиваем короткий обед у магазина, расположенного в центре посёлка Дзинага. Снова начинает накрапывать дождь, но быстро заканчивается.

В 14:20 мы продолжаем движение и к 15:20 доходим по дороге до моста через р. Урух, высота Н = 1400 м. Координаты моста: N 42.923945, E 43.70403.

Приведём здесь впечатления о прохождении пер. Гельфгата Б. (3А, 3990).

Впечатления и рекомендации о перевале

Перевал Гельфгата Б. (3А, 3990) это крепкий и техничный перевал 3А к. т., трудность которого выше эталонной 3А. Перевал односторонний, определяющий склон северозападный. Нами пройден на определяющую сторону на спуск.

Юго-восточный склон. Подход под перевал проходит по закрытой орогр. левой ветви лед. Караугомское плато (она же лед. Караугом Центр.). Перевальный взлёт снежноледовый склон 25-40°, заканчивающийся скально-осыпной полочкой и выходом на седло.

Северо-западный склон протяжённый (более 2.5 км) спуск, требующий использование разнообразной техники и изобилующий крутыми ледовыми и скальными склонами.

Существует принципиально два разных способа прохождения верхней части северозападного склона пер. Гельфгата Б. (3А). Первый способ включает прохождение верхнего ледопада Караугом Зап. (требует провешивания до 350 м перил на снежно-ледовом склоне крутизной 25-90°). Второй способ (более простой, которым мы воспользовались) включает траверс 700 м по сн.-лд. склону 25-40° (может быть пройден в связках, рекомендуется на ледовых участках использовать страховку через «ледобурную дорожку», до 200-300 м), затем 150 м снежно-ледового склона 30-40° (в снежной обстановке может быть пройден в связках, мы провесили 3 верёвки перил), далее спуск по скальному бастиону с провеской двух или трёх перильных верёвок по скальным склонам 35-90° (мы провесили 3 верёвки, 120 м перил) и с последующим уходом траверсом сн.-лд. склона 30-40° на ровный ледник.

С ровной части ледника Караугом Зап. на высоте ~3400 м есть также два варианта спуска. Первый вариант включает прохождение нижнего ледопада лед. Караугом Зап. (мы нашли путь, при котором провесили всего 3 верёвки перил 25-90°). Второй вариант является вариантом с прохождением связки пер. Гельфгата Б. + пер. Фастаг (2А).

При прохождении любого из ледопадов лед. Караугом Зап., путь категорируется как 3А, а в комбинации двух более простых вариантов прохождения с обходом ледопадов как 2Б. Наиболее трудный вариант с прохождением обоих ледопадов тоже соответствует 3А.

Отметим, что в орогр. левой части верхнего ледопада проходили обвалы каждые 6 часов!

В целом, можно рекомендовать пер. Гельфгата Б. (3А) для включения в маршруты 5-6 к. с. для мотивированных и подготовленных групп. Также можно рекомендовать вариант связки с пер. Фастаг (такая связка будет 2Б) для прохождения на спортивных маршрутах 4-6 к. с.

Опять же, это вариант для мотивированных и отлично подготовленных групп 4 к. с.

Категория по факту прохождения: 3А. Координаты GPS: N 42°47’26’’, E 43°42’30’’

Ориентация склонов перевала: ЮВ-СЗ. Соединяет лд. Караугом Центр. (орогр. левую ветвь Караугомского плато) и лед. Караугом Зап. Седловина скально-осыпная со сн.-лд. куполом.