Автор: Марсель Габдрахманов, г. Уфа

Отчет о горном походе 5 к.с. по Алтаю совершенном в период с 30 июля по 16 августа 2021г.

Справочные сведения о походе

Подробная нитка маршрута (планируемого)

г. Уфа - пос. Курай - а/л Актру - пер Контейнер 1Б - лед. Большой Актру - пер. Актру + верш. Актру 2Б - пер. Клещ 2А - ледн. Машей - пер. Нижний Шавлинский 1Б - оз Шавла - пер. Школьник 3А - траверс, 3А: пер. Маашей-Абылоюк - верш. Маашей - пер. 60 лет Октября - р. Правый Карагем - пер Анитим 1Б - пер Обходной 1Б - траверс, 3А: верш. Иикту + пер. Плечо Иикту - р.Талдуру - пос Бельтир - пос. Курай - г. Уфа.

Схема фактического маршрута

г. Уфа - пос. Курай - а/л Актру - пер Контейнер 1Б - лед. Большой Актру - пер. Актру 2Б - ледн. Машей - пер. Нижний Шавлинский 1Б - оз Шавла - пер. Школьник 3А - траверс, 3А: пер. Маашей-Абылоюк - верш. Маашей - пер. 60 лет Октября - р. Правый Карагем - пер Анитим 1Б пер. Талдуринский 1Б- р. Талдуру - пос Бельтир - пос. Курай - г. Уфа.

График перепада высот

река Талдура - пос Бельтир

39.6

пешком

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2 .

Состав группы

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Перевал Контейнер

Расположен: в восточной части Северо-Чуйского хребта

Соединяет: лед.Б.Актру - р.Актру. Между п.Кызылташ и в.3405 3240 м

Подъем: мелкая и средняя осыпь, разрушенные скалы Спуск: мелкая и средняя осыпь среди разрушенных скал

Перевал Актру

Расположен: в восточной части Северо-Чуйского хребта, рядом с вершиной Актру

Соединяет: лед.Л.Большой Актру лед.П.Маашей 3600 м

Подъем: закрытый ледник, попеременная страховка с фиксацией за рельеф

Спуск: ледовый кулуар 250 м, закрытый ледник,

переходящий в открытый, ледовые разломы.

Кошки, связки, перила 450 м.

Перевал Шавлинский нижний

Расположен: в восточной части Северо-Чуйского хребта, между долинами реки Шавла и реки Мажой Соединяет: ПП оз.Шавлинское (р.Шавла Пр., р.Шавла, р.Аргут) - ледн.Маашей Лев., р.Маашей (оз.Маашей, р.Чуя) Высота: 3171 м.

Подъем: мелкая и средняя осыпь, открытый ледник Спуск: мелкая осыпь, открытый ледник, тропа

Перевал Школьник

Расположен: В восточной части Северо-Чуйского хребта Соединяет: долину озера Шавла след. Университетский Высота: 3500 м.

Подъем: ледовый склон 50-55° 450 м Спуск: 50 метров по разрушенным скалам, выход на закрытый ледник. Кошки, карабины, ледорубы, ледобуры, перила 650м

Траверс вершины Маашей-Баши

Расположен: В восточной части Северо-Чуйского хребта .

Соединяет: седло перМаашей-Абылоюк - верш Маашей-Баши-седло пер 60 лет Октября

Высота: 4177 м.

Подъем: ледник, засыпанные снегом скалы, снежные карнизы. Спуск: закрытый ледник, ледопад, бараньи лбы, мелкая осыпь

Перевал Анитим

Расположен: В центральной части Южно-Чуйского хребта . Соединяет: р.Ошту-Айры р.Калын-Агач Высота: 3100 м

Подъем: зеленые луга, кустарники, мелкая и средняя осыпь

Спуск: мелкая и средняя осыпь среди разрушенных скал

Перевал Тадуринский

Расположен: В центральной части Южно-Чуйского хребта .

Соединяет: лед.Б.Талдуринский П.исток р.Ошту-Айрыр. Высота: 3400 м

Подъем:мелкая и средняя осыпь, ледник Спуск: мелкая и средняя осыпь, ледник Кошки, связки, перила 150 м

день.

Выехали из Уфы как и планировали в 4 часа. Для того чтобы проехать Новосибирск в ночное время, ну и чтобы в Курай приехать под вечер, чтобы передать заброску. В Курае нас встретил Чечен и Эдуард. Ехали в две машины, без остановок, в каждой машине организовали спальное место. Это позволило нам не так сильно устать от вождения (все-таки 2900 км). На дорогу потратили 42 часа.

Утром собрали заброску на Каргемскую поляну и передали ее Чечену (заброска стоит 10 тр) Далее уселись в УАЗик и поехали в сторону а/л Актру. Доехав до места где удобнее всего начать подъем в направлении перевала Контейнер 1Б , разгрузили машину и начали маршрут. В первый день прошли совсем немного, 5-6 км. Так как начали движение чуть позже, движение началось сразу с резкого подъема, и не хотелось под вечер идти в седло перевала. Лагерем встали на последнем травянистом участке с прекрасным видом на перевал и долину поселка Курай.

День 1. 02.08.2021

4.8 км

600 м/60 м

2620 м

13 ч. 10 мин.

17 ч. 4 мин.

3 ч. 54 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

2 день - пер Контейнер 1Б

Выход в 7:50 после утренней зарядки. Через пару ходок подошли к перевальному взлету. Начало подъема проходит по мелкой осыпи, которая подходит к скалам. Далее вдоль скал по полке подошли к самому крутому участку, который представляет из себя разрушенные скалы с мелкой, средней и крупной осыпью. Первый участник проходит свободным лазанием закладывая страховку за рельеф. Организовывает перила 20 метров. Седло достаточно комфортное, можно установить палатку или даже две, есть снег.

10 км

620 м/1410 м

3810 м

2400 м

8 ч. 00 мин.

19 ч. 35 мин.

11 ч. 35 мин.

Спуск с перевала в направлении ледника Большой Актру - двигаемся плотной группой по мелкой осыпи обходя крупные камни. Через 2 минут движения по перевальному сбросу, выходим на более пологий участок спуска. Далее по камням подходим к Голубому озеру - хижине гляциологов. Тут расположился лагерь альпинистов, совершающих восхождения на ближайшие вершины. Отдохнув и поговорив с местными, выдвинулись далее по гребню морены, по хорошей набитой тропе в направлении перевала Актру 2Б. Подойдя к леднику, надеваем кошки. Лагерь организуем напротив перевала Маашей 2Б на леднике Большой Актру.

День 2. 03.08.2021

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

Двигаемся вдоль скал по «эльфийской тропе»(так мы назвали полосу из белых гранитных камней).

Голубое озеро. Виднеются палатки альпинистов, у которых на озере устроен базовый лагерь.

3 день - пер Актру 2Б

Выход в 8 часов в полном обмундировании - кошки, обвязки, ледорубы

Движение осуществлялось по центру ледника в обход трещин. За две ходки подошли к перевальному взлету. На перевал вышли в связках без использования перил в 12:30. Погода постепенно ухудшалась. На перевале есть место для одной или двух палаток. Тура не нашли, выстроили свой. После написания перевальной записки продолжили движение. Спуск с перевала узкий кулуарный по льду с выходом на закрытый ледник. Станции делали на ледобурах в плотном льду. Крутизна склона 60 в начале с постепенным выполаживанием. Последний спускался с использованием «петли Абалакова». Начиная с третьей станции лед покрыт слоем снега. Повесили 4.5 веревок. Вышли на закрытый ледник, где сделали обед. При выходе в соседнюю долину ледник превращается в ледопад, чтобы пройти который, мы держались ближе к правому борту.

После этого вышли на открытый ледник, где можно было продолжить движение без связок. Ледник заканчивается сбросами, которые мы обошли справа по «бараньим лбам», но в самом конце ледника все-таки пришлось провесить 20 метров перил. На ночлег встали на травяных полянах справа по ходу.

День 3. 04.08.2021

Протяженность:16,2 км

4 день - Нижний Шавлинский 1Б

Выход в 7.50. Продолжили спуск в направлении р.Маашей. Движение по травянистым полянам вдоль реки. Перешли на левый берег без особых сложностей. Спуск к р. Маашей представляет из себя движение по средней и мелкой осыпи. Спустились к реке чуть ниже окончания ледника. Брод через разливы реки не представлял сложностей - высота воды - чуть ниже колена.

После брода начали подъем по средней осыпи и через 30 минут вышли на тропу на террасе. Дальнейшее движение по тропе в направлении перевала Нижний Шавлинский 1Б определялось турами. Тропа по левому борту долины уходит все выше от ледника и только незадолго до перевального взлета выходит на лед. Ледник открытый.

Подъем на перевальный взлет сначало по снежнику потом по мелкой и средней сыпухе плотной группой. На перевал группа вышла в 15:30. Спуск с перевала плотной группой по мелкой осыпи обходя бараньи лбы и снежник слева.

После выхода на открытый ледник продолжили движение по нему. Ледник закончился выходом на крупную и среднюю осыпь, где иногда прослеживалась обозначенная турами тропа. Погода становилась хуже. Прошли несколько оборудованных мест для стоянок. После выхода на травянистые склоны тропа стала лучше, а погода хуже. После верхнего озера тропа продолжается по лесу. Из-за дождя дорога очень сильно размокла, поэтом последний спуск к озеру потребовал навыков пользования альпенштоком. Зато быстро спустились к озеру Шавла.

День 4. 05.08.2021

19,6 км

980 м/1370 м

3170 м

1980 м

7 ч. 50 мин.

20 ч. 25 мин.

12 ч. 35 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

5 день - дневка.

Дневка.

Озеро Шавла одно из самых красивых озер на Алтае, да чего там, в России. Очень приятное место. Когда в воде отражаются горы со снежными вершинами, отражаются величественные кедры, отражается голубое небо. Ощущения как-будто ты в сказке.

Хотели заказать баню, но на этот вечер уже мест не было. Сейчас на озере живут несколько местных. У них можно купить свежие лепешки, заказать баню и тд.

На озере много людей. Это маршрут популярен у коммерческих групп.

6 день

Движение по хорошей тропе вдоль озера. Тропа выводит к Верхнему Шавлинскому озеру по левому борту долины, что мы не учли и поэтому, чтобы повернуть в нужную нам долину нам пришлось обойти озеро сверху и найти подходящее место для брода. Брод несложный, проходится индивидуально. После брода начали подъем в долину ожидающего нас перевала по довольно крутому лесистому склону. Выйдя в долину перевала, продолжили движение по травянистым древним моренам. Около небольшого озера сделали обед. Постепенно древние морены сменились более современными. На одной из таких морен встретились с группой из Ижевска (один из участников их группы был Стас Хмелев - наш почетный уфимец), они спускались с перевала Шавлинский Верхний 2Б. Некоторое время шли по леднику и в 18.30 подошли к безопасному месту ночлега на возвышении моренного вала, откуда хорошо просматривался перевальный взлет на Школьник 3А.

День 6. 07.08.2021

13.7 км

1030 м/220 м

2880 м

8 ч. 26 мин.

18 ч. 32 мин.

10 ч. 6 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

7 день - Школьник 3А

Перевал Школьник 3А

Вышли в 8.15. Выйдя на закрытый ледник, продолжили движение в связках. Первая точка закрепления перил - на льду в бергшрунде. После этого продолжили движение по перилам. Первый двигался без рюкзака с нижней страховкой. До седловины перевала провесили 12 веревок и в 14:30 первый участник был на перевале. Все точки закрепления перил и промежуточные точки страховки - на ледобурах. В связи с освещением склона над перевалом периодически стали пролетать камни. На седловине есть место для одной или двух палаток. Хорошо просматривается вершина Маашей Баши, которую нам предстоит траверсировать. Найден тур и снята записка от 08.08.2005 под руководством Сапрыкин В П. С перевала провесили одну веревку на спуск, закрепив ее на скальном выступе. После этого продолжили движение по закрытому леднику в связках. Выйдя на ровное место, встали на ночлег.

2,4 км

510 м/160 м

3370 м

3200 м

8 ч. 18 мин.

16 ч. 36 мин.

8 ч. 18 мин.

NB: перевал камнепадоопасный, необходимо проходить в утренние часы.

День 7. 08.08.2021

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

8 день - траверс вершины Маашей-Баши

Выход в 6.30. Продолжили движение в связках. Подъем в верхний цирк не сложен, требует небольшого лавирования между трещин. Вышли в верхний цирк, откуда хорошо просматривается седло перевала Маашей-Абылоюк 3А. Снег довольно глубокий, однако ранний выход позволил нам двигаться по насту практически не проваливаясь. На седловине перевала Маашей-Абылоюк немного отдохнули, нашли тур и двинулись дальше по гребню в направлении вершины. Снег довольно плотный, позволяет делать ступени. Обогнули скальные выходы слева по ходу, провесив одну веревку. Далее движение по гребню. В долину налево висят большие карнизы, поэтому пришлось двигаться траверсом по склону. Снег стал мокрый и рыхлый. В трёх местах повесили горизонтальные перила для обеспечения безопасного движения. В 16 часов вышли на «вершину». Понятие вершины достаточно условно, так как оно представляет собой снежный карниз, на склоне которого мы сфотографировались. Погода постепенно ухудшалась: ветер сочетался с пролетающим облаками. Пока сохранялась видимость, определили направление спуска и продолжили движение вниз в связках. Двигались по гребню, уходящему в направлении седла перевала 60 лет Октября. Обойдя несколько снежных сбросов, вышли на небольшую седловину между Машей-Баши и боковой вершиной, с которой повесили одну веревку на спуск в цирк. Пройдя немного, встали на ночлег.

День 8. 09.08.2021

4,6 км

970 м/170 м

4170 м

6 ч. 37 мин.

17 ч. 1 мин.

10 ч. 24 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

9 день

К утру погода значительно ухудшилась. Порывы ветра сочетались со снегом и практическим полным отсутствием видимости. Тем не менее, дождавшись небольшого «просветления» в 9 часов, мы определили направление движения и вышли в направлении седловины перевала «60 лет Октября». Двигаясь «по приборам» вышли в 9:30 на широкую заснеженную седловину перевала после чего продолжили спуск. Для движения приходилось ждать, когда погода позволяла нам что-то увидеть. Глубокий снег на некоторых участках представлял серьезную сложность для движения. Проваливаясь по пояс, нам приходилось практически переползать такие участки.

Обогнув зону разломов ледника справа по ходу, мы затем повернули налево и вскоре после небольшого скального выступа выбрали место для спуска на нижнее плечо ледника. Пришлось повесить 4 веревки. Верхняя точка закрепления - ледорубы (и ледорубная катапульта), далее станции на ледобурах.

Вышли 13 часов на открытый ледник по которому продолжили движение без связок. вышли к окончанию языка ледника. Перешли на бараньи лбы слева по ходу и вышли на морены ниже ледника. После обеда продолжили движение и вышли на травянистые склоны. Сначала двигались по левому берегу ручья, однако выйдя на скальные сбросы решили перебродить на правый берег. Далее по склону покрытому кустарником, а затем лесом вышли к правому Карагему, где встали на ночлег.

День 9. 10.08.2021

14,2 км

0 м/1920 м

2060 м

8 ч. 57 мин.

19 ч. 2 мин.

10 ч. 5 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

10 день

В этот день нас ждала заброска и полудневка. Поэтому мы неспешно собрались и за два с небольшим часа дошли до Карагемской поляны, без особых сложностей перебродив по пути левый Карагем.

На базе мы забрали заброску и договорились о бане. Оставшийся день мы посвятили отдыху и всем другим делам, которые принято делать во время дневки. Существенно повысили радость от всего этого ребята из Екатеринбурга, у которых также была дневка.

День 10. 11.08.2021. Полудневка

7,4 км

100 м/210 м

2080 м

1940 м

9 ч. 11 мин.

11 ч. 43 мин.

2 ч. 32 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

11 день

Утро началось с брода через реку Йолдо-Ойры, которую решили перебродить стенкой. После этого примерно одну ходку шли вдоль Карагема, потом начали подъем вдоль р. Калынагач. По правому берегу встречаются скальные прижимы, однако довольно хорошая тропа идет высоко над ними. Движение неспешное - возможно вчерашняя дневка с баней слишком нас расслабила.

Тропа становится все хуже и через некоторое время движемся просто по лесу. Постепенно лес заканчивается и продолжаем движение по березовому стланнику. В 15 часов вышли на морены, на которых нашли подходящее место для ночлега. Встали лагерем в 16:42.

День 11. 12.08.2021

13 км

850 м/150 м

2610 м

2600 м

8 ч. 17 мин.

16 ч. 42 мин.

8 ч. 25 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

12 день - Анитим 1Б

В этот день вышли как обычно, рассчитывая преодолеть перевал Анитим 1Б и подойти под Иикту. Продолжили движение по моренам, и вскоре открылся цирк с перевалом. После некоторого обсуждения решили подняться по осыпи справа по ходу, чтобы потом по гребню выйти в седло перевала. Так и сделали, двигаясь плотной группой. В 10:30 вышли на седловину перевала. Спуск с перевала проходил по средней и мелкой осыпи с выходом на открытый ледник. Погода ухудшалась, после выхода на морены мы решили встать около озера и переждать дождь. Поставили палатки и сделали обед. Так как дождь не прекращался - решили на этом же месте остановится на ночлег. С места лагеря был виден путь подъема на Иикту и нарастающие снежные массы над ним.

День 12. 13.08.2021. Полудневка (дождь)

4,8 км

540 м/250 м

3130 м

2880 м

8 ч. 3 мин.

11 ч. 38 мин.

3 ч. 35 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

13 день

Так как погода не улучшилась продолжаем лежать. Первая половина дня прошла в оживленных дискуссиях о дальнейших перспективах похода, в частности - безопасности восхождения на Иикту. Соизмерили количество оставшейся еды и поняли, что нет достаточного запаса, чтобы переждать несколько дней для снижения лавинной опасности и, после некоторых колебаний, после обеда двинулись по запасному маршруту с выходом через пер.Талдуринский 1б. Вышли в долину перевала и по правой боковой морене траверсом вышли на ледник. Ледник открытый, двигались в обход трещин ближе к перевальном взлету, где встали на ночлег.

День 13. 14.08.2021. Полудневка (дождь)

4,3 км

370 м/170 м

3110 м

3080 м

15 ч. 30 мин.

17 ч. 42 мин.

2 ч. 12 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

14 день - Талдуринский 2А

Выход на перевал как обычно в 8 часов. Решено было идти по льду, так это был наиболее предсказуемый, безопасный путь. Провесили 3 веревки, закрепляя их на ледобурах. В 10:30 были на перевале.

20,2 км

360 м/1120 м

3370 м

2320 м

7 ч. 52 мин.

16 ч. 31 мин.

Спуск с перевала по средней и мелкой осыпи с выходом на открытый ледник. По левому борту ледника мы вышли на боковые морены, двигаясь по травянистым террасам, с которых спустились на ледник Большая Талдура. Дальнейшее движение сначала по леднику, а затем по левому берегу не представляло особых сложностей. Тропа идет по травянистым склонам. В одном месте небольшой скальный прижим, который можно обойти вдоль скал или перебродив несколько неглубоких рукавов. Далее двигались по левому берегу реки Талдура, в 16:31 было решено встать лагерем. В этом месте еще были видны горы, да и день выдался насыщенным.

День 14. 15.08.2021.

Общее время: 8 ч. 39 мин.

Протяженность пути указана с учетом горного коэффициента 1.2

15 день

Вышли в 8 часов. Двигались по дороге вдоль реки Талдура. Потихоньку дошли до поселка Бельтир. Здесь наш горный маршрут закончился, впереди еще дорога до Уфы, но это уже другая история!

День 15. 16.08.2021.

39,6 км

Горелка жидкотопливная MSR XGK EX с ремнабором

1,3

Автоклав 4 л с чехлом и ветрозащитой

Котел с радиатором и ветрозащитой

0,5

Половник

0,07

Весы-безмены

0,1

Навигатор с запасными эл-тами питания (etrex 20)

0,3

Радиостанция с запасными элементами питания (0,5/2Вт 400-470МГц)

Спутниковый телефон с запасным аккумулятором

0,58

Видеокамера с сумкой, запасными аккумуляторами(камера и экшн-камера)

1,2

Фотоаппарат с запасным аккумулятором

0,45

Общественная аптечка

1,3

Ремнабор

Мыло, зуб паста, крем от загара SPF 50

0,25

Запасные солнцезащитные очки с футляром

0,09

Документы (маршрутка, карты, описание перевалов и т.д.)

0,2

Гитара с чехлом (вес с коэф 1.6)

2,47 (4)

Специальное снаряжение:

Веревка 50м*9мм

8,1

Расходная веревка 6мм 50м

1,27

Ледобур (дополнительно к личным)

Крючок для организации петли Абалакова

0,02

Рукоятка ("вертушка") для быстрой закрутки ледобура

0,08

Карабины (дополнительно к личным)

0,7

Айсбайль (в личном снаряжении одного из участников)

Крючья

0,73

Общий вес

31,85

Вес группового снаряжения на человека

6,4

Аптечка

А также: шприцы (3 шт 5 мл, 5 шт 2 мл), 2 иголки, нитки, спички, ножницы, пинцет.

Состав рекомендуемой личной аптечки:

фастум гель или аналоги

крем от загара

гиг помада с UV фильтром

свои любимые и проверенные лекарства

панкреатин / мезим 10 табл

смекта 1 пак

Вывод: для оказания первой доврачебной медицинской помощи (а также на период эвакуации пострадавшего при получении серьезных травм) все необходимые препараты имелись.

Рекомендуем брать инструкции по применению лекарств и полный список состава аптечки.

На маршруте было использовано:

• вазелин и пластырь индивидуально для предотвращения мозолей
  • мазь декспантенол для заживления кожных покровов, поврежденных вследствие мозолей, солнечных ожогов
  • мазь тетрациклин для заживления кожных покровов
  • мазь диклофенак для коленей
  • панкреатин
  • церукал и аспирин для облегчения симптомов горной болезни
  • йокс для профилактики и при первых симптомах простуды
  • альбуцид
  • регидрон для восстановления водно-солевого баланса
  • витамин c
  • индивидуальные поливитамины
  • крем от загара и гигиеническая помада
  • половина группы использовала личные наколенники, три участника шли в тейпах.

Критерии выбора района.

В этом году было решено совершить поход в России, так как было не понятно, что будет происходить границами. Антиковидные меры то крепчали, то вводились послабления. В 2020 году прошли поход на Кавказе, в этом решили поехать на Алтай.

Выводы. Рекомендации.

Группой был успешно пройден горный маршрут 5-ой категории сложности. Маршрут был спланирован таким образом, чтобы побывать на Северо-Чуйском хребте и раз уж Южно-Чуйский хребет рядом, то и его посмотреть. Побывать на ключевых вершинах и перевалах этой области: вершинах Актру, Маашей-Баши, Иикту, перевалах Школьник Маашей-Абылоюк, 60 лет Октября.

Посетить озеро Шавла, побывать на реке Карагем.

Поход 5-ой категории сложности - это длительный и сложный маршрут. Изучив многие отчеты по этому району, обнаружили, что можно сделать 2 заброски: 1 - на озеро Шавла, 2 - на карагемскую поляну. Это позволило облегчить рюкзаки и обеспечить высокую динамик движения.

Переговоры вели с Чеченом (имя такое) +79136994507 и Эдуардом +89969629813

Как это часто бывает погодные условия внесли коррективы в маршрут. Из-за чего не удалось посетить вершины Актру и Иикту. Прошли по запасным вариантам.

При построении маршрута использовался принцип ступенчатой акклиматизации.

Палатка китайской фирмы Naturehike без юбок, и внутренний ее слой практически состоит из сетки. Опыт предыдущих походов показывал, что в палатках с подобной конструкцией ощутимо холоднее. Поэтому еще перед походом были пришиты юбки. Обитатели палатки на холод не жаловались. Ветроустойчивость заметно хуже, чем у Red Fox Alpine Fox. Но в настоящем «бою» проверять не пришлось - очень сильных ветров не было.

С Red Fox Alpine Fox, прошедшей уже не мало походов, особых проблем не возникло, тент продолжительные осадки выдерживал. Перед походом был небольшой ремонт - замена неработающих замков, укрепление элемента каркаса. К сожалению, Red Fox перестал выпускать данную (удачную, по нашему мнению) модель, и невозможно отдельно заказать тент или элементы каркаса.

У одной из горелок заменили топливный фильтр. Горелка прошла много маршрутов и именно в нашем походе, не смотря на хорошее топливо (бензин «Калоша» - нефрас с2-80/120), начала работать вяло. После замены топливного фильтра мощность заметно выросла.

Автоклав позволяет ускорить процесс готовки и значительно сэкономить топливо. Но нужно к нему привыкнуть: расчет времени для разных блюд, достаточная плотность закрывания крышки. Использовали автоклав PressPot, их производят по заказу в Екатеринбурге. В целом, неплохая конструкция. Но у нашего экземпляра плохо держалась силиконовая прокладка в крышке.

Приходилось при закрывании крышки постоянно контролировать, не сместилась ли прокладка.

Из специального снаряжения не использовали скальное снаряжение, практически все технические участки были снежно-ледовыми.

Стоит отметить особенную актуальность на Алтае мембранной одежды: в долинах во время дождя и при технической работе на снегу и льду, особенно во время ветра. Мембранные штаны сильно спасают при хождении через мокрые кустарники - вода в ботинки не стекает, ноги остаются сухими.

Финансовый отчет

Дорога две машины, только бензин

Это у нас получилось 2850 км. В одну сторону.

Стоянка машин в д.Курай

Заброска до подножья

Максимально дикое и крутое

мероприятие, прям нужно всем проехать по таким дорогам на Уазе ))

Заброска на Шавлы

Одна лошадь стоит 2000 день, везет 50 кг. Берут за 2 дня в одну сторону и 1 обратно плюс коневод тоже считается как одна лошадь. Итого минимум две лошади и 12 тыс рублей, но т.к. мы организовались с двумя группами коневод у нас вышел на двоих. Удобнее конечно и дешевле, если еще больше групп на одного коневода.

Хранение заброски на Шавлах

Это за один мешок

Лепешки на Шавлах за 1 шт.

Заброска на Карагем

Баня на карагеме

время не ограничено было, но и групп больше не было кроме нас. Баня хорошая.

Дорога домой до д.Курай по долине на УАЗ

Жилье в д.Курай

кемпинг на въезде в деревню

Еда в походе

на 6 человек на все дни

Распечатка карт

Аптечка

Страховки СОГАЗ

Это страховка на 4х у остальных были уже и их не покупали.