Автор: Дмитрий Ковальков, г.Москва

Отчет о горном спортивном маршруте 5 к.с по Центральному Кавказу, совершенном группой туристов города Москвы в период с 9 по 29 июля 2021 года

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

(ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА)

Сведения о проводящей организации и районе похода

Проводящая организация

Район путешествия

Республика Северная Осетия - Алания

Кабардино-Балкарская Республика

Центральный Кавказ

Районы: Суган, Фытнаргин, Безенги, Чегем.

Маршрутная книжка

N 1/3-501

Маршрут утвержден МКК ФСТ-ОТМ 26.05.2021 года в составе:

Ярошевский А.Э., Деянов Р.З., Кодыш В.Э., Мартынов А.В.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

9 - 29 июля 2021

Нитка маршрута (заявленная)

2А-3А-3А-1Б-1Б-2А*-2Б-3А-2Б-1А-3А-2А (=12)

(Минеральные Воды) - п. Ахсау - пер. Кедрина (2А, 3690) - лед. Верх. Айхва - лед. Ханзы - пер. Метеоровцев (3А, 3700) - лед. Нахашбита - пер. Суган (3А, 4067) - пер. Солдат (1Б, 3709) - д.р. Карасу - пер. Шаривцек Сев. (1Б, 3320) - лед. Агаштан - в. Белая Незнакомка (2А, 4041) - пер. Фытнаргин (2Б, 3840) - лед. Айлама - пер. Карабин.ру (3А, 3656) - лед. Башхаауз - пер. Дыхниауш (2Б, 3872) - лед. Селлы - лед. Уллучиран - пер. Кель (1А, 3600) - пер. Ортокара Вост. (3А, 4000) - д.р. Башиль - пер. Грановского (2А, 3750) - д.р. Адыр-су - а/л Уллу-Тау - п. Верхний Баксан - Минеральные Воды

Нитка маршрута фактически пройденная

2А-3А-3А-1Б-1Б-2Б-2Б-3А-2Б-2А-1А-2А (=12)

(Минеральные Воды) - п. Ахсау - пер. Кедрина (2А, 3720) - лед. Верх. Айхва - лед. Ханзы - пер. Ханзы-Шевченко - пер. Метеоровцев (3А, 3700) - лед. Нахашбита - пер. Суган (3А, 4067) - пер. Солдат (1Б, 3709) - д.р. Карасу - пер. Шаривцек Сев. (1Б, 3320) - лед. Агаштан - в. Белая Незнакомка (2Б, 4022) - пер. Фытнаргин (2Б, 3840) - лед. Айлама - пер. Карабин.ру (3А, 3656) - лед. Башхаауз - пер. Дыхниауш (2Б, 3872) - лед. Селлы - лед. Уллучиран - Боранкош - пер. Столбовой (2А, 3690) - пер. Тютюргу Западный (1А, 3721) - д.р. Башиль - пер. Грановского (2А, 3759) - д.р. Адыр-су - а/л Уллу-Тау - п. Верхний Баксан - (Минеральные Воды)

Определяющие локальные препятствия маршрута

Локальное препятствие, трудность

Общая характеристика

Путь прохождения и способ

пер. Метеоровцев (3А)

Высота по GPS - 3801 м.

Расположен в отроге Ханзы, южнее в. Шевченко. Соединяет ледник Ханзы с ледником Нахашбита. Общий характер склонов: ск.-ос. - сн.-лед.

Ориентация склонов: ЮВ-СЗ.

Пройден с ЮВ на СЗ с применением: индивидуальной, перильной, одновременной, попеременной и перильной страховки.

С ЮВ стороны склоны скальноосыпные, СЗ стороны склоны снежноледовые.

пер. Суган (3А)

Высота по GPS - 4009 м. Расположен в Суганском хребте. Соединяет лед. Доппах (р. Орсдон) с лед. Нахашбита (р. Псыгансу).

Общий характер склонов: ск.-лед.

Ориентация склонов: С - Ю.

Пройден с С на Ю с применением одновременной, попеременной и перильной страховки.

С севера склоны снежно-ледовые, с юга - скально-осыпные.

пер. Карабин.ру (3А)

Высота по GPS - 3645 м. Расположен в северо-восточном отроге пика Айлама между пиками 3821 с юга и 3769 с севера. Соединяет ледник Айлама на юговостоке и лед. Нуам-Куам, приток ледника Дыхсу на северо-западе. Ориентация склонов: СЗ-ЮВ

Пройден с ЮВ на СЗ с применением одновременной, попеременной и перильной страховки.

С ЮВ склоны осыпные, скальноосыпные, с СЗ снежно-ледовые.

в. Белая

Незнакомка (2Б)

Высота по GPS - 4022 м.

Расположена в хребте Фытнаргин, северный отрог ГКХ.

Общий характер склона: ск-сн-лед.

Радиальное восхождение с Севера с применением одновременной, попеременной и перильной страховки. Склоны скально-осыпные, снежно-ледовые.

пер. Фытнаргин (2Б)

Высота по GPS - 3740 м. Расположен между вершинами Фытнаргин и Белая Незнакомка, ведёт с ледника Фытнаргин на ледник Айлама (лед. Дыхсу). Перевал односторонний. Общий характер склонов: снежно-ледовый.

Ориентация склонов: З - В.

Пройден с В на З с применением одновременной, попеременной и перильной страховки.

С З и с В стороны склоны снежно- ледовые.

пер. Дыхниауш (2Б)

Высота по GPS - 3861 м.

Расположен в перемычке

Башхаауз.

Соединяет лед. Башхаауз (лед.

Дыхсу) с лед. Уллучиран (Безенги).

Общий характер склонов: ск.-лед.

Ориентация склонов: ЮВ - СЗ.

С ЮВ склоны снежно-ледовые и

скально-осыпные, с СЗ - снежно-ледовые.

Состав группы

Медик, тех.фотограф

Адреса хранения отчёта

Отчёт вместе с приложениями, фотоматериалами и CD диском хранится: Экземпляр 1:

Центральная маршрутно-квалификационная комиссия (ЦМКК) (г. Москва). Экземпляр 2:

Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы. Москва, улица Александра Солженицына, 17с1.

Рассмотрение маршрута

Маршрут рассмотрен маршрутно-квалификационной комиссией ФСТ-ОТМ. Шифр МКК - 177-00-56666552.

Обзорная карта-схема маршрута

Красной линией на карте отмечен запланированный маршрут.

Синей линией отмечен фактически пройденный маршрут.

Голубыми линиями обозначены запасные варианты маршрута.

Линия сетки проведена через 1 км. ст1_9.07 Место, порядковый номер и дата стоянки.

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

скачать карту маршрута 3

скачать карту маршрута 4

Общая идея маршрута

Идеей нашего маршрута было связать несколько горных районов в одном логичном линейном маршруте: Суган, Фытнаргин, Безенги и Чегем. Пройти посещаемые перевалы, а также перевалы и вершину, на которых относительно редко бывают туристские группы, актуализировать информацию по ним. В районе Сугана и Фытнаргина нам было интересно пройти перевал Метеоровцев и совершить радиальное восхождение на вершину Белая Незнакомка в районе Безенги - актуализировать маршрут прохода вдоль Главного Кавказского хребта связкой перевалов Карабин.ру - Дыхниауш и пройти вдоль Безенгийской стены.

Намеченный маршрут позволял объединить почти все эти локальные районы, сравнить состояние перевалов в летний период исходя из отчётов прошлых лет. Наш маршрут проходил вдоль Главного Кавказского хребта, где находятся самые большие зоны оледенения и наиболее сложные перевалы. Помимо идеи линейности, хотелось технически сложной работы на маршруте, поэтому в нитку включено достаточное количество интересных локальных препятствий с комбинированным характером склонов.

Стратегия.

В первую очередь, ещё в 2020 году, мы определились с районом похода и датами. Учитывая возможные ограничения, не планировали маршруты за рубежом по причинам: возможного локдауна, высоких цен на трансфер, сложностью подготовки и оформления необходимых медицинских справок, риска пропустить спортивный сезон из-за независящих от нас причин.

Стратегия построения маршрута исходила в первую очередь из технического опыта участников и заключалось в наличии: разнообразных запасных вариантов - без особой потери сложности маршрута и более простых аварийных выходов, с возможностью выхода в населённые пункты, к дорогам мнее чем 36 часов возможности организовать заброски продуктов и снаряжения, для оперативного прохождения трудных локальных препятствий без потери безопасности.

Перед походом была проведена комплексная работа по разработке плана взаимодействия с координатором (куратором) группы. Установлен ежедневый график связи по спутниковому телефону с куратором. Через куратора - установлен график связи с МЧС и МКК. На маршруте использовали GPSтрекер. В режиме 24/7 куратор обладал актуальной информацией о точном месте нахождения и состоянии группы - данную информацию, согласно графику, передавал подразделениям МЧС и МКК. Куратор обладал всеми контактными данными: МЧС координаторов туристских групп, находящихся в районе и их графиков маршрутов страховой компании и т.д. Ежедневно группа получала актуальный, с точностью 90-95, прогноз погоды на предстоящий ходовой день, что позволяло принимать правильные тактические решения.

Для возможности оперативного взаимодействия внутри группы, при прохождении препятствий, использовали 3 портативные радиостанции (по количеству связок).

Тактика.

К положительным тактическим решениям можно отнести:

1. Разведка подхода на перевал Метеоровцев с места ночёвки (пер. Ханзы-Шевченко). Группе удалось найти оптимальный путь траверса по скально-осыпному склону и определить наиболее удачную, с точки зрения безопасности, седловину (точку) начала, наметить предстоящий путь спуска.
  2. Прохождение перевала Суган не за два, а за один день. Данное решение было принято исходя из технической и физической подготовки группы, прогноза погоды. Если по запланированному графику группа осталась ночевать под перевалом, предстоящий вечер и ночь, нам бы пришлось пережидать грозу на высоте 3900м.
  3. Восхождение на вершину Белая Незнакомка днём, а не на следующий день рано утром и далее спускаться с перевала Фытнаргин, как было запланировано ранее. Нам удалось с хорошим запасом времени совершить восхождение днём и вернуться в лагерь. Рано утром безопасно спуститься с перевала. Необходимо учитывать, что перевал Фытнаргин в ранние часы очень камнепадоопасен в сторону ледника Айлама и спуск с перевала позже 10-11 часов утра неизбежно привел бы к аварийной ситуации.
  4. Спуск с перевала Карабин.ру к леднику Башхаауз (Дыхсу) не через «перемычку» у в.3105м, а минуя её и далее по ручью вниз. Это обусловлено тем, что на «перемычке» полностью стаял снег и постоянно сыпали камни. В 20 минутах ниже от «перемычки» есть хорошее место для стоянки у ручья. Отдохнув, на следующий день мы оперативно спустились и далее начали подъём по леднику. За «перемычкой» обнажился ледник и осыпные склоны, места для потенциальной стоянки не видно. По итогу стало очевидно, если группа проходит перемычку, то необходимо в любом случаи спускаться к леднику и далее искать место для ночёвки - этот манёвр мог занять 4-5 часов.
  5. Прохождение перевала Дыхниауш. Группа организовала стоянку на максимально близком безопасном расстоянии под перевалом, что позволило утром выйти по темноте и к рассвету подойти под перевальный взлёт. Далее, учитывая снежно-ледовую обстановку на перевале, отсутствие возможности прохождения по скальному поясу и оптимальное состоянию фирна, приняли решения идти в связках с попеременной страховкой, что позволило безопасно пройти перевальный взлёт менее чем за 2 часа. Таким образом, группе удалось пройти перевал и спуститься в альплагерь Безенги до темноты и начала мощного ливня с грозой.
  6. Отказ от прохождения перевала Ортокара Восточная в связи с аварией группы туристов из Москвы. Наш куратор связался с координатором группы рук. И. Ивановой руководителями групп, которые ранее проходили данные перевал с МЧС - вся собранная информация позволила увидеть реальную картину и проанализировать ситуацию. Группа приняла решение идти запасным вариант. Учитывая тождественность прохождения перевала Ортокора Восточная и перевала Спортивная Дружба, приняли решение идти через перевал Столбовой, как наиболее безопасный вариант.

Новизна.

К элементам новизны можно отнести следующее:

1. Прохождение перевала Метеоровцев с перевала Ханзы-Шевченко. По данному маршруту последний раз проходила команда из Украины в 2017 году и команда из Ростова в 2010 году.
  2. Восхождение на вершину Белая Незнакомка. Снятая записка из тура датирована 2017 годом, команда альпинистов из Украины. О восхождении туристских групп из России информации в открытых источниках не найдено. Уточнена категория трудности маршрута.
  3. Маршрут можно разделить на 3 части, и каждая из них пройдена спортивными группами в прошлые годы, но общая нитка маршрута в нашем исполнении не была пройдена до этого года. Что-то похожее прошла команда в 2000-2001 году, но без прохождения перевала Карабин.ру и восхождения на вершину Белая Незнакомка.

Варианты подъезда и отъезда.

Ключевыми точками начала заброски на маршрут являются крупные города, такие как Владикавказ, Минеральные Воды, Пятигорск. Наиболее удобным, но не близким для заброски на маршрут является город Минеральные Воды. В Минеральных Водах мы сели на нанятый заранее транспорт. Мы уже много лет пользуемся услугами Бориса и его компании (+79289503868, bezonec@list.ru), который фактически организовывает трансфер по всему Кавказу.

С ним же можно договориться о доставке заброски продуктов и снаряжения, которые впоследствии группа подберёт на маршруте где-то в лагере или посёлке. Более быстрыми вариантами добраться до региона похода является авиаперелёт до Минеральных Вод или до Владикавказа. До начала маршрута в посёлок Ахсау (С. Осетия) добраться можно практически на любой машине.

Вариантов отъезда также существует несколько. Самым простым является заказ транспорта из Терскола. Можно добрать до Минеральных Вод или Баксана на рейсовом автобусе, но проще и надёжнее заказать трансфер.

Страхование жизни, связь и регистрация в ПСО. Пропуска в пограничную зону и на территорию ООПТ

Страховка. Все участники оформили страховку в компании «АО СОГАЗ», услугами которых мы пользовались ранее. Страховались по программе «С», ассистентом в районе был «Савитар групп». Страховка на период похода обошлась каждому на сумму около 7000 р. Сумма страховой выплаты составляла 50 000 долларов и включала в себя эвакуацию вертолётом. Оформлением страховки занимался: Абрамов Я.А.

Связь. На маршруте для стабильной связи и передачи информации использовалb спутниковый телефон системы Thuraya и спутниковый трекер SPOT. Использовали сотовую связь, что в населённом районе Кавказа было возможно на многих участках маршрута. Предпочтительно использовать связь от МегаФона и Билайна, у которых максимальная зона покрытия на Кавказе. Подготовкой связи занимались: Измайлов М.Ш. и Ковальков Д.В.

Регистрация в ПСО.

Группа отправила электронную заявку на сайты МЧС двух республик: Республика Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарская Республика. В заявке указывались маршрут движения с привязкой к датам и контактные данные наши и координатора. Форма регистрации на сайте МЧС России https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups/region.

Помимо этого, группа встала на учёт по телефонам 8(866)387-14-89 (ПСО Приэльбрусья) и 8(867)240-54-47 (ПСО Республики Сереная Осетия). По договорённости совершён звонок в МЧС обоих регионов перед началом маршрута и по его окончанию.

Пропуска в пограничную зону.

Большая часть маршрута проходила по пограничной с Грузией территории, поэтому заранее были отправлены заявления на получение групповых пропусков на нахождение в приграничных зонах на территории Республики Северная Осетия- Алания и КабардиноБалкарской Республики. Заявления составлены в соответствии с общими рекомендациями, приведенными на сайте ФСБ России, с которыми можно ознакомиться по ссылке - http://www.fsb.ru/fsb/gosuslugi/detail.htm21id3D4840fsbService.html. На сайте приведён список необходимых документов для оформления пропусков как индивидуальных, так и групповых, а также адреса электронной почты для направления оформленных заявлений и сопутствующих документов. Оговоримся, что несмотря на общую форму оформления, у ФСБ Республики Северная-Осетия- Алания свои порядки оформления. Сроки рассмотрения заявлений обычно не превышают двух недель. Советуем составлять заявления с большим запасом по времени, особенно в отделение ФСБ Республики Северная-Осетия-Алания. Также заявление на выдачу пропусков можно оформить через портал «Госуслуги». Подготовкой и оформлением пропусков занимался: Мирошкин Н.В.

Пропуска на территорию ООПТ.

Маршрут проходит по территории Северо-Осетинского заповедника, Национального парка «Алания» и Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника. У всех указанных ООПТ имеются официальные сайты с контактным данными, по которым мы направляли письма. Для каждого ООПТ мы получили коллективные пропуска, которые были направлены в отсканированном виде нам на электронную почту. В Северо-Осетинском заповеднике есть плата за посещение территории заповедника (100 рублей единовременно с человека, перечисляли оплату по счёту), в остальных двух ООПТ плата за посещение не взымалась.

Аварийные выходы с маршрута

Относительно нашего графика, с маршрута возможны следующие аварийные выходы: 1) 9-10.07 - из д.р. Билягидон вниз до пос. Ахсау.

10-11.07 - от поляны Ханзы - д.р. Хазнидон до пос. Ташлы-Тала.

11-13.07 - лед. Нахашбита - д.р. Псыгансу, через пер. Курноят (Н/К) - вниз до пос. Верхняя Балкария.

13-14.07 - от лед. Доппах, д.р. Хересидон - вниз до а/л Комы-Арт.

14-17.07 - от лед. Нахашбита. через пер. Курортный (1А) - вниз до погранзаставы.

17-20.07 - от лед. Айлама и Дыхсу, через ущ. Дыхсу - вниз до пос. Верх. Балкария.

21-24.07 - из ущ. Уллучиран (Безенги) - вниз до а/л Безенги и пос. Безенги.

25-28.07 - из д.р. Кору/ д.р. Гарааузсу /д.р. Башиль - вниз до пос. Булунгу.

29.07 - вниз по д.р. Адыр-Су, до а/л Уллу-Тау.

Изменения маршрута и их причины Изменения были внесены только в одну часть маршрута: Вместо запланированного участка:

пер. Кель (1А) - пер. Ортокара Вост. (3А) - д.р. Башиль Пройден участок по запасному варианту: пер. Столбовой (2А) - пер. Тютюргу Западный (1А) - д.р. Башиль

Причиной изменения маршрута стали следующие обстоятельства: авария группы туристов из Москвы на спуске с перевала Ортокара Восточная, повышенная камнепадоопасность перевала на подъём - как итог пограничники, после консультаций с МЧС, приняли решение закрыть перевал для прохождения.

График движения

Все указания сторон даны орографически, если не указано иное. Все временные интервалы - чистое ходовое время (ЧХВ).

Сокращения: ПС - пункт страховки, ППС - пункт промежуточной страховки, м/н - место ночёвки СТ - станция страховки.

ПХД - по ходу движения «Гр., °» - градусы, крутизна - угол (крутизна) склона. ГЗЛ - граница зоны леса. Верёвки использовались по 65 м.

Дата / день пути

Перепад высот,

H, м

09.07/1

Дорога от пос. Ахсау - по р. Билягидон до «первой ступени» долины.

2ч 15мин

Хорошая грунтовая дорога, по правому и левому берегу р. Билягидон. Переход с берега на берег по мостам.

+840

1ч 30мин

Широкая тропа (колея) - тропа по левому берегу р. Билягидон до первой ступени висячей долины. Стоянка около водопада, высота 2500м.

3ч 45мин

+1140

10.07/1

м/н - подъём под пер. Кедрина

2ч 53мин

От м/н справа ПХД от водопада по тропе вверх, далее на лево по зелёнке в обход скал и каньона. Выход на зелёную подушку у ручья, пересекли пересохшие русла далее по травянистому склону крутизна 30°.

Осыпные, травянисто-осыпные, снежные склоны.

+1100

Пер. Кедрина

3ч 10мин

1я верёвка - разрушенные скалы крутизна 25-35°

2я верёвка траверс скально-осыпного склона крутизна 25-30° 3я верёвка по снегу, верхние 15-20м скалы + кулуар. Далее, прижимаясь к скалам справа ПХД, на 3 такта выход на седловину.

+120

20мин

Спуск с перевала по осыпи с самостраховкой ледорубом, далее по снежнику крутизна 25-15°

-70

10.07/1

Лед. Восточная Айхва

1ч 20мин

Без потери высоты правее ПХД, выше зоны трещин. Спустились к бараньим лбам, по ручью вправо вниз под гладкими скалами, гимнастическая страховка и личная техника, выход на снежник и далее до морены.

Низкая облачность

-700

Пр.приток р. Хазнидон - поляна Хазны

42мин

Правый берег, спуск вдоль ручья, переходим его. Спуск на зелёнку, далее по левому берегу ручья.

-350

8ч 35мин

+1220

-1240

11.07/3

м/н поляна Хазны - лед. Хазны

1ч 40мин

Подъём по правому берегу реки 400-500м, переправились на левый берег по камням. Обход бараньих лбов справа ПХД, далее поворот налево.

солнце

лед. Хазны

1ч 55мин

Выход в связках. По левому краю ледника ПХД, обход ледопада. Подъём по снегу крутизна 30-35 с одновременной страховкой в связках.

Вышли на ступень - на пологую открытую часть ледника.

Трещины видны (узкие, мало)

переменная

облачность

+700

Пер. Хазны- Шевченко

0,2

1ч 15мин

Подъём по снегу крутизна 20-30° с одновременной страховкой в связках.

солнце

Пер. Хазны- Шевченко - пер. Метеоровцев

0,35

30 мин

Траверс скально-осыпного склона крутизна 20-30°.

+80

Пер. Метеоровцев

4ч 50мин

Спуск с перевала:

1. Перила на ледорубный крест 25м крутизна 30-35°

2. ПС, СТ на ледобурах 45м крутизна 40-50°

3. -4. ПС, СТ на ледобурах 65м крутизна 45-50° 5. Направо ПХД под скалы ПС, СТ на ледобурах 65м крутизна 40-45°

6. ПС, СТ на ледобурах 65м крутизна 40-45° - уходим под бараньи лбы

7. ПС, СТ на рельефе - траверс вправо ПХД.

8. ПС, СТ на рельефе - мини бараньи лбы, 65м крутизна 35-40°

9. ПС, СТ на ледобурах 65м крутизна 45-50°

10. Вниз, далее за поворотом скал направо ПХД, ПС, СТ закладные элементы 65м крутизна 45-50°

11. Верёвка 65м, далее на ледник через берг шириной

3-4м, глубиной 15-20 метров. Обходим траверсом вправо ПХД и спуск на всю длину. Далее спуск: по открытому выполаживающемуся леднику, открытой морене.

Лед. Нахашбита

40 мин

Открытый пологий ледник, узкие трещины.

Дождь

+100

3,35

+180

13.07/5

Пер. Суган

3ч 25мин

Начинаем плавный подъем по ЮЗ ветви лед.

Нахашбитакрутизна 20°-25°, поднимаемся на первую ступень.

Проходим вторую ступень

Путь к третьей ступени проходим, лавируя между трещинами. Выход на третью ступень отделен большой трещиной шириной около 15 м и глубиной около 15 м. Мост виден только у левого борта. По ней выходим на широкое плато третьей ступени.

В связках движемся на четвертую ступень ледника, поднимаемся вдоль левого борта.

По перилам 65 м поднимаемся на перевал. В начале пересекаем неширокий бергшрунд, далее вдоль скал по ледовому склону крутизна 45-55°. ПС, ППС - ледобуры.

Ясно, солнце

+800

7ч 30мин

Спускаемся по ск.-ос кулуару. Провешиваем 9*55 м перил. ПС - выступы, крючья, закладки. На перевале есть шлямбур. Начало первой верёвки крутизна 30°-45°, далее кулуар сильно сужается (1-я и 2-я веревки) и становится круче до 60° с крутыми ступенями. Далее кулуар расширяется.

Движемся вдоль скал левого борта до ледника.

Переменная облачность, снег/град.

-400

Вдоль левого борта в кошках по зачехлённому леднику крутизна 25°-35° до пологой безопасной части.

-200

11ч 55мин

14.07/6

Лед. Доппах

35 мин

Пересекаем открытый пологий ледник, трещин нет.

Пер. Солдат

1ч 10мин

Осыпной склон крутизна 20°-25°

Осыпной, снежный склон крутизна 20°-35°

-450

д.р. Ахсу - д.р. Карасу - вниз к Уштулу

12,5

3ч 10мин

Спускаемся по правому берегу вдоль левого притока

р.Ахсу. Переходим реку по камням. Далее по тропе до колеи. Далее по правому берегу по дороге до т/б Уштулу.

-1250

5ч 45мин

-1780

15.07/7

16.07/8

т/б Уштулу - погранпост

30 мин

Поднимаемся по грунтовой дороге. Переходим на левый берег р. Карасу по мосту. Пост пограничников.

Погранпост - д.р. Лькези

45 мин

От моста 70м вверх по лугу, поворачиваем налево на узкую, каменистую тропу. Далее по тропе, встречается маркировка, подъём по левому берегу д.р. Лькези. От выполаживания, ГЗЛ, по тропе до моста на правый берег д.р. Лькези.

д.р. Лькези - сев. ветвь лед. Шари

1ч 35

Подъём от моста по травянисто-осыпному склону, левый берег притока р. Лькези

+750

Траверс осыпного склона, подъём по снежнику крутизна 25°30°, выход к «верхнему озеру» к месту стоянки.

3ч 50мин

+950

17.07/9

м/н - лед. Шари - пер. Шаривцек Северный

27 мин

Подъём по закрытому леднику, трещины видны.

+170

пер. Шаривцек Северный - лед. Агашта

40 мин

Спуск от седловины перевала к центральной части ледника Агашта (южная ветвь Фытнаргин), движение в связках, нунотак обходим слева ПХД.

-320

лед. Агашта - пер. Фытнаргин

5,5

2ч 30 мин

Плавный подъём на первую ступень северо-западной ветви ледника. Подъём на вторую ступень крутизна 25°-30°.

В связках переходим ближе к перевалу.

По плавному снежному взлёту траверсом справа ПХД поднимаемся на перевал в связках, крутизна 20°-35°.

+660

3ч 37мин

пер. Фытнаргин - в. Белая Незнакомка

0,9

От м/н в связках, траверсом снежно-ледового склона, поднялись к скально-осыпному склону далее сняли кошки, подъём на личной технике крутизна крутизна 25-40° мелкая, средняя осыпь и скалы.

+270

Вышли на снег, кошки-связки, идём с попеременной страховкой снежный склон крутизна 30-40° 100-150м.

2. ПС на рельефе.

Далее 20-25м подъём по широкому снежному гребню до станции №3.

17.07/9

пер. Фытнаргин - в. Белая Незнакомка

1ч 5мин

3. ПС, ППС на ледобурах - ледовый склон, подъём лидера с двумя ледовыми инструментами, вдоль скал 55м крутизна 35-45°

4. ПС, ППС на ледобурах - снежно-ледовый склон 55м крутизна 40-50°

5. ПС на ледобурах, далее связки 105м крутизна 20-30° снег, на подходе к вершине склон выполаживается, выход на разрушенные скалы к туру. (Спуск, по пути подъёма)

2ч 55мин

9,4

6ч 32мин

+1100 -320

18.07/10

пер. Фытнаргин - лед. Айлама спуск

ПС, ППС - на ледобурах, 7 верёвок по 55м крутизна 35-50° снежно-ледовый склон 7я верёвка через берг, далее в связках до морены.

лед. Айлама

30 мин

Пересекли открытый пологий ледник, трещины видны или плотно забиты снегом, трещины узкие. Привал на противоположном борту ледника, за перегибом моренного вала (на 30м выше «озера»-под снегом)

-50 +50

20 мин

Далее подъём вдоль ручья, стоянка справа ПХД от ручья на «бараньих лбах».

+170

5ч 50мин

+220 -710

19.07/11

лед. Айлама - пер. Карабин.ру

30 мин

Подъём по снежному склону крутизна 20-30°до кулуара (кошки, ледорубы), привал в 150м от кулуара на выходах скал.

+130

55 мин

Подъём вдоль скал левого ПХД борта кулуара, конгломератный-скально-осыпной склон крутизна 20-35°. В верхней части подъёма выход на мелкую и среднюю подвижную морену. Седловина узкая, тур расположен в центре на возвышении.

+420

Пер. Карабин.ру

5ч 35мин

Повесили 7 верёвок (65,45,65,65,45 и 65 - через берг).

1. ПС - рельефе, 65м крутизна 35-45°, кулуар - конгломератный и ледовый склон. Движение справа ПХД вдоль скал.

2. ПС - на ледобурах, 65м, крутизна 30-40°, ледовый склон.

Движение траверсом влево вниз ПХД под выход скал (бараньи лбы).

3. ПС - на ледобурах: 45, 65, 65, 45, 65м крутизна 35-55° ледовый, снежно-ледовый склон. Движение влево ПХД от основной линии падения камней. 7 верёвка через бергшрунд, до выхода на снежный склон.

Далее спуск по снежному склону крутизна 30-40°, связки с попеременной и одновременной страховкой. Траверс вправо ПХД - обход трещин, спуск до выхода скал.

-390

Пер. Карабин.ру - лед. Дыхсу

30 мин

От камней спуск по снежному склону придерживаясь скал справа ПХД. Выход на выполаживание, привал около «перемычки».

-240

20 мин

От «перемычки» в.3105,6 спуск по открытому леднику до выхода на морену, далее по ручью до места стоянки.

-300

7ч 50мин

+550 -930

20.07/12

Пер. Карабин.ру - лед. Дыхсу

Спуск в обход бараньих лбов по «зелёнке», левый берег ручья. Далее спуск по ручью. Малая и средняя подвижная морена. Привал у выхода на ледник.

Лед. Дыхсу

35 мин

Пересекаем зачехлённый и открытый ледник Дыхсу. Подошли к левому орографическому борту ледника.

55 мин

По конгломератному склону крутизна 30-40° поднялись на левый борт морены. (Вариант обхода ледопада).

Лед. Башхаауз

50 мин

Далее по набитой тропе подъём по гребню, до ледникового озера.

35 мин

От озера вверх по тропе, до выхода на гребень, перед спуском. На гребне стоянки на 2 палатки.

30 мин

Траверс снежного склона и выход на ледник (к вытаявшей морене) перед первой ступенью подъёма к перевалу Дыхниауш.

4ч 25мин

+750 -270

21.07/13

Лед. Башхаауз - пер. Дыхниауш

Выход в 4:10. От места стоянки выходим в связках, крутизна 30-

40°. Поднялись на первую ступень по отрытому леднику.

30 мин

Далее подъём по центральной части ледника, на дистанции от подножья восточных склонов Шхара Восточная (камнепадоопасно). Трещины видны, легко обходятся. Остановились под перевальным взлётом.

Пер. Дыхниауш

2 часа

В 5:30 начали подъём на перевал, в связках до бергшрунда по снежному склону справа по ходу крутизна 25°-30° под скальный пояс.

Бергшрунд обходим траверсом склона направо ПХД. Далее в связках с попеременной страховкой. Первая «длинная» связка 4 участника, вторая 3.

Движемся по фирновому склону, к скальному бастиону.

На подъёме страховка попеременная через ледоруб и с использованием рельефа. Подъем разделён скальными выходами на кулуары крутизна до 45°.

В верхней части движемся по плотному снегу к скалам наверху. Далее с попеременной страховкой на выступах траверсом выходим в сн.-ск.-ос. кулуар крутизна 40°, по которому выходим на перевал.

+280

Пер. Дыхниауш

1 час

Спуск начинаем с седловины перевала, в 50м от перевального тура. 2 верёвки на спуск (55 и 60 м), последняя через берг. Верхняя станция на льду. Выходим на закрытый ледник, выполаживание.

Пер. Дыхниауш - лед. Уллучиран

50 мин

В связках пересекаем цирк перевала. Снега до 50 см. Далее вдоль его правого борта вниз. Вскоре переходим на правобортную морену с тропой. Выходим на Джангикош, расположенный в кармане правобортной морены.

-540

лед. Уллучиран - а/л Безенги

40 мин

От Австрийских ночёвок спускаемся по узкой каменистой тропе, идущей по гребню правого борта ледника до стоянок «на повороте».

-230

40 мин

Спуск от стоянок на 2/3 пути трос (верёвка) - брод через ручей. Ниже не спускаться, тропа обвалилась!

-140

1ч 50 мин

Сразу уходим на центр ледника, не рекомендуем идти правым ПХД боковым бортом. С ледника уходим вправо ПХД и выходим на зачехлённый ледник, песочнокаменистую тропу. Вскоре появляются турики, выходим на пост пограничников.

-700

23.07/15

а/л Безенги - лед. Уллучиран - т/с Боранкош

2 часа 20 мин

От а/л Безенги по тропе, через погранпост, далее по правому борту ледника до окончания тропы маркированной туриками. Далее выход на центр зачехлённого и открытого ледника. На отметке в.2700 уходим направо ПХД к левому борту ледника, подъём по осыпному и травянисто-осыпному склону до крутизна 45°, выход на гребень и по тропе до ночёвок Боранкош.

Пасмурно, низкая облачность

+600

Боранкош - пер. Кель

От места ночёвки разведка подходов под перевал Ортокара Восточная.

+150

2ч 50мин

24.07/16

лед. Уллучиран - т/с Боранкош - а/л Безенги

1ч 50мин

Отказ от прохождения перевала Ортокара Восточная, действуем по запасному варианту.

От места ночёвки возвращаемся в а/л Безенги.

а/л Безенги - руч. Жигинджи

30 мин

От а/л Безенги выходим на грунтовую дорогу ведущую к

+100

руч. Жигинджи - пер. Столбовой

55 мин

Поднимаемся по каменистой тропе.

+600

25 мин

Вышли к табличке «900 м» - оставшаяся с забега «вертикальный километр».

55 мин

От таблички «900 м» доходим по малозаметной тропе до таблички «1000 м». Далее поднимаемся по каменистоосыпному склону с выходами скал до крутизна 35°. Упираемся в вертикальные скальные выходы, которые обходим слева ПХД траверсом травянистого склона. Далее поднимаемся вверх на открытые участки морены, идём по гребню, разделяющему русла ручьёв. Постепенно крутизна склона уменьшается, выходим на седловинообразную перемычку, есть места под палатки. Отметка в.3229 ночёвка. Источник воды выше по склону вправо 15-20м от седловины.

Низкая облачность

+280

4ч 15мин

-100 +1180

25.07/17

Пер. Столбовой (подъём)

25 мин

От места стоянки подъём по еле заметной тропе справа ПХД, редко маркированная туриками, поднялись на моренную ступень отметка в.3314.

+75

30 мин

Далее подъём по мелкой и средней малоподвижной и слежавшейся морене, скальные выходы по центру обходим справа ПХД. Вышли в цирк перевала Столбовой.

+150

45 мин

Седловина представляет собой узкий скальный гребень, тур расположен в центральной части на возвышении. В юго-восточной части седловины, справа выше ПХД, есть 2 места под палатку, источников воды нет.

+250

Пер. Столбовой (спуск)

2 ч 10мин

От тура уходим влево ПХД северо-западный край седловины перевала, приспускаемся на 30м по узкому скальному гребню до крутизна 40°.

1. ПС - на рельефе, расходная петля, 65м по скальному

склону местами крутизна 45-55°.

Далее спуск с самостраховкой ледорубом по осыпному склону левее вниз 40м, не выходя в осыпной желоб (кулуар).

2. ПС - на рельефе, 20м перил вправо ПХД, крутизна 35°.

3. ПС - на рельефе, 65м перил, верхней части скальноосыпной склон крутизна 35-45°, вторая часть - выход на закрытый ледник, выходим на всю длину перил пересекая снежник до выхода на морену. Далее спуск по границе снежника и морены, до выполаживания.

-250

25.07/17

Лед. 470г - д.р. Кору

35 мин

Из цирка перевала Столбовой спускаемся по снежному склону, зачехлённого ледника №470г, вышли на пологую морену к повороту долины.

-180

26.07/18

Верховье д.р. Кору - пер. Тютюргу Западный

30 мин

От места ночёвки поднимаемся, преодолеваем гребень, поднимаемся на ступень долины, виден перевал, далее поднимаемся траверсом правой ПХД боковой морены.

+560

25 мин

Траверсом моренного склона, выше снежника на 50м, поднялись на 2ю ступень.

Далее подъём по снежному склону, вышли в цирк перевала Тютюргу Западный.

15 мин

Подъём на перевал по конгломератному и осыпному склону крутизна 35°, в первой половине подъёма уходим влево ПХД, далее смещаемся к центру.

Пер. Тютюргу Западный - д.р. Тютюргу

25 мин

Спуск в верхней части по осыпному склону до крутизна 30°, далее выход на мелкую морену, выход на выполаживание к тур.стоянкам на «зелёнке».

-1310

30 мин

Спуск с верхней ступени доны по крутой каменистоосыпной узкой тропе.

26.07/18

Спустились с травянистой ступени к реке Тютюргу, движение по узкой тропе, вышли к началу каньона.

35 мин

По тропе, идущей правым берегом, выходим на ГЗЛ, далее тропа идёт по лесному массиву, частично маркирована и оборудована перилами. Вышли к мостику через разлив реки Тютюргу. Около костровища останавливаемся на обед. Около мостика нас ждали пограничники.

Д.р. Башиль - т/б Башиль

30 мин

Далее по тропе спускаемся по широкой долине к строящейся т/б Чегем.

-560

1 час

От т/б Чегем вниз по долине реки Гарааузсу идёт грунтовая дорога. Выходим к мосту - на стрелку рек Гарааузсу и Башиль.

Подъём по широкой грунтовой дороге, идущей по правому берегу реки Башиль.

+350

Вход на территорию заброшенной, но охраняемой, территории через центральные ворота, проходим турбазу и выходим к сильно повреждённому мосту. Переходим на левый берег.

От моста уходим налево по тропе вдоль реки. Встаём на ночёвку на поляне в глубине леса.

6ч 25мин

Д.р. Башиль

туман

35 мин

Далее поднимаемся по тропе. Выходим на открытый луг, прошли «калитку» и табличку с обозначением пограничной зоны, пересекли ручей - левый приток Башиль р.

туман

По тропе забираем вверх по левому берегу, упираемся в широкий ручей. Пересекаем р. Малый Чегем и далее уходим выше по склону обходя заросли и низкорослый лес. Вышли на тропу.

28.07/20

35 мин

По тропе выходим к нагромождению большой слежавшейся морены. Тропа проходит между валунами, местами видна маркировка, есть турики. Прошли морену и вышли на зелёнку перед ледником.

Д.р. Башиль - Турье озеро

50 мин

Спускаемся к реке, берущую начало из ледника, вдоль реки проходим селевые моренные выносы, далее поднимаемся на зачехлённый ледник, уходим вправо ПХД на морену и поднимаемся до ручья, вытекающего из Турьего озера.

Переменная облачность, туман

55 мин

Поднимаемся вдоль ручья по травянисто-осыпному склону до крутизна 30°, пересекаем ручей. Далее поднимаемся вдоль ручья, есть турики и видна тропа, по которой поднимаемся к стоянкам.

Туман, дождь.

3 часа

29.07/21

Турье озеро - пер. Грановского

+650

40 мин

По открытому леднику поднялись под вторую ледовую ступень ледника Центральный Башиль.

35 мин

Поднялись на вторую ледовую ступень до крутизна 30°.

20 мин

Выходим в цирк перевала Грановского, подходим под перевальный взлёт и далее уходим вправо вверх ПХД, траверсом бокового слона крутизна 30° выходим на мелкую морену, далее по камням выходим к узкой маленькой седловине. Тур расположен выше на 10м на возвышении + отбойный молоток.

Пер. Грановского (спуск)

40 мин

От перевальной седловины уходим на север вниз и по узкому гребню выходим к спусковому склону.

1. ПС - на ледобурах, снежно-ледовый склон 65м, на 2/3 проходим бергшрунд, далее выход на закрытый ледник - выполаживание.

-350

29.07/21

Лед. Адыр-су Восточный

Спускаемся по закрытому леднику до выхода на морену, далее спускаемся по морене до открытого ледника.

Снимаем кошки.

-850

Д.р. Адыр-су - а/л Уллу-Тау

По узкой тропе спускаемся до мостика через ручей, встаём на обед.

Далее по хорошей маркированной туриками тропе спускаемся к пограничному посту близ а/л Уллу-Тау. От пограничников выходим на колею и приходим к а/л Уллу-Тау.

-500

4ч 40мин

+650

-1700

ИТОГО за поход (пешком в зачёт)

102 ч 32 мин

+13085 -12610

Итого активным способом передвижения (пешком): 169 км Чистое ходовое время маршрута: 102 часа 32 минуты Набор высоты (м): 13085 м Сброс высоты (м): 12610 м

*ЧХВ - чистое ходовое время (в часах и минутах).

Данные по пройденному расстоянию измерены по топографической карте масштаб 1:100000, а также в расчёт приняты усреднённые показателей GPS-навигатора и подсчётов расстояния с использованием сервиса «Google Earth», учитывающего неровности рельефа, а также измерений по карте.

Высотный график маршрута

высотный график маршрута

Рис. 1. Высотный график маршрута

Техническое описание прохождения маршрута

(время московское, фотографии приведены по принципу нумерации: дата-номер по порядку)

Дата: 09.07.2021

День пути: 1

Дождь

Маршрут за день: Дорога от пос. Ахсау - по р. Билягидон до «первой ступени» долины.

Пройденное расстояние, км.: 11

Перепад высот, м.: +1140

ЧХВ: 3 часа 45 минут

К окраине посёлка Ахсау заехали на заказанной заранее газели, из Минеральных Вод.

За неделю до начала похода авиакомпания изменила время вылета. По плану мы должны были прилететь в 3:00 и ориентировочно в 6:00 быть на старте маршрута. В задачи первого дня входили: подъём до места ночёвки с обедом и короткий акклиматизационный выход. Выше запланированного места ночёвки.

12:05 выход группы на маршрут (фото 9_1). Дорога набирает высоту вдоль реки (фото 9_2), несколько раз пересекая реку по хорошим мостам, идём медленно, втягиваемся, привыкаем к рюкзакам. Переходы по 20-30 минут (фото 9_3). Через три перехода дорога становится тропой и выводит на широкую часть долины реки Белегидон - пастбище (фото 9_4).

Далее тропа идёт по левому берегу реки, местами с небольшими прижимами (фото 9_5). Через 7 переходов поднимаемся выше, видна первая ступень долины реки Белягидон, красивый водопад и путь подъёма (9_6). Поднимемся по узкой тропе, не удаляясь в сторону от реки выходим на среднюю морену к месту ночёвки (9_7, 9_8).

Высота ночёвки ~2500м, есть места на 2-3 палатки, воду берём из реки.

(фото 9_0, группа на старте маршрута, окраина п. Ахсау)

(фото 9_1. Выход на маршрут, п. Ахсау)

(фото 9_2. Подъём по грунтовой дороге вдоль р. Белягидон)

(фото 9_3. ГЗЛ д.р. Белягидон, грунтовая дорога заканчивается)

(фото 9_4. Пастбище в д.р. Белягидон)

(фото 9_5. Подъём по тропе вдоль реки, местами с прижимами)

(фото 9_6. Путь подъёма в верховье д.р. Белягидон)

(фото 9_7. Место ночёвки)

(фото 9_8. Место ночёвки, д.р. Белягидон)

Дата: 10.07.2021

День пути: 2

Дождь, туман

Маршрут за день: д.р. Билягидон - пер. Кедрина (2А) - лед. В. Айхва - полна Хазны

Пройденное расстояние, км.: 10

+1220

ЧХВ: 8 часа 35 минут

-1240

5:30 Выход на маршрут. От места стоянки поднимаемся вдоль пересохшего русла ручья, по тропе, справа ПХД от водопада (Фото 10_1). Подъём идёт в обход скал, бараньих лбов и каньона реки. Поднялись на «ступень»-уступ долины, хорошо просматривается долина реки и наш вчерашний путь подъёма (10_2).

(фото 10_1. Подъём на уступ долины р. Белягидон, обход водопада)

(фото 10_2. Долина реки Белягидон, вид с первой ступени)

Поднимаемся по долине (фото 10_3, 10_4). Тропа местами теряется, встречаются турики. На подъёме встретили группу туристов из Санкт-Петербурга. За 2 перехода по 30 минут поднимаемся до стоянки «Семь братьев». Ледник очень сильно отступил. Пересекаем плоскую часть долины в северо-восточном направлении и поднимаемся по каменной осыпи в цирк перевала Кедрина. Погода портится. Туман, мелкая морось. Перевал практически не видно, решаем переждать, пока развиднеется.

(фото 10_3. Подъём на 2ю ступень верховья д.р. Белягидон)

(фото 10_4. Подъём на 3ю ступень верховья д.р. Белягидон)

Ледник на подходе к перевальному взлету весь засыпан камнями. Быстро поднимаемся по ним. В 10:40 подходим под перевал. (фото 10_5).

(фото 10_5. Путь подъёма на перевал Кедрина. Синий-движение с самостраховкой, красный - участки провешивания перильной страховки)

Дальше по снежнику, справа, поднимаемся до начала разрушенных скал (фото 10_6). Снежник упирается в скальные выходы. С гимнастической страховкой первый участник выходит на скалы, далее уходя вправо-вверх ПХД навешиваем перильную страховку (фото 10_7). Крутизна склона достигает 35°. Скалы местами сильно разрушены, под ногами мелкая осыпь, периодически в стороне от нас склон «простреливается» камнями.

(фото 10_6. Подъём по снежнику к скалам, до начала организации перильной страховки)

(фото 10_7. Выход на скалы, подъём на пер. Кедрина)

Первый пункт страховки - на рельефе. Найти надёжный выступ скалы, для организации перил, удаётся не сразу. Далее траверсом скально-осыпного склона крутизной 25-30°, с организацией промежуточных точек страховки, уходим влево ПХД до снежника, который тянется до перевала (фото 10_8).

(фото 10_8. Траверс скально-осыпного склона)

Поднимаемся по снежному склону, снега достаточно для формирования надёжных ступеней, в верней части выходим в кулуар и поднимаемся вправо-вверх на скалы. Станцию делаем на рельефе. Далее, с самостраховкой ледорубом на «3 такта», поднимаемся по снежному склону, прижимаясь к скалам справа ПХД (фото 10_9). В 14:20 Выходим на седловину перевала Кедрина 2А. Сильная облачность, морось, видимость не более 40-50м. (фото 10_10).

(фото 10_9. Верхняя часть подъёма, выход к седловине перевала Кедрина)

(фото 10_10. Группа на перевале Кедрина 2А)

В 14:40 начинаем спуск с перевала Кедрина к леднику Восточная Айхва. В верхней части спуск идёт по осыпному склону до крутизна 25°, далее выполаживание и выход на ледник. (фото 10_11, 10_12).

Ледник закрытый, глубина снега не большая. На привале надеваем кошки, организовываем связки. Видимости практически нет, решаем идти траверсом вправо ПХД, выше зоны трещин, в сторону цирка перевала Белаг Северный.

(10_11. Спуск с перевала Кедрина в сторону ледника Восточная Айхва)

(фото 10_12. Перевальный взлёт Кедрина со стороны лед. В.Айхва)

Далее выходим на мелкую и среднюю морену, покрывающую ледник. По камням спускаемся к бараньим лбам (фото 10_13). Вниз, по линии падения воды, гладкие скалы обрываются на 5-8 метров. Уходим вниз-вправо ПХД, вдоль небольшого ручья (фото 10_14).

(фото 10_13. Спуск к бараньим лбам)

(фото 10_14. Участок спуска вдоль ручья, обход бараньих лбов)

Траверсом вправо уходим под гладкие скалы. Местами требуется гимнастическая страховка и личная техника работы на простых скалах (фото 10_15). Участки спуска и траверса без труда преодолеваются при условии хорошей личной техники движения по скальному рельефу. В ином случаи рекомендуем организовывать перильную страховку. Под скалами есть узкий проход, который выходит на снежный склон (фото 10_16).

(фото 10_15. Скально-осыпная полка - путь от бараньих лбов к снежному склону)

(фото 10_16. Выход на снежный склон с бараньих лбов)

Спуск по снежнику, до выполаживания, на «три такта». На морене делаем привал. (10_17). Далее сразу переходим на левый берег реки Хазнидон и спускаемся вниз по долине. За 42 минуты спустились к слиянию рек, берущих начало с ледников Айхва и Хазны - поляна Хазны. В 18:17 пришли на место стоянки. От места ночёвки хорошо виден участок подъёма к ледопаду Хазны. (фото 10-18).

(фото 10_17. Спуск по долине реки Хазнидон, к поляне Хазны)

(фото 10_18. Стоянка поляна Хазны, путь подъёма к ледопаду Хазны)

Выводы: Перевал Кедрина соответствует своей категории 2А. Основная сложность сосредоточена на восточном склоне. Путь подъёма в нижней части - по снежнику, переходящему в скально-осыпной склон, на скальном участке необходима перильная страховка. В верхней части снежный склон, поэтому стоит использовать ледорубы и возможно кошки, в случае обледенения склона. Если группа испытывает сложности в передвижении с самостраховкой ледорубом, то следует использовать перильную страховку. На спуск с западной стороны требуется личная техника - самостраховка ледорубом или альпенштоком. Весь путь покрыт мелкой подвижной осыпью, движение плотной группой. С запада перевал имеет осыпной и снежный склон, не представляющий особой сложности.

Дата: 11.07.2021

День пути: 3

Солнце

Маршрут за день: полна Хазны - лед. Хазны - пер. Хазны- Шевченко

Пройденное расстояние, км.: 6,2

+1120

ЧХВ: 4 часа 50 минут

Предыдущий ходовой день был достаточно трудоёмким, поэтому решаем полноценно отдохнуть и выспаться «на зелёнке», самый важный момент - акклиматизация. От места стоянки хорошо просматривается вниз долина реки Хазнидон. (фото 11_1). Выход группы поздний, в 5:50.

(фото 11_1. Место стоянки «поляна Хазны», на слиянии рек)

От места ночёвки поднимаемся вверх по ручью 400-500м, вытекающего слева ПХД с бараньих лбов, оголившихся из-за отхода ледника Хазны. Переходим ручей ширеной 3-4 метра по камням. В отчёте Голубева К.А. 2020г. указан путь подъёма на ступень ледника по кулуару слева ПХД от ручья, с наведением перильной страховки. Данный путь считаем не безопасным и неоправданно трудоёмким. Бараньи лбы проще обойти справа сверху по малоподвижной средней морене. (фото 11_2).

Поднявшись выше зоны выхода скал, делаем привал. Погода солнечная, отлично просматривается верховье долины реки Хазны. Виден перевал Кедрина. (фото 11_3).

Далее продолжаем подъём к ледопаду Хазны по морене, покрывающей ледник. По ходу движения смещаемся к центру, преодолев моренные валы, уходим влево ПХД. В правой и центральной части путь преграждает ледопад. (фото 11_4). Путь подъёма на 2ю и 3ю ступень ледника Хазны (обход ледопада) идёт слева ПХД. (фото 11-5).

(фото 11_2. Обход бараньих лбов, при подъёме на ледник Хазны)

(фото 11_3. Путь спуска с перевала Кедрина до «поляны Хазны»)

(фото 11_4. Выход на 1ю ступень ледника Хазны)

(фото 11_5. Путь подъёма на ледник Хазны, обход ледопада)

Выходим к открытому леднику, надеваем кошки. Поднимаемся на вторую ступень по ледовому склону крутизной до 20-25°. Трещины видны, путь обхода разрывов ледника хорошо просматривается. Вышли на 2ю ступень - на закрытый участок ледника, далее движение в связках.

Подъём на 3ю ступень представляет собой снежный склон, в верхней части крутизной 35-40°. Вторую половину подъёма идём с попеременной страховкой. (фото 11_6). Необходим постоянный визуальный контроль склонов слева ПХД, периодически склон простреливается камнями.

(фото 11_6. Подъём на 3ю ступень ледопада Хазны)

На пологую часть ледника Хазны поднялись в 9:50. Дальнейший путь идёт по центральной части ледника. Справа ПХД ледник разрывается, переходя в ледопад. Ледник закрытый, но трещины узкие и хорошо просматриваются, продолжаем движение в связках, так безопаснее и лень развязываться. (фото 11_7).

Подъём по леднику Ханзы достаточно плавный, к цирку перевала Хазны-Шевченко, в районе перевала Оксана, ледник делает поворот практически 90°. (фото 11_8).

Подъём на седловину перевала Хазны-Шевченко по снежному склону крутизной в верхней части до 35-40°. Поднимаемся в связках с одновременной страховкой, снег плотный, лидер формирует хорошие надёжные ступени. (фото 11_9)

(фото 11_7. Ледник Хазны, путь подъёма ы цирк пер. Хазны-Шевченко)

(фото 11_8. Подход в цирк перевала Хазны-Шевченко)

(фото 11_9. Подъём на седловину перевала Хазны-Шевченко)

На перевал, к обустроенным площадкам под палатки, поднялись в 13:30. Седловина перевала представляет собой широкий гребень с гладкими скалами, оголившимися в следствии отхода (таяния) ледника. В 300м от стоянки, в сторону перевала Нахашбита, есть небольшое озеро-лужа, где накапливается талая вода. Вокруг мест под палатки оборудованы ветрозащитные стенки. (фото 11_10).

После обеда делаем радиальный выход к седловине перевала Метеоровцев. Задача: разведать путь подхода и отметить его туриками, определить характер склонов и потенциальную опасность камнепадов, выбрать оптимальный и безопасный путь спуска.

(фото 11_10. Седловина перевала Хазны-Шевченко. Вид с траверса к перевалу Метеоровцев)

Выводы: при планировании маршрута мы рассматривали два варианта подъёма к перевалу Хазны-Шевченко: по леднику, в обход ледопада и через «перевал» Оксана. Путь подъёма на перевал Хазны-Шевченко со стороны д.р. Хазнидон по леднику Хазны, однозначно безопаснее варианта подъёма через «перевал» Оксана. Исходя из состояния склонов, которые мы увидели и описаний подъёма на перевал Оксана можно сделать следующий вывод: подъёмный кулуар в летнее время чрезвычайно камнепадоопасный в условиях накопления снега - его недостаточно для безопасной работы и применения снежно-ледовой техники, поскольку покрывной слой не большой, а под ним гладкие скалы и конгломератный склон в условиях отсутствия снега, подъём лидера с нижней страховкой затрудняется из-за воды стекающей по большей части пути подъёма.

При варианте обратного прохождения, например: лед. Нахашбита - пер. Ханзы-Шевченко - пер. Оксана - д.р. Хазнидон, прохождение «перевала» Оксана может быть вполне логичным. Со стороны ледника Хазны в цирке перевала Оксана есть хорошие стоянки, организации перильной страховки на спуск, в данном случае, проще. Но, мы рекомендуем спуск по леднику Хазны.

Дата: 12.07.2021

День пути: 4

дождь

Маршрут за день: пер. Хазны- Шевченко - пер. Метеоровцев (3А) - лед. Нахашбита

Пройденное расстояние, км.: 3,4

+180

ЧХВ: 6 часов

-660

Выход группы в 4:30. От стоянок поднимаемся вверх по седловине в северном направлении. (фото 12_1). Далее выходим на траверс скально-осыпного склона крутизной крутизна 20-30° с участками разрушенных скал. (фото 12_2, 12_3). По заранее выверенному пути, промаркированному туриками, за 30 минут выходим к спусковой седловине близ перевала Метеоровцев. (фото 12_4).

(фото 12_1. Маршрут траверса Хазны-Шевченко - пер. Метеоровцев)

(фото 12_2. Начало траверса. Вид на седловину перевала Хазны-Шевченко)

(фото 12_3. Участки средней и мелкой морены на траверсе к перевалу Метеоровцев)

(фото 12_4. Место начала спуска с перевала Метеоровцев в сторону ледника Нахашбита)

Перевальный тур расположен дальше выше по гребню, на возвышении. (фото 12_5, 12_6). От тура ниже, в 20м, узкая перемычка-седло перевала Метеоровцев. На перевале и вблизи нет мест под палатки, узкий гребень разрушенных скал. Сняли записку группы т/к МГУ, г. Москва, от 17.08.2020 года, руководитель Новосёлов А.А.

(Фото 12_5. Группа у перевального тура Метеоровцев, вид на ледник Хазны)

(фото 12_6. Пер. Метеоровцев. В кадре появился руководитель)

Решение о начале спуска в указанном месте принято исходя из следующих обстоятельств: спусковой кулуар от перевала Метеоровцев, точнее верхняя часть, обладает большим потенциалом накопления камней накануне, при разведке мы наблюдали, как в кулуар постоянно сыпали камни. Утром, не смотря на ранние часы, ситуация не изменилась. В любом случае по линии спуска в кулуаре, а это 50-70м, постоянно летят камни. (фото 12_7, 12_8)

(Фото 12_7. Кулуар с седловины пер. Метеоровцев в сторону лед. Хазны)

(Фото 12_8. Кулуар с седловины пер. Метеоровцев в сторону лед. Нахашбита)

Спуск начали в 5:30. Первый станцию делаем на ледорубах, протяженность перил 25м, до выхода на лёд, к месту организации надёжного пункта страховки на ледобурах (фото 12_9). 2я верёвка 45м по льду. (фото 12_10) Далее основная линия спуска идёт к выходу скал расположенных справа ПХД. Перила № 3,4,5 - спуск по ледовому склону крутизной до крутизна 45-50°. На спуске идём на безопасном расстоянии от линии падения камней, которую можно определить по характерному желобу на льду.

(фото 12_9. Начало спуска с перевала Метеоровцев)

(фото 12_9. Спуск по ледовому склону, обозначена линия падения камней)

Стараемся максимально оперативно проходить и организовывать перила на спуск. Задача первого и второго участника: организация следующего пункта страховки (станции), а также подготовка проушины Абалакова для сдёргивания перил замыкающими участниками. Осуществляем постоянный контроль склона на предмет камнепадов (фото 12_10, 12_11).

(фото 12_10. Станция № 4, справа подготовлена петля Абалакова)

(фото 12_11. Спуск. Вид пункта страховки №3)

От станции номер №6 начинаем уходить под скалы вправо ПХД. Приходиться быстро двигаться на спуск, поскольку данный участок пути пересекает основную линию падения камней.

Уходим на теневую сторону склона, попытки выхода на скалы для организации страховки и дальнейшего спуска не увенчались успехом. Скалы частично разрушены, рельеф не надёжный. Линия маршрута в верхней и центральной части спуска с перевала Метеоровцев. (фото 12_12, 12_13).

(фото 12_12. Пересекаем желоб и уходим под скалы. Обозначены ПС №7,8,9)

(фото 12_13. Маршрут спуска с перевала Метеоровцев)

Далее спуск идёт, максимально близко, вдоль скал. Девятая перильная верёвка (65м) в нижней части проходит по ледовому желобу (10-15м) и далее позволяет уйти под следующие скалы направо ПХД. Станцию организовываем на закладных элементах. Продолжаем спуск придерживаясь скал, в стороне от ледового желоба, в который прилетают все камни с перевала Метеоровцев и ближайших склонов.

Заключительная, 11 верёвка проходит через бергшрунд. От места организации пункта страховки, уходим влево ПХД, обходя широкий ледовый разрыв, далее плавно приспускаясь маятником уходим вниз на линию падения воды. Длины перил хватает, для того чтобы выйти на выполаживание. Далее спускаемся с самостраховкой ледорубом до выхода на морену. (фото12_14)

Привал на морене в 11:20, спуск с перевала занял 5 часов 50 минут. С места привала отлично виден перевал Суган и наше место ночёвки. (фото 12_15).

(фото 12_14. Маршрут спуска с перевала Метеоровцев 3А на ю-в ветвь ледника Нахашбита)

(фото 12-15. Спуска к леднику Нахашбита, место стоянки и маршрут подъёма на перевал Суган 3А).

Далее спускаемся по выполаживающемуся снежнику, к открытому леднику Нахашбита. За 25 минут спустились к леднику на ровный участок морены, останавливаемся на заслуженный обед и полуденный отдых.

Завершив обед и собрав вещи, за 5 мину до выхода начался дождь, чего и следовало ожидать - это Кавказ. От места обеда, пересекаем пологий открыты ледник, трещин мало, в основном узкие и легко преодолеваются. На противоположной стороне выходим к гряде - леднику, покрытому мореной и осыпью. Гряда находится на стыке западной и юго-западной ветви ледника Нахашбита в основании северо-восточного отрога в. Суганбаши. Ровняем площадки, готовим места под палатки. Воду берём из трещин в леднике. (фото 12_16).

(фото 12_16. Стоянка под перевалом Суган, на леднике Нахашбита)

Выводы: перевал Метеоровцев соответствует категории сложности 3А. Имеет ярко выраженную разницу в характере склонов: с запада - снежно-ледовый, а с востока - скальноосыпной, скальный. С востока основной сложностью является скально-осыпной камнеопасный крутой кулуар и склон. С запада - протяженный снежно-ледовый камнеопасный склон. Безопасным прохождением перевала Метеоровцев можно назвать пройденный нами маршрут: подъём по леднику Хазны - траверс пер. Хазны-Шевченко - перевал Метеоровцев. Сквозное прохождение перевала Метеоровцев не безопасно из-за восточного кулуара со стороны ледника Хазны.

Дата: 13.07.2021

День пути: 5

Переменная облачность, снег/град.

Маршрут за день: лед. Нахашбита - пер. Суган (3А) - лед. Доппах

Пройденное расстояние, км.: 4,5

+800

ЧХВ: 11 часов 55 минут

-600

От места ночёвки вышли в 4:20. Быстро пересекаем пологую спокойную центральную часть ледника и начинаем подъем по юго-западной части ледника Нахашбита (фото 13_1). Стараемся идти чуть левее центральной части притока ледника - здесь меньше трещин, часть из них засыпана снегом крутизна 20°-30°. Условно на всём течении притока ледника можно выделить четыре ступени. На первую ступень поднимаемся за 30 минут, ещё за 35 минут на вторую в связках. (фото 13_2)

(фото 13_1. Подъём на первую ступень ЮЗ ветви ледника Нахашбита)

(фото 13_2. Подъём на первую ступень ЮЗ ветви ледника Нахашбита)

Ледник достаточно крутой, на участках между ступенями много трещин, часть из них закрыта, имеются участки больших разломов, чтобы обойти их приходится лавировать между центральной частью и левым бортом. Третья ступень - пологое снежное поле, отделена от ледника широкой трещиной около 15-20 м шириной и глубиной. Чтобы перейти её приходится пересечь весь ледник к левому борту ПХД (фото 13_3, 13_4).

(фото 13_3. Обход ледовых разломов центрально части ледника, подъём на 3ю ступень)

(фото 13_4. Выход на третью ступень ледника, виден перевальный взлёт)

На третьей ступени - большом снежном плато делаем привал, просматриваем дальнейший путь подъёма на четвертую и последнюю ступень ледника. Уходим под правый ПХД борт, чтобы обойти большую поперечную трещину и попадаем на пологую ступень, здесь при необходимости можно поставить несколько палаток, но только если склон над ступенью не лавиноопасен. (фото 13_5, 13_6).

(фото 13_5. Маршрут подъёма на 4ю ступень, под перевальный взлёт)

(фото 13_6. Маршрут подъёма на 3ю и 4ю ступень)

В 8:30 со ступени начинаем провешивать верёвки. Вешаем 65 м перил по ледовому склону. В первой нижней части верёвка пересекает неширокий бергшрунд (фото 13_7, 13_8).

Склоны крутизна 45-50°. ПС, ППС - ледобуры и вмёрзший камень. ЧХВ работы на перилах - 1 час.

Лидером прошёл Абрамов Ярослав, на страховке Хацкевич Дмитрий.

(фото 13_7. Перевальный взлёт, организация перил на подъём)

(фото 13_8. Пересекаем бергшрунд на подъёме на перевал Суган)

Выходим на перевал в 10:00. Седловина узкая, скальная. В небольшой снежно-ледовой мульде можно поставить палатку. Тур находится в западной части на скалах.

Снимаем записку группы Петроградского клуба туристов из г. Санкт-Петербурга под руководством Спирина К.В. от 15.08.2020 года. (фото 13_9).

(Фото 13_9. Группа на перевале Суган)

На седловине есть старые петли. Дублируем своей петлёй, для надёжности в месте перегиба накладываем на верёвку протектор и начинаем спуск по скальному кулуару в 10:30 (фото 13_10).

(фото 13_10. Верхняя станция на перевале Суган, начало спуска на ледник Доппах)

Спуск представляет собой скально-осыпной кулуар, постепенно расширяющийся в нижней части и выводящий на бараньи лбы, пройти которые можно насквозь - провесив дюльферную верёвку и спуститься напрямую в ранклюфт ветви ледника Доппах или обойти лбы слева под скальным массивом вершины Доппах Западный. Спуск осложнён высокой камнеопасностью, а узкий кулуар не позволяет работать на двух верёвках одновременно, поскольку верхние могут спустить камни на нижних. Поэтому приходится много ждать и работать попеременно.

Поскольку кулуар камнеопасный и в нем очень много живых камней, то первого мы спускаем на страховке («парашютиком»). Первая верёвка уводит в сужающийся кулуар, где крутизна местами достигает 60°. (Фото 13_11). После «горлышка» уходим к левому борту кулуара, делаем станцию. Вторая верёвка идёт вниз влево вдоль стены массива Доппах. Там также есть старый крюк, который мы используем для создания многоточечной станции.

(фото 13_11. Спусковой кулуар, обозначены пункты страховки и маршрут движения)

Дальше кулуар чуть расширяется. Порода ненадёжная, требует тщательной организации станций на нескольких точках. (фото 13_12). Третья и четвёртая верёвки выводят к бараньим лбам. Решаем двигаться траверсом вниз и влево, в обход лбов, хотя видно много спусковых петель для спуска вниз, но по левому ранклюфту ледника постоянно летят камни, также иногда прилетает мелочь сверху, поэтому мы и уходим влево под прикрытие более монолитных скал и более пологого спуска. (фото 13_13).

Провешиваем ещё три верёвки косого траверса вниз. Далее 65м верёвки вниз на закрытый ледник до крутизна 60°. Организовали станцию на выходе скал, ещё одна верёвка на спуск по крутому снежному склону до выполаживания. (фото 10-14). На спуске занимались организацией снятия перил: Мирошкин Николай и Абрамов Ярослав. Средняя крутизна спуска 45°-60° с короткими более крутыми участками. Всего на спуск провешено 9 *65 м перил. ЧХВ спуска - 7 часов 30 минут.

Дальнейший спуск продолжаем вдоль левого борта заморененного ледника крутизна 25°-35° до его пологой части. ЧХВ спуска от взлёта - 1 час. Встаём на ночёвку на морене в 19:00. (фото 13_15). Площадки под палатки разровняли, воду берём из ручья, текущего из ледника.

(фото 13_13. Спуск с перевала Суган)

(фото 13_14. Линия спуска с перевала Суган)

(фото 13_15. Маршрут спуска с перевала Суган 3А на лед. Доппах, к месту ночёвки)

Выводы: Перевал Суган соответствует категории сложности 3А. Фактически одно из самых сложных и интересных препятствий всего маршрута. Имеет ярко выраженную разницу в характере склонов: с севера - снежно-ледовый, а с юга - скальный. С севера основной сложностью является преодоление ступеней ледника и большого количества трещин, с юга - скально-осыпной камнеопасный крутой кулуар и склон. Требует быстрой и слаженной работы, а также качественной перильной страховки с юга. Поскольку много разваливающихся скал, то станции должны быть на нескольких точках или на больших монолитных выступах.

Основным тактически верным решением стало - прохождение перевала за одни день. Получив актуальный прогноз погоды, мы приняли решение не ночевать на перевале, поскольку ночью предстояла и была гроза, сильный ветер и осадки. На второй части спуска с перевала мы попали под снежный заряд, прошел град со снегом, но без дождя. Периодически видимость была очень низкая, взаимодействие и связь осуществлялась с помощью портативных раций.

Дата: 14.07.2021

День пути: 6

Переменная облачность, дождь

Маршрут за день: лед. Доппах - пер. Солдат (1Б) - д.р. Ахсу - д.р. Карасу - Уштулу

Пройденное расстояние, км.: 16

ЧХВ: 5 часов 45 минут

-1780

Выход группы в 7:45. От места ночёвки N 42.95841° E 43.45687°, выходим на запад к перевалу Солдат 1Б. Ледник Доппах пересекаем траверсом. Ледник открытый, трещин практически нет. (фото 14_1). За 35 минут подошли к моренному склону, траверсируем его и выходим на чёрную сыпуху ведущую на перевал Солдат 1Б. (фото 14_2).

(фото 14_1. Путь через ледник Доппах к перевалу Солдат 1Б)

Подъём на перевал Солдат представляет собой мелкую подвижную осыпь чёрного цвета. В Верхней трети подёма выход на снежный склон крутизна 25°-35°. (фото 14_3). К перевальному туру поднялись в 10:00. Сняли записку группы т/к «Вестра» г. Москва под руководством Ивановой

Ирины от 16.08.2021 года. (фото 14_4)

(фото 14_3. Верхняя часть подъёма на перевала Солдат 1Б со стороны д.р. Орсдон)

(фото 14_4. Группа на перевале Солдат, 1Б. фото Николая Мирошкина)

В 10:20 вышли с перевала. На спуск идёт крутой осыпной склон, местами крутизной до 40° протяженностью 150-200м. Спускаемся серпантином в касках, плотной группой, самостраховка альпенштоками. Далее характер склона постепенно меняется. Появляются средние «живые» камни. Стараемся не торопиться и не спускать камни вниз. (фото 14_5) Далее глубокая сыпуха заканчивается и под мелкими камнями скальные выходы острой горной породы протяженностью 100-150м. Перед выходом на снежник, основную опасность спуска представляет ледник, слегка присыпанный песком. Здесь желательно надеть кошки, но нет возможности сделать остановку. Рекомендуем надеть кошки перед началом спуска. (фото 14_6). Выходим на снежник крутизной до 20°, далее идёт выполаживание. Делаем привал.

(фото 14_5. Спуск с перевала Солдат 1Б в долину реки Ахсу)

Далее спускаемся глиссером по снежнику, крутизной до 15°. Слева отрог хребта справа большой моренный вынос. Постепенно поворачиваем направо ПХД, на С-С-З. Снежник заканчивается, и далее идём по тр.-км. склону. На противоположной стороне ручья видели большое стадо, как потом выяснили у пастуха, это стадо яков численностью в 600 голов! Продолжаем спуск по правому берегу ручья, по левому склону моренного выноса. Выходим на луг. Отходим от ручья, забираем чуть правее и выше ПХД. Выходим на мелкую тропу, которая приводит к разливу ручьёв - притоки р. Ахсу. Место переправы приходится искать. Ручьи шириной 2-4м, глубина 0,5-1м, течение быстрое. Мочить ноги не хочется, поэтому стараемся прейти по камням, где это возможно. Переходим 3 больших ручья, по пути встретили лису серо-бурого цвета. Выходим к основному притоку реки, переходим по камням. Вышли на еле заметную тропу. Перешли по камням р.Ахсу. Встаём на обед около тропы в 12:00, воду берём из ручья, текущего из-под камней. Дождь усилился, растянули тент. Решили переждать. Выход в 14:00.

Далее идём по грунтовой тропе, идущей по правому берегу р. Ахсу вдоль склона. Через 1км выходим к кошу. Тропа поворачивает направо. Периодически теряем тропу или выходим на «козьи» тропы, уводящие нас вверх по склону. Изрядно «набегавшись по козьим тропам» решаем спуститься вниз к р.Карасу, на нижнюю тропу, которая хорошо видна сверху. Травянистый склон крутой до 35°, трава мокрая, что затрудняет спуск.

Вышли на хорошо набитую тропу. Далее идём по правому берегу р.Карасу, вокруг пасутся бараны и кони. Через 1км проходим большой приток Карасу по каменной насыпи, выходим к домику пастуха. (фото 14_7).

(фото 14_7. Домок пастуха, верховье д.р. Карасу, далее грунтовая дорога - колея)

(фото 14_8. Грунтовая дорога, с отбойниками! Д.р. Карасу)

Пошли вниз по тропе, плавно переходящей в наезженную колею. Около ручья делаем привал, через 10 минут к нам подошли пограничники и проверили документы. Вниз, в западном направлении, идёт грунтовая дорога. Далее дорога делает два поворота. Слева ПХД проходим мост через р.Карасу, на другом берегу виден большой дом - погранпост. (фото 14_8).

У моста дорога поворачивает на север и ведёт к т/б Уштулу, где лежит наша продуктовая заброска. В к месту стоянки пришли в 17:00.

Дата: 15.07.2021

Пройденное расстояние, км.: 4,5

+900

ЧХВ: 3 часа 50 минут

После продуктивной днёвки, набравшись сил, просушив снаряжение начинаем вторую часть маршрута. Сегодня нам предстоит лёгкий день, задача подняться под перевал Шаривцек Северный. Расположен в северном отроге ГКХ, севернее пика Шаритау. Соединяет между собой долину реки Лькези и ледник Фытнаргин (Агаштан). Описание дается от поста пограничников на левом берегу реки Карасу до лед. Фытнаргин.

Вышли в 7:20. От поста пограничников по левому берегу реки Лькези идет хорошо набитая тропа, по ней и начинаем подниматься в долину реки Лькези (фото 16_1, 16_2).

(фото 16_1. 16_2. Подъём в верховье долины реки Лькези)

За 2 перехода 25 и 30 минут дошли до моста через р. Лькези. Мост служит ориентиром, от него рекомендуется начинать подъем на перевал (фото 16_3).

Свернув с тропы, поднимаемся сначала по крутому травянистому склону примерно 35°, затем по осыпи обходим скальный массив, справа по ходу (фото 16_4).

(фото 16_3. Подъём по травянистому склону к перевалу Шаривцек Северный)

(фото 16_4. Линия подъёма к перевалу Шаривцек Северный)

По пути останавливаемся на перекус. Далее поднимаемся на седловину между двумя скалами. С подъема на перевал Шаривцек Сев. отрывается хороший вид на наш путь подъёма по долине реки Лькези. (фото 16_5). От «седловины», поднимаемся по моренно-скальному гребню до снежного склона. Далее идём траверсом склона с плавным набором высоты, с самостраховкой ледорубом.

Поднимаемся на висячую ступень левого борта долины реки Лькези. (фото 16_6).

(фото 16_5. Подъём от моста через р. Лькези к перевалу Шаривцек Северный)

(фото 16_6. Подъём на уступ-ступень, в обход бараньих лбов)

Бараньи лбы обходим справа по ходу движения. За 2 часа 25 минут чистого ходового времени выходим к леднику и к небольшому озеру, расположенному севернее перевала Шаривцек Сев. Отсюда открывается вид на вершину Шаритау и на дальнейший подъем к перевалу. В 14.00 встали на одном из скальных островков рядом с ручьем (фото 16_7). Одну палатку поставили на идеально ровной скальной плите, другую на выровненной площадке, которую сделала в 2020 году группа т/к «Вестра» под руководством Митюшиной Н. Спасибо им большое!

(фото 16_7. Место стоянки под перевалом Шаривцек Северный, д.р. Лькези)

Дата: 17.07.2021

День пути: 9

Маршрут за день: лед. Шари - пер. Шаривцек Северный (1Б) - лед. Агашта - пер. Фытнаргин - рад.: [в.Белая Незнакомка (2Б)]

Пройденное расстояние, км.: 9,4

+1100

ЧХВ: 6 часов 32 минуты

-320

Общий подъем в 3.30. Выход в 5.10. Надеваем кошки, и от места ночевки начинаем подниматься в сторону перевала. (фото 17_1) Подъём представляет собой пологий ледник крутизной примерно 15-20°. В 5:47 группа на перевале. Перевал представляет собой узкую скальноосыпную гряду, разделяющую лед. №410а и ледник Фытнаргин (Агаштан) (фото 17_2).

(фото 17_1. Путь подъёма на перевал Шаривцек Северный от места ночёвки)

(фото 17_2. Группа на перевале Шаривцек Северный, 1Б к.т.)

Сняли записку группы т/к «Вестра», г. Москва от 16.07.2020 г. Рук. Митюшина Н.

Выходим в связках. Вначале спуск представляет собой пологий закрытый ледник крутизной не более 15°, затем крутизна немного увеличивается примерно до 25°. При ясной погоде с пер. Шаривцек Северный хорошо просматривается путь на пер. Фытнаргин. (фото 17_3).

(фото 17_3. Маршрут движения с пер. Шаривцек Северный к пер. Фытнаргин)

За 1 переход - 40 минут спускаемся на высоту 3000 м, здесь текут ручьи и можно набрать воды (фото 2.13). Далее начинаем подниматься на перевал Фытнаргин.

Перевал расположен между вершинами Фытнаргин и Белая Незнакомка, ведёт с ледника Фытнаргин на ледник Айлама (лед. Дыхсу). Перевал односторонний. Определяющая сторона западная - крутой снежно-ледовый склон до 50°.

После спуска с пер. Шаривцек Северный на центральную часть ледника Фытнаргин, начинаем плавно набирать высоту на перевал. Идём по пологому закрытому леднику, придерживаясь центральной (по ходу движения) его части.

Подъём на первую ступень ледника, на пути к перевалу Фытнаргин, прошли между выходов вытаявших скал - бараньих лбов. Далее, придерживаясь центральной части ледника Малый

Фытнаргин, поднимаемся к перевалу Фытнаргин. (фото 17_4)

(фото 17_4. Вышли на вторую ступень ледника, впереди видна седловина перевала Фытнаргин)

Перевальный взлёт представляет собой снежный склон протяженностью 60м и крутизной 30°. К месту стоянки заходим траверсом правого ПХД снежного склона. В 11:00 группа была на перевале. Палатки поставили на снегу с восточной стороны перевала (фото 17_5).

Седловина узкая снежно-ледовая с выходами скал и осыпи. Тур расположен на скалах к югу от перевала. Сняли записку группы т/к «Вестра», г. Москва, от 15.07.2021 рук. Иванова Ирина.

(фото 17_5. На закате... Место стоянки на перевале Фытнаргин)

Дата: 18.07.2021

День пути: 10

Радиально по маршрут: пер. Фытнаргин - в. Белая Незнакомка 2Б к.т.

Пройденное расстояние, км.: ~900м

+270

ЧХВ: 2 часа 55 минут

-270

В начале описания приводим обзорную фотографию вида на вершину Белая Незнакомка. Фотография сделана с северной оконечности седловины перевала Фытнаргин. На фотографии просматривается практически весь маршрут подъёма на вершину (фото 17_6, 17_7).

(фото 17_6. Вершина Белая Незнакомка. Фото с перевала Фытнаргин)

(фото 17_7. Маршрут подъёма на вершину Белая Незнакомка 2Б альп. к.т.)

Выход группы в 13:10. От м/н в связках, траверсом снежно-ледового склона, поднялись к скально-осыпному склону. Снимаем кошки и далее поднимаемся вверх по разрушенным скалам на гребень. Склон крутизна 25-40° мелкая, средняя осыпь на гребне шириной 4-5м скалы. ЧХВ 20 мин.

Со скального гребня вышли на пологий участок ледника, покрытый не глубоки снегом. Формируем связки, надеваем кошки. Далее подъём идёт траверсом снежно склона крутизна 25-40° протяженностью 150м. Проходим подъём с попеременной страховкой, ниже в 20-30м идёт разрыв ледника - большой бергшрунд. (фото 17_8).

(фото 17_8. Обход скального гребня, на подходе к ключевому участку подъёма) Выходим на пологую часть гребня, по которому далее поднимаемся выше к большой скале. Организуем пункт страховки на ледобурах. Лидирует Абрамов Ярослав, на страховке Шульгин А. Лимин Г. От ПС лидер уходит на три такта вверх траверсом снежного склона под скалами, ППС на ледобурах. Далее подъём вдоль скал. Протяжённость участка 65м. Верхняя, 2я станция, на ледобурах. (фото 17_9).

(фото 17_9. Начинаем провешивать перила на подъём к в. Белая Незнакомка)

Перила выводят на скально-снежный гребень шириной 2-3м, по которому поднимаемся к следующей ярко выраженной скале.

Организуем следующую станцию, на ледобурах, поскольку лёд глубокий, надёжный. Задействовать рельеф может быть не безопасно, поскольку скалы частично разрушены и требуют тщательной проверки.

Лидером работает Измайлов Марат. Принцип подъёма такой же - в начале траверс склона под скалами и далее вдоль скал вверх по склону. Данный участок является ключевым на маршруте, поскольку здесь преобладает ледовый характер склона крутизна 40-50°, его протяженность составляет 110м.

Лидер работает на подъём с двумя ледовыми инструментами, ПСС ледобурах, дополнительно на монолитных выступах скал. (фото 17_10, 17_11)

(фото 17_11. Участок траверса под скалами, от ПС3 до ППС и далее выход вверх)

Связь группы с лидером с мощью рации. По завершении организации перил, задача второго участника при подъёме, на всех ПСС локализовать подъёмные перила. Разделяя подъём на несколько локальных участков, это позволяет оперативнее подниматься, поскольку по одной «нитке» на подъём могут работать 23 участника одновременно. (фото 17-12).

Третий заключительный участок перильной страховки проходит по ледовому, а в верхней трети снежному склону крутизна 40-50°. Справа ПХД разрушенные скалы, мы отказываемся от соблазна подъёма по ним, поскольку очевидно, что на льду организация страховки безусловно надёжнее. (фото 17-13)

3 перильная верёвка выводит на снежно-ледовую пологую ступень, от которой дальнейшее движение возможно в связках. (фото 17_14, 17_15)

К вершине, с характерным надувом, идёт снежный склон до крутизна 30°.

(фото 17_12. Подъём по 2й верёвке)

В верхней части склон выполаживается, поднимаемся на моренный участок, далее выходим на вершину! (фото 17_16, 17_17).

Сняли записку группы 3х альпинистов из г. Киева, под руководством Казьмина, от 08.09.2017 года. Группа поднялась на вершину по маршруту 2Б к.т. проходя траверс в. Белая Незнакомка - в. Айлама.

(фото 17_13. Заключительный участок подъёма по перилам №3)

(фото 17_14. Предвершинное выполаживание, идём в связках)

(фото 17_15. Поднимаемся по снежному склону, далее направо на выходы морены)

(фото 17_16. Вышли к разрушенным скалам, на купол. Далее по морене к вершине)

(фото 17_17. Команда на вершине Белая Незнакомка! За нашими спинами тёплая Грузия.

Фото Измайлов Марат.)

На вершину группа вышла в 16:05, использовав на подъём ЧХВ 2 часа 55минут. Спуск по маршруту подъёма занял 2 часа 30 минут. В лагерь группа спустилась в 18:50 минут.

Необходимо отметить: на спуске при сдёргивании перил, верёвка легла на выступ разрушенных скал и при дальнейшем воздействии скалы обвалились. При единственном, за подъём и спуск камнепаде, пострадала перильная верёвка. Верёвку перебило камнями, её укоротили и в дальнейшем расклад такой: 65м, 65м и 45м + 20м расходника.

Выводы: Радиальное восхождение с перевала Фытнаргин на вершину Белая Незнакомка не соответствует заявленной категории 2А и фактически является 2Б категории трудности. Определяющим участком является подъём вдоль скал по снежно-ледовому склону. Подъём преимущественно идёт по снежным и снежно-ледовым склонам, что обусловлено маршрутом подъёма с севера. На маршруте необходимо минимизировать задействование скального рельефа для организации пунктов страховки, большая часть скал подвержена разрушению при небольшой нагрузке.

Быстрое и безопасное радиальное восхождение на вершину, с перевала Фытнаргин, возможно при двух условиях: стабильная хорошая погода, с учётом наличия прогноза на 24 часа и высокий уровень технической подготовки группы. Маршрут соответствует средней 2Б категории трудности.

Дата: 18.07.2021

День пути: 10

Маршрут за день: пер. Фытнаргин (2Б) - лед. Айлама

Пройденное расстояние, км.: 4

+220

ЧХВ: 5 часов 50 минут

-710

В 6.00 начали спускаться с перевала. (фото 18_1) Первую верёвку вешали прямо вниз по линии падения воды. Дальше начали забирать левее по ходу движения, обходя ледовый желоб (фото 18_22). Все 7 верёвок вешали на ледобурах, сдергивали через проушину Абалакова (фото 18_3). Последнюю 7ю верёвку повесили на бурах. По ней по снежному мосту спустились через бергшрунд. На фото (фото 18_4) показана схема спуска с перевала. После бергшрунда крутизна склона уменьшается до 30-35°.

В 10.30 связываемся в связки и спускаемся по закрытому леднику вниз (фото 18_5). На правобережной морене ледника Айлама встаем на обед.

С места обеда выходим в 13:15. (фото 18_6). Пересекаем пологий спокойный ледник Айлама в северо-западном направлении. Поднимаемся на моренный вал левого борта ледника. С противоположной морены хорошая экспозиция перевал Фытнаргин (фото 18_7).

По гребню моренного вала обходим озеро и поднимаемся по снежному склону крутизной около 25-30°. По камням переходим ручей в направлении бараньих лбов, далее идем по краю ледника вдоль бараньих лбов. В 14.30 встаем на ночевку (фото 18_8). Места под палатку нашли на бараньих лбах, на широкой скальной полке, места под палатки выровняли. Воду берём из озерца или из ручья.

(фото 18_1. Верхняя спусковая станция, седловина перевала Фытнаргин)

(фото 18_2. Линия спуска. Вид с ПС №3)

(фото 18_3. Спуск с перевала Фытнаргин к леднику Айлама. Вид с ПС №6)

(фото 18_4. Маршрут спуска с перевала Фытнаргин)

(фото 18_5. Движение в связках к леднику Айлама)

(фото 18_6. Путь от места привала на обед к месту стоянки под перевалом Карабин.ру)

(фото 18_7. Вид на перевал Фытнаргин и вершину Белая Незнакомка с борта левобережной морены ледника Айлама)

(фото 18_9. Вид на перевал Карабин.ру с места ночёвки)

Выводы: Перевал Фытнаргин соответствует заявленной категории трудности 2Б, можем оценить трудность как среднюю и даже сложную 2Б. Перевал односторонний, определяющая сторона западная. Западный склон снежно-ледовый крутизной до 45-50°. На спуск было провешено 7 верёвок в раскладе: 65,65,45,65,65,45,65 метров. В плане камнеопасности, можно сказать, что перевал безопасен только в утренние часы.

Перевал может быть рекомендован для прохождения группами в походах 5КС. Но для маршрутов 4 к.с. это должен быть как минимум 2й или 3й перевал 2Б категории трудности. Для первого перевала 2Б на маршруте или для группы, идущей в первый поход 4 к.с. перевал может оказать трудным.

Дата: 19.07.2021

День пути: 11

Маршрут за день: лед. Айлама - пер. Карабин.ру (3А) - лед. Нуам-Куам

Пройденное расстояние, км.: 4

+550

ЧХВ: 7 часов 50 минут

-930

Перевал Карабин.ру расположен в северо-восточном отроге пика Айлама между пиками 3821 с юга и 3769 с севера. Соединяет ледник Айлама на юго-востоке и лед. Нуам-Куам, приток ледника Дыхсу на северо-западе.

Выход в 5:00. В кошках и самостраховкой ледорубами, выходим на ледник и начинаем подиматься под перевальный взлёт. (фото 19_1) Сначала крутизна склона не превышает 30°, затем крутизна увеличивается примерно до 40°. (фото 19_2). За 35 минут подходим под перевальный взлет. Здесь крутой конгломератный склон в кулуаре. (фото 19_3)

В 5:50 начинаем подниматься на перевал. Примерно 2/3 подъема проходит по крутому конломератному склону, затем начинается более пологий подъём по осыпи среднего размера. Идём в кошках, плотной группой, придерживаясь скал, расположенных слева ПХД. В 6:45 вышли на перевальную седловину.

Седловина перевала узкая скально-осыпная (фото 19_4). Мест для палаток нет. Воды тоже нет. Тур на перевале находится по центру седловины, на небольшом возвышении. Сняли записку группы туристов т/к «Вестра», г. Москва от 19.07.2020 года, руководитель Митюшина Наталья.

(фото 19_1. Подъём на перевал Карабин.ру со стороны ледника Айлама)

(фото 19-2. Верхний участок подъёма по снежному склону к перевалу Карабин.ру)

(фото 19_3. Кулуар ведущий к седловине перевала Карабин.ру)

(фото 19_4. Группа на перевале Карабин.ру 3А к.т.)

Юго-западнее нижней точки перевала спуск по крутому конгломератному ледовому кулуару. Спуск начали в 7.25. Станцию, на расходной петле, закрепляем на большом камне на перевале и от станции выдаём ещё 5-6 метров расходной перильной верёвки, в узел крепим первую верёвку. Начинаем спускаться, придерживаясь правого ПХД скального массива (фото 19_5). В верхней части кулуар узкий с большим накоплением камней. Даже при условии «ювелирного» спуска, верёвка сбивает свободно лежащие камни, которые летят в кулуар.

(фото 19_6. Кулуар на спуск с перевала Карабин.ру)

Вторую станцию организовываем на ледобурах, таким образом, чтобы станционная петля позволяла на усе самостраховки уйти в сторону вверх на скалы. Это единственный безопасный вариант не попасть под камни, которые нехотя того спускают следующие участники.

(фото 19_6).

Следующие верёвки закрепляем на ледобурах. Спускаемся, огибая скальный массив влево ПХД, таким образом, прячась от камней, которые можем сами спустить. Все последующие верёвки провешиваем, уходя влево ПХД. Движение справа ПХД небезопасно, основная часть камней, прилетающих с перевала по кулуару и с соседних склонов, попадают именно туда. (фото 19-7).

Самые круты участки спуска приходятся 3-4-5 верёвку, здесь склон достигает крутизна 50°

(фото 19_7. Линия спуска нашей группы. Опасная линия спуска - жёлтый маркер) Заключительную 7-ю веревку вешаем через бергшрунд. Сначала обходим небольшой разлом, а далее участник немного приспускается в берг и маятником перебирается на другую сторону. На (фото 19_8) показан маршрут спуска группы и точки организации ПС.

(фото 19_8. Маршрут спуска с перевала Карабин.ру)

После преодоления бергшрунда, связываемся в связки и спускаемся по закрытому леднику к нунатаку (фото 19_9), здесь на скально-осыпном островке в 13.00 останавливаемся на привал.

(фото 19_9. Линия спуска в связках, по леднику Нуам-Куам, в обход зоны трещин)

От места привала на скалах, продолжаем спуск по леднику, придерживаясь центральной части закрытого ледника. (фото 19_10).

(фото 19_10. Спуск по леднику от перевала Карабин.ру)

За 30 минут спустились на открытый пологий участок ледника, близ «перемычки». Изначально мы планировали выходить к леднику Дыхсу через «перемычку». Но в нашей ситуации, склон на подъём является камнеопасным, видны следы свежего массивного схода камней, снег от перемычки значительно отступил. Далее решаем продолжить спуск по леднику, до выхода на морену. На (фото 19_11) показана линия спуска с перевала Карабин.ру до пологой части ледника.

(фото 19_11. Спуск с перевала Карабин.ру. Зелёным маркером показан возможный альтернативный вариант спуска-подъёма на перевал Карабин.ру)

Далее уходим к скалам левее ПХД, спускаемся по снежному слону ледника. Выходим на большую и среднюю морену. Снимаем кошки, собираем верёвки. Спускаемся вниз по ручью 200м и выходим на подходящие места под палатки. Спуск от перемычки до места ночёвки занял 20 минут. Делаем практически идеально ровные площадки, ставим лагерь. Воду берём из ручья. (фото 19_12).

(фото 19-12. Вид на перевал Карабин.ру с места стоянки)

Выводы: перевал Карабин.ру соответствует категории трудности 3А, можем оценить трудность как среднюю. Перевал односторонний, определяющая сторона северная. На южной стороне - кулуар с конгломератным склоном, по которому даже в утренние часы мы наблюдали мощнейшие сходы камней. Северный склон конгломератный, ледовый, снежно-ледовый крутизной до 50°. На спуск было провешено 7 верёвок в раскладе: 65,65,45,65,65,45,65 метров. В плане камнепадоопасности, можно сказать, что перевал Карабин.ру самый камнеопасный перевал на нашем маршруте! Все участники группы выработали реакцию боксёра и навыки сверхскоростного накрывания станции рюкзаками, от попадающих камней.

Мы не рекомендуем данный перевал для прохождения. Он является чрезвычайно опасным, нелогичным, в плане построения маршрута. Безопаснее спускаться вниз по леднику Айлама, проходить ледопад и далее подниматься (спускаться) по д.р. Дыхсу.

Дата: 20.07.2021

День пути: 12

Маршрут за день: пер. Карабин.ру (3А) - лед. Дыхсу - лед. Башхаауз

ЧХВ: 4 часа 25 минут

-270

Сегодня задача выйти на ледник Дыхсу и подняться под перевал Дыхниауш. Выход группы в 5:50. От места ночёвки спускаемся по травянисто-осыпному склону. В начале на спуске уходим вниз и чуть правее ПХД. Обойдя выходы скал, поворачиваем налево к руслу ручья, вытекающего из ледника Нуам-Куам. Далее уходим к ручью, спускаясь по крутым осыпным слонам. Путь вдоль ручья идёт по мелкой и средней подвижной морене. (фото 20_1). За 1 час

ЧХВ выходим на зачехлённый ледник Дыхсу. (фото 20_2)

(фото 20_1. Спуск по ручью от пер. Карабин.ру к леднику Дыхсу)

(фото 20_2. Выход к леднику Дыхсу, по руслу ручья лед. Нуам-Куам)

Спускаемся к леднику. Дальнейший путь имеет два варианта - первый, которым воспользовались мы, проходит вдоль левого борта ледника Дыхсу и забирает выше на старую морену, поросшую травой с последующим выходом в её карман. Второй вариант - выходить на ледник, и следовать левой левого борта ледника с преодолением ледопада.

Пересекаем зачехлённый и открытый ледник и за 35 минут доходим до поворота ледника. Далее уходим вправо ПХД к прижиму ледопада и боковой морены. Далее по конгломератному склону крутизна 35-40° поднимаемся на левый боковой моренный гребень ледника Дыхсу. (фото 20_3)

(фото 20_3. Путь подъёма на боковую морену, обход ледопада Дыхсу)

На гребне боковой морены выходим на узкую хорошо утоптанную тропу. Дальнейший путь идёт именно по ней, морена ровная и в последующем из её кармана можно выйти на ледник, если это необходимо. (фото 20_4). Таким образом можно обойти ледопад и часть ледника с множеством трещин.

(фото 20_4. Подъём по левому боковому моренному гребню ледника Дыхсу)

В 10:40 по тропе вышли к озеру, расположенному в кармане боковой морены, на повороте ледника. (фото 20_5). Через 200м выше, на стоянках, делаем привал на обед. С гребня виден путь подъёма вдоль ледника Дыхсу. (фото 20_6)

(фото 20_5. Озеро в кармане боковой морены)

(фото 20_6. Подъём по гребню боковой морены. Виден перевал Карабин.ру и «перемычка»)

От места обеда продолжаем подъём на гребень по тропе. Выходим к верхней части боковой морены, которая далее переходит в снежно-ледовые склоны массива в. Двух Бойцов - в. Спартак. Здесь есть идеально ровные стоянки, с шикарным видом на перевал Дыхниауш. Заранее просматриваем возможные места под стоянку, с учётом максимальной близости к перевалу, но в безопасном месте. (фото 20_7). Уходим на право ПХД, траверсом снежного склона и спускаемся на ледник Башхаауз. Далее выходим на центральную часть ледника к участкам вытаявшей мелкой морены.

(фото 20_7. Путь подъёма от места ночёвки на леднике под на перевал Дыхниауш)

За 1 час дошли от места обеда на озере до места стоянки. Нашли подходящую морену, разровняли места под палатки. Воду берём с ручьёв, текущих по открытому леднику. На стоянку встали в 13:50. (фото 20_8)

(фото 20_8. Стоянка в верховье центральной части ледника Башхаауз)

Выводы: оптимальный путь подъёма по леднику Дыхсу, на наш взгляд, идёт по гребню левой боковой морены. Здесь есть тропа, периодически есть места для стоянки, путь понятен. По пути мы просмотрели левую и центральную часть ледника Дыхсу. Идти через ледопад очень трудоёмко и затратно.

Дата: 21.07.2021

День пути: 13

Пер-ная облачность, дождь

Маршрут за день: лед. Башхаауз - пер. Дыхниауш (2Б) - лед. Уллучиран - а/л Безенги

Пройденное расстояние, км.: 19,5

+630

ЧХВ: 7 часов 50 минут

-1710

Выход группы в 4:10. От места ночёвки по открытому леднику в обход простых трещин поднимаемся к перевальному взлету в связках. Придерживаемся центральной, а затем левой (ор.) части ледника. Перед выходом в цирк преодолеваем закрытую ступень ледника. Подъём к перевалу Дыхниауш, от места ночёвки, идёт через две условные ступени. ЧХВ подхода под перевал 50 минут. (фото 21_1)

(фото 21_1. Подходы к пер. Дыхниауш)

Траектория подъёма указана на (фото 21_1) и идёт в обход крутой монолитной части, расположенной непосредственно под седловиной. Начинаем подъем в 5:30 справа по ходу по снежному широкому склону крутизна 25°-30° под скальный пояс, покрытым фирном (фото 21_2).

(фото 21_2. Подъём на перевал Дыхниауш, обходим разломы ледника)

На подъёме, в верхней части перед выходом на «скальный пояс», обходим снежно-ледовые разломы. Далее в связках с попеременной страховкой движемся по снежно-фирновому склону к скальному бастиону. Подъём разделён скальными выходами на кулуары, заваленные снегом. Склоны крутизна до 45°. (фото 21_3, 21_4) В верхней части снег становиться менее плотным, движемся к скалам наверху с попеременной страховкой через скальные выступы. Это один из самых сложных участков подъёма. Если в нижней части склона группа испытывает технические сложности в преодолении его в связке, то рекомендуем организовать перильную страховку, поскольку верхняя часть перед выходом к «скальному поясу» ещё сложнее. Из снега торчат скальные останцы, между которыми мы и движемся с попеременной страховкой через выступы.

(фото 21_3. Подъём по снежному кулуару на перевал Дыхниауш)

(фото 21_4. Путь подхода и подъём на перевал Дыхниауш)

В верхней, заключительной части подъёма, продолжаем движение связками с попеременной страховкой через ледорубы. (фото 21_5). Выходим к широкому снежному склону крутизна 40°, по которому аккуратно плотной группой мы выходим на северный край седловины в 7:30. ЧХВ от перевального взлёта - 2 часа. Координаты перевала: 43° 0'51.74"N 43°8'4.03"E. (фото 21_6).

(фото 21_5. Заключительный участок подъёма на перевал Дыхниауш)

(фото 21_6. Группа на пер. Дыхниауш, 2Б. Позади нас Стена Безенги)

На перевале сняли записку группы туристов т/к «Спутник», г. Уфа, руководитель Шипицин Вадим, от 25 августа 2020 года.

Перевал Дыхниауш (2Б) соединяет ледники Башхауз и Уллучиран. На седловине можно поставить 2-3 палатки, вода из снега.

Начинаем спуск с перевала в 7:50. С седловины перевала, в 50м от перевального тура, провешиваем 2 верёвки на спуск (55 и 60 м), последняя через берг. Снежно-ледовый склон крутизна 40°45°. ПС - ледобуры. (фото 21_7). Далее склон становиться более пологим и плавно переходит в ледник. Спускаемся ещё 150 м до ровного ледника.

(фото 21_7. Спуск с перевала Дыхниауш на ледник Уллучиран)

Далее продолжаем спускаться, пересекаем цирк перевала. Снега до 50 см. Далее вдоль его правого борта вниз. Вскоре переходим на правобортную морену с тропой. Выходим на Джангикош, расположенный в кармане правобортной морены. (фото 21_8)

(фото 21_8. Спуск от перевала Дыхниауш к Джанги-кошу)

На «Австрийских ночёвках» останавливаемся на обед в 10:30. Продолжаем спуск в 12:00. От Австрийских ночёвок спускаемся по узкой каменистой тропе, идущей по гребню правого борта ледника. До стоянок «на повороте 2977м.» дошли за 40 минут. (фото 21_9)

(фото 21_9. Тропа на правобережной морене ледника Уллучиран, виде пер. Дыхниауш)

От стоянок спускаемся по крутой каменисто-осыпной тропе. В нижней части, на выходе к леднику, тропа обвалилась. Спуск от стоянок на 2/3 пути трос (верёвка) - брод через ручей. (фото 21_10, 21_11). Спускаемся к леднику, далее уходим на центр ледника, не рекомендуем идти правым ПХД боковым бортом. Постепенно от центра ледника смещаемся в права ПХД. С ледника уходим вправо ПХД и выходим на зачехлённый ледник, песочно-каменистую тропу. Вскоре появляются турики, выходим на пост пограничников. Спуск от поворота ледника Уллучиран до а/л Безенги занял 2 часа.

(фото 21_10. Брод через ручей, на спуске к леднику от «стоянок на повороте)

(фото 21_11. Спуск по каменистой тропе к леднику Уллучиран)

Выводы: Перевал Дыхниауш соответствует своей категории 2Б. Основная сложность сосредоточена на восточном склоне. Перевал проходится в обход скального бастиона, расположенного непосредственно под седловиной. Путь подъёма в нижней части - по снежнику, переходящему в снежно-фирновый крутой склон. Подъём необходимо осуществлять с попеременной страховкой через ледорубы и с использованием скального рельефа. Если группа испытывает сложности в передвижении в связке в нижней части снежного склона, то следует использовать перильную страховку, поскольку верхняя часть более сложная! Дальнейший траверс вдоль скальной стены требует аккуратности и проходим с попеременной и одновременной страховкой, следующий за ним кулуар, в малоснежные годы, камнеопасен из-за очень подвижной осыпи в нем. На спуск с восточной стороны, несомненно, потребуются перила. С запада перевал имеет снежно-ледовый склон, не представляющий особой сложности, однако может быть лавиноопасен при неблагоприятных условиях.

Дата: 22.07.2021

Пасмурно, низкая облачность

Маршрут за день: а/л Безенги - лед. Уллучиран - т/с Баранкош

ЧХВ: 2 часа 50 минут

Выход группы в 9:30. Задача сегодняшнего дня подойти под перевал Кель и разведать пути

(фото 23_2. Стоянки Баран-кош, в кармане левого маренного борта ледника Уллучиран)

На стоянках Баран-кош находится мобильный пост пограничников. Пообщавшись с ними, мы выяснили, что на перевале Ортокара Восточная произошла авария группы туристов. Сведениями о: составе группы и руководителе они не обладали, но удалось выяснить, что группа из Москвы.

Далее мы связались с нашим куратором Усошиным Никитой. Выяснили, что группа туристов из Москвы, попала под камнепад на спуске по северной стороне перевала Ортокара Восточная. Дополнительно связавшись с куратором той группы, выяснив все обстоятельства аварии, приняли решение отказаться от прохождения перевала, в связи с повышенной камнепадоопасностью, и следовать запасному варианту маршрута.

Всю информацию передали председателю МКК ФСТ-ОТМ тов. Рязанскому Н.М. и в ЦМКК, указав повышенную опасность прохождения перевалов: Карабин.ру и Ортокара Восточная.

Выводы. Исходя из наблюдений за погодой, характерами склонов и ледников, проведённых на маршруте следует: что на большей части перевалов высотой от 4000м и ниже изменился характер склонов. Ледники отступили, накопления снега на седловинах мало или практически нет. Последнюю неделю держалась устойчивая солнечная погода, ночи были тёплые и в связи с этими обстоятельствами, возможно, на перевале Ортокара Восточная начали вытаивать камни. При условии достаточного количества снега или стабильных отрицательных температур ночью, камнепадов было бы значительно меньше.

Дата: 24.07.2021

День пути: 16

Низкая облачность, дождь

Маршрут за день: т/с Баранкош - лед. Уллучиран - а/л Безенги - руч. Жигинджи - пер. Столбовой

+1180

ЧХВ: 4 часа 10 минут

-100

Выход группы в 5:30. От Баран-коша спускаем в а/л Безенги за 1 час 50минут. В а/л Безенги есть мобильная сеть Мегафон, связываемся с Москвой, дополнительно согласовываем изменения маршрута и узнаём сведения о группе, нужна ли им помощь, поскольку в случаи необходимость из а/л Безенги можно оперативно выехать на транспорте.

В 9:35 от а/л Безенги выходим на грунтовую дорогу ведущую к п. Безенги, переходим по мосту р. Черек Безенгийский. От моста уходим чуть влево вверх и далее по узкой маркированной туриками тропе поднимаемся вверх до начала траверса травянисто-осыпного склона. (фото 24_01)

(фото 24_01. Подход к подъёму на перевал Столбовой)

Траверсом травянистого склона уходим вправо ПХД, пересекаем высохшее русло ручья по подвижной мелкой морене, далее подъём по травянистому склону до крутизна 45°, уходим левее ПХД, вышли на узкую каменистую тропу. Погода портится. Надувает облака. Внизу виден а/л Безенги, периодически ловим мобильную связь. (фото 24_2). Поднимаемся по тропе. Вышли к табличке «900 м» - оставшаяся с забега «вертикальный километр». (фото 24_3).

От таблички «900 м» доходим по малозаметной тропе до таблички «1000 м». Далее поднимаемся по каменисто-осыпному склону до крутизна 35° с выходами скал. Упираемся в вертикальные скальные выходы, которые обходим слева ПХД траверсом травянистого склона.

Поднимаемся вверх на открытые участки морены, идём по гребню, разделяющему русла ручьёв. Постепенно крутизна склона уменьшается, выходим на седловинообразную перемычку, есть места под палатки. Отметка в.3229 ночёвка N 43.12644° E 43.13039°. Источник воды выше по склону вправо 15-20м от седловины.

(фото 24_2. а\л Безенги с подъёма на перевал Столбовой)

(фото 24_3. Подъём к перевалу Столбовой. Вышли на тропу к заметному ориентиру)

Дата: 25.07.2021

День пути: 17

Маршрут за день: пер. Столбовой (2А) - лед. 470г - д.р. Кору

Пройденное расстояние, км.: 6,5

+475

ЧХВ: 5 часов 15 минут

-720

Выход в 5:05. От места стоянки подъём по еле заметной тропе справа ПХД, редко маркированная туриками, поднялись на моренную ступень отметка в.3314 (фото 25_1)

(фото 25_1. Подъём к перевалу Столбовой, фото с места стоянки)

Далее подъём по мелкой и средней малоподвижной и слежавшейся морене, скальные выходы по центру обходим справа ПХД. Вышли в цирк перевала Столбовой, ЧХВ составило 55минут. (фото 25_2).

На перевал ведут несколько кулуаров. Подъём по второму - центральному кулуару с более пологой и крупной мореной. В первой части подъёма крупная слежавшаяся морена до крутизна 25°, в верхней части кулуар сужается и представляет собой мелкую подвижную морену. На перевал поднялись в 7:10. (фото 25_3).

Сняли записку группы туристов МГУ г. Москва, под руководством Дмитрия Шабалина, маршрут 3 к.с., от 12.08.2020 года.

Далее совершаем разведку потенциально возможных путей спуска с перевала.

(фото 25_2. Цирк перевала Столбовой, со стороны д.р. Черек-Безенгийский)

В 7:50 От тура уходим влево ПХД северо-западный край седловины перевала, приспускаемся на 30м по узкому скальному гребню до крутизна 35°. (фото 25_4). На фото 25_5 показан скальный отрог, с которого начинается спуск с перевала.

Расходную петлю крепим на скальном выступе. Далее спуск 65м по скальному склону местами до крутизна 45-55°. (фото 25_6)

• ПС - на рельефе, 20м перил вправо ПХД, крутизна 35°. Местами скалы разрушены и необходимо тщательно выбирать пункты страховки.
  • ПС - на рельефе, 65м перил, верхней части скально-осыпной склон крутизна 35-45°, вторая часть - выход на закрытый ледник, выходим на всю длину перил пересекая снежник до выхода на морену. (фото 25_7, 25_8)

Далее спуск по границе снежника и морены, до выполаживания. Спуск с перевала занял 2 часа 10 минут.

(фото 25_6. Первый участок спуска с перильной страховкой с пер. Столбовой)

(фото 25_7. Маршрут спуска с перевала Столбовой)

(фото 25_8. Маршрут спуска с перевала Столбовой)

Из цирка перевала Столбовой спускаемся по снежному склону, зачехлённого ледника №470г, за 30 минут вышли на пологую морену к повороту долины. Спускаемся вниз, огибая северный отрог в. Трапеция по слежавшейся большой морене. Выходим на пастбище.

Далее уходим влево вверх ПХД в северном направлении, поднимаемся по травянистому слону. Пройдя холм, приспускаемся к ручью. К месту стоянки. N 43.14597° E 43.10670°

Вывод. Перевал Столбовой соответствует категории 2А и представляет трудность выше средней. Определяющей стороной является северный скально-осыпной склон. На отдельных участках спуска с перевала выходы скал крутизной до 50°. На спуске однозначно требуется перильная страховка. На северном склоне перевала, движение в кулуарах небезопасно.

Южная сторона перевала характеризуется осыпном склоном и крайне трудным подходом к перевалу, с подъёмом по травянисто-осыпному и скально-осыпному склону. Мы не рекомендуем планировать перевал к прохождению группам, в составе которых идут школьники (дети).

Дата: 26.07.2021

День пути: 18

Маршрут за день: д.р. Кору - пер. Тютюргу Западный (1А) - д.р. Тютюргу- д.р. Башиль

Пройденное расстояние, км.: 24

ЧХВ: 6 часов 25 минут

-1870

Выход в 4:58. От места ночёвки поднимаемся, преодолеваем гребень, далее выходим на ступень долины, виден перевал, уходим траверсом правой ПХД боковой морены. (фото 26_1).

(фото 26_1. Подход под перевал Тютюргу Западный)

Траверсом моренного склона, выше снежника на 50м, поднялись на 2ю ступень. Далее подъём по снежному склону, вышли в цирк перевала Тютюргу Западный. (фото 26_2)

(фото 26_2. Цирк перевала Тютюргу Западный, 1А)

Подъём на перевал Тютюргу Западный по конгломератному и осыпному склону крутизна 35°, в первой половине подъёма уходим влево ПХД, далее смещаемся к центру. К перевальному туру вышли в 7:20. (фото 26_3).

Седловина перевала широкая, отлично просматриваются д.р. Кору и верховье д.р. Тютюргу.

Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга, руководитель Голубев К.А. от 15.08.2021.

(фото 26_4, 26_5)

(фото 26_3. Группа на перевале Тютюргу Западный)

(фото 26_4. д.р. Кору, вид с перевала Тютюргу Западный)

(фото 26_5. Спуск с перевала Тютюргу Западный в д.р. Тютюргу)

Спуск в верхней части по осыпному склону до крутизна 30°, далее выход на мелкую морену и на выполаживание к туристским стоянкам на «зелёнке». Спуск с верхней ступени долины по крутой каменисто-осыпной узкой тропе.

За 30 минут спустились с травянистой ступени к реке Тютюргу, движение по узкой тропе, вышли к началу каньона. По тропе, идущей правым берегом, выходим на ГЗЛ, далее тропа идёт по лесному массиву, частично маркирована и оборудована перилами. Вышли к мостику через разлив реки Тютюргу. Около костровища останавливаемся на обед в 10:45. ЧХВ от перевала до места обеда заняло 2часа. Около мостика нас ждали пограничники. (фото 26_6)

(фото 26_6. Обед в лесу, разливы реки Тютюргу)

От места обеда выходим на тропу и спускаемся по широкой долине к строящейся т/б Чегем. От т/б Чегем вниз по долине реки Гарааузсу идёт грунтовая дорога. За 1 час 20 минут добежали к мосту - на стрелку рек Гарааузсу и Башиль. (фото 26_7,8,9).

(фото 26_8. Дорога на спуск по правому берегу реки Гарааузсу)

(фото 26_7. Вышли с территории т/б Чегем)

(фото 26_9. На развилке дорог, у моста через р. Башиль)

От моста подъём по широкой грунтовой дороге, идущей по правому берегу реки Башиль. Вход на территорию заброшенной, но охраняемой, турбазы Башиль через центральные ворота. Проходим турбазу и выходим к повреждённому паводком мосту. Переходим на левый берег. От моста уходим налево по тропе вдоль реки. Встаём на ночёвку на поляне в глубине леса в 16:45.

Дата: 27.07.2021

День пути: 19

Вынужденная днёвка.

С ночи ливни и грозы, низкая облачность. Дождь закончился только к 16:00.

Медик Николай Мирошкин сказал, что группе дополнительно нужны витамины и минералы... Пришлось идти собирать витамины и минералы а потом есть, со сгущенкой!

Дата: 28.07.2021

День пути: 20

Переменная облачность, туман

Низкая облачность, дождь

Маршрут за день: Д.р. Башиль - Турье озеро

Пройденное расстояние, км.: 9

ЧХВ: 3 часа

По плану мы хотели за один день пройти перевал Грановского и спуститься в а/л Уллу-Тау. Утром плотный туман. (фото 28_1). Выход группы в 4:50. От места ночёвки идём по тропе-колее, выходим из леса, проходим луг, далее тропа уходит вверх в лесной массив, выше каньона р. Башиль. Останавливаемся на привал (фото 28_2).

(фото 28_1. Туман в долине реки Башиль. Сказочно красиво... и сыро)

(фото 28_2. Тропа на левом берегу р. Башиль, подъём к перевалу Грановского)

Далее поднимаемся по тропе. Выходим на открытый луг, прошли «калитку» и табличку с обозначением пограничной зоны, пересекли ручей - левый приток р. Башиль. По тропе забираем вверх по левому берегу, упираемся в широкий ручей. (фото 28_3, 28_4). Переходим ручей в широком месте по камням р. Малый Чегем, часть участников как настоящие пешеходники прошли брод в ботинках, и далее уходим выше по склону обходя заросли и низкорослый лес. Вышли на тропу.

(фото 28_3, 28_4. Переходим ручей Малый Чегем, по пути в верх по д.р. Башиль)

По тропе выходим к нагромождению большой слежавшейся морены. Тропа проходит между валунами, местами видна маркировка, есть турики. Прошли морену и вышли на зелёнку перед ледником Башиль. (фото 28_5, 28_6). Путь от стоянки до выхода к леднику занял 2 часа 5 минут.

(фото 28_5, 28_6. Выход на зелёнку. К нижней части ледника Башиль)

Погода быстро меняется. На время облака чуть поднялись и дали возможность посмотреть путь подъёма к Турьим озёрам. Но, буквально через 15 минут, долину опять плотно затянуло облаками. Спускаемся к реке берущую начало из ледника, вдоль реки проходим селевые моренные выносы, далее поднимаемся на зачехлённый ледник, уходим вправо ПХД на морену и поднимаемся до ручья, вытекающего из Турьего озера.

Поднимаемся вдоль ручья по травянисто-осыпному склону до крутизна 30°, пересекаем ручей. Идём плотной группой, из-под ног постоянно уходят камни (фото 28_7). Далее поднимаемся вдоль ручья, по правому берегу, есть турики и видна тропа, которая выводит нас к стоянкам. У Турьего озера и в окрестностях есть 3-4 хорошо обустроенные стоянки на 2-3 палатки каждая.

К стоянкам вышли в 10:10. Решаем ставить лагерь, поскольку признаков изменения погоды нет, облака только сильнее закрывают долину. (Фото 28_8) Менее чем через час пошёл дождь, на перевал Грановского пойдём завтра.

(фото 28_8. Место стоянки около Турьих озёр. Фото утро 29.07.21)

Дата: 29.07.2021

День пути: 21

Маршрут за день: Турье озеро - пер. Грановского (2А) - д.р. Адыр-су - а/л Уллу-Тау

Пройденное расстояние, км.: 13

+950

ЧХВ: 4 часов 40 минут

-1700

Ночью облака раздуло, видны звёзды. Утром погода безоблачная.

Выход группы 4:45. Пересекаем ручей на 100м выше от места ночёвки, далее траверсом моренного поля выходим на открытый ледник, у «последних» камней надеваем кошки. (фото 29_1).

(фото 29_1. Начало подъёма к цирку перевала Грановского по леднику Ц. Башиль)

По открытому леднику поднялись под вторую ледовую ступень ледника Центральный Башиль за 40 минут. Ещё за один переход 35 минут поднялись на вторую ледовую ступень, снежноледовые склоны до крутизна 30°. На всём пути движения группы трещин практически нет или легко обходятся. (фото 29_2)

Выходим в цирк перевала Грановского. (фото 29_3). Подходим под перевальный взлёт и далее уходим вправо вверх ПХД, траверсом бокового снежного слона крутизна 30°. Далее серпантином поднимаемся по сн.-лед. склону крутизной до 35°, протяженностью около 300м. Пройдя снежник, наверху выходим на мелкую осыпь. (фото 29_4) Траверсом склона влево ПХД выходим на узкую седловину пер. Грановского 2А 3768м. К перевальному туру вышли в 7:55. (фото 29_5) Тур расположен выше на 10м на возвышении + отбойный молоток. С перевала открывается потрясающий вид на Эльбрус.

Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга, от 10.07.2021 год, руководитель Голубев К.А.

(фото 29_2. Ледник Центральный Башиль. Подъём к перевалу Грановского)

(фото 29_3. Цирк перевала Грановского)

(фото 29_4. Выходим к седловине перевала Грановского)

(фото 29_5. Группа на перевале Грановского, 2А)

От седловины пер. Грановского спускаемся на закрытый ледник и далее по сн.-лед. гребню спускаемся в связках в сторону отдельно торчащей скальной «башни». Гребень узкий. Аккуратно рассаживаемся на гребне. (фото 29_5)

Делаем станцию на ледобурах, готовим проушину для петли Абалакова. (фото 29_6). На спуск вешаем перила длиной 60м. Основной сложностью спуска (подъёма) является бергшрунд в нижней части склона, перед выходом на пологий ледник Адырсу Вост. (фото 29_7)

(фото 29-7. Спуск с перевала Грановского на ледник Адыр-су Восточный)

(фото 29-8. Спуск с перевала Грановского. Обозначен забитый снегом бергшрунд)

Снег на склонах почти весь стаял, ледник Адырсу Восточный открытый и видны все трещины по пути спуска. По леднику спускаемся вниз в С-С-З направлении. Выходим на морену и далее спускаемся по правому борту лед.Адырсу Вост. Склон постепенно выполаживается, дойдя до небольшого ледникового ручья, останавливаемся на привал. Спуск с перевала занял 40минут, спуск к морене 20минт ЧХВ. (фото 29_9)

Снимаем кошки. Траверсом бокового моренного слона справа ПХД, пересекаем моренные валы, поднимаемся на верхний правый моренный гребень, выходим на тропу. По узкой тропе спускаемся до мостика через ручей, встаём на обед в 11:25. (фото 29-10). Далее по хорошей маркированной туриками тропе спускаемся к пограничному посту близ а/л Уллу-Тау 13:35. От пограничников выходим на дорогу и приходим к а/л Уллу-Тау, за 40 минут ЧХВ.

Маршрут завершён!

(фото 29-9. Спуск по леднику Адыр-су Восточный, из цирка перевала Грановского)

(фото 29-10. Заключительный обед на нашем маршруте, перед выходом в а/л Уллу-Тау)

Ковальков Дмитрий Владимирович

Измайлов Марат Шамилевич

Лимин Георгий Константинович

Шульгин Антон Владимирович

Абрамов Ярослав Андреевич

Хацкевич Дмитрий Михайлович

Мирошкин Николай Владимирович

Потенциально опасные участки на маршруте

Перевалы и вершины:

• Перевал Кедрина (2А, 3720). Перевал соответствует своей категории, имеет среднюю сложность и комбинированный характер, является односторонним со сложностью на восточном склоне. Проходить перевал с востока (лед. Беляги Южный) «в лоб» небезопасно, есть вероятность камнепадов, следует заходить с северо-востока и выходить траверсом разрушенных скал на центральную часть.
  • Перевал Ханзы-Шевченко - Метеоровцев (3А, 3801). Перевал средней сложности, соответствует своей категории. С востока - комбинированный снежный и скальноосыпной, с запада носит снежно-ледовый характер. С востока следует тщательно выбирать путь, по которому будет осуществлён подъем или спуск, вероятность камнепадов стремится к 100. Рекомендуем - в нашем случае безопаснее оказалось пройти траверсом через перевал Ханзы-Шевченко.
  • Перевал Суган (3А, 4065). Соответствует своей категории сложности, является относительно сложной 3А, которая требует применения множества технических приёмов. С северо-востока основная сложность и опасность в преодолении закрытого ледника с большими трещинами. Надо быть крайне внимательным при прохождении ледника, поскольку сверху нависают огромные ледниковые массы, обрушение которых грозит перекрыть всю ширину ледника. С юго-запада камнеопасный узкий скально-осыпной кулуар. Надо беречь верёвки от перетирания о камни, особенно при прохождении первых 100 метров. Правый ранклюфт ледника, идущий вдоль спускового кулуара, камнеопасен.
  • Перевал Солдат (1Б, 3709 м). Соответствует своей категории и является относительно средней 1Б. С южной стороны склон осыпной. С северной стороны в верхней части много подвижной осыпи, следует двигаться плотной группой. В нижней части, в зависимости от времени года, возможен выход на конгломератный крутой склон, возможно применение кошек. 1.5. Перевал Шаривцек Северный (1Б, 3320 М). Соответствует своей категории и является относительно простой 1Б. С восточной стороны - носит снежно-ледовый характер, закрытый ледник с небольшими трещинами. С западной стороны (лед. Фытнаргин) требуются связки, поскольку характер трещин становится более сложный для прохождения.
  • Перевала Фытнаргин (2Б, 3840 м). Соответствует своей категории сложности, является средней и даже относительно сложной 2Б. С востока (лед. Фытнаргин) преимущественно со снежными и снежно-ледовыми участками. Определяющая сторона - западная, снежно-ледовый склон. С запада наиболее сложная и опасная часть. Этот участок камнеопасен после обеда или в тёплую погоду.
  • Вершина Белая Незнакомка. (3Б, 4022 м). Вершина имеет среднюю сложность для своей категории, маршрут имеет среднюю протяжённость. С севера (от пер. Фытнаргин) - снежно-ледовый характер склонов, есть короткие скально-осыпные участки, имеют небольшую камнеопасность. На подходах к скальному участку следует внимательно следить за склонами, поскольку небольшие камни вытаивают уже утром и успевают разогнаться до того, как достигнут снежника. На верхней части ледника есть закрытые трещины.
  • Перевал Карабин.ру (3А, 3656). Перевал имеет среднюю или чуть выше средней сложность для своей категории. С юго-востока (ледника Айлама) - моренный и скальноосыпной, есть вероятность схода камней и селей. Сложно организовать страховку на плотном конгломератном склоне. С этой стороны много подвижной осыпи, следует двигаться плотной группой. С северо-запада крайне камнепадоопасен! Основная сложность и опасность - в преодолении верхней трети склона при прохождении узкого кулуара. Мы не рекомендуем перевал к прохождению.
  • Перевал Дыхниауш (2Б, 3872). Перевал соответствует своей категории сложности и имеет среднюю сложность для своей категории. С юга перевал камнеопасен из-за подвижной осыпи. В нижней и в средней части, в малоснежные годы, имеет плотные конгломератные склоны. В нашем случае был плотный фирн. В связи с этим обстоятельством рекомендуем ранние выходы, для прохождения перевала. С севера особой сложности не представляет, но может быть лавиноопасен.
  • Перевал Столбовой (2А, 3690). Соответствует своей категории сложности, является относительно сложной 2А, которая требует применения множества технических приёмов. С юго-запада преимущественно моренный и скально-осыпной. Основную трудность представляет подход под перевал, поскольку имеет протяжённой крутой подъём по травянистоосыпному склону, продвижение по которому крайне затруднительно и опасно при условии осадков. С северо-западной стороны перевал требует применения множества технических приёмов. Основной характер склона верхней 2/3 скально-осыпной с наличием гладких скал и конгломератных склонов, в нижней трети закрытый ледник. С северо-запада перевал камнеопасен после обеда или в тёплую погоду. Камни летят с седловины и с северных склонов по диагонали через весь склон. Не рекомендуем к прохождению детскими (школьными группами).
  • Перевал Тютюргу Западный (1А, 3721 м). Соответствует своей категории и является относительно простой 1А. С востока и запада имеет осыпной склоны.
  • Перевал Грановского (2А, 3759). Соответствует своей категории сложности, является относительно простой 2А, которая требует применения разных технических приёмов. С юга перевал может быть камнеопасен, с севера главная опасность закрытый ледник.

Ледники:

Опасность ледников меняется от года к году в зависимости от количества снега. Приведём пройденные нами участки, которые имели для нас определённую сложность при прохождении.

• Крутая юго-западная ветвь ледника Нахашбита. Много закрытых широких трещин.
  • Ледник Южный Суган. Закрытые трещины верхней части. Ледопад удалось обойти.
  • Ледопад ледника Башхауз. Средние и сложные участки ледопада. Участки небольшой протяжённости. Обходятся по левому борту ледника, по моренному гребню. Для выхода на левый борт необходимо подняться по крутому конгломератному склону.
  • Простой ледник Безенги.

В общем, все ледники, встретившиеся в этом походе, можно охарактеризовать как относительно короткие, но достаточно крутые. Длинных спокойных участков мало, в основном ледники сильно пересечены моренами, либо переходят в короткие ледопады простой и средней сложности. Это связано с тем, что общий перепад высот Кавказа достаточно велик, а воздействие потепления очень явное. Исключением является средняя и нижняя части Безенгийского ледника.

Прочие опасности:

• Самой явной опасностью Кавказа является камнеопасность, связанная с сильным воздействием, возможно, глобального потепления. Многие перевалы сильно изменились и продолжают меняться крайне быстро по сравнению с районами более мощного оледенения: ТяньШанем и даже Алтаем. Описания пяти - десятилетней давности могут оказаться абсолютно не актуальными, особенно для южных склонов. На склонах много конгломерата, который представляется одним из самых сложных типов рельефа для передвижения, поскольку плотность его в одном месте может быть невысока (можно без труда пройти в ботинках), а уже через 3-5 метров двигаться можно только в кошках.
  • Камнепады, лавины, ледовые обвалы. Процессы горообразования включают в себя перемещении снега, льда и камней. Наиболее распространёнными формами этих процессов, опасных для туристов, являются камнепады, снежные лавины, ледовые обвалы. По этой причине следует тщательно выбирать места привалов и ночёвок, а не только тактику прохождения локальных препятствий.
  • В походе было не много непогожих дней. В основном плохая погода начиналась после обеда и сопровождалась сильной низкой облачностью, которая значительно затрудняла передвижение и ориентирование. Следует рассчитывать на неблагоприятную погоду и иметь достаточный запас времени, чтобы двигаться в первую половину дня, а вторую отсиживаться или идти медленно, почти наощупь.
  • Опасность представляют реки. Крупные долины, почти все, оборудованы стационарными мостами, советуем по возможности пользоваться ими, либо переходить реки в верховьях.
  • Реки и крупные ручьи следует переходить в утреннее время с соблюдением необходимых мер предосторожности и не относиться к ним легкомысленно, поскольку переправы через реки в пешеходных и горных походах являются одними из самых частых причин несчастных случаев.

Расчёт категории сложности маршрута

Итоговые показатели маршрута:

1. Продолжительность маршрута: 21 день (из них 1 днёвка, 2 отсидки).
  2. Пройденное расстояние: 169 км.
  3. Чистое ходовое время маршрута: 102 часа 32 минуты.
  4. Локальные препятствия:

А) Перевалы категории 3А (3 шт.): пер. Метеоровцев пер. Суган пер. Карабин.ру.

Б) Перевалы категории 2Б (2 шт.): пер. Фытнаргин пер. Дыхниауш.

В) Вершина категории 2Б (1 шт.): в. Белая Незнакомка.

Г) Перевал категории 2А (3 шт.): пер. Кедрина пер. Столбовой пер. Грановского.

Д) Перевалы категории 1Б (2 шт.): Солдат Шаривцек Северный. Е) Перевалы категории 1А (1шт): Тютюргу Западный.

1. Категории трудности пройденных перевалов, не соответствующих справочным пособиям:

- Вершина Белая Незнакомка заявленная и указанный в классификаторе как 2А по факту прохождения маршрут оценён нами как 2Б.

1. Протяженность маршрута, количество и категория трудности ЛП превышают минимальные классификационные нормы для похода 5 к.с.

Исходя из итоговых показателей маршрута и классификационных требований можно установить, что пройденный горный маршрут соответствует 5 (пятой) категории сложности.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Часть рекомендаций и субъективных оценок сложности пройденных локальных препятствий приведены в п. 2.8, в том числе: краткие выводы по пройденным локальным препятствиям. Итоги:

• Главным итогом похода является прохождение маршрута без изменений в установленные сроки похода с большим запасом времени и прочности. Помимо двух вынужденных днёвок в альплагере Безенги и д.р. Башиль оставалось ещё 1,5 дня запаса.
  • Удалось связать логичной нитью маршрута четыре района Кавказских гор: Суган, Фытнаргин, Безенги и Чегем.
  • В районе Сугана и Фытнаргина пройдены интересные перевалы с разным типом рельефа. Пройден маршрут на вершину Белая Ненакомка, в открытых источниках отсутствует информация о восхождении туристских групп. По итогам прохождения удалось сделать описание маршрута и оценить его как 2Б. Пройден перевал Метеоровцев по маршруту-траверсом через перевал Ханзы-Шевченко (согласно записки пройден последний раз в 2010 году).
  • Перевал Суган интересная и сложная (для района) 3А.
  • В районе Фытнаргин разведан более удобный и безопасный спуск к леднику Дыхсу с перевала Карабин.ру.
  • В районе Безенги пройден перевал Дыхниауш 2Б и ледник Безенги, вдоль которого стоит одна из жемчужин Кавказа - Безенгийская стена.
  • В нашей группе каждый может выполнять любые роли на технически сложных участках и делать это достаточно быстро и успешно. Техника передвижения по различным видам рельефа отработана, что позволило во многих случаях отказаться от наведения перил и пройти технические участки с одновременной и попеременной страховкой, не снижая степень безопасности, а скорее наоборот - использовать утренние часы и находится в потенциально опасном месте меньше времени.
  • Участники и руководитель приобрели опыт преодоления локальных и протяжённых препятствий: перевалов, вершин, траверсов и т.д.

Таким образом, можно считать, что поставленные цели и задуманная идея похода

достигнуты в полной мере.

Выводы:

• Имеющийся запас дней положительно сказался на безопасности прохождения маршрута, а также на физическом и психологическом состоянии участников.
  • Кавказ хорош тем, что в каждом крупном ущелье или долине есть пути сообщения и какая-либо инфраструктура (посёлок, база, альплагерь) - это позволяет делать предварительные заброски. Так сделали и мы: договорились с водителем и базой о том, что отправим на хранение часть продуктов и снаряжения. Это значительно облегчает прохождение длительного похода.
  • Кавказ имеет значительные перепады высот, поэтому при переходе из одного ущелья в другое и тем более из одного района в другой приходится много набирать высоту и сбрасывать. В связи с этим довольно сложно набрать нужный километраж. Самым простым выходом из это ситуации является равномерное распределение локальных препятствий по всему маршруту с учётом подходов, а также использование длинных ущелий и долин для набора километража. В нашем случае такими длинными перегонами был путь - связка ущелий Ахсу, Карасу, долины Черека Балкарского и Дыхсу, путь вдоль ледника Безенги, по долине ЧерекБезенгийский и конечно очень красивой долине реки Башиль.
  • Многие склоны перевалов, покрытые ранее снегом и льдом, стали скально-осыпными со множеством конгломератных участков. Следует быть к этому готовыми. В этих новых условиях повышается камнеопасность, так что необходимо выходить на потенциально опасные участки в утреннее время, пока лед и снег не начали таять, а мосты на ледниках держат. Там, где были ледовые или снежно-ледовые склоны, могут быть осыпи и скалы, будьте к этому готовы. Описания десятилетней давности можно считать устаревшими, поскольку изменение рельефа на Кавказе происходит очень быстро.
  • В летний период на ледниках и склонах снега немного, он достаточно плотный. Конечно, это не относится к аномальным годам или к длительным периодам непогоды.
  • Готовьте пропуска в ООПТ и пограничные зоны заранее, раньше установленных законодательством на их изготовление, сроков. Это сэкономит вам нервы. Ответы с сайтов ООПТ часто неоперативные и договариваться приходится не один день. Пропуска по почте могут идти долго, могут обнаружиться какие-то ошибки и в выдаче разрешения могут отказать, так что придётся оформлять все заново.
  • Мобильность малой группы, хорошая личная техника и знание маршрута позволило значительно ускорить и обезопасить прохождение локальных препятствий. Во многих местах предпочтение отдавалось одновременной и попеременной страховке вместо перил. Удавалось максимально использовать утренние часы и проходить сложные участки по плотному насту и фирну в связке, тогда как в более поздние часы склон «раскисал» и приходилось бы идти по жёсткому льду, находящемуся под этим снегом, или проваливаться в трещины на подходах/отходах, опасаться камнепадов.

Рекомендации:

• Положительно сказывается на тактике прохождения маршрута знание актуального прогноза погоды на несколько дней вперёд. Такой прогноз можно получать через спутниковый трекер автоматически или через куратора/координатора группы на «Большой земле».
  • Планируя маршрут в районе центрального Кавказа, учтите, что погода имеет обыкновение стабильно портиться после обеда. Это сопровождается осадками и сильной низкой облачностью, затрудняющей ориентирование и передвижение.
  • Через крупные реки в больших обжитых ущельях и долинах перекинуты мосты. Следует пользоваться по возможности ими. Если такой возможности нет, то бродить реки в утреннее время. Кавказские реки, даже небольшие, имеют быстрое и бурное течение.
  • Для более безопасного и быстрого прохождения снежно-ледовых препятствий планируйте ранние выходы - это позволит больше ходить в связке и меньше использовать перила, а также частично обезопасит от камнепадов.
  • Для подготовки картографических материалов рекомендуем использовать интернетресурс: https://nakarte.me. Программы: GoogleEarth, SASPlanet, карты, обновлённые М. Голубевым: https://risk.ru/blog/6433, сайтами: https://caucatalog.ru/, http://westra.ru/passes/, https://pereval.online/.
  • Для поиска описаний помимо вышеупомянутых интернет-ресурсов: http://www.tlib.ru/, http://www.mountain.ru/, https://tssr.ru/mountain/pereval/caucasus/.

Групповое и личное снаряжение, использованное в походе

(Всё специальное техническое снаряжение, которое использовала команда, сертифицировано)

Общественное бивачное

КаскаTendon

Палатка Хан-Тенгри 4ка

Чехол на рюкзак SPLAV 70-90

Очки солнцезащитные Julbo (в чехле)

Тент 3х3 Силиконовый

Горелка газовая FireMaple

Коврики рулон Корея с чехлом

Система низ GURU

Горелка газовая- мини (резервная)

Спальник BASK placid M

Вспомогательная верёвка 5мм

58м

Ходовая Термобелье рубашка

Карабин Vento скоба (б/м)

Расходная стропа

50м

Ходовая футболка SPLAV

Карабин Vento скоба (б/м)

Экстренная Аптечка

Протектор для веревки

Анорак Sivera

Спусковое устройство

Комплект крючья 8, закладки (6 шт.)

Пуловер SPLAV primaloft

Ледобур 21см Petzl

Компас

Buff 1 шт

Документы (карты, описания, мк)

Варежки primaloft SPLAV

Электрическое

Варежки (верхонки + полар)

GPS навигатор

Палатка

Запасной сектор для дуг

Перевальные записки

С пройденных перевалов собраны перевальные записки.

Записка с пер. Кедрина 2А. (Руководитель Политова Г.А., г. Москва от 06.08.2021) Записка с пер. Шаривцек Северный 1Б (Руководитель Митюшина Н., г. Москва от 16.07.2020)

Записка с пер. Суган 3А (рук. Спирин К.В. г. Санкт-Петербург от 15.08.2020)

Записка с пер. Столбовой 2А (рук. Шабалин Д. г. Москва от 12.08.2020) Записка с в. Белая Незнакомка 2Б (рук. Казьмин., г. Киев от 08.09.2019)

Записка с пер. Карабин.ру 3А. (Руководитель Митюшина Н., г. Москва от 19.07.2020) Записка с пер. Фытнаргин 2Б (Руководитель Иванова И., г. Москва от 15.07.2021)

Записка с пер. Тютюргу Западный 1А. (Руководитель Голубев К.А., г. Санкт-Петербург от 15.07.2021) Записка с пер. Грановского 2А (Руководитель Голубев К.А., г. Санкт-Петербург от 10.07.2021)

Записка с пер. Метеоровцев 3А. (Руководитель Новосёлов А.А., г. Москва от 17.08.2020)

Записка с пер. Дыхниауш 2Б (Руководитель Львов Г.П., г. Уфа от 16.08.2020)

Записка с пер. Солдат 1Б (Руководитель Иванов И., г. Москва от 11.07.2021) - в записке ошибочно указана категория трудности «1А». Реально перевал Солдат соответствует 1Б к.т.

Ссылка на электронный вариант отчёта