Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Алексей Макаров, г.Москва

Отчет о горном туристском походе 6 к.с. по Памиру в районе Заалайского хребта, совершенном группой туристов МКТ «Вестра» г.Москвы в период с 2 по 28 августа 2021 года. Часть 1

Справочные сведения о походе

Проводящая организация МКТ «Вестра»

Адрес: г. Москва, Студеный проезд дом 7. E-mail: info@westra.ru, Web: www.westra.ru

Выпускающая организация: МКК ФСТ-ОТМ Маршрутная книжка: № 1/3-601

Район похода

Страна: Киргизия

Географический район похода: Памир, Заалайский хребет

Общие справочные сведения о маршруте

Вер. вершина, г. город, дол.р. долина реки, к.с. категория сложности, Л., лев. левый, лд. ледовый, лед. ледник лощ. лощина, м/н место ночёвки, МКК Маршрутно-

Квалификационная Комиссия, н/к некатегорийный, оз. озеро, ос. осыпной, П., прав. правый, п.т. предыдущая точка, пер. перевал, пос. поселок, прав. правый, р. река, рад. радиально, руб. рубль (российский), С., Ю., З., В. северный, южный, западный, восточный, ск. скальный, сн. снежный, т/к, МКТ, ТК турклуб, клуб туристов, т/б турбаза, тр. травяной, ур. урочище, чел. человек, ЧХВ чистое ходовое время, ХВ ходовое время.

Везде, где не оговорено особо, понятие правый и левый даны орографически.

Вид Туризма

Категория

сложност и похода

Протяженность

активной части похода, км

Максимальная высота, м

Максимальная высота ночевки, м

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Горный туризм

6

165,9 км

7134 м

6475 м

27 дней

25 дней

с 02.08.2020 по 28.08.2020

Подробная нитка маршрута. Изменения маршрута и их причины.

Заявленная:

г.Москва - г.Ош - застава Бордоба -р.Джанайдартака - р.Булаксу - пер.Запорожских Романтиков (2А,4355,сн-лд-ос) - пер.Приозерный(1Б,4510,сн-ос) - лед.Обручева - пер.Ледяной Мыс (3А,5050,лд-сн) - лед.Корженевского - пер.Плечо Обручева (5320)+траверс пика Обручева (5459) (3А, сн-лд) - лед.Корженевского - траверс пер.Спартакиада(5150)+ пик Кызыл-Агын (6624)+ пер.Кызыл-Агын (6500) + пик Советская Латвия (6218) (3Б,сн-лд) + лед.Корженевского - пер.п/п (3А,5620,лд-сн) - восточная ветвь лед.Ленина - слияние ветвей лед.Ленина - рад. выход до Луковой поляны (3600) через пер.Путешественников(н/к,4150,ос) - пик Комплексный+вост.гребень пика Ленина+траверс пика Ленина(7134) +вер.Раздельная (6148) (3Б, сн-лд) - Лагерь 1(4400) - пер.п/п (2Б-3А,5230,сн-лд) - лед.Коман - пос.Кашка-Суу - г.Ош г.Москва

Фактическая:

г.Москва - г.Ош Алайская долина пер.Ширт(н/к) - р.Джанайдартака - р.Булаксу пер. Запорожских Романтиков (1Б, 4350, ос) пер. Приозерный 2А (2А, 4460, ос-лд-сн) Алайская долина (лев.приток р.Булаксу) пер. Ледяной мыс (3А, 5050, сн-лд) лед. Корженевского пер. Плечо Обручева (5320, сн-лд) + траверс пика Обручева (5459,сн-лд)3А лед. №170 - пер.п/п Солнечный Алай (2А,4860,сн-ос) - лед.Корженевского - лед.Заблуждений - пер.Спартакиада (2Б,5150,ос-лд-сн) - сев.отрог Заалайского хребта (5175) - пер.Спартакиада - лед.Безымянный - лед.Корженевского - лед.Перевальный - пер.Мира З (4940,сн-лд)+пер.Ачикташ(4700,сн-лд) 2Алед.№197 - р.Ачикташ - базовый лагерь Ачикташпер.Путешественников н/к - лед.Ленина пик Комплексный - траверс пика Ленина (7128,сн-лд)+вер.Раздельная(6100,сн-лд) 3Б - лагерь 1вер.Раздельная - траверс пика 30лет УзССР (3А,5688,сн-лд) - лагерь 1 -пер.Путешественников - Луковая поляна - г.Ош

Пройдено локальных препятствий(перевалов,вершин):

1Б - 1 (пер. Запорожских Романтиков)

2А - 3 (пер. Приозёрный, Солнечный Алай, связка пер.Мира З+ пер.Ачикташ)

2Б - 1 (пер. Спартакиады)

3А - 3 (пер.Ледяной Мыс, траверс пер. Плечо Обручева+ траверс пика Обручева, траверс пика 30лет УзССР )

3Б - 1 (траверс пик Комплексный - пик Ленина - вер.Раздельная)

Изменения маршрута и их причины:

Несмотря на многочисленные сложности, многие из которых невозможно было предусмотреть, разветвленная стратегия маршрута себя оправдала и позволила сохранить категорию маршрута.

Старт маршрута пришлось перенести на сутки в связи с потерей части багажа службой аэропорта в Москве. Нам сильно повезло, что багаж удалось быстро разыскать и доставить с таким небольшим опозданием в Ош.

Выход на маршрут через заставу Бордоба не получился, подробнее см. текст отчета. Решение этой проблемы не позволило наверстать потерянное накануне время, а также не позволило стартовать на следующий день рано утром, поскольку не успели перераспределить снаряжение и продукты.

Первые дни маршрута вплоть до траверса пика Обручева погода была неустойчива, довольно часто шли дождь и снег, что затрудняло продвижение.

Организация безопасного схода участницы на третий день маршрута по состоянию здоровья, подробнее см. текст отчета, потребовал отставания от заявленного графика еще на сутки.

Перевал Ледяной Мыс 3А не получилось пройти за один день, поскольку прохождение ледопада отняло довольно много времени и было принято решение в условиях ухудшающейся погоды не выходить на перевал вечером.

Продуктовая заброска была оставлена на озере под перевалом Запорожских Романтиков, вопреки первоначальному плану занести ее под ледник №170, поэтому на путь за ней было потрачено дополнительное время и пройти за один день первопроход перевала Солнечный Алай не удалось.

Спуск с первопройденного перевала Солнечный Алай пролегал через труднопроходимый каньон и потребовал дополнительной ночевки.

В начале второго кольца погода снова ухудшилась, довольно часто шел снег и дул сильный ветер.

При попытке начать траверс Кызыл-Агын группу застала сильная пурга. Прогноз погоды изменился в худшую сторону, в течение двух дней прогноз не обещал улучшения и от прохождения траверса пришлось отказаться. На тот момент отставание группы от графика составляло 4,5 дня и количество продуктов не позволяло ждать 2 дня. Тем не менее, фактически погода была лучше прогноза, пусть и не идеальна. Чтобы наверстать упущенное время, было принято решение спуститься с перевала Спартакиада и обойти весь траверс и северный отрог пика Советская Латвия по леднику Корженевского по запасным вариантам 3 и 6.

Однако и этим планам не суждено было сбыться. С нормальной скоростью движение по верхней части ледника Корженевского оказалось практически невозможным. Ледник крайне растрескавшийся, обойти его представляется возможным только по орографически левой морене, но понятный путь прохода с нашего местоположения к ней отыскать не удалось. Потратив половину дня на поиск пути, решено идти в сторону связки перевалов Мира З + Ачикташ (запасной вариант 5).

В точке выхода на восточный гребень пика Ленина по маршруту через пик Комплексный ночью начался сильный ветер вопреки прогнозу погоды, в связи с чем траверс пика Ленина пришлось сдвинуть на одни сутки.

Отставание на 2 дня от графика не позволило осуществить выход из района по изначальному плану. Дополнительно от координатора была получена информация, что прохождение верховьев ледника Коман вызвало затруднения у одной из дружественных групп, в связи с чем было принято решение спуститься в лагерь 1 за заброской, а потом пройти траверс пика 30 лет УзССР 3А и выйти из района через базовый лагерь.

На траверсе пика 30 лет УзССР, начиная с района перевала Лачплесис, с минимальными перерывами стоял туман и шел снег, видимость была очень ограниченной, поэтому траверс занял двое суток, а спуск было решено осуществить в районе запланированного маршрутом первопрохождения 2Б-3А.

Таким образом, тактические решения в целом соответствовали заранее проработанной стратегии маршрута и позволили осуществить 2 основные цели, прохождение маршрута 6кс и неординарный траверс пика Ленина в сложных погодных условиях и при наличии других труднопрогнозируемых и непрогнозируемых факторов.

Определяющие препятствия маршрута

Информация о группе:

Отчет хранится

МКК ФСТ-ОТМ www.fst-otm.net Россия, Москва, улица Александра Солженицына, 17с1 Подъезд второй, этаж второй

Поход рассмотрен

МКК ФСТ-ОТМ www.fst-otm.net Россия, Москва, улица Александра Солженицына, 17с1 Подъезд второй, этаж второй

Цели похода и разработка маршрута

Основной целью похода являлось прохождение маршрута 6 категории сложности. Второстепенная цель траверс пика Ленина. Таким образом, маршрут должен был предусматривать возможность относительно безопасного выполнения нормативов 6кс практически при любых проблемах с погодными условиями и любых других трудностях, а также обеспечивать плавную высотную акклиматизацию. В качестве определяющих препятствий категории 3Б стратегией предусмотрены траверс пика Кызыл-Агын и нетривиальный траверс пика Ленина, дополненные большим количеством предопределяющих препятствий 3А в основном и запасных вариантах маршрута. Таким образом, отказ от прохождения любого определяющего или даже от связки определяющего и предопределяющего препятствия позволял сохранить категорию маршрута.

Логически маршрут был разделен на 3 части и выход из района, причем каждая часть предусматривала доминирующее препятствие.

Первая часть предусматривалась в виде символа «инь-янь» и включала в себя перевалы Запорожских Романтиков 2А, перевал Приозерный 1Б, перевал Ледяной мыс 3А, доминирующее препятствие перевал Плечо Обручева + траверс пика Обручева 5459 3А, а также первопрохождение перевала, впоследствии названного Солнечный Алай 2А. Эта часть позволяла последовательно акклиматизироваться и поднести продуктовую заброску под вторую часть.

Вторая часть задумана как дополнительная ступень акклиматизации и включала в себя траверс пика Кызыл-Агын 6624 и пика Советская Латвия 6218 3Б с подходом под траверс пика Ленина через первопрохождение гребня 3А севернее пер. Корженевского.Третья часть включала траверс пика Ленина 7128/7134 по маршруту Скурлатова через пик Комплексный с первоописанием в горном туризме и выход из района через первопрохождение гребня 2Б-3А южнее пер.60 лет октября. Запасные варианты в первой части предусматривали замену пер. Ледяной мыс 3А на пер. Обручева 2Б, траверс пика Обручева со стороны пер.Обручева В., а также возможный обход препятствий по долинам рек.

Во второй части запасные маршруты учитывали различные варианты спуска с пика Советская Латвия, возможный отказ от траверса Кызыл-Агын и Советская Латвия с выходом под траверс пика Ленина через первопрохождение перевала в гребне севернее пика Советская Латвия, выход под пик Ленина через связку перевалов Мира Зап. и Ачикташ 2Б и пер. Путешественников 1А, а также движение в сторону пика Ленина через траверс пика Спартак 6194 и обход по долинам любых препятствий.

Запасные варианты третьей части были рассчитаны на замену траверса пика Ленина на радиальное восхождение по классическому маршруту, на траверс через скалы Липкина, со стороны пика Спартак через перевал Крыленко, по маршруту Аркина с выходом на северный отрог восточного гребня. Такое разнообразие вариантов восхождений и траверсов было привязано к снежно-ледовой обстановке в районе в целом и к возможному локальному ухудшению погоды, а также позволяло логически связать вторую и третью части в случае изменений в прохождении второй.

Выход из района по запасным вариантам предусматривался через траверс пика 30 лет УзССР и через пер.60 лет Октября, а также обход препятствий по долинам рек.

Продуктовую заброску в районе можно было просто организовать со стороны базового лагеря Ленина, в остальные точки маршрута это не казалось легко осуществимым. В связи с этим, было принято решение заброску для второй части занести со стороны точки старта заставы Бордоба и оставить после прохождения перевала Запорожских Романтиков.Заброску для третьей части и выхода из района было решено завезти в базовый лагерь Ленина и оговорена возможность доставки ее в точку под перевалом Путешественников и в Лагерь 1 на лошадях по звонку со спутникового телефона.

Краткая информация о районе

Описание района см. по ссылкам: https://tssr.ru/mountain/pereval/pamir/ http://wiki.risk.ru/index.php/Заалайский_хребет

От себя хотелось бы добавить, что в настоящий момент на Памире, также как и на Кавказе, идет быстрое таянье ледников, особенное это касается южно-ориентированных горных склонов, что приводит к повышенной камнеопасности и изменениям категорий перевалов. При подготовке похода необходимо аккуратно оценивать возможные изменения и трудности, с этим связанные, особенно для давно нехоженных перевалов.

Оформление документов

Основная часть маршрута относится к пограничной зоне Кыргызстана с Таджикистаном, для пребывания в пограничной зоне группой заблаговременно оформлены пропуска через компанию Аксай-Трэвел.

Предпоходная подготовка и обеспечение безопасности

На протяжении всего маршрута группа поддерживала связь с координационным центром туристического клуба Вестра, информация о прохождении маршрута ежедневно публиковалась в специализированном разделе форума турклуба.

С целью связи с координационным центром группой был арендован спутниковый телефон Иридиум. Стоит отметить, что связь местами сильно неустойчива, разговор часто прерывается.

Страховка участников осуществлялась в группе Согаз на весь период пребывания на маршруте. Выбор страховщика согласован с компанией Аксай Трэвел, поскольку спасательные работы в районе осуществляются с привлечением данной компании.

Заброска группы на маршрут из города Ош, выброска группы из базового лагеря Ачикташ в город Ош, организация продуктовой заброски в базовый лагерь и лагерь 1 осуществлялись компанией Аксай Трэвел.

По опыту работа с МЧС Кыргызстана не является эффективной, гораздо более продуктивным является сотрудничество с некоммерческой специализированной организацией Служба Спасения в горах. Тем не менее, группа осуществляла взаимодействие с МЧС и Службой Спасения через компанию Аксай Трэвел.

Навигация на маршруте осуществлялась с помощью двух приборов GPS, включенных в общественный вес.

На маршруте у каждого участника был бипер, который включался на всех участках маршрута, где существовала малейшая вероятность схода лавины. Также имелись 3 снежные лопаты на группу.

Каждый участник имел рацию для общения в процессе технической работы.

Аптечка предусматривалась с полностью дублированной у двух разных участников экстренной частью.

Приготовление пищи предусматривалось на бензиновых горелках, в качестве топлива закуплен бензин "калоша" через компанию «Kyrgyz Adventures», https://kyrgyzadvent.com. Горелки фирм MSR и Kovea взяты в количестве трёх для подстраховки. Как оказалось, это не было излишним, поскольку на максимальных высотах горелки периодически работали с перебоями.

Запасные варианты пути

Аварийные выходы с маршрута и его варианты

До пер.Запорожских романтиков - по дол.р.Булаксу и дол.р.Джанайдартака до пер.Приозерный - по дол.р.Джанайдартака до пер.Ледяной мыс - по притокам р.Булаксу до пика Обручева - по дол.р.Джанайдартака до пер.Кызыл-Агын - по С гребню, лед.Корженевского, Заблуждений и дол.р.Джанайдартака с траверса и пика Латвия - возможен спуск по лед.Октябрьский, р.Коксай и Караджилга до пер.п/п 3А - по лед.Корженевского от пер.п/п 3А до пика Ленина - спуск по вост.гребню, а дальше спуск по маршрутам Скурлатова, Аркина, через скалы Липкина, возможен спуск с пер.Крыленко через лед.Бол.Саукдара и р.Сауксай от пика Ленина - спуск по классическому маршруту через в.Раздельная в Лагерь 1 до пер.п/п2Б - по пути подъема до Лагеря 1 после пер.п/п 2Б - по лед.Коман в Кашкасу

Новизна

В качестве элементов новизны на маршруте можно отметить следующие (подробное описание см. текст отчета):

  • Траверс пика Обручева через перевал Плечо Обручева осуществлен впервые, пер.Плечо Обручева впервые пройден в этом направлении
  • Первопройден перевал Солнечный Алай 2А с выходом на ледник Корженевского через технически сложный каньон
  • Спуск с перевала Спартакиада 2Б осуществлен по нестандартному пути, который позволяет уменьшить количество перильных веревок и уменьшить камнеопасность по сравнению с классическим путем спуска
  • Траверс пика Ленина через пик Комплексный в горном туризме пройден и описан впервые
  • Спуск с северного гребня после траверса пика 30 лет УзССР 3А осуществлен в точке, где планировалось первопрохождение перевала, ранее не описан

График движения

Причины изменения графика движения см. на стр. 4.

Высотный график похода

Техническое описание прохождения группой маршрута

День 0 (31.07-01.08.2021) г.Москва - г.Ош Алайская долина пер.Ширт(н/к)

Группа прибыла в г.Ош рано утром в субботу, 31.07, рейсом авиакомпании АвиаТраффик. Плюсом этого перевозчика является возможность заявить до 20кг спортивного снаряжения (отдельно упакованного), к которому можно отнести всё турснаряжение, дополнительно к основному багажу. Руководитель встречал группу в аэропорту после ранее проведенного другого похода. По приземлению выяснилось, что весомая часть багажа не была доставлена, потеряна в аэропорту г.Москва. После ведения переговоров выяснилось, что потерянный багаж обнаружен и должен быть доставлен в аэропорт на следующее утро. В ожидании багажа группа осталась ночевать в г.Ош в хостеле Сайма. Заброску в Алайскую долину удалось перенести в процессе переговоров с компанией Аксай Трэвел без дополнительной доплаты.

На следующее утро недостающий багаж был доставлен и группа выехала в сторону Алайской долины с остановкой на обед в Сары-Таше.

По прибытии к заставе Бордоба группу отказались пропускать на маршрут, несмотря на наличие погранпропусков, ссылаясь на запрет, связанный с обострением ситуации в Таджикистане/ Афганистане. Даже объяснение, что мы вообще не собираемся двигаться в сторону перевала Кызыл-Арт, не помогло. Проблему решил визит на погранзаставу Сары-Таш к вышестоящему начальству, которое разъяснило, что запрет относится только к району перевала Кызыл-Арт, и нам просто нужно эту зону обойти. Согласовав дальнейший путь группы с начальником погранзаставы, группа выдвинулась к началу маршрута севернее заставы Бордоба, рядом с перевалом Ширт, где заночевала рядом с Памирским трактом за пределами погранзоны. Памир встречает нас дождем.

День 1 (02.08.2021) м/н подход под пер. Запорожских Романтиков 1Б

Утром произведено перераспределение снаряжения и провианта между участниками группы (фото1.1)

Пограничную зону группа обошла по оговоренному пути, выйдя на трек существенно западнее, чем было запланировано.

Реку Кызыл-Арт получилось перепрыгнуть по камням, не замочив ног (фото1.3). Реку Джанайдартака пришлось бродить(фото1.4,1.5), в этом месте она разбивается на много рукавов, распределенных по широчайшему руслу общей шириной около 2км. Основная часть рукавов расположена у орографически левого берега русла. Течение быстрое, но неглубокое, чуть выше середины голени, в связи с чем брод выполняли индивидуально.

Подъем на орографически левый берег реки крутой, но несложный, далее удалось выйти на старую заброшенную дорогу, по которой натоптана скотопрогонная тропа. Тропа идет в обход гребней по верхнему краю Алайской долины и совпадает с направлением нашего движения. Пообедали незадолго до поворота в нужную нам долину у живописного ручья и начали движение в эту долину по широкой дуге, чтобы не терять высоту (фото1.6). Перепрыгнув ручей из целевой долины, идем его орографически левой стороной. Ручей периодически пропадает под камнями, двигаемся по каменистому руслу. Начавшийся дождь вынуждает нас встать на ночлег в точке, где ручей снова появляется.

День 2 (03.08.2021) м/н пер. Запорожских Романтиков (1Б, 4350, ос) пер. Приозерный 2А (2А, 4460, ос-лд) язык ледника

Движение продолжаем по каменистому руслу ручья (фото2.1). Выше, где русло распадается на несколько, выбираем самое правое по ходу (фото2.2). На осыпи, ведущей на перевал справа по ходу, начинает виднеться тропа. Поскольку начало тропы не читается, а сама тропа идет очень высоко, решаем, что она «козья» и начинаем двигаться в сторону перевала ниже этой тропы. Осыпь мелкая, крайне живая, угол наклона около 40-45°, поэтому идем траверсом, а в местах разворота собираемся плотной группой. После разворота выходим на тропу, по ней двигаться проще. По нашей оценке, даже будучи засыпанным снегом, этот путь соответствует категории 1Б, а не 2А.

Перевальный гребень узкий, скально-осыпной. Тура удалось обнаружить два, один правее по ходу относительно выхода тропы на перевал, второй намного левее, над ледником, в обозначенной на картах перевальной точке.

Сняв записки (фото2.4) и положив свою, фотографируемся (фото2.5) и начинаем спуск к озеру, торопимся, поскольку погода ухудшается. Спускаться удобнее под перевальной точкой, по «лифтовой» мелкой осыпи (фото2.6,2.7). На озере устраиваем обед, обсуждаем дальнейшие планы. Пока обедаем, дождевую тучу проносит стороной, дождь нас практически не застал.

Время еще раннее, решаем, что вместо отнесения заброски под ледник №170, прикопаем ее рядом с озером, и пойдем в сторону следующего перевала Приозерный, в надежде успеть его пройти, а в случае, если не успеем, заночевать на нем.

От озера в сторону перевала двигаемся ледниковым карманом (фото2.8,2.9). В распадке ручья увидели торчащий из-под камней клапан рюкзака. Откопали рюкзак (фото2.10, по документам в герме установили, что рюкзак принадлежал Алексею Воробьеву, группа которого попала в этом месте под лавину в декабре 2012г.

Снаряжение, находившееся в рюкзаке, пришло в негодность за прошедшее время, а мы только начали поход, поэтому, ничего не взяв, собираем все назад в рюкзак и оставляем его там же.

Потеряв на этом около часа, продолжаем движение в сторону левой по ходу седловины перевала. На перевал ведет средняя довольно слежавшаяся некрутая осыпь. Седловина широкая, снежно-осыпная, в этом месте вполне можно стоять лагерем (фото2.11). Тура здесь нет. Разведка спуска показала, что спуститься в этом месте на ледник вполне возможно, но потребуются перила. Решаем разведать седловину ближе к перевальной точке, правую по ходу движения. Гребень в сторону этой седловины скально-осыпной, несложен в прохождении. Седловина имеет снежно-ледовую мульду, тура здесь тоже не обнаружено (фото2.12). Складываем свой тур, пишем записку. Перевальная точка расположена еще правее по ходу, но мы присматриваемся к мульде с готовностью расположиться в ней на ночлег.

В это время у Лены происходит панический приступ, похожий на астматический. Она говорит, что ей очень трудно дышать. На всякий случай сделали профилактический укол дексаметазона и дали мочегонный препарат, а также дали флакон с бронхолитиком. Исходя из ситуации, принимаем решение спускаться. Быстрая разведка возможного спуска дает информацию, что чуть ближе к перевальной точке возможно спуститься связками на личной технике. Приступ прошел, состояние участницы адекватное и позволяет спускаться самостоятельно. Максимально разгружаем Лену, которая ввязывается в связку между двумя сильными участниками. Надеваем, включаем биперы на всякий случай.

Спуск с перевала проходит по средней крутизны ледовому склону, присыпанному снегом (фото2.13,2.14). Передняя связка старается выбирать путь с максимальным снеговым покровом. В целом, северо-западный склон перевала оцениваем как соответствующий категории 2А (фото2.14).

По завершении спуска располагаемся в моренном кармане ледника в начинающихся сумерках на ночлег. Ночью медик группы контролировал состояние Лены, приступов за ночь не было.

День 3 (04.08.2021) м/н Алайская долина (лев. приток р.Булаксу)

Утром обсуждаем ситуацию. Принимаем решение, что Лене безопаснее сойти с маршрута, поскольку на протяжении последующего движения повторение приступов не позволит произвести быструю эвакуацию. Спуск в Алайскую долину производим по правому моренному карману и моренному гребню(фото3.2). В нижней части спуска удобнее сместиться немного левее, слева от большого скального останца (фото3.1).

Далее оказываемся в правом моренном кармане ледника Обручева, откуда планировалось двигаться в сторону перевала Ледовый Мыс. Здесь оставляем заброску, чтобы не носить лишний груз туда-обратно.

Далее спускаемся зеленым гребнем между двумя каньонами ручьев (фото3.3) вниз до отметки ниже 3700м, где рядом с руслом ручья разбиваем лагерь. Отсюда удалось разглядеть кош, расположенный на этом ручье в 3-3,5км ниже по течению. Посылаем отряд, снабженный рациями, в сторону коша (фото3.4). Начинается дождь.

До коша ведет множество скотопрогонных троп, по ним отряд добирается и встречает местного пастуха, говорящего по-русски. Отряд выясняет, что машина в сторону Сары-Могол недавно уехала, но можно вызвать машину повторно. Договаривается, чтобы машина подъехала через 1,5часа, и отправляется в сторону лагеря, попутно сообщая по рации, чтобы группа с Леной готовилась на выход. Группа перераспределяет снаряжение/провиант и вместе с Леной, оставив дежурных в лагере с рациями, выходит навстречу первому отряду. Встретившись, группа выдвигается в точку, указываемую пастухом, который встретил нас на полдороге.

Мы обогнали оговоренный график, машина приехала не сразу (фото3.5). В Алайской долине практически везде ловит связь, поэтому мы переключили отслеживание Лены на координатора, о дальнейшем передвижении Лены мы постоянно получали информацию, вплоть до прибытия домой.

День 4 (05.08.2021) м/н подход под ледопад пер. Ледяной мыс

Утром начинаем движение наверх. По зеленому гребню за один переход выходим к месту, где накануне оставляли заброску. Раскидав ее между участниками, вылезаем по распадку (фото4.1) на моренный гребень (фото4.2) и выходим на зачехленный ледник (фото4.3). Сначала двигаемся по орографически правой стороне ледника, потом сдвигаемся в центральную часть. Когда ледник становится открытым, надеваем кошки, и, еще чуть выше, вяжемся в связки (фото4.5). Немного не доходя до ледопада, начинаются закрытые трещины, местами неглубоко проваливаемся. Рядом с выходами осыпи разбиваем лагерь, предварительно прозондировав ледник.

Отсюда неплохо просматривается ледопад (фото4.4), даже несмотря на плохую погоду и довольно ограниченную видимость. Намечаем 2 предпочтительных пути для движения через ледопад.

День 5 (06.08.2021) м/н подход под пер. Ледяной мыс

С утра ледопад просматривается еще лучше, но только в нижней части, потому что мы уже достаточно близко к нему (фото 5.1).

Связавшись, двигаемся к ледопаду. Первую небольшую ступеньку обходим слева по ходу. На вторую небольшую ступеньку поднимаемся с небольшой подстраховкой «связка по связке» (фото5.2). Далее провешиваем полторы веревки перил (фото5.3), чтобы проверить проходимость первого варианта пути. Лидер сообщает, что дальше вменяемой дороги нет, поскольку путь преграждает глубокий бергшрунд с рваным льдом за ним. Принимаем решение, что попробуем второй путь. Пока одна связка сдергивает перила с первого варианта, две остальные двигаются по второму пути. Довольно далеко удается пройти по полке на личной технике в связках, потом требуются короткие перила для вылаза на невысокую ледовую седловинку (около 55-60°)(фото5.5). За седловинкой находится огромный широкий разлом, по дну которого мы провешиваем 3 веревки перил для подхода к наименее крутому участку вылаза на следующую ступень (фото5.6). Одних крутых перил (до 70° в нижней части) (фото5.7) оказалось достаточно для выхода на ступень, за которой еще небольшим куском перил подстрахован переход через довольно широкую трещину (фото5.8).

Дальнейшее движение происходит вдоль орографически левого борта ледника с обходом всех основных трещин и разломов (фото5.9). Выше верхней кромки ледопада смещаемся в центр ледника, хотя закрытые трещины встречаются и здесь. Под перевалом видны остатки старых лавин, а слева по ходу обломки также давнего ледового обвала. Ставим лагерь далеко за пределами всех выносов.

День 6 (07.08.2021) м/н пер. Ледяной мыс 3А левый борт лед. Корженевского

На перевал выходим «в лоб», на личной технике, в связках и в кошках, с биперами, бьем ступени (фото6.1,6.2). На небольшом выходе льда применяем элементы «ледобурной дорожки». Седловина перевала неширокая, снежно-ледовая, имеет небольшой карниз. Мы выходим в точке, где карниза практически нет (фото6.3). Тур сложить негде и не из чего. Сфотографировавшись (фото6.4), уходим в связках вниз направо, но удобнее на спуске прижиматься еще правее, чтобы без траверса сразу начинать спускаться в кулуар(фото6.5). Под седловиной есть пологое плато, на котором можно поставить лагерь. Погода опять не балует, небо затянуло.

Спуск ниже зоны ледопада нужно производить в довольно крутом в верхней части снежном кулуаре (45-50°)(фото6.7), справа по ходу. Ниже кулуар становится осыпным и менее крутым.

Далее спускаемся правым моренным карманом стаявшего ледника, в котором обедаем.

Начинается снег.

После обеда перепрыгиваем по камням основной ручей в кулуаре, стекающий из долины и уходим влево, в сторону нашего следующего перевала Плечо Обручева. Выход на ледник осложнен.

Между ледником Корженевского и нашим траверсом склонов на широкой террасе практически сплошь находятся грязевые болота (фото6.9,6.10). В некоторых местах приходится практически карабкаться над этими болотами по крутым склонам. Также приходится пересекать много кулуаров с крутыми стенками. Сравнивая наш путь со спутниковыми снимками, становится понятно, что край ледника Корженевского за последние годы заметно стаял, вместо него образовались те самые грязевые болота.

На ночлег встаем в центре долины ведущей на перевал Обручева рядом с относительно чистым ручьем (фото6.11).

День 7 (08.08.2021) м/н подход под пер. Плечо Обручева

Продолжаем движение, траверсируя левый склон выше ледника Корженевского. В нужную нам долину заходим по дуге, обходя выше небольшого каньона, образованного ручьем из нее. Выше идем по практически сухому руслу ручья (фото7.1). Преодолев скальную ступень в зоне ручья (фото7.2), уходим правее по ходу, по неширокому осыпному гребню, отделяющему этот ручей от соседнего. Гребень переходит в широкое осыпное плато до самого ледника, по которому мы двигаемся ближе к орографически правой стороне долины (фото7.3). На ледник

выходим, связавшись. Погода резко портится (фото7.4). Лагерь ставим, немного не доходя поворота на перевал, в условиях сильно ограниченной видимости. Пока зондируем ледник, усиливается ветер, при установке палатки слегка ломает дугу. Идет сильный снег.

День 8 (09.08.2021) м/н пер. Плечо Обручева 3А - пик Обручева лед. №170

Снега ночью выпало не очень много, причем даже этот покров сильно разметало и уплотнило ветром. Тем не менее, надеваем биперы. Погода наконец идеальная (фото8.1). Двигаемся в длинных связках, количество уплотненного снега на склоне позволяет бить неглубокие ступени. Склон довольно крутой, в средней части до 45-50° (фото8.2,8.3). Отдельные выходы льда подстраховываем элементами «ледобурной дорожки». Набор на перевал чрезвычайно утомителен, перепад высот от лагеря до перевала составляет почти 550м. Движение вниз по этому пути потребует провешивания перил на всю высоту перепада.

Перевальная седловина узкая, имеет большой карниз, свисающий на восток между двумя скальными выходами (фото8.4). Тура не нашли, на северном выходе скал складываем свой, кладем записку, фотографируемся (фото8.5). Гребень в сторону пика Обручева более широкий, на запад с довольно пологим склоном, с огромными карнизами на восток (фото8.6). Вершина пика Обручева представляет собой большой ледово-снежный купол, с востока обрывающийся ледовым карнизом. Тур здесь оставлять негде и не из чего, поэтому просто фотографируемся (фото8.8). Потрясающие виды на Заалайский хребет, Алайский хребет и Алайскую долину. Начало спуска на северо-восток с пика Обручева проходит по широкому закрытому малоуклонному ледовому склону (фото8.9,8.10). Далее ледник сначала резко проседает с огромным разломом, который мы обходим слева по ходу, а еще ниже начинает ломаться по всему полю и срывается ледопадом. Перед ледопадом распутываем трещины и уходим вправо (фото8.11). В сторону долины начинаем сначала спускаться ледником, но он является довольно крутым, а заодно и вполне лавиноопасным. Поэтому смещаемся в левый карман, где снег лежит на осыпи и гораздо более устойчив (фото8.12,8.13)

День 9 (10.08.2021) м/н - снятие заброски - подход под пер. Солнечный Алай (полудневка).

С утра не торопимся, заранее решаем посушиться и отдохнуть. Полудневка.

Продолжаем спуск в долину моренным гребнем. В конце гребень обрывается в сторону широкого разлива реки (фото9.1). Отсюда мы идем за заброской к озеру у перевала Запорожских романтиков, пока дежурные готовят обед.

После распределения заброски переходим речку в зоне разлива и взбираемся на левый моренный вал ледника №169. Далее двигаться удобно этим валом (фото9.2), вплоть до скально-осыпной ступени, на которую мы поднялись рядом со скальным останцем. Наверху лежит небольшой ледник, по которому мы в связках подходим (фото9.3) к следующей осыпной ступени, рядом с которой ставим лагерь (фото9.4).

День 10 (11.08.2021) м/н - пер.п/п Солнечный Алай (2А,4860,сн-ос) - каньон лев.притока р.Джанайдартака

Утром взбираемся на пологую осыпную ступень, к перевалу двигаемся сначала карманом ледника без связок, потом связываемся и выходим на ледник. Ледник пологий, с небольшим количеством трещин в верхнем цирке. Седловина перевала очень широкая, можно без проблем ставить лагерь. Фотографируемся, собираем тур, оставляем записку. Перевал называем Солнечный Алай, поскольку это один из первых дней, когда здесь действительно солнечно и жарко. Спуск оцениваем как соответствующий 1Б, так указываем и в записке. Но после спуска решаем переоценить на несложную 2А, поскольку в центре спуска склон становится ледовым, и пройти его можно только с хорошей личной техникой в кошках. Спустившись, быстро обедаем на осыпной полке.

Еще при подготовке к походу нас беспокоила возможность наличия каньона на выходе из долины к леднику Корженевского, по аналогии с соседней долиной под перевалом Обручева В, но спутниковый снимок давал надежду, что этот путь намного проще, чем путь из соседней долины. Тем не менее, взгляд с утеса на перегибе долины заставил беспокоиться снова. Верхнюю часть каньона удается обойти слева по крутому конгломератно-осыпному кулуару. Спустившись к ручью, ниже видим водопадную ступень, которую решаем попробовать обойти справа по полуразрушенным скалам. Перепрыгиваем ручей с подстраховкой, и начинаем подъем. В верхней части подъема пришлось вешать перила, поскольку скальный склон становится слишком крутым. Провесив одну веревку перил, обходим скально-осыпную башню и спускаемся вниз к ручью по осыпному кулуару. В нижней части кулуара вешаем для подстраховки половинку перил. Начинает темнеть, устраиваемся на ночь на конгломератноосыпной полке рядом с ручьем.

День 11 (12.08.2021) м/н - лед.Корженевского - лед.Заблуждения

Утром продолжаем перильную работу. От нашей полки переходим уменьшившийся ручей на правую сторону, дюльферяем в обход очередной скальной ступени (фото11.1). Без рюкзака остальной каньон можно пройти, не замочив ног. Но с рюкзаком приходится некоторые места подстраховывать. Полную веревку провешиваем над глубокими ванночками, вырезанными в скале ручьем (фото11.2). По окончании этих перил вешаем еще маленький кусок перил для подстраховки финальной ступени в каньоне (фото11.3).

По выходу из каньона видим картину, различимую на спутниковом снимке, и потому ожидаемую: из-под огромного ледникового нависания с ревом вырывается река Джанайдартака (фото11.4). Ниже по течению есть разлив, и, возможно, ранним утром даже удастся ее перебродить, но мы поднимаемся на ледник по внутреннему углу, образованному скально-осыпным склоном и самим присыпанным осыпью ледником.

Дальнейший путь по леднику проблем не доставляет. Движение происходит по ледовым увалам, прикрытым моренным чехлом. Реку на леднике удается перейти по ледовым мостам (фото11.5).

На ночлег располагаемся на орографически правой морене ледника Заблуждения. Отсюда хорошо видно хребет Ледяной Мыс и некоторые перевалы в нем, в том числе и первопройденный нами (фото11.6)

День 12 (13.08.2021) м/н - подход под пер.Спартакиада .

Движение к перевалу Спартакиада начинаем по пологому отрытому леднику Заблуждения (фото12.1). Выше ледник становится зачехленным, выходим на покровную морену, одновременно поворачивая на запад (фото12.2). Далее следуем в сторону орографически левого ледникового кармана (фото12.3), пока не подходим к большому кулуару справа по ходу, через который с верхнего плато река стекает вниз и уходит в ледовый грот (фото12.4). Поднимаемся по этому кулуару, по левой стороне реки, река довольно бурная. Дальше река совсем прижимается к конгломератной ступени, через которую аккуратно перелезаем (фото12.5). За ступенью реку удается перепрыгнуть, дальше пройти несложно.

В верхней части кулуара останавливаемся на обед. После обеда подходим к сползающему с верхнего цирка леднику, обходим большую часть языка с левой по ходу стороны по мелкой слежавшейся осыпи. Выше надеваем кошки и выходим на ледник через пологий в этой части перегиб склона.

В верхнем цирке ледник пологий, открытый, у перевала немного припорошенный снегом. Издалека кажется, что над всем гребнем висит большой карниз. Только когда подошли практически вплотную к стене, удалось разобрать, что между карнизом и перегибом склона в нескольких местах есть пространство.

Тем временем, погода портится, решаем не рисковать и встать на осыпном островке недалеко от начала перевального взлета.

День 13 (14.08.2021) м/н - пер.Спартакиада (2Б,5150,ос-лд-сн) - сев.отрог Заалайского хребта (5175) - пер.Спартакиада

Перевальный взлет, казавшийся очень крутым издалека, полностью выположился по мере приближения к нему, особенно в нижней части (фото13.1). Склон мелкоосыпной, двигаемся индивидуально, в средней и верхней части склона собрались плотной группой (фото13.2), но осыпь довольно устойчива. Двигаемся широким зигзагом по всему склону.

За перегибом выходим под карниз в мульду (фото13.3), в которой можно поставить лагерь. Не находим тура, делаем свой, но, начав траверс гребня, находим правильный тур с запиской (фото13.5). По плану мы должны были пройти немного по гребню в сторону пика Кызыл-Агын и встать там лагерем, поэтому, недолго пробыв на седловине, выходим на гребень в связках (фото13.4). Однако переменная облачность сменяется плотным покрывалом, усиливается ветер, начинает идти снег. За скальными выходами садимся, укрываемся тентом. Ветер становится очень сильным, валит снег, метель. В таких условиях идти вверх по гребню выглядит опрометчивым, а в точке местонахождения нет места для лагеря. Решаем вернуться назад (фото13.6), на перевал, и запросить уточнение прогноза погоды (предыдущий запрашивали за 2 дня до этого, обещали не идеальную, но ровную погоду). Ветер в мульде намного тише, тем не менее, качественно растягиваем палатки. Прогноз сообщает, что погода в ближайшие 2 дня будет ухудшаться. Решаем идти запасным вариантом, отказавшись от траверса, поскольку у нас и без того впритык пропитания из-за выпадения из графика.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100