Надежда Модестова, Снежинск
Фото: Надежда Модестова, Руслан Колунин, Анна Малышева

Хан-Тенгри с Севера, шаг за шагом

Часть 1. Учитель

Аэропорт «Кольцово», глубокая ночь, полтора часа до посадки в самолет. Багаж сдан, регистрация пройдена, вот теперь можно выдохнуть и в деталях рассмотреть, как волшебно сплетается полотно Жизни. Собирается из кусочков, метавшихся в неопределённости.

Работа. Весной и летом мы записали все интервью| начался монтаж – урывками посреди вала ежедневно прилетающих заданий. Набирались исторические и «пейзажные» фотографии. Тяжелый, но захватывающе интересный труд вылился в готовую статью об альпинистах нашего города (как 45 лет назад на Памире прикрепляли памятную табличку у вершины пика Васильева, 6100 м) и в готовую серию фильма на ту же тему – я оставила коллегам заготовку на конец августа. По идее, как раз к этому времени я должна вернуться из Гор… Всяко может случиться, но материалы сделаны. И самое главное - несмотря на все помехи, мне подписали отпуск в нужные даты. Ура.

Тренировки. Майский марш-бросок с Илюхой по лесным хребтам сквозь непролазные таганайские дебри (без троп). Мы встретили лосиху, потом наткнулись на загрызенную, но ещё не доеденную каким-то хищником косулю. Залепленные с ног до головы светло-зелёной пыльцой можжевельника, обезвоженные и на грани теплового удара, мы лезли и лезли по гигантским глыбам курумника, потому что надо было засветло успеть выйти к Метеостанции. Мы дошли - 30 км за 11,5 часов. Изматывающе, но дружно и незабываемо. В июне я поехала на Altai Ultra Trail – там оказались грязнущие тропы под дождём и снегопадом, глубокие броды, снежные перевалы… Борьба за попадание в лимит контрольного времени и дикое счастье, что успела - 75 км за 20,5 часов. Ещё был трёхдневный учебный курс по технике ИТО на скалах. Дополнительно – жюмаринг на 40-метровых отвесах, перестёжки, подгонка снаряжения для Высоты. Ну, и много беговых, конечно.

И вот теперь я на четыре дня раньше группы лечу в Бишкек, потому что знаю свой организм: если его взять и резко забросить на 4000 м (на такой высоте находится базовый лагерь «Северный Иныльчек»), он будет чувствовать себя очень плохо. Страдать и блевать. Это неприятно. Значит, надо приехать в Ала-Арчу, взять тяжёлый рюкзак, затащить его на стоянку Рацека, пожить там, погулять, подняться на вершину Учитель (4527 м) и только потом двигаться в сторону Хан-Тенгри.

Когда формировалась группа, я предложила всем желающим присоединяться к своему варианту предварительной акклиматизации. Энтузиазм проявила только одна девушка. Правда, ей явно хотелось избежать затаскивания на Рацека всего груза, с которым прилетела (почему – я поняла, только увидев объём пресловутой «косметички» и ощутив при этом себя девочкой-снайпером из какого-то сериала, которая подкрашивалась кусочком угля). Но тут наш гид Руслан выдал серию сообщений о том, что всё лишнее можно будет оставить в гостинице, а наверху жить и даже кормиться у принимающей фирмы «Ак-Сай Трэвел». Это существенно облегчало жизнь. Короче, я решила пока «выдохнуть» и не напрягаться, потому что что «сурово пахать» всегда успеем.

27 июля 2021 г., вторник
В 04 часа утра в аэропорту «Манас» люди в белых защитных костюмах проверили у всех прилетевших ПЦР-тесты или справки о наличии прививок от COVID-19. Пограничный контроль, выдача багажа, и вот уже на выходе из дверей вижу в толпе таксистов высокого мужчину с табличкой, на которой написано моё имя. Принимающая сторона работает чётко.

Ещё темно. Едем в гостиницу забирать Ольгу. По пути водитель рассказывает, что в Ала-Арчу отвезёт нас он же и сразу, а до тех пор у меня есть сколько угодно времени («Да можете не торопиться!..»), чтобы перепаковать вещи и оставить то высотное, что на акклимухе не нужно.

Парню на регистрации в отеле тоже ничего объяснять не пришлось, он сразу повёл меня в номер, где живёт Оля, причём сказал, что лишние вещи мы с ней можем оставить прямо в этой же комнате. Постучали. Познакомились. Пришлось отказаться от любезного приглашения принять душ с дороги (а смысл? Сейчас только и начнём потеть…). Быстро-быстро перетасовали снарягу. Я оставила палатку, но взяла пуховку, варежки и даже высотные ботинки, т.к. хорошо помню, в какую дубачину приходится вылезать по утрам в Арче, особенно когда выпадает снег.

Выехали из гостиницы в 06:10 и через 45 минут уже выгрузились там, где кончается асфальт, - у ворот природного парка «Ала-Арча» (стоимость такси туда-обратно 35 долларов с носа, расчёт позже через фирму). До чего свежий воздух!.. Ещё прохладно, небо ясное. Может, успеем хоть часть подъёма одолеть до жары?.. Оля говорит, в Бишкеке вчера было +42. Нарочно идём медленно-медленно, вообще «не убиваясь». Выше камня «Разбитое сердце» увидели зайца. Он даже согласился сфотографироваться. Длинные уши забавно просвечивали розовым против солнца. Раньше я здесь зайцев ни разу не видела. Зато однажды, тоже ранним утром, мы с Солнышком крадучись обходили змею, которая разлеглась греться посреди тропы (дома, исследовав справочники, я пришла к выводу, что встретили мы щитомордника. Но это не точно).

Стараюсь держать график 40 минут хода и 10 минут отдыха, но это не догма. Спешить некуда, весь день впереди. Делаем длинные привалы у Водопада, потом над скользкой плитой-перелазом, у долгожданной таблички «Конец толкания». И вот они открываются, такие любимые: Байчечекей, Корона, Рацека, Бокс, морена, ручей с водопадом, тренировочная скала. Сколько железных домиков здесь понастроили!..

Финишируем у каменной хижины. Общее ходовое время 05 часов 05 минут. Очень даже нормально. Так-то я планировала ползти 7 – 9 часов, если будут рюкзаки по 30 кг, но сейчас груза намного меньше.

Время 12:10. Высота по GPS в часах 3379 м. Узнаём, что дежурных зовут Нина и Вова. В горы добралась цивилизация: на первом этаже хижины целое кафе, где мы приземлились отдохнуть и выпить по чашке растворимого кофе. Проживание в хижине стоит 500 сомов (двухэтажные нары с матрасами). Селимся на три ночи. Можно ходить на завтрак, обед и ужин (600 – 700 сомов). У меня в планах питаться самостоятельно, т.к. знаю, что в первые дни акклимухи почти никакая еда не полезет. Так что за 400 сомов купила баллон газа – более чем достаточно. На обед растворимая лапша «зашла» очень даже нормально. Продукты подвешиваем на гвозди (мышей пока не видно, но в хижинах они всегда водятся).

В 14:30 налегке пошли прогуляться, чтобы набрать еще сколько-нибудь высоты. Хотели до хижины «Наука» или до маленького озера, но угодили в такой туман, что потеряли тропу и заплутали среди морен. GPS гонит какую-то фигню. В общем, 01 час 15 минут побродили и за 45 минут вернулись.

Самочувствие у обеих нормальное. Даже прикинули, а не дёрнуться ли на Учитель прямо завтра (хотя гора запланирована не на второй день, а на третий). Утром видно будет. Спокойно жду, когда придёт горняшка и начнёт «плющить и колбасить», но пока всё терпимо, лишь тупая головная боль.

В 18:00 укладываюсь в мешок, потому что полтора суток без сна – это всё-таки утомительно.

Ала-Арча

28 июля 2021 г., среда
Будильник сработал в 04:40. Оля чувствует себя плохо (болит голова), так что продолжили спать. В 07 часов сварила гречку, удалось ее даже съесть. Залила термос горячей воды.

В 08:45 вышли в сторону Учителя с целью «сколько пройдём, столько пройдём». Сегодня переменная облачность. Прогноз обещал, что погода испортится через два дня. Хоть бы продержалась!..

Прошли 1,4 км за 04 часа. Поднялись до высоты 3882 м по GPS, посидели полчаса. Снизу подошли шведы, мальчик и девочка. Они хотели на вершину, но двигались настолько тяжело, что было ясно: не успевают. Предупредили их, что, если облака станут темнеть, нужно сразу валить вниз, потому что Учитель – одна из преобладающих вершин, к тому же очень открытая, на ее склонах опасно находиться в грозу.

Мы пошли вниз, а шведы ещё какое-то время упирались, но тоже развернулись максимум на 4000 м. Маловато нам высоты удалось набрать. Зато самочувствие улучшилось, голова больше не болит, только изредка покруживается с лёгким нарушением координации.

Пообедали, около 14 часов отправились на край ущелья искать сотовую сеть. Нет, не ловится.

Вечером гуляла по гребню морены. Вдруг – звук удара. Не камнепад, а как будто палкой о пустой кувшин. Это два горных козла! Стукнулись рогами, потом ещё раз, а через минуту принялись мирно щипать траву возле чьей-то палатки (из которой жилец выскочил, напуганный звуком битвы). Людей на Рацека мало, животные гуляют смело. Шведская девчонка умиляется маленьким козляточкам.

Снизу потянуло плотную тёмную облачность. Господи, только бы успеть завтра на Гору!..

Возле хижины до самого вечера громкие разговоры и смех – иностранцы, в основном, спать не торопятся.

Корона

29 июля 2021 г., четверг
Чтобы успеть застать погоду, встали в 03:40. Попили чай, собрались, в 04:45 вышли. Необыкновенно тепло - даже в такую рань!.. Первые полчаса шли с фонарями, а потом тропу на подъёме по 1Б уже стало видно. Классно, что Ольга тоже нормально относится к ранним пробуждениям и стартам – никакого недовольства и разногласий. Идём всё так же не спеша.

Большая разница со вчерашним днём – очень сильный ветер. Чем выше, тем холоднее. Пришлось надеть и утеплённую курточку, и штаны ветрозащитные, и даже плащ-дождевик, да ещё варежки. Иду и удивляюсь: раньше предвершинный склон выше жандармов был снежным, а теперь повсюду сыпуха. Живой пример того, как климат поменялся.

На вершине Учитель были в 09:35. Альтиметр в часах бессовестно врал, будто высота 4479 м, хотя с новичков помню, что здесь 4527 м. Грабёж!.. Посидеть бы подольше на завоёванной высоте, но от штормового ветра укрыться негде, он сгоняет нас вниз. Вот тут-то, после разворота, мне сильно сдавило голову, стало подташнивать. Нарочно сдерживаю шаг, иду помедленнее, чтобы внутричерепное давление успевало адаптироваться к сбросу высоты (я принадлежу к тому статистическому меньшинству альпинистов, у которых в случае очень быстрого спуска состояние не улучшается, а резко ухудшается| но так только до тех пор, пока нет акклиматизации, зато потом всё как у людей). И вообще, раз не удалось посидеть на вершине, попробуем провести как можно больше времени в движении выше 4000 м.

Возле жандармов встретили вчерашних шведов. Выглядят гораздо бодрее, идут в нормальном графике – другое дело! Всё-таки при нулевой акклимухе на второй день рано штурмовать одну из самых высоких «единичек» бывшего Советского Союза. К хижине Рацека мы спустились в 14:45. Здесь жарко. Я остановилась у ручья, чтобы умыться и остудить ноги. Неожиданно Оля сообщила, что хочет сразу бежать вниз, вызывать такси и ехать в Бишкек, чтобы поработать в интернете. В моём плане акклиматизации ещё одна ночь на высоте 3300 м, так что мы прощаемся до завтра. Иду заваривать лапшу.

…Всё подогнано. Маленькая титановая кружка с двумя складными ручками как раз вмещает горелочку MSR Pocket Rocket в пластиковом чехле, зажигалку и силиконовую салфетку-прихватку, а сама удобно влезает в большую кружку 0,8 л из хозяйственного магазина. Под ободком кружки по моей просьбе папа пробил два отверстия и приделал высокую отгибающуюся дужку. Потом я в нужных местах подмяла круглогубцами крышку, чтобы монтировалась с дужкой. Большая кружка работает миской для еды, а также кастрюлькой хоть для горелки, хоть для печки-щепочницы. Смотрю на голубое пламя, на самодельную дужку… …Сегодня на спуске думала о том, как менялось восприятие Учителя. Сначала это была самоцель – моя первая Гора в настоящем альпинизме, и надо дойти, хотя туман, колючий снег в лицо| любой ценой доползти, хотя мутит и рвёт| ведь это, наконец, 1Б, без неё дальше никуда не возьмут!.. В следующие сезоны Учитель стал просто акклиматизационной горой. Ходила в разном настроении – от злого и ревнивого «превзойти конкурентку, показать себя» до мирной ровной «пахоты ради акклимухи». Однажды с пацанами с ак-саевских сборов акклиматизировались траверсом Учитель – Байчечекей, 2Б (ну и умотались без привычки за много часов на четырёхтысячном «заборе»!..). И с Солнышком не раз вместе поднимались давным-давно…

Вид с вершины Учитель (4527 м)

Сегодня там снова было по-рабочему хорошо и спокойно. И красиво. До чего же красиво на Вершине! Все горы вокруг «лицом к лицу». До чего же вы крутые и вечные! До чего остро это чувствуется оттого, что с любимым вместе уже не сходить, ничего сложного не пролезть, и в моем организме тоже ощутимо пошёл «обратный отсчёт» (сдаваться не собираюсь: борюсь и лечусь), и думается почти без печали: «Неужели это всё больше не для тебя?.. Неужели впредь только «пешеходки»?.. Что ж, даже если так, всё равно – ГОРЫ!!!»

Остаток дня гуляю по морене. Любуюсь. Прощаюсь…

30 июля 2021 г., пятница
Финальная ночь в хижине Рацека. Встала в 04:40. Попила чай из термоса, сгрызла козинак. Максимально тихо упаковала вещи (в дальнем углу спит инструктор, который работает индивидуально с клиенткой). В 05:50 открыла входную дверь – а прямо перед хижиной огромный козлище с рожищами! Сфотографировала. Он даже ухом не повёл. Вокруг ни звука, ни движения. Всё укрыто плотным облаком.

Здесь, в этом облаке, - невидимый и пустой, на время оставленный жильцами маленький железный домик. Здесь большую часть года обитает инструктор Дмитрий Павленко. С девушкой Светой, которую без «корочек» и бюрократии довёл от «двойки» до «пятёрок» и «шестёрок». Эти люди оставили «блага цивилизации», последовали зову сердца и ходят красивые сложные маршруты «для души» (ну, и зарабатывают на обучении курсантов, конечно).

Сколько девчонок во все времена могли только мечтать о чём-то подобном?!. Как я их понимаю, потому что сама была фанатично одержима. Но много чего не хватило для выдающихся достижений. Каждому своя судьба.

«Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи –
Вверх, до самых высот».

Завидую ли я тридцатилетней крутой альпинистке?.. Честно? Случись такая история на 15 – 20 лет раньше – вероятно, сгорала бы от зависти. А сейчас уже нет. Опыт самостоятельных решений и ошибок полезен – отлично инстинкты оттачивает. Здесь, на месте, лишний раз убеждаюсь, что круглогодичное житьё на Рацека – штука суровая, что от внешней романтики до реальности – сто вёрст лесом. Просто хочу, чтобы человеку, которого считаю нашей «одной крови», было счастье. Долго ли, коротко ли, сколько судьбой отпущено – счастья в Горах на всю катушку!..

Иду вниз. Оглядываюсь. Прощаюсь. Горы закрыты. Вчера нам подарили погоду для Вершины. Бог даст, ещё свидимся, Ала-Арча, моя первая любовь!.. Спускаюсь с треккинговыми палочками осторожно, медленно, берегу колени и связки. Снизу натягивает грозу, в 08:40 раздаётся первый гром. После камня «Разбитое сердце» с неба закапало. Остановилась, надела плащ, чехол на рюкзак. Дождь – сразу как из лейки.

На автостоянке была в 09:30 (спуск занял 03,5 часа – тихим спокойным шагом, но быстрее расчётного времени). Выбросила в ящик мусор, который принесла сверху. Спряталась от ливня под навесом. В 11 часов приехал джип от «Ак-Сай Трэвел» и забрал меня в гостиницу «SK-Hotel». Заселили в тот же номер, где живёт Оля и где хранятся наши с ней вещи. Наконец-то горячий душ, стирка.

К вечеру в гостиницу съехалась вся группа, кроме участника Александра, который после пика Ленина отдыхает на Иссык-Куле и присоединится к нам через неделю. А пока нас 10 человек: гиды Руслан и Анатолий, участники Анна, Мирослава, Ольга, Надежда, Владимир, Андрей, Виктор, Евгений. В 18:30 всей компанией отправились в «Шашлычную №1» на ужин-знакомство. Среди нас даже парашютисты есть!.. Руслан про каждого рассказал в двух словах, какой имеется горный опыт. Меня что-то явно перехвалил, назвав «монстром ещё старого альпинизма» (догадалась, что, если он всех приукрасил в той же мере, значит, ничего сверхъестественного, люди как люди).

Wi-Fi – наше всё!

Часть 2. Северный Иныльчек

31 июля 2021 года, суббота
Ночь в гостинице «SK». Утром допаковали багаж, с собой в ручную кладь – документы, купальники, воду, тёплые флиски. В 07:45 принесли завтрак прямо в номер: кофе, большую тарелку омлета и бутерброд… с помидорами. Потом мы вынесли вещи, погрузили в бусик, в 09:30 поехали.

Зарулили за коньяком, а ещё в офис «Ак-Сай Трэвел», где нам вручили подарочные сумочки с баффами, тонкими шапочками и другими приятными сувенирами. Останавливались на обед в кафе и на купание возле Иссык-Куля. Единственный кусочек берега, не застроенный отелями, - дикий пляж, вход в воду и выход – почти ползком, перебираясь в позе краба через крупные колючие осклизлые камни. Вода у берега тёплая, на глубине – прохладная. Заплыли замечательно.

В 18:30 быстро и организованно прошли кыргызско-казахский погранпост, а минут через 15 приехали в посёлок Каркара, на базу. Первым делом каждого поставили на большие, как на складе, весы вместе с его полным грузом (например, я + рюкзак = 83 кг). У нас, «полнопакетников», багаж считается безлимитным, но вертолётчикам важно знать, какая ожидается загрузка. Заселились по двое в большие жёлтые палатки-полубочки, где можно стоять почти в рост, чуть пригнувшись. Наша с Олей - №11. Внутри два матраса, лампочка и розетка.

В 19:30 ужин в капитальном здании столовой. Шведский стол: вкуснейшая куриная отбивная, салаты, пирожное-рулет и прочие деликатесы. Всё это на керамической посуде, а столы скатертями покрыты. За палатками – тёплое здание туалета со стерильно белыми унитазами и работающим смывом (аж четыре отдельные кабинки!)| раковины, зеркала, краны, горячая вода… У меня культурный шок: что за гедонистический альпинизм?!. Руслан смеётся и говорит: «Привыкай!».

Приятно, спору нет. Хотя моя концепция другая: если умеешь жить в суровых условиях, то от внезапной роскоши получишь особое удовольствие. А вот кто привык исключительно к повышенному комфорту, тот с «пониженным» может просто не совладать. Думаю, спартанцем быть выгоднее. Впрочем, жизнь рассудит.

Готовимся к вылету из Каркары

01 августа 2021 г., воскресенье
Ночью очень сильный ветер. Вылезла прогуляться в 02:30 – ясно, звёзды. Молюсь, чтобы небо осталось чистым.

Нашу группу записали на первый рейс, поэтому завтрак в 05:00, снова сказочная вкуснятина. И успела зубки почистить горячей водой. В 06:05 взлетели на белом вертолёте Ми-8 с гербом Казахстана. У меня это первый раз в жизни!!! Захватывающе. Оглушительно. Уши закладывает от воя и от набора высоты. Вопреки «страшилкам», не укачивало. Всех нас заранее предупредили, что лететь нужно в очках, чтобы на высадке глаза не посекло каменной крошкой из-под винтов.

В 06:45 приземлились на ледник Северный Иныльчек. Возле посадочной площадки, обнимая рюкзаки и прижимая их ко льду, лежала, не поднимая голов, «встречная» группа, которая возвращается на Землю. Винт молотил, не сбавляя мощности (наверно, если заглушить, то на высоте 4000 м машина уже не взлетит). Мы выпрыгнули, парни быстро выкинули наши вещи и имущество альплагеря, загрузили отъезжающих с багажом. Теперь уже наша группа, словно перенимая эстафету шаманского обряда, повалилась лицом вниз и лежала, пока волшебная белая стрекоза не поднялась над ледником и не двинулась вниз по долине. Ура. Получилось. Слава Богу, мы без задержки прибыли в базовый лагерь. Можно выдохнуть и оглядеться.

Небо ясное, утреннее солнце ослепительное. Длинный, но по виду не очень широкий ледник, присыпанный каменной крошкой. Тёмная морена, по ней на разных уровнях разбросаны жёлтые и зелёные палатки-полубочки «RedFox», такие же, как в Каркаре, и тоже на деревянных настилах. Ещё стоят длинные «штабные» палатки (раньше такие носили прозвище «Анаконда»), несколько флагов на высоких шестах с растяжками. И не сразу решаюсь поднять голову, вглядеться в две ближайших горы, те, что сразу за ледником. Отсюда они выглядят почти равными по высоте. Правая, снежный «треугольник», - это северная сторона пика Чапаева (6100 м), а левый, скальная пирамида, – Хан-Тенгри (7010 м). Близость его – конечно, иллюзия. Разум всё понимает и запрещает глазам верить в оптический обман. До чего же это грандиозно…

Начальник лагеря – девушка Анара, она же доктор (по слухам, каждое утро совершает пробежки вниз и вверх по леднику). Здесь весь сезон живет бригада работников кухни, а еще гиды, которые устанавливают промежуточные лагеря, время от времени проверяют и обновляют верёвки на маршруте.

Нас с Олей поселили в палатку №45. Сразу заметили, что настил пошатывается. Оказалось, его углы опираются на хилые стопочки из камней. Занялись строительством, Женя подключился помогать. Натолкали камней под настил, укрепили углы, стало не так страшно, что жилище съедет с пригорка вместе с нами. Заодно обнаружили, что морена – это не морена, а всё тот же ледник, только запорошенный песком, да ещё камни в «жилой» части крупнее и лежат толстым слоем.

Взгляд снова и снова притягивается к Горе. Видно, как маленькие чёрные точки медленно-медленно ползут по снежному гребню между Лагерями-1 и 2, отбрасывая на склон длинные штрихи-тени. Самих высотных лагерей даже и не различить снизу. Вот это масштабы, вот это мощь…

Ребята у нас общительные, весёлые, многие любят пиво и кофе. Кто ранее знаком между собой, говорят, что Аня – «погодный талисман»: где она, там благоприятные условия. Наверно, все мы «заказываем» погоду, каждый по-своему. Кстати, сейчас, если нет ветра, то даже жарко.

В 13 часов звонкий гонг позвал на обед. Вкусная куриная лапша, салат (одна большая тарелка на 4 человека), второе – рис и овощи с курицей. Еду разносит официант в большой палатке-столовой. Когда собираешься сесть на табуретку, главное – убедиться, что ножки не попадают в щели между досками настила. А когда кто-то проходит между столами, весь пол «играет», будто деревенские мостки над озером.

Сразу после обеда мы с Олей прогулялись до выхода на основной ледник, чтобы разведать первую часть тропы. Заодно где-то подправили туры, где-то сложили новые (в тумане пригодятся!). На леднике встретили поляка, пришедшего сверху. Он рассказал, что поднимался до «Петьки» (так часто в шутку называют плечо пика Чапаева) для акклиматизации, и наверху было три дня даже не снегопадов, а дождей. Весь промок и очень устал.

Сегодня Руслан выдал мне баллон газа, чтобы определить, какой будет расход с горелкой (у всех остальных джет-бойлы или MSR| Руслан, Анатолий и я собираемся жить наверху в одноместных палатках, остальные – по два-три человека).

Постепенно привыкаю к виду товарищей по команде в очках и шапках (кто есть кто). Некоторые пока не слишком бодры, испытывают головную боль и отсутствие аппетита, что абсолютно естественно. У нас с Олей Ала-Арчинская акклимуха работает. Чувствую себя отлично, одышка только при активных движениях. Стараюсь побольше гулять, хоть здесь особо негде. Вечером с Женей забрались на ближайшие холмики над лагерем «набрать высоту». Лишний раз убеждаемся, что всё это – тоже ледник. К ночи резко похолодало, но в спальнике с пуховой ногой хорошо, тепло.

Хан-Тенгри (слева) и Чапаева, вид из Б/Л «Северный Иныльчек»

02 августа 2021 г., понедельник
День отдыха и подготовки. Ясное небо закончилось, в вышине потянулись тонкие завитки перистых когтевидных облаков. Успела подзарядить фотоаппарат от солнечной батареи, которая висит на палатке наших гидов. После обеда стали надвигаться всё более низкие тучи, всё более мрачные.

Желающие погуляли через весь ледник под начало маршрута. В течение дня Руслан вызывал каждого, чтоб набирали лично себе продукты на выход. В основном, сублиматы, чтобы заливать кипятком без варки. Мне очень понравился такой подход: раз не планируется коллективная готовка, то и не будет ничьих внезапных капризов «хочу – не хочу», которые сильно утомляли в коммерческих экспедициях на пик Ленина.

Собираем себе завтраки, ужины, «карманные перекусы» вместо обеда. Пойдём на 4 дня, но гид советует продуктов брать на 2-3 дня, чтобы не таскать лишнего туда-обратно, т.к., по его опыту, в первые дни почти никто ничего не может есть. Увидела флаг с эмблемой ФАНСО: новосибирцы здесь. Анара сказала, что их около 17 человек в Лагере-2. Вечером кто-то пришел. Присматриваюсь. Вроде, Андрей его зовут (мы лично не знакомы). Подошла, спросила. Оказался очень разговорчивым, сообщил, что ходили на акклём до Чапаева, провели по две ночи в первом и втором лагерях. Что еда наверху вообще не лезет, а хорошо идёт «кола». И что от Лагеря-1 до Лагеря-2 они поднимались 10 часов. Моя попытка передать привет общему другу наткнулась на облом: «Мы уже 10 лет порознь». Что ж, бывает…

Часть 3. Азиатское “pole pole

Подход к маршруту

03 августа 2021 г., вторник
Проснулась среди ночи оттого, что по палатке шуршит. Снег или дождь? Вылезла – точно, снег. Уже лёг на землю тонким слоем. Эх… Как же тропа? Лавинная опасность вырастет на первом участке. Пойдём ли? Или будем высиживать? На акклимухе можно и по плохой погоде снег топтать…

Видимо, под влиянием снегопада остаток ночи снился страшный сон, будто умер кто-то из наших старых туристов-альпинистов. Боже, сохрани всех друзей!..

Встала в 06 часов, переодеваюсь в тёплое термо, готовлюсь. В 09 часов, несмотря на низкую облачность и небольшой снег, прилетел тот же белый казахский вертолёт, забрал взошедших и заболевших, привёз новых и разный лагерный груз. Сразу после – завтрак. Давали 1 яйцо и 2 маленьких сосиски (о таком меню наши ребята вчера просили). Вкуснее, чем каша.

Не спеша дособирали рюкзаки, около 10:30 вышли в сторону Хан-Тенгри. Сначала – разведанная тропа с турами. От палки с консервной банкой на верхушке – переход на ледник. Встречаются «овраги» - крутые скользкие откосы, где в ботинках идётся на грани фола (на одном таком месте Руслан даже перенёс рюкзаки мне и Мирославе, а Женя всем подавал руку сверху). В ледовых берегах мчится река, переходим её по доске. Перед началом подъёма надели обвязки и кошки.

Первую часть снежного склона идём с палками. Восстанавливаю рефлексы: как ставить ногу, как улучшать ступени, чтобы пальцы не задирались вверх и не грузились ахиллы. Выше уклон возрастает, начинаются перила. Часто разруливаемся со встречными, которые идут на спуск. Длинный снежный траверс влево, тоже с «направляющими» перилами. Над головой видны карнизы с гребня, трещины, пара следов от скатившихся лавинок. По пути проходим снежные мостики над провалами, острый узкий гребень, а под финиш – участок крутых перил. Если не загонять дыхание, то идётся нормально, хоть и не быстро. Как неустанно повторяли гиды на Килиманджаро: “Pole pole!”. Здесь принцип тот же.

В 15 часов мы были на гребне с пологим участком камней и снега. Это Лагерь-1. Все каменные площадки заняты палатками. Руслан показывает, кому где селиться на снегу. Мою палатку он наругал за большую занимаемую площадь (за счёт самодельной юбки) при малой вместительности (для двоих слишком тесная).

Самочувствие хорошее. И есть-то хочется, хотя пугали… Набрала чистого снега, топлю для термоса в большой кружке с дужкой. На ужин у меня лапша «Роллтон», кисель и половинка батончика “Nutts”. Подклеила пятки широким пластырем для профилактики, чтобы завтра не натереть на крутом подъёме. Часы показывают высоту 4447 м. От ледника поднимались около 04 часов (от базы, наверно, около 05 часов с учётом всех остановок).

В 17:30 начался сильный снегопад. Вечером вылезала откапываться. Слава Богу, мы успели пройти лавиноопасный участок! Выше – гребень и перила. Но вот сейчас их плотно заносит…

Лагерь-1

04 августа 2021 г., среда
Среди ночи снова вылезла и откопалась. Спалось хорошо, даже показывали цветные сны, будто друзья-скалолазы почему-то поздравляют меня с днём рождения летом (а по правде он зимой).

В 06 часов пришло солнце, лагерь завозился. Где-то лавина прогремела. Газовый баллон после ночи в спальнике зажёгся легко. Завтрак – растворимое пюре с печенью и зелёный чай. Кто-то из соседей запускает дрон. Летает и жужжит нездешним звуком. Среди большой компании здесь серьёзные кинооператоры с профессиональным оборудованием и даже целый арабский принц с личным гидом.

Выходим не рано, после 09 часов. Сначала жарковато и солнечно. Выше 5000 м усилился ветер. Иногда заметает. Чем выше, тем холоднее. Через несколько часов познала ужас застревания в «пробке» на перилах: пять шагов вверх – пять минут стояния. Ждать из вежливости становилось всё более невыносимо. Хотела утеплиться штанами-самосбросами, но на морозе у них заклинило молнию. Для меня это приводило ситуацию на грань аварийной. Поэтому, когда ребята наконец-таки пошли на обгон, я присоединилась к ним. В движении кое-как согрелась, но обнаружила, что силы за время стояния как-то незаметно кончились, будто растаяли.

Андрей на подъеме к Лагерю-2

Пришли в Лагерь-2 практически в сумерках. Здесь очень холодно, и снегу 15 см навалило. Ногами и пластиковой досочкой очищаю место для палатки. Одышка сильная. В стороне дядечка из украинской команды роет лопатой ямку для туалета (и себе активная акклимуха, и всему обществу польза). Увидев мои полудохлые движения, подходит, в два счёта помогает разгрести снег. Мой мозг, занятый только тем, чтобы дышать и совершать элементарные действия, всё-таки успевает разыскать в своих дебрях нужное слово:
- Дякую!.. Так, правильно?..
- Будь ласка! - весело отвечает сосед и возвращается к своей работе. Безжалостный ветер за ночь оставит от его постройки лишь малую часть...
Руслан говорит: «Завязывай с туристской хренью!» - насчёт того, что мой термос, по его мнению, слишком маленького объёма, а мою палатку на штурмовой выход тащить нерационально. По моей просьбе он за несколько секунд привёл в рабочее состояние заевший замок на самосбросах. Ура! Дальнейшее восхождение спасено (всё, отныне буду их носить без разъёма, как обычные брюки!). Вручил взамен моего свой литровый термос (чай с лимоном) с указанием за ночь весь выпить. Пью потихоньку. Смогла погрызть колбасы, больше ничего не хотелось.

В этот день зажюмарили 5 км перил (но это не точно: как выяснилось уже дома, часы в режиме экономии батареи рисуют странную зигзагообразную траекторию) за 10 часов 20 минут. Высота по часам 5283 м (опять враньё в меньшую сторону!).
05 августа 2021 г., четверг
Просыпалась, пила из Русланового термоса почти через силу. Вылезла в 01:30 – звёзды!

Утро ясное. Звуки пробуждения Лагеря-2 начались опять в 06 часов. Заварила растворимую буржуйскую овсянку с черникой. Обратно обменялись термосами с гидом. Залила свой. Что-то Русланчик драматизирует, мне мои 0,7 литра в самый раз, после переходов даже остаётся недопитая вода. Выставила кошки на солнце, чтобы оттаяли ремешки.

Собрались по готовности, вышли в 10 часов с группой Г. Кочеткова (мы – налегке в радиалку, а они сразу с грузом идут через Чапаева в Лагерь-3 то ли на 5800, то ли на 5900 м). Сразу начались перила – перила – перила… Сначала круто по снегу, потом пошли скальные пояса. Местами каменная разруха (хорошо, что крепко схваченная льдом), там параллельно висят иногда несколько верёвок – вот и гадай, какая из них целая, а какая о выступы почти перетёрлась (снизу-то не видно!). Повреждённой может оказаться как явно старая, так и по виду совсем «свежая» верёвка. Стараюсь лезть на ногах и сильно перила не грузить.

На переходе Лагерь-2 – п. Чапаева

Женя со всеми в радиалку не пошёл, остался в Лагере-2 на 5500 м. Мирослава развернулась сразу перед скалами. Остальные дошли до Северной вершины пика Чапаева. Причём Руслан тропил одним из первых с грузом соседской команды, который забросил для ребят в Лагерь-3 и снова влез на плечо Чапаева с обратной стороны по какой-то «страшной лестнице через бергшрунд», которую никто из нас пока не видел. Аня провела на вершинке, наверно, минут сорок и радостными объятиями встречала каждого доползающего. Мы сделали несколько групповых фоточек на фоне вершинной пирамиды Хан-Тенгри и развернулись на спуск по пути подъёма.

По часам до Чапаева получилось 3 км за 06 часов 25 минут. Garmin показал высоту всего лишь 6005 м вместо 6100 м, а в записи сохранил и вовсе 5943 м. Совсем мне не нравятся такие глюки. Наверху самочувствие было плохое (голова и живот). Налетела облачность. Все постарались свалить вниз побыстрее. Но тут второму гиду Анатолию пришлось объяснять двум участникам, как пользоваться спусковухами!.. На 6100 м!.. Мрак…

Я съезжала на «рогатой восьмёрке», вынесенной на короткий ус самостраховки. Ловила странное ощущение, словно наблюдая со стороны: голова тяжёлая и утомлённая, ноги заплетаются, но руки выполняют привычные действия «на автомате», чётко. Спасибо всем годам альплагерей...

В Лагерь-2 спустилась в 19:20. Аня и Мирослава напоили чаем. Есть не могу. Закуталась в спальник со всеми сырыми носками и стельками, заснула. Туман, снегопад.

Подъем на плечо п. Чапаева (6100 м)

Часть 4. “Yмyт” – «Надежда»

06 августа 2021 г., пятница
Проснулась в 06:10. Туман, холодно. Проблема со зрением – пелена перед глазами никак не проходила пару часов («зайчиков» что ли вчера нахваталась?..). Сегодня надо спуститься с 5500 сразу в базовый лагерь «Северный Иныльчек». А все дни снег шёл. Наверняка нижний склон так и не очистился, а только нагрузился дополнительно. Господи, спаси и сохрани!..

Начали спуск по более-менее приличной погоде. Десятки верёвок дюльферов с рюкзаком… Вспоминаю, как мы здесь поднимались. Даже вспоминаю, какие из верёвок хорошие, какие рваные. Кое-где на спусковухе ехать невозможно, т.к. навстречу уже люди поднимаются. Тогда иду на двух скользящих карабинах (реже – на узле UIAA), захватив в горсть целый пучок перил. Аккуратно расходимся с перестёжкой, с пожеланиями удачи. Физических сил на такой спуск тратится гораздо больше, но теперь они, эти силы, снова вернулись.

Через пологий нижний ледник со скользкими оврагами прошла в кошках – гораздо надёжнее, безопасно и удобно. На базе была около 14:30, а Вова, Аня и Женя чуть раньше. Они первым делом заказали в столовой (сверх «пакета») овощную нарезку, сосиски и паштет. Казалось бы, самые простые овощи, а до чего вкусовые рецепторы им обрадовались!..

Бутылочка «колы», заранее выданная каждому перед выходом, дожидалась в палатке. Прежде на неё смотреть не хотелось, а теперь залпом пьётся.

Днём пошёл снег и валил до самого вечера, но вся оставшаяся часть группы добралась благополучно. В 18 часов ужин: салат из морковки с чесноком + гречка с баклажанами. Много, доесть не смогла. Видать, на высоте желудок съёжился.

Периодически ходят слухи про баню, но не стала ничего ждать и устроила себе в палатке полную «гигиену» влажными салфетками. В 19 часов всё-таки открылось подобие «помывочной» с горячей водой от генератора – обитый жестью сарайчик с щелями в полу, из которых несло такой стужей, что я просто облилась горячей водой из ковша и умчалась оттуда поскорее. Здоровье дороже.

За ужином гид Анатолий поднял тост «за команду». Он на коммерческом восхождении первый раз, но обстановка в группе ему нравится.

07 августа 2021 г., суббота
Проснулась в 06:50. Солнечно. Ослепительно бело. Всё заледеневшее. Какой же холод был в верхних лагерях?!. Солнце начинает греть, с крыш палаток съезжают пласты снега. Со свистом крыльев летит чёрная галка, тащит в клюве какую-то добычку… Здесь со мной цветная непальская шапочка, кружка с дужкой, ещё пара маленьких, но дорогих сердцу предметов – то, что хранит добрую энергетику любимых, самых близких. Я не покупаю интернет и не пишу по электронке: «в нашем лесу» с модными технологиями никто не дружит. У нас каждый уехал – значит, уехал. До конца экспедиции, сплава, похода. До возвращения - отдаём друг друга на сохранение Высшим Силам.

День отдыха. Заштопала тонкие оранжевые перчатки и шерстяной свитерок (протёрся под горлом). Хорошее медитативное занятие. В ледяном ручье стирнула вещи. Сушилку для них сделала под тентом палатки, натянув грузовые стропы.

Участникам выдали вторую порцию «колы». На первой моей бутылке написано “Yмyт” – «Надежда». Символично, аж приятно… Глянула на новую, ещё не начатую – “Кyлky” – «Веселье». Ух ты!.. Пусть остаётся на потом.

После 18 часов поднялся холоднющий сильный ветер, тянет из ущелья вверх чёрные тучи. Гору закрыло, посыпал дождь. Похолодало очень резко. К ночи – снег.

На ужин картошка с курицей и по два кусочка запечённого баклажана с помидором. Очень вкусно, но вскоре разболелся живот. Спала очень плохо. Где-то обвалы гремят, вот только, вроде, не с нужной стороны. Хан-Тенгри пока не очищается. Много снега там накопилось! Страшновато… Заметила боль в левом ахилле. Надо будет подстраховать связочки, чтоб отдохнули.

Хан-Тенгри_ вид из Б/Л «Северный Иныльчек»

08 августа 2021 г., воскресенье
Международный день альпинизма. Второй день отдыха. Второй день почти у всей группы проблемы с желудком. Хоть и старалась быть поосторожнее с питанием, чтобы безопасно подвестись к ограниченному рациону на Горе, но что-то где-то пошло не так. Ребята считают «виновным» солёного толстолобика, которого грызли с пивом| однако мучаются и те, кто рыбу не ел. Раньше мне встречалось на сайтах упоминание про «диарею базовых лагерей» - из-за того, что плохо моют посуду. Вот и нас, похоже, настигло…

Подзарядила часы от “powerbank”. Фотоаппарат тоже заряжается, а фонарь не хочет. Оля дала свой аккумулятор – фонарь зарядился. Не понимаю, в чём дело.

В 08:40 прилетел вертолёт, на нём наш оставшийся участник Александр (с акклимухой на пике Ленина, 7134 м). Видимо, храбрый товарищ. Мне кажется, после недельного расслабона (Иссык-Куль, арбуз, шашлык-машлык) организм может отказаться гнать себя обратно в пяти- шести- и семитысячные снега, да ещё и по гораздо более сложному маршруту, да ещё и без разведки, сразу на штурм. Если, конечно, ты не горный гид, работающий в режиме подобных «качелей» большую часть года. Но это чисто моё субъективное мнение…

Руслан на леднике провёл занятия с теми, у кого слишком медленно получалось работать на перилах.

В районе полудня тревожные новости с «Южного Иныльчека»: спасатели пошли помогать терпящей бедствие группе на пике Победы, но попали в тяжёлую ситуацию сами (один из них оборвался со снежным карнизом и погиб – подробности мы узнали гораздо позже). А на Хан-Тенгри с Юга на вершину взошла семейная пара, и вдруг на спуске у мужчины предположительно случился инсульт. Жена остаётся с ним где-то на 6700, держит связь по рации с «Южным»| видимо, ещё надеется… Спасотряд в пути, но доберётся не скоро, «золотое время» утекает. Женщине говорят с Базы: «Выруби площадку, чтобы вы не висели, и ни в коем случае не отстёгивайся от верёвки!..» Ужасное положение… (на следующее утро пройдёт слух, что обоих вроде бы нашли живыми). К нам по графику движения собрался присоединиться Азат из Уфы. Разговорчивый и колоритный дядечка, лет 45, в футболке марафона «Белые ночи». Лицо кажется смутно знакомым… Раньше я считала, что Азат в команде с украинцами (с ними ехал в автобусе и тусовался здесь), а оказалось, сам по себе «полнопакетник». Основной его собеседник в столовой – недавно прибывший француз, в профиль очень похожий на пилота «Формулы-1» Алена Проста в молодости (был такой чемпион мира в 1985, 1986, 1989 и 1993 гг.). У француза на ногах кроссовки «Hoka» - тоже намёк на возможную любовь к бегу на сверхдлинные дистанции).

На обед вчерашний борщ + салат из огурцов с помидорами + по 2 сосиски и странная пересоленная субстанция (говорят, это называется спаржа). Не рискнула её доедать, т.к. совершенно незнакомая пища. Проблемы с животами продолжаются, Анатолия совсем накрыло и жестоко выворачивает.

В «Северном» лагере мы почти одни, все команды либо в верхних лагерях, либо свалили через Вершину на Юг. Руслан предлагает и нам этот вариант: тогда не придётся после восхождения жюмарить с седловины-5900 обратно вверх через плечо Чапаева по крутой стенке, а потом дюльферять долго-долго. Маршрут с Юга технически проще, наш гид его знает, ходил там уже три раза. А лишние вещи с «Северного Иныльчека» без нас вывезут в Каркару вертолётом (за отдельную доплату).

Чувствую, что вернуться «по пути подъёма» сумею даже с учётом всех трудностей. Хотя изучить за одну экспедицию маршруты и с Севера, и с Юга – более чем заманчиво. Но ничего не загадываю. Сегодня у нас отдых – возможность просто лежать. Спать. Думать. Впитывать окружающий мир.

Расслабленность и одновременно готовность к действию. Кажется, это называется «алертность» - быть готовым к любому повороту событий, при этом ни о чём не беспокоясь и ничего не оценивая. Концентрация на том, что делаешь. Полное присутствие в моменте. Спать – значит, спать. Даже так.

…То ли недомоганием, то ли сегодняшней бедой с семейной парой навеяло вечером очень-очень страшный сон, в котором горе знакомых, друзей и слова прощальные были, а никого мёртвого всё-таки не было!.. Пусть Бог защитит и сохранит, пусть все будут живы!!!

Проснулась, вылезла из палатки. Ясная ночь. Над ледником Млечный Путь и столько звёзд ярчайших, что хочется плакать и кричать от восторга. Небывалая красота…

Господи, пусть всё будет хорошо!!!

Часть 5. В отрыве от Земли
09 августа 2021 г., понедельник
За ночь желудок чуть отпустило, и к утру сны стали бодрее, что-то доброе и дружеское про уральских скалолазов. Подумала, что придётся пропустить завтрак, чтобы снова не съесть бактерий и не ухудшить ситуацию перед самым выходом. А кушать хочется… Спросила у Руслана, что есть действующего в общественной аптечке. Дал «Лоперамид». Доктор Анара услышала наш разговор и добавила столовую ложку «Энтеросгеля». Лекарство со вкусом песка. Всё вместе, вроде, помогло. На завтрак яичница с сосисками.

Руслан договорился с командованием «Южного», что мы можем не тащить на штурм свои палатки, а пользоваться теми, что уже установлены в высотных лагерях (за доплату, конечно).

Наша команда перед штурмовым выходом из Б/Л «Северный Иныльчек»

В 10:30 из базового лагеря «Северный Иныльчек» стартуют все наши участники. Но без гидов: Руслан планирует сегодня завершить дела со сдачей груза, а завтра подняться сразу в Лагерь-2| Анатолий же чувствует себя настолько плохо, что вообще на Гору не пойдёт, а улетит ближайшим вертолётом. Вместо него будет другой «второй гид», из местных, он догонит нас на подъёме.

Сегодня идётся легче, чем на первом выходе, хотя груза много даже без палатки: все тёплые вещи, питание почти на неделю, газ… Мы поднялись по снежному склону, вышли к горизонтальным перилам – и тут остановилась Оля. Сказала, что дальше не идёт. Хотелось крикнуть: «Ну, ты что?!. Ты ведь уже прошла всю самую тягомотину, а завтра гребень, всё интересное!..» Но нельзя. Все мы взрослые и не первый раз в Горах. Агитировать нельзя. Если внутренний голос требует вернуться, значит, человеку надо именно так...

К Лагерю-1 оставшаяся группа вышла в 14:30. Расселились по двухместным палаткам. Теперь моим соседом по жилищу стал «новенький» Александр. А что за знакомая штучка у него на шее?.. Да это бафф Ural Ultra Trail в расцветке 2019 года! Показала Саше точно такой же шарфик на себе. Мгновенно нашлась куча общих тем, беговых впечатлений.

Горелки в нашей палатке на сей раз нет, на время одалживаем MSR у Ани. На обед растворимая лапша «Роллтон». Пришёл Азат, посидел с нами. Я сразу ему похвасталась, что в нашей палатке, оказывается, полный комплект «трейловых братьев». Азат, как ни странно для жителя Башкирии, где красивые горы, сказал, что лично он больше «асфальтовый» бегун.
После заката вдруг пошёл снег.

10 августа 2021 г., вторник
Всю ночь снег. В 06:30 он продолжается, видимость нулевая. К 08 часам, вроде, появились разрывы.

Отряд продолжает редеть: неожиданно собрались идти вниз Вова и Женя. Напрасно Анюта включает всё солнечное обаяние: «Ну ведь ты же можешь передумать!» - Вова, её товарищ по уникальным заграничным путешествиям, непреклонен. Вроде, и силы есть, но… Решение принято.

…Мысли читать не умею, могу только предполагать. Кажется, формулировка похожего состояния встречалась однажды в отчёте победительницы забега на 50 км: «Я не устала, я задолбалась». Ну, да... Холод, ветер, крутые снега, километры верёвок, гипоксия, непогода – всё это может «задолбать» ещё как. Особенно когда есть с чем сравнить, когда сеансы интернет-связи с «Землёй» не дают забыть о существовании параллельной реальности с кучей других интересных занятий, в которую довольно легко из этих условий выскочить. И на вопрос: «Надо ли мне такое на самом деле?» - каждый отвечает сам…

Свою мощную снеготаялку MSR на 1,7 л Женя оставляет нам с Александром. Вот это да… Ведь дорогущая вещь!.. Будем беречь и вернём в целости. С таким агрегатом высокогорный быт стал гораздо удобнее. Натопили снега, развели растворимую кашу, заполнили термосы.

Около 09:45 поднялся Руслан, и в 10 часов мы двинулись на следующий этап. Азат, вроде, хотел идти в нашем графике, но со стартом почему-то совсем не торопится, выходит на несколько часов позже. Странная тактика.

В Лагере-2 я была в 18:50. После жары первых трёх часов натянуло облака, потом вообще началась метель. Ступеней нет, тропу завалило сыпучей крупой. Шаг вперёд – два назад. Всё сильнее ветер.

На этот раз меня поселили к Вите с Андреем. Руслан дал нам рацию и задание наполнить все термосы кипятком, а сам пошёл обратно встречать Мирославу и Александра, которые далеко отстали.

Сидим. Рация на «прослушке». Не спим, ждём. Очень холодно, сильный ветер. По связи узнаём, что состояние у ребят нормальное, одеты тепло, просто очень медленно идут. Виктор ошарашил вопросом, я ли это выигрывала забег на 100 км (оказывается, он перед поездкой разведал всё про всех участников| сам тоже бегает трейлы – покороче и побыстрее). Андрей явно не ожидал ничего подобного от моей тощей персоны. Взаимно: он для меня тоже человек-вопрос, потому что, по собственному признанию, «выбрал маршрут с Севера, чтобы освоить работу с жумаром до того, как начнутся крутые скалы вершинной башни». Ну нормально, а?!?

Андрей говорит, что не понимает, как люди бегают марафоны. Отвечаю, что если лично он в состоянии монотонно идти столько часов, как сегодня, а теперь ещё в холодной тесной палатке один за другим кипятить «реакторы» с талым снегом, то значит, в голове необходимый склад мышления для марафона у него уже есть. Захочет – пробежит!.. Ребята прибыли в районе полуночи. Все живы-здоровы, слава Богу. Всю ночь ветер.
11 августа 2021 г., среда
Ночуем на 5500 м в Лагере-2. Палатку бьёт ветром. С потолка изморозь отваливается пластами и падает на лицо… Втроём валетом спать было тепло. Вот только сырость…

До чего же огромная Гора, на которую мы собрались!.. Господи, помилуй…

Вылезли около 08 часов. Солнце!.. Мирослава и Александр сегодня идут вниз (гид сказал, что таким темпом вершину им не одолеть), остальные – переваливать плечо Чапаева со всем грузом, кроме палаток. Осталось-то нас из одиннадцати: Руслан, Андрей, Витя, Аня и я…

Дальнейший путь – крутая снежная целина после метели. Первым довольно шустро ушёл Француз. Надо помочь с тропёжкой, а то и так уж на Гору лезем на всём готовом. Даже неловко. Душа не может смириться с таким положением вещей.

В базовом лагере я старалась уклоняться от философских бесед про будущее восхождение. Особенно когда глаза становились жутко торжественными. Да ладно, откуда пафос?!. Мы ведь здесь и сейчас – обычные «коммерсы», «клиенты». Те самые, от которых «правильные крутые альпинисты» воротят нос. (Да, пусть простые «коммерсы», но никто не запретит нам любить Горы и стремиться к ним – уж как умеем!!!) Наша задача – приехать сюда с достойным уровнем физической, технической и психологической подготовки, слушаться гида и не «подставлять» окружающих неправильными действиями.

Лишь однажды там, в базовом, не удержалась: в ответ на реплику «Мы тащим кучу железа!» высказалась, что реальную «КУЧУ» железа мы тащили бы на любое спортивное восхождение по тройке / четвёрке / пятёрке (наборы закладок, френдов, крючьев, буров, оттяжек, да ещё по нескольку верёвок на группу и всё прочее), а необходимые сейчас на провешенном маршруте жюмарчик, спусковушка, ледоруб, кошки и пять карабинчиков – это никакая не «куча»!.. Наверно, человека обидела (этакая злая нетолерантная редиска!..), и до сих пор осадок остался от того разговора…

С большим разрывом выхожу тропить за Французом. Его следов почти не видно, они сразу осыпались. Дыхание тяжёлое, мощности нет. Просто иду вверх. Медленно, не останавливаясь. Страшно? Не знаю. Осторожность и алертность стали как будто естественным состоянием. Не думать о страхе – получается. Не рисовать в воображении картины лавин или падений. Просто действовать. Шаг за шагом. Топтать качественные ступени, чтобы на каждой стоять надёжно, чтобы не изворачивались голеностопы и не грузились ахиллы. Перила, вынутые из-под снега, очищать свободной рукой, прежде чем продвинуть жюмар, - тогда механизм не будет обмерзать и срываться вдоль верёвки (из-за обледенения теперь приходится схватывающий узел вязать над зажимом).

Сил тропить хватило на два крутых взлёта до горизонтального «ножа». Здесь меня догнали двое иностранцев. Первый торопливо попросил по-английски, чтобы пропустила его вперёд. Да на здоровье. Второй сказал: “Bravo!” – и показал мне одобрительный жест. Мы аккуратно перестегнулись, парни рванули дальше. Вскоре я пропустила наших тоже.

Пошли самые крутые верёвки на плечо Чапаева. Сколько же их… И каждый метр – твой. Работать. Идти. Стараюсь не впадать в «автомат», запоминать, где мы лезем, красоту вокруг. Она лаконичная, в сдержанных красках: скалы, снег, белёсое небо, изгиб ледника с мореной глубоко внизу. Слева – седловина Хан-Тенгри, мы уже выше неё. Там бесятся вихри. Да и нам здесь достаётся – то заряды пурги в лицо, то стоковый ветер со снегом. Ну какой же молодец был тот, кто изобрёл горнолыжные очки в виде маски!..

Вид на п. Победы с Чапаева (6100 м)

Вот и Северная вершина, она же «плечо». Справа отсюда видим сам длиннющий гребень пика Чапаева с огромными свисающими карнизами (как раз над Южной «классикой» Хан-Тенгри). Вдали, над облаками, - «крыша» пика Победы. Там несколько километров гребня выше семи тысяч метров, и она только кажется плоской… Руслан говорил, что это было самое страшное восхождение в его жизни.

На 6100 меня снова «накрывает» горняшка. Переваливаем купол, спускаемся дюльфером через огромный бергшрунд вдоль привязанной какими-то верёвочками кривой лестницы. Колоритнейшее место. Жаль, не успела сфотографировать, надо было спешить. Отсюда уже пешком мы спустились на седловину, отыскивая почти переметённую тропу.

К штурмовому Лагерю-3 на высоте 5900 м пришли в 19:30. Сильнейший ветер и мороз. Гид, с которым мне предполагалось делить палатку, к нам не придёт (устал на спасработах). Ночую одна. Палатка, впрочем, не пустая. Она наполовину завалена мешками оставленной прежними жильцами еды и мусора. К тому же установлена тамбуром навстречу ветру (у этого обстоятельства оказывается единственный плюс – постоянный приток чистого «питьевого» снега, но каждый раз надо откапываться, чтобы войти или выйти).

Аккумулятор в фонарике, который всегда носила в тепле на шее, всё-таки сел. Поставила «запаску». Как здесь хоть что-то сохранить от замерзания?! Для этого даже внутренних карманов не хватает.

Вот мы и подошли к вершинной башне Хан-Тенгри. Легендарная скальная пирамида - прямо над нашими головами, где-то в пурге и темноте… Хоть бы хватило сил и здоровья…

-Если есть на то воля Твоя, дай мне сил, позволь этому быть!!!

12 августа 2021 г., четверг
Ночевка на перемычке 5900 м. Одной в палатке спалось неплохо, но с утра тревожно: что сегодня? Днёвка? Выход и перенос лагеря на 6400?.. Руслан заранее не говорит, ориентируется по прогнозу и обстоятельствам, потому что погода портится. Мы понимаем, что в неизвестности приставать глупо, и без того нашего гида постоянно дёргают соседи-иностранцы: «Какой план?!?». Такое впечатление, будто сами боятся ответственности и хотят «упасть на хвост» нашей команде.

Штурмовой Лагерь-3 на седловине Хан-Тенгри (5900 м)

Штормовой ветер не стихает ни на минуту. В таких условиях самое ужасное – как девочке выйти в туалет. В 07 утра всё-таки пришлось выскакивать в пургу. Ничего приятного, но всё преодолимо. Только важно заправлять все слои одежды и сразу отогревать руки.

И всё по-прежнему: полное присутствие в моменте. Осознанность действий. Топить снег в «реакторе» – значит, топить снег. Лежать – значит, отдыхать. Когда надо будет снова идти – значит идти. Жюмарить десятки верёвок подряд – значит, «двигать ручку» без потери самостраховки и не давать механизму обрастать льдом.

Пока у нас нечто вроде полуднёвки. По договорённости гидов разных лагерей, мы должны будем спустить с седловины палатки, в которых ночуем, и чужой мусор. Поступает задача рассортировать «съедобное – несъедобное». Что-то склюют птицы, но много хлама и грязи придётся тащить вниз. Занятие неприятное, вызывает раздражение в адрес предыдущих «коммерсов»: что, крутые горопокорители, полюбовались природой? Проверили себя на прочность? А прибрать за собой после «подвига» – кишка тонка?.. Около 12:30 Руслан собрал всех в палатке Вити и Андрея. Он предлагает не переносить лагерь на 6400, а «дёрнуться» на вершину сегодня в ночь. Попробуем штурмануть прямо отсюда, с седловины, но смотреть будем по ситуации: ветер обещают от 35 до 60 км/ч (почему-то прогноз дают не в привычных м/с). На такой вариант все согласны.

Через нас постоянно летят облака. Ветер, снег. Барометр в часах показывает давление стабильное, пока без скачков. В 13:30 мимо прошли вниз парень с девушкой. Они сегодня в 01 час ночи вышли из лагеря в Мульде (с Южной стороны, на верёвку ниже нас) и в 10:00 были на Вершине. Крутые!!! Рассказывают, что на Высшей Точке фоткались с Дмитрием Павленко (он после пика Ленина успел переехать сюда и сходил Хан-Тенгри из Лагеря-6400).

Андрей переживает, как лезть (у него это первая большая Гора). Руслан предложил ему «замахнуть 75 грамм и пойти спать». И помогло!..

После 16 часов метель усилилась. Видимость нулевая, палатки заметает, все тропы исчезли. А давление типа высокое, это придаёт молитвам нотки отчаянного оптимизма.

18:35. Вокруг уже несколько часов звук такой, будто река шумит. Замело всё. Теперь и на Юг тропы нет, и в «мышеловке» свежий снег копится, и путь вперёд, к гребню Хана, наверняка завален по колено… Боже, сохрани... Да будет всё по воле Твоей.

Почти удалось подремать. В 22:00 Руслан окликнул: «Надюха, ты спишь?.. Через полчаса начинаем собираться, чтобы ровно в полночь выйти!».

Часть 6. Хан-Тенгри. На вершину и обратно

Заранее оделась и обулась в палатке, подогнала обвязку. Пора вылезать. «На улице» затягиваем кошки, надеваем рюкзаки. Ветер бешеный, однако метель прекратилась. Чёрное небо, яркие звёзды, тонкий серпик молодой Луны. Подумать только: мы на высоте 5900 м, так близко к ним ко всем – вот этим, Небесным… Впервые вижу ковш Медведицы не над головой, а прямо на уровне глаз!!!

И вдруг – новая звезда. Восходит прямо из-за плеча Чапаева. Не сразу соображаем: это же фонарь!.. Откуда, кто там может шарашиться в такое время – 23:45?!. Руслан хватает рацию: «Азат, это ты?!. Тропу на седловину замело, тебе сейчас её не найти! Ставь палатку там, где стоишь, и жди рассвета!». Луч фонаря начинает обшаривать склон, уходящий вниз.

- Вот балбес, он же сейчас на сбросы выйдет и улетит!.. Азат! Не двигайся с места, ставь палатку!..
Вроде, удалось уговорить. Фонарь остаётся на одном месте.

13 августа 2021 г., пятница. В полночь мы стартуем в направлении гребня. Сначала по снегу, затем появляются островки скал, перила… На одной зелёной верёвке напрочь отсутствует несколько метров оплётки! Края аккуратно запаяны. Зажим идёт просто по белым волокнам. Для интереса нагружаю – держит, не скользит. Впечатлило. Сразу подвис вопросик: как здесь возвращаться ночью?! Станции перестёжки не всегда следуют одна за другой, есть полностью «пешеходные» участки, повороты.

Я иду последней. Состояние невыспавшееся, мало сил. Вижу, что буржуи, которые стояли по соседству и допытывались о планах, стартанули за нами минут через двадцать по свеженькой тропе. Их фонари приближаются так быстро! Вот скоро обгонят, и придётся пережидать, пока освободят перила, и тогда совсем отстану от своих… Но тут взрывается шторм.

Из-за поворота стены налетает ветер, всё больше усиливается, валит с ног. Я умею лишь одним способом в таких условиях сдвигать себя с места – просто ползу. Ползу вверх вдоль верёвки, прижимаясь к Горе, по снегу, по камням… Мелкая снежная взвесь пробивается даже сквозь поролоновую окантовку старенькой горнолыжной маски, колет глаза…

И вдруг - померещилось? Или действительно пронеслось по ветру звенящее: “Crazy!“?.. Чуть помедлив, оглядываюсь. Два фонаря, которые уже «висели на хвосте» и были готовы с минуты на минуту опередить меня, развернулись и быстро драпают вниз. А мы продолжаем ночной жюмаринг. Все вместе и каждый сам.

Чёрная… кошка?! Не перебегает дорогу на удачу, а валится, кувыркаясь по скалам, откуда-то сверху, из темноты. Инстинктивно ловлю её. Это рукавица-верхонка, кто-то из наших уронил. Пристраиваю к себе под стяжки рюкзака. Сейчас до хозяина не докричаться. Догоню, тогда и отдам.

Постепенно небо стало меняться: вокруг остались звёзды, но прямо впереди – пока ещё сплошь чёрная пирамида Властелина Неба. А потом медленно разгорелся холодный рыжий рассвет.

Снова обращаю внимание, что скальная порода на Хан-Тенгри, наверно, местами была бы сильно развалюшной, если бы не вечная стужа. Есть участки мелкопластинчатой структуры (похожей на неровно скиданные в стопку полотна двуручных пил), очень опасные для верёвок. Есть крутые стенки светло-жёлтого цвета. Участки снега со льдом разной крутизны.

Вся огромная вершинная башня – перила, перила, перила. Постоянно работа с карабинами, перестёжками. Всё требует внимательности, всё интересно, но так много!.. Больше километра по вертикали нам надо набрать. И так «высаживает» ветер! А мир вокруг меняется буквально с подъёмом на каждый десяток метров – всё глубже вниз, всё шире к горизонту… Даже сердце как будто не знает, замирать ему от такой красоты или петь, и оно продолжает молча изо всех сил «пахать», гнать кровь, чтобы ноги шагали вперёд, вперёд... Зато глаза впитывают всё с жадностью, умоляя память удержать и сохранить чудо Высоты. До чего же хорошо, что мы не потащили бивак выше 5900!.. На 6400 площадочки для палаток, действительно, попадаются. Их штуки две. Очень маленькие, все в следах жизнедеятельности. И ветер нисколько не слабее. Думаю, ночевать здесь было бы хуже, чем на седловине. А что делать, если бы площадки оказались заняты?!.

Из-за ветра практически нет возможности остановиться, достать из рюкзака термос, да и просто слазить в карман за перекусом. Не говоря уже про «техническую паузу».

Руслан предлагает мне, если холодно, поворачивать назад. А разве кому-то здесь тепло и легко?! Нет, у меня всё нормально. И это ШАНС, это ВОЗМОЖНОСТЬ всей жизни!!! Столько сделано изматывающих тренировок, столько лет я борюсь за именно ту Жизнь, которая мне нравится, и эта Жизнь – в Горах, и сейчас она – вот здесь. Полноценная Жизнь – в каждом вдохе, в каждом шаге. Простая выдержка и уравновешенность сейчас нужнее, чем смелость и любые возвышенные мотивы. Просто упорство идти вперёд – sisu.

Поднявшись к очередной станции, вижу Аню. Совершенно неожиданно она говорит, что будет спускаться. Ничего себе… Значит, возникли очень веские причины для такого решения… Мы что-то кричим друг другу сквозь ветер. Двигаюсь дальше – вверх.

Перед ключевой скальной стенкой, выводящей под снежный кулуар, догоняю Виктора. Отсюда видно и Руслана, он впереди метров на сто. Андрей держится вплотную за гидом – видать, «75 грамм коньячка» подействовали, сняли психологический барьер, а физухи ему хватает.

После крутой 20-метровой стенки, большого снежного кулуара и скал над ним, похоже, наконец-то выруливаем на «скат крыши» вершинной пирамиды. Руслан кричит нам, что надо поторопиться, времени уже много. Только бы успеть!!! Только бы он не развернул нас назад!!!

Снежный склон бесконечен. Справа подходят скалы соседнего гребня, и они к нам всё ближе… На большой высоте скорость совсем упала. К тому же Витя начал останавливаться и отдыхать. Меня такой ритм выматывает: уж лучше идти, хоть ползком, хоть как та «улитка по склону Фудзи»… Обхожу его, продолжаю передвигать ноги своим темпом. Тяжело. Очень тяжело. Солнышкин мой родной, я иду за нас обоих!!!

Вижу, что Руслан и Андрей остановились, тусят в каком-то одном месте. Неужели?!.

Да, это ВЕРШИНА! Вот он, триангуляционный знак. И деревянный крест. И всякие верёвочки-маркировочки, залепленные куржаком. И снежный купол, заканчивающийся после перегиба неизвестно чем (как сверху угадать, где начинается карниз?!). Мчатся облака. То сплошные, то разрываются и показывают синее небо с горами внизу.
Это ХАН-ТЕНГРИ !!! Слава Богу, мы дошли!

На вершине Хан-Тенгри (7010 м)

Здесь ветрище с трудом позволяет выпрямиться в полный рост. Мы с парнями то ли обнимаемся, то ли придерживаемся друг за друга, то и дело оступаясь. «Грациозностью» движений похожи на космонавтов в скафандрах. Хочется фотку на память на самом-самом верху. Но стоять просто на снегу на фоне туч – это неинформативно, поэтому все снимаются, конечно, возле триангулятора.

Руслан просит не морочиться с фотоаппаратом, а быстро-быстро щёлкает участников на свой смартфон. Вспоминаю про флаг предприятия, достаю из рюкзака (а вдруг Росатому и РФЯЦ-ВНИИТФ приятно будет, что у них высотники работают?..). На верхних углах полотнища заранее затянуты узлы, иначе вырвется и улетит. Виктор помогает мне расправить и удержать флаг. Хороший кадр получился.

Время 14:30. Видимость пока нормальная, на минутку бывает даже солнечно, но нам срочно пора спускаться: и времени уже много, и самочувствие неважное. Спасибо, Вершина, что пустила нас к себе!.. Теперь позволь, пожалуйста, вернуться…

На дюльферах оказалась в очереди за Виктором. Он одет, видимо, очень тепло, и с верёвками работает задумчиво, прямо академично. Прошу дать мне уйти вперёд, и вскоре отрываюсь довольно далеко, но догнать Руслана и Андрея уже не успеваю. Засветло удаётся миновать опасное место, где правильный путь ведёт по полке траверсом направо (а люди иногда ошибаются и падают на сбросы прямо вниз).

Пролетают снежинки. Где-то в 19:30 Руслан говорит по связи, что видит нас и темп у нас нормальный. Отвечаю, что плохо запомнила самое начало гребня, где разрывы между станциями, и это может стать проблемой. Тем более что изредка поднимавшиеся заряды пурги становятся всё чаще и гуще.

Продолжаю спуск. Постепенно смеркается. Вдруг внизу – человек с фонариком. Наивно радуюсь, что кого-то прислали нам навстречу, но оказывается, что это Андрей: «Перила кончились, а тропу замело!..»
Вот блин-то!.. Приехали...

Оглядываемся наверх – Виктора ещё не видно, он далеко. Надо ждать. Ночью разбредаться опасно: наши следы заметёт сразу, в темноте Витя точно не найдёт, куда мы ушли.

…Насколько человек должен устать, чтобы у него совсем отключился голос совести? Что, хотела поменьше мёрзнуть из-за неторопливо спускающегося участника? Ну-ну, лови, огребай теперь за это по полной программе... Хотела за счет личной техники свалить побыстрее, чтобы отдыхать?.. (Ну а разве это не справедливо? разве не честно?) А может, всё-таки хватит быть эгоистичной сволочью?.. Ладно. Понял. Исправлюсь. Вместе ушли - все вместе и придём. Человека не бросим.

Одно хорошо: здесь, на гребне, есть более-менее ровное место. Наконец-то можно утоптать ямку и на минутку распаковаться из обвязки и штанишек. Уфф. Даже у обезвоживания нашёлся свой плюс…

Ждём. Андрей рассказывает, что «подарил Горе сначала ледоруб, а теперь ещё и каску». Рация села на морозе, теперь мы не можем получить консультацию от Руслана, потому что вместо друг друга слышим лишь глючные вопли прибора по-английски о низком заряде батареи.

Андрей повторяет: «Дайте мне ледоруб, я пойду вперёд, я буду искать дорогу!..» Как должен идти человек, оставленный без ледоруба, он, видимо, не задумывается. Спрашивает, планирую ли я «холодную ночёвку». Ни в коем случае. Я рассчитываю, что втроём мы сумеем отыскать путеводные верёвки, даже если для этого придётся бродить всю ночь. У меня есть опыт «холодных» на четырёхтысячниках, поэтому представляю: выше шести тысяч усталым людям сидеть на пронизывающем ветру – это к утру будет если не смерть, то тяжёлая гипотермия с обморожениями. Надо двигаться.

Но пока мы стоим и ждём. На пологом участке хотя бы можно достать термос, глотнуть тёплой воды, пожевать мармеладку. Ждём…

Только к 22 часам собираемся втроём. Пробуем осторожно идти по снежному гребню с карнизами. Через полсотни метров Андрею удаётся отыскать верёвку. Прошли несколько пологих перил на скользящих карабинах. Несколько дюльферов. И опять всё кончилось. Слева – непонятно что. Справа – чёрная пропасть.

Далеко внизу, на 5900, зажёгся мигающий фонарь. Это сигнал для нас, он указывает направление. И снегопад наконец-то почти прекратился.

Я наугад ворошу снежную «целину» под ногами - ещё верёвка! В странном накатившем озарении двигаюсь вдоль неё и раскапываю одни за другими четверо или пятеро перил подряд. Но почему за мной следует только один фонарь?! Андрей подходит. Кричим, зовём Виктора. Он появляется через несколько минут. Говорит, что «сквозанул, ледорубом зарубиться не получилось, затормозил кошками».

Продолжаю откапывать верёвки. Со следующей станции круто вниз висит та самая, зелёная, где 5 – 7 метров – голая сердцевина без оплётки. Я хорошо её помню. Значит, мы скоро будем внизу!.. Щёлкаю «восьмёрку», еду. Слышно, как парни наверху эмоционально обсуждают этот пучок белых волокон, хорошо видный в свете фонарей, но делать нечего – спускаются.

Через какое-то время все перила закончились. Идём дальше, петляя сквозь каменные развалы. Фонарь стал быстро приближаться – это Руслан пошёл навстречу. Снова думаю, как благодарна ему за то, что не развернул прямо перед вершиной, хоть мы и превысили контрольное время почти на полчаса… Спасибо!!! Дальше, в Лагере-3, Аня тоже включает огонёк, громко кричит:
- Давай, давай, давай! Скорей, скорей, скорей!
Можно подумать, там у неё стоят финишные ворота дичайшего снежного ультрамарафона. Звёздочка наша ясная!.. Иду на её голос, спешу изо всех сил. Как будто реально работаю на финиш… Обнимаемся. Из глубин пуховика Анечка добывает термос, наливает мне чай с лимоном и сахаром. Прелесть и чудо.
- Хочешь ещё?
- А ребятам?..
- Пей, пей, всем хватит!
Позволяю себе ещё одну крышку горячего питья. Всё, стоп. Спасибо!!! Вскоре все собираются у палаток. Все живы и здоровы. Ура. Время 23:58.

Заползаю в свою палатку. Допиваю воду из термоса, рассасываю маленький кусочек шоколадки. Падаю в спальник. Всё тело трясёт и колбасит - это и от холодовой усталости, и от целых суток голодной работы на морозе. Знаю по себе, что сразу после нагрузки еда не полезет, да и налопываться сейчас нельзя, нужно немного отлежаться.
Спасибо, Господь, мы взошли, ВЗОШЛИ!!!

Утро после восхождения. Просто счастье.

Часть 7. На Юг
14 августа 2021 г., суббота
…Вдруг чётко понимаю, что восхождение на такую великую Гору завершится не раньше, чем наш вертолёт сядет в Каркаре. Проснулась по привычке в 06 утра. Ветер чуть приутих. Вылезла, долго и тщательно откапывала палатку. Очень хорошо получилось. Вот только через три часа она окажется в прежнем состоянии.

Весь народ спал. Вернулась, ещё подремала, позавтракала. Первое, что обнаружила, окончательно проснувшись, – что резко и сильно болит правое ушко. Ветер вчера весь день дул справа. И рацию слушала тем же ухом. А может, в спальнике недостаточно накрылась?.. Где-то просквозило, несмотря на два капюшона и хорошую шапку…

В 12 часов Руслан сказал, что пора собираться, будем сбрасываться в Лагерь-2 на Южной стороне, на высоту около 5300 м.

Иностранцев на седловине нет. Похоже, ещё вчера свалили, сразу после неудачного рывка в погоню за нами. На их месте – зелёная одноместная палатка, там живёт Азат.

Собираемся. Руслан предупреждает Азата, что по прогнозу ветер в ближайшее время усилится до 100 км/ч, а затем - до 120 км/ч, это уже очень опасно. Настойчиво предлагает спускаться вместе с нами на Юг. Уфимец отказывается. Говорит, что у него достаточно припасов, чтобы переждать несколько дней. Могу его понять: отступить без попытки штурма было бы крайне досадно…

Мы навьючились рюкзаками с упакованными палатками и мешками чужого мусора. Ещё раз взглянули сквозь облако в сторону вершины. Спасибо!..

Только сейчас (да и то случайно) выяснилось, что рукавица, пойманная мною на восхождении, оказалась Аниной. Вчера на подъёме я успела спросить о своей находке только Витю, а потом о рукавице забыла.

На прощание Азат угостил нас облепиховым компотом из пластиковой бутылочки. Я опять вспомнила, что он марафонец:
- Кстати, как фамилия у тебя? Буду на трейлах в протоколе смотреть.
- Агзамов, а у тебя?
- Модестова.
- Так я точно тебя где-то встречал!..
- И я всё думаю, твоё лицо знакомое. Наверняка виделись. Найдёмся ещё на беготне, Земля круглая. Счастливо!.. Аккуратнее там…
Машем друг другу. Я направляюсь вслед за группой, которая уже собралась над дюльферной веревкой. Долгий вкус облепихи во рту. Приятный и нереальный, не из этого ветрено-снежного космоса. Компот. С сахаром…

Азат в штурмовом лагере на 5900 м

Единственную верёвку до Мульды ребята съезжают быстро и сразу уходят к палаткам под ледовой стеной. Там нет ветра, поэтому здесь и ставят Лагерь-3 большинство восходителей с Юга. Говорят, в Мульде даже снежные пещеры есть (но заглянуть в них не довелось).

Жду свою очередь на дюльфер за Андреем, начинаю готовиться – и вдруг с моей обвязки непонятным образом отстёгивается ледобур в защитном чехле и начинает катиться вдоль линии спуска. Вскрикиваю:
- Бур!!! Бур… - но понимаю, что бесполезно. Я чувствую, что не смею орать «Лови!» (что, конечно, сделала бы, окажись на верёвке Русланчик, или Сибирский Воин, или Юрка, или любой участник спортивной группы| да и сама обязательно постаралась бы спасти чужую снарягу). Но, оказывается, не каждого, кто прошёл «пятёрку», я имею моральное право просить при спуске дюльфером отпустить аж целую одну руку и протянуть её чуть в сторону. Что ж, «таковя се ля вя». Свои косяки буду разгребать самостоятельно. Наконец, встёгиваюсь на «восьмёрку» и еду вниз.
Если бы ледобур улетел за пределы видимости, тогда всё было бы ясно: Гора забрала. Но нет!.. Бур остановился в нескольких метрах правее и ниже окончания дюльфера, на неровности рельефа – горизонтальной полосе. А что это за полоса? Заметённая снегом старая тропа? Или закрытая трещина? Взойти на Вершину, спуститься живой – и погибнуть из-за дорогостоящей железки?! Как глупо…

Вдох. Выдох. Спокойно. С тяжёлым рюкзаком туда идти рискованно. Я поворачиваю в противоположную сторону, дохожу до лагеря в Мульде. Наша группа как раз отдыхает, общается со «встречными» и пока никуда не спешит. Здороваюсь, отцепляю и отдаю здешним альпинистам доставленные с седловины палатку и коврик. Оставляю свой рюкзак. Налегке возвращаюсь к потеряшке. Ну, рискнём ушами?!. Ложусь в снег, не дыша доползаю до бура, хватаю его, плавно сдаю назад. Вот и набитая тропа. Есть!!! Всё получилось!

Я снова видела, в очередной раз всей кожей чувствовала, что Гора – ЖИВАЯ. Что сейчас Владыка играет со мной, наблюдает и развлекается. Спасибо, что отпустил и на этот раз.

Ну, девочка, какой вывод будем делать из глупого происшествия?.. Недоглядела какую-то мелочь при развеске – и вот результат, почти потеря снаряжения. Похоже, это мне прилетела напоминалочка: расслабляться рано, Восхождение ещё не окончено!..

Снова под рюкзаки. Связываемся все впятером на верёвку. Начинается тропёжка глубокого снега в тумане. Иногда Руслан останавливается, выжидает видимость. Снизу, из Лагеря-2, к нам навстречу пробивается человек. Один. Медленно. Ух, как он был рад, когда наши тропы встретились…

В 16:30 пришли в Южный Лагерь-2. Здесь почти не дует (не так сильно). Здесь больше не гребень, который стал привычным за две недели хождений с Севера. Здесь – ложбина между склонами огромных гор. Она пока широкая, но всё равно как-то неуютно от массивов над головой. Начинается снегопад.

Мне снова досталась отдельная палатка, да ещё недавно покинутая, поэтому почти не засыпанная. Удовольствие омрачило – и то вскользь – обнаружение мусора, напиханного в её карман. Иронично-брезгливая мысль: «Ещё один крутышка надорвался, бедненький, не донёс!». Придётся забрать завтра вниз. Горы после нас должны становиться чище, а не наоборот, правда?..

…А снег идёт, и погода довольно тёплая (или так кажется после мороза на перемычке?). Впереди самый опасный участок маршрута с Южной стороны – «бутылочное горлышко» и «мышеловка». Снег продолжается, и проскакивать надо будет очень-очень быстро! Боже, сохрани…

Слышно, как с соседних склонов погромыхивает. Пусть весь лишний снег сойдёт безопасно для людей!!!

Лагерь-2 с Юга

15 августа 2021 г., воскресенье
Проснулась в 03:30, к 05:00 собралась в полную боевую… а ещё темно. Тропы-то нет! Поэтому выход отодвигается. Возвращаться в палатку в подогнанных кошках не хотелось, так что согревалась физкультурой и любовалась стоящим прямо напротив прекрасным и страшным пиком Победы.

Небо ясное. Очень холодно. С рассветом выходим. Руслан знает направление, идёт первым в связке, пробивает дорогу. Нам повезло: в «бутылочном горлышке» обошлось без дюльфера, потому что много снега. Спустились ногами.

Лапки в тонких рабочих перчатках внутри тёплых варежек подмерзают от ледоруба. Согреваюсь постоянным сжиманием пальцев. При переходе одной из трещин у Ани выпал смартфон в снег. К счастью, нашла. Но понервничать все успели: и телефон было жалко (для социально активных людей его содержимое бесценно!), и под обвал попасть боялись. Всю дорогу молюсь на каждый шаг. И не я одна, конечно.

Снежные карнизы над вертикальной скальной стеной Чапаева уже освещены солнцем!.. Раньше, читая про маршрут с Юга, я не могла даже вообразить, что «мышеловка» узкая до такой степени!!!

Стараемся идти побыстрее. К счастью, больших трещин не попадается. Руслан ищет путь под стеной Хан-Тенгри (у противоположного от Чапаева, орографически левого борта узкого ущелья). Изредка находим маркировочные флажки. Постепенно появляются люди навстречу, иностранцы и наши. Теперь всем протроплено.

В 07:40 мы вышли из «потенциальной зоны обстрела», и только здесь остановились на привал. Отсюда включаю на часах запись трека (раньше было слишком холодно). Следующая остановка – безлюдный Лагерь-1 со множеством палаток, раскинувшийся у поворота в ущелье, откуда мы пришли. Здесь начинает палить солнце, хотя небо постепенно затягивается кисеёй. Идём по «плоскому» леднику с промоинами, реками и крутыми скользкими «оврагами». Иногда останавливаемся, чтобы чуть подраздеться ещё из одного слоя одёжки и подмазать лицо солнцезащитным кремом.

Спустились из опасной зоны. Привал

Часто оглядываюсь на Хан-Тенгри. БЛАГОДАРЮ!!! Снизу кажется, что пик Чапаева перекрывает вход в ущелье, по которому мы спустились: «Здесь не пройти!..». Но когда-то люди нашли этот путь.

Навстречу попадается большая группа с рюкзаками. Издали приветствуем, машем руками. Ледник засыпан каменной крошкой. Я несколько раз падала, приняв за морену запылённый чёрный лёд, так похожий на землю, но предательски скользкий.

С ледника свернули на моренный «полуостров». Каменные бугры, холмы, провалы… Теперь удаётся разглядеть вдалеке жёлтые ряды ак-саевских палаток. До них так далеко, да всё зигзагами, не по прямой!.. Но мы идём, идём и постепенно приближаемся. От места первого привала до лагеря прошли 10,3 км за 05:05:52.
Часть 8. Южный Иныльчек

В базовый лагерь «Южный Иныльчек» мы пришли около 12:30. Чувство одичалости и ошалелости от такого количества людей – несколько десятков сразу!.. Первым делом выбрасываем надоевшие мешки с мусором куда полагается. Нас расселяют по большим базовым палаткам, таким же, как на «Северном Иныльчеке».

Баня здесь расписана по жёсткому графику, но вдруг один дядечка объявляет:
- Девчонки могут помыться с 13:00 до 13:30.
Он уступил нам свою собственную очередь. И мы не стали даже «ломаться из вежливости». Просто - громадное спасибо!!! Помывочная в дальнем конце лагеря. По пути Аня с весёлым очарованием успевает одолжить флакон шампуня. Всё тот же добрый альпинист показывает нам, что откуда наливать.
- А сланцы ваши где?
- Так мы же с Горы…
- А, да…
Ура-ура, горячая вода!!! Шампунь и гель!!! Аня научила способу, чтобы не мёрзли ноги от пола: надо вставать в тазик с тёплой водой, тогда из щелей по ногам не дует. И оно сработало!.. На этот раз сквозняки блаженству не мешали. В предбаннике небольшое зеркальце. Замечаю, как ввалился живот, проступил рельеф на плечах. Вспомнилась шутка: «у вас не телосложение, а теловычитание». Нормально, главное не отъедаться слишком резко (в первые недели чувство насыщения атрофировано, понятием «достаточно» руководит разум).

Чудесное ощущение чистого тела. Хоть и не во что переодеться, а всё равно классно. В график мы успели. Надеваю штаны-«скафандр» и пуховку сразу на трусы и майку, собираю излишки пояса в кулак и в таком виде ковыляю к своей палатке: ноги бултыхаются в расшнурованных высотных ботинках размера «про запас», руки вцепились в живот… Наверно, зрелище со стороны душераздирающее, потому что из компании на лавочке мгновенно вскидывается девушка с загорелым лицом:
- Вам плохо?!
- Мне очень хорошо, просто брюки падают.
В 14:00 обед в большой палатке-столовой. Просто. Вкусно. Суп «звёздочки». Картошка с курицей и огурцом. Виноград. Прямо фантастика.

Обратилась к лагерному доктору насчёт боли в ухе, хоть и заранее догадывалась, что здесь работает совсем не ЛОР-специалист. Ничего не высмотрел, велел следить за динамикой до завтра. Хожу в тёплой шапке. Через несколько дней в Бишкеке стану морально готовиться к наступающей глухоте, но, к счастью, всё обойдётся.

В 15:30 налетел шквалистый ветер. Платформы с палатками скрипят, пошатываются, едва ли не подпрыгивают. Но всё-таки это отдых. Перед глазами проносятся фрагменты восхождения. Внутри – тёплая благодарность и осознание, что всё-всё было не зря: годы альпсборов, тренировок, прорывов и обломов, сверхмарафоны длиной более суток и даже (кто бы мог представить?!) «золотой жюмаринг», которого стыдилась и от которого так старательно избавлялась… Жизнь снова подтвердила: ничто не случайно, любой навык обязательно пригодится. Слава Богу, мы и залезли, и слезли!..

За всю экспедицию я ни секунды не жалела, что выбрала маршрут с Севера. Сейчас, посмотрев обе «классики» Хан-Тенгри, убедилась, что решение было правильным. Красиво. Технично. Незабываемо!!! Да, это чисто моё субъективное мнение.

Заметила, что пальцы чуть темнее на первых фалангах, в них есть притупление чувствительности. Но это ерунда. Ребятам досталось посерьёзнее: у Вити и Ани на лицах местами обморожения до черноты, у Андрея губы жутко растрескались. У Руслана всё нормально - то ли кожа настолько закалённая, то ли крем солнцезащитный спасает от мороза. А моё лицо уже много лет выручает самодельная масочка из флиса.

По одну сторону базового лагеря – пик Победы, по другую – Хан-Тенгри. До каждого – километры ледников, «сокращённые» прозрачностью воздуха. Разум пока не в состоянии охватить ни эту картину, ни то, что произошло с нами. Ни то, что здесь, по тропинкам среди палаток, ходят люди, о которых прежде доводилось разве что читать…

Во время общего ужина сам главный начальник лагеря Дмитрий Греков торжественно вручил всем поднявшимся на вершину 13 августа сертификаты восходителей и подарочные баффы с фотографией Хан-Тенгри. Жмёт нам руки. Ладонь у Грекова широченная, как две моих. Лицо тёмное от загара, глаза с жёстким блеском. На тот момент никто не знает, что следующий альпинист (по данным статистики) доберётся до вершины Хан-Тенгри лишь 18 августа.

В Б/Л «Южный Иныльчек». На фоне Хан-Тенгри – (слева направо) Андрей, Виктор, Надежда, Руслан

Между прочим, в сертификатах указана высота горы 7010 м. Диванные скандалисты, конечно, не упустят случая поорать про 6995 м и «бизнесменов XXI века, которые для заманухи придумали семитысячник». Но у меня дома висит физическая карта СССР, составленная и подготовленная к печати Научно-редакционной картосоставительской частью ГУГК в 1971 г. (исправлена в 1976 г.), на которой рядышком обозначены две вершины: 7439 м, а чуть севернее – 7010 м. Вот так.

А ещё здесь Павленко. И есть гитара. И значит, будут песни. И путешествие наше ещё не закончилось! Продолжаю жить каждым моментом каждого дня...
16 августа 2021 г, понедельник
День отдыха, день ожидания. Рано утром спасатели бегали, искали повара, который шёл треккинговый маршрут с организованной группой иностранцев, но, похоже, заблудился и до сих пор не появился в базовом лагере. Оказалось, заночевал неподалёку в камнях в спальном мешке. С поваром всё нормально. В группе с трека – бодрые пожилые туристы, одному дедушке глубоко за 80 лет. Круто вот так путешествовать на пенсии!..

Неожиданно увидела Француза, который между высотными лагерями поднимался впереди нас. Если всё правильно поняла, то он, перевалив плечо Чапаева, с седловины сразу спустился на эту сторону (так вот почему его не было ни на 5900, ни на штурме!..), а теперь собирается восхождение совершать с Юга. Замысловатая тактика…

А вот Азат не выходит на связь второй день. На сеансе связи в 08:00 альпинистов Магнитогорска, у которых лагерь в Мульде, командование «Южного» попросило подняться на седловину и проверить палатку Азата (есть он там или нет). Ведь могла у человека просто рация сесть. Хотя, учитывая его легкомысленный подход к графику движения… Комментарии звучат жёсткие. «Южный Иныльчек» с вечера засыпан снегом. Сегодня установилось безветрие и туман, поэтому тепло. Победа скрыта. Хан-Тенгри в дымке. В природе несколько часов полной тишины. Если бы не люди, безмолвие показалось бы оглушающим.

Руслан по интернету рассылает новости об успешном восхождении. Ребята нас поздравляют. Они уже дома, кроме Анатолия, который восстанавливает здоровье в Каркаре и ждёт нас там. Днём приснилось, будто бы какая-то девочка-врач обнаружила у меня «прямые показания к гребле на каяке». От удивления аж проснулась.

По наблюдениям, в базовом лагере сейчас две категории альпинистов: одни спустились после штурма и ждут вылет (как мы), другие прислушиваются к разговорам первых, расспрашивают организаторов о прогнозе погоды. Не видно, чтобы кто-то выдвигался тропить тягомотные километры по леднику до Лагеря-1, чтобы оттуда по ночи проскакивать «бутылку». Устойчивой погоды пока не обещают.

Следующая радиосвязь. Палатку Азата на перемычке нашли пустой, в неё намело снега через тамбур. Неужели он вышел на Гору и не вернулся?.. Сказали, его ищут. Но при таком ветре, как был вчера, шансов мало.

Здесь у нас ветер вновь просыпается в 13:30, и к 15 часам снова чёрная туча приходит снизу, снова шквалистый ветер бьёт палатки. Резко холодает. Помню о том, что наше восхождение ещё не окончено. Мы ещё не на Земле, мы живём сейчас на уровне 4-тысячных вершин. Пожалуйста, Господи, пусть всё будет хорошо с теми, кто ушёл наверх! Пусть завтра состоятся все нужные рейсы вертолёта, пусть мы все живыми и невредимыми прибудем в Каркару!!! U.J.W.!!!

После ужина идём в гости в большую кухонную палатку петь песни. Павленко настраивает гитару – сложно при такой холодрыге. Никак не намекаю и не напоминаю, что мы знакомы. Год 2008, ноябрьские сборы ижевских альпинистов в Свердловской области, на горе Волчиха. Там, где Дима доверил мне продёрнуть заключительный дюльфер в темноте (и обе верёвки пришли ровненько, в деревьях не запутались!..). Там, где вечерами он пел под гитару у костра и часто на вопрос курсантов, обалдевших от смыслов и образов: «Чья это песня?» - тихо и просто отвечал: «Моя». Почти не изменился за десять с лишним лет, только сухих морщинок прибавилось, а так всё тот же.

Дмитрий Павленко. Вечер с песнями в Б/Л «Южный Иныльчек»

Сейчас он пел – разные, знакомые и незнакомые. На полу газовая горелка вместо костра. По очереди (чтобы успевать отогреть руки) Дмитрий, Руслан и я играем песни для девчонок – поваров и официанток, для работников лагеря и всех, кто заглянул на огонёк. Досадно, что давно не играла, что пальцы отвыкли, болезненные, чуть деревянные, с них «гитарные копытца» сошли, аккорды подзабыты. Стараюсь вспоминать что-то весёлое, вроде альпинистских пародий на известные песни. Для людей, которые месяцами живут и трудятся здесь, в холод и под солнцем, в камнях, между ледников, вкусно кормят, провожают и встречают альпинистов. Что ещё могу сделать для вас?..

Пар изо рта. Огромная и, несмотря на работающие плиты, холоднющая палатка-кухня кажется невероятно тёплой, полной света и понимания.

Часть 9 «… не с Тобой ли все пропавшие?..»

Кто не был на седловине и выше, ещё мог бы питать иллюзии. Но мы прошли полностью весь маршрут. Там повсюду «есть куда падать». Там очень, очень холодно. И если ветер стал ураганным, он убьёт.
Пустота. Горечь. Да, Земля по-прежнему круглая. Но нам больше не увидеться.

Азат, ну как же так?.. Что это было?.. Тебя столкнул с гребня ураган?.. Или был срыв?.. Ты ошибся на перестёжке?..
Замёрз?.. Тоже потерял в пурге верёвки, заблудился и упал?.. Оборвались перила?.. Это не любопытство, это очень важно, но угадать вряд ли возможно…

Сейчас, не в состоянии что-то узнать и тем более помочь, вдруг понимаю, что единственное моё желание – если это действительно случилось – чтобы ты ушёл без страдания, сразу…

Через несколько дней, когда наш автобус немного отъехал по пыльной дороге от Каркары, рядом с ним, на одном уровне с окнами, вдруг появился орёл. Настоящий «сизый орёл», прямо как в древних былинах. С полминуты он летел рядом с автобусом, потом обогнал его на сверхмалой высоте, вновь сбросил скорость и чуть-чуть подержался возле окон другого борта, после чего взмыл в небо и исчез. Это было так похоже на шалость, на игру. Словно привет от чьей-то весёлой и безбашенной души… Ошеломлённая поведением птицы, я только и прошептала: «Прощай, джигит!..»

Чуть раньше, в начале августа, кажется, родилась ещё одна легенда Хан-Тенгри:

…Когда спасатели вернулись к палатке, они обнаружили её опустевшей. Мужчина исчез. Что могло произойти? Словно по умолчанию, люди сходились в мысли, что наполовину парализованный альпинист, сознавая, какое существование теперь ожидает его «на Земле», сделал свой выбор. Остановил своё время в Горах. Отстегнулся от веревки, последним усилием выполз из палатки, стоящей на маленькой скальной площадке…

Так было или нет, я не знаю. Так рассказывали.

И уж наверняка легендой станут спасработы, проходившие в те же дни на пике Победы (маршрут Абалакова, 6А) под руководством семикратного «Снежного Барса» Николая Тотмянина…

Жизнь и смерть шли рядом на обеих Горах. Наверно, каждый, кто сюда приходит, знает, как хрупка эта грань.

Ледяное утро. Пик Победы

Часть 10. «…Вот и геликоптер долгожданный…»
17 августа 2021 г, вторник
Лютый мороз ночью. В 07 утра – яснейшая видимость. Хан-Тенгри, Победа и остальные Горы как на ладони в синеве. Какая же зимища сегодня там, у Вершин?! Величественно. Грозно. Беспощадно. Если ещё теплилось последнее «а вдруг?..», то теперь вымерзло всё. Без укрытия в таких условиях не выжить.

В 08 часов группа с рюкзаками деловито протопала в направлении ледника. Удачи! Храни вас Бог. Солнце поднялось выше гор, лучи достали базовый лагерь, стало чуть теплее.

Мы ждем вертолёт. Как манну небесную, как чудо (интересно, что в путешествиях на своевременное исполнение каждого следующего этапа надеешься именно как на чудо…). Говорят, борт будет после обеда. Говорят, мы теперь уже на втором рейсе (на первом – иностранные пенсионеры-походники).

Гуляю по морене. Всё не могу наглядеться. И в одну сторону – глаз не отвести, и в другую. Спасибо, что он есть, этот неземной мир!..

Командир базы Дмитрий Греков («в цветнике») и наша команда

Умудрились заманить Грекова сфотографироваться с нашей командой. Борт пришёл около 12:50. Уже зная, что делать, упали в земной поклон. Закинули в салон рюкзаки. Снова ёкнуло под рёбрами в предвкушении полёта. Отрыв. Разворот. Замахали через стёкла людям внизу, и нам ответили. Белый вертолёт – второй раз в моей жизни! - пошёл вдоль по ущелью. Показалось, что с «Южного Иныльчека» лететь дольше, чем на «Северный». Но это не точно.

Машину трясёт в воздушных потоках. Мимо иллюминатора плывут обрывы – белоснежные, в трещинах, в висячих ледниках. Так близко, что жутко. Их сменяют коричневые склоны. Потом, уже не рядом, а внизу, - зелёные склоны, с игрушечно правильными пирамидками тянь-шаньских елей. Река. Ряды жёлтых палаток – Каркара!.. Надсадный вой рвёт уши.

И вот трава шарахнулась из-под вертолёта, полегла, совсем как мы недавно. Машину встряхнуло. Арабский принц захлопал в ладоши. Мы с Аней, смеясь, подхватили. А через несколько минут стало тихо. Тепло. В открывшуюся дверь вошел густой ветер с запахом этой самой травы.

Чёрный от загара казахский парень, прилетевший с нами с «Южного», подал мне руку на трапе, сжал её крепко:
- Вот теперь – с Горой, поздравляю с восхождением!
- Рахмет… Теперь – ДА. Только теперь…
Вдох. Выдох. Благодарный взгляд – в направлении далёких Гор. Владыка отпустил. Под ногами Земля. Где-то здесь, на базе, в багажном рюкзаке ждёт телефон, по которому совсем скоро услышу радостный голос, родной-родной. А потом больше месяца буду жить в состоянии обалдения и эмоционального «отходняка» от всего, чему Свыше было суждено и дозволено сбыться. …Высотные ботинки ступают по траве, словно по мягкому облаку.

(Июль 2021 – январь 2022)