Автор: Евгений Мурин, СПб

Неизведанный Тянь-Шань

Часть 1
Идея/Подготовка /Базовый лагерь

Сделать первовосхождение - мечта любого альпиниста.

Пик «Улун». Мы предварительно назвали так вершину.
На неё мы и делали попытку первовосхождения

Когда в 2019 году туристы сходили поход вокруг Кызыл-Аскера и выложили отчёт, прочитав его и увидев нехоженные вершины, планы на ближайшее лето сразу определились.

Юго-западная стена Кызыл-Аскера

Но пандемия внесла коррективы, и мы собрались в 2021 году.

Команда в составе четырёх человек:

• Винчевский Максим
  • Макеенко Михаил
  • Кульпин Антон
  • Мурин Евгений
  • Для акклиматизации парни, без меня, поехали в Дагестан, сходили 5б и 6А на вершину Ярыдаг.

Я перед экспедицией поехал на Кавказ, получать акклиматизацию на Эльбрусе.

Встретились все в Москве нужно перетрясти железяки, убрали все большие камы (зря мы это сделали) и всё шлямбурное (стараемся ходить без лишних отверстий), рванули в Бишкек.

За газом решили заехать в магазин к самому Михаилу Михайлову.

Закупка продуктов прошла не в стандартном темпе, ведь у нас появился вегетарианец.

Пакуем джип Дениса под потолок и в сопровождении его компаньона выдвигаемся в сторону нашей новой цели, на границу Киргизии и Китая, в горный район центрального Тянь-Шаня.

Переезд длился около 14 часов и составил 600 км, последние 200 км по бездорожью.

Вот мы и на месте.

Базовый лагерь поставили неподалёку от автомобильной дороги, прям на берегу реки, с фантастическим видом на Северную стену Кызыл-Аскера!

Часть 2
    Подход/Разведка

Первую неделю носу не высунуть из палатки, шёл дождь, дул ветер.

Иногда 24 часа в сутки, прям как в Санкт-Петербурге.

Сделали заброску в целях акклиматизации, намотав в общей сложности около 25 км, а по высоте метров 300.

Акклиматизацию не получили, вымокли насквозь.

Получаем по спутнику хороший прогноз на пять дней, начинаем собирать рюкзаки и готовимся к переходу около 40 км.

Нужно ещё пройти два перевала, их высоты 4600 и 4800 метров, тяжёлые рюкзаки (около 35 кг), закрытые ледники и т.д.

В идеале мы хотели подойти до начала погодного окна, но в нашем случае это было невозможно, лило как из ведра.

Два полных дня занял наш поход, после первого перевала мы уже пересекли границу с Китаем. Предстоял ещё один подъем на перевал, и мы на месте.

Второй перевал забрал у нас кучу сил и эмоций, но компенсировал фантастическими видами на девственные вершины.

Спустились с перевала, по пути провалившись в несколько трещин.

Штурмовой базовый лагерь установили так, чтоб можно было наблюдать за нашим объектом и не распечатанной Юго-Западной стеной Кызыл-Аскера.

Высота лагеря около 4100 м.

Утром перед нами открылись просто комические виды, ради таких моментов всё это и происходит!

Отдыхаем полдня, приходим в себя после длительного перехода.

Время шло, и погоды оставалось 2,5 дня.

Собираемся и выдвигаемся в сторону нехоженой красавицы горы, ориентировочная высота вершины 5300-5400 метров.

Часть 3
    Попытка

Понаблюдав за стеной, выбрали линию для первовосхождения.

Сразу было видно, что все углы и камины залиты льдом, а верхняя часть так вообще в обледенениях.

Часам к 17.00 подошли под стену, нырнув пару раз в трещины.

Планировали заночевать на полке в 4-5 верёвках, но с первых метров что-то пошло не так…

Рельеф настолько необычный, насколько это вообще возможно.

Сложный в ориентировании, местами трудный для организации страховки, отсутствие микрорельефа, натёчный лёд, - все эти сложности не позволили продвинуться выше двух верёвок.

Решили встать на ночёвку под стеной. Ночь была тёплой, волнительной, что-то постоянно сыпало справа от нас по ледовой линии, проходящей через всю стену.

На следующий день мы не продвинулись и выше 150 метров, нет слов, на такую скорость точно не рассчитывали.

Работа на маршруте стала не безопасной, в связи с отсутствием камалотов больших размеров, да и лёд в щелях никуда не делся.

Было принято решение спускаться.

За один день мы далеко можем не продвинуться, а окно закроется ровно через сутки.

Делаем запрос погоды нашим девчонкам, вещают, что только через 10 дней начинается просвет, чем-то мне это напомнило Патагонию.

Целый полный день мы шли обратно к нашему лагерю и только в ночи пришли к палатке, сначала не узнали место, за пять дней солнца река наполнилась водой и подобралась прям к нашей палатке.

Шли в основном молча, каждый думал свои мысли и анализировал произошедшее.

В лагере разожгли костёр из досок, которые были разбросаны вдоль реки, остатки советских строений потихоньку рушились и мигрировали по всему плато.

Костёр, музыка из колонки, всякие вкусные напитки и еда.

Все немного расслабились и провели разбор.

Было принято решение уезжать с района, отдохнуть пару дней в Бишкеке и, если будет прогноз, то рвануть в Ала-Арчу.

Так и поступили.

Ночью, как и было обещано нашими девчонками, пришла очередная непогода.

Звонок Денису, и он нас забирает на следующий день.

Отдых в Бишкеке пролетел незаметно и проходил в основном за поеданием блюд национальной кухни и свежих фруктов.

Снова прогноз вещает хорошую погоду, и мы выдвинулись в сторону Ала-Арчи.

Вечером мы уже пили чай в коронской хижине с видом на Пик Свободная Корея.

Утром следующего дня стартуем на маршрут Балезина 6А на Пик Корона (5-я башня ).
    К вечеру уже вырубали полку перед вершинным гребнем.

Погода уже испортилась, прогноз немного подвёл.

Утром, в полном молоке, идём на вершину.

Далее траверсируем гребень в сторону спускового кулуара.

Молоко никуда не спешило, и мы только к вечеру, как слепые котята, смогли спуститься к хижине.

Ребята, которые жили с нами по соседству, сказали нам по секрету, что погода будет такой ещё несколько дней.

Приняли решение ехать Бишкек и по домам.

Часть 4
    Немного выводов

Однозначно туда вернёмся, но только через Китай.

Там намного ближе подход, и базовый лагерь можно установить в хорошем месте с быстрым подходом под любую вершину.
    Возможно объединение с другими командами, гор всем хватит.