Горы мира > Памиро-Алай >

Пик Острый. Технический отчёт

ОТЧЁТ
О ПЕРВОВОСХОЖДЕНИИ НА ВЕРШИНУ 4818М (ПИК ОСТРЫЙ)
ПО МАРШРУТУ 5Б КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
КОМАНДОЙ КРАСНОЯРСКОГО И ПЕРМСКОГО КРАЯ ЗА ПЕРИОД с 04
по 05 августа 2021г

I. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

II. ОПИСАНИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Характеристика объекта восхождения

1.1. Общее фото вершины

Фото С.Романенкова, снято в рамках горного похода в июле 2019, высота съемки 4100м

1.2. Фото профиля маршрута

1.3. Рисованный профиль маршрута

1.4. Фотопанорама района

1.5. Карта района

Вершина 4818 находится в верховьях ущелья Орточашма. Мы попали в долину из ущ. Карасу (Каравшин). Переход из базового лагеря Карасу занял полный световой день, расстояние ок. 20 км (груз несли лошади).

В 8 утра выход из Карасу - в 20:30 мы установили базовый лагерь. Красная линия на карте – наш путь из Карасу, синяя – спуск вниз вдоль реки Орточашма, ниже эта река соединяется с «стандартной» дорогой из Каравшина и приводит в Ворух или Сарьяз.

Подход из Каравшина:

Поднялись на пер.Карасу (1А, 3720), спуск вниз к ручью Кошмойнок, подъем к пер. Кошмойнок (нк, 3260). Далее спустились к реке Орточашма.

Также в Орточашму можно прийти и из Озгерюша через перевалы Бульджума - Акташ - Джагачи, это один из стандартных заходов на Каравшин из Озгерюша, Орточашма находится примерно на полпути чуть ближе к Каравшину.

Дошли до слияния Актюбека и Дукенека, дающих р. Орточашму. Нам нужен правый приток – Дукенек (если смотреть по ходу движения, то левый).

Дальше на правом берегу широкая терраса, а на левом - прижим. Тропа переходит на правый берег по толстому бревну, далее идем по правой террасе Дукенека, здесь хорошая тропа, пасутся коровы, имеется кош. Поворот в цирк, ведущий к перевалу Тро-Блок, сразу после окончания прижима. Раньше здесь был мост, но в этом году его смыло. На повороте в цирк пика Острый мы установили базовый лагерь, на высоте 3400м.

Ущелье Орточашма, общая схема подхода в базовый лагерь при заброске из Карасу. Фотография Георгия Сальникова, 2016г.

Далее от базового лагеря поворот в сторону пик 4818 (видно из ущелья) по ходу направо в цирк. Поднимались по левому распадку, травянистый склон, местами курумник. Установили лагерь ABC на 4150м. около речки, берущей начало из ледника, выводящего к спусковому перевалу Тро-блок. 2. Характеристика маршрута

2.1. Техническая фотография маршрута

2.3. Схема маршрута в символах УИАА

3. Характеристика действий команды

3.1 Краткое описание прохождения маршрута

Высота вершины 4818 метров, поэтому для предварительной акклиматизации наша команда 17 июля приехала в Каравшин, там мы совершили несколько акклиматизационных выходов до 4500, также сходили маршрут 5А Терехина на Желтую стену и 6А Тимофеева на пик Асан (4230) с ночевкой на вершине.

Затем, 28 июля, за один день перешли в ущелье Орточашма.

01 августа поднялись в штурмовой лагерь и стали ждать погоду. Прогноз был неутешительный – каждый день мокрый снег после 12-15 часов дня.

Причем с 6 августа ожидалось значительное похолодание и большое количество осадков. Поэтому наша команда выбрала наиболее лазательную линию, чтобы пролезть маршрут за 1-2 дня и успеть спуститься до значительного ухудшения погоды.

04 августа вышли из штурмового лагеря в 04:30 утра, поднимались в темноте. Шли одновременно, не связывались, иногда преодолевая по 5-7 метров двоечных скал. Подъем безопасен.

Когда рельеф стал круче, и идти одновременно стало небезопасно, начали работать на маршруте. (в 06:00). Треккер гармин показал в этой точке высоту 4293м

Фото 1. Начало маршрута

Первая часть – достаточно пологий рельеф, проходит по ярко выраженному камину (внутреннему углу).

Фото 2. Старт на участке R0-R1

Иногда приходится выходить из камина на бараньи лбы, но далее снова по камину вверх. По движение по камину 60 метров, встречаются сложные участки по 5-6 метров.

Фото 3. Обход нависающей стенки по бараньим лбам, R1-R2

Фото 4 Движение по камину, R2-R3

Выход на пологие скалы, по ним несложное лазание по разрушенному рельефу вверх, выбирая наиболее простой путь. Основная опасность здесь – скинуть веревками камни на команду. Также на скалах лежит снег.

Фото 5 Движение второго номера вверх по несложным скалам (R3-R4), отсюда хорошо просматриваются участки R7-R8 (небольшое нависание), и ключевой участок R10-R12

Рельеф становится круче, началось сложное лазание по косой трещине.

Фото 6. Лидер проходит лазанием косую трещину, R5-R6

В 9:00, во время прохождения лидером участка R6-R7 пошел снег (мелкаямелкая крупа), через 30 минут он прекратился, но все скалы намокли.

Фото 7. Лидер проходит ни ИТО косую трещину, R7-R8. Снег уже заканчивается, рельеф мокрый

Затем погода наладилась, и скалы достаточно быстро высохли.
Далее движение в направлении больших карнизов, принято решение пройти под ними слева-направо до хорошей полки.

Фото 8. Движение вдоль карнизов по камину, R9-R10

Команда собралась на полке, провели смену лидера.

Испортилась снова погода – пошел сильный мокрый снег.
Рельеф крайне неприятный, глухие щели под якоря, живые нашлепки, ИТОА2, местами по 5-7 метров А3. На прохождение 60 сложных метров ушло около 2,5 часов.

Фото 9-10. Начало ключевых участков, налетает облако, начинается снег R10- R11

Далее погода снова наладилась, вышло солнце, скалы начали высыхать.

Фото 11. Второй номер собирает точки, R11-R12, далее уход влево на плиты с щелями

Команда вышла на хороший рельеф – монолитные щели с хорошими местами под страховку френдами. Движение по такому рельефу около 90 метров.

Фото 12. Выход на монолитную плиту, Н.Оленева на страховке на станции R13

Фото 13. Вверх под «палец». Снято на станции R14

Затем обход «пальца» - уход вправо-вверх, и подлаз по плитам к нависающему бастиону. Погода снова начала портиться, на гору село облако, затем пошел снег.

Фото 14. «Палец» слева, второй участник стоит под верхним нависающим бастионом и начинает движение влево от R16. Снято со станции R15

Для третьего номера спрямили участки R15-R17. Далее уход влево, траверс в обход нависающего бастиона. Здесь команда сильно замедлилась, так как началась пурга.

Фото 15. Н.Оленева подходит к R17. Видимость не очень высокая

Фото 16. Траверс, снято лидером с R18

Снег закончился, все растаяло. Так как было уже около 19:00, то вода на скале стала замерзать, и все покрылось тонким слоем льда.

Фото 17. Первый работает на нависающей стенке, движение влево-вверх по хорошим, но нависающим трещинам. Снято с R18

Далее выход на покатую полку. Встали прямо под гребнем, около часа ушло на обустройство ровной полки под палатку, погода снова стала нормальной.

Фото 18. Утро 5 августа, сборы команды перед движением по гребню

Утром в 8 часов начали движение по гребню, двигались преимущественно одновременно, в более сложных местах организовывая попеременную страховку. Все жандармы обходятся слева. Примерно через 250 метров сделали дюльфер влево для обхода жандарма ок.15 метров и затем продолжили движение вдоль гребня.

Фото 19-20. Движение по гребню

Выход на вершину в 12 часов дня 05 августа. На вершине собрали тур, написали записку и начали спуск в сторону перевала Тро-Блок.

3.2 Фото команды на вершине, на заднем плане массив пика Блока.

Спуск в сторону пика Блока к перевалу Тро-Блок.
Ни на вершине, ни на маршруте, ни на спуске до перевала не было никаких следов человека.

Описание маршрута по участкам

3.3. Маршрут объективно безопасен, камни/лед с него не летят. Также данная линия является самой логичной и красивой на вершину.

Связь осуществлялась каждые два часа (по четным часам) с Денисом Прокофьевым, который находился в ABC и в случае возникновения вопросов по ориентированию, был готов дать консультацию. Также у команды был треккер Гармин для экстренной связи.

Спуск с вершины: пешком 40 метров по ярко-выраженном западному гребню в сторону перевала Тро-Блок, далее два дюльфера по 55м влево по ходу движения (оставлены петли), пешком около 50 метров - траверс обратно на гребень, два косых дюльфера также в сторону перевала по гребню. Затем подняться лазанием 10 метров на жандарм и еще 2 косых дюльфера (20 и 50 метров по гребню), оставлены петли и якорные крючья. Затем спуск 60 метров по южной стене (влево по ходу движения), пешком 50 метров к перевалу Троблок. По нему с толстого металлического троса 60 метров по снежно-ледовому склону до берга.

Затем уже по леднику вдоль морены связанными, спуск в штурмовой, и после сбора вещей - сразу в базовый лагерь. После спуска погода испортилась окончательно, за ночь все скалы закрыло снегом.

Если сравнивать данный маршрут с маршрутами в соседних ущельях, исходя из собственного опыта (М.Попова была три раза в Каравшине и один раз в Ляйляке):

Получившийся маршрут сложнее, чем маршруты 5Б Горбенко (левой части В стены) на п.Асан 4230м, и 5Б Петриченко (по ЮЗ гребню) на пик Блока, 5239м. По характеру рельефа и общей сложности он сопоставим с маршрутом 6А Овчаренко (по правому канту СЗ стены) на пик Одессы, 4810.

Поэтому наша команда считает, что маршрут полностью соответствует 5Б категории сложности и является хорошей «трудовой» 5Б для данного района. Официально вершина не имеет названия, но местный пастух называл нам ее на киргизском языке и перевел ее название для нас, как «Острый, остроконечный».

4. Характеристика метеоусловий

4.1. Подтверждение данных, указанных в Паспорте восхождения, скриншотами метеосводок с сайтов