Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Ратмир Мухаметзянов, Тюмень
Фото из коллекции команды

Северная стена пика Сварог

Район Ашатского ущелья интересен не только своей природой, но и настоящими стенными маршрутами. Помимо нашего объекта - Сварог, там есть и другие интересные вершины: п.Сабах (5300), п.Сварог (5005, уточненные данные), п.Арго (4750), Диоскуры (4700) а также п. Парус с тремя вершинами – Западной (4850), Восточной (4800) и Главной (5053).

Если вы захотите повторить наш маршрут или залезть новый в том же районе, вам надо знать следующее: логистика совсем простая, прилететь в Ош, добраться на наземном транспорте до Узгуруша, поздороваться с Нурудином, взгрузить 265 кг на 5 лошадей и по 10 на каждого участника команды, заплатить повозчикам за три дня пути, а идти в итоге два.

Основной лагерь можно поставить у реки в 3-4-х часах ходьбы от стены. Забыл сказать, по пути вам откроются великолепные виды на Парус, Аксу, пик Блока…

На главную вершину района п.Сабах (5300) было совершено шесть успешных восхождений: пять по северной стене (Плотников 1985 г 6А, Башкиров 1985 г 6А, Мошников 1986 г 6А, Васильев 2013 г 6Б, Маркевич 2017г, 6А), а также одно восхождение в рамках траверса Ашатской стены (Петров 1990 г 6А) и восхождение, совершенное группой туристов под руководством С. Романенкова летом 2019. Северная стена Сабаха самая протяженная в районе, около 25-30 полных веревок.

Пик Сварог (5005м, уточненные данные)
Северная стена Сварога наиболее отвесная в районе, перепад бергшрунд - вершина больше 1000 м., в левой части стены огромный карниз, о котором еще в начале 90-х ходили легенды.

В 2014 году первый маршрут по этой стене прошла команда К. Маркевича. Также, в 2014 и 2015 годах были две попытки прохождения этой стены зимой командой красноярских альпинистов, под руководством А. Жигалова.

Совсем недавно команда челябинских альпинистов сделала второе прохождение маршрута Маркевича, единственного - до этого лета - маршрута на стене.

Несмотря на летний месяц на стене много льда, местами снег на полках. Совершать восхождение лучше в двухслойных ботинках, удобных для всяких технических штук. Лёгкие, тёплые, удобные. Снарягу всегда берём стандартную: десяток того, десяток другого и кучку болтов на запас. Френды, якоря, пробойник и шлямбура. Обязательно платформу, а лучше две. На особо сложных местах оставляли болт с гайкой, но без уха, ибо они ценны и их мало.

Наш маршрут начинается по льду такого уклона, что страховаться можно раз в 20 метров, это примерно 60-70 градусов (?). Первые 500 метров лёд перемежается двумя скальными поясами по 20 и 30 метров соответственно. Проходили лазанием в ботинках, категории не выше 5с.

Когда подошли к основной стене, лидер снял кошки, оставил инструменты и буры. Началось лазание вперемешку с ИТО. Рельеф оказался в самом низу не таким надёжным, как хотелось бы. Один раз пришлось бить дырки по стене в обход живых блоков. И через метров сто скалы мы добрались до первой ночёвки.

Вершина нашлёпки в форме пальца, в левом внутреннем углу мы нашли лёд для ужина и завтрака. Повесили платформу и улеглись спать.

Следующий день преобладало ИТО по системе разрушенных щелей и отколов. Нам во второй день удалось преодолеть карниз по нависающей грани 100-110 градусов. Били дырки, иногда съемники на 8 мм.

После карниза начинают встречаться вертикальные стенки с направляющими тонкими трещинами и внутренние углы с тонким натёчным льдом.

Заночевали в третий раз под карнизом с камином. С этого момента рельеф, проходимый на ИТО, стал сменяться лазовым, заснеженные полки, затёкшие льдом внутренние углы позволяли иногда двигаться быстрее.

Перед выходом на гребень хорошая верёвка льда (50м 50-55 градусов), а дальше по гребню до вершины.

На всём маршруте присутствовал снег, либо лёд, поэтому запас воды с собой не пришлось брать.

Из личных впечатлений: второй раз я этот маршрут не пошёл бы. Но вернуться на эту стену хочу!
Если мне посчастливится оказаться ещё раз в этом ущелье, залезу ещё первопроход на эту гору.

Восхождение было совершено сборной командой из Красноярска, Новосибирска и Москвы. Александр Парфёнов, Ратмир Мухаметзянов, Алексей Сухарев, Николай Степанов и Вячеслав Тимофеев. 10 августа стартанули, 13 были на вершине и 15 в базовом лагере.

Сварог. Вершина, которая нас не пускает…

По пути к вершине. Видео-интервью с Ратмиром Мухаметзяновым

Всё об альпинизме с Ратмиром Мухаметзяновым. Точки страховки

Шорт-лист премии «Золотой ледоруб России» 2021

Ратмир Мухаметзянов. Ала-Арча

Ратмир Мухаметзянов. Ашат

Ратмир Мухаметзянов. Маршрут Русяева 6Б в двойке.
«Нам этот маршрут подходит по стилю!»