Люди и горы > Полемика >

Автор: Вадим Неворотин, Москва

Памяти восьми

«У победы всегда тысяча отцов, а поражение всегда сирота»

Почти пятьдесят лет тому назад в отечественном альпинизме случилась большая трагедия - при восхождении на вершину пика Ленина погибли восемь женщин под руководством Эльвиры Шатаевой.
Именно большая, поскольку погибли женщины. Слабые создания. В то же время на склонах пика Ленина находились около 40 альпинистских групп с 250 мужчинами - альпинистами. И, несмотря на призывы о помощи в течение 50 часов, никто не помог погибающим, хотя как только наладилась погода 8 августа мужчины продолжили свои восхождения, успешно завершая их.
Следует вспомнить добрым словом шестерых отважных японцев, истинных самураев, которые продержались в течение трех суток на высоте 6650 метров в палатках, попытались пробиться к терпящим бедствие и как только стих ураган, поднялись на 7000 метров, где обнаружили в разных местах семь бездыханных тел.
Из книжки В.И.Рацека, «Пик Ленина», 1968 год.
Пик Ленина, высотой 7134,3 м над уровнем моря, находится в средней части Заалайского хребта и является его главной вершиной с координатами: 39o20'39'' с. ш. 72o52'40'' в. д.

Атмосферное давление на высоте 7134 равно 290 мм ртутного столба против 760 мм на уровне моря. В августе темнота наступает после 19 часов 30 минут.
Пик Ленина, как всякий семитысячник, не легкодоступная вершина. Восходители должны обладать высокой физической тренировкой, акклиматизацией, волей к достижению цели. Головные боли, тошнота, рвота, потеря аппетита или высокая избирательность в пище поражают с высоты 6000 м уже всех.

На восточном гребне пика Ленина отмечается особая уплотненность фирна. При восхождении в 1950 году, устанавливая палатки у подножия «Запятой», мы поражались твердости фирна, не поддававшегося стальным зубьям «кошек» и клюву ледоруба. На западном и восточном гребнях пика Ленина, начиная с высоты 6200—6500 м, очень часто наблюдаются ветры ураганной силы. Они срывают палатки, сметают снег с широкого гребня.
Весь путь высотного траверса пика Ленина составляет около 20 км, в том числе на высоте 6200— 6800 м—15 км, на высоте 6800—7134 м — около 5 км.

Вершина пика Ленина, 7127м, август 1968г.

По подсчетам Владимира Шатаева за период 1928-2019 гг. на вершину поднялись 8182 восходителя, погибли 83 человека. В 1968 году на вершину 7137 метров приземлились с высоты 8000 метров 10 парашютистов-десантников, из которых четверо разбились насмерть.

Масштабные аварии: 1974 год - 13 человек, 1990 год - 43 человека. Причина - человеческий фактор.

К исследованию случившейся трагедии на пике Ленина меня побудила публикация Сергея Шибаева в альманахе ордена Эдельвейс «Лед и пламень» №14 за 2020 год «К 45-летию со дня гибели женской команды на пике Ленина». Обратил внимание на следующие соображения:

«В 1976 году известный скалолаз-журналист из Красноярска А.Ферапонтов разговаривал с Георгием Корепановым. Тот сказал ему так: “Все врут обо всем. Там было не так, но я тебе не расскажу ничего”» и еще «Шатаев в своей книжке «Категория трудности» не мог рассказать всего, что происходило в июле-августе на пике Ленина. Во-первых, он в эти дни находился в Москве, во-вторых, был скован неписанными правилами этикета спортивного чиновника, в-третьих - был вынужден придерживаться официальной версии событий и причин».

Другие свидетели и участники событий - отказывались рассказывать о случившемся.

Меня заинтересовали эти соображения и я решил разобраться, что же было не так. На пике Ленина я был трижды, в том числе через Липкина дважды. А в команде В.Божуков, О.Космачев и Б.Коршунов, будучи руководителем, за 15 часов поднялись на вершину по западному гребню и спустились на 5300 м для спас. работ. За поисково-спасательные работы на вершине пика Ленина погибших десантников в 1968 году, был награжден медалью РОССПАСА «За мужество в спасении».

В своем исследовании я использовал следующие первичные документы:
- фотографии, сделанные В.Шатаевым 13 августа на месте аварии
- протоколы ущельской комиссии по аварии от 10-11 августа
- свидетельства участников группы Л.Добровольского (Н.Володичева и Т.Михеевой), участника группы Г.Корепанова Виктора Власова, бывших на вершине пика Ленина накануне урагана 3 и 4 августа
- очерк Михаила Волкова «Памир-74 глазами японских участников» 2003 г
- радиопереговоры Э.Шатаевой с МАЛ-Памир
- очерк Анатолия Тубальцева «Памир – 74. Работа над чужими ошибками».
Надо сказать, что в последнем материале содержатся наиболее полные сведения о произошедшем. Книжку Владимира Шатаева и Ильи Якубзона, конечно, я читал, но её не отношу к первичным документам. Она все-таки, носит очень личный, очень эмоциональный характер.

К сожалению, я не видел маршрутной документации, журнала радиосвязи, записки с вершины, фотографий и дневников участниц, объяснительных записок К.Клецко и Г.Корепанова, сопровождавших восходительниц и ушедших вниз на момент выхода на вершину группы Эльвиры Шатаевой.

В августе 1974 года я в составе команды Валентина Божукова совершал первовосхождение в период 4-12 августа по стене пика России (6875 м) с ледника Бивачный на Чемпионате СССР в высотном классе. Это примерно 100 км от пика Ленина в юго-западном направлении. И силе урагана мы прочувствовали на себе. Погода в те дни согласно дневнику восхождения была:

4 августа
Утро ясное, солнечное. Мы стоим под п.России. После обеда видимость ухудшается — поднимается туман, усиливается ветер.

5 августа
К 19 часам возвращается первая двойка - они навесили 120 м. веревки. Погода портится - все вокруг заволокло тучами, мокрый снег, но ветра нет. Тишина.

6 августа
Ночью просыпаемся от бешеного хлопанья палатки. Снаружи ураганный ветер, грохот, метель. С рассветом погода не меняется. Выходить на маршрут невозможно. Целый день буря не утихает.

7 августа.
Ветер не прекращается ни на минуту. Видимости нет. В середине дня немного развеялись тучи. Видимость - метров 80-100. Пытаемся выйти. Однако, из-за снежной бури продвижение невозможно. Сразу начинают замерзать руки и ноги. Снегом заметает очки. Через 15-20 мин. возвращаемся к палаткам и, потоптавшись около них еще с полчаса, залезаем внутрь. Надо ждать погоды.
Такая же погода была и в районе пика Ленина, где произошла ужасная трагедия с женской группой альпинисток ДСО «Спартак».

В 1971 году Эльвира Шатаева задумала совершить восхождение на семитысячник женской группой после восхождения на пик Коммунизма (7495 м) с Фортамбека в составе группы под руководством мужа Владимира Шатаева.

И в 1972 году четверка под руководством Галины Рожальской, где, кроме Эльвиры, ее подруги, Эллы (Ильсиар) Мухамедовой и Антонины Сон, поднялись на пик Евгении Корженевской (7105метров), 5а к/т. Это восхождение было высоко оценено Спорткомитетом СССР с вручением медалей « За выдающиеся спортивное достижение».

В 1973-м году Эльвира, организовала и возглавила женскую команду, которая совершила траверс легендарной Ушбы 5а к/т.
Команда: Эльвира Шатаева – Москва, Агнесса Клокова – Киев, Любовь Морозова – Минск, Ильсиар Мухамедова – Душанбе, Галина Белобородова – Алма-Ата.

Как на пике Е. Корженевской так и на Ушбе женская команда плотно взаимодействовала с мужскими коллективам и на подъеме и на спуске. Т.е. опыта восхождений у участниц без взаимодействия с мужскими группами не было. В силу различных обстоятельств постоянного коллектива не образовалось.

Развить успех было решено в 1974 году на Памире при восхождении на пик Ленина высотой 7134 метров.

Пик Ленина с пика Петровского, 1979 год

Восхождение было организовано ЦС ДСО "Спартак". Проведение экспедиции было разрешено ВС ДСО профсоюзов и Федерацией альпинизма СССР при условии взаимодействия и обеспечения безопасности со стороны международного лагеря "Памир". В 1974 году начальником МАЛ Памир был Михаил Владимирович Монастырский, начальником спортивной части Виталий Абалаков, старший тренер Константин Клецко, тренеры Олег Борисенок, Георгий Корепанов, Виктор Власов, Валерий Петифоров-Северов, Икрам Назаров, Геннадий Шалаев, Виктор Запека, переводчик Евгений Гиппенрейтер.

Состав женской команды был утвержден в количестве 13 человек (7 человек основной состав, 6 –запасной). Руководителем и выпускающим экспедиции с правом выхода на восхождение была утверждена Шатаева Э.С., начальником спасательного отряда з.м.с. СССР Виталий Абалаков (67 лет).

С целью достижения «чистоты» женского восхождения траверс пика Ленина было решено выполнить, максимально самоизолировавшись от мужчин. Тогда его можно было бы представлять как мировое достижение. Команда женщин на пик Ленина.

• Шатаева Эльвира, 35 лет, Москва, МС
  • Бардашова Татьяна, 27 лет, Душанбе, I р-д
  • Васильева Нина, 42 года, Москва, МС
  • Гурмузова Эльмира, 37 лет, Ленинград, 1р-д.
  • Любимцева Ирина, 38 лет, Свердловск, КМС
  • Манжарова Людмила, 27 лет, Фрунзе, КМС
  • Мухамедова Ильсияр, 30 лет, Душанбе, МС
  • Переходюк Галина, 34 года, Миасс, 2 р-д.
  • Фатеева Валентина, 37 лет, Москва, КМС.
  • На фотографии от 13 июля 1974 г.
    Эльвира Шатаева, Ирина Любимцева, Эльмира Гурмузова. Галина Переходюк, Валентина Фатеева, Нина Васильева, Татьяна Бардашова, Ильсияр Мухамедова, Людмила Манжарова

Собрались они 10 июля, в Оше, многие из них увидели друг друга впервые. Некоторых Эльвира знала по прошлым восхождениям, остальных же только по переписке, которую начали в январе 1974 года. Совместные восхождения были только у Э. Шатаевой с И. Мухамедовой. Галина Переходюк имела оформленный только 2-й спортивный разряд. Т.е. у участниц не было «схоженности».

На фото также: старший тренер з.м.с. СССР К. Клецко, Г. Корепанов, Б. Гаврилов, В. Власов, М. И. Ануфриков, В. М. Абалаков, О. Борисенок и др.

Группа К. Клецко, Б. Гаврилов, О. Борисенок, Е. Гипенрейтер должна была взаимодействовать с группой Э.Шатаевой на восточном гребне от Липкина, группа Г Корепанов, В. Власов, В Петифоров и др. на спуске на западном гребне к Раздельной. Названные персоны должны были, по-видимому, после траверса разделить триумф победы.
    О негативном исходе никто не помышлял.

Из прибывших на сборы 9 участниц на восхождение не пошла Эльмира Гурмузова. Ведь в двух палатках - памирках можно было разместиться только восьмерым. Вот и оставили Эльмиру, к её счастью, внизу.
    Вся группа погибла на спуске с вершины на восток 6-7 августа на высоте около 7000 метров.

Комиссии под председательством работника Спорткомитета Коваля В.И. от 11 августа 1974 года решила: «Основной причиной гибели группы явились крайне сложные, внезапно, возникшие метеоусловия: ураганный ветер со снегом, резкое снижение температуры и атмосферного давления, отсутствие видимости». Протоколы комиссии Коваля содержали заведомо ложную информацию.

Вызывает удивление тот факт, что всех восьмерых «списали» еще до подтверждения их гибели в установленном порядке. Я считаю, что основными причинами катастрофы, являются:
    - неготовность команды ни физически, ни тактико-технически к высотному восхождению
    - неграмотное руководство «старшими товарищами» восхождением и спасательными работами
    - спуск з.м.с. СССР К. Клецко вниз 5 августа из предписанной ему зоны ответственности до 5700 метров и далее до 4200 метров
    - паника в группе после смерти первой участницы вечером 6 августа
    - неоказание помощи спасательными службами.
    Неблагоприятные метеоусловия только усугубили аварию, превратив её в катастрофу.

Неготовность команды к высотному восхождению выразилась в:
    - отсутствии «схоженности» у участниц
    - плохого личного и группового снаряжения (абалаковские рюкзаки и кошки, старые палатки-памирки, деревянные стойки, отриконенные ботинки, не было лопат для снега)
    - отсутствии высотной акклиматизации выше 5200 м.
    - в группе отсутствовал врач и хорошая аптечка.
    Неграмотное руководство тренерским составом состояло в:
    - выпуске группы с нарушением «Правил горовосхождений…»
    - некритического отношение к выполнению тактического плана
    - не обеспечения взаимодействия с группами поддержки
    - не организации спасательно-поисковых работ.
    Спуск Клецко вниз из предписанной ему зоны ответственности я расцениваю как дезертирование:

- 5 августа заслуженный мастер спорта СССР по альпинизму, старший тренер МАЛ Памир-74 Клецко и с ним Борисенок и Гаврилов ушли вниз на 5700 и ниже, не дождавшись ухода группы Шатаевой за вершину на западный гребень.

6 августа в период апогея катастрофы з.м.с. СССР К. Клецко уже находился на морене 4200 м и так не вышел наверх, чтобы помочь погибавшим. Более того 8 августа, когда наладилась погода, он продолжал сидеть на 4200, хотя при этом судьба восьмой участницы еще не была установлена.

К погибшим поднялся Владимир Шатаев только 13 августа, и только тогда была обнаружена восьмая участница. Протокол о гибели был подписан 11 августа, когда не была ясна судьба восьмой участницы. Комиссия включала в себя прежде всего ответственных за проведение восхождения Абалакова, Ануфрикова, Шатаева . Уполномоченный Спорткомитета СССР В.Н. Волченко в работе комиссии участия не принимал.

Начало трагедии следует отнести к 3 августа, когда группа немотивированно остановилась для отдыха, по-видимому, исчерпав свои физические силы. Если устали, надо было идти вниз.

Рассмотрение фотографии предвершинного склона «Запятой» с телами погибших, сделанной Шатаевым 13 авуста позволяет мне считать:

- палатки, расположенные выше 7000 м, установлены по хорошей погоде еще до выхода команды на вершину к обелиску т.е. днем 5 августа, расстояние до тура около 40 метров ( по запискам японцев), можно сказать на вершине
    - кошки на участниках одеты также по хорошей погоде т.е. утром 5 августа
    - Нина Васильева, по всей видимости, заболела раньше и была оставлена в нижней палатке

5 августа, на вершине она не была. В прошлом имеются многочисленные примеры смерти участников. высотных восхождений в нескольких «шагах» от вершины. Это Валентин Сулоев, Анатолий Кустовский, Блюм Голубков, Владимир Ворожищев и др. не дождались спуска друзей с вершин, примеров много
    - Любинцева умерла после Фатеевой и Васильевой.

Причины смерти на мой взгляд явились: Н.Васильева – заболевание, Фатеева при попытке удержании сорвавшихся при спуске по перилам Бардашовой и Мухамедовой. Любимцева, Манжарова, Переходюк, Шатаева – умерли от переохлаждения и физического истощения.

Гибели способствовали гипоксия, обезвоживание, низкая температура, растерянность и паника в экстремальной ситуации.

Наличие спального мешка на склоне по линии падения от палаток, а не по направлению ветра, свидетельствует о том, что 7 августа, когда уцелевшие начали спускаться, шторм стал стихать.

Достоверность радиопереговоров группы с базой сомнительна, не называется фамилия первой заболевшей в течение суток 6 августа. т.е. заболевание участницы началась 5 августа еще до выхода к вершинному туру.

Хроника событий, higly likely:
    10 июля. Прибытие в Ош
    13 июля, прибытие на поляну Ачик- таш, 3600 метров
    16-18 июля 1-я акклиматизация на 4600 м
    21-24 июля 2-я акклиматизация на 5200 м
    25 июля. Возвращение на Ачик-таш с 5200.
    30 июля. Основной выход. Контрольный срок 9 августа. Подход на 4200, (морена ледника Ленина).
    31 июля. 4200-5200 (гора Липкина) перепад 1000 м.
    1 авг. 5200-6000 ( косая полка) перепад 900 м. Жара. Очень тяжелый день. Глубокий снег.
    2 авг. 6000-6650 (западный гребень) перепад 550 м . Медленный темп. Очень устали.
    3 авг. 6650 дневка, Отдых. Встреча с поднимающимися вверх К.Клецко.
    4 авг. 6650-6950 ( под «запятой») перепад 300 м. 10 ходовых часов, очень устали. Встреча вечером в сумерках спустившейся с вершины группой Л.Добровольского.
    5 авг. 6950 - подъем двумя связками по-четыре, болезнь Н.Васильевой и установка палаток на предвершине 7005 и 7035 м, вершина пика Ленина 7127м в 17 часов, перепад 170 метров. 7 ходовых часов, спуск к палаткам на 7005 и 7035 м.
    6 авг. Ураган. Связь с врачем. Смерть Нины Васильевой в 23 часа.
    7 авг. Ураган. Попытка спуститься на 6950 м, паника, гибель В. Фатеевой, И. Любимцевой, И. Мухамедовой, Л. Манжаровой, Т Бардашовой, Г. Переходюк и Э.Шатаевой.
    8 авг. Выход японцев на 6950 и вершину 7127 м . Здесь они прочитали записку, оставленную Эльвирой. В записке говорилось о счастье победы. Верхняя палатка расположена в 40 метрах от тура. Сообщили Абалакову о погибших 7-х альпинистках.
    13 августа подъем В.Шатаева к месту аварии. Обнаружение Н.Васильевой в нижней палатке. Временное захоронение всех погибших на 6950 метров.
    Обращает внимание факт замедления набора высоты от 1000 метров до 170 метров за 7 часов!!! Большая заминка на «запятой» свидетельствует об истощении физических сил участниц восхождения и заболевании участницы. Была пропущена утренняя и полуденная радиосвязь. Установленные выше 7000 метров палатки участницы считали, по-видимому, как на вершине. К примеру, в 1956 году Виталий Абалаков далеко не дошел до вершины пика Победы. И ничего. Поздравления и награды собрал по полной программе.

Предвершинный восточный гребень, 1968 год

Группа в составе К.Клецко, О.Борисенок, Б. Гаврилов, Е. Гипенрейтор должна была взаимодействовать с Шатаевой на восточном гребне через гору Липкина до вершины пика Ленина.

Согласно записям радиопереговоров группа двигалась по графику:
    1 августа базовый лагерь 3700 – 4400 м.
    2 августа 4400 - 5700 м.
    3 августа 5700 -6770 м, встреча с Шатаевой.
    4 августа вершина 7127 м – спуск по веревкам Добровольского до 6850 м.
    5 августа 6850 - спуск до 6100 м.
    6 августа 6100 - спуск на площадки 4400 м.
    7 августа стоянка на плошадках 4400 м.
    8 августа стоянка на плошадках 4400 м.
    Клецко был на вершине 4 августа вместе с Борисенком и Гавриловым. Спускались «спортивным» по веревкам Добровольского в сумерках, ушли вниз догонять ранее заболевшего Е.Гипенрейтора.
    Группа Льва Добровольского, изучая космические излучения на вершине пика Ленина, работала по следующему графику:
    31 июля. прилет на Ачик-таш после восхождения на пик Корженевской (7105 м), выход на 4200м.
    1 августа. 4200-5900 встреча с гр.Шатаевой под «метлой», предложение потоптать следы отвергнуто.
    2 августа. 5900-6950
    3 августа. 6950-вершина п.Ленина, ночевка на вершине.
    4 августа. Спуск в сумерках с вершины до 6950 м. Помощь веревками Клецко при спуске. Встреча под «запятой» с палатками Шатаевой.
    5 августа. 8 утра. Ухудшение погоды. Общение с В.Фатеевой. Увидели с 6850 м в 11 часов группу Шатаевой, медленно поднимавшуюся параллельно двумя связками по четыре человека посредине « запятой». На мой взгляд связки такие : Шатаева, Любимцева, Манжарова, Переходюк и Мухамедова, Васильева, Фатеева, Бардашова.
    После связи с Ан-12, (Галкин В.Т. «Весь Памир глухо закрыт высокой облачностью практически до 8000 метров»). Начали пробиваться вниз в тумане, по колено, а иногда и по пояс, в снегу. Спускались всю ночь. На Ачик-таше были 6 августа в 4 часа утра. Узнали о положении у Шатаевой.

Группа Г. Корепанова на вершине была 3 августа со стороны Раздельной. С Шатаевой не встречалась, которую ожидали на 6850 м, ушли вниз 6 августа по команде Абалакова.

Запись радиопереговоров Шатаевой с базлагом. Сделана гораздо позже на «Большой земле».

1 августа 13 час.
    «Снег тяжелый. Сейчас у нас пекло».
    20 час. "Пришли на 6000 метров, отдыхаем. Уже шипит примус. Настроение хорошее".

2 августа 8 часов.
    "Мы стоим на открытом месте. Ветер. Хотим выйти на 6800 метров, но в зависимости от состояния снега решим - остановка на 6500 или пойдем дальше".

13 часов. "0сталось около часа до выхода на гребень. Погода: первая половина дня хорошая, ветер боковой, в 11 час резкий снег, пасмурно.. Путь простой. Самочувствие у всех хо-рошее. Пока все настолько хорошо, что даже разочаровываемся в маршруте".

3 августа.

8 часов. "Решили взять день отдыха".

17 часов, Эльвира: "Я права, что взяли день отдыха!".

4 августа
    Переход с 6.0 до 16.0 под «запятую.
    17 часов. Эльвира: "Пока мы с вами поговорили, ребята уже сделали пик Ленина. Мы их поздравляем. Нам уже завидно. Завтра нас тоже можно будет поздравить. Погода портится. Идет снег. Это хорошо, заметет следы, чтобы не было разговоров, что мы поднимаемся по следам".

5 августа
    Выход около 10 часов. Подъем на "запятой" (видел Добровольский).

17 часов. "Мы вышли на вершину. Видимость - 20—30 м. Сомневаемся в направлении спуска. Мы приняли решение поставить палатки, что уже и сделали. Палатки поставили "тандемом" и уже устроились. Надеемся просмотреть путь спуска при улучшении погоды. Условия терпимые. Погода не балует, видимости нет. Ветер как нам и говорили, здесь всегда. Думаю, что не замерзнем. Ночевка будет не очень серьезной. Самочувствие у нас хорошее, настроение тоже. Идет все нормально".

6 августа.
    10 час. "Погода ничуть не изменилась. Видимости никакой нет.
    Мы встали в 7 часов - вначале восьмого и пытаемся все время следить за погодой - не появится ли просвет в тумане, чтобы определиться, сориентироваться на спуск. И вот уже 10 часов и ничего, никаких улучшений. Видимость все также очень низкая - примерно 20-ЗОм, что нам посоветует база? Виталий Михайлович?"

13 часов. Шатаева: "Ничего за это время не изменилось и никаких просветов. Ветер начал крепчать и довольно - таки резко. Видимости тоже нет и мы не знаем куда же нам все таки двигаться в сторону Раздельной, Мы готовы в любой момент выйти. Но время прошло, мы сейчас решили пообедать и уже начали готовить обед. Имеет ли Жора для нас какие-нибудь рекомендации? Сориентируйте нас. Куда же идти, если встать лицом к обелиску?"

Абалаков: «Вначале направо, затем еще правее под углом»???
    Клецко: «Встаньте лицом к обелиску и по левую сторону начинайте спуск»???

17 часов-до 17.30. "У нас заболела участница. Ее рвет уже около суток после принятия пищи, что она не выпила, даже таблетки - рвота.( т.е. с 5 августа).
    У нас есть небольшой комплект медикаментов (перечислила).
    Мы поставлены в такое положение, что антибиотиков у нас мало, так как у нас еще одна участница неважно себя чувствует и мы ими колем вторую больную".
    Вызывает недоумение, почему не называются фамилии заболевших.

Абалаков: «Срочно сделать укол и группе необходимо спускаться по пути подъема».

7 августа.
    10 часов.: "Вчера в 23 часа при спуске трагически погибла Любимцева. У нас разорвало палатки. Группы ночевали в разных местах".
    Что означает «трагически погибла»?

около 14 часов: "У нас умерли двое - Васильева и Фатеева. Мы очень сильно мерзнем, нам очень холодно. Из пяти оставшихся живых у четверых сильно обморожены руки. Унесло теплые вещи".

База: "Двигаться вниз, не падать духом. Если не можете идти, то шевелитесь, находитесь все время в движении. Снимите теплое с погибших, утеплитесь. Просим выходить на связь каждый час, если будет возможность".

Около 15 часов. "Нам очень холодно. Вырыть пещеру не можем. Копать нечем. Двигаться не можем. Рюкзаки унесло ветром".

20 часов "Виталий Михайлович, постарайтесь сделать что-нибудь…"

21.12 часов. "Нас осталось двое. Сил больше нет. Через 15-20 минут нас не будет в живых. Прощайте!"

8 августа
    В 17 час. связь с японцами – обнаружили 7 тел на участке 200 метров, ледоруб, веревка от Фатеевой в сторону обрыва.

Из дневников японцев Kenji Kondo:

Мы, 6 человек, вышли из лагеря - 6650 8 августа в 8-45 утра. Небо было практически кристально прозрачным, хотя ветер по-прежнему был сильным. Воздух был холодным, но мы могли наслаждаться величественными видами с этой высоты. Вершина казалось ближе, чем была на самом деле. Мы достигли точки 6850м за час подъема. Мы продолжили подъем к вершине по Восточному ребру. Мы поднялись уже на последнее седло перед вершиной - 6950м и примерно 200м до вершины - когда увидели тело, лежащее на снегу. У нас не было ни секунды сомнений в том, что это было тело одной из участниц женской группы, ставшей жертвой плохой погоды в последние три дня. Но она была одна. Почему? Когда мы внимательно вгляделись в склон в сторону вершины, в отдалении на снегу мы увидели две или три странные черные точки. Мы достали рации из рюкзаков и сообщили об увиденном в Базовый лагерь. После короткой остановки мы продолжили подъем и в 100 метрах от первого тела нашли еще одно. Неподалеку от второго - еще два. Всего мы нашли семь тел, освещаемых солнцем. Все они, кроме двух, лежали отдельно друг от друга. Седьмое тело лежало на сломанной палатке. Базовый лагерь указал нам не трогать тела. Сломанная палатка находилась всего метрах в 40 метрах от вершины. Мы достигли вершины пика Ленина в 14-30.

Владимир Дмитриевич Кавуненко. (1935-2021). Книга «Как будут без нас одиноки вершины».

«Я всегда считал, что женщины не должны заниматься альпинизмом на высшем уровне. Не выше 2-го разряда и инструктора. Преподаватели, тренеры из них получаются, они могут быть хорошими наставниками. И хватит. Задавали и мне вопросы, спросили и мое отношение к жен-скому альпинизму и я ответил, что, если бы имел право, то чисто женский альпинизм запретил бы.

Группа Эли Шатаевой состояла из восьми женщин. Кроме нее — Галя Переходюк, Таня Бардашева. Люда Манжарова, Нина Васильева, Ильсиар Мухамедова, Ирина Любимцева и Валя Фатеева. Им утвердили восхождение на пик Ленина, но почему-то Виталий Михайлович Абалаков выпустил их на траверс. Ума не приложу, почему он так сделал. Если бы я имел право решающего голоса, я бы ни за что не разрешил им траверс. А если бы я его разрешил, то после случившегося, меня бы раздели до нуля, что означало бы полную дисквалификацию.

Когда ураганом сорвало палатки на 7000 м, девчонки остались на снегу не полностью одетыми. И вот при постоянной связи по радио с международным лагерем они одна за другой потихоньку уходили в другой мир. Слушать их было невыносимо. Была попытка японцев подойти к ним, японцы были ближе всех от них, но буря не позволила. Все восемь девочек остались на гребне пика Ленина».

Экспедицию по спуску погибших женщин провели в 1975 году . Основную работу выполнили В. Шатаев, Б. Айзенберг, В. Байбара, В. Гракович, В. Давыденко, В. Машков, Д. Макаускас, Г. Петрашко, С. Соколов («Спартак») . Примечательно, что никто из участников трагедии 1974 года не принял участия в этом скорбном мероприятии. Я имею в виду Клецко, Гаврилова, Корепанова, Борисенка.

Решения комиссий на Ачик таше 10-11 августа и дисциплинарной в Москве не называют виноватыми персонально М.Ануфрикова, В.Абалакова, К.Клецко (кадровых работников) в гибели группы Э.Шатаевой для меня по понятным причине - опасения потери ими работы, а следовательно ответственности организации проводившей мероприятие.

В противном случае необходимо было назначение социальной пенсии детям и родственникам погибших из-за потери кормилиц.
    По всей видимости, протокол сочинял Клецко еще до выяснения судьбы восьмой участницы.

Мое предложение: создать комиссию Федерации альпинизма России по несчастному случаю с целью объективного анализа произошедшего на основе первичных документов. В противном случае возможна писательская вакханалия подобная с историей гибели группы Дятлова на Северном Урале. Ведь пятидесятилетие скорбной даты уже не за горами.
    Но главное это назвать ошибки, приведшие к этому страшному итогу.
    Официальной статистики несчастных случаев на пике Ленина нет. Но недавно Кыргызский республиканский альпинистский клуб опубликовал исследование, в котором самостоятельно собрал такую статистику с разбором её причин. Так вот, ежегодно на пике Ленине случается 5-10 аварий, требующих проведения спасработ. Из них 1-3 - со смертельным исходом. Большинство несчастных случаев обусловлены субъективными опасностями. Гибель 43 человек в 1990 году из-за ошибочно выбранной стоянки на 5200 метров под сбросами тому пример.

Объективное, непредвзятое исследование трагедии 1974 года позволит уберечь от масштабных несчастных случаев при высотных восхождениях, набирающих обороты год от года.

Михаил Монастырский об Абалакове – авторитарен, не справился с работой на посту начальника спортивной работы Международного альпинистского лагеря в 1974 году, беспомощный в аварийной ситуации с командой Э. Шатаевой. После произошедшей аварии на пике Ленина на работу в МАЛ Памир больше не приглашался.

В сезоне 1974 года погибли 13 человек, в том числе: Изеншмидт Ева, Швейцария, Уллин Гарри, США, Вюрст Прийт, Эстония, Теннисон Тыну, Эстония, Рейно Эрик, Эстония, Шатаева Эльвира, Москва, Бардашова Татьяна , Душанбе, Васильева Нина, Москва, Любимцева Ирина, Свердловск, Манжарова Людмила, Фрунзе, Мухамедова Ильсияр Душанбе, Переходюк Галина, Миасс, Фатеева Валентина, Москва.
    Особенно хочу отметить мужественное поведение Валентины Фатеевой, до последнего мгновения помогавшей подругам и погибшей как солдат в бою.

Мы всех вас не забываем и чтим.

Благодарю Анатолия Тубальцева за представленные документы и участие в обсуждении подготовленных к печати материалов.

Неворотин Вадим Кириллович. Мастер спорта СССР по альпинизму, инструктор -й категории, тренер-спасатель, чемпион и призер чемпионатов СССР, России и Москвы. «Снежный барс», кавалер орденов «Эдельвейс» 1-й и 2-й степени, 14 восхождений на семитысячники.
    Награжден медалью Российского союза спасателей «За мужество в спасении».

На вершине пика Ленина. 1968 год

Отзывы на статью В.Неворотина «Памяти восьми», опубликованную на сайте Mountain.RU

Владимир Шатаев:

Как могли по версии Неворотина группа 5 августа в 17 часов поставить палатки на разном уровне, оставить заболевшую Васильеву и сходить на вершину?

«5 августа 17 часов:
    Шатаева-базе: «Мы вышли на вершину». Мы приняли решение поставить палатки, что уже и сделали. Палатки поставили тандемом и уже устроились…
    Только 6 августа в 17 часов:
    Шатаева-базе: «…А сейчас нам хотелось бы пригласить к радиостанции врача…»
    6 августа: "Сориентируйте нас. Куда же все-таки идти, если стать лицом к обелиску?"

«5 авг. 6950 - подъем и установка палаток на предвершине 7005 и 7035 м, болезнь Н.Васильевой, вершина пика Ленина 7127м в 17 часов, спуск к палаткам на 7005 и 7035 м. Перепад 170 метров»...
    Где документальное подтверждение, что именно так было???? Очередной фейк.

01.12. 2021 г

Галкин О.С. «Памяти восьми»

Несмотря на срок давности трагедии 1974 года - гибели восьми женщин – альпинисток на пике Ленина, причина к ней приведшая, остается актуальной, хотя бы, как урок для других.
    Очерк Неворотина В.К. полезен и вызывает доверие проведенным анализом и выводами.

В таком коллективном виде спорта как альпинизм, а может и в других, сильнейший может быть забойщиком, но не капитаном, так как не всегда может оценить состояние остальных, а честолюбие объективной оценке мешает.

Возможно по этой же причине Абалаков В.М.полностью доверился сообщениям Эльвиры и не вмешивался в ход событий, что непростительно руководителю сборов, а главное, высотнику, который должен был представлять что такое высота и её влияние на организм человека. Будучи высокоэффективным руководителем отдельной команды, Виталий Михайлович не справился с обеспечением безопасности группы Шатаевой как на этапе подготовки, так и самого восхождения и спасательных работ.

Володя Шатаев, не находился в лагере во время событий, не мог повлиять на их ход. Что же касается последующих комментариев, то он не мог быть объективным так как любил жену.

Статья Неворотина В.К., поднявшая такой трагический и сложный случай, может быть предостережением для отправляющихся на высотное восхождение в наше время, когда ослабло руководство альпинизмом и, соответственно не выполняются в полной мере правила горовосхождений, как это было в Советское время.

Начальник спортивной части МАЛ Памир, м.с. СССР, Галкин О.С.

Samid Agayev

Очерк В.Неворотина «Память о восьми» отсылает нас к трагедии, разыгравшейся на пике Ленина в 1974 г.

Автор очерка последовательно и достаточно убедительно указывает на ошибки допущенные, как участниками восхождения, так и организаторами экспедиции, чьим долгом было обеспечить необходимую и своевременную помощь и спасти группу.

Поспешность признания гибели женщин до установления самого факта смертей, выглядит довольно странно, и довольно аморально, объяснить это по - другому нельзя. Особенно на фоне действий японской команды, они пытались помочь женщинам во время ураганного ветра, в то время те, кому это положено было действовать по должности, пережидали непогоду в безопасности. Вообще, вся эта история, хороший сюжет для повести или фильма. Подобное произведение стало бы достойным памятником погибшим женщинам.

Сорок семь лет прошло, а все актуально по сей день, ибо выводы не сделаны. Так 23 сентября сего года на склоне Эльбруса произошла подобная ситуация. Группа альпинистов из 19 человек в сопровождении двух гидов и двух их помощников пошла на штурм вершины. Поднялась буря, в этих погодных условиях пятеро погибли, одиннадцать попали в больницу. Среди погибших четыре женщины в возрасте от 33 до 40 лет. Попытки объяснить аварию только плохой погодой несостоятельны, поскольку в горах, особенно в горах высоких, непогода довольно частое явление. Вопрос состоит в том, насколько участники восхождения были подготовлены к защите от возможных неблагоприятных погодных условий.

Есть мнение, что женщинам не следует заниматься альпинизмом, во всяком случае на таких высотах. Но они все равно идут в горы, что это борьба за гендерное равноправие или крайняя степень феминизма.

Вспомним Высоцкого, - Я спросил тебя, зачем идете в горы вы? Но вопрос видимо риторический.
    С.Сердюк. писатель

Шибаев С. инструктор альпинизма 1-й категории, кандидат в мастера спорта, председатель комиссии по расследованию несчастных случаев ФАР.

Доброго дня Вадим!
    В целом все изложено хронологически верно и стройно. По поводу текста у меня всего лишь пара соображений.

- С Корепановым я общался в 2018 г , расспрашивал о его жизни вообще, и в альпинизме, в частности. Задавал конкретно вопрос о высказывании Ферапонтова со слов Георгия о спуске к палаткам. Корепанов четко ответил, что такого не было и быть не могло, и пояснил, почему.

- Почему Гурмузова не пошла на восхождение: палаток то можно было взять и три — невелико увеличение удельного веса на участника. Есть версия, описанная Э. Шатаевой и группой, и совершенно иная версия самой Гурмузовой. По изучению одной и другой я верю в версию Шатаевой.

Вообще всё, описанное в интернетах и печатных изданиях по трагедии 1974, на 99 описано по тексту одного единственного источника — книги «Категория трудности» и воспроизводится из одной публикации в другую. Поэтому никакого повторения, как с историей Дятлова, быть не может... «Объективное, непредвзятое исследование трагедии 1974 года позволит уберечь от масштабных несчастных случаев при высотных восхождениях, набирающих обороты год от года».

По мне, объективное исследование позволит выявить, в конце концов, подлинную картину трагедии, ее истоки, лиц, которые не нашли смелости и возможностей предотвратить катастрофу.

С наилучшими пожеланиями - Сергей Алексеевич Шибаев

Гракович Валентин, мастер спорта, почетный спасатель, чемпион СССР в классе технически сложных восхождений (1970 г.)

Вадим!
    Прочитал твой анализ пика Ленина! Ты правильно разбираешь ситуацию, что команды не было, а только амбициозный лидер. Никто о психологической совместимости даже не рассуждает.

Непонятна цель твоей статьи. Прославить себя и охаять других или учебная цель? Я с Элей ходил на Пик Коммунизма. Она уже тогда нами командовала. О мертвых говорят хорошо или ничего. Зачем винить Абалакова, Ануфриева и живого Костю? Их трагедия подобна расстрелу Белого дома! Все смотрели и никто ничего не делал. Да, виноваты все тренеры мужчины и Володя тоже. Он этот крест вины несёт до сих пор и разборки не нужны и он по понятным причинам их не хочет.

Особенно хочешь лягнуть Костю. Это несправедливо как по пику Победы, так и здесь за отсутсвие спасработ. Костя после пика Ленина приехал ко мне в Москву и я его досконально выспрашивал о причинах. Отдельный разговор. Анализировать психологию женской группы нужно и полезно, но оставить все , как в книге у Володи. Лучше описать психологический портрет лидера Эльвиры и состава. Каждый из них Бетховен и схожености не было, что ты и написал. Тогда зачем их выпустили вообще? Нам нужна одна победа, за ценой не постоим.

Не уверен, что Монастырсий так сказал об Абалакове. А набрасываться на одного Костю неприлично. Тогда и Володю упоминай. Он главный тренер и наставник для Эли был. Когда бросаешь грязь в другого, то может она к нему и не долетит, а грязь на твоих руках останется. Я прошёл хорошую кафедру психологии и знаю возможности психологов, Напиши, что к сожалению до настоящего времени, даже когда первая команда шла на Эверест, не было там психолога в команде. При серьезных восхождениях он нужен.

Гребенщиков Игорь. Мастер спорта СССР, Чемпион и призер чемпионатов СССР по альпинизму
    8 ноября, 20:28
    Прочитал. Согласен с тобой полностью.

Фантастически безграмотная организация от А до Я. И, я полностью согласен с Кавуненко по части женского альпинизма. Всё равно массовым он бы не стал, а в виде исключения, как в этом случае, должна была бы организована группа подстраховки и жёсткое руководство снизу. Конечно, нужно было спускать группу сразу, как только возникло подозрение, что они не тянут.

Но ты все причины чётко скомпоновал, а главная, на мой взгляд это то, что сама идея женской группы порочная, и, даже если бы в этот раз обошлось бы, в будущем всё закончилось бы плачевно.
    И по существу. и то, как ты написал - мне всё понравилось.

Душарин Иван, мастер спорта международного класса, «Снежный барс», инструктор-методист 1-й категории, восхождения Эверест, К-2, Чо-ойю.
    Похоже, что так и было. Большая беда, как правило, складывается из множества мелких упущений и ошибок.
    Желательно представить документы, на основании которых делаются выводы.

Тубальцев Анатолий, журналист

Рано или поздно такая работа должна была появиться. Причем, написанная не худосочными "блогерами" в порядке вялого обмена мнениями, типа "ну, ты, чё?" а человеком, немало в этом понимающим и, что очень важно, имеющим на это право. Зачем? А затем, чтобы дать внятный урок тем, кто еще не разучился учиться на ошибках других. Чтобы назвать вещи своими именами. Чтобы закрыть вопрос от перемывания, перевыдумывания и притаскивания за уши. Называть каких-то неназванных виновных, наказывать их (чем наказывать? рублем? порицанием "ну-ну-ну?") уже поздно, да и не имеет смысла, если за без малого пятьдесят лет они не назвали себя сами.

В различных описаниях аварии, равно, как и в книге Владимира Шатаева, нигде и никак не анализируется вопрос о местах на склоне, где были установлены палатки, мол, поставили где пришлось, и поставили. Согласно мантрам Шатаева, уже после "трагической гибели Ирины Любимцевой в 23:00", Эльвира принимает непонятно почему решение об установке палаток. Палатки стояли у тура, группа приспустилась на несколько десятков метров, урагана еще нет : «7 августа в два часа ночи на вершину обрушился ураган...» Вопреки суровому, практически, приказу Абалакова о спуске? И как тогда понимать положение тела Ирины Любимцевой намного ниже палаток?

Я полностью согласен с автором, что обе палатки были установлены при подъеме группы к вершине. Установлены по какой-то экстренной причине и установлены, обратите внимание, именно в тех местах, где их только и можно было поставить. Это было бы совершенно невозможно осуществить деморализованной группой ночью, в условиях полнейшей темноты и ураганного ветра. Почитайте у самого Шатаева, как несколькими днями раньше он в связке с Макаускасом спускался с той же самой "запятой"в налетевшей непогоде. Они сползали буквально наощупь, да, в ураганом ветре, но в светлое время суток.

Мощным аргументом является также тот факт, что полностью склон "запятой" преодолели и поднялись к туру с обелиском только семь участниц группы из восьми. Это значит, что восьмая спортсменка более суток мерзла в палатке, поставленной где-то на полпути 5 августа при хорошей погоде и отличной видимости на склоне ниже вершины. Скорее всего, это была "нижняя" палатка, потому что, если подниматься вверх, то она первая, то есть, появилась потребность - взяли и поставили. Поднимались - поднимались, изменились обстоятельства - поставили палатку. Логично.

Манипуляции с "верхней палаткой" уже не так важны принципиально. Дело в том, что фотография финального разгрома группы на "запятой" не позволяет построить никакого логичного сценария, включающего выход всей группы на вершину, ночевку и установку после этого совсем рядом с вершиной двух палаток в единственно возможных местах.

Совершенно понятно, что события развивались не так, как это было предложено книгой Владимира Шатаева "Категория трудности".

К сожалению, публикация Анатолия Ферапонтова " Восходители" в " Красноярских столбах" снята с пробега. У меня есть скриншоты статьи, но это не меняет суть дела. В публикации приводились мнения двух уважаемых в мире большого спорта человек - это Георгий Корепанов и Александр Берман. При всех возможных неточностях их даже не версий, а профессионального знания обсуждаемого вопроса, их объединяет уверенность, которую можно выразить приведенными там словами Александра Бермана: "Все было не так, но говорить об этом нельзя".

Предложения автора обсуждаемой публикации, особенно о создании комиссии Федерации альпинизма России по несчастному случаю с целью объективного анализа произошедшего на основе первичных документов, видятся очень уместными. На мой взгляд, помимо "анализа на основе первичных документов" должно присутствовать собеседование с участниками и свидетелями.
    Анатолий Тубальцев
    05/12/2021

Черный Николай, змс СССР, восходитель на Эверест, Канченджангу, Лходзе, Чо-ойю, Анапурну, Шиши пангму.

В статье В.Неворотина всё верно. Нужно добавить, что Э.Шатаева не терпела возражений со стороны участниц своей группы, поэтому состав группы менялся из года в год. Известно, что некоторые из числа приглашенных отказались от участия в этом восхождении. Во время восхождения Шатаева врала начальству, что всё хорошо, хотя та же Васильева заболела ещё до вершины. Если группа при восхождении на вершину высотой 7100 метров устраивает день отдыха на 6500 метров, её надо возвращать вниз. На этой высоте организм не отдыхает, а только расходует остаток сил. Но группу не вернули.

Бездействие спасательных служб да приезда Шатаева не находит объяснений. Никто не хотел рисковать. Кроме японцев.

Н.Черный

Вячеслав Лавриненко, мсмк СССР по альпинизму, чемпион и призер чемпионатов СССР.

В преддверии 50-летия события, произошедшего на пике Ленина с женской группой в 1974 году, предложение Неворотина о создании комиссии, которая дала бы оценку тем событиям и поставила бы точку в этом вопросе, поддерживаю и считаю целесообразным.

Протоколы комиссии 1974 года нельзя считать объективными, т.к. её членами были и лица, которым надлежало обеспечивать безопасность и спасать группу.

Основной целью работы новой комиссии не поиск нестыковок в книге Шатаева и осуждение виновных (срок давности истек), а установление по возможности истины и объявление некоторых фактов несовместимыми с этикой Советского альпинизма 70-х годов. Например, как уход спасателей из района бедствия, выход на места аварии только по приезду Шатаева и пр.

Для специалистов суть произошедшего ясна. Факты наиболее полно приведены у Шатаева и Неворотина. Задача новой комиссии дать объективный анализ событий и действий лиц, причастных к этим событиям. Выводы должны войти в копилку опыта и быть предостережением при проведении подобных мероприятий.

После появления такого документа будут неактуальными измышления журналистов и блогеров.

Отдельно о женском альпинизме. Время покажет быть ему или нет. Но судя потому, как активно осваиваются женщинами сугубо мужские виды спорта, такие как тяжелая атлетика, бокс, хоккей и пр, вероятно, будет освоен и альпинизм.

В. Лавриненко 06.02. 2022

История восхождений на Пик Ленина

Памир-74 глазами японских участников

Всем, кто интересуется этой темой и событиями 1974 г

Тираж книги «Памир. Пик Ленина 1974. Трагедия группы Эльвиры Шатаевой» увидел свет 6 декабря 2023. К началу января 2024 оставалось 15 экземпляров, а на днях , к 7 февраля 2024, остался 1 экземпляр. И тут, "листая" интернет, я увидел, что уже началась "творческая переработка" целых глав книги с пиратским копированием фотографий и документов, которые можно было своровать только из издания "Памир. Пик Ленина 1974", т.к. ранее они нигде не публиковались. Особенно старается некий автор на канале Дзен - с некоторого времени статья за статьей вылетает у нее, как из пулемета. Что интересно, до минувшей осени в течение нескольких лет автор вела свой блог в Дзене на тему пляжного, автобусного и экскурсионного туризма по России и Европе, и ни единым словечком не обмолвилась ни о горах, ни об альпинистах. И вдруг - поток подробнейших рассказов и суждений о трагедии 1974-го. Что еще интересно: автор также пользуется и обильно цитирует статьи с Mountain.ru и др. источников, не утруждая себя соблюдением элементарных авторских прав и ссылками на первоисточник, разве что изредка упоминая фамилии авторов цитат. Но понять, откуда и где взяты эти цитаты и сведения, невозможно. Все источники тщательно скрыты. И создается впечатление, что автор - такой молодец! - сама это все накопала, исследовала, надумала логических выводов и теперь принимает поздравления от своих читателей за "уникальность и эксклюзивность" материала... У меня в книге ссылки на источники и их авторство - по статьям, публикациям, книгам, документам, интервью, фотоиллюстрациям - занимают 9 страниц. И хочется предупредить этого автора - а она читает сайт, ибо утащила отсюда не один материал по теме - что ей лучше убрать всё, что она нашла в "открытых источниках" и опубликовала в своем дзен-блоге, в досудебном порядке. К этому предупреждению присоединяется и В.Н. Шатаев, не дававший никаких разрешений на публикацию его фотографий данному автору, и просивший меня о данном уведомлении и её, и всех, кто считает, что воровать контент в интернете - это нормально и богоугодно. Но мы постараемся, чтобы богоугодным было соблюдение приличий, прав и закона. PS О содержании книги можно узнать в https://vk.com/exmagazine?w=wall-32362856_27726 . «ЭКС-books» и Сергей Алексеевич Шибаев

К тому, что я знал

У.Файзулдаеву: В книге Сергея Шибаева рассказано о 9-й участнице группы Шатаевой. Сергей её отыскал, опросил, - записал в книге. И Гурмузова через какое-то время написала небольшую статью, в которой рассказала, что знала об обстоятельствах трагедии на пике Ленина. Она не любила вспоминать об этом случае, - по всем признакам тяжёлые это были воспоминания. Эльмира вскоре после этой трагедии оставила альпинизм, - в основном (как она пишет) из-за болезни своей мамы, за которой нужен был уход. Одной из важных причин трагедии Эльмира считает аварию с палатками. Она предлагала Шатаевой привезти вместо памирок более ветростойкие и более прочные палатки, но Шатаева от них отказалась ещё до выезда её группы на Памир. Я сам в 1980 году ходил по Заалайскому хребту в турпоход 6-й к.сл. через перевалы высотой около 6000 и скажу, что памирки, конечно для высотных восхождений - слишком холодные однослойные палатки без тента с малой ветростойкостью. А авария с палатками на такой высоте при сильном ветре - это конец. Человек от холода погибает очень быстро, если не успеет уйти в безопасное место. От себя могу сказать, что и ботинки-трикони очень плохи и холодны для высотных восхождений. Тогда ещё не было двуслойных ботинок. И очень вероятно, что ноги у альпинисток мёрзли очень сильно (как и у меня на меньшей высоте). Не знаю, были ли у них для утепления бахилы и сколько носков они применяли, но в любом случае эти ботинки их - были одной из слагаемых трагедии. И я заметил, что на большинстве альпинисток, по описанию, не было и рукавиц и перчаток на руках. А руки и ноги замерзают быстрее всего. И что человек может сделать, когда они откажут? Только лечь на снег "отдыхать" от холодной усталости, заснуть и уже не проснуться. Так и произошло если не со всеми участницами группы Шатаевой, но, вероятно, со многими из них. А их восхождение развивалось медленно, в частности, из-за маршрута с траверсом через Раздельную. Вначале они хотели совершить простое восхождение без траверса, но Абалаков, якобы, настаивал на траверсе, и Шатаева ему уступила (в любом случае это было их совместное решение). Траверс же, в отличие от простого восхождения (с возвратом по пути спуска) утяжелили чисто весовую нагрузку при восхождении с "альпинистской" (т.е. с облегчёнными рюкзаками при рывке на вершину) до "туристской", т.е. с полной выкладкой снаряжения и продуктов для траверса. Поэтому на подъём группа поднималась медленно из-за нелёгких рюкзаков. Я отметил правильность подъёма женщин двумя четвёрками (т.е. с туристским вариантом связок), поскольку при срыве одного участника в трещину партнёр в связке-двойке с тяжёлым рюкзаком мог его не удержать. Тяжёлый рюкзак и вниз увлекает, и реакции партнёров стесняет. Надо видеть и то, что группа Шатаевой не была ни "сборной женской команды страны", ни "командой мастеров" по опыту участниц (три мастера спорта, три КМС и три перворазрядницы. Я думаю, что Шатаева понимала, что как-то "тягаться" с сильными мужскими командами мастеров ещё не могла. А практика альпинизма сейчас показывает, что женский альпинизм сейчас нормально существует и развивается. Но ему не надо "тягаться" спортивно с мужским альпинизмом. Ему надо идти своим путём и своим опытом, реально оценивая и то, и другое. Смешанные команды сейчас успешно совершают восхождения и, на мой взгляд, участие женщины в группе ничуть не ослабляет её состав (как негласно считалось на определённом этапе развития советского альпинизма) - сила коллектива состоит достаточной подготовке, воле и опыте всех участников. Ранее было написано: из статьи пока отложилось только расположение участниц на склоне. Похоже, что их "разбросало" по склону после того, как палатки порвало ветром, и они оказались снаружи - незащищённые и с потерей значительной части снаряжения. Конечно, в такой ситуации аварийная группа погибла от холода очень быстро. Почему-то в перечне причин трагедии не указывается, на мой взгляд, хорошо видимая причина - задержка группы на большой высоте. Группа Шатаевой прошла по высоте "зону акклиматизации" и попала в "зону адаптации", где человек сохраняет физическую форму только ограниченное время. И если в это время группа не успевает совершить восхождение - ей надо спуститься вниз. Конечно, в каждом конкретном случае надо решать "по обстановке". В данном случае на действия группы наложился период тяжёлой непогоды. думается, если бы не непогода, - масштабы трагедии были бы меньше. При разборе любой трагедии не стоит "ударятся в обвинения", - надо объективно разобраться в ситуации без "перехода на личности", - что, как и почему произошло. А "обвинения", как и соображения по "уходу от вины и ответственности", - являются "злой аурой", которая мешает объективному разбору причин. В этом плане, как мне кажется, в этой Трагедии сказано ещё не всё. Поэтому "поменьше обвинений", сокрытия верных фактов и без сочинения фактов ложных." Очень сдержанными, осторожными и обоснованными должны быть выводы. И, конечно, надо очень деликатно не задевать чувств родственников погибших и самих погибших, которые уже не могут себя защитить. И те, и другие и так "натерпелись" достаточно, - не стоит увеличивать их боль утраты... Ошибки совершают все, но далеко не все ошибки приводят к трагедиям с гибелью людей. И очень мало в практике горных видов спорта таких ошибок, которые заслуживают наказания смертью... "Грани нарушений и ошибок надо чувствовать очень тонко. Есть большая дистанция между "ошибкой", допущенной в сложной ситуации и между "умышленным нарушением" в той же ситуации. как и есть значительная дистанция между ошибкой в сложной ситуации и малодушием, подлостью и предательством. Конкретно в этой ситуации я таких "последних" составляющих не вижу, - их не было. Но допущенные ошибки, конечно, были. В частности, Шатаева не сразу сообщила Абалакову о тяжёлом положении своей группы и наличии заболевших участниц. Возможно, она сама не сразу это поняла, - болезни в высокогорье развиваются очень быстро, а сеансы связи не через каждые 15 минут проводятся. Ну, а Абалаков - мог ли он оперативно среагировать на изменение обстановки, когда он её в точности не знал? Во всём том, что он не знал, - он естественно полагался на руководителя группы,- иначе бы эту группу и этого руководителя вообще бы не выпустили на маршрут. Ситуация и с заболеванием участниц, и с развитием непогоды развивалась очень быстро. Где-то ещё на подъёме с задержкой восхождения женская группа незаметно прошла ту "точку невозврата", за которой развитие катастрофы было уже неизбежным с учётом и резкого изменения состояния группы, и резкого изменения состояния погоды. Тонко "угадать" эти изменения, я полагаю, мог только руководитель группы. К сожалению, женская группа эта не была очень опытной по части высотных восхождений (набор такого высотного опыта на все семитысячники страны она только планировала и успешно взошла на пик Е.Корженевской). А большой опыт высотных восхождений как раз подсказывает восходителям, когда надо вовремя отступить. Для этого надо иметь не только опыт успешных восхождений, но и опыт успешных отступлений.Что же касается "постоянства состава" этой команды, то в отечественном альпинизме была обычной практика замены части восходителей команд, если эти восходители обладали необходимой подготовкой и отработали"схоженность" в составе данной команды. В этом нет ничего необычного или запретного. Сергею Шибаеву за книгу мой респект.

Вопрос об Эльмире Гурмузовой

Как сложилась дальнейшая судьба Эльмиры Гурмузовой, которая не приняла участия в том трагическом восхождении? Кто-нибудь знает? Отзовитесь.