Автор: Марина Попова, Красноярск

Орточашма-2021

Линия
С районом восхождений мы определились ещё в начале 2020 года. Пришла идея подать проект на грант GRIT&ROCK, поискали доступные для нас районы, и как-то очень быстро обнаружили в отчетах туристов «нашу» гору, на которую захотелось попробовать сделать маршрут. Сначала едем в Каравшин, там разлаживаемся, проходим какую-нибудь 6А и переходим в ущелье Орточашма.
Оставалось «самое простое» - приехать, найти гору, выбрать маршрут и пройти его.

Чем вообще отличается первопроход (и первовосхождение) от обычного известного маршрута? Нужно больше времени уделять "разведке". То есть искать информацию о районе, фото, примерно понимать, нужно ли ледовое снаряжение или хватит скального, обдумывать варианты спуска и прочее, прочее. Отсутствует описание маршрута, нужно заранее всё просматривать в бинокль, чтобы на горе уже лучше ориентироваться, на месте принимать решение куда лезть. В общем, добавляются моменты, где может что-то неожиданно пойти не так.

Ведь вообще первопроход и первовосхождение – это звучит круто! Но всегда есть нюансы, в любой экспедиции. И наша не стала исключением. Немного напишу о том, где мы умудрились «накосячить» и просто об интересных на мой взгляд моментах, которые прошли штатно.

Итак, сначала история о том, как мы искали гору. У нас была: карта с ниткой, как нужно идти. Словесное описание подхода. И даже часть фотографий. Перед нами там ходили туристы, была даже очень подробная статья о походе в 2016 году. Но мы великие ориентировщики на местности. В само ущелье-то (где течет река Дукенёк) пришли без проблем. На следующий день взяли часть железа и решили принести под гору, посмотреть линию и так далее. Шли, шли, шли. Набрали около 1км. И увидели, как замыкается "наше" ущелье, а горы нет. Совсем. Стали разбираться. Оказывается, мы утащились намного дальше, чем нужно. Пропустили поворот, так сказать. Ну е-мое, вот и начало экспедиционной части!

Спустились вниз к леднику, нашли нужный поворот. Дико уставшие набрали ещё метров 150, оставили заброску. Увидели только верхнюю часть "нашей" горы. Ну что ж.... Видимо так и надо было, зато прогулялись, посмотрели ущелье.

Дюпина Маша

Ещё у нас была платформа, было желание пролезть сложный-сложный маршрут, но одновременно не было желания тащить эту платформу. Потому что уже с таким грузом скорость второго и третьего падает. Тут нам сильно повезло с погодой. Наша вершина почти непрерывно сидела в облаке, плюс через разные промежутки времени (но регулярно после 12 дня) шел сильными зарядами снегодождь или просто снег с хлопьями. И мы достаточно быстро поняли, что опасность стенного восхождения стремительно уменьшается. С такой погодой можно лезть дней пять вверх, и не факт, что все получится. Пришлось бы нести много еды, побольше вещей. Получился бы вымученный погодой затяжной бигволл. Не наш вариант.
А прогноз, который и так на ближайшие дни был не очень утешительный, гарантировал сильное ухудшение и похолодание через несколько дней.

Решено - нужно выбирать линию максимально "быструю", интересную, красивую. Лезть в соревновательном (как мы его называем часто) темпе, имея минимум груза. То есть двигаться максимально быстро, не останавливаясь. Конечно же, по одновременной схеме. И пытаться вылезти к ночи на гребень.

Решено - стартуем ночью, чтобы в темноте подойти прям под стену. И с рассветом уже работать на маршруте. Не берем ничего лишнего: палатка, спальник один на всех, тонкий изолон вместо карематов, еды на два приема пищи, шоколадки. Платформа осталась внизу, даже не донесли ее до стены.

Накануне мы с Денисом сходили на ледник, вдоль которого мы планировали идти после спуска, чтоб понять, сколько пар кошек брать на восхождение. (Взяли одну пару в итоге).

А Надя и Маша подошли прямо к началу маршрута и по пути сделали туры, чтобы можно было пройти ночью и не заблудиться в темноте. Там пешком, но не совсем простой подход, с элементами лазания. Вечером перед восхождением шел снег и не таял, поэтому в темноте на подходах к маршруту мы шли по снежным полкам, было волнительно, ведь выше вся стена могла быть во льду. Но здесь нам повезло. Снег лежал на полках, но льда не было. Полезли в 6 утра.

Марина Попова

Снежные заряды начались уже в 9. Не могу сказать, что мы не волновались. Забеспокоились все – мы на маршруте, Ден – который сидел под горой и был на связи. Был готов по рации нас соориентировать по маршруту. Опять везение, снежный заряд прошел относительно быстро, уже через час стена была почти сухой.

Второй волнительный момент – снежная буря, настигшая нас под гребнем. Мокрый снег, сильнейший ветер, холод. Варежки и перчатки мигом промокли, отсидеться и переждать негде… махали руками, громко ругались (от эмоций, не друг с другом). Через некоторое время туча и накрывшее нас облако прошли, опять светит солнце, правда уже куда-то не на нас. Вышли на гребень, успели согреться, разровнять полку под палатку, натопить воды. Уже в 10 утра на следующий день стояли на вершине.

Спуск прошел без происшествий. Веревка почти не застревала, оставили на дюльферах все 20 метров репшнура и 6 якорей. Денис Прокофьев встретил на леднике, принес еще две пары кошек и треккинговые палки, попить и даже немного поесть. Команда поддержи – это мощь!

Без сил бредем вниз, погода совсем портится, уходим в наш базовый лагерь еще ниже. В продуктовой палатке находим подарок – свежие лепешки из коша, принес пастух, пока нас не было. Уплетаем лепешки и всю еду, какая есть. Небо и ущелье затянуто тяжелыми тучами, заметно похолодало, идет снег. А мы (Маша Дюпина, Надя Оленёва, Денис Прокофьев и я) рады, что успели вовремя убежать оттуда!

Немного о цифр о маршруте:

• Вершина 4818м
  • Протяженность маршрута 1010м с учетом гребня, сложность ор. 5Б
  • Полезли 4 августа в 06:10. На вершине были 5 августа в 10:00 утра.
  • В организации поездки огромную роль сыграла Красноярская краевая федерация альпинизма, которая с удовольствием поддерживает и развивает женский альпинизм, Академия Зимних видов Спорта города Красноярска, а также грант от GRIT&ROCK