Автор: Надежда Оленёва, Пермь

Таинственный пик 4818

Впервые я увидела эту гору в отчёте горных туристов группы Сергея Романенкова. Не пройденные стены вершины 4818.. Игловидный гранитный пик, совсем не далеко от Каравшина и никто на него ещё не поднимался!
Для правильной цели всегда находятся средства. В осуществлении проекта нам с Марией и Мариной очень помог грант Grit&Rock Марии Гордон, присуждаемый экспедициям женских команд. И мы отправились в Каравшин, а затем от туда в соседнее ущелье — Дукенёк, в котором находится "наша" гора.

Встали пораньше, собрались и ещё час ждали, когда придут наши лошадки. 160 кг груза, включающего снаряжение и еду самим нам было не унести. Переход предстоял долгий и по жаре.
Сначала перевалили два перевала в ущелье Орто-чашма и затем начали подъем в его верховья. Выше развилки речек, по ущелью Дукенёк ходят редко. Обычно все поворачивают в ущелье Ак-тюбек и идут в Ляйляк, даже наши погонщики не знали дорогу. Хорошо, что пастух из местного коша подсказал где лучше переправиться через реку, и что в верховьях есть ручьи с чистой питьевой водой.

День нашей переброски из ущелья Каравшин в Дукенёк был последним днём погодного окна..
В этом году погода нас совсем не баловала. Из 3.5 недель в горах, была лишь одна неделя хорошей погоды.
Обустроили базовый лагерь и на следующий день отправились искать подходы и саму "нашу" гору. Нашли не сразу. Видимо, от большого количества сил и рвения, пробежали нужный поворот на боковой ледник, спустя часа 1.5 часа поняли, что идём не туда. Вовремя вернулись и, оставив заброску уже на нужном повороте, пошли отдыхать в базу.

Прогнозы печально обещали дожди день за днём. Каждую ночь, с наступлением темноты мы видели звёзды, а каждое утро - яркое солнце. Но в два часа дня начинался дождь, хоть часы сверяй.

Мы уже не надеялись лезть в хорошую погоду, но выжидали день, в который будет поменьше осадков.
Спустя два дня сидения в штурмовом лагере, наше женское чутье и нетерпение, а также стремительно заканчивающиеся продукты подсказали, что пора лезть.

Вышли рано, чтобы уже с рассветом размотать веревки и постараться пролезть как можно больше до тех самых пресловутых двух часов дня, когда пойдет дождь. Но стрелки небесных часов сбились, и дождь, вернее снег, пошел в 9 часов утра. Мы были близки к фиаско, и даже порой закрадывались мысли о дюльфере здесь и сейчас. Мысли озвучивать никто не решался, и мы продолжали лезть.

Через час снег прекратился и показалось солнышко, ух, выдохнули. На большой полке в середине стены перед ключевой веревкой мы с Машей поменялись, но спустя пол часа снова начался снег, уже мокрый. Промокли. Снег закончился, высохли и даже успели понаслаждаться лазанием. Вечером опять пошел снег и уже с ветром.

Забавная штука - наши ожидания. Они ключ и к восприятию, и к конечной оценке происходящего. Когда знаешь, что будет ж..па, ты ее ждёшь и она не кажется такой уж ужасной. Сил придавало желание сделать то, к чему так долго идёшь и классная стена нашей гранитной горы.

Про маршрут:

Нижняя часть, до большой полки - не сложное лазание, затем начинаются ключевые веревки. Около 50 метров ИТО, затем две веревки V-VI лазания по монолитным, чуть лежачим щелям. А дальше изюминка - траверсы в поисках рельефа, сначала направо, затем налево. Вылаз на крышу по навесающей щели и внутренний угол, который мы лезли уже по обледенелым скалам с замёрзшими френдами.
Рельеф на маршруте интересный и монолитный. Исключение составляет участок ИТО, он идёт по гудящим нашлепкам и отщепам. Вершина 4818м (пока без названия) , ор. 5Б к.сл.
Перепад высот 550м
1020м, VII+ (UIAA), 6b+/6c (fr), A3 (50m), ED/ED+
Протяженность стенной части 620 метров + 400 по гребню.

На гребень вылезли к 7 вечера, а в 8 часов наблюдали красивущий закат из палатки, а после звёздное небо. Всё, как по расписанию.
Утром за 2.5 часа прошли 400 м гребня и в 10.00 были на вершине.

Спуск на первовосхожниии, как часть маршрута, никто о нем заранее не расскажет. Спускались по самому короткому пути - на перевал Тро-блок. Получилось около 10 дюльферов по гребню с небольши подлазом на жандарм. К 15 часам были на леднике счастливые, что успели до начинающегося дождя. А ещё потому, что на леднике нас встречал Денис с горячим сладким чаем! Поддержка так важна, и мы ее чувствовали, это помогало!