Автор: Мария Дюпина, Красноярск

Зимнее восхождение на пик Бокс по Михайлова 5Б в ущелье Ала-Арча

14-16 марта 2021 г.

Состав команды: Козлова Анастасия, Серюпова Дарья и Дюпина Мария. Спортсменки сборной Красноярского края по альпинизму.
Государственный природный парк Ала-Арча - это популярный для посещения альпинистами и туристами парк, расположенный в Киргизии на расстоянии 40 км от Бишкека. Маршрут Михайлова 5Б на пик Бокс (высота 4 240 м) культовая пятерка района. Длинна 1 175 м, перепад высот 798 м, 16 рабочих веревок до гребня. Одним словом, есть где полазить.

Зимой этот маршрут уже проходили женские команды (например, Бабушкина-Ментовская, 2014 г) за 4 дня с обработкой. Нашей целью было пройти маршрут без обработки за 3 дня.
Вечером 13 марта мы забросили железо под маршрут, протоптали тропу, провесили перила через трещину в леднике, сложили туры на камнях, в полной уверенности, что утром перебежим ледник — не заметим. Ледник, надо отметить, офигенный. Просто космической красоты. Лабиринт из трещин. Вековой лед.

Вышли в 4.30 утра. Естественно заблудились, и пока шарохались в тумане, потеряли два часа ходового дня. Было очень обидно. Особенно потому, что никто не догадался вечером записать трэк, хотя был гармин. На будущее учтем конечно (говорю я себе уже третий раз).
Подобравшись к стене, не замечая ничего вокруг в 8.10 утра начинаю лезть одну веревку за другой. Рельеф максимально монолитный. Я в шоке, что такое вообще бывает в горах.

Первая верёвка

Стенная часть маршрута вертикальная (80-90 гр). Есть небольшие нависания.
В конце второй веревки небольшой карниз, простой.

Вторая верёвка

Третья веревка – это длиннющая щель под 2 и 3 камалоты. Я представила как классно летом ее лезть в тапках, заклинивая в нее руки и ноги (мммм…).
На третей веревке моё внимание привлекает отходящая от основной стены «гранитная корочка» под 4 камалот. Решая, что вариант ненадежный для организации станций, маятником ухожу на два метра вправо и лезу по каким-то мелким якорным щелям, матерюсь, потому что постановка якорей мне не сильно нравятся на этом участке. Местное железо вытаскивается руками и летит вниз. Дальше движение налево (траверс, по описанию «сложный», по факту ничего особенного) и вверх по внутреннему углу.

Пройдя еще две веревки я выбралась на полку. Время 15.30 дня. Жду Настю и лезу еще одну веревку для приличия, хотя не сильно хочется. В 17.00 мы в палатке ужинаем. Надо отметить, что полка под палатку просто шикарная. Вы даже не представляете на сколько.

Третья верёвка

На следующей день забойщик Настя. Для нее это ее собственный вызов. По крайней мере выглядит она очень напряженно и волнуется. Возможно это только с виду. У Насти аналогичная задача - долезть до второй полки под ночевку. Волнение Насти передается мне, в какой-то момент, я кричу: «что так медленно? Давайте лезьте там ... быстрее … !». Стоит отметить, что с подобными подбадриваниями надо вести себя осторожнее, так как по теории менеджмента на некоторых людей они имеют обратное воздействие. Я рада, что моя фраза не огорчила лидера и в меня не полетели камни. Сижу на бауле, продолжаю кайфовать.

Шестая верёвка

Рельеф второго дня поинтереснее: камин местами залит льдом, скала местами разбирается, траверс налево.

Я увидела несколько дырок под скайхуки. Перед самой полкой большой разрушенный камин, под которым если честно, страшновато висеть.

Десятая верёвка. Даша жюмарит за Настей

В конце дня я дико замерзла и умоляла Дашу, которая работала второй, оставить мне максимально много якорей, чтобы я могла помахать молотком для разогрева. Мне было уже все равно на всевозможные маятники. Разбираю последнюю станцию, вырываю точку, со свистом лечу на веревке направо, издавая безрадостный клич. Я искренне не завидую тем, кто соглашается идти на восхождение исключительно баульщиком. Это тяжелая работа.

Маша с веревками

Мы долезли до второй полки засветло, в 16.30 поставили палатку. Обрабатывать дополнительную веревку не стали, т.к. решили, что «там халява осталась», да и вообще, пора пить коньяк (сколько уже можно его в бауле таскать!). Хотя интуиция подсказывала мне, что третий день всегда самый сложный. Так и вышло.

Выход на предвершинный гребень

Третий день дал понять, что быстро лезть не получится. Сначала из-под моих ног стали «уходить» живые блоки, которые надо было аккуратно вставлять обратно. Затем черт меня понес (точнее товарищи Лебедев и Степанов, понаписали в своем отчете) сделать траверс направо и зайти за угол. Здесь мы потеряли примерно час, одновременная схема движения разрушилась. Да ещё и рации-междусобойчики сели, до третьего не докричаться. Настя страхует одновременно меня и Дашу с баулом. Пришлось баульщику делать верхнюю страховку при его прохождении траверса над пропастью, тк было страшно. Товарищи! Никогда не делайте траверсы без необходимости. Это дикая потеря времени! Лучше десять раз подумать и полезть по прямой. Просто вверх. Главное прямо))) Дальнейшие пять веревок - так называемая предвершинная «крыша» горы - примерно 50-60 градусов. Поволноваться пришлось на ледовом участке, тк для облегчения веса мы взяли 4 бура и один ледовый инструмент вместо двух. Лезть с одним инструментом по фирну нормально, но по льду не комфортно. Далее двигались почти одновременно, страхуясь за скалы, но было уже очень тяжело и медленно. Силы нас постепенно покидали.

Добрались до вершины мы только в 7 вечера - как раз к закату. Нам повезло, увидеть закат на вершине было лично для меня большой радостью. Невероятные краски!

В общем и целом мы потратили 28 ходовых часов, три дня.
Спуск занял 3,5 часа по 1б. В конце которого нас встретил Балезин Валерий Викторович и Александр Мороз. Это было приятно и позволило расслабиться! С наших плеч сняли баулы и нас сопроводили до лагеря, накормили чаем и бишкекским салом! А в добавок не следующий день в баз лаге нам руку пожал сам (!!!) великий и всемогущий Дмитрий Павленко. Такого разворота событий мы вообще не ожидали, и признаться честно обалдели.

Настя в пухане

Вот такой получился Бокс. Рабочий, классный, зимний.

С собой на восхождение мы брали классные пуховки Bask Khan Tengri-W V5, именно они не дали нам замерзнуть. Благодарим baskcompany за поддержку!