Автор: Виктор Байбара, СПб

Алекс Лоу, Барри Бланшард и вершина Виктория

10 августа 1993-го года при восхождении на пик Хан-Тенгри, будучи на перемычке (5800 метров) я получил эту записку от американского альпиниста Алекса Лоу (Alex Low).

А в 1996-м году получил от него вот это письмо:

"Дорогой Виктор.

Я не восходил на Mount Victoria, но это приятная вершина и не слишком трудная для нормального маршрута.
Я посылаю описание из путеводителя по Канаде. Я могу порекомендовать самый лучший путеводитель Barry Blanchard (директор ассоциации горных гидов Канады).
Он один из моих лучших друзей, живёт в Canmore. Если ты приедешь в Канаду для восхождения, пожалуйста, позвони мне. Надеюсь скоро увидеть тебя.
Всего наилучшего — Алекс".

Моя поездка в Канаду состоялась летом 1998-го.
Когда удалось поговорить с Алексом во время поездки на Тянь-Шань, то поделился с ним своей виной перед своей женой Викторией, с которой никогда не отдыхал вместе.

Идея сглаживания этой ситуации пришла мне в голову, когда нашёл в Канаде вершину Виктория (Mt. Victoria), подумав, что хорошо бы сделать ей подарок, поднявшись на неё в её день рождение.
Алекс сказал, что это прекрасный вариант и он поможет с поездкой в Канаду.

После этого в моей жизни появился Барри Бланшард (Barry Blanchard), которому Алекс написал письмо. Барри выслал мне бумаги для оформления визы.

Прилетев в Калгари я добрался до Кэнмора, где жил Барри. К сожалению, его дома не оказалось. Он был в горах и оставил мне записку с извинениями, что не встретил меня. Его жена Кэтрин тепло приняла меня. Кроме русских сувениров я привёз для Барри наши титановые железки высокого качества.

После спуска с Виктории у меня ещё оставалось несколько дней до авиарейса домой и я поехал в Бозман-Монтана, США, где жили Алекс Лоу и Карлос Булер (с ним мы друзья с экспедиции на Памир 1978-го года).
Их не оказалось дома. Лето, горы... и я их не предупредил о приезде.

Я купил в этом городе только что вышедшую книгу Джона Кракауэра «Into thin air». Блестящий перевод на русский язык впоследствии сделает хороший друг по жизни и партнёр по восхождениям Анатолия Мошникова Сергей Калмыков.
У нас Сергею (за его личное мнение по поводу событий описанных в книге) попытались устроить обструкцию, а вот Владимир Николаевич Шатаев его поддержал.

В 2013-м году я полетел в Израиль. Забрал старшего внука отправился в Калгари. Оставив там внука в летнем лагере учить английский, ушёл бродить по горам в районе Lake Louise. В один из дней заехал в Кэнмор, надеясь лично поблагодарить Барри за помощь.
Увы! Он опять был в горах. Я передал ему привет через Карлоса Булера, который тоже перебрался в этот канадский городок после женитьбы.

И вот печальное известие о травме Бланшарда. У меня комок в горле, никак не могу успокоиться...
Так же было, когда прочитал о болезни Тани и Серёжи Бершовых.

Труженик гор и тренер спасатель — Спасатель Юрий Бородкин

Миура. Эльбрус. Олимпиада

Пол, права и женский альпинизм. Вспоминая Памир 1974-го

О тех кто никогда не вернется