Скалолазание > Справочная информация >

Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Как вести себя на скалах

Скалолазный сезон идёт полным ходом. Чтобы вам и окружающим было приятно лазать на скалах, соблюдайте общепринятые правила. Они простые, но не всегда очевидные.

1. Убирайте свой и чужой мусор

Забрать кожуру от своих бананов, вроде как, естественно. А вот подобрать чужой обрывок пластыря или кусок термоусадки с верёвки можно и не догадаться. В статье «Как вести себя в горах», я писал, что кожура апельсина разлагается 5 недель. Аргументы вроде «Это же органика!» — несерьёзные. На помойках тоже полно органики и ничего, лежит. Общее правило такое: после вас место должно остаться таким же, как было или чище.

2. Чистите зацепки и метки после себя

У всех свои мотивы в скалолазании. Среди прочих, есть такой — разгадка движений и поиск оптимальных зацепок. Если вы разучиваете движения, поставить метки магнезией нормально, на сложных и неочевидных движениях они выручают. Но дайте другим шанс найти эти зацепки самостоятельно. Не превращайте скалы в скалодром, где все зацепки помечены. Ну, а лезть по зацепкам, забитым магнезией часто труднее, чем по чистым. Сделайте приятное тем, кто полезет маршрут после вас — почистите зацепки щёточкой.

3. Не рассказывайте расклад, если вас не просили

Если вы пролезли маршрут и помните каждое движение, не рассказывайте тому кто лезет. Человек разберётся без вас, а если нет — упадёт. Это часть скалолазания. Если вас распирает от знания и держать себя в руках нет сил, спросите, нужны ли человеку подсказки. Кто-то будет благодарен. Но, пожалуйста, не ведите по трассе тех, кому это не нужно.

Верёвка идёт сквозь рапиды, на которых висит цепь. Не делайте так!

4. Не вешайте верхнюю страховку через местные кольца

Когда вешаете верхнюю страховку через местное железо — кольца или карабины, оно изнашивается. Быстро или медленно — зависит от загруженности маршрута, но изнашивается. Если все начнут вешать верёвки так, станции испортятся, придётся их менять. Это дорогой и трудоёмкий процесс. И непонятно, кто этим будет заниматься. Короче, не делайте так. Вешайте верхнюю страховку на своём: станция из репшнура с разнонаправленными карабинами делается за пару минут. Вы скалолазы и вообще не знаете, что такое репшнур? Две оттяжки прекрасно заменят станцию для верхней страховки.

5. Спускайте напарника со своих оттяжек, а не с местного карабина

Если на станции висит местный карабин, а вы планируете вернуться к маршруту, повесьте свои оттяжки на топе и спускайтесь с них. Чем меньше трётся местное железо, тем лучше.

6. Не слушайте музыку с телефона или колонки

Одним для настроя нужны Offspring или RHCP, кто-то настраивается под Нейромонаха Феофана. А кого-то из соседей по сектору вся эта музыка только расстраивает. Кругом природа и птички поют, а у вас качает драмнбэйс или резвятся панки. Дайте окружающим возможность насладиться звуками природы, слушайте музыку в наушниках.

7. Проверяйте узлы и корзинки

Прежде чем лезть, посмотрите, как заряжено страховочное устройство напарника. А он посмотрит, как вы привязаны. Обязательно завяжите узел на конце верёвки. Даже если она у вас длинная, а маршруты короткие. Это хорошие привычки, которые увеличат шансы не убиться.

8. Не отвлекайтесь, когда привязываетесь

Когда вы привязываетесь к верёвке, всё ваше внимание должно быть сконцентрировано на узле. В этот момент вы вяжите самый важный узел в вашей жизни. Хорошо, если это восьмёрка.

9. Не отвлекайте страхующих

В лучшем случае сорвавшийся напарник просто пролетит больше, чем хочется. В худшем — прилетит к вам.

10. Не кричите без дела

Скалолазание — это весело, эмоции плещут, все радуются. Но за вашим смехом и радостными криками кто-то не разберёт команду напарника или не услышит «Камень!». Смейтесь и радуйтесь, но не очень громко.
Когда лезете и нужно сделать сложное движение крикнуть пару раз не помешает. Рычать на каждом движении на 6а не обязательно. Если вы девушка и ваши стоны на маршруте приходят послушать из соседних посёлков, постарайтесь держать себя в руках.

11. Вежливо указывайте на ошибки окружающих

Ошибаются все: окружающие, вы, я. Если ошибка мелкая, не дёргайте людей по пустякам. У меня с этим долго была проблема: на отдыхе трудно выключить инструктора. Если человек неправильно выдаёт верёвку из Григри или неправильно привязывается, дайте об этом знать. И не ворчите, когда кто-то указывает на ваши ошибки. Как правило, люди советуют не потому, что хотят показаться самыми умными в секторе, а потому, что волнуются.

12. Подкручивайте гайки на болтах. Ну или говорите тем, кто подтянет

Если вы встегнулись в шлямбур, а у него болтается ухо, подтяните его хотя бы пальцами. Когда полезет напарник, дайте ему ключ (у вас в машине наверняка есть коробка с ключами) или, на худой конец, мультитул с плоскогубцами. Если не знаете, с какой стороны взяться за гаечный ключ или, считаете, что кто пробил, пусть тот и чинит, скажите об этом аборигенам или автору маршрута. Мы подтянем гайки, чего там.

Такой карабин смело снимайте и тащите в музей. Я снял его в секторе Вайт Уолл в районе Бату Кейвс под Куала-Лумпуром

13. Не снимайте чужое снаряжение

Если вы пришли под маршрут, а там — о чудо и подарок небес! — висят ничейные оттяжки, не снимайте их. Скорее всего, кто-то оставил оттяжки на маршруте, чтобы вернуться и пролезть его позже. Если под ключом маршрута висит карабин, не снимайте его: кто-то уехал, не одолев ключ. Есть вероятность, что другие захотят сделать так же. Если на маршруте висят оттяжки на стальных карабинах, закрученных гаечным ключом, значит, кто-то добрый оборудовал маршрут стационарными оттяжками, не снимайте их. В общем, так: не твоё, не трожь. Кроме тех случаев, когда снаряжение устало: карабины пропилены, петли сгнили. Тогда снимайте, чтобы никто не убился. Совсем здорово, если взамен оставите свой старый карабин или оттяжку.

14. Не психуйте, когда не получается

Никому не нравится лазать рядом с человеком, который брызжа слюной кричит матом и в ярости кидает скальники в стену. Ну не получается и не получается, это ведь просто скалолазание.

15. Будьте дружелюбными

Вы ведь приехали хорошо провести время? Вот и остальные так же. Знакомьтесь, помогайте, дружите.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Декларация этического поведения в горах

Скалолазание в Турции, Геикбаири. Февраль 2021 г.

Ледолазный фестиваль в Турции в 2021 году

Разведка верховьев Иссыкского ущелья, К. Г. Макаревич, 1950 г.

Восхождение на Талгар в 2020 году

Скалолазание в урочище Бектау-Ата

Новый маршрут на пик Труд, 4635 м.

Новые маршруты на Азиатских скалах

Ледолазание в Турции

12 книг про альпинизм, которые я прочёл в 2019 году

Тамгалы Тас осенью 2019 года

Поход выходного дня:
Шымбулак — Перевал Туристов — Большое Алматинское озеро

Кокшаал-Тоо 2019. Новый маршрут на Чон-Турасу (5729 м)

Лориэн на Центральном бастионе Октябрёнка

Мордор на Центральном бастионе Октябрёнка

Скалолазание в Северном Уэльсе

Тамгалы Тас весной 2019: новые маршруты и скальная смена альплагеря

Ледолазание на Иссык-Куле: Барскаун, Борода Аксакала и Чаша Манаса

Алтай 2019: Акташ, Чулышман и чёрная смородина

Новый маршрут на Орджоникидзе, 4410 м

Каракорум 2018: попытка восхождения на Баинту Бракк II Западную, 6540м.

Терскей Алатоо 2018

Скальная смена и новые маршруты на Тамгалы Тас.
Осень 2018 года

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси