Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Для развития сноровки, надо лазать без страховки

Поделюсь со всеми, кому это интересно, почему обладая мизерным уровнем лазания 6а, на реальных альпинистских маршрутах я очень немного уступаю людям с гораздо более высоким уровнем лазания даже с учётом моей старческой перестраховки.

Всё очень просто.
На реальном маршруте уровень лазания очень сильно зависит от уверенности в себе, в своих руках, ногах, движениях, чувстве рельефа.

Как обычно, есть два путя развития этой уверенности.

Первый путь это наработка максимально возможного уровня лазания для создания максимального запаса прочности, который позволит даже при неизбежном падении уровня лазания на реальном альпинистском маршруте, обеспечить достаточную эффективность.

Как подсказывают знающие люди размер этого падения в среднем- категория.

То есть, если вы на скалах лезете 7б, то в Горах можете рассчитывать где-то на 6б. 6б хороший онсайт для Гор, позволяющий ходить в кайф подавляющее большинство маршрутов.

Заминка в том, что поддерживать уровень лазания 7б на скалах не так то просто, поскольку это требует приличных объемов тренировок. Особенно для людей типа меня, не особо способных к скалолазанию.

И тут подавляющее большинство столкнётся с проблемой нехватки времени, поскольку настоящий альпинизм держится на трёх китах:
Офп- уровень лазания- уровень работы с рельефом и снаряжением.

Эти слагаемые можно легко менять местами, но всегда, при проваливании одного, ваш альпинистский уровень пойдет вниз.

Конечно, это работает только для тех, кто хочет быть универсалом и уметь работать и лидером и в середине команды.

Если лидерства в планах нет, уровнем лазания можно смело пренебречь. Опять-таки до известных пределов. Тех же 6а,6б, для того, чтобы можно было нормально лазать вторым, а не жюмарить всё подряд.

А если вы хотите быть успешным на всех направлениях, вам придётся соблюдать баланс тренировок, который позволит не топить ни одного кита.

И вот тут встанет вопрос времени.

Обалденно, если у вас будет гандикап в какой-то составляющей, офп или лазании, тогда балансировать будет гораздо проще. А вот если задела нет нигде, будет довольно сложно равномерно тренировать всех китов.

И вот тут на помощь может прийти второй путь, по которому в своё время пошёл я.

С самого начала я как то незаметно для себя стал лазать без страховки.

Это было просто забавой, приводившей зимой к волдырям на пальцах, а летом к искусанной оводами спине.

Постепенно я перешёл от совсем простых скал к маршрутам, которые раньше лазал со страховкой. Конечно после многократного насоса.

Мне нравилось возникающее чувство уверенности в своих движениях и чувство рельефа.
Плюс это позволяло налаживать большие объемы для развития лазательной выносливости.

А её необходимость понимаешь на первых же настоящих четверках. Когда надо лезть не 200-300 метров, а 500-600. И не на уровне моря, а на высоте 3-4км над этим уровнем. И не в лёгкой одёжке, а иногда и в двух пуховках.

И на первых порах именно этот мотив поддерживал моё лазание без страховки. Ну и мышечная радость конечно.

Потихоньку я стал осваивать незнакомые трассы с удивлением замечая, что несмотря на мандраж, движения становились более уверенными.

И тогда я начал осмысливать этот процесс. Ну и заодно лазать с отягощением.

Постепенно, наблюдая за своими ощущениями, я с радостью заметил, что ко мне начал приходить колоссально важный навык — "абстрагирование от глубины".

Ведь именно глубина сжимает костлявыми клешнями страха...ну, у кого что. Но это пожалуй главный тормоз прогресса с которым приходится бороться практически всем начинающим.

Уверен, все, кто перешагивал эту черту, запомнили это ощущение свободы и возможности думать только о пути подъёма, а не о последствиях падения. Даже на скалодроме победить этот страх непросто.
А на реальном маршруте, в реальных Горах сложнее многократно.

И вот я пришёл к тому, что для меня мир замкнулся на том пространстве, которое надо преодолеть.

Я не думаю о срыве и тех негативных последствиях, которые он может принести.
Я думаю о том, как не сорваться.

Здесь обнаружился ещё один серьезный плюс тренировок без страховки — отучение подкорки от мысли о потенциальной возможности срыва, ибо срыв на реальном восхождении в настоящих Горах это ни разу не рабочий момент, это — чрезвычайное происшествие.

Конечно допускать для себя возможность срыва, это не современный идиотизм с допуском организации ненадёжных станционных точек, на которых страшно даже на самостраховке стоять.
Но тоже весьма вредное для здоровья убеждение.

И вот его тренировки без страховки побеждают безоговорочно.

Наихитрейшей бестии под названием мозг, дают понять, что работы над ошибками не будет. И если он ошибётся, то всем пизда. И просто отмороженными конечностями, как на высоте когда он отключает рецепторы, не отделаешься.

Именно поэтому ничто так не тренирует расчётливость и умение лезть без лишнего риска, как лазание без страховки.

Наработав комплекс навыков я значительно повысил уровень своей уверенности в лазании, который не смог поколебать даже тяжёлый срыв на северной стене Хана с переломами и непростым самоспасением. Не говоря уже о нескольких мелких падениях.

Имея такой уровень уверенности я могу позволить себе не напрягаться по поводу уровня лазания.

А поддерживать уровень 6а элементарно.

Соответственно, я освобождаю время для поддержания тренировочного баланса и ни один из моих китов не страдает. Разве что печень.

Не могу утверждать, что это путь для всех.

Но тем, кто хочет уверенно и надёжно ходить настоящие альпинистские маршруты в настоящих Горах, поможет однозначно.

Ведь, если посмотреть суровой правде в глаза, то лидер лезет практически фри, ибо любой срыв может закончиться самыми печальными последствиями, даже если перестраховываться по полной программе.

Какое-то преувеличение.

"Как подсказывают знающие люди размер этого падения в среднем- категория. Если вы на скалах лезете 7б, то в Горах можете рассчитывать где-то на 6б". Если разница в категорию, то это будет не 7б, а 6с. Ну а вообще-то "знающие люди" говорят, что разница в категорию от зального лазания до скального шлямбурного, и еще категория - до трада. Т.е. например 6с-6б-6а. И, будем откровенны, среди альпинистов 7б лазают очень немногие. У большинства и 7а-6с зального-то нет. И что, они в горы не ходят?