Люди и горы > Полемика >

Автор: Евгений Соколов, Екатеринбург

Простая версия гибели группы Дятлова

В последнее время очень много обсуждаются события, произошедшие с группой Дятлова на перевале, получившем впоследствии название Перевал Дятлова. Высказываются разные версии. Возможно, кто-нибудь предлагал и эту простую версию, но мне в данный момент об этом не известно. В широком доступе в основном версии, предполагающие, что кто-то или что-то заставило туристов спешно покидать палатку, разрезав для этого полог в двух (трех, четырех?) местах и вынужденно спускаться в сторону леса. Исходя из этого, родилась прямо противоположная версия: а что если туристы покинули палатку добровольно. Попробую изложить ее, используя факты, которые можно проверить, и простые логичные предположения.

Версия
Все, что происходило в походе до установки палатки в снег 1 февраля в 17 часов (время очень сомнительное, заход Солнца 1 февраля 1959 года был около 17 часов), мы знаем из дневника группы и видим на последних фотографиях. Это, естественно, тоже повлияло на то, что происходило после.

Установив палатку, спрятавшись от ветра и снегопада, перед туристами встал очевидный вопрос. Палатка стоит на склоне пусть и не крутом, снега много и все еще идет, следовательно, возрастает вероятность лавины или завала. Через вход в торце палатки 9 человек быстро не вылезут. Нужно принимать какие-то меры. Попробовали сделать разрез ножом. Поняли – не вариант. В такую щель тоже быстро не вылезешь. Решили вещи переместить к торцам, а ближе к центру вырезать два прямоугольника и прикрыть сверху одеялом. Получилось как получилось, зато теперь есть аварийные выходы.

Ложиться спать – рано. Туристы стали коротать время за разными занятиями. Кто-то раскладывал вещи, Дорошенко с Колмогоровой собирали печку (на скорость), кто-то обрезал лыжную палку - сделать подпорку (конек палатки под одеялом и снегом провис в середине), кто-то писал боевой листок, кто-то разводил какао и нарезал сало с корейкой. Покушали, выпили, ну и поговорить... по повестке дня. Когда дошли до армянской загадки “Можно ли одной печкой и одним одеялом обогреть 9 туристов?”, возник спор. Кто-то (возможно Золотарев, как самый опытный, или Дятлов) сказал, что с этой печкой и одним одеялом на крыше палатки согреться можно только в палатке – на улице нельзя, а вот одним костром и одним одеялом можно. Как? Набрать лапника для подстилки, сделать навес из одеяла под углом и развести костер, чтобы тепло от костра “отражалось” от одеяла и согревало спящих. (1)

Потом как-нибудь проверим. Почему потом, давайте сейчас. Дрова в печке сэкономим, кто его знает как с дровами с другой стороны перевала. Следующая ночевка около Отортена. Да и погода подходящая. Температура -5 или -7. Снежный заряд уже прошел, небо очистилось, ветра нет. Не то, что днем. Сумерки. Звезды. Романтика.

Давление повышалось. Подходил антициклон (ясная и малооблачная погода, отсутствие ветра, отсутствие осадков, температурная инверсия). Началось медленное похолодание. Но этого они пока не заметили. (2)

Спор. Энтузиазм. Эксперимент так эксперимент. Эвакуируемся в лес в том, что есть. Берем одеяло, фонарики, нож, спички и фотоаппарат, конечно (когда рассветет, можно будет снять доказательства, ну, и на память, естественно). Когда вылезали из палатки завалили заднюю стойку и порвали тонкие места между разрезами на пологе. (3) Ерунда – потом зашьем. Ребята молодые, смелые, закаленные, сбросили тапки. Дятлов сбросил куртку, кто-то штормовку. Слободин в одном валенке, но так даже веселее. Тибо-Бриньоль в валенках, Золотарев в бурках (возможно, последними выходили “до ветру” уже после снегопада и не успели разуться). Пошли. Дятлов задержался, оставил один фонарик, включил и положил его в складку на коньке палатки в качестве маяка (вдруг погода испортится или эксперимент не удастся, и в сумерках придется возвращаться назад). (4) Когда дошли до каменной гряды включил и положил на камень второй фонарик (запасной маяк). (5) Дошли до леса. Выбрали место, под кедром на пригорке (отсюда, возможно, были видны маяки), стали заготавливать дрова на целую ночь и лапник. Сделали подстилку и навес из одеяла, растянув его между деревьями, разожгли костер. Решили дежурить по часу, поддерживать костер, и легли спать прижавшись друг к другу, ведь завтра нужно встать с рассветом чтобы пройти побольше, нагнать график похода. День был трудным, все устали. Пригрелись. Уснули быстро.

Первым дежурил Дорошенко. Не уснуть, когда ты еще не ложился, намного легче, чем не уснуть, если ты уже начал засыпать, а тебя разбудили. Вторым дежурил Кривонищенко. Температура падала. Боролся со сном, кусал пальцы. Задремал. Уснул. Замерз. Повалился на бок. Левая нога и рука попали в догорающий костер. (6) Костер догорел и погас. Спящим становилось холодно, и кто-то проснулся, увидел что произошло, закричал. Подскочили не все. Семеро.

Дорошенко, который лег с краю, не успел согреться, уснул и тоже замерз. Шок. Все поняли – игры, поход закончились. Началась настоящая борьба за жизнь. Стало очень холодно. Одежды было достаточно, пока было -7. Для -28 мало. Пришли в себя. Что теперь делать? Золотарев (участник ВОВ и, значит, повидал всякого) попытался спасти оставшихся. Предложил взять вещи погибших, утеплиться как только возможно, забрать лапник и дрова и где-нибудь в стороне развести костер, согреться и дождаться рассвета. Идти к палатке в гору замерзшими опасно. Дятлов, Колмогорова и Слободин с ним не согласились. Как можно раздевать погибших друзей. Времени на споры нет. Холодно. Разделились. Трое пошли к палатке по своим следам и на свет маяков (когда их было видно). Четверо остались.

Идти в гору, пусть даже небольшую, в мороз ниже -20 быстро нельзя. Задохнешься, появится слабость, головокружение. Неосознанная реакция организма на очень холодный воздух, поступающий в легкие. Возможно, Дятлов знал об этом, и поэтому сначала шли “по науке”: дышали носом. Мороз взял свое. Дятлов был не обут и носок один уже потерял в снегу. Замерзал. Возможно, его пытались тащить, но он попросил не делать этого, сказал, что передохнёт и догонит. Понял, что конец. Колмогорова и Слободин побежали как только можно было бежать в гору по снегу. Надеялись быстрее добраться до палатки и вернуться с теплыми вещами для Дятлова. До палатки было еще далеко. Если бежать при очень низкой температуре, капилляры в носу сжимаются, а давление крови увеличивается – сосуды лопаются, и из носа идет кровь. Дышать носом становится невозможно. Начинаешь дышать ртом, что приводит к вышеописанным последствиям. Сначала упал Слободин, Колмогорова боролась дольше.

Раздев погибших, Золотарев раздал теплые вещи Колеватову, Тибо-Бриньолю и Дубининой. Отсюда и следы радиации на одежде у разных туристов. Кривонищенко работал прорабом на утилизации радиоактивных отходов. Может, тогда и выдавали спецодежду, но возможно, когда было холодно, поддевал и свои теплые вещи. (7)

Собрали лапник, оставшиеся вещи. Накрыли одеялом погибших ребят и пошли на новое место. Выбрали место на небольшом склоне. Сровняли площадку, положили настил и вещи таким образом, чтобы сидеть между снежной стеной и костром. Нужно было сходить за дровами к кедру. Пошли все вместе, чтобы за один раз принести как можно больше. Но решили немного обойти перелесок по голому месту. Не знали, что голое место - это занесенный снегом овраг, а под ногами снежный грот от водопада ручья. (8) Под тяжестью 4 человек снежный свод провалился, и их засыпало несколькими тоннами сырого снега. Отсюда и прижизненные повреждения от воздействия большой силы, мягкой и тяжелой…

…взошла Луна.

1. Здесь, как говорится, найдите одно отличие

Костер, изображенный на схеме, называется нодья, может гореть всю ночь и не нуждается в поддержании огня. С бревнами как и с местом под одеялом, у дятловцев была проблема, поэтому развели простой костер и оставили ОДНОГО дежурного.

Возможно, на кедре до сих пор сохранились остатки медной проволоки, моток которой был найден в нагрудном кармане ковбойки Кривонищенко. 2. Погода с ближайших метеостанций (Няксимволь – 95 км на С-В от места аварии, Ивдель – 117 км на Ю-Ю-В, Бурмантово – 66 км на Ю-В).

3. В данном случае имеются некоторые различия в показаниях поисковиков.

Атманаки показал:

Брусницын показал, что под северным коньком палки не было.

Скорее всего, именно заднюю стойку и обрезали, чтобы сделать подпорку для середины палатки, а конёк оставили держаться только на растяжке.
Когда вылезли из палатки, решили взять эту растяжку с собой для того чтобы привязать одеяло к дереву, а лыжу переставили ко входу.

По акту криминалистической экспертизы растяжки на палатке не было.

Нет её и на лыжах.

Лыжи на фотографии переставлены поисковиками. По показаниям Брусницына (см. выше) и Шаравина (Е.В.Буянов, Б.Е.Слобцов, Тайна гибели группы Дятлова, издание 5-е, стр.19), обе лыжи стояли у входа в палатку.

Отсюда вывод: задний торец палатки дятловцы ОПУСТИЛИ САМИ. Поэтому внутри палатки было мало снега, а снег на палатке был такой же плотности, что и вокруг. 4. Показания

Показания Слобцова.

Показания Масленникова.

5. Схема замеров места аварии.

6. Акт исследования трупа Кривонищенко.

По пятнам розового и бурокрасного цвета на наружной поверхности левой ягодицы и левого бедра можно предположить, что Кривонищенко умер сидя.

7. Здесь необходимо дать пояснение, каким образом на Колеватове оказались непрожжённые “радиоактивные” шаровары Кривонищенко. Прожжённые шаровары черного цвета были обнаружены на поляне в 15м от настила. Можно предположить два варианта. Первый – Колеватов взял в поход

шаровары у Кривонищенко. Второй - “радиоактивные” шаровары были сняты с погибшего Дорошенко, который взял их у Кривонищенко. Косвенное доказательство обоих вариантов можно найти в протоколах опознания вещей.

Колеватов.

Дорошенко.

Если не считать вещи, взятые в спортклубе УПИ, остальные дятловцы были одеты в свои вещи.

Второй вариант выглядит предпочтительней. Дорошенко был не готов к походу и собирался наспех. Это, в свою очередь, косвенно подтверждает таблица “Cостав группы” из Проекта похода.

Очевидно, что Дорошенко дописан позже, возможно, когда Вишневский, Попов и Биенко отказались участвовать в походе.

8. Пример снежного грота.

Снег, поземок и низовая метель в феврале были часто. Когда на полог палатки намело достаточно снега, складка у конька палатки под массой выпрямилась, фонарик скатился и оказался на снегу, на пологе. Фонарик, который нашли у каменной гряды, был с разряженными батарейками – значит, работал долго. Фонарик, который нашли на пологе палатки после включения (или выключения и включения?), загорелся. Возможно, были неплотные контакты – сколько он проработал - непонятно, но можно предположить по расположению тел на склоне, они точно знали, где палатка, видели свет.

Тонкое место в этой версии – наличие одеяла у костра. Буянов пишет, что мертвые Дорошенко и Кривонищенко были слегка прикрыты одеялом (такой факт специально придумывать незачем). Откуда он это узнал, не понятно. Может от Шаравина или из материалов дела? Ракитин, с другой стороны, пишет, что это домыслы, на фотографиях одеяла не видно. Я перечитал все протоколы и показания (доступные в интернете) и упоминания об одеяле не нашел. По фотографиям однозначного ответа у меня не получилось. Снегом засыпано. 50 на 50. В конце-концов, в качестве экрана в оригинале используется лапник, но количество его, судя по описаниям, по-моему, недостаточно.

Решил написать письмо Евгению Вадимовичу Буянову с просьбой прояснить данный факт:

…у меня есть два вопроса, ответить на которые в данный момент можете только Вы.
Возможно, они покажутся Вам малозначительными, но мне очень нужно знать правильный ответ.
Пожалуйста, помогите мне прояснить следующие моменты:
1. Откуда Вы узнали или кто Вам рассказал про то, что погибшие Дорошенко и Кривонищенко были “частично прикрытые одеялом”.
2. Если одеяло было, то куда, по Вашему мнению, оно подевалось впоследствии.
В материалах дела, доступных в интернете, об одеяле у костра нет ни слова.
Сейчас я думаю, что одеяло было, и его забрали Стрельников или Шаравин, а потом оно оказалось в палатке “смерзшимся в комок” одновременно с пустой флягой и фотоаппаратами…
И получил ответ:

…Одеяло "было" только по показаниям поисковика Михаила Петровича Шаравина (он умер 02.07.2020 г.), но другие участники поиска о нём ничего не сообщали. Юдин считал (но со слов Шаравина), что одеяло от кедра утащили в палатку, и оно оказалось среди вещей, найденных в палатке. Напарник Шаравина, вместе с ним обнаруживший погибших Дорошенко и Кривонищенко, - Юрий Коптелов определённо утверждал, что никакого "одеяла" под кедром не было (я об этом расспрашивал и Шаравина, и Коптелова). В конце концов сам Шаравин отказался от этого "одеяла", сказав, что, видимо, он принял за "одеяло" торчащий из под снега фрагмент клетчатой рубашки-ковбойки одного из погибших. Поэтому и я отказался от этого факта, хотя он фигурировал в ранних редакциях моей книги…

Предположение оказалось верным.
И еще: “cмерзшимся в комок” одеяло может быть, если внутри комка был подтаявший снег. Этого не произойдет зимой в феврале на высоте 900 м с одеялом в палатке, засыпанной снегом, а в палатке поисковиков снег мог подтаять.

Отправил версию в вышеизложенном варианте Юрию Константиновичу Кунцевичу.

Ответ содержал совершенно неожиданное дополнение:

…О том, что тела были покрыты одеялом, сказал Коптелов…

По какой причине и Шаравин, и Коптелов перестали упоминать данный факт?
Посчитали его малозначительным? Или было что-то ещё?
Вот такая Простая версия гибели группы Дятлова у меня получилась.

Как дополнение:
  • Макроклиматическая экспертиза (MS-word)