Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU

Лхоцзе Средняя, к 20-летию первопрохода

Вершинная башня Лхоцзе Средней, 8414м
© Юрий Кошеленко

«20 лет Русскому Восьмитысячнику! В мае 2001 года национальная команда России по альпинизму первая в мире поднялась на вершину Лхоцзе Средняя, высота вершины 8414 метров.
23 мая на вершину Лхоцзе Средняя поднялась первая группа: Сергей Тимофеев, Евгений Виноградский, Алексей Болотов, Пётр Кузнецов.
24 мая на вершину поднялась вторя группа: Николай Жилин, Глеб Соколов, Юрий Кошеленко.
27 мая вершины достигли Виктор Володин, Владимир Яночкин.

В экспедиции национальной команды на Лхоцзе Среднюю также участвовали альпинисты: Николай Чёрный, Юрий Ермачек, Василий Елагин.
Видео операторы: Игорь Борисенко, Сергей Шакуро.
Генеральный спонсор экспедиции Павел Кадушин.

Всем здоровья!
Организатор, руководитель экспедиции Виктор Козлов»

От редакции: Часто бывает, что для осмысления какого-то большого события требуется время, в моменте ты думаешь: «Да, молодцы, но стиль какой-то некошерный, перила, кислород с 8000… Ледоруб не дадут, не в тренде». Прошло 20 лет, оглядываясь назад, а много ли людей помнят те двойки и тройки, и что они сходили, и как назывались те вершины, за которые выдавали Piolets d’Or?

В мире всего 26 горных вершин выше 8000 метров. В 2001 году Лхоцзе Средняя значилась наивысшей точкой планеты, на которую не ступала нога человека.
26-й восьмитысячник, с 1997 года отбивший шесть экспедиций, в том числе четыре наших.

Разрешение на восхождение выдавал сам заместитель министра по туризму Непала, когда команда уже полтора месяца работала с пермитом на Главную. 16 мая он поднялся в базовый лагерь, на 5300 метров, и торжественно вручил бумагу, согласно которой на восхождение оставалось две недели, до 30 мая.

Погода не баловала. Непрекращающиеся снегопады, шквальный ветер, по четыре-пять обвалов за день, в тот год ледопад Кхумбу был особенно подвижен, температура в палатке опускалась до - 22С.

По маршруту: решили траверснуть с Южного седла по китайской стороне, минуя непроходимые участки гребня. Для штурма необходимо было окно в два-три дня.
Дважды поднимались до Южного седла, но оба раза спускались, рассмотреть проход не удавалось из-за плохой видимости. С третьего раза получилось.
23 мая 2001 года Серёга Тимофеев, Лёха Болотов, Петя Кузнецов и Женя Виноградский после четырёх дней работы выше 8000 метров вышли из пятого лагеря (8250м), чтобы вписать свои имена в историю, первыми поднявшись на вершину Лхоцзе Средняя.

Болотов потом вспоминал: "Маршрут технически не очень сложный для сильной команды. Самое страшное — неизвестность. Когда идешь по хоженому пути, на тот же Эверест, у тебя есть описание каждого шага, известно расстояние между лагерями, время прохождения участков. А во время первопрохода очень сильно психологическое давление. Наша первая группа, вешавшая веревки, шла до вершины десять часов, остальные — в два раза быстрее".