Авторская страница Вадима Алферова >

Автор: Вадим Алфёров, Воронеж

Проект «Знай наших». Коренюгин Игорь Константинович

Коренюгин. Лхоцзе
Сегодня, 29 марта, Коренюгину Игорю Константиновичу исполняется 70 лет. Поздравляя его с юбилеем, хочу пожелать, чтобы он оставался таким же активным и целеустремлённым!

Как и многие из нас, попал он в горы, почти случайно – ребята из КБ химавтоматики затащили, «навязав» ему путёвку в альплагерь. А тут - «белые вершины гор, разнотравье, голубые ледники... Когда попадаешь впервые на вершину, видишь горные пики, простирающиеся на сотни километров, ты понимаешь, что до этого жил зря!» - сказал он в одном из интервью. Вот так: ни больше, ни меньше – 22 года жил зря. Первый альплагерь – «Эльбрус», первые занятия на скалах, снегу и льду, первый выход и «паровозик» из новичков, которые под рюкзаками, мучаясь, шагают по витиеватой тропе, ведущей вверх к несложным вершинным скалам… И, вот она, небольшая по высоте, всего 3820 метра, вершина Виа-тау, которая изменила все его жизненные приоритеты. Эти первые альпинистские будни останутся в его памяти на десятилетия, а сам он накрепко прикипит к горам.

В воронежской альпинистской среде Игорь всегда отличался спортивным напором. Мне довелось много походить с ним. И не только по кавказским (Казбек, Эльбрус), фанским (Диамар, Замок, Мария), памирским (Коммунизма, Ленина, Кирова, Ленинград, Раздельная, Душанбе), тянь-шанским (Хан-Тенгри), но и подниматься на «заморские» вершины. В рамках первой российской команды по программе «Семь вершин» («Seven summits») мы восходили на высочайшие вершины четырёх континентов: Мак-Кинли (Денали. 1994), Килиманджаро (1995), Аконкагуа (1996) и ранее на Эльбрус.

Снежный барс - знак

КМС

Коммунизма пик. Жетон

На вершине Килиманджаро

На Аляске в палатке при морозе минус 20-25 градусах, «перед сном, как Отче наш – мы с Игорем согревались своим методом. Сам Бог велел причащаться. Чай горячий по кружкам разольём, а в него плеснём чайную ложечку спирта чистенького, как слеза младенца. Чуть переборщишь, уже голова плывёт. На высоте, как нигде, надо меру знать. Внутрь идёт беспрепятственно. Сначала горлышко согревает, а потом и по всему телу теплом разливается...

Гималаи. Коренюгин

Помните, на прилавках на заре перестройки лежал такой кетчуп «Uncle Bens» с головой негра на горлышке? Так он замёрз. А наш стратегический продукт без него не очень-то шёл. Пришлось свернуть горлышко с этим негром и выковыривать кетчуп лезвием ножа. Мы сальце порежем дольками. Тоненькими. Кладём их на галету. Сверху сало присыпаем промёрзшей красной пастой. Отлично. И сами при деле, и в желудке порядок. И тепло идёт».

На леднике Кхумбу

Эверест 8848 м

И. Коренюгин с Н. Захаровым, Гималаи. Базовый лагерь

Игорь Коренюгин «Снежный барс» с 1980 года, но 5 августа, в год распада Советского Союза, он взошёл на самую суровую гору в СССР - пик Победы (7439). Как сам он говорит: «впрыгнул в последний вагон уходящего поезда», то есть стал единственным из воронежцев, кто в своём арсенале имеет восхождения на все пять (вместе с Хан-Тенгри) семитысячники бывшего СССР. Дважды он стоял на пик Ленина. Кстати, он стал первыми, и опять же - единственным из воронежских альпинистов, кто перешагнул восьмитысячный гималайский рубеж. 14 мая 2002 года, первым из группы альпинистов Санкт-Петербурской экспедиции Игорь Коренюгин поднялась на вершину Лхоцзе Главная (8516). Подобные вершины легко не даются. На спуске из «ничего» возникли проблема. Вентиль баллона зацепился за скалу и кислород улетучился. Допинг иссяк, а с ним таяли и силы. На «автопилоте» и силе воли он, всё же, дошёл до лагеря (8300) и влез в палатку, ничего не помня. (Гляньте на его фото с известным красноярским альпинистом - Н. Захаровым, только не пугайтесь и не бросайте альпинизм. С «прилипшим к позвоночнику животом», Игорь вернулся в базовый лагерь).

На вершине Коммунизма. 7495 м. 1980 г.

Коренюгиным пройдены технически сложные шестёрочные маршруты на вершины Бодханы (1982), Даллара (по Снесореву и Варбуртону. 1984), Революции (по сев. стене. 1989).

Отношение к современному альпинизму у него специфическое, основанное на собственном огромном опыте. «Современный альпинизм очень дорог. Там тоже есть цель, но это уже не альпинизм. Сейчас ходят в Гималаях за деньги. Налегке. Веревки вешают шерпы. Они же ставят палатки. Каждое утро - кофе в постель. Когда мы идём на гору, то собирается команда, планируется тактика, подбираются снаряжения и продукты… все, все мелочи надо учесть.

Выгрузка с самолёта. Мак-кили. 1994

Коренюгин и Алфёров на гребне Мак-Кинли

Ты идёшь, ты сам думаешь и сам за себя отвечаешь, сам рискуешь, А когда тебя кто-то ведёт, как на "поводке" — это не то. Ты заплатил, тебе и думать нечего. За тебя кто-то отвечает. И если вдруг что-то пойдёт не так, с погодой или кто-то ошибся, а ты не чувствуешь этой опасности, то считай, что всё пропало».
Такого его кредо, которое вырабатывалось годами и привело к большим результатам.

Спуск с Казбека

Поздравляя Игоря, поздравим и его супругу Ирину, у которой в эти дни также юбилее: будьте счастливы!