Авторская страница Вадима Алферова >

Автор: Вадим Алфёров, Воронеж

Проект В. Алфёрова «Знай наших». Василий Новиков

Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в память.
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам,
А старых вспоминаем по ночам.

Вадим Егоров

Перевал Сибирь. Коллаж.
Фото А. Леснянского и В. Алфёрова

Весть о том, что в далёком Забайкалье лавина накрыла Василия Новикова, стала шокирующей и казалась ошибочной. Моё нутро не принимало её. Быть такого не может. Не из тех он: опытный, сильный, абы куда не пойдёт... Не только для меня, но и для сотоварищей он был примером спокойствия, рассудительности и уверенности, символом надёжности и высокого профессионализма, что в горах, что на лыжне. Но разговор с оперативным дежурным МЧС по Бурятии подтвердил ту горькую весть: при прохождении перевала Сибирь в лавине 25 апреля 2011 года погиб Василий Новиков... Только на девятый день после гибели, со второй попытки, погода позволила лётчикам вертолёта Ми-8 поднять тело на борт и вывести из безлюдного места в бурятский посёлок Токсимо.

Знаки

Кубки

Награды

Мы с Василием погодки. Он старше меня на полтора месяца. Свела нас магия гор, надолго заарканив души. Первый раз в горах ходили на воронежских сборах в Дигории (1979). Искренне любили Безенги и чаще всего приезжали в эту горную обитель. В двойке поднимались с юга на Миссес-тау. Втроём (+ А. Ефремов) - траверсировали Безенгийскую стену, где группу изрядно потрепали снежная пурга, плотные туманы и особенно – грозы. Они не раз сгоняли нас с гребня вниз, где отсиживались в палатке, уповая в душе на везение и милость Всевышнего. Тройкой (+ О. Бабак), как-то, зависли на пятитысячной высоте под вершиной Дых-тау (5204), пытаясь отсидеться, но пришлось отступить. Непогода взяла своё. И всё же, в 2010 году Василий поднялся на эту вершину. Мне импонировало то, что суета и дёрганье - не стиль его спортивной жизни. В любой ситуации он показывал пример выдержки. Василий чётко ставил перед собой цели и шёл к ним. Кандидат в мастера спорт по альпинизму, инструктор (1995) методично набирал вершины, чтобы стать «Снежным барсом России», обрести знак «Звёзды Безенги». В его зачётной книжке значились Шхара и Джанги-тау, Мижирги и Коштантау, Казбек и Эльбрус, Ак-Су и Джигит. Попробовал себя он и в высотном альпинизме, поднявшись на пики Ленина (№3094. 1986), Хан-Тенгри (1987), Революции (3-е место в России. 1989). Первой же вершиной, на которую в сентябре 1977 года он поднялся ещё новичком, значится кавказская красавица Софруджу. А пришёл он в альпинизм из спелеологии, образно говоря, сменил профиль «внутреннего» лазания, где маршрут диктуется структурой сокрытых в подземелье скал, зачастую по каминам и «шкуродёрам», на лазание «внешнее» - по скалам гор.

Новиков

Василий относился к тем людям, в судьбу которых органично вплелась горная стихия и тяга к сложным лыжным походам. Они заняли стержневое место в жизни, закалили характер, сформировав личность. Вдумайтесь: только, за один весенний поход в краю белого безмолвия Приполярного Урал воронежская группа стала первооткрывателем и прошла 450 км, поднявшись на два десятка вершин и перевалов. Многим ли дано совершить подобное? За успешное руководство сложнейшими походами Василий Новиков был представлен к званию мастера спорта международного класса по лыжному туризму. Он являлся мастером спорта по горному туризму, двукратным чемпионом (1999 и 2000 гг.) и трижды (1996, 1997 и 2007 гг.) призёром различных чемпионатов России. Им совершено 40 с лишним спортивных походов. В четверти из них, высшей категории сложности, осуществлял руководство. В 2006 году Василий Новиков удостоился знака «Заслуженный путешественник России».

Двойка Новиков-Алфёров. Безенги

На гребне Шхары. Безенги

Природу и сложность пути Западных Саян, Кольского полуострова, Таймыра, Полярного Урала, Кавказа удалось познать ребятам его группы. Всё складывалось нелегко, но удачно. Однако жизненные реверансы настигают нас, не уведомляя заранее. Сам он, как спасатель (жетон «Спасательный отряд» № 6130. 1986), не раз приходил на помощь, но его величество – случай поверг все спортивные регалии, за которыми скрывался огромнейший опыт лидера. Василий хотел, чтобы тот поход стал крайним. А стал - последним, стал роковым.

Ночёвка в трещине Шхары

Даже подумать я не мог, что его портрет в цвете, сделанный на фоне Шхары, после последнего совместного восхождения, ляжет чёрно-белым оттиском на памятный гранитный камень. Уже позже, вдова – Ольга поведала мне, что портрет пришёлся Василию по душе. Теперь они вместе.

На вершине Маттерхорна

«Что человеку нужно в жизни? Дом, семья, работа, любимая… Может быть, дача, машина, хорошая зарплата. И всё? – задавал себе вопрос Василий Новиков и тут же отвечал, - А есть те, кто хочет увидеть мир, побывать у опасной черты. Может быть, таким образом сохранить в себе человечность, духовность, что для некоторых гроша ломанного не стоит, - и добавлял ещё, - люблю я горы. Эта болезнь на всю жизнь». Да, Василий неизлечимо болел горами. Горы нас свели. Позже, они же и развели. Всё в жизни изменчиво, но в нашей памяти он остаётся тем, кто хранил в себе и духовность, и человечность, и огромную любовь к семье и горам. Его отличало неудержимое стремление путешествовать.

Новиков. Пик Ленина. 1986

Вспомним добрым словом Василия. Зажжём свечу в память и поднимем по чарке.

Алфёров, Новиков, Ефремов

На вершине Мижирги.
Фото С. Доронкина

Помимо моих снимков использованы фотографии С. Доронкина, А. Леснянского и иных друзей Василия, а также медали, знаки и документы, предоставленные Ольгой Новиковой.

• Авторская страница Вадима Алфёрова

• Отзывы (оставить отзыв)

Я помню!!!

Большое спасибо за материал!! Я очень благодарен судьбе, что разрешила походить с ним вместе в походы. Познакомился с ним в 1986 году в Воронежском городском клубе туристов. Собственно, он и заманил меня в первый мой лыжный поход в Хибины и в спортивный туризм в целом. Все, чего я знаю и умею, только благодаря ему. Был я с ним и в последнем походе (погиб он только 25 марта, а не апреля) на Южно-Муйском... Часто вспоминаю его. Человеком он был необыкновенным во всех отношениях!!! Земля ему пухом... Я помню!!!