Горы мира > Западная Европа >

Составитель описания: Максим Фойгель, Краснодар

Траверс Rocherfort – Grandes Jorasses.
Часть II

Траверс массивов Rocherfort – Grandes Jorasses это невероятно длинный и комплексный маршрут, включающий в себя траверс 9 полноценных вершин. Не смотря на то что лазание на ключевых участках не превышает 4-ю категорию, требует солидного опыта в альпинизме, умения ориентироваться на маршруте, преодолевать различный скальный и микстовый рельеф в ботинках и кошках, а так же хорошей физической подготовки. Как правило, маршрут проходят за два дня, с ночевкой на перевале Col des Grandes Jorasses. Вашему вниманию вторя часть траверса от Col des Grandes Jorasses до наивысшей точки массива Grandes Jorasses Pointe Walker, и спуск в долину.

Первую часть траверса от Rifugio Torino до Col des Grandes Jorasses (траверс массива Rocherfort) читайте в предыдущей статье.
Видео:

Описание маршрута (продолжение)
R4-R5 ~250м 3-4
С перевала Col des Grandes Jorasses подойти под основание западной стены Pointe Young, к характерному крутому кулуару чуть правее центра стены. По кулуару вверх (10м, снег/лед), затем по его левой стенке (10м 3, забит крюк). Далее траверсом, без набора высоты, влево (15м 3-4, есть старые крючья). В начале траверса сложный переход по монолитной стенке, затем по узкой полке к косой щели, по ней вверх-влево (10м 4) до станции на 2х шлямбурах.

На траверсе встречаются старые петли уводящие наверх, но следует двигаться траверсом влево, организовав станцию, как указано выше, на 2х шлямбурах.

От станции вверх по плите к неявно выраженному внутреннему углу (15м 4). Далее по углу вверх (15м 4с) на маленькую полочку, здесь станция на 2х шлямбурах.

На плите трудно организовать свою страховку, в углу забито много крючьев.

От станции вверх к широкой щели-углу, по которой вверх-влево на маленькую полочку (30м 4а). Станция на 2х шлямбурах.

От станции 1м вверх на полку (3). По ней вверх-влево выйти к поясу разрушенных скал на северной стороне массива вершины P. Young (15м 2, у конца полки забит шлямбур). Далее пересечь влево-вверх пояс разрушенных скал (20м 1-2, на скала может быть снег/лед) и выйти небольшой контрфорс. Здесь можно организовать станцию на выступе, также забит шлямбур.

От станции вверх по контрфорсу, затем перейти вправо в неявно выраженный кулуар, по нему вверх. Ориентир, в кулуаре скальная жила черного цвета. Затем выйти из кулуара влево на следующий неявно выраженный контрфорс. По нему вверх к шлямбуру, здесь станция, от предыдущей станции 40м скалы разрушенные, лазание 2.

От станции вверх по плитообразным скалам выйти западный на гребень вершины P. Young (35м 3-4).

По острому скальному гребню подняться на вершину P. Young (3996). 60м скалы 2-3, все крутые участки обходятся слева.

Ниже вершины на южной стороне есть маленькая полка для сидячей ночевки.

От перевала Col des Grandes Jorasses 2-2,5 часа.

R5-R6 ~300м 3-4
С вершины P. Young спуститься по гребню к дюльферной петле (30м 2). Дюльфер 15м на узкую перемычку. Отсюда вверх на вершину маленького жандарма (10м 4а-4с). На вершине жандарма забит крюк. Далее нелогичный траверс вправо по полкам и стенкам (30м 2-3) к дюльферной петле в направлении характерного кулуара на противоположной стороне (отрог вершины Pointe Marguerite. Дюльфер 10м на полку, и далее по полкам и разрушенным скалам подойти под основание характерного кулуара (30м).

По кулуару вверх. Местами по скалам кулуара справа, местами по самому кулуару. В кулуаре может лежать снег/лед. Подняться на гребень отрога с вершины P. Marguerite (70м 3-4, возможен микст). Далее по гребню вверх до удобной площадки (10м).

На этой площадке возможен бивак.

С площадки траверс вправо (5м), пересечь широкий угол-кулуар и начать подъем вверх по серии широких внутренних углов, которые выводят на небольшое скальное плечо (25м 2-3).

С плеча вверх по неявно выраженному контрфорсу, сложенному крупноблочными скалами, к площадке (15м 3-4, на площадке возможен бивак). Отсюда вверх-вправо на основной гребень массива Grandes Jorasses (15м 3-4), под вершиной P. Marguerite.

Вершина P. Marguerite (4065) остается немного позади, чтобы подняться на нее нужно подняться около 10м вверх по гребню в западном направлении.

От вершины P. Young 2-2,5 часа.

R6-R7 ~900м 3-4
От места выхода на гребень под вершиной P. Marguerite вниз по острому скальному гребню до дюльферной петли (30м 2). Дюльфер 15м и далее вниз по гребню к седловине под вершиной Pointe Helene (100м 2-3).

С седловины вверх по гребню, преимущественно по его левой стороне, до места, где скалы становятся круче (30м 3, возможен снег/лед). Далее вверх по скалам гребня (5м 4) на более простой рельеф и по нему подняться на вершину P. Helene (4045), 20м 3.

С вершины P. Helene вниз по гребню к маленькому жандарму (25м 2-3). С жандарма дюльфер 10м на северную сторону. Отсюда по полке снова выйти на гребень, продолжить спуск по нему до следующего жандарма (15м 2-3). Обойти жандарм по простым скалам с южной стороны и выйти к очередному жандарму (Punta Magali), который также обходится с южной стороны.

Далее по простому разрушенному гребню, обходя крутые участки справа, подойти под монолитный бастион (~500м). Спуститься к его основанию (5м 3). Из под основания бастиона вверх-вправо подняться на уступ (20м 2-3). Отсюда вправо за перегиб, и далее вверх-вправо, в обход крутых стен, ко внутреннему углу. По его левой стороне подняться на основной гребень, по нему выйти на вершину Pointe Croz (4110), 45м 2-3.

От вершины P. Marguerite 1,5-2 часа.

R7-R8 ~700м 1-2, короткие участки 3
С вершины P. Croz по гребню вниз (местами короткие подъемы) к взлету гребня на вершину Pointe Whymper (~100м 2-3). Вначале по самому гребню, выше по его правой стороне, по простым разрушенным скалам (~100м) подняться на вершину P. Whymper (4184).

Далее спуск по несложному комбинированному гребню на снежную седловину. Отсюда вверх по снежному гребню, придерживаясь его правой стороны (на левую сторону карнизы), подняться на вершину Pointe Walker (4208).

От вершины P. Croz 1 час.

На вершине P. Whymper, а также на снежной седловине дальше по гребню можно поставить палатку. От перевала Col des Grandes Jorasses 6,5-8 часов.
Спуск

Спуск c вершины Pointe Walker
С вершины вниз по снежно ледовому склону в юго-западном направлении. Достигнув скал (контрфорс Walker) продолжить спуск по сильно разрушенному гребню до снежного плеча (прим. 3950м). Далее по леднику в западном направлении, траверсируя под большим сераком, к нижней части контрфорса Whymper на его горизонтальное плечо (прим. 3800м). Внимание на траверсе, возможны ледовые обвалы, также стоит быть внимательным к трещинам на леднике.

С плеча 3 дюльфера по 20м (шлямбурные станции с кольцами). В зависимости от количества снега может потребоваться еще один дюльфер (20м) со скал через бергшрунд. Далее по окружности пересечь цирк ледника и спуститься к контрфорсу Reposuir. Ледник перед выходом на контрфорс может оказаться в плохом состоянии, возможен дюльфер с ледового серака.

По скалам контрфорса Reposuir вниз, вначале просто, затем с участками скал 2-3, в нижней части 3 дюльфера по 25м. Далее по крутому разорванному леднику в направлении скального выхода Rognon de la Bouteille, и далее, обходя его справа, выйти на бараньи лбы.

Отсюда по тропе спуститься к хижине Rifugio Boccalatte. Дальнейший спуск проходит по маркированной тропе к селению Plampincieux.

От вершины Pointe Walker 4-5 часов.

Альтернативный спуск с вершины Pointe Whymper
С вершины Pointe Walker вернуться назад к вершине Pointe Whymper. С нее по скалам контрфорса Whymper вниз (скалы 2-3, возможны дюльфера) до высоты прим. 3800 на горизонтальное плечо. Далее по выше описанному пути продолжить спуск в долину.

От вершины Pointe Walker до Plampincieux 5-6 часов.
Аварийный спуск с перевала Col des Grandes Jorasses
Примерно в районе Bivacco Ettore Canzio находится первая дюльферная станция на южную строну массива Grandes Jorasses. 5-6 дюльферов (предположительно по 40м) приводят на ледник Plampincieux. Далее по сильно разорванному леднику спуститься к скальному выходу Rognon de la Bouteille, и далее, обходя его справа, выйти на бараньи лбы. Отсюда по тропе спуститься к хижине Rifugio Boccalatte.
<<<<< К первой части

Классика Шамони

Фактор рывка — просто о сложном