Горы мира > Памиро-Алай >

Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU

Зимняя Ак-Су по маршруту Тухватуллина
2-10 января 2021

Когда-то Павел Шабалин сказал, что за восхождение на Ак-Су нужно присваивать звание Героя Советского Союза. Через несколько лет в американском журнале Alpinist Magazine вышла большая статья про Пашу, она так и называлась "Герой Советского Союза».

Союза больше нет, а героев сразу пять:
- Александр Парфёнов (Красноярский край / Новосибирская область, руководитель), мастер спорта
- Ратмир Мухаметзянов (Красноярский край/ Тюменская область), мастер спорта
- Алексей Сухарев (Новосибирская область), кандидат в мастера спорта
- Вячеслав Тимофеев (Красноярский край), кандидат в мастера спорта
- Николай Степанов (Москва), кандидат в мастера спорта

• Маршрут Тухватуллина проходит по центру северной стены и левой грани носа, 6А/6Б (?)

• Пройден 20 сентября - 7 октября 2002 года двойкой Тухватуллин-Шабалин
  • Перепад высот маршрута - 1467 метров, длина маршрута - 1940 метров
  • 400 метров - 5-я категория сложности, 1155 метров - 6-я категория сложности.
  • Средняя крутизна основной части маршрута - 73 градуса.
  • Время прохождения первопроходцами - 16 дней.
  • Команда Парфёнова стартовала 2 января, на вершину ребята вышли 8 января, в базовый лагерь спустились 10 января.

P.S.
    Паша уточнил, что про Героя Советского Союза за Ак-Су он услышал от Лимара (Александр Лимаренко), они в то время были монстрами с Тимохой (Сергеем Тимофеевым):
    «Помню первое высказывание об этой горе тогдашнего моего кумира Лимара – «Всем, кто на Аксу залез, звание Героя Советского Союза давать можно».

И еще одно – из него же – «Длинная гора, ох какая длинная… Вот Ушба еще такая же».