Авторская страница Вадима Алферова >

Материалы из ленты новостей

На данной странице собраны новостные вырезки под авторством Вадима Алфёрова.

(05.09.2022)
Проект В. Алфёрова «Знай наших». 89 лет восхождению Евгения Абалакова на высшую точку Советского Союза

Вадим Алфёров:

89 лет назад, 3 сентября 1933 года, Евгений Абалаков поднялся на высшую точку Советского Союза – пик Сталина (7495 м).

"… Горбунову (уточнение – начальник экспедиции) пришло в голову, что они не успеют добраться до вершины. «Остановитесь, — закричал он Абалакову, — надо вырыть в снегу пещеру и переночевать». И эта мысль была порождена действием высоты. Ночевать без спальных мешков в снегу на высоте 7.000 метров — значило через 10 минут заснуть навсегда.

Не слушая Горбунова, Абалаков продолжал идти вперед. Вершина приближалась. Он достиг пологой ложбины у подножья вершинного гребня и приступил к последнему подъему. Не рассчитав своих сил, он пошел слишком быстро и в нескольких десятках метрах от вершины упал в снег. Отлежавшись немного, он поднялся и на четвереньках преодолел последние метры пути…

Абалаков стоял на вершине пика Сталина… Где-то внизу садилось солнце. С востока набегали легкие облака, и фигура Абалакова, освещенная снизу солнечными лучами, бросила на них гигантскую тень. Абалаков поднял руку, его двойник в облаках сделал то же движение" (*).

(*) Ромм М.: Первовосхождение на пик Сталина. Ташкент, ОГИС, 1934.

(13.12.2021)
Юбилей Фёдора Конюхова

Фёдору Конюхову юбилей – 70 лет! Первое путешествие он осуществил в 15 лет, а последнюю экспедицию запланировал на своё 90-летие.
Ниже приведено несколько высказываний из его книги «И увидел я новое небо и новую землю…», а также несколько фотоснимков, в том числе и моих.

Я смотрю на бесконечный океан. Он сливается с небом и делает мир цельным. Не могу разобрать, где вода, а где голубой воздух. Какая гармония! Только разумное существо могло создать это богатство. Но мы, люди, не благодарны Господу Богу за то, что он дал нам эту красоту, и из планеты сделали помойку.

Всё, что у нас есть хорошего, — это водка. Когда моя яхта бросала якорь в каком-либо из портов мира, на её борт первыми поднимались местные чиновники, таможенники… Они спрашивали, откуда яхта, из какой страны. Я отвечал гордо: из России! У чиновников по лицам пробегала улыбка, и они говорили: «Рашен водка, КГБ, мороз». Вот и всё представление у иностранцев о нашей необъятной России.

В детстве я думал, что буду путешествовать в жарких странах – Африке, Индии, Южной Америке, а вышло наоборот. Холод и снег стали моей стихией.

Я мечтал, что в Карибском море буду ловить на крючок марлина (меч-рыбу). Ещё на острове Сент-Люсия закупил крючки и толстую леску. Но, увы, сейчас не до марлина. Шторм не даёт расслабиться… Сильный ветер, большая скорость. Палуба уходит из-под ног, не до рыбалки.

Я хочу собрать возле себя подвижников, тех людей, которые разделили бы со мной мою мечту построить монастырь. Но монастырь необычный. В нём монахи – они же и путешественники. Это духовная и физическая школа для молодых людей, мечтающих о больших путешествиях. Это моя цель, моя мечта.

Если подсчитать, сколько критических моментов на грани жизни и смерти было у меня…Это не поддаётся арифметике. Они остаются глубокими рубцами на моём теле, в сердце и в душе.

Здравия ему на многие годы!!!

(13.01.2021)
Проект В. Алфёрова: «Знай наших». Заевой Галине Леонидовне 80 лет

3-го января 2021-го года Заевой Галине Леонидовне исполнилось 80 лет.

Всю свою жизнь она связала с горами. Приехав в город Воронеж с Украины, как и её муж — Эдуард Фёдорович, она работала в КБ химавтоматики. Именно здесь сформировалась в то далёкое время сильная секция альпинизма и эта чета придала импульс в развитии альпинизма и горных лыж.

Галина Леонидовна является Мастером спорта СССР.
Она — первая женщина в Советском Союзе, которая совершила траверс пика Ленина (1977 год). С тех пор как в начале 60-х годов она попала в горы, альпинизм и горные лыжи стали неотъемлемой частью её жизни. Галина Заева проработала очень много смен в разных альплагерях Кавказа, Фанских гор и Памира. Инструктор методист I-ой категории.

Галину Леонидовну всегда отличали женственность, желание помочь молодёжи при освоении горной техники и тактики восхождений, внимание в оттачивании альпинистских приёмов. Опекая своих учеников, она всегда наделяла их своим обaянием и желанием помочь молодёжи.

Галина Леонидовна! От всей души поздравляем Вас с юбилеем! Искренне желаем Вам здоровья и долголетия.

(11.01.2021)
Проект В. Алфёрова: «Знай наших». Одержимый. Памяти Василия Новикова

Снимки, что выкладываются сегодня не только мои. Часть их я скачал после известных трагических событий. Мне кажется, что автору первого снимка удалось уловить и внутреннюю силу , и сокрытую усталость, а может быть и некое предчувствие. Может быть…

Тот телефонный звонок из Северо-Байкальского района ошарашил многих. Я не исключение. Почему в мир иной уходят лучшие? Тот, кто для многих из нас был примером спокойствия, рассудительности и уверенности, символом надёжности и профессионализма. Кто первым уходил вверх по скалам и прокладывал лыжню, кто последним спускался с горных круч, закладывая дюльферы, тем самым брал на себя дополнительные риски. С кем в кромешном тумане на остром гребне Безенгийской стены или под шквальными порывами ветра на склонах семитысячных пиков Ленина и Хан-Тенгри всегда, хоть и незримо, ощущал чувство его локтя.

Помню, как не просто ему давалась высота, но, не показывая того, он вваливался в снежную пещеру или в палатку и, не мешкая, брался за примус, чтобы приготовить столь нужное питьё для всей команды. Он был немногословен и исключительно редко его эмоции брали верх. И никогда я не слышал от него ни ахов, ни охов, ни жалоб. Он, как кремень, придавал напарникам не только оптимизм и веру в успех, но и наполнял их теплом своей души. Он оставался открытым для всех и ОДЕРЖИМЫМ, и в горах, и на лыжне, и на тропе. Я говорю про воронежца - Василия Новикова.

Он относился к тем людям, в судьбу которых органично вплелась горная стихия. Она заняла стержневое место в его жизни, закалила его характер, сформировала личность. Мастер спорта международного класса по лыжному туризму, мастер спорта по горному туризму, двукратный чемпион и трижды призёр различных чемпионатов России, кандидат в мастера спорта по альпинизму, инструктор и сам спасатель, но … его величество – случай поверг все регалии, за которыми скрывался огромнейший опыт лидера. Он хотел, чтобы тот поход стал крайним. А стал - стал роковым, стал последним.

Вспомним его добрым словом. Сегодня, 11 января, Новикову Василию исполнилось бы 68 лет.

(06.01.2021)
Проект В. Алфёрова: "Знай наших". Прилепиной Татьяне Михайловне 75 лет

75 лет исполнилось ещё одному обладателю жетона «Снежный барс», кандидату в мастера спорта (1980), инструктору методисту - Прилепиной Татьяна Михайловна (05.01.1946). Для многих Татьяна стала примером преданности горам. Она многократный чемпион Воронежской области по скалолазанию и абсолютный чемпион области 1991 г. Участница всесоюзных соревнований по скалолазанию разных добровольных спортивных обществ (ДСО): «Буревестник», «Труд», «Зенит»), на которых неоднократно занимала II-IV места. Абсолютный чемпион ДСО «Урожай».

Татьяна начала заниматься альпинизмом в 1965 году. На следующий год первый раз поехала в альплагерь «Алибек» (Кавказ). Своё первое официальное восхождение совершила в альплагере Уллу-Тау на вершину Тютю-баши в 1969 г. Не раз участвовала в составе сборов воронежских альпинистов на Кавказе, Памире, Тян-Шане. Несмотря на свою «хрупкость», скромность и не внушительный вид, отлично зарекомендовала себя как грамотная скалолазка на сложных маршрутах в Фанских горах.

Её лучшие восхождения:
1. Бодхона 5 Б кат. Тр. (6 бывшая кат. тр.) – 1981 г. Альплагерь «Артуч» (Фанские горы).
2. Мария по восточной стене северного гребня (5 «б» кат. тр.) – 1980 г. Альплагерь «Артуч» (Фанские горы).
3. Уилпата (5 Б кат. тр. – 1987 г. Альплагерь «Торпедо» (Кавказ).
4. Миссес-тау (5 Б - 1982) г. Альплагерь «Безенги» (Кавказ).
5. Чимтарга (5 Б по северному гребню, – 1981 г.). Альплагерь «Артуч» (Фанские горы).

За восхождения на следующие вершины она награждена почётными знаками и номерными жетонами:

• Покоритель высочайших вершин СССР, «Снежный барс». №2053. (1984 г.)
  • Пик Коммунизма – 1980 г. Жетон № 1056.
  • Пик Ленина – 1977, 1986 г. Жетон № 1625.
  • Пик Е. Корженевской – 1984 г.
  • Пик Хан-Тенгри – 1987 г.
  • Всегда отзывчивая и готовая взять на себя сложную часть маршрута, Татьяну всегда отличали скромность, терпимость, исключительная техническая готовность, а порою, показать мужчинам, как действуют в горах представители «слабого пола».

Уважаемая Танечка! Поздравляем тебя с днём рождения. Здоровья тебе на долгие годы. Пусть тебя никогда не покидает энтузиазм и любовь к горам!

(05.01.2021)
    Проект В. Алфёрова: «Знай наших». Юбилей Виктора Николаевича Аксёнова

Завтра, 6 января у одного из воронежских альпинистов — Виктора Николаевича Аксёнова юбилей. Ему исполняется 70 лет. Немало, но ещё и не столь много, чтобы списывать его в «отставники». Накануне юбилея я созвонился с Виктором, а он, как оказалось, только что сел за руль машины, сойдя с лыжни спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпик». И это не показуха. Это его будни. Он до сих пор остаётся в спортивной форме, энергичным и с большим жизнелюбием. И так много лет кряду. Горы и скалы, байдарки и турпоходы с друзьями, бег на лыжах – его хобби, выращивание винограда — его домашнее увлечение. Для души.

Виктор родился и вырос в селе Воронежское Маланино, что на стыке территорий Липецкой и Воронежской областей. Как все мальчишки он мечтал быть похожим на старших. Благо, что было с кого брать пример. Его дед – Василий Яхимович Ширяев полный Георгиевский кавалер послужил неким образом и поспособствовал становлению паренька. Позже — 20 лет проработал в КБ химавтоматике, как и многие из воронежских альпинистов. Здесь и пристрастился к горам. Затем — начальник озонаторной станции в спортивно-оздоровительном комплексе, где мы проводили тренировки своей альпинистской братии. А далее, соразмерно новым демократическим веяниям – рванул на вольные хлеба, став трудиться в строительной сфере.

За свои восхождения Виктор Николаевич награждён знаком «Покоритель высочайших вершин СССР» («Снежный барс»), номерным жетоном «Спасательный отряд». Среди вершин, на которые поднялся он, значатся: фанские - Бодхона и Мария, памирские пики Ленина, Ленинград и Е. Корженевской, тянь-шанские - Хан-Тенгри и Мраморная стена. Не всегда удача сопутствовала ему. Так, в 1991 году, связке Аксёнов – Перелыгин не удалось подняться на пик Победы. Погода разгулялась и словно сто чертей закрутили - завертели метель, пришедшую с просторов китайской пустыни Такла - Макан. В результате, здравый смысл победил: им пришлось сойти с семитысячной высоты. На многих кавказских вершинах он побывал не раз, но, вот, на Эльбрусе единожды.

И до сих пор мечтает подняться на седовласого кавказского исполина ещё разок. Мне неоднократно приходилось ходить с Виктором в горах не только в группе, но и в двойке. Своим спокойствием он всегда вселял уверенность в партнёров по восхождениям, был рассудителен и не терялся в сложных ситуациях. Восхождения с ним оставили у меня самые приятные воспоминания. Никогда он не чурался простой хозяйственной работы и долго возился с примусом, чтобы накормить и согреть душу своим партнёрам. Это в его характере и сейчас: он лёгок на подъём и хороший организатор разных коллективных посиделок. Спасибо тебе Виктор за всё. Будь таким же и далее. Удачи и здоровья на многие годы. С юбилеем тебя!

(16.07.2020)
    100-летний юбилей Петра Петровича Буданова

Вадим Алфёров: ·

Вчера, 15 июля, был 100-летний юбилей Петра Петровича Буданова — известного Советского альпиниста с невероятной судьбой. В наших специализированных средствах массовой информации я, к сожалению, не нашёл ничего об этом. Молчит и Федерация альпинизма России, и питерская гвардия. Иные сейчас заботы. И всё же рекомендую прочитать статью Юрия Устинова о Петре Буданове. И несколько строк о нём.

«Пётр Буданов, прирожденный вожак и организатор, человек громадной работоспособности и жизненной силы… Он дважды Пётр, а Пётр — это камень». Эти слова принадлежат Якову Аркину — неоднократному чемпиону Советского Союза по альпинизму и одному из партнёров по восхождениям и говорят о многом.

Пётр Буданов родился 15 июля 1920 года в Петрограде (по другим данным — в Московской области). Вырос без отца и матери. В составе 25-й кавалерийской дивизии совершал рейды по тылам фашистов. В ноябре 1941 года попал в плен. Прошёл через концентрационные лагеря. Четырежды совершал побеги из их плена.

Начал заниматься альпинизмов в 1967 году. Через год окончил школу инструкторов альпинизма. Выступал за ДСО «Спартак». Совершил более 100 восхождений. Чемпион СССР (1954, 1964 – в классе траверсов. 1956, 1959, 1968 — в классе высотных восхождений), 2-й призёр чемпионатов СССР: 1955, 1967 — в классе технически сложных восхождений и в 1955, 1956 - в классе траверсов). 3-й призёр в чемпионата СССР (1962) в классе траверсов.

Организатор и председатель секции альпинизма ДСО «Спартак» (Ленинград) — 1947-67, председатель Секции (позже Федерации) альпинизма Ленинграда — 1950-62). Тренер секции альпинизма (1958-85) и санного спорта ЛГС ДСО «Спартак» 1972-85. Инструктор альпинистского лагеря «Шхельда» — 1948-54. Тренер Международной Памирской альпиниады — 1969. Мастер спорта СССР (1955). Почётный мастер спорта (1966) Заслуженный мастер спорта (1970). Заслуженный тренер СССР (1965). Знак «Снежный барс» No5 (1968).

Награждён орденами Великой отечественной войны II степени, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой отечественной войне» 1941-1945 гг», нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта».

(10.04.2017)
    Умер Эдуард Фёдорович Заев

Не так давно – в августе прошлого года, мы всей альпинистской семьёй отмечали 80-летний юбилей мэтра воронежского альпинизма – Заева Эдуарда Фёдоровича.
    И вдруг, 8 апреля, в день Благовещенья, печальное известие облетело всех нас.
    Скончался Эдик. Не стало того, чей авторитет в горах был непререкаем, чей опыт, дар и напор организатора сборов и экспедиций вёл к победам.
    Для многих друзей, товарищей по работе, спортсменов, знакомых жизнь Эдуарда Фёдоровича служила примером, ибо была исключительно насыщена событиями и на работе, и в спорте, и на досуге. Он всюду оставался лидером.

Эдик Заев родился в Красноярске. Сибирь, с её непростыми условиями жизни и закалённым народом, по-видимому, заложила основные принципы жизнедеятельности этого неординарного человека. На него и его сверстников пришлись все тяготы военного времени.
    Ещё в школе Эдика увлекли скальные маршруты на заповедных «Столбах». Друг и напарник по восхождениям – Александр Стукалов, тоже сибиряк, рассказывал мне, что к семнадцати годам Эдик освоил технику скалолазания. «Он изначально установил себе планку ещё в юности, когда прошёл двухсотметровый, отвесный, без зацепов Коммунар. И на меньшее уже не был согласен и способен…
    Пройдя несколько раз этот маршрут, Заев уже не имел скальных проблем в альпинизме – ни технических, ни психологических».

После школы – служба в Армии. Сбитый крепыш небольшого роста, с целеустремлённой натурой выглядел идеальным кандидатом в танкисты. Вскоре Эдик освоил мощную технику и стал командиром танка.
    В смутные годы ему пришлось защищать основы конституционного строя в ряде соцстран.
    Учёба в Киевском политехническом институте не только дала молодому человеку знания в области сварочного производства, что стало основой его дальнейшего профессионального роста, но и укрепила связи со студентами и преподавателями – альпинистами.
    Здесь его избрали Председателем секции альпинизма – одной из самых больших и авторитетных организаций в те годы.
    Слаженный коллектив и постоянные выезды в горы только укрепляли тягу к новым горным районам и непокорённым вершинам. По окончании института Эдуард Заев вместе со своей супругой Галиной – тоже альпинисткой, были направлены в Воронеж.
    И опять я возвращаюсь к словам А. Стукалова: «Про Эдуарда Фёдоровича Заева вспоминают в Воронежском КБ химавтоматики всегда, когда к этапу опытного производства подходит очередной образец космической техники».
    Чем бы не занимался Заев, будь-то конкретные проблемы в космической тематике или прокладка пути в заоблачных высотах, его, как блистательного организатора, грамотного и ответственного специалиста всегда отличала нацеленность на достижение поставленных целей.
    Трижды он награждался государственными наградами.

С именем Эдуарда Заева — Мастера спорта по альпинизму (которое присвоено ему в 1968 году), «Снежного барса» (1980 г.), инструктора I категории, спасателя, бессменного руководителя множества спортивных сборов и экспедиций на Памир и в Фанские горы, на Тянь-Шань или Кавказ связаны успехи воронежцев при восхождениях на высочайшие вершины бывшего Союза и присвоение своим ученикам почётных званий «Покоритель высочайших вершин СССР» («Снежный барс»).
    Его неутомимость и нацеленность на спортивный результат объединили альпинистов Воронежской области в единую федерацию. «У Эда очень сильный характер и он прирождённый лидер.
    Воронежскому альпинизму он очень много отдал, особенно заразив нас спортивным азартом и всячески подогревая его… Эд, - отмечал мне в письме его товарищ по спорту и руководитель Федерации альпинизма Ярославской области Вадим Рублёв, - всегда был коллективистом и мнение соратников выдвигал на первый план, но, одновременно, старался убедить в своей правоте».
    Для воронежских альпинистов Эдуард Фёдорович Заев являлся тем же, кем Сергей Павлович Королёв для наших космонавтов. Он нёс лидерское бремя с достоинством и мужеством. За его плечами крылся опыт прохождения прекрасных и сложных маршрутов на десятки вершин. Среди них стены Чанчахи и Пассионарии, Чапдары и пика Революции, рёбра и гребни Мамиссона, Лабоды и др. Вместе с ним (а сам он – неоднократно) мы поднимались на семитысячные вершины СССР: пики Коммунизма, Ленина, Победы, Е. Корженевской, Хан-Тенгри.
    Это были рекордно массовые восхождения. Он жил коллективом и всегда ценил в нём силу. Так, вместе строили «Цейдуны» в альплагере «Торпедо», расчищали склоны и возводили горнолыжные подъёмники в округе Воронежа, осваивали местные скальные маршруты, по его методике, «гоняли кровь» для ускоренной акклиматизации при обустройстве высотных экспедиционных лагерей.
    Также сообща, готовили к сдаче спортивно-оздоровительный комплекс «Факел», строительство которого велось под его руководством.

Мне кажется, что внутри Эдуарда Фёдоровича Заева сидели редкие гены: и ген сопричастности, и ген сопереживания, и сгусток мощной энергетики, которую он отдавал людям. Как настоящий спасатель, он всё откладывал и рвался на помощь людям, попавшим в беду.
    Так было на Ушбе, так было под стенами пика Коммунизма, на склонах Казбека и Эльбруса. Да, мало ли где ещё именно так и было. В декабре 1988 года Армению постигло большое горе.
    Мощнейшее в истории страны землетрясение разрушило её города и сёла. Разрушило основательно. Под развалинами и без крова остались тысячи людей. Собрав наспех группу воронежских альпинистов, спецрейсом они вылетели в армянский Спитак, где проводили спасательные работы.
    И не было в том ни пафоса, ни бравады, ни саморекламы. То был истинный порыв заевской души, потянувшей за собой единомышленников. Он всю жизнь оставался неравнодушным к горю.

Нам будет не хватать Эдика. Его задора, самоотдачи, его шагов, прокладывающих путь к Вершине. Он всегда был первым и останется для воронежских альпинистов Человеком – легендой. Низкий поклон тебе, Эдуард Фёдорович, за всё и от всех.

(25.08.2016)
    80 лет Эдуарду Фёдоровичу Заеву

25 августа исполняется 80 лет Эдуарду Фёдоровичу Заеву – мастеру спорта СССР, «Снежному барсу», инструктору 1-й категории, организатору и руководителю всех высотных воронежских экспедиций, человеку, чья жизнь насыщена любовью к горам и полностью отдана служению альпинизму.

На красноярских «Столбах» Эдик, ещё пареньком, быстро освоил технику скалолазания. «Он изначально установил себе планку ещё в юности, - говорил мне его друг и партнёр по восхождениям Александр Стукалов», - когда прошёл двухсотметровый, отвесный, без зацепов Коммунар. И на меньшее уже не был согласен и способен». Приехав в Воронеж после окончания Киевского политехнического института, он создал секцию альпинизма в КБ химавтоматики, объединил спортсменов - единомышленников в областную федерацию альпинизма и многие годы возглавлял её, привнёся в альпинизм организованность и спортивную состязательность. Своевременно заказывались сотни путёвок в альпинистские лагеря для молодёжи, круглый год не прекращались тренировки, соревнования, кроссы, лыжные гонки, выезды на скалы. Активность альпинистов стремительно пошла вверх.

Для воронежских альпинистов Эдуард Фёдорович Заев является тем же, кем Сергей Павлович Королёв для космонавтов. Он прирождённый лидер и нёс это бремя с достоинством и мужеством. За его плечами опыт прохождения прекрасных маршрутов на десятки вершин. Среди них стены Чанчахи и Пассионарии, Чапдары и пика Революции, рёбра и гребни Мамиссона, Лабоды и др. Заев сам возглавлял экспедиции и спортивные сборы. Вместе с ним десятки воронежских спортсменов поднялись на все высочайшие горы Советского Союза, часть восходителей удостоилась знака «Покоритель высочайших вершин СССР» («Снежный барс»).

Э.Ф. Заев познал в горах и радость друзей, и горечь потерь. Как альпинист - спасатель он многократно приходил на помощь терпящим бедствие в горах, летал в Армению после землетрясения с воронежскими спортсменами для проведения спасательных работ. Он относится к тем надёжным людям, о которых любой из нас с гордостью скажет: «Мы ходили с ним в одной связке». Его юбилей – это праздник и для Галины Леонидовны Заевой, которая вместе с мужем прошла многие горные маршруты и заслуженно носит звание мастера спорта по альпинизму. Она стала первой женщиной, совершившей траверс пика Ленина. Вместе они работали в воронежском КБ химавтоматики, осуществляющим полный цикл создания жидкостных ракетных двигателей. И здесь Эдуард Фёдорович проявлял незаурядные организаторские способности на этапе опытного производства космической техники.

Уважаемый Эдуард Фёдорович! Мы вместе прокладывали путь в заоблачные выси. Вместе переносили экспедиционные тяготы и разделяли радость, стоя на великих вершинах. Твой неугомонный характер всегда вдохновлял нас, как вдохновляет сегодня нашу молодёжь. Мы любим тебя, гордимся тобой и ценим твою преданность горам, которая из года в год передавалась нам. С юбилеем! Здоровья и активного долголетия тебе!

Алфёров Вадим. Воронеж.

(04.04.2011)
    Гибель Новикова Василия

Этот телефонный звонок из Северобайкальского района ошарашил многих. Я не исключение. Почему в мир иной уходят лучшие? Тот, кто для многих из нас был примером спокойствия и рассудительности, символом надёжности и профессионализма. Кто первым уходил вверх и последним закладывал спусковые дюльферы. С кем в кромешном тумане на остром гребне безенгийской стены или под шквальными порывами ветров на склонах семитысячных вершин всегда, хоть и незримо, ощущал чувство его локтя. Помню, как не просто ему давалась высота, но, вваливаясь в снежную пещеру или в палатку, он тут же брался за примус, чтобы приготовить чай для друзей по связке.
    Он был не многословен. И никогда я не слышал от него ни ахов, ни охов. Он, как кремень, придавал напарникам не только оптимизм и веру в успех, но и наполнял их теплом своей души. Я говорю о воронежце - Василии Новикове.
    В субботу, на девятый день его гибели, после повторной попытки спасатели МЧС и товарищи по команде подняли с ледника его тело, и вертолёт МИ-8 «Бурятских авиалиний» взял курс на посёлок Таксимо. Началась не лёгкая дорога возвращения домой. Низкий поклон Вам вертолётчики и спасатели!
    Именно там, под перевалом Сибирь в районе горы Муйский Гигант при прохождении маршрута шестой категории сложности в рамках Чемпионата России по лыжному туризму, сошедшая лавина накрыла двоих. Их откопали, но тело Василия уже было бездыханным.

Он относился к тем людям, в судьбу которых органично вплелась горная стихия. Она заняла стержневое место в его жизни, закалила его характер, сформировала Личность. Мастер спорта международного класса по лыжному туризму, мастер спорта по горному туризму, двукратный чемпион и многократный призёр различных чемпионатов, кандидат в мастера спорта по альпинизму, инструктор и сам спасатель, но … Его величество – случай поверг все регалии, за которыми скрывался громаднейший опыт. Он хотел, чтобы этот поход стал крайним. А стал последним.

О, Боже! Прими его душу. А что остаётся нам? – придать тело родной земле, а в дни «Памяти друзей» ставить ещё одну свечку, вспоминая добрым словом нашего партнёра, наставника, друга - Новикова Василия и пригубить горькую чарку.