Автор: Михаил Шахов, г.Казань

Отчет о пешеходном походе 2 к.с. по Зап. Кавказу, совершенном с 28 апреля по 6 мая 2019 года.

Справочные сведения

Вид туризма: пешеходный

Категория сложности: вторая

Район похода: Западный Кавказ

Количество участников: 9 человек

Продолжительность маршрута: 9 ходовых дней

Протяженность маршрута: 117 км.

Нитка маршрута:

г. Теберда - пер. Муху (1А, 2764 м) - р. Марка - аул Красный Карачай - р. Аксаут - хр. Мысты-Баши - балка Серая - р. Маруха - пер. САО (н/к, 2210 м) - обсерватория РАН - р. Маруха - пер. Озёрный Архызкий (н/к, 2600 м) - руч. Рапочай - пер. Архызское Седло (н/к, 2215 м) - р. Ревунок - пос. Архыз - пограничная застава - Мостовая поляна - вер. Смирнова (н/к, 2519 м) - пограничная застава - пос. Архыз

Состав группы

1998

Сошёл на 3й день похода

Варианты подъезда и выезда

Подъезд осуществлялся на поезде до г. Невинномысск, а далее на заказном автобусе до г. Теберда. Отъезд также проходил в 2 этапа: заказным транспортом из пос. Архыз до г. Невинномысск, дальше на поезде до Казани. Из Казани в Невинномысск ходят 2 поезда: 368Г Киров-Кисловодск и фирменный 045Е Екатеринбург-Кисловодск. С заказным транспортом вариантов больше, но многие цены сильно завышают. Через Игоря (8 906 479-09-99) нашли автобус по вполне адекватной цене, можем рекомендовать.

Из Невинномысска ходят маршрутные микроавтобусы до Теберды и Архыза.

Также можно рассматривать вариант заброски с помощью самолёта до Минеральных Вод с последующей заброской на заказном или общественном транспорте.

Изменения маршрута и их причины

Из-за позднего прихода весны в районе северные склоны были ещё покрыты глубоким снегом из-за этого пришлось внести ряд изменений:

• Было принято решение перенести место ночёвки с хр. Уржум

Второй к подножию пер. САО. Из-за переноса места ночёвки на обсерваторию РАН ходили радиальным выходом с места ночёвки

• С пер. Архызский Озёрный пошли по нижней тропе, так как верхняя тропа была ещё под снегом. Из-за этого место ночёвки было перенесено с оз. Белкау-Кель на руч. Рапочай.
  • Было принято решение не совершать радиальное кольцо вер.

Смирнова - пер. Габулучат, а обойтись радиальным выходом на вер. Смирнова.

Также из-за физической усталости в первые дни не успели перейти через хр. Мысты-Баши, место ночёвки перенесли на озеро на склоне хребта.

Варианты аварийных выходов с маршрута

Из долины р. Марка и р. Аксаут через пер. Муху (1А, 2764 м) в г. Теберда или по грунтовой автомобильной дороге в с. Хасаут-Греческое. За 12 км, что мы шли по этой дороге, мимо нас проехали 3 машины.

Из долины р. Маруха через пер. Озёрный (н/к, 2600 м) в сторону пос. Архыз или через пер. САО (н/к, 2210 м) в пос. Нижний Архыз. Около пер. САО находится обсерватория РАН, от которой идёт асфальтированная дорога до посёлка Нижний Архыз.

Из долины р. Псыш и р. Архыз по грунтовой автомобильной дороге в пос. Архыз.

Техническое описание

День 1 (28.04).

Маршрут: г. Теберда - р. Муху Расстояние: 6,5 км.

Ходовое время: 2:45

Перепад высот: +600/-0

В 9:15 прибыли на железнодорожную станцию г. Невинномысск. Вместе с нами в поезде ехали около 8 туристских групп. С некоторыми познакомились, большинство едет на сплав, кто-то в горные категории, но ни одной группы в пешую. Загрузились в заказной автобус и за 2,5 часа доехали до точки старта.

Так как часть маршрута проходит по территории заповедника, то нужны пропуска. Не найдя адекватной информации в интернете (сайт заповедника был заблокирован, а в отчётах ни слова не упоминалась о пропусках) было принято решение договариваться на месте. Дошли до домика, где располагается администрация заповедника, но на месте были только дежурные охранники и лесники, администрации не было. Минут 40 договаривались, изучали наш маршрут, в итоге по их расценкам нам были выписаны пропуска (200 руб/сутки с человека), которые потом вечером нам завезли на место первой стоянки. Если сайт заповедника также будет не доступен, то рекомендую напрямую обращаться в администрацию 8 (928) 395-15-39 (Энвер). Нахождение на территории заповедника без пропуска грозит штрафом в 4500 рублей с человека.

По рекомендациям лесников перенесли место ночёвки на километр пораньше, так как там более пригодная поляна. Далее планомерно шли, набирая высоту. Дорога грунтовая, по ней может проехать УАЗ. В первый день никаких сложностей не было, поэтому относительно быстро добрались до места первой ночёвки. Лесник не обманул, полянка действительная хорошая: есть выход к воде, с дровами всё хорошо. Ближе к вечеру к нам присоединилась коммерческая группа, но на контакт не выходили.

Фото 1. Группа прибыла на ж/д станцию Невинномысская.

Фото 2. Грунтовая дорогая, идущая под самый перевал. Слева место ночёвки.

День 2 (29.04).

Маршрут: р. Муху - пер. Муху (1А, 2764 м) - р. Малая Марка - р. Марка Расстояние: 18 км.

Ходовое время: 10:00

Перепад высот: +900/-900

Подъём дежурных в 4:00. Завтрак готовили на костре, пока были дрова. Общий подъём в 5:00, завтрак, сборы, выход с бивуака в 6:45. Сегодня нас ждёт подъём на пер. Муху (1А, 2764 м)

Продолжаем идти по грунтовой дороге, уклон не большой. Бродим по камням р. Муху. Уклон потихоньку начинает расти. Добираемся до границы снега, надеваем гамаши и каски. Продолжаем путь, пока не понимаем, что проще будет подниматься по южному склону хр. Быки, на котором нет снега, а позже траверсировать на перевал.

Планомерно начали подъём на пер. Муху. Как бы мы не пытались избежать снега, но всё равно по нему приходилось идти, благо он был неглубокий и держал. Склон травянистый.

К 13:30 вся группа добралась до вершины перевала. В перевальном туре записку не обнаружили, оставили свою. Начали спуск, склон всё также травянистый. Тропа не читается. Вся группа идёт быстро, кроме одной участницы. С её слов, она отбила себе пальцы. Приходилось делать частые привалы.

Спустились к реке Малая Марка, перешли её по бревну, перекусили, дошли до реки Марка, перебродили её по бревну. Так как позволял световой день, было принято решение идти дальше по тропе, так как мы сильно отставили по километражу.

Место для стоянки было не самым удачным: внизу, около моста и речки, не было ровной поверхности для палатки, а почва была влажная. Решили встать сверху, до реки было примерно 4 минуты. С дровами тоже было не всё хорошо, они были влажные и плохо горели. Ужин готовили на газу.

Фото 3. Брод р. Муху.

Фото 4. Подъём на пер. Муху.

Фото 5. Подъём на пер. Муху.

Фото 6. На перевале Муху (1А, 2764 м).

Фото 7. Спуск с пер. Муху.

Фото 8. Брод р. Малая Марка.

Фото 9. Брод р. Марка.

День 3 (30.04).

Маршрут: р. Марка - р. Аксаут - хр. Мысты-Баши - безымянное озеро Расстояние: 19 км.

Ходовое время: 10:15

Перепад высот: +900/-450

Подъём дежурных всё также в 4 утра. После завтрака переговорил с участницей, которая отбила пальцы на ногах. Были предложены несколько вариантов сходов с маршрута, если ситуация не изменится в лучшую сторону. Сегодня день не трудный - 12 км по прямой дороге, а далее подъём (боль у неё была только на спуск). С этим настроем в 6:30 мы вышли с бивуака.

Тропа дальше пролегала в лесистой местности с небольшим спуском. Через 1,5 часа вышли к аулу Красный Карачай. Печально известный аул, из которого было репрессировано около 90 населения. Нас встретил местный житель, был очень рад видеть группу туристов, сказал, что мы одни из первых в этом сезоне. Всё приглашал нас на чай, но мы отставали от графика, надо было идти.

От Красного Карачая идёт грунтовая автомобильная дорога вдоль реки Аксаут. Мимо нас проехали 3 машины: лада, нива и газель со сплавщиками (позже мы выяснили, что они тренируются, переезжают от порога к порогу).

Весьма быстро добрались до дороги на хр. Мысты-Баши и начали подъём.

Когда встали на обед на подъёме, то ко мне подошла участница и сказала, что она скорее всего дальше не сможет идти. Мы отошли, обговорили всё, это было обдуманное и сложное решение. Чтобы не отпускать её одну, вызвался ещё один участник, который сопроводит её до населённого пункта, где они вместе сойдут. От нашего места было 8 км до ближайшей турбазы, а там 20 км до населённого пункта. Ребятам отдали двухместную палатку, еды у них с собой было на 3 дня. Пообедав, мы разошлись.

Дорога вверх пролегала по тропинке, которая проходила в лесистой местности, а далее выходила на открытое пространство. Склон всё также травяной. Из-за отставания, мы бы не смогли сегодня перевалить за хребет, поэтому на карте было найдено озеро и ровная площадка рядом с ним. Туда мы и направлялись.

К 16:45 добрались до места. Вода в озере была сильно мутная, но запаха не было. Топить снег на газовых горелках не хотелось, поэтому пришлось кипятить воду из озера. Растительности для костра поблизости не было, поэтому поужинав, сразу разошлись по палаткам.

Фото 10. Мост через р. Марка.

Фото 11. Памятная табличка в ауле Красный Карачай.

Фото 12. Автомобильная дорога Хасаут-Греческое - Красный Карачай.

Фото 13. Тропинка на хр. Мысты-Баши.

Фото 14. Безымянное озеро, на котором устроили ночёвку.

День 4 (01.05).

Маршрут: хр. Мысты-Баши - балка Серая - р. Маруха Расстояние: 19 км.

Ходовое время: 10:00

Перепад высот: +600/-1200

Традиционный подъём дежурных в 4:00. Быстрые утренние сборы и выход. Подъём на хребет не вызвал никаких трудностей, шли по тропе, которая продолжилась за хребтом до коша (домик пастуха). Далее нам надо было спуститься в долину реки Маруха.

Так как по рекомендациям МКК мы решили не идти на перевал КызылАуш (н/к, 2871 м), то переваливали хр. Мысты-Баши по тропе на высоте 2400 м, где практически не было снега (как позже мы выяснили, на пер. Кызыл-Ауш снега было чуть меньше уровня пояса).

После того, как закончилась тропинка, начали спуск по склону, стараясь идти по открытым участкам, но всё равно пришлось идти по снегу (глубина примерно 60-70 см). В планах было дойти до притока р. Маруха - Серая балка, а потом пойти вдоль берега.

Достигнув Серую балку, мы поняли, что наш план немного неисполним, так как местами река превращается в каньон. Пришлось опять подниматься на склон, чтобы обойти препятствие (уклон склона достигал 45 градусов). Этот километр вдоль реки мы шли примерно 2 часа. Зато после этого нас ждала очередная грунтовая автомобильная дорога.

Ночёвка предполагалась на гребне хр. Уржум Второй, но опираясь на увиденное ранее, возможно гребень был покрыт ещё снегом, так что было принято решение перенести место ночёвки к подножию пер. САО. Ко всему прочему мы были вымотаны спуском с хр. Мысты-Баши и скорее всего не успели бы дойти до места ночёвки на хребте.

По дороге около нас остановилась Нива с военными номерами. Оттуда вышли 2 человека: один в гражданской, другой в военной форме без опознавательных знаков. Спросили кто такие, откуда и куда идём. Показали им маршрутную книжку, хотели ещё показать пропуска, но они сказали, что не надо.

Очень удивились, что мы спустились с хребта, сказали, что там никто не ходит.

Пожелали нам удачи и уехали.

К 17:00 дошли до подножия пер. САО, решили немного подняться, чтобы не ночевать около дороги. Рядом есть лес, вода из горной речки.

Фото 15. Траверс хр. Мысты-Баши.

Фото 16. Спуск с хр. Мысты-Баши.

Фото 17. Серая балка. Идём вдоль берега, пока не упираемся в каньон.

Фото 18. Поднимаемся опять на хребет, чтобы обойти каньон.

Фото 19. Автомобильная дорога вдоль р. Маруха.

Фото 20. Место ночёвки. Встали под пер. САО.

День 5 (02.05).

Маршрут: р. Маруха - пер. САО (н/к, 2210 м), радиально - обсерватория РАН, радиально - р. Маруха

Расстояние: 23 км. (в зачёт 17 км)

Ходовое время: 10:30

Перепад высот: +1000/-1000

Так как мы изменили место ночёвки (оно должно было быть на километр выше), а дальнейший наш путь продолжал идти вдоль реки Маруха, то на пер. САО (н/к, 2210 м) и в Обсерваторию РАН мы пошли радиальным выходом. Тропинки не было, поднимались по лесистой местности с хорошим уклоном, но можно подниматься вдоль ручья сразу на перевал, но склон весьма крутой.

С перевала уже идёт тропинка к Обсерватории РАН. По желанию всех участников мы сходили на экскурсию по Обсерватории. Она стоит 200 рублей с человека. В общем, не стоит она своих денег, зато можно увидеть самый большой телескоп в Евразии (только он за стеклом и к нему не пускают). Около Обсерватории ловит связь, пришла смс от участников, что они успешно добрались до города, сдали билеты и поедут в Казань на ближайшем поезде.

После экскурсии пошли обратно к месту ночёвки, пообедали, забрали рюкзаки и пошли по вчерашней грунтовой дороге. В это время начался мелкий моросящий дождь. В долине реки видели сходящую лавину с хребта. Быстро прошли 10 км по дороге и добрались до брода р. Маруха.

Брод из себя представлял на первый взгляд капитальные 3 бревна, однако два из них были трухлявые, а третье очень сильно шаталось. Дабы минимизировать риски, надели каски и расстегнули поясной ремень рюкзака. Все благополучно перебрались на противоположный берег.

Встали на ночёвку, мы нагнали отставание по маршруту. На месте с дровами проблем нет, единственное вода из реки с песком, так как течение очень сильное. Только поужинали и сразу зарядил ливень, все разошлись по палаткам.

Дождь шёл всю ночь.

Фото 21. Подъём на пер. САО.

Фото 22. Перевал САО (н/к, 2210 м).

Фото 23. Дорога на Обсерваторию РАН идёт по правой стороне холма. Левая тропа - на вершину холма.

Фото 24. Обсерватория РАН.

Фото 25. Спуск с пер. САО.

Фото 26. Автомобильная дорога вдоль р. Маруха.

Фото 27. Брод притока р. Маруха.

Фото 28. Брод р. Маруха.

День 6 (03.05).

Маршрут: р. Маруха - пер. Озёрный Архызский (н/к, 2600 м) - руч. Рапочай Расстояние: 12,5 км.

Ходовое время: 7:45

Перепад высот: +1000/-650

Дежурные встали в 4:00, завтрак в 4:50. Дождь всё продолжает идти. Было решено подождать до 8:00 или пока дождь не прекратится. К 8 дождь перешёл в мелкий моросящий, так что начались сборы лагеря, в 10:00 вышли.

Подъём проходит по тропе, склон травянистый, после дождя особенно скользкий. На подъём на перевал нас догонят какой-то мужчина. Не представившись, начал спрашивать кто такие, откуда и куда идём. Спросил про пропуска, мы ему показали пропуска в заповедник (оказывается это был пограничник и он просил пропуска в пограничную зону, хотя мы в ней не находились), немного пообщались и разошлись.

Как и с перевалом Муху, тропа на перевал Озёрный Архызский (н/к, 2600 м) была под снегом, поэтому поднимались по южному склону и траверсировали на перевал. Во время подъёма всё равно пришлось пересечь пару снежников.

На перевале нашли записку турклуба КФУ, оставленую в сентябре 2018. Были приятно удивлены этим фактом. Оставили свою и двинулись дальше. В планах было пойти по верхней тропе, траверсируя хребет Морга-Сырты, но склон был ещё под снегом, поэтому решили спускаться в долину руч. Рапочай. Где-то около 1 километра пришлось тропить по пояс в снегу. Но почва внизу была вся влажная из-за тающих ледников, местами была заболоченная местность.

На ночёвку встали рядом с руч. Рапочай, почва была влажной. Дрова пришлось брать со склона (минут 5 ходьбы). Ночью была отрицательная температура, на палатке был иней.

Фото 29. Подъём на пер. Озёрный-Архызский. Слева водопад на р. Маруха.

Фото 30. Подъём на пер. Озёрный-Архызский.

Фото 31. Подъём на пер. Озёрный-Архызский.

Фото 32. Подъём на пер. Озёрный-Архызский. Стланик весьма мягкий, движению не мешает.

Фото 33. Подъём на пер. Озёрный-Архызский. С перевала свисает снежный карниз.

Фото 34. Перевал Озёрный-Архызский (н/к, 2600 м)

Фото 35. Спуск с пер. Озёрный-Архызский. Около 1 км тропёжки.

Фото 36. Северный склон ещё под снегом, так что пришлось идти по нижней тропе.

День 7 (04.05).

Маршрут: руч. Рапочай - пер. Архызское Седло (н/к, 2215 м) - р. Ревунок - пос.

Архыз - пограничная застава - р. Архыз - Мостовая Поляна Расстояние: 16 км.

Ходовое время: 7:30

Перепад высот: +300/-900

Проснулись утром, позавтракали и начали готовить переправу через руч. Рапочай. В это время с противоположного берега подошла группа туристов из Южного Федерального Университета. Они идут нашим маршрутом, но только в обратную сторону. Перешли по нашей переправе, а следом и мы на противоположный берег. По картам на противоположной стороне должна быть тропинка, но всё под снегом, который на удивление держит. Пошли по их следам на перевал Архызское Седло (н/к, 2215 м). По пути встретили следы медведя, но вроде как он проходил тут пару дней назад, так как снег нас держал, а след был глубоко утоплен.

На перевал зашли без особого труда, уклон небольшой, снег держит. С перевала уже виднелся пос. Архыз. Перевального тура не было, либо он был под снегом, записку не оставили.

На спуск уже была тропинка, снега не было, но по тропе тёк ручеёк. Шли довольно быстро, позже тропа ушла в лес, ручеёк прекратился, выглянуло солнышко, стало жарко. Спустились примерно за 3 часа. Ближе к Архызу начали появляться отдыхающие с Архыза. К слову, мы опять находились на территории заповедника, на выходе из которого к нам подошли двое мужчин, спросили откуда идём и есть ли у нас пропуска. Показали пропуска, они немного расстроились.

Прошли Архыз и направились к месту ночёвки. Шли вдоль дороги, с которой открывался вид на вершину Смирнова. Плохие новости - северный склон был полностью в снегу. Дойдя до Мостовой поляны, было принято решение встать на привал. Немного подумав, что за завтра есть шанс, что мы не сможем пройти запланированный маршрут из-за обилия снега, решили, что ограничимся радиальным выходом на вершину Смирнова, но восходить будем с южного склона. Решили, что можно остаться на Мостовой поляне на ночёвку.

Мостовая поляна находится рядом с р. Архыз, но вода там очень мутная из-за строек, которые находятся выше по течению. Странно это было видеть, когда в магазинах продаётся кристально чистая питьевая вода «Арыхз».

Также по данным из интернета, около Мостовой Поляны начинается пограничная зона, в которую требуются специальные пропуска от ФСБ России (к слову, они у нас были). Но никаких пограничников мы не встретили.

Фото 37. Брод руч. Рапочай.

Фото 38. Тропа на пер. Архызское седло (тропа под снегом).

Фото 39. След медведя.

Фото 40. Брод притока руч. Рапочай.

Фото 41. Подъём на пер. Архызское Седло.

Фото 42. Перевал Архызское Седло (н/к, 2215 м)

Фото 43. Лесная тропа, спускающаяся с перевала.

День 8 (05.05).

Маршрут: Мостовая поляна - вер. Смирнова (н/к, 2519 м), радиально -

Мостовая поляна

Расстояние: 18 км. (в зачёт 9 км)

Ходовое время: 7:45

Перепад высот: +600/-600

Как всегда ранний подъём дежурных. На бивуаке остаётся одна участница, а остальная группа отправляется в радиальный выход налегке. Путь проходит по грунтовой автомобильной дороге. Проходим табличку, что мы находимся в приграничной территории (13 км от границы), но пограничников рядом нет, странно.

Заходим в долину р. Габулу-Чат, идём по тропе, но вскоре она уходит на противоположный берег, но нет возможности перейти, поэтому решаем, что мы начинаем подъём на вершину. Первые 200 метров по вертикали шли довольно бодро, хотя уклон был не самый пологий, но дальше началось что-то невообразимое. Скальные стены высотой по 20 метров, уклон более 45 градусов, но между всем этим всё равно можно было найти безопасные проходы. Так мы прошли ещё 300 по вертикали, пока не упёрлись в очередную вертикальную стену с одним опасным ходом, где без верёвки и обвязок нет смысла идти.

По соображениям техники безопасности было принято решение, что дальнейший путь представляет опасность для группы и мы прекратили восхождение. Тем же путём аккуратно спустились с вершины и пошли обратно в лагерь. По пути уже проезжало много машин, а на Фестивальной Поляне уже развернулся настоящий рынок и было очень много отдыхающих. На этом активная часть похода подошла к концу.

Фото 44. Автомобильная дорога вдоль р. Псыш.

Фото 45. Подъём на вер. Смирнова.

Фото 46. Подъём на вер. Смирнова.

Фото 47. Спуск с вер. Смирнова.

День 9 (06.05).

Маршрут: Мостовая поляна - р. Архыз - пограничная застава - пос. Архыз

Расстояние: 6 км. (в зачёт 0 км)

Ходовое время: 1:30

Перепад высот: +0/-0

Подъём был поздний, позавтракали и начали неспешный сбор лагеря. За 1,5 часа дошли до Архыза, где нас должен был забрать заказной автобус, однако он опоздал на час. Времени мы зря не теряли, прошлись по стихийному рынку, купили сувениров и попробовали местное блюдо под названием хычины.

За 3 часа добрались до ж/д вокзала г. Невинномысск, в час ночи сели на поезд и выехали в Казань.

Фото 48.

Итоги, выводы, рекомендации

Поход однозначно можно считать успешным. Маршрут, несмотря на тяжелые условия межсезонья и большой перепад высот, был пройден. Поход понравился и принёс массу впечатлений. Участники получили ценный туристский опыт походов в межсезонье и самое главное - познакомились с уникальной природой Западного Кавказа.

В основном весь маршрут проходил по тропам и дорогам, кроме спуска с хребта Мысты-Баши, подъёма на перевал САО и подъём на вершину Смирнова с южной стороны. С хр. Мысты-Баши не рекомендуется сразу спускаться к Серой балке, лучше пройти по гребню каньона и спуститься уже к самой дороге, рельеф позволяет, возможно где-то понадобится верёвка для страховки. На перевал САО с долины реки Маруха можно без особых усилий подняться, уклон не особо крутой. На вершину Смирнова не рекомендуется подниматься с южного склона без специального снаряжения, по крайней мере в том месте, где это делали мы.

По моему мнению это минимум 1Б.

В межсезонье стоит наблюдать за погодой заранее и не рассчитывать на среднемесячные показатели. Глубина снежного покрова может быть высокая. По нашим наблюдениям снежная полоса на южных склонах начинается с 2600 метров, а на северных - с 2200 метров.

Через крупные реки есть мосты, где проходят автомобильные дороги, где тропы - есть бревенчатые переправы.

Стоит заранее позаботиться о пропусках в Тебердинский заповедник и пропусках в пограничную зону.

Схема маршрута

Расчет категории сложности маршрута

Продолжительность маршрута: T = 9 дней

Протяжённость маршрута: 90 км (Lmin*75) < L = 117 км < 120 км (Lmin)

Географический показатель: Г = 4

Протяженные препятствия: ППбтxППорx(Lмар/L)=0,35x24x(117/120)=8,19

Коэффициент перепада высот: К=1+Н/12=1+11,6/12=1,97

Интегральная оценка: Рб=ГxКxА=4x1,97x1=7,88

Таким образом, количество набранных маршрутом баллов:

КСб = ЛПб + ППб + Рб=13,5+8,19+7,88=29,57 (> KCmin) Поход соответствует II категории сложности.