Полезное > Справочная информация >

Автор: Николай Носов, Москва

Особенности получения пропуска в погранзону

Под горой София

— Назовите четырехзначный код, — суровое лицо защитника родины в будке у защищенного сильнее, чем Форт-Нокс, здания управления пограничных войск Карачаево-Черкессии не располагало к диалогу.

— Какой код? Мы оформили заявку через сайт «Госуслуги», получили подтверждение, что можем приехать по этому адресу в город Черкесск и забрать пропуска в погранзону. Никакого кода в письме не было.

— Так все говорят. Но код находят. Ищите — без кода пропуска не дам.

Типичная ситуация при использовании старых бумажных и новых цифровых технологий. Код — входящий номер заявления в управление погранвойск на получение пропуска. Когда подаешь заявление по старинке — лично и в бумажном виде, — получаешь его при регистрации. Через «Госуслуги» — информация о коде не приходит, ведь заявление обрабатывается на портале. Удобно, но такие мелочи подводят. У пограничника пропуска отсортированы по номеру регистрации, по требуемому четырехзначному коду. Без кода он искать пропуска не будет — в служебной инструкции такое не написано.

Конный туризм

Пришлось звонить по телефону пограничникам в управление, сообщать дату подачи заявлений и просить посмотреть по компьютеру входящие номера по дате регистрации на портале. К счастью, нам пошли навстречу и заветные цифры нашли. Так что стали счастливыми обладателями пропусков по горам Архыза, с правом находиться в пятикилометровой зоне от границы, но без права подниматься на перевалы Главного кавказского хребта (ГКХ).

Жаль, что нельзя вспомнить молодость и пройти траверс ГКХ, то уходя в Абхазию, то возвращаясь обратно. Не берусь судить о необходимости запрета на пересечение ГКХ для туристов, но в плане туризма от этого потеряли все. Что поделаешь, той страны, где граница между республиками была чистой условностью, уже нет. Правила изменились, но раз пропуска теперь нужны, стоит максимально упростить их получение для туристов, а не требовать от них документов доцифровой эпохи.

Озеро Любви

Конечно, подвижки есть. Несколько лет назад без пропуска стали пускать к главным достопримечательностям Архыза — Софийским озерам и Софийским водопадам. Альпинисты могут теперь без проблем подняться на высшую точку района — красавицу Софию. Архыз стремятся превратить в горнолыжный курорт — французы тянут линии канатных дорог, строятся современные гостиницы. Развивается конный туризм — в поселке без труда можно взять лошадей и, заплатив на входе в Тебердинский заповедник, отправиться на перевал Архызское седло и расположенное поблизости озеро Любви (Айматлы-Джагалы), названное так за напоминающее сердце форму.

Канатная дорога

Но все же главное в горном курорте — горы, вечные снега, белоснежные великаны, которые так нравятся жителям равнин. В погранзоне осталась красивейшая Псышская поляна, ледопады перевалов Токмак и Аманауз. Почему бы не сделать, как в большинстве стран мира — ходи в горах где хочешь, а проблемы возникнут только если незаконно спустишься вниз до жилья другой страны?

Дроны, парапланы и valenki на кинофестивале «Вертикаль-2020»