Горы мира > Памир >

Автор: Георгий Сальников, г. Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. в районе Северо-Западного Памира, 2004г.

Продолжение

Содержание

Краткая характеристика района похода
Справочные сведения о группе и маршруте
Техническое описание перевалов:

Выводы и рекомендации

Пер. Интеграл (2Б, 5380)

Пер. Интеграл расположен в северо-восточном отроге хр. Академии Наук и связывает юго-западную ветвь л. Малый Танымас с верховьями л. Аюджилга. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый (перевальный взлет частично осыпной). Определяющая сторона: восточная. Сложность определяется ледопадом на л. Малый Танымас. Перевал пройден группой в направлении с л. Малый Танымас на л. Аюджилга (с определяющей стороны). Описание прохождения дается от языка л. Федченко до л. Аюджилга.

Пер. Интеграл редко проходят сам по себе, поскольку л. Аюджилга приводит к р. Муксу в тупик, откуда из-за прижимов нет удобного выхода. Как правило, этот перевал проходят вместе с пер. Четырех или Дружбы Народов как практически единственный путь из низовьев л. Федченко на л. Москвина. Таким же был и наш путь: после пер. Интеграл следовало прохождение пер. Четырех.

Боковая терраса над долиной
Малый Танымас.
12 августа около 9-00 мы спустились с языка л. Федченко в долину Малого Танымаса. Здесь протекает река, вытекающая из л. Малый Танымас. Переходить ее не надо, движение продолжают по правому (орографически) берегу. Примерно на полпути от устья реки до языка ледника дорогу преграждает мощный прижим. Здесь приходится забираться по осыпи наверх и выходить на травянистые склоны примерно в 400 м над рекой. Далее движение все время идет по этим травянистым террасам и моренным карманам, вниз ни к реке, ни к последующему леднику больше не спускаются до самого ледопада. Идти по террасам в основном удобно, там часто встречаются чистые ручьи, текущие вдоль ледника, много мест для ночевки. Хотя иногда террасы прерывались поперечными ручьями или конгломератными прижимами, преодолеть эти препятствия всегда удавалось без применения страховки и без больших потерь или наборов высоты.

Моренный карман л. Малый Танымас.
Таким образом, все время двигаясь по правому моренному карману л. Малый Танымас весь этот день и начало следующего, мы 13 августа примерно к 10-00 подошли к началу ледопада, который находится примерно в том месте, где юго-западная ветвь л. Малый Танымас круто поворачивает с востока на север. Здесь моренные карманы кончаются, и здесь же можно удобно спуститься на ледник, который в этом месте еще относительно спокойный.

Обход ледопада на л. Малый
Танымас.
Здесь в группе возникла некоторая дискуссия, как лучше обходить ледопад: справа по ходу по рандклюфту или слева по кажущемуся относительно ровным леднику.

Рандклюфт издали казался на вид довольно противным (как потом выяснилось, таким он и был на самом деле), ледник же слева выглядел привлекательно, но высоко над ним на гребне висели в большом количестве ледовые сколы, которые могли обвалиться. В результате мы приняли решение идти по рандклюфту, и это решение (см. далее) оказалось для нас судьбоносным.

Безобразный рандклюфт
л. Малый Танымас.
Итак, в этом месте мы легко пересекли ледник и по боковым моренам левого (орографически) борта подошли к началу ледопада. Отсюда, сверху, мы видели, что ниже, на слиянии этого ледника с центральным рукавом л. Малый Танымас, также есть большая травянистая поляна с теплым озером и пасущимися вокруг него козлами.

Юрий Маслобоев в рандклюфте
Здесь мы вошли в рандклюфт, зажатый между ледопадом слева (по ходу) и сильно разрушенными скалами справа. Ледопад засорен камнями, которые периодически вытаивают из сераков, так что камнепадоопасность в рандклюфте значительна. Нужно стараться идти в основном под прикрытием скал или наиболее безопасных сераков, а участки, открытые для летящих камней, проскакивать максимально быстро. К счастью, пока еще было не слишком поздно, активное вытаивание камней еще не началось, и камнепады не были очень частыми и интенсивными. Общий набор высоты по рандклюфту составляет около 200 м, средняя крутизна 25gr.

Выход из рандклюфта
л. Малый Танымас по скалам.
В рандклюфте встретились два крутых участка, протяженностью примерно по 30 м каждый, с короткими ступеньками до 60gr крутизной. Нижний был мало камнеопасен, его прошли в кошках без страховки. По верхнему крутому участку довольно часто летали камни. Первые несколько человек проскочили его также без страховки, прячась под сераками, короткими перебежками. Затем для более быстрого и безопасного прохождения кинули в рандклюфт веревку 50 м со скал справа.

Лавина, перекрывающая правый
край л. Малый Танымас
(туда - не ходить!)
Последующие участники могли с помощью этой веревки быстрее пересекать открытый участок рандклюфта, после чего уходить из опасного места на скалы.

К 13-00 все уже выбрались из рандклюфта выше ледопада. Здесь есть вода в ручье и удобные площадки для ночевки или для обеда.

Пер. Интеграл со стороны
л. Малый Танымас.
И отсюда мы наблюдали, как обвал льда с гребня на противоположной стороне ледника вызвал огромную лавину, перекрывшую во всю ширину тот, другой путь обхода ледопада, который мы утром обсуждали и от которого отказались в пользу рандклюфта.

Дальше л. Малый Танымас спокоен, хотя на нем и есть трещины.

Подъем на пер. Интеграл.
Выйдя в 14-35 с обеда, мы к 17-00 в связках подошли под перевальный взлет , где заночевали.

14 августа, выйдя в 6-10 с места ночевки, за одну ходку подошли к перевальному взлету. Взлет осыпной, перепад высоты около 300 м, крутизна склона около 35gr, слева (по ходу) имеются участки, покрытые плотным снегом, по которым можно удобно двигаться в кошках. Некоторые участники предпочли подниматься по снегу в кошках, некоторые по осыпи без кошек.

Седловина пер. Интеграл.
Так или иначе, к 8-00 вся группа поднялась на перевальную седловину, где мы сняли записку туристов из Оренбурга за 1996 г.

При необходимости на седловине можно ночевать, там есть мульдочка, где можно выровнять площадку.

Спуск с седловины начали в 9-00.

Группа на седловине пер. Интеграл.
Доминирующая вершина на дальнем
плане - п. Е. Корженевской.
Сначала траверсировали склон со стороны л. Аюджилга под скалами вправо, там меньше крутизна, и можно спускаться пешком, без перил. Затем косым спуском забирали еще правее, через небольшой осыпной контрфорс в правый кулуар. По нему спустились на ледник.

Начало спуска с пер. Интеграл.
Перепад высоты и крутизна склона с этой стороны примерно такие же, как и со стороны л. Малый Танымас: 400 м, 35gr, только склон не осыпной, а фирновый.

Спустились на ледник с седловины за полчаса.

Спуск с пер. Интеграл
(ниже контрфорса)
Еще за две ходки, двигаясь по моренам правого борта, вышли из цирка к центру основного л. Аюджилга.

Таким образом, мы прошли пер. Интеграл на подъем с определяющей стороны.

Определяющий сложность элемент ледопад Малого Танымаса проходили по левому (орографически) рандклюфту, в котором навесили одну веревку (50 м перил).

Пер. Интеграл со стороны
л. Аюджилга.
Этот же рандклюфт единственное опасное место при прохождении перевала (опасность падения вытаивающих с сераков камней).

Нужно стараться проходить его рано утром и быстро.

После обильного снегопада на перевальном взлете Интеграла с обеих сторон возможна лавинная опасность.

Также может потребоваться навеска дополнительных перил на спуске в сторону л. Аюджилга для слабо подготовленной группы.

Пер. Четырех (3Б, 5500)

Пер. Четырех расположен в хр. Академии Наук между п. Четырех (6200)(6230 на схеме В. Ляпина) и п. Ахмади Дониша (6605)(6645 на схеме В. Ляпина). Перевал связывает верховья ледников Аюджилга и Москвина. Ориентация перевала: юго-запад - северо-восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: северо-восточная (со стороны л. Аюджилга). Перевал пройден группой со стороны л. Аюджилга (на подъем с определяющей стороны). Описание прохождения дается от л. Аюджилга до поляны Москвина.

Пер. Четырех очень принципиален, так как представляет собой один из двух возможных, примерно равноценных по сложности путей с л. Аюджилга на л. Москвина (второй пер. Дружбы Народов). Перевал мог бы быть совсем хорош, но он, к сожалению, крайне камнепадоопасен и требует от группы исключительной быстроты и аккуратности при прохождении. В противном случае на этом перевале можно наломать таких дров, что мало не покажется.

14 августа в 13-35 мы подошли к подножию пер. Четырех и начали его изучение. Он нам сразу не понравился. Было очевидно, что перевал очень опасен, лезть на него мучительно не хотелось, но было так же очевидно, что проходить его все равно придется, деваться некуда (пер. Дружбы Народов, заявленный у нас запасным вариантом, на самом деле не лучше: он тоже камнеопасен, а другого пути отсюда на л. Москвина нет). Нужно было постараться по возможности обеспечить скоростное и безошибочное прохождение взлета, это было, не побоимся этого слова, жизненно важно.

Пер. Четырех со стороны л. Аюджилга.
Пер. Четырех устроен следующим образом. Общий перепад высоты на взлете со стороны л. Аюджилга около километра. Он подразделяется логически на три примерно равные по протяженности части. Верхняя треть представляет собой в основном скальный пояс, который в одном месте, несколько правее (по ходу) и выше седловины, прерывается ледовым кулуаром 350 м, 45 - 55gr. Кулуар, вернее, его левая по ходу часть, не камнеопасен. Средняя треть снежно-ледовая наклонная полка, перепад высоты 300 м, крутизна 25 - 35gr. Через эту полку постоянно шуруют камни, летящие со скального пояса сверху. Крутизна полки такова, что камни по ней в основном не летят, а катятся, но катятся так резво и при этом так весело подпрыгивают, что попади такой в человека покалечит или очень крепко ушибет. Камни шуруют по всей ширине полки, безопасного прохода через нее нет. Нижняя треть крутой ледник (350 м, 45 - 55gr) с множеством бергшрундов. Помимо камнеопасности (хотя она тут ниже, чем на полке, если идти по выпуклой части ледника), здесь еще возможна опасность обвалов со склонов близко расположенного п. Ахмади Дониша. Ситуацию усугубляет тот факт, что перевальный взлет восточной экспозиции очень рано освещается солнцем, и, соответственно, заградительный обстрел камнями на нем начинается с самого утра. При прохождении перевала мы избрали следующую тактику.

Предварительная навеска
перил в нижней части
пер. Четырех съемка
телеобъективом из-под
перевала.
Подойдя под взлет пер. Четырех, на безопасном расстоянии от него мы остановились на ночевку. Отсюда связка из троих участников отправилась на предварительное провешивание с тем, чтобы с вечера навесить как можно больше веревок. С 15-00 до 17-00 ими были навешено в нижней части перевального взлета все имеющееся в наличии: четыре пятидесятки, одна шестидесятка и 20 м расходной веревки, итого 280 м перил. К этому времени солнце ушло на другую сторону перевала, так что большой камнеопасности на этом участке уже не было, тем более, что разведчики старательно выбирали для подъема выпуклые или прикрытые сераками участки ледника и избегали открытых желобов.

15 августа мы, как и перед прохождением опасной ступени ледопада пер. Гармо, сделали экстремально ранний выход, в 450. В сумерках, к самому началу рассвета, подошли к навешенным с вечера перилам и в очень хорошем темпе их прошли. К 6-10 предварительно навешенные перила были уже пройдены, и мы продолжили подъем.

Прохождение одного из
бергшрундов при подъеме на
пер. Четырех.
Здесь практически сразу же дорогу преградил бергшрунд с 3 - 4-метровым отвесным сбросом и ненадежным мостом. Через этот бергшрунд и по склону чуть выше мы повесили еще около 20 м веревки.

Средняя часть пути подъема
на пер. Четырех (выход на
ледовую полку).
За бергшрундом началась вторая часть перевального взлета косая полка. По ней можно было идти пешком с одновременной страховкой, но перевал в это время уже начал обстрел камнепадами.

Это вынудило нас подниматься дальше не по кратчайшему и простейшему пути, а специфическим образом. Косая полка во многих местах пересечена бергшрундами, почти все забиты и легко проходятся.

Мы по пути, близкому к линии падения воды, избегая желобов, по которым идет большинство камнепадов, постоянно наблюдая за склоном, на максимально возможной скорости проскакивали открытый участок до очередного бергшрунда и прятались под ним.

Верхняя часть пути подъема
на пер. Четырех (вход в
ледовый кулуар).
Затем под прикрытием этого бергшрунда проходили некоторое расстояние траверсом вправо. Потом, выбрав подходящий момент, снова выскакивали из укрытия и проходили участок до следующего бергшрунда. Потом еще траверс под новым бергшрундом, и так далее.

Подъем по ледовому кулуару
в верхней части пер. Четырех.
Именно так, короткими перебежками, к 800 мы подкрались практически под начало ледового кулуара в верхней части перевального взлета.

В кулуаре крутизна склона снова увеличилась, склон стал чисто ледовым, и мы возобновили навеску перил.

Навесив за четыре часа еще восемь веревок (2 x 60 + 6 x 50 = 420 м перил), мы к 12-00 поднялись на седловину.

На седловине провели около часа: маркировали перильные веревки, фотографировались, ели перевальную шоколадку и т. п.

Седловина пер. Четырех. На дальнем
плане виднеется вершина п. Четырех.
Сняли записку группы челябинцев от 1996 г.

Группа на седловине пер. Четырех.
Спуск на л. Москвина проблем не представляет, вернее сказать, его нет как такового, ледник с этой стороны почти переметный.

Вниз по л. Москвина сначала можно идти по центру. Когда начнутся многочисленные трещины, надо забирать ближе к левому борту, там их легче преодолевать. Через два часа, идя вдоль левого борта л. Москвина, мы достигли первых морен и остановились там на обед (обедали с 15-15 до 17-20). Дальше шли уже по моренам, все время по левому борту. Вскоре начинают попадаться туры, а затем и явно видимая тропа (по ней альпинисты ходят из МАЛа "Навруз" акклиматизироваться на п. Четырех). Тропа выводит прямо на поляну Москвина, на которой располагается МАЛ. На поляну мы пришли в 1840.

Седловина пер. Н. Калинина,
вид с седловины пер. Четы-
рех. Вершина - п. Калинина.
Таким образом, группе удалось пройти пер. Четырех на подъем с определяющей стороны в исключительно быстром темпе, всего за семь часов, при этом навесив 15 веревок (720 м перил). Мы бы воздержались, однако, от скоропалительных утверждений типа: "а этот перевал технически простой". С одной стороны, конечно, навесить 15 веревок на подъем по льду это заметная работа, с другой стороны, не отрицаем, для группы шестой категории это все-таки не бог весть какой подвиг.

Но здесь важно другое: главная сложность пер. Четырех заключается вовсе не в технике, а в тактике его прохождения. Этот перевал потенциально очень опасен, и ошибок и, что самое существенное, даже промедления на склоне может не простить. На нем уже с самого раннего утра начинаются камнепады, которые после 800 становятся почти непрерывными. И тогда "рулетка": попадет - не попадет, убьет - не убьет. Единственное спасение от "рулетки" на этом перевале скорость при раннем выходе, успеть пройти опасные места до больших камнепадов. Для этого нужно заранее тщательнейшим образом подготовить все снаряжение, спланировать четкое взаимодействие участников. Понаблюдать за склоном, выбрать правильный путь, по которому потом можно будет двигаться безостановочно, не теряя времени на разведки. Короче говоря, просчитать заранее всю тактику, как шахматисты просчитывают комбинации, на несколько ходов вперед. Нашей группе именно за счет продуманной тактики удалось при серьезной потенциальной опасности пер. Четырех обеспечить его надежное и достаточно безопасное прохождение.

При прохождении пер. Четырех в обратном направлении также следует обращать особое внимание на крайнюю камнеопасность перевала со стороны л. Аюджилга: идти с максимально возможной скоростью и как можно раньше, навесив часть перил с вечера, при этом избегая желобов, по которым летит большинство камней. Не исключен возможный вариант начала движения вечером с выходом для ночевки на контрфорс, выступающий посреди перевального взлета ниже ледового кулуара, левее (орографически) косой полки. Однако, не очевидно, насколько безопасен этот контрфорс (вдруг самые быстрые камни могут залетать и на него?), и насколько удобно переходить с него на полку для продолжения спуска. В любом случае этот опасный перевал предъявляет к подготовленности группы и правильному выбору тактики прохождения жесточайшие требования.

Рад. восх. п. Е. Корженевской (3А, 7105)

Выход с пер. Четырех на л. Москвина.

Вид на п. Е. Корженевской с л. Москвина.

Вид на п. Е. Корженевской с
ребра Бородкина.

П. Е. Корженевской расположен в хр. Академии Наук с севера от л. Москвина. Это второй семитысячник, находящийся в этом районе, и четвертый по высоте на территории бывшего СССР. П. Е. Корженевской пользуется популярностью благодаря своей близости к МАЛу "Навруз" на л. Москвина и сравнительно малой сложности восхождения на него. В частности, большинство восходителей на п. Коммунизма планируют предварительно подниматься на п. Е. Корженевской с целью акклиматизации перед восхождением на более сложный и высокий семитысячник (так же поступила и наша группа).

Согласно альпинистской системе восхождение на п. Е. Корженевской по классическому пути (ребру Цетлина)15 классифицируется как 5А. Среди туристов по поводу категорирования радиального восхождения на эту гору нет единого мнения. Некоторые школы считают, что это 3Б, некоторые 3А (и выпускают туда группы V к. с.).

Мы полагаем, что, если бы поблизости не было МАЛа, и ребро Цетлина не было бы так хорошо обработано, по технической сложности можно было бы смело дать ему 3Б. Но, принимая во внимание наличие натоптанной тропы, а главное, навешенных гидами МАЛа стационарных веревок на всех сложных участках маршрута, что позволяет вообще не брать с собой группового технического снаряжения, это 3А, и ни на полкатегории больше, по крайней мере до тех пор, пока МАЛ "Навруз" продолжает свою регулярную деятельность в этом районе. Наша группа совершила радиальное восхождение на п. Е. Корженевской также по классическому ребру Цетлина, правда, в неблагоприятных погодных условиях. МАЛ во время нашего восхождения еще функционировал, но ни гидов, ни других групп на п. Е. Корженевской в это время не было. Описание дается от МАЛа на поляне Москвина.

Вид на п. Е. Корженевской с ребра
Буревестника. Справа - п. Кирова.
17 августа мы стартовали с поляны в 7-40. Ребро Цетлина это юго-западный гребень п. Е. Корженевской, разделяющий л. Корженевской и л. Москвина. Набитая тропа, ведущая на него, начинается прямо напротив МАЛа за нешироким ледником, она отчетливо видна с поляны. Тропа сначала пересекает сильно разветвленное в этом месте ребро в нижней части, затем переходит речку, текущую с л. Корженевской, поднимается дальше некоторое время по правым (орографически) боковым моренам ледника и, наконец, на высоте около 5300 м выходит на сам ледник.

Тропа к п. Е. Корженевской.
Тропа на всем этом пути везде хорошо заметна, в основном по ней идется пешком, но в некоторых местах, где она выходит на разрушенные скалы, а также кое-где в рандклюфте л. Корженевской навешены стационарные перильные веревки.

Здесь, на 5300, последние морены перед выходом на л. Корженевской, и здесь же популярное место для ночевки. Классический расклад по времени при восхождении на п. Е. Корженевской это, выйдя из лагеря не слишком рано, дойти к вечеру до 5300 и заночевать там. Затем подняться на 6400 и снова заночевать. На третий день можно с 6400 взойти на вершину и в этот же день к вечеру успеть вернуться в МАЛ. У нас было запланировано в первый день подняться выше, до 5800. Мы могли себе позволить такой темп, так как были уже достаточно акклиматизированы для этой высоты. На следующий день мы собирались идти с грузом до 6400, установить там бивак, в этот же день взойти на вершину, вернуться для ночевки на 6400, а на третий день к обеду спуститься в МАЛ. В принципе, мы могли бы совершить восхождение и прямо с 5800, но нам необходима была ночевка на 6400 для акклиматизации перед п. Коммунизма.

Таким образом, пообедав на стоянках 5300 с 11-45 до 13-00, мы продолжили подъем по леднику. Здесь тропа уже не была так очевидна. Один из участников группы много лет назад был на п. Е. Корженевской, и мы пошли сначала по пути, по которому он ходил тогда. Выяснилось, однако, что под скалами отрога, где мы планировали ночевку, произошла подвижка, пути там больше нет, а люди ходят теперь правее.

Ночевка в Гроте под п. Е. Корженевской.
Поняв это, мы траверсировали около 300 м по довольно крутому (30gr) леднику направо вдоль скал и в 16-00 вышли на подходящее для ночевки место под нависающей скалой, так называемый "Грот" . Там мы заночевали. Как выяснилось на следующее утро, наша небольшая импровизация оказалась кстати, потому что "культурные" стоянки в Гроте чуть дальше нашей были загажены до невозможности.

На следующий день, 18 августа, вышли в 5-55. Сразу после загаженных альпинистских площадок начались стационарные перила, навешенные почти непрерывно до самых стоянок на 6400. Веревки навешены в основном по льду, но иногда пересекают и участки скал. Пользуясь перилами, мы к 8-25 поднялись до лагеря 6400, находящегося уже на самом ребре. Там мы, как и планировали, поставили палатку, а заодно и пообедали.

Гребень, ведущий к п. Е. Корженевской.
В 10-25 налегке вышли в направлении вершины. Здесь путь идет почти до самого верха все время по гребню, пешком, перильные веревки нигде, кроме еще одного-двух маленьких лобиков, не нужны. Тропа уже не выглядит набитой, но следы видны. В это время погода начала стремительно ухудшаться, упал туман, пошел снег. В 150 - 200 м от вершины тропа отходит от гребня вправо (по ходу), чтобы обойти неудобный скальный участок, и потом справа по склону выходит на вершину. В этом месте следы оказались полностью переметены снегом, видимость упала до 30 - 40 м, и мы чуть было не забрели в зону трещин, но все-таки нам удалось нащупать проход.

Группа на вершине п. Е. Корженевской.
На вершину пика поднялись в 15-10. Тура на вершине нет. Ни соседних гор, ни гребней самой Корженевы не было видно в тумане, так что, кроме наших засупоненных от снегопада морд, фотографировать было больше нечего.

Мы попробовали сначала подождать на вершине (до 15-50), но тенденции к улучшению погоды не намечалось. Тогда мы побежали вниз. За час - полтора спустились к нашей палатке на 6400 и заночевали. Ночевку на этой высоте перенесли легко. Возможно, благодаря тому, что мы не поднимались на это место, а спускались к нему с еще большей высоты п. Е. Корженевской.

Вид со стоянки 6400 на ребре Цетлина.
Облака, из которых торчит п. Москва.
19 августа, выйдя в 5-30 с места ночевки, мы через два часа, к 7-30, спустились до морен на 5300.

Спуск по л. Корженевской к стоянке
5300. Крестиком помечена стоянка
5800 в Гроте.
В этот раз мы везде шли по тропе, не сворачивая. Морены ниже 5300 из-за вчерашнего снегопада оказались заснеженными и скользкими. Пришлось идти по камням в кошках, темп движения снизился. Тем не менее, в 10-30 мы были уже в МАЛе на поляне Москвина.

Таким образом, несмотря на неблагоприятную погоду, мы в быстром темпе (за два с половиной дня) совершили радиальное восхождение на п. Е. Корженевской по классическому пути. По информации от гидов МАЛа, обычно от среднестатистического восходителя эта гора требует больше времени. Этот факт дал нам некоторые основания рассчитывать на успех и в запланированном восхождении на п. Коммунизма.