Горы мира > Крым > Кильсе-Бурун

Автор: Иван Темерев, Томск

По центру рыжей стены или «Желтая подводная лодка» на Кильсе-Бурун

6А (м-т П. Швеца и А. Романовского, 2001 г.) В гайдбуке второго десятка 2000-х уже фигурирует категория 5Б и приписка "мультипитч".

Cхема взята на alp.org.ua
Описание на mountain.ru

"Вершина Кильсе-Бурун (712 м), высшая точка юго-западной части главной гряды Крымских гор, известна в альпинистских кругах благодаря путеводителю “Альпы в Крыму”, вышедшему в 1969 г., где было описано два маршрута.

Название вершины было давно известно местным жителям. Так, еще в путеводителе “Крым” под редакцией К.Ю. Бумбера и др. (1914 г.) приведена панорама юго-западной части главной гряды Крымских гор с указанием этой вершины.

Крымчане первыми начали осваивать Кильсе-Бурун. Один из наиболее сложных и опасных маршрутов был пройден в 1976 г. группой дончан под руководством М. Туркевича. Этот маршрут, проложенный по центру рыжей нависающей стены, первопроходители назвали “Крокодил”. В 2000 г. по центру рыжей стены (до террассы) был проложен м-т П. Швецом и А. Романовским.

В 2001 г. они продолжили маршрут по верхней части стены. Эта первый опыт создания маршрутов в Крыму индустриальным способом. Выбрав линию, ребята обрабатывали каждый его участок сверху. Для забивки шлямбуров использовался перфоратор. После обработки участка маршрута, он проходился снизу с использованием забитых крючьев. Местами дополнительно использовались закладки. Маршрут требует высокого скалолазного мастерства.

Этот маршрут стал для известного питерского скалолаза Анатолия Романовского “лебединой песней”. Он умер от сердечной недостаточности во время занятий скалолазаньем через пару недель после его завершения."

Расстояния даны по субъективным воспоминаниям, с рулеткой, конечно, никто не лазал.

Не доходя ~200м до домика подняться по крупноблочной но некрутой осыпи почти без леса под центр рыжей нависающей стены (центральной части массива).

Первый шлямбур на данный момент находится в ~15-17 м от земли – рядом с ним слабовидимое зеленое пятно. Все точки страховки помечены такой краской. Иногда это не титановые шлямбура и распорные анкера 10мм, а обычные титановые альпинистские крючья (ой!) - клинья или универсальные. За время с подготовки трассы (2001 г.) краска сильно выцвела, но еще много где различима.

Станционные крючья помечены зелеными треугольниками. В конце третьего участка около хилой сосны со старой веревочкой на голой скале есть два треугольника и рядом альп.крюк – это не станция (!!!!) – она на шлямбурах выше на 10 метров на хорошей полочке!

Без набора френдов 5-6 штук и комплекта закладок выходить нельзя! Здраво рассудив считаем, что стоит взять 2-3 шт якорей без отгиба и пару легких молотков. С руки якоря ставить некуда, а если бить первому, то и второму выбивать. Стоит иметь пару петель 60 см – если не для ито на шлямбурах в особо сложных местах, так на станции. Они почти везде связаны, но текстиль там уже не один год и выглядит совсем несвежим. Есть смысл иметь несколько рапидов или расходных карабинов. Можно вместо них кордалету. На случай адского желания скатиться вниз – колец нигде нет!

Рекомендуем веревку не меньше 60 (!) м – про участки 40 м обман!

Еще лучше взять 2 тонких веревки – надежнее, легче тянуть и если что, можно комфортно скатиться.

Приехали мы в 17:00.

Начали лезть в 18:00. Один из 2-х фонариков забыли внизу.

R1
В описании первый участок 30м 5b. При этом до первого шлямбура около 15-17м (!). Лазание очень простое, но траву и живье никто не отменял, а свои точки в такой рельеф ставятся не очень – аккуратно долез. Дальше шлямбура "гуляют" право/лево и изрядно "ломают" веревку, скорее 5с. В начале вертикальной, резко усложняющейся стены есть дополнительный шлямбур типа спита, он отличается от остальных. Место для страховки не самое удобное и дальше анкера идут часто – решил лезть выше.
R2
По описанию начался второй участок 20м 6с. Сложненько, но скорее 6b+ и 27м до дерева на краю большой пешеходной полки с отдельно стоящим большим валуном. Из-за большой длины веревки и неровной дорожки шлямбуров веревка идет очень туго, это сильно мешает и в лазании, и на встежках, поэтому разок взялся за оттяжку. Своих точек поставлено 0.

Принял Василия на дереве, но стоило пройти одновременно еще 10 м за камень. Там одинокий шлямбур и оттуда удобнее и главное надежнее страховать на следующем участке. Вася с небольшим рюкзачком прошел чисто. Вторая часть питча понравилась.
R3
Обещают 40м 6а-6с по вертикальным плитам и трещинам. Говорят что ключ перед станцией.

Метров от дерева вышло почти 60. После валуна от шлямбура линия ведет вправо к титановому клину вместо шлямбура, далее с анкерами все нормально и постепенно возвращается налево примерно на вертикаль от станции. Категорирование близкое к заявленному. Оба прошли лазанием чисто. Своих точек поставлено 0.

Станция полувисячая не очень удобная. Вторым лазание понравилось. Вася переживал над полкой без точек страховки (мы такое не любим), так что ему не очень.
R4
Обещают 40м 6b-6c. Врут про метраж – почти 60м. Категории близкие.

Вверх по трещине на чуть нависающей стене (скорее, широко раскрытый внутренний угол)10-12м 6b, 10-15м 6с (на переходе налево ключик может быть от 6с+), колючее. Чтобы понять куда лезть / куда ведут шлямбура (а нет их выше) – повисел на анкере перед уходом левее.

15м вверх 6а по щелям и полочкам под нависающую рыжую стенку. Шлямбура кончаются еще на переходе. Зато попадаются альпинистские титановые крючья – на вид ничошные. Есть советские лепестки – достаются руками! Ни в коем случае не использовать!

Слева на альпмаршруте стоят старые ржавые тонкие шлямбура – игнорируем и идем под нависанием направо. Ставлю свой френд. Далее 5с.

На скале два зеленых треугольника – слева дохлая сосна со старой веревкой, справа в 1,2-1,5 м (кажется) швеллер. Под ногами неудобно. Решил, что одинокий шлямбур справа вверху (+10 м) лучше такой "станции". Оказался прав – там два шлямбура и хорошая полочка под ноги, место удобное.

Вася прошел чисто. Своих точек 1 френд. +2 местных альпкрюка. Питч понравился.

R5
В описании метраж отсутствует и сразу два участка. Мы прошли за 1 питч 60м. Обещали 6b-6c.

Со станции вправо вверх – 2 шлямбура 10-12 м 6а. Лезет Василий.
12-14м серия из трех шлямбуров и трех ключиков. Первый скорее 6с+. Приходится на короткой щели откинуться вправо, подставить очень высоко на микродупло ногу и встать очень высоко вверх. Дальше вверх и левее. Пролеты по 3 м. Переход по катушкам на трении и микрозацепах 6b+. На катушке я запутался в ногах и чуть не упал.

Третий ключ не помню, видимо полегче.

Шлямбура выходят на вертикаль над станцией и уводят влево в сторону микроконтрфорса (ребра). 10 м 6а/6b.

Анкера заканчиваются. Василий вышел на ребро и по нему (6а) долез до станции на краю огромной наклонной полки (террасы) с лесом. Поставил по дороге 1 френд.

Итого оба прошли лазанием. Своих точек 1 френд. Мне питч понравился. Василий первым из-за пролетов поругивался.

Стемнело. Вышла луна. На ЮБК зажглись фонари. РомантИк. Жара спала, но воздух очень теплый – двигаемся в футболках.

Переобулись в кроссовки и пошли по террасе вверх пешком ~150м. Стоит держаться середины.

На втором бастионе есть грот/углубление – нам правее него на вертикальные плиты.

Если вы также не любите сложные плиты, как я, или не обожаете лазать без фонаря вторым, как Василий, то можно "спастись" по окончанию маршрута "по центру стены через внутренний угол", 5А м-т А. Брынзы, 1991 г. Там это уч-к R8-яйла - по террасе влево пешком и далее 120 м вверх по простым скалам с деревьями на вершинное плато (120 м, 500, I ).

Если у вас нет самоцели выйти наверх или времени на спуск по кулуару, то можно скатиться 4 участка по 60 м вниз по пути подъема. Однако, для этого вам пригодится вторая веревка и расходники, которые можно кинуть на станциях.

Однако, это все не про нас. У самураев нет цели, а есть только путь!

Отобрал у Васи фонарик, оттяжки и полез наслаждаться night slabs.
R6
Обещают (смешно, смешно) 40м, 6b-6c, плиты, катушки, нависающие плиты.

Проходим 57м.

Ну, как проходим. Сперва я еще что-то лезу. На третьем, кажется, шлямбуре в 15м нахожу первый ключик. А зацепки не нахожу. Ну, то есть то, чтобы могло быть в моем представлении 6с – не нахожу. Для размышлений – в Крыму с 27 июля, а уже 31 августа. Большую часть 6с и 7а лезу на онсайт. Правда, без фонарика и по свету )

Петелька нам в помощь! Встаю со шлямбура и долезаю до следующего. Опять затык. Опять петелька. Пролеты по 3-4м. Падать чревато.

К следующему шлямбуру подлажу, но выход с нависающей плиты крутоват – петелька/ИТО.

Оценивать сложно, но показалось, что эти места скорее 7а/7а+.

Дальше лезется, но шлямбура кончаются. Ухожу с плит налево на рельеф со щелями. Ставлю пару френдов и выхожу к огонь-станции на полу-удобной полу-полочке. Шлямбур и слева в 1,2м швеллер. Соединены почерневшей от времени статикой (ранее белой). Вася без фонаря "включает" режим "спасайся кто может" и с ито руками по всему, на чем можно гребет ко мне.

На станции выключаю фонарь и через 5 минут наслаждаюсь светом полной луны – видимость очень порядочная, кстати.

Пройдено на ИТО e1. Своих точек 2 френда. Хотелось больше.

Обоим не понравилось.
R7
Обещают 40м (мы больше им не верим!), 6а+6b, участками 6с, прямо вверх в нависающий внутренний угол, запертый карнизом. Под ним шлямбур, выше еще один.

После карниза предлагают лезть через катушки и трещины с травкой вверх влево. Станция в мульде.

В свете фонаря шлямбуров не видно до самого карниза (около 19м). Это напрягает. Вася лезет уже с матами, потому что рельеф с разрухой, а точки ставятся ненадежные. Сильно осложняет темнота.

Находит шлямбур, переходит лазанием карниз, еще шлямбур. Дальше жопа, мощнее, чем до карниза. Разруха сильнее, хоть и с зацепами, а пихать свое железо некуда. Вертикально. На плиты налево не тянет. Шлямбура не видно. Входит в карниз/пузо. Слева куст. Ставит френд и приспускается на 8-9м. Левее находит шлямбур, лезет от него вверх по плитам с косой верхней страховкой. Больше анкера не попадаются и он выходит к тому же кусту. Почти в нем находит старую гексу. Прощелкивает и выходит за пузо. Справа "мульда". В ней станция на 2-х шлямбурах.

Стартую я. Флешем top rope даже лезется. Понимаю, почему Василий матерился (очень небезопасно), но пролезаю все. Куст немного прорежаю, гексу оставляю на месте.

Скорее всего: 10м 6а широкая щель с травой, 12м вн.угол 6b, 13м карниз 6b+/6c, 14м вертикальная щель с разрухой 6b, переход пуза по щели слева 8м 6b+.

Оба лазанием. Своих точек 4. Хотелось больше. Ночью стрёмно.

Питч мне скорее понравился, Васе не зашел совсем. Мне бы с нижней ночью, тоже не пошло.

На маршруте четкая корреляция сложности лазания участков и шлямбуров. На последнем питче по описанию он один в начале. Надеемся, что супер легкое лазание и куча мест под страховку.

Стартую я.
R8
Обещают 30м (три раза ХА). Получилось около 50м. Категорию не указывают.

Вижу вверху слева на скальном "носу" шлямбур. Лезу 8м по "корыту" с травой вверх и начинаю переходить влево к анкеру. Близость яйлы дурманит – треплемся, ржем, я теряю концентрацию и проскальзываю. На каких-то инстинктах прыгаю обратно в корыто, но по дороге цепляю (кажется) каской скалу – срываю блин на 4 кг, который счастливо минует Василия. Стоим обалдевшие: Василий после моего циркового выступления, я после того, как чуть не упал и ящерица, которая лишилась крова над головой на месте сорванного камня.

Собираюсь с мыслями и лезу дальше. После шлямбура метров 10 вверх 5с. Визуально скала дальше выкручивается и рельеф беднеет, а слева сверху вроде проще. Пока изучаю скалу вижу слева (+7м) вверху (+4м) шлямбур – бинго!

Подлезаю к нему 5с – спит с дюралюминевым ухом – как-будто не от нашей трассы. Ну и ладно. Перехожу вверх и влево. Рельеф становится богаче (5с/5b). Ставлю еще парочку френдов и выхожу наверх. Веревки осталось около 8м.

Время 22.00. Слева на краю скалы какие-то вежливые люди копаются в смартфонах. Здороваюсь.

Шлямбур не нахожу.

Выхожу сколько могу и выбираю Васю через себя.

Люди с автоматами. Общаемся.

Оказывается, дневной треск в районе Кастропольской стены – это учения. Идут уже 1,5 месяца. На вершинах дозоры. Разворачивают туристов. По стене к ним впервые вылезли – удивились.

Впрочем, мы тоже. Неужели больше негде проводить учения?

Ребята узнают, что мы вниз пешком и не проявляют никакой агрессии.

Касательно питча – понравился. 2 френда, все лазанием.

Вроде бы есть спуск по кулуару между Башней и Кильсе, но он нам неизвестен. Прошли между Замком и малым Кильсе.

В 23:45 выехали на машине из-под стены. В 00:35 были в Севастополе.

Приключение хорошее, повторять ночью категорически не хочется.

На наш взгляд мультипитч требует монтажа вторых шлямбуров на некоторых станицах, первого (указательного) шлямбура не в 15-17м от земли, а ниже, замены альпкрючьев на шлямбура, возможно в зоне разрухи 1-2 анкера – короче, день работы и 10-15 шлямбуров.
Тогда будет пушка.
Сейчас не все достаточно безопасно, даже при наличии френдов.