Горы мира > Западная Европа >

Автор: Сергей Храпко, Киев

Альпы: горы и бег. Часть 2. Маттерхорн 4476м (Италия)

• Часть I. Трезента 3607м и Гран Парадизо 4061м (Италия)
  • Маттерхорн

После успешного восхождения на Гран Парадизо мы дружной компанией отправились в городок Брей-Червиния с целью подняться на гору Маттерхорн (хотя у итальянцев она называется по другому - Червиния) по гребню Леон (4А категория сложности)

Один из нас уже ходил этот маршрут, но как в дальнейшем оказалось, даже, зная маршрут, можно немного поблукать на горе.

Что касается меня, то впервые маршрут по гребню Леон я увидел в 2016 году на постере, который висел в хижине Тетрус, когда я ходил на Монблан по классике и несмотря на то, что в том же 2016 году я сходил в одиночку на Маттерхорн со стороны Швейцарии по маршруту Хернли, почему-то именно тот постер запал мне в память.

Хочу наперед забежать и сказать, что во время восхождения с итальянской стороны мне порой казалось, что маршрут даже в связке порой труднее, чем маршрут с швейцарской стороны в одиночку, хотя в 2016 году я порой «натерпелся страху», пока шел к вершине.
    Но вернемся в 2019 год.

Из-под Гран Парадизо мы снова на автобусах с пересадками в Аосте и Шатийоне добрались до Брей-Червиния.

После нескольких попыток поиска, где оставить ненужные для восхождения вещи, так как лыжный прокат, где когда-то один из участников оставлял таким образом вещи, был закрыт, а в кафешке согласились в крайнем случае принять баул с вещами, если у нас не получится договориться с служащими информационного центра, мы отправились в инфоцентр. Как оказалось, указанные служащие были очень милы и согласились присмотреть за вещами. Мы все ненужное нам на восхождении сложили в мешок и оставили в предбаннике инфоцентра.

Из прогноза погоды, который находился в инфоцентре мы узнали, что ближайшие дни погода на Маттерхорне откровенно не очень, а вот послезавтра вроде намечается погодное окно. Поэтому мы забронировали места для ночлега в хижине Каррел (стоимость 30 евро с человека, но оплата на месте в самой хижине) и неспеша выдвинулись в сторону хижины Амбруццо, за которой и думали стать лагерем в палатках.

К этой хижине ведет дорога и желающие могут за 25 евро добраться до хижины Амбруццо на джипе.

Мы же сразу сообразили, что у нас появилась на всех троих кругленькая сумма, которую можна потратить на что-то интересное, и пошли пешком. С целью выиграть время и растояние, мы шли тропами, которые срезали серпантин дороги.

К хижине Амбруццо, расположенной на высоте 2802 м, мы добрались уже по темному, к тому же, уже находясь практически у нее, нас застал дождь. Стало холодно. Оставив участницу нашей группы в хижине греться, я с напарником отправились на поиски места под палатки и обустройство бивака.

Через какое-то время мы забрали девушку из хостела в личные палаточные апартаменты, приготовили ужин и стали готовиться ко сну. В дополнение, от девушки мы узнали, что еще разбогатели на 25 евро каждый, так как самый простой вариант проживания в хижине Амбруццо стоил именно столько, и теперь терялись в догадках куда же потратить такую уйму денег, сэкономленных на джипе и хостеле.

Следующий день несмотря на то, что он был относительно погожим, мы решили отдохнуть, чтобы восстановиться после изнуряющего вчерашнего перехода под тяжелыми рюкзаками.

А заодно отработать технику наших передвижений на склоне, которую планировали применять при спуске с Маттерхона и организации дюльферов. Честно говоря, это нам в дальнейшем здорово помогло при спуске с Маттерхорна, чтобы работать слаженно и не терять драгоценные минуты, при этом соблюдая безопасность.

На следующий день рано утром мы выдвинулись в сторону хижины Каррел.

Все шло по программе до тех пор, пока единственный из нашей команды участник, который уже ходил этот маршрут не сказал, что он напрочь не узнает маршрут.

Как в дальнейшем оказалось, мы пропустили поворот налево и подъем, кторый идет по кулуару, а продолжили идти прямо вверх вдоль ледника, который находился справа внизу, карабкаясь по камням и набирая высоту.

В итоге через пару часов подъема мы все-таки попали на тропу, но при этом проложили свой индивидуальный маршрут.

В одном из мест этого маршрута мы наткнулись на видавшего вида рюкзак с побитыми в нем вещами и снарягой. Судя по всему этот рюкзак пролетел хорошее расстояние по склону и лежал там уже давно. Судьбу хозяина рюкзака мы так и не узнали. Надеюсь, что с хозяином рюкзака все обошлось благополучно и он жив-здоров (хотя на момент нахождения находки одной из мыслей было, что хозяина в лучшем случае с травмами забрал вертолет спасателей). О находке мы сообщили дежурящему в хижине Каррел.

Вот оттуда мы пришли:

На фотографии ниже видно как мы блуканули, уйдя правее от линиии маршрута (красный пунктир – это правильный маршрут, а наш путь отмечен синей линией).

Погода начала портиться, но в этот момент мы наконец-то вышли на правильную тропу.

Дальше нас ждал крутой подъем к хижине Каррел на высоте 3829 м, в том числе по отвесным скалам с закрепленными на них канатами.

До хижины мы добрались где-то к обеду и успели раздобыть себе снег для приготовления еды и питья, так как воды в хижине Каррел нет. Нас еще внизу пугали тем, что и снега вокруг нет, поэтому минимальный запас воды мы несли с собой. Но кто ищет, тот всегда найдет: мы с напарником организовав страховку нашли снежник за хижиной.

Чтобы хоть как-то соперничать нашей тройке с гидами и их клиентами, решили завтра выйти на маршрут пораньше, а сегодня еще - сходить в разведку по маршруту, чтобы ночью не сильно плутать в поисках правильной тропы. Первое препятствие в сторону вершины от хижины

Несмотря на то, что один из нас уже был здесь, нам все-равно приходилось отыскивать на местности правильный путь. Погуляв так несколько часов мы вернулись в хижину Каррел и стали готовиться ко сну и завтрашнему восхождению. От ребят, которые ходили на вершину накануне, узнали, что на маршруте было много натечного льда – не самое приятное, что может случиться. Это я знал уже по себе, когда ходил в 2016 на Маттерхорн со стороны Швейцарии.

Первоначальный план выйти в 2 часа ночи мы отложили, что дало нам возможность еще поспать (хотя полноценным сном это было сложно назвать из-за большого количества людей, который спал в хижине, из которых кто-то время от времени выходил из комнаты и возвращался назад, это было больше похоже на полудрем). В итоге мы встали где-то в 2:30 и вышли на маршрут в начале четвертого. Перед нами в сторону вершины ушла лишь одна связка. Первым препятствием, которое расположено непосредственно возле хижины был 30-тиметровый взлет, на котором весел канат, в конце каната нужно было преодолеть нависающий метровый карниз, на котором была закреплена цепь. Так что сила в руках понадобилась. Дальше по маршруту вполне достаточно шлямбуров и точек для страховки. В нашей связке обязанности были распределены следующим способом: я шел первым, организовывал станции и перила или верхнюю страховку остальным участникам нашей связки.

Напарник выдавал мне веревку и страховал меня на моих точках. Девушка шла второй за мной, а парень – замыкающим, снимая точки и передавая мне снаряжение. Шли мы в целом слажено. Весь маршрут прошли в связке и со страховкой. Вчерашний наш вечерний выход на разведку окупился с лихвой – мы двигались по разведанному маршруту, а дальше начали ориентироваться по начавшим нас обгонять гидам, которые вели клиентов на вершину.

После преодоления карниза идут полки с канатами, по которым ты поднимаешься сначало влево вверх, потом вправо вверх, а затем через камин уходишь вправо. Местами канаты отсутствуют.

Из камина выход на осыпную полку, подъем немного вверх (во время вчерашней разведки мы добрались лишь до сюда) и затем траверсом в обход бастиона по неприятному карнизику обходим жандарм. Переходим расщелину и понимаемся дальше вверх на трении, используя для страховки стационарные кольца и шлямбура. Проскакиваем узкий кулуарчик. Идем вправо вниз вдоль стенки, точек для страховки практически нет, и доходим до металлического троса, страхуясь самострахом за который, идем вправо вверх и доходим до полок, по которым вверх влево выходим к вертикально висящей вдоль стены цепи.

По ней вверх метров 50 и выходим на гребень. Затем вправо по гребню вверх, придерживаясь левой стороны.

Встречаются страховочные кольца. Затем маршрут уходит левее, обходя скальный выступ, на котором местами встречаются старые крюки, которые не сильно внушают доверие. При выходе снова на гребень после преодоления выступа хорошая полка с шлямбуром. Далее продолжаем двигаться по гребню, который начинает выполаживаться.

На пик Тиндаль (4241м) выходим уже на рассвете.

Немного приспускаемся. По горизонтальному гребню идем в сторону видного впереди вершинного бастиона Маттерхорна.

Короткие спуски.

Перешагиваем через провал и переходим к основанию вершинного бастиона.

Дальше движемся по канатам и веревочным лестницам.

Потом траверс влево по плитам.

И прямо вверх по скальному ребру, до его выполаживания на итальянской вершине Маттерхорна (4476 м). Почти весь участок провешен канатами. После пика Тиндаль, чем ближе мы подходили к вершине, тем чаще нас обганяли гиды с клиентами на коротком поводке. Не знаю, возможно для местных это привычное дело, но гиды фактически тащат своих клиентов на вершину изредка организуя страховку, заводя веревку за рельеф. И все бы хорошо, но вот не дай бог что-то случиться с гидом, не хочу даже представлять, что может произойти с клиентом в таком случае.

Вот мы и на вершине. На часах 10 часов утра.

Итого на подъем у нас ушло почти 7 часов.
    Фото на вершине и пора в обратную дорогу.

Спускаемся по пути подъема. При спуске используем разработанный на днях порядок дюльферов: первый уходит напарник на страховке и расправляет вторую веревку. Затем девушка на сдвоенной веревке дюльферяет к напарнику. Я ухожу последним, перевязывая веревку так, чтобы ее можно было продернуть через страховочное кольцо или шлямбур.

По мере нашего продвижения вниз на станциях возникают заминки из-за других спускающихся и гидов с клиентами, которые лезут напропалую. К тому же начинает портиться погода, все заволакивает облаками и даже идет снег.

В итоге пропустив вперед практически всех остальных участников мы остаемся одни на горе и продолжаем спуск вниз, обеспечивая его безопасность.

Спуск до хижины Каррел у нас занимает 9 часов и с горы мы возвращаемся последними около 7 часов вечера. Таким образом восхождение нашей тройки от хижины Каррел и обратно заняло 16 часов: 7 часов на подъем и 9 часов на спуск с организацией дюльферов.

После короткого обсуждения решаем сегодня все-таки спускаться вниз в сторону хижины Амбруццо к нашим палаткам. Собравшись в течение получаса, мы отправились вниз. Все вертикальные участки с канатами мы успели пройти засветло. Но к тому времени, когда мы дошли до того места, где при подъеме сошелся наш маршрут с правильной тропой, солнце село.

И дальше мы продолжили наш спуск с включенными фонариками, ориентируясь по натоптанной тропе, которая время от времени все-таки умудрялась теряться. Сначала тропа шла траверсом. Потом даже с набором высоты. Но дальшеона, петляя, она уверенно пошла вниз. Местами встречались турики, указывающие на правильность нашего пути. В одном месте нам пришлось организовать дюльфер, чтобы девушка смогла преодолеть вертикальную пятиметровую стенку. Все шло хорошо до тех пор, пока мы не дошли до снежника.Судя по всему снежник не нужно было пересекать, так как тропа раздваиваясь и сходясь вновь уходила вниз. Но вот в одном месте мы потяряли ее, хотя стояли возле очередного турика. С одной стороны было ощущение, что она уходит левее, так как туда вела достаточно широкая полка, но этот путь приводил к какому-то обрыву. Попытка уйти правее, куда вроде бы указывал турик заводил нас в текущий по склону ручей, что не давало уверенности, что путь правильный. Поэтому мы даже засомневались в том, что последний турик вообще является туриком. Мы изрядно уже устали и фактически с утра практически ничего не ели. Оставив девушку с рюкзаками, мы с парнем отправились вверх в надежде, что мы найдем правильную тропу, но все тропы, которые мы находили – в итоге ввели к тому же месту, где мы оставили девушку. На снежнике мы нашли старые следы от ног, но они тоже как-то петляли по краю снежника и снова возвращались на сыпуху. Уже было около полночи, когда мы поняли, что все наши попытки найти правильную дорогу безрезультатны. Начали подумывать о «холодной». В связи с чем решили приготовить чай и немного перекусить, благо рядом протекал ручей, вытекающий выше из снежника. Немного перекусив, мы с напарником решили еще немного попытать счастья и поискать тропу ниже того места, где находились. Как таковой тропы, мы так и не нашли – мы просто спускались по склону вниз, иногда пересекая ручей, который тек по скалам. Склон позволял спускаться, но назвать это тропой мы не могли. О том, что мы в итоге идем в правильном направлении нам неожиданно сообщили остатки кострища, пара туриков и барельеф, высеченный в скале.

Обрадовавшись тому, что мы все-таки нашли правильное направление, мы воодушевленные вернулись к девушке, забрали ее и рюкзаки и пошли вниз. Пройдя барельеф мы продолжили ориентироваться по турикам, которые время от времени попадались и указывали, что нам нужно спускаться ниже. Все было хорошо до тех пор пока мы не вышли на уступ и не смогли найти следующие турики. При чем перед этим уступом мы видели пару туриков, но дальше со всех сторон был обрывы. Мне показалось, что я нашел турик справа и что вроде что-то похожее на тропу уходит в обрыв, но этот маршрут не внушал доверия. Через какое-то время мы заметели вдалеке внизу венреницу фонариков, которые шли в нашем направлении – это были те, кто скорее всего вышел от хижины Амбруццо на восхождение. Поэтому было решено дождаться куда они пойдут, чтобы понять где-же тропа проходит. Тем временем я вернулся к двум последним турикам и решил разведать местность возле них. Эти турики стояли друг от друга в метрах пяти, поэтому я решил посмотреть, что находится мнжду ними (это влево, если спускаться с горы) – здесь я обнаружил кулуар, круто уходящий вниз. О том, что именно это наш путь свидетельствовали пару старых крючьев. Вбитых в скалу. Кулуар разветлялся на левый и правый рукав, но нельзя было понять какое направление все-таки правильное. Вернувшись к своим, мы продолжили наблюдать. Куда же пойдут те, кто поднимался снизу – они явно шли в сторону, куда спускался кулуар, но пока было непонятно: правильная тропа все-таки идет по тому кулуару или она идет ниже, минуя кулуар. Вскоре свет фонариков появился где-то там внизу, где, собственно, был выход из кулуара. Поэтому одев рюкзаки мы начали спускаться по кулуару, ориентируясь на левый его рукав. Где-то посреди кулуара мы встретились с ребятами, идущими снизу (судя по их раннему выходу они собирались еще сегодня подняться на вершину Маттерхорна), поздоровавшись и уточнив правильность пути – мы продолжили двигаться левым рукавом кулуара, если смотреть сверху вниз.

После кулуара мы вышли на хорошо виднеющуюся тропу, которая петляя вела вниз по сыпухе. Через какое-то время мы наткнулись на установленный металлический крест, который проходили по дороге вверх пару дней назад.

Теперь мы поняли, где мы умудрились блукануть во время подъема пару дней назад: мы пропустили тот самый кулуар, по которому только что спустились, и пошли прямо, вместо того, чтобы повернуть налево в кулуар.
    Около 3 часов ночи, потратив 7 часов на дорогу от хижины Каррел до хижины Амбруццо, мы добрались до наших палаток и несмотря на усталость отправились к рядом расположенному озеру за водными процедурами, а потом принялись еще что-то готовить. Помню, что точно приготовили кисель, но усталость взяла свое и мы все разошлись по палаткам спать, так как на ногах находились уже более суток.

На следующий день мы неспеша собрались и пошли вниз. Сегодня у нас должен был быть заслуженный день отдыха. Мы успели сходить на Маттерхорн в погодное окно и у нас не было никакого натечного льда на маршруте, которым нас пугали, так что кошки нам понадобились лишь уже на самой вершине.
    Сегодня, несмотря на то, что светило солнце, погода судя по всему собиралась портиться, так как Маттерхорн до половины был затянут облаками.

Спустившись в Брей-Червиния мы забрали свои вещи из инфоцентра. Здесь внизу нас и застал дождь, но мы были уже в безопасности и даже испортившаяся погода не могла испортить наше настроение. Мы сели на автобус и поехали в сторону кемпинга. В кемпинге мы решили пошиковать и не ставить палатку, а пожить в автокемпинге. Правильность нашего решения была подтверждена возобновившимся вечером дождем.

Рано утром на автобусе с пересадкой в Шатийоне мы уехали в Милан.
    Так закончилась первая часть моего плана, связанного с восхождениями и акклиматизацией перед Tor des Geants.