Скалолазание > Тренировки >

Как не бояться срывов

Фото: Евгения Алексеева, Севастополь
Меня периодически спрашивают:

"Как не бояться срывов когда лезешь с нижней страховкой предельную для себя категорию? А точнее как избавиться от скованности, которая возникает по причине этого страха, когда наступает паника и ты уже не можешь думать о том как правильно расположиться и продолжить движение".

Ну что ж, у всех разная психика, но безопасность превыше всего, и ты всегда должен трезво оценивать свои возможности, осознавать насколько метров находишься выше последней точки, просчитывать траекторию и примерное расстояние полета.

У одних психика более подготовлена и программа не блокирует машину... они очкуют, если возникает реальный риск покалечиться (похоже мой случай, да мне страшно было в Сиуране с суровой испанской пробивкой, где на восьмерках пятиметровые пролеты, но постепенно привыкла).

Глядя на некоторых может показаться, что инстинкт самосохранения там вообще отсутствует — если лезущий регулярно забывает о том что пора вщелкнуться, таких к счастью среди нас мало.

Возьмем скалолаза с обычной психикой, который уже более-менее научился двигаться, работать с веревкой и координироваться при срыве. Тут страх до какого-то уровня можно укротить путём практики тех же срывов, намеренных и контролируемых. Клин клином. - выбираете себе надёжного и проверенного напарника, который не вчера научился страховать с нижней. Это, пожалуй самый важный пункт, иначе можно заработать психотравму =)
Выбираете маршрут с подходящим рельефом: лучше с равномерным нависанием, без выступающих полок, колоннетов и без лежачки, чтобы не отбить себе пятки или чего похуже (в случае если проверенный напарник все-таки накосячит и натянет веревку в самый непоходящий момент вместо того чтобы чуть выдать). Пролезть лучше метров так 15-20, оттяжек 8-10, но чтобы было хорошо видно и слышно друг друга. На первых метрах так практиковаться не стоит потому что жестче срыв, износ оплётки, ну и нет запаса опять же если что-то пойдет не так. - убедиться что траектория предстоящего срыва не под углом, а вертикально вниз к последней точке и начинаете срываться сначала на минимальном расстояние, буквально сразу над последней вщелкнутой оттяжкой.

Можно на счёт 3....2..1, можно просто с криком держииии, чтобы проверенный напарник успел еще лучше среагировать.
Постепенно добавляя расстояние и оставляя оттяжку все ниже и ниже, срываться уже когда точка не у пуза, а где-то у бедра, у колена и ниже.

Если страшно больше потому что высоко, а не потому что последняя точка осталась ниже вашего центра тяжести, тогда начинать можно с небольшой высоты, 10-12 метров, но постепенно набирать и срываться на последних оттяжках, но конечно чтобы рельеф везде был подходящий.

Следующий уровень тренинга — это когда не сам лезущий принимает решение и готовится к срыву, а когда страхующий в неожиданный момент командует — срыв. Тут напарник должен быть адекватным и гуманным, ну этот пункт, как сказано выше, самый главный. Не допускайте срыва во время вщелкивания, на стремном участке рельефа, с выбранной веревкой или в неудобных положениях с разворотом и маятником в случае падения.

Вот такой способ стать чуть более смелым. Да, это сложно, страшно, но это работает. В начале сезона такая практика особенно полезна. Данные рекомендации для лазания на маршрутах со стационарными точками. Конечно, можно практиковать такие намеренные срывы и на высоком скалодроме, там удобнее и проще подобрать нужную плоскость, но на скалах эффективнее :) да и какие сейчас скалодромы...

Всем добра, новых открытий и преодолений!