Автор: Марина Кадникова, г. Алматы

Отчет о горном туристском путешествии 3 к.с. по Горному Алтаю, совершённом с 2 июля по 11 июля 2018 г.

Справочные сведения

Сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность, дни.

Горный Алтай, Северо-Чуйский хребет

Нитка маршрута:

Заявленный маршрут

с.Чибит – р.Чуя – пер. Орой н\к, 2229 - плато Ештыколь – оз. Нижнее Шавлинское - оз. Верхнее Шавлинское – связка пер. Орбита 1Б, 3000 + пер. Москвич, 1Б, 3075 – пер.Молодых, 2А, 3070 – пер. Туманный Восточный 2А, 3100 – р. П. Камрю – р. Л.Камрю – пер. Весенний 2А, 3300 - пер. Крутой Восточный 2А, 3100 - оз. Верхнее Шавлинское - оз. Нижнее Шавлинское – пер. Шавлинский Нижний 1Б, 3300 - р. Маашей – р. Чуя – оз.Голубое – с. Акташ

Пройденный маршрут

с.Чибит – р.Чуя – пер. Орой н\к, 2229 - плато Ештыколь – оз. Нижнее Шавлинское - оз. Верхнее Шавлинское – связка пер. Орбита 1Б, 3000 + пер. Москвич, 1Б, 3075 – пер.Молодых, 2А, 3070 – пер. Туманный Восточный 2А, 3100 – р. П. Камрю – р. Л.Камрю – пер. Весенний 2А, 3300 - пер. Крутой Восточный 2А, 3100 - оз. Верхнее Шавлинское - оз. Нижнее Шавлинское – плато Ештыколь - р. Чуя – пер. Орой н\к, 2229 – с.Чибит

Протяженность маршрута активным способом – 125.7 км С учетом коэффициента 1.2

Логист, казначей

2ГУ

Адрес хранения отчета:

Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма и туристского многоборья г. Алматы.

Отчет о походе рассмотрен

МКК Федерации спортивного туризма, г. Алматы «_ »_ 2018г, участникам похода и руководителю выданы соответствующие справки.

Идея похода.

Главной идеей похода было посещение абсолютно нового для всех участников нашей группы горного района - Горного Алтая. Ввиду того, что весь предыдущий туристский опыт участников был сосредоточен в Северном и немного Западном Тянь-Шане, подготовка к посещению Алтайских гор была максимально тщательной.

Целью маршрута было посетить нескольких интересных мест Горного Алтая - ущелья рек Маашей и Шавла, верховья р.Камрю, прохождение довольно популярных и хорошо хоженных перевалов Северо-Чуйского хребта, таких как Орбита, Москвич, Молодых, Нижний Шавлинский. И конечно посещение жемчужины Алтая - знаменитых Шавлинских озер, а также Гейзерного озера. Горный Алтай – район, где возможно проведение маршрутов всех категорий сложности, в связи с этим, стояла также задача ознакомления с районом, чтобы в дальнейшем, возможно, пройти здесь и более сложные категории.

Маршрут был разработан по отчетам походов, совершенных в данном районе. Отчеты были найдены в сети Интернет и практически все перевалы часто посещаются туристами, совершающими походы различных категорий сложности и хорошо задокументированы, т.к. через них проходят наиболее удобные пути прохождения между ущельями центральной части Северо-Чуйского хребта. Перевалами, чье описание встречается реже, являются пер. Весенний 2а и пер. Крутой Восточный, 2а. У пер. Весеннего довольно невыраженная седловина и существует вероятность взойти на соседний, более сложный перевал - Сюрприз. У пер. Крутой Восточный, напротив, осложнен и не очень понятен спуск в сторону Шавлинских озер.

Алтай, в сравнении с Тянь-Шанем обладает более низкими высотами, и проблем с акклиматизацией, или плохим самочувствием у участников не наблюдалось. При этом, подход к первому категорийному перевалу занял 3 дня, что в любом случае является постепенным набором высоты и дает организму достаточное время на акклиматизацию и привыкание к физ. нагрузкам. Средняя, основная часть маршрута - кольцо вокруг вершин Сказка, Мечта, Красавица по перевалам наивысшей, для категории данного маршрута сложности, с полудневкой в зеленой зоне долины реки Камрю. В заключительной части поход мы планировали пройти перевал Ниж.Шавлинский 1Б и за два дня спуститься к гейзерному озеру. Однако, из-за разболевшегося колена у одного из участников , заключительная часть была изменена, и наш путь от Шавлинских озер пролегал по уже знакомой местности через пер. Орой в пос. Чибит.

Основной костяк участников был сформирован за год до маршрута, осенью 2017г (5- 6чел). По разным причинам некоторые не смогли присоединиться к маршруту. В течение года нами проводились тренировки на скалах и на льду.

Краткий обзор района путешествия

Алтай - горная система в Азии, на юге Сибири и в Центральной Азии, состоящая из высокогорных и среднегорных хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Простирается с северо-запада на юго-восток более чем на 2000 км.

Горная система расположена на границе России (Алтайский край и Республика Алтай), Монголии (Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки), Китая (Синцзян-Уйгурский автономный район) и Казахстана (Восточно-Казахстанская область).

Алтайский, Катунский заповедники и плоскогорье Укок в совокупности образуют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая».

Шапшальский хребет - самая восточная провинция Алтая - здесь от Западного Саяна его отделяют долины рек Бии и Абакана. На юге и юго-востоке горный Алтай соединяется с Монгольским Алтаем. Юго-западные окраины Алтая простираются до котловины озера Зайсан. На западе алтайские хребты протянуты с юго-востока на северо-запад, постепенно переходят в Казахский мелкосопочник, гранича с ним по долине Иртыша.

Алтай - единственный в России регион, где можно проводить туристские походы любой категории сложности по всем видам туризма. Однако препятствия, характерные для Алтая, такие как заросли и болота, бестропье таежной зоны, значительное удаление от населенных пунктов, серьезные переправы через горно-таежные реки, длительные подходы по тайге с ощутимым набором высоты требуют дополнительной специальной подготовки.

Для любителей горного туризма основной интерес представляет центральная часть Алтая, где расположены наиболее высокие хребты Катунский, Южно-Чуйский и Северо- Чуйский.

Катунский - самый высокий, с самым мощным оледенением и наивысшей вершиной всей горной страны - Белухой (4506м). Он протянулся с запада на восток более чем на 150км при ширине около 60км и имеет три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. На востоке от него за рекой Аргут лежат Южно-Чуйский, второй на Алтае по размерам оледенения (высшая точка пик Иикту - 3941м) и Северо-Чуйские хребты Северо-Чуйский хребет, где проходил поход, простирается с северо-запада на юго- восток на 140 км, при ширине в западной части 50 км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25 км. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной больше под названием горного узла Биш- Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта. Средние высоты хребта примерно 3600м, а ряд вершин превышает 4000м (Маашей-баши - 4173м, Ак-Тру - 4075м). Перевалы отличаются разнообразием, но имеют закономерность – северные и северо-восточные склоны круче, взлеты выше. Категории трудности - до 3Б включительно, определяющий характер наиболее серьезных перевалов - снежно-ледовый. Высота снеговой линии на северных склонах - около 2900, на южных - около 3100м и выше.

Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад-восток. У туристов они получили названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Чуйский хребет расположен в междуречье Чуи и Шавлы, протянулся на 60 км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до плато Ештыкол. Высота хребта повышается с запада на восток, высшая точка – 2925м. Водораздел местами заболочен, но есть тропы.

Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота примерно 2500 м, к востоку он поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте появляется оледенение, лес встречается только в долинах рек.

Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские озера. Карагемский хребет является водоразделом рек Юнгур и Карагем, имеет среднюю высоту 3400м на всем протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь которых увеличивается к центру узла. Все хребты сходятся в один горный узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках реки Шавла. Далее к востоку хребет представляет собой сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25 км протяженностью. Максимальное оледенение в верховьях рек Ак-Тру, Маашей, Шавла, а на юго- восточных склонах- в истоках рек Джело и Карагем. Восточную оконечность хребта замыкает вершина Купол трех озер, увенчанная ледником. За ним хребет постепенно вырождается, появляются обширные, местами заболоченные, открытые пространства. Лес исчезает- начинается Курайская степь.

Самые удобные подъезды к району - по Чуйскому тракту. Начало похода может в селениях Белый Бом, Чибит, Акташ, Курай, Мены.

Подъезды и отъезды.

Подъезд из Алматы до места старта спортивной части занял у нас 2 суток. 30 июня в 17:10 мы выехали с вокзала Алматы-2 на поезде и прибыли в Барнаул в 2 июля в 02:, далее на заказной машине доехали к 6 утра до Горно-Алтайска, и далее до села Чибит на другом заказном авто. В село Чибит прибыли в 17-00.

Отъезд осуществлялся по такой же схеме: Чибит-Горно-Алтайск на машине, Горно- Алтайск-Барнаул другая машина. Барнаул-Алматы на поезде. По времени отъезд занял больше времени ввиду того что маршрут был завершен раньше предполагаемого срока, а также мы оставляли в запасе время на отъезд, опасаясь что в случае форс-мажора можем не успеть на поезд.

Никакой платы за нахождение в Горном Алтае не взымается, однако, при прохождении через Оройский мост мы заплатили по 100р за человека (в одну сторону), чеков не выдается.

Маршрут был зарегистрирован в МЧС Республики Алтай. http://22.mchs.gov.ru/helpinfo/Registracija_turisticheskih_grupp

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Запасные варианты:

Вместо пер. Крутой Вост.2А – пер. Абыл-Оюк 1Б

Аварийные выходы:

• С перевалов Орбита\Москвич\Молодых\Туманный С.\ Весенний\ Кр. Вост кратчайший путь схода с маршрута - в сторону р. Шавла.
  • В случае непогоды или задержки по др. причине – не брать пер. Ниж. Шавлинский, а выходить с маршрута через пер. Орой
Изменения маршрута и их причины.

Маршрут был изменен ввиду возобновления старой травмы колена у руководителя похода: после затяжного, крутого и осыпного склона о себе дал знать больной сустав, при этом, больше чем полдня, порядка 8 километров, мы спускались по моренам, крутым тропам. Помимо этого Комарову Светлану также не первый день мучала опухшая лодыжка. Утром следующего дня, дойдя до места заброски, было решено не проходить заключительный перевал (Ниж. Шавлинский, 1Б), а выходить с маршрута – через пер. Орой в с. Чибит.

Дневник и хронометраж похода (автор – Комарова Светлана)

Путь в Алтай

Наш путь начался с железнодорожного вокзала, Марина и Саша прибыли самые первые, затем я, а потом уже Нуржан.

Поезд нас встретил невыносимой жарой, как позже пошутили Российские пограничники “SPA Вагон”, водичка помогала освежиться плюс десять к свежести. На станциях мы выходили и пару раз покупали кое-что по мелочи. Наши пограничники нас грубо встретили, проверили документы и наконец удалились. На Российской границе более вежливый персонал.

Приехали мы на вокзал, нас тут же встретил водитель из Барнаула. Было прохладно и очень красиво. Сам город и туман повсюду. Купили очень вкусные пирожки. Водитель довез нас до Горно-Алтайска, где мы ждали следующего водителя на автовокзале. Мы с Нуржаном спали на стульчиках, потом по очереди мы ходили завтракать - сперва девочки, потом мальчики, в cтоловой «Шейне». Наш водитель наконец приехал, и ехали мы в очень тесной машинке. Дорога была похожа на киргизскую, до Оша, он гнал как мог. Довёз нас до кафе в Чибите, мы поужинали: плов и окрошка на квасу были не очень вкусные. Наконец-то НАЧАЛО похода! От села Чибит идем по грунтовой дороги в сторону моста. Прошли 2 – 2.5 перехода и остановились за мостом у верхней беседки, заплатили за человека по 100 рублей. Перекусили и уснули мёртвым сном.

21:00 – место ночёвки. 23:30 – отбой.

2день.

5:30 – подъём, завтрак, сборы 7:20 – выход

Начали свой путь на перевал Орой Н.К. Погода была ясной, затем облачной, после чего пошёл дождь.

13:30-14:30 – обедали под полиэтиленом, в тесноте, да не в обиде. По пути нам встретилась табличка – «Молоко, кефир, сигареты, пиво, лепешки, творог». Думали шутка такая или в горах и правда магазин, оказалось там и правда торгуют в домике. Купили лепёшку за 100 рублей, самая дорогая лепёшка за всю жизнь.

После обеда дождь утих, мы его удачно переждали, вышло солнышко. Мы счастливые отправились в путь, по дороге встречали людей. Ещё, пока мы шли, я упала в ручей, поскользнулась и рюкзак перевесил, потянул вниз, не могла подняться. Забавная была ситуация, лежу правым боком в воде, смеюсь и не пытаюсь даже встать, будто бы так и было задумано.

18:00 – ужин, ночёвка, в игры поиграли: «Угадай, кто я?», «Угадай мелодию».

3день.

4:30 –подъём, завтрак, сборы. 6:20 – старт.

С самого утра и до вечера лил дождь. Нашей целью было идти вдоль реки Шавлы до прекрасных озёр, из которых она вытекала. Мы шли бесконечно долго по грязи, ноги промокли, мои и Нуржана каракорумы продержались дольше всех. Плечи беспощадно болели, под дождём обедать не очень-то приятно, поэтому мы шли до талого. Привалы несмотря на усталость тоже были ужасны, сидишь, плечи отдыхают, но зато промокаешь, мерзнешь, сидеть уже не хочется, не знаешь куда себя деть. Я убегала вперед всех, находила место и ждала ребят, быстрее идти было легче. У Саши был очень тяжёлый рюкзак, это влияло на скорость его ходьбы, поэтому мы его немного разгрузили.

16:00 – Шавлинские озёра, ночёвка, ужин.

Вечер выдался на удивление приятным, дождь прекратился, посушились, привели себя в порядок, пофотографировали. Завтра рюкзаки должны стать чуточку легче, из-за заброски. Надеюсь и погода будет благоволить нам.

4день.

5:30 – подъём, завтрак.

7:40 – выход.

Благодарим природу за хорошую погоду, денёк стоял отличный, настрой у команды замечательный.

8:40 -9-00 – заброска.

Заброску оставили на морене у речки, впадающей в озеро. Марина с Нуржаном забрасывали, а мы с Сашей ждали их внизу, охраняли вещи.

11:20 – обед.

Дошли до верхнего Шавлинского озера, остановились на скалах, наконец высушили свою одежду, промокшую накануне. Я искупалась в реке, ощущения ещё те, освежает.

14:30 – выход.

Подъём был непростой, крутой, весь в марене. Дошли, нашли хорошее место для ночёвки, с подготовленной площадкой из камней и водой рядом.

17:40 – ночёвка под перевалом «Орбита», ужин. Спасибо ещё раз природе за хороший день!

5день.

3:30 – подъём, завтрак, сборы. 5:25 – выход, пошли под перевал. 6:25-подошли под перевал.

Нуржан шёл впереди, затем я, шли мы по камням. Сверху Нуржан скинул камень, затем я скинула камень, они попали в ребят. К Марине камень с самого верха прилетел, у неё большой синяк на ноге, а у Саши царапина, он как супергерой расшиб камень рукой и защитил Марину, идущую позади.

Затем была возможность с камней перейти на снег, ребята, так и поступили, а я продолжала идти по камням, мне так было проще.

8:00-взошли на перевал «Орбита», нашли тур, сняли записку, оставили свою, шоколадка на этом перевале не полагалась, так как он шёл в связке с другим.

8:20 – спуск в связках, я впервые перепрыгивала трещину, начали подъём на «Москвич». 9:30 – подъём на «Москвич».

9:45-прибытие на перевал. Съели шоколадку, сняли записку одной и той же группы, проходившей на день ранее. Пока пили воду, потеряли крышку от бутылки, она провалилась в недра камней.

10:10-спустились дюльфером до середины (50 м), потом шли метров 200, в спусках всегда присутствовала осыпь.

11:40-стоянка, обед бутербродами.

12:30-выход, подъём на перевал «Молодых», проходим ледник по следам предыдущей группы.

13:55 – привал под перевальным взлётом.

14:15-начало подъёма по снегу, в связке, в кошках, с ледорубами.

14:45-подъём на перевал. Не могли долго найти тур, когда наконец нашли Саша решил его отстроить и сделать более заметным. Забрали и оставили записку, съели шоколадку.

15:05-кинули дюльфер, затем спустились по марене, а поначалу шли в одновременной связке, срывались и зарубались ледорубом, для страховки друг друга. Спуск был адреналинный и интересный.

16:20-спустились с перевала, следующий перевал виднелся перед нами.

Направились под перевал «Туманный Северный», по морене звенящей, как битая посуда.

18:00-постановка лагеря, ужин, ребята выложили место для палатки из плоских камней на покрытой камнями части ледника.

4:00-подъём, завтрак, сборы.

6день.

6:20-выход в направлении перевала «Туманного Северного».

7:20-начинаем под перевалом подъём с помощью снаряжения. Провесили 3 веревки по 50 м каждая, 3 станции, прожумарили по ним. Затем пошли в связках с одновременной страховкой.

9:05-взобрались на перевал, нашли записку, положили в тур свою, поели шоколадку в награду.

9:25-спуск, кидаем 3 веревки по большому снежному склону, спускаемся дюльфером.

10:25-спустились с перевала и направились вниз, в связке, с одновременной страховкой, таким образом прошли снег. На марене кошки сняли, вывязались, отдохнули и пошли дальше.

13:30 – 15:00 - Начали спускаться с ледника на зеленку, пообедали в живописном месте, освежились в реке.

На пути у нас с какого-то момента начались неприятные кусты, об них спотыкаешься, они развязывают шнурки и растут так, что толком не видно где же между ними тропа. Я себя неважно чувствовала, плелась сзади, то и дело падала, споткнувшись об куст, всё кружилось, было как во сне, ещё ботинок натирал ногу. Шли медленно, хотелось поскорее найти место под палатку, но вдоль реки такого место просто не наблюдалось и приходилось продолжать подъем вдоль Левой Камрю.

18:30-наконец мы нашли замечательное место для ночевки, на чудной цветочной поляне, с речкой и маленькими водопадами.

20:00-ужин, постановка лагеря, отбой.

7день.

8:00-подъём, побаловали себя и выспались. Позавтракали рисовой кашей. По плану у нас полу-днёвка, но посмотрев на небо передумали, небо было немного затянуто, зато поспали от души. Начали сборы.

10:30-выход из лагеря, направляемся в сторону следующего перевала. 13:00-обед под ледком, приняли решение брать перевал Весенний сегодня. 14:05-выход с лагеря.

16:00-начало подъёма.

16:50-поднялись на перевал «Весенний». Интересный скальный подъём, на самом верху Нуржан скинул ребятам перила. Я сразу заметила тур, он был чуть выше перевала, я быстренько сбегала, положила нашу записку и забрала чужую. Съели шоколадку.

18:50-спустились с перевала, начали спуск по марене. 19-50 – нашли место для ночевки

22:00-отбой, ужин, ночёвка.

8день.

4:30-подъём, завтрак, сборы.

6:50-выход с лагеря, подход под перевал.

8:15-подошли под перевал, устроили привал.

8:30-начали подъём на перевал «Крутой Восточный».

9:05-взошли на перевал, долго искали тур, подъём на перевал скально-осыпной. Нашли записку соло туриста.

9:30-начали спуск траверсом по горизонтальным перилам, затем дюльфером, потом пешком по скалам и осыпи, выходим на снег. На снегу кое-кто зарубался ледорубом. А Марина в самом конце спуска подскользнулась и скатилась немного вниз попе и затормозила перед камнями.

12:20-спустились с перевала на боковые морены. 14:00—обед сразу за ледником, сушимся после снега. 15:00 – выход, спускаемся к нижнему Шавлинскому озеру.

20:00-ночёвка между нижним Шавлинским озером и верхним Шавлинским, на берегу реки, ужин, постановка лагеря.

22:00-отбой.

9день.

5:00-подъём, на завтрак решили заменить овсянку макаронами, они быстро провалились.

8:00 – выход, забрали заброску, она осталась цела. Сегодня мы решили не брать перевал, а направились уже прямиком вниз, до Чибита. Так как у меня распухла и болела лодыжка а у Марины болело колено. По дороге нам попалась змея, прямо на тропе, Марина шла первая, завизжала и удачно ее обошла, а мы подождали пока она уползёт.

14:00 - по пути на обед я шла впереди всех, договорились держаться правой тропы, а ребята пошли по левой. В итоге разделились, но все тропы соединялись и в итоге мы сделали обед как раз на повороте от реки Шавлы. Пообедав и повалявшись на карематах мы с новыми силами и хорошим настроением отправились дальше.

15:30-выход. Держим направление в сторону знакомой ночевки, на которой мы ночевали вторую ночь.

18:00-нашли то самое место, рядом с мужчинами, попавшимися нам ранее на тропе: Денисом, Владимиром и Александром. Они оказались хорошими ребятами, экстрималами, но гору они поднялись на специальных мотоциклах. Также они были щедры и угостили нас сгущёнкой, конфетами, печеньками и чаем. На сгущёнку мы налетели, как угорелые и быстренько слопали с ней все сухари Нуржана. Александр сидел с нами до самой ночи и вёл беседы на различные темы, мы сидели на бревнах вокруг костра.

23:30-отбой, очень поздний отбой.

10день.

6:00-подъём, сегодня я не дежурила и спала подольше. Ребята все вышли из палатки и оставили меня там одну, с открытой дверью. Бррр… Ну и холодное утро в лесу, даже у ледника потеплее будет.

7:00-завтрак, алилуя рисовая кашка, а не манная. Все ложки сломались, да ещё и моя тарелка сломалась, едим, чем приходится, в моём случае в чём приходится (в кастрюле).

7:50-выход из лагеря. Идём переходы по 50 минут с 10-минутным отдыхом, как обычно.

12:35-обед, супчик чечевичный, слишком много этого супчика в походе. Допиваем сгущёнку с чаем, мятные пряники кстати тоже не очень, но в походе они конечно кажутся божественными.

14:20-выход с обеда, бодренько идём вниз, играем в игры, так дорога проходит незаметнее. Дошли до домика, у которого состоялась наша первая ночёвка, дорога очень пыльная, все в пыли с головы до ног.

16:30-проходим мост.

17:30-спустились в Чибит, дошли до магазина, купили хлеб, квас (не нашли колы), мороженое, мыло и бритвы ребятам. Здесь активная часть нашего похода и закончилась. Рядом с магазином нашли таксиста или скорее он нашёл нас, так мы и доехали до гейзерного озера за 100 рублей\чел по пути купили халву и хлеб. Вход на озеро оказался платным, за 50 рублей с человека, а за палатку 350 рублей в сутки. Мы встали через дорогу от озера, так как на стороне озера было пастбище какого-то пастуха. Марина с Нуржаном сходили за водой, не река, а болото. Марина с Сашей сходили на разведку на озеро, мы с Нуржаном остались у вещей в ожидании своей очереди. Затем потемнело и мы решили глянуть озеро уже у утра. Саша с Нуржаном поставили палатку, дежурные приступили к приготовлению ужина, мухи доставали нас, как могли.

19:33-в ожидании ужина, отпугиваем мух, сидим как бродяги вдоль трассы, на траве. На связь с родными выйти не удалось, связь есть но интернет не ловит. Решили не оставаться на ещё одну ночевку, ибо условия не очень, да и заняться нечем. Позвонили водителю и попросили забрать нас утром.

21:00-отбой.

8:00-подъём, завтрак, сборы.

Гейзерное озеро

9:00-подъехал водитель, сходили с Нуржаном на гейзерное озеро, как по мне оно переоценено и того не стоит. Лужица красивой воды, которая иногда булькает, но мало кто это сумел увидеть. Пофотографировались на нём, вышли к ребятам, загрузились и отправились в путь. По дороге, на трассе купили мед.

14:00-остановка на обед, в кафе, на трассе.

16:00-прибытие в Барнаул, поиски квартиры по стене объявлений у вокзала. Пешком пошли по указанному адресу, с огромными рюкзаками мы выделялись на фоне местных жителей, они с любопытством озирались на нас.

17:00-заселились в однокомнатную квартиру, стиральная машинка и душ всё, что нас больше всего интересовало. Девочки пошли в магазин, мальчики тем временем приняли ванные процедуры. Затем пришла очередь девочек, мальчики пошли докупить необходимое. Каждый по очереди постирал свои грязные вещи. В квартире оказалось интерактивное телевидение, что нас приятно удивило и скоротало время. Поужинав жареной картошечкой, мы коротали вечер фильмами, перематывая их на начало и ставя на паузу по необходимости.

Завершение.

На следующий день выспавшись от души походила по соседям, нашла нам зарядное устройство для телефона. Затем отправились в город, у нас в запасе было полтора дня. Ребята купили себе вещи в поезд, в небольшом торговом центре. Кое-кто купил себе мёд, нас застал врасплох ливень, пережидали его в магазине. Затем не дождавшись окончания перебежали в кафе, где поужинали лагманом. Организм после похода не привык к такой жирной пище, и Саша плохо себя чувствовал. У меня переодически прихватывало живот.

Назад нас вез тот же водитель, который забрал нас на вокзале вначале. Приехали мы заранее, по очереди погуляли по Барнаулу, пара ребят оставалась охранять вещи на вокзале, камера хранения оказалась невыгодной. Поужинали в столовой вокзала, докупили сувениров на оставшиеся деньги. Прибыл поезд, ребята зашли в поезд, а мы с Нуржаном погуляли по надземному переходу и полюбовались путями, ночью открывался замечательный вид. Настало время ехать домой.

График движения

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяженнос ть

Ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

Примечание

30.06-02.07

Алматы - гр.Локоть - Барнаул - Горно- Алтайск - с. Чибит

Поез д\авто

с. Чибит - Оройский мост - место ночевки у второй беседки

5.5

Грунтовая дорога, хорошо набитая тропа, р. Чуя переходится по хорошему, надежному мосту.

Облачно, мелкий дождь

Место ночевки - пер. Орой н\к, 2229 - плато Ештыколь - р. Шабага

13.8

9.5ч

Хорошо набитая тропа, проселочная дорога. Речки легко перепрыгиваются по камням. Вдоль р. Ештыколь тропу в одном месте сильно прижимает к реке, тропа по скользким камням, сверху течет родник.

Облачно, сильный дождь , гроза

р. Шабага - р.Шавла - оз. Нижнее Шавлинское

14.6

9.5ч

Хорошая тропа со множеством разветвлений, во время дождя некоторые тропы сильно затапливает. Мы держались верхних (левых по ходу движения) троп. Есть мост через речку по нескольким бревнам, частично переходим ползком.

дождь

оз. Нижнее Шавлинское - оз. Верхнее Шавлинское-ночевка под пер. Орбита

7.5

5.5ч

Хорошая тропа вплоть до оз. Верхнее Шавлинское. Верхнее озеро удобнее обходить по правому (по ходу движения) берегу. Тропа по мелким и средним камням. Далее резкий подъем вверх по менее выраженным тропам на гребень морены. На гребне хорошая тропа. Заворачивая вправо по тропе выходим к месту в получасе от ледника. Есть подготовленные площадки для бивака, ручей.

Ясно

Место ночевки - перОрбита 1Б, 3000+пер. Москвич, 1Б, 3075 - пер. Молодых, 2А, 3070

4.5

11.5ч

Подъем на перевал Орбита по очень живой осыпи, жесткому снегу. Вырубаем ступени. Спуск в одновременке по снегу. Подъем на перевал Москвич по снегу и открытой части ледника. Есть трещины, перепрыгиваем. Спуск по крутому камнеопасному склону, 1 перильная веревка на спуск далее индивидуально по осыпи. Подъем на пер. Молодых по снегу в связках, путь проходит довольно далеко от открытых трещин. Перевальный взлет в снегу, проваливаемся глубоко. Спуск - по снегу, лицом к склону в три такта, пристраховываясь ледорубом, 1 перильная веревка по снегу, далее индивидуально по осыпи.

Ясно, Переменна я облачность

пер. Туманный Восточный 2А, 3100- р.П.Камрю - слияние П. Камрю и Л. Камрю - водопад р. Л.Камрю

7.8

10.5ч

Лед, фирн. Вешаем 3 веревки на подъем, далее на выполаживании идем в одновременке до седловины. Спуск - 3 веревки вниз по снегу. Выход на ледник, ледник сильно тает, проваливаемся глубоко в снег, много ручейков. Далее по морене с выходом к реке появляются зеленые поля, кусты, тропа вдоль реки теряется приходится пробираться через кусты, выше на холме находим звериную тропу и двигаемся уже вдоль р. Л. Камрю. Тропа теряется, идем сквозь кусты. Ночевка возле 2 водопада.

(полудневка) водопад Л. Камрю - пер. Весенний 2А,3300

5.4

10.5ч

Трава, морена, ледник. Подъем на перевал плотной группой о очень камнеопасному кулуару.1 перильная веревка (около 10м) при выходе на седловину. Спуск по камнеопасному скалистому склону. Вешаем веревки практически до самого ледника. Ночевка под ледником, на присыпанной камнями пологой части леднка.

Облачно, пасмурно.

пер. Крутой Восточный 2А, 3100 - оз. Верхнее Шавлинское - оз.Нижнее Шавлинское

12ч

Ледник, осыпь, скалы. Как и все опысные перевалы - камнеопасная живая осыпь с небольшими элементами лазания. Спуск - по горизонтальным перилам вдоль скальных полок в сторону спускового кулуара с пер. Абыл-Оюк. По спусковому кулуару индивидуально по осыпи и снегу. Далее по леднику, после ледника проявляется хорошая тропа, по пути встречаются хорошие места для бивуака.

м9

оз. Нижнее Шавлинское - р. Шавла -р. Шабага

16.5

9.5ч

Хорошая набитая тропа. Все речки перепрыгиваются или есть уложенные бревна.

р. Шабага - плато Ештыколь - пер.Орой н\к, 2229 - с.Чибит

19.2

Хорошая набитая тропа. Грунтовая дорога

12-16.07

С.Чибит - Горно-Алтайск - Барнаул - Алматы

Авто-поезд

Итого:104.8 км

С учетом коэффициента: 1.2 : 125.7

Техническое описание сложных участков маршрута.

Перевал Орбита 3000 + Москвич 3075, 1Б

Перевал Орбита соединяет ледник Гляциологов и озеро Верх. Шавлинское. Экспозиция перевала – запад (лед. Гляциологов) – восток (оз. Верх. Шавлинское). Характер перевала – скально-осыпной, снежно-ледовый. Определяющая сторона – западная. Под взлёт подходим по леднику, крутизна не более 10°, без трещин. Взлёт – мелкая осыпь крутизной около 40°, протяжённость ~ 300 м. На перевал ведёт «тропа», но найти ее нам удалось не сразу. Как мы прочитали в одном из отчетов - мелкая осыпь больше похожая на крупный песок, из-за этого очень сильно затрудняется движение, летят камни. На склоне с середины взлета начитается снежник, рубим ступени в снегу до самой седловины. На перевал поднялись в 8-00 (на взлёт потратили 1.5 часа). Седловина широкая – 30-40 м, тур посредине. На перевале сидим 20 минут. За это время съедаем шоколад, надеваем кошки, систему, связывается в связки. Снята записка группы из г. Бийск, турклуба «Ирбис». Спуск – закрытый снегом ледовый склон, ~ 40°, ~ 100 м. Спускаемся в связках, пристраховываясь ледорубом. Дальше подходим к открытой части ледника под пер. Москвич.

Фото 2

Фото 3

Перевал Москвич соединяет ледник Гляциологов и р. Л. Юнгур. Экспозиция перевала – север (лед. Гляциологов) – юг (р. Л. Юнгур). Характер перевала – снежно-ледовый – скально-осыпной. Определяющая сторона – северная. В нашем случае, пройден в связке с пер. Орбита 1Б. От перевала Орбита по снегу выходим на открытый ледник, имеются широкие трещины, перепрыгиваем или обходим. Распутывание трещин занимает у нас много времени, оглядываемся и находим следы туристов, чью записку мы сняли, по левой, закрытой части ледника. До седловины идем по следам. Тур на скалах, слева от спускового кулуара. На перевале в 945 – от Орбиты шли 1 час 25 минут, если сразу держаться левой стороны ледника, то пройти можно в два раза быстрее.

С седловины хорошо виден наш следующий перевал – Молодых 2А (фото 6). Спуск - в правой дырке, скально-осыпной, средняя и мелкая осыпь ~ 40°, ~ 200 м (фото 4 и 5). Спуск начали в 1010. С перевала повесили 1 веревку (50м) и далее шли индивидуально, последний участник спустился в 1130. Выходим на снежник в конце спуска и на боковую морену ледника. Здесь устраиваем обед.

Фото 4 и 5

Перервал Молодых 3070, 2А

Перевал Молодых соединяет реку Л. Юнгур с самой собой. Экспозиция перевала – северо-запад (Москвич) – юго-восток (Туманные). Характер перевала – снежно-ледовый, скально- осыпной. Перевальный взлёт – ледник закрытый снегом, протяжённость ~ 100-150 м, крутизна внизу ~ 40°, вверху ~ 50° (фото 7 и 8). Подъём занял 30 минут. Поднимаемся в кошках, в связках по следам предыдущей группы. Снег размяк и мы проваливаемся все глубже по мере приближения к седловине. Трещин не наблюдаем – слишком много снега. На перевале в 1445. Снята записка группы из г. Бийск, турклуба «Ирбис» Седловина широкая, есть мульда наполненная талой водой, тур у правой по ходу дырки, где и спуск. Практически весь кулуар в снегу. Начали спуск в одновременке, на некоторых участках шли лицом к склону в 3 такта. Снег и с этой стороны размякший и мы проваливались глубоко под снег в местах, где располагались большие булыжники, и, соответственно, снег вокруг них был особенно неустойчив. Заходим за скалу и видим хорошую, свежую петлю. Решаем кинуть перила в одну веревку, как раз до конца снежника. Затем идем по средней осыпи ~ 200-300 м, ~ 35-40°. (фото 9, 10, 11)

Спуск с перевала занял в общей сложности 1ч 15 минут. Ночевку сделали на леднике возле озерца, под перевалом Туманный Северный.

Фото 7

Фото 8

Фото 9 и 10

Фото 11

Перевал Туманный Северный 3100, 2А

Перевал Туманный Северный (он же Восточный) соединяет реки Л. Юнгур и П. Камрю. Экспозиция перевала – северо-запад (Л. Юнгур) – юго-восток (П. Камрю). Характер перевала – снежно-ледовый.

От места ночевки под маршрут доходим за 1 переход по достаточно ровному леднику, по фирну. Выход с ночевки в 620. В 720 под перевалом и начинаем подъем по льду вдоль скалы слева (по ходу движения). Перевальный взлёт – снежно-ледовый склон крутизной ~ 35° внизу и ~ 45° вверху, протяжённость – около 250 м (Фото 13). Страховку начинаем от большого булыжника (фото 13) и провешиваем 3 (по 50м) веревки вверх, далее на более пологой, покрытой толстым слоя снега части начинаем движение в одновременке вплоть до седловины ~ 100 метров. Седловина перевала широкая – 20 м, тур на камне справа. Снята записка группы из г. Бийск, турклуба «Ирбис». Время – 905, спуск начали в 925.

Спуск ~ 150 м толстого снега, крутизна около 45°. Навешиваем 3 веревки, делая станции на скалах по левому краю (Фото 14). В принципе, можно было обойтись и двумя веревками, последние 50 метров были вполне безопасны, но мы решили что дюльфером будет быстрее. Далее шли в связке. До места, где сделана фотография (фото 14) дошли в 1025 итого на спуск ушел час. Ледник в верхней части закрыт слоем размякшего снега, солнышко его греет с раннего утра. Идем в связке и кошках по закрытому леднику , периодически проваливаясь до мокрого льда. Очень активно тающая поверхность ледника, кругом ручейки. С языка ледника сложно спуститься без кошек крутизна около 25-30°, скользкий открытый лед. Несколько слов об ущелье Камрю, с тропами там беда, как только кончается зона морен и начинается зелень, путь становится все более труднопроходим из-за кустов вдоль берега П.Камрю, не доходя до самого слияния мы ушли от берега на травянистый склон и наткнулись на звериную тропу, но довольно скоро она затерялась. Вдоль реки Л.Камрю мы поднимались довольно высоко, в ~150-200 м от реки постепенно к ней приближаясь, без тропы, обходя заросли кустов. Отсутствуют места под палатку в районе слияния П. Камрю и Л. Камрю и чуть выше. От слияния и до подходящего места для ночлега мы шли порядка 2.5 переходов, шли правда медленно, тк. были уставшие и один участник чувствовал недомогание,. Время ~ 1830, бивак установили у второго (вроде бы) водопада, в часе ходьбы от слияния истоков Левой Камрю.

Фото 13

Фото 14

Перевал Весенний 3300, 2А

Фото 15

Перевал Весенний соединяет ледники Л.Камрю и Абыл-Оюк. Экспозиция перевала – юго- запад (Камрю) – северо-восток (Абыл-Оюк). Характер перевала – скально-осыпной. От места обеда, перед ледником идем по леднику держась правого края, чтобы обойти поломанный закрытый участок ледника. Связываемся на леднике (фото 15), как только встречаем закрытые трещины. Тропим снег по колено, встречающиеся видимые трещины перепрыгиваем. Подходим под перевальный взлёт возле большого булыжника. В интернете не сразу удалось найти хорошие фотографии этого перевала, тем более что седловина его неярко выражена, но с определением точного расположения нужного нам кулуара не возникло проблем благодаря вот этим фотографиям из отчета Московской группы под рук-м М. Бертова: http://www.mountain.ru/article/article_img/4820/f_101.jpg http://www.mountain.ru/article/article_img/4820/f_100.jpg.

Перевальный взлёт представляет собой кулуар крутизной около 30°, протяжённостью около 150 метров, средняя и мелкая осыпь, очень подвижная, опять же «крупный песок» заставляет ноги разъезжаться, и приводит в движение крупные камни вокруг Идем по двое, по очереди проходя участки осыпи. Последние 5 метров подъема - скала, высотой 5 м и крутизной до 70-80°. Нуржан пролазиет с гимнастической страховкой, для остальных провешивает перила. Седловина перевала скальная, узкая, есть хорошая расходная петля. Снята записка группы из г. Бийск, турклуба «Ирбис». В долине видно озеро Абыл-Оюк и одноименный ледник, на который нам предстоит спускаться. На перевале в 1650 (фото 16), пасмурно, торопимся вниз.

Спуск – скально-осыпной, от седловины спускаемся на перилах вниз 20 м и траверсом влево еще 15м, далее бросаем двойные перила вниз по склону. Здесь камнеопасный участок, собираемся все вместе, сдергиваем перила и продолжаем движение плотной группой. Сбросив порядка 20 м. высоты находим расходную петлю. Используем ее и бросаем еще одну веревку перил, ее хватило до самого ледника. Проходить следующий перевал, нам предстояло только на следующий день, однако для групп, которые планируют в один день с Весенним брать и Абыл-Оюк или Крутой Восточный, возможным вариантом спуска было бы уходить влево-вниз (по ходу движения), где ледник поднимается выше и скальный спуск соответственно меньше. Мы спустились с перевала на ледник в 1850, в 1950 спустились с языка ледника и приступили к обустройству бивака.

Фото 16

Фото 17

Перевал Крутой Восточный 3100, 2А

Перевал Крутой Восточный соединяет реки Шавла и Абыл-Оюк. Экспозиция перевала – северо-запад (Шавла) – юго-восток (Абыл-Оюк). Характер перевала – скально-осыпной (Фото 18). От места ночевки идём в сторону стены, замыкающей цирк (левее перевала Абыл-Оюк) по закрытому, пологому леднику, трещин не видно. Под перевальный взлёт подходим в 8-15, от места ночевки шли 1 час 50 мин. Перевальный взлёт представляет собой кулуар крутизной около 40°, протяжённостью около 80 метров, средняя и мелкая подвижная осыпь, скалы разрушены ширина кулуара от 10 метров внизу до 3-х метров вверху. Поднялись за 35 минут, на перевале в 905. Седловина – метров 7 шириной, тур прям возле кулуара откуда поднимались, если смотреть на седловину из кулуара, то тур расположен справа. Тур еле нашли, попытались сделать его более выраженным, Внутри нашли записку соло- туриста 2009 года, с тех пор перевал был хожен, но видимо группы не находили тур.

Фото 18

Спуск – вправо по полке, и как можно положе (не забирая круто вниз, фото 19). До выхода на снежный кулуар провешиваем около 100 м горизонтальных (точнее, наклонных – около 20°) перил на петлях, потом 50 м вниз по снежному кулуару до полки и далее пешком вдоль скал аккуратно пробираемся к спусковому кулуару с Абыл-Оюка. Кулуар осыпной, центр усыпан толстым слоем снега, снег размякший, спускаемся по осыпи и в конце выходим на снег. Внизу видим сошедшую с левой стенки лавину, судя по всему недавно. Спустились в 1220 на ледник. Ледник здесь, спокойный и активно тающий, держимся правой по ходу стороны. Сразу за ледником делаем обед в 1400 . Ночевка – площадка в 10 мин от Ниж. Шавлинского озера, дошли к 2000

Фото 19

Дополнительные сведения о походе.

Сотовая связь

Сотовая сеть работает во всех поселках вдоль Чуйского тракта, в том числе с. Чибит, Акташ, в районе Гейзерного озера, мобильный интернет работает хорошо только рядом с крупными селами.

О погоде

Из 10 маршрутных дней, стабильных дней без осадков было 7. По прогнозам с сайта accuweather.com в районе села Чибит осадки должны были выпадать каждый день. К счастью, ожидания непогоды не оправдались, что позволило группе успешно и с удовольствием пройти маршрут.

Список общественного снаряжения (группа 5 человек)

№ п.п

3 шт

Фотоаппаратура

Общий вес:18 570гр

Перечень индивидуального снаряжения (усредненный на группу).

№ п.п

1.5

Палочки лыжные – телескопические

1,0

Тонкий свитер (лучше полар)

Куртка ветрозащитная

Футболка (дл.рукав)

0,4

Брюки ветрозащитные

0,3

Брюки тонкие теплые (лучше полар)

0,4

12.

Носки толстые

13.

Ботинки «вибрам» (пластик или кожа)

14.

Кроссовки (или легкие трекинговые ботинки)

1,0

20.

Перчатки теплые

21.

Миска, кружка, ложка, нож, фляжка.

комплект

Капсикам

1 туба .

Ампулы

Адреналин (стимулятор сердечных сокращений)

2 шт

Преднизолон (или Дексаметазон, противошоковое)

Анальгин т (сильное обезбаливающее).

2 ш

Кишечные заболевания

Активированный уголь

10 уп

Фталазол

1 уп

Фуразалидон (антимикробный препарат при отравлениях кишечных, при мочевых инфекциях.

Левомицетин

Смекта

5 пак.

Гастал (от изжоги)

1 уп

Фестал или мезим - (от несварения, при переедании)

Обезболивающие и противовоспалительные

Кетоноф

2 уп

Димедрол в амп (в случае сильной аллергической реакции, отек квинке, и тд.)

2 шт

Диклофенак, мазь (суставы и тд)

1 туб.

Спазмолитики

Но-шпа

Цитрамон

1 уп.

Простудные заболев.

Антигрипин

1шт

Аспирин (ацитил салициловая кислота)

Бромгексин (от кашля)

Нитроглицерин

Валериана в таблетках

Прочее

Альбуцид (при ожогах глаз)

Супрастин (от аллергии)

Церукал (противорвотное)

Сенаде (слабительное)

Спирт

Общий вес аптечки:1770

Замечания по аптечке:

Активно использовались крем от загара и тканевым лейкопластырем. К сожалению лейкопластырь оказался не самого лучшего качества и удаление его с кожи причиняло боль и только ухудшало состояние. В начале похода, сильно натирали плечевые или поясные лямки от рюкзака ввиду их максимальной загруженности. Воспаленные участки кожи растирали спиртом, что давало небольшое облегчение, хотя конечно самым действенным способом стала разгрузка рюкзака в месте заброски. Также пользовались мазями снимающими воспаление – фастум гель, диклофенак, а также эластичный бинт. Почти каждый вечер принимали витамины Ревит. В аптеке не хватало крема от синяков и перекиси водорода.

Ремнабор

М

Проволока тонкая медная

М

Пряжки (металлические, самосбросы, фиксир.,пластиковые)

Для разных ремней.

Скотч

рулон

Спички

коробок

Общий вес ремнабора: 530 гр

Расчет веса рюкзака

1. Общий вес общественного снаряжения (в том числе продукты ) – 35 кг То есть 8.8 кг на одного.
  2. Личное снаряжение – 12.3 кг
  3. 8.8+12.3 = 21,1 кг – стартовый вес рюкзака. В реальности, у парней вес был примерно на 20 больше чем у девушек, а также подсчет индивидуального снаряжение разнится у всех участников. В итоге, стартовый вес для мужчины составил около 23-25 кг, а для девушек около 20-21.

Организация заброски на утро третьего дня облегчила рюкзаки в среднем на 1.2 кг у каждого участника.

Смета расходов

Итого затрат на человека: 54 377

Всего:217 510

Итоги выводы и рекомендации

Группой пройден маршрут 3 к.с. в новом для участников похода районе. Большая и наиболее сложная часть ЛП пройдена группой успешно. Участники проявили себя отлично. На протяжении маршрута никаких чрезвычайных происшествий не возникло.

Уровень технической и физической подготовки участников позволил успешно преодолеть все препятствия. Удачное прохождение некоторых перевалов дает пример удачного тактического плана при прохождении близко стоящих перевалов.

Тщательная проработка и изучение района проведения похода позволили избежать каких-либо ошибок при ориентировании на местности. Планомерный набор высоты в первые дни похода, полу-дневка, заложенная в середине маршрута, наличие заброски, достаточное время на отъезд из района представляют собой правильный, сбалансированный подход к планированию маршрута, что позволило нам не только преодолеть спортивные препятствия, но и насладиться прекрасными видами Алтая, и в целом, сохранять бодрость духа даже в самые тяжелые дни)

Тренировки, организованные совместно участниками в течение года однозначно поспособствовали успешной кооперации во время технической работы на перевалах, однако всем участникам похода требуется и дальше продолжать совместные тренировки и улучшать скорость, кооперацию и прочие навыки ТГТ.

Очень удачным получилось решение транспортного вопроса, которое значительно снизило стоимость для каждого из участников похода, за что отдельную благодарность выражаю логисту и казначею группы – Нуржану. Транспортные расходы на поезде сократились в два раза, благодаря пересадке на гр. Локоть. Автомобильная заброска осуществлялась через сервис Blablacar.

Список использованных источников

Маршрут изучался в Google Earth, где сделаны снимки, которые помогали ориентироваться в походе, а также были распечатаны фото перевалов с других отчетов найденных в интернете

Отчет 3кс тур.клуба ТАКТ под рук-м Омельченко Михаила Викторовича

Отчет 3кс группы Октябрьского ДДиЮТ под рук-м Кориневского Александра Алексеевича http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/novosibirsk/index.shtml

Отчет 3 к.с. группы из Москвы под руководством М. Бертова http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4822

Фотографии

Фото 20 – Выехали из Алматы и Света уже скучает по дому

Фото 21- Сувенирные лавки вдоль Чуйского тракта

Фото 22 – с. Сростки, много сувениров, меда, мяса марала, конечно все достаточно дорого, для проезжих туристов

Фото 23 – сгущающиеся тучи над Чуйским трактом и начало нашего пути

Фото 24 – Оройский мост

Фото 25 – Плато Ештыколь, только-только отгремел гром и пролил сильный дождь.

Фото 26 – Счастливые что закончился дождь, плато Ештыколь.

Фото 27 – Ночевка на «стрелках»

Фото 28 – те самые стрелки: Шавла 5 км и Чибит 30 км, но это не точно

Фото 29 – утро на Шавлинском озере, озера подарили нам одни из самых прекрасных пейзажей что мы когда-либо видели.

Фото 30 – Нижнее Шавлинское озеро

Фото 31 – Нижнее Шавлинское озеро с каменной насыпи со множеством туров. Если присмотреться на границе леса и озера идут Нуржан и Света

Фото 32 – Верхнее Шавлинское озеро

Фото 39 – Сашины зарисовки перевалов Сюрприз и Весенний

Фото 40 – Светлана вальяжно отдыхает на перевале Весенний

Фото 41- озеро Абыл-Оюк, вид с перевала Весенний

Фото 42 - Вид на перевал Крутой Восточный.

Фото 43 – сошедшая лавина рядом с перевалом Крутой Восточный

Фото 44 – Моренное озеро

Фото 45 – Родник. Позади виднеется пик Красавица

Фото 46 – Любуемся видами вершин Сказка и Красавица

Фото 47 – утренняя Шавла, как всегда прекрасна

Фото 48 – Не торопясь делаем фото на фоне Шавлы и вершин Мечта, Сказка и Красавица

Фото 40 – Тарзанка у озера

Фото 41 – Познакомились с российскими мототуристами, первый раз за поход у нас костер, сгущенка и вкуснейший чай.

Фото 42 – Гейзерное озеро

Фото 43 – отдохнувшие и довольные в Горно-Алтайске

Фото 44 – в г.Барнаул, памятник Виктору Цою

Фото снятых с перевалов записок