Автор Александр Гуков, Санкт-Петербург
Фото из архива автора

История освоения пика Космос

Пик Космос, он же Пик Шмидта, высота 5942 м, Киргизия, Нарынская область, Тань-Шань, хребет западный Кок-Шакал-Тоо.

По данным из открытых источников и базы данных ФАР первое восхождение было сделано в 1972 году.
Траверс 5642, Восточная стена - 5954 (О.Шмидта), 5Б Г. Гульнев, А. Ильинский, Р. Курамшин, В. Михин, Ю. Митрохин (Вооруженные силы)

Но кроме В. Н. Шатаева об этом восхождении никто не знает, ни в интернете, ни у аксакалов типа Э. Ильинский об этой команде и восхождении нет данных.

Фотография предполагаемого траверса:

Хотя по информации из отчета Антона Чхетиани на вершине Шмидта никто не был:

«Альпинисты вернулись в район лишь к концу 60-х годов. Были совершены первовосхождения на пик Королева 5816м, его соседи — пики Подмосковный и Зинаида, обрывающиеся стенами на ледник в верховьях Чон-Тю-Куйрука, пик Альпинист (1993, 1996 г. Калининград Моск.обл.), высшую точку района п.Данкова 5982м (1971, Алма-Ата) и п. Кызыл-Аскер 5842 (1986, Алма-Ата).
Вторая по высоте вершина района, пик Шмидта (Космос) 5954м, так и осталась непокоренной, хотя и была занесена в классификатор вершин».

Далее 1998г. Согласно другому источнику группа черноголовских альпинистов приняла участие в экспедиции альпинистов московской области в один из отдаленных горных районов Тянь-Шаня, в районе хребта Западный Кокшаал-Тау. Это была уже третья экспедиция команды московской области в данном районе за последние пять лет.

Две группы работают, одна (черниголовская) на вершине Черноголовка, вторая (московская, я так понял) - на пике Космос по северной стене во главе с Игорем Корсуном.
В первый же день подъема Корсун попадает в лавину и погибает 12.08.98.

2014г. Польская команда (в составе Wojciech Anzel, Jakub Galka, Katarzyna Kowalska, Hubert Lipczynski, Bogumil Pawlak, Piotr Picheta, Radoslaw Robak)
пыталась пройти по правому кулуару на северо-восточной стене пика Космос. Дошли до седла на 5300, спустились вниз.

2015 г. Бриты вроде
Mike Abrahamsson, Harry McGhie, Heather Swift

В итоге на стену они не пошли, а взошли на пик 5190м по восточной стене, где мы предполагаем акклиматизироваться.

Итак, мы — это Настя Рунова, Валерий Шамало и Александр Гуков.
Вылетаем 18 января, вечером, обратные билеты не брали. Надеемся на неделю акклиматизации и пять дней на маршрут.