Горы мира > Камчатка >

Автор: Владимир Марков, Краевой клуб альпинистов "Тихий Океан" г. Владивосток

Непогода в горах, непогода...

Камчатка. Зима 2005 года

Читайте на Mountain.RU :
Авторскую страничку Владимира Маркова
Пятый год подряд краевой клуб альпинистов «Тихий Океан» проводит сборы на полуострове Камчатка.

Выбираем самое классное время для сборов – февраль, март, апрель. В этот год мы выехали двумя группами.

В феврале Родионов Александр с двумя начинающими альпинистами покорил Корякский вулкан. Чтобы взойти на саму вершину им потребовалось две попытки. Результат этот буквально окрылил вторую группу. Которая, по плану, должна была выехать в марте месяце. Но ситуация на работе у одного из участников мероприятия привела нас к тому, что выехали мы только в апреле.

Приют "Три вулкана" на фоне
Корякской сопки
План наш таков: в самое суровое время года покорить самую высокую точку Дальнего востока – вулкан Ключевская сопка, 4750 метров над уровнем моря. Причем в это время года он извергался. Его работа измерялась 2-3 ступенью активности. То есть с перемычки аккуратно можно было подняться до высоты 4500 м. На что мы и надеялись. Лезть на саму кальдеру вулкана желания не было. Под вопросом было восхождение на вулкан Камень. Состав сборов просто был не готов к этому восхождению.

Участники - Марков Владимир и Колотухин Сергей.

Пятница, 8 апреля 2005 года. В 14 - 00 по местному времени мы вылетаем из аэропорта города Владивосток. Провожал нас Антон Шаповалов, который годом раньше, в феврале, «хапнул» под Ключевской сопкой по полной программе.

Петропавловск-Камчатский встретил нас хорошей погодой. Долго не размышляли, вселились в гостиницу «Эдельвейс». Хорошие, удобные номера. Тепло, горячая вода. Что еще нужно нашему брату? Вечер был довольно сумбурный. Делали раскладку продуктов, расписывали тренировочный выход в район Авачинской группы вулканов. Для Сергея это первый серьезный выезд в горы.

Суббота, 9 апреля 2005 года. Проснулись рано. Классный бесплатный завтрак в гостинице. И на продуктовый базар, который находится на остановке «6-ой километр». В 11 - 00 мы вернулись в гостиницу. Начали упаковывать продукты, уложили рюкзаки. Сегодня должны еще попасть на базу «Три вулкана», которая находится под вулканом Корякская сопка. Вызвали такси. Когда мы назвали таксисту пункт, куда нас доставить, таксист сразу весело ответил: «Сколько я на Сухую речку народу перевозил, одному богу известно». В 13 – 30 мы были уже на повороте Сухой речки.

От этого пункта на лыжах. Везде стояли брошенные машины с прицепами для снегоходов. Камчадалы так оттягиваются в выходные дни. Сергей строго заявил, что идем пешком. Он в этом месте впервые. И не понимает, что такое 18 километров монотонной ходьбы вверх до седловины между двумя вулканами. Но если человек хочет, нужно уступить. Началось.

Через пять часов ходьбы мы выходим из полосы леса на равнину. Ветерок, мороз, вечереет. А до базы самые трудные километры. За все время нашей лыжной эпопеи вниз и вверх проносились куча снегоходов. Все мимо нас. Но Бог есть на свете. В 18-00 снизу на базу шел «российский» «буран» с санями. Не знаю, что думал Сергей, но когда «буран» притормозил, я сразу завалился в сани. И фиг бы меня с них выкурили.

В 18-30 мы уже были на базе «Три вулкана». База просто отличная. Построил её Петрашов, альпинист из «старой гвардии». Естественно база полна людей, естественно гитара, много «горючего». Альпинисты камчатские и в Африке – альпинисты. Так провели вечер.

Воскресенье, 10 апреля 2005 года. Встали утром. Пурга. Серега, интеллигент проклятый, пошел в пургу искать будку сортира. Чудак. Я его в буквальном смысле из сугроба выкапывал. В начале он говорить даже не мог – полон рот снега. Быстро выковыряли снег. Заговорил. Был в восторге и очень доволен приключением. Больше всего его поразило, что внутри будки уровень снега был выше, чем на улице. Он еще умудрился стоять три минуты и думать, как ему поступить дальше.

До 15-00 на улицу нос не показывали. После обеда стало веселей, ветер стих. Солнышко оповестило – погода будет. Быстро собрались и пошли на верхнюю базу МЧС, где теперь новый хозяин – Мальков. Северный вариант домиков (бочки), аккуратно покрашенных в голубой свет. Все кругом убрано. За лагерь взялись.

Женя, старожил этих мест, встретил нас дружеским возгласом: «кого еще сюда принесло?» Попили чаю, поговорили обо всем. Пять лет подряд мы пользовались его домом, стоявшим рядом с новой базой «Три вулкана», принадлежавшей Областному Совету по туризму и экскурсиям, где он дежурил более 20 лет. И на тебе – дом в прошлом году сожгли. Сожгли, в буквальном смысле, историю туризма и альпинизма этих мест. От дома остались одни каменные стены. Евгений сразу перешел на штатную работу в МЧС и был доволен.

Погостив у него около часа и получив консультацию о погоде на завтра, погнали к себе на базу. Завтра акклиматизационный выход на вулкан Авачинская сопка. Сергей в восторге от видов, окружающих нас. Даже скала «Верблюд» смотрится сурово.

На базе мы одни. Все «рокеры» слиняли в низ. От хозяев приюта узнаем, что завтра в приют поднимется Александр Биченко с «клиентом». Спать, отдыхать – завтра на гору.

Перед выходом на "воротник" вулкана
Авачинская сопка
Понедельник, 11 апреля 2005 года. Будильник разбудил в 5-00 утра. За окном гудело всю ночь. Шансов на хорошую погоду никаких. Главное сегодня - как можно выше подняться на борт старой кальдеры вулкана Авачинская сопка. Время - 5-45.

В глубокой темноте выходим на восхождение. Движение сначала на старую базу, затем через овраг проходим к главному отрогу воротника вулкана. Ветер просто достает. Уходим на правую сторону отрога (по ходу вверх). Эта сторона отрога защищает нас от ветра и дает возможность беспрепятственно двигаться вверх.

Быстро набираем высоту. Перекуров нет, просто нет желания останавливаться. Холодно и грустно. Встречаем рассвет. Виды суровые, впечатляют. Погода штормовая, видимость «то есть, то нет».

В верхней части гребня выходим на открытое место. Через десять минут становится ясно, что идти практически невозможно. Обычная песня. Ветер дует с определенной постоянной силой. Валит на грунт и не дает подняться. Мечты о том, что он утихнет, развеиваются быстро.

Полежав в одном месте минут пять, я спрашиваю у Сергея о дальнейших наших действиях. Поворачиваем на базу. Последний раз оглядываюсь по сторонам. Низкая облачность, снег. К обеду наверняка опять будет пурга. С этими мыслями к 9-30 мы вернулись на нашу базу.

Ветер усилился, его дополнила настоящая метель. Сергей спрашивает меня о компетентности Женьки в прогнозах. Я смеюсь. Отвечаю как знаток этих мест. Никаких прогнозов, завтра вторая попытка. И это закон. Вечером администрацию базы о погоде на завтра. Прогноз - как обычно – погода будет просто классная. Смеемся уже вместе с Серегой. Чтоб не обленится, два раза в день откапываем туалет. Вечером ужин из двух блюд, вежливо оставленных нам отдыхающими - и спать.

Вторник, 12 апреля 2005 года. Проснулся от удара по переборке. Прислушался. Ветер такой, что даже спать тревожно. Метель и прочие радости камчатского климата. Нет, никуда не пойдем. Спим, если спиться.

Администрация отлеживается в другом доме. Даже к нам не заходят. В туалет ходим в колбу. Сергей даже сделал ответственное заявление: если в туалет, то только с веревкой, по перилам. Не, я лучше в колбу. Целый день жарим купаты.

Приют двухэтажный, если клиентов мало - топят один раз в день, и этого достаточно.

В обед в мы все собрались в одном доме и нам объявили, что завтра точно будет хорошая погода. Затем все расползлись по комнатам. Отдыхаем. В 19-00 ветер стих. Видимость прекрасная. Гуляем, любуемся видами. Ну, точно - будет погода. Идем собираться повторно, готовим горячую воду. Поработали еще физически по расчистке снега. Спать.

Каменные выходы застывшей лавы на
"воротнике" вулкана. Авачинская сопка
Среда, 13 апреля 2005 года. Так хотели в горы, что проснулись до будильника. Завтрак. В 6-30 вышли из приюта. Ветер присутствует. Ночь, погоду не чувствуем. Стиснув зубы, движемся дальше. Повторяем все, как вчера. Ветер тише. Движемся по верхней части отрога. Светает.

На «воротник» выходим засветло. Ветер утих, видимость великолепная. Движение по «воротнику» замедленное. Акклиматизируемся.

В 9-50 подходим к будке метеостанции. Перекур. Безветрие, жарко. Снимаем все теплое. Я начинаю свои фотодела. Электроника Сергея скисла. А он в Питере сомневался в моем «Зените». «Старичок» не подвёл.

Красавица Авачинская сопка
Идем нормально, проходим седловину «воротника» и начинаем набор высоты на сам основной конус вулкана. Где круто, там ледовый фирн со шлаком. Надеваем кошки. Я не камчадал - без кошек здесь ходить.

Кратер вулкана Авачинская
сопка в работе
Сергей на середине склона сел. А у меня наоборот, открывается второе дыхание. Вверх, только вверх. С утра давило сердце, сейчас все рассосалось. Погода «шепчет».

В 12-45 час выхожу на вершину. Бросаю рюкзак, достаю чай. Расчехляю фотоаппарат, куча снимков – это закон. Пробую пройти вверх на другую возвышенность. Тура нет. Пробую фотографировать кратер. Ветер в нашу сторону. Все в пару. Край кальдеры без снега. Еще бы - через него просто валит теплый воздух. Сидишь, греешься.

Вид с вулкана Авачинская сопка
Вулкан Корякская сопка полностью открыт. Сейчас самое классное время подниматься и на этот вулкан.

Делаю панораму долины Налычево. Написал записку, куда только ее девать?

Подошел Сергей. Отдышался и давай бегать, как мальчик, по краю вулкана. Я хотел уже спускаться, но Сергей предложил двигаться дальше по кальдере. Так незаметно пошли на траверс Козельского вулкана.

Край кальдеры вулкана
Авачинская сопка
Усердиями Сергея я попал в то место, где был еще 1995 году. Тогда мы делали сборы МЧС в этом районе Камчатки.

У Сергея Колотухина это первая
вершина. И я чувствую его
настроение
Назад быстрый спуск не получился. Снега не было, только фирн. Пока дошли до «воротника» очень устали ноги. На «воротнике» сняли кошки. Стало легче. Сергею сказал, что в следующий раз на вершину лыжи потащим. Камчадалы с вершины спускаются до самого низа. Сергей четко среагировал – только пешком, я не самоубийца. Нам простительно, мы из Владивостока. И, причем, не стыдно.

Прошли «воротник», до боли знакомые сбросы по гребню. В конце тупо упали вниз по крутому склону, тем самым спасли усталые ноги. В 17-15 пришли на базу.

На базе нас ждал «прикол». Пришел Александр Биченко с двумя такими же «первопроходимцами». Было шумно и весело. Напились чаю. У них по плану завтра выход на вулкан Авачинская сопка, а послезавтра поход через перевал в долину Налычево. За один день они должны были дойти до домиков. Я уверил ребят, что с Александром они будут рыть пещеру, а домик не найдут. Биченко Александр слишком классный гид для этих мест, чтоб в домике ночевать. И, кстати, еще найти этот домик нужно. Затем поинтересовался, есть ли у них аптечка. Мужики совсем скисли. Так им, чтоб не расслаблялись. Попили пива и на «боковую». У нас по плану, завтра выход под вулкан Корякская сопка. Рано вставать не надо.

Четверг, 14 апреля 2005 года. Подъем в 8-00 час. Завтрак, не торопимся. Дойти нужно только до мульды под вершину вулкана Корякская сопка. Успеем.

В 10-30 час выходим на маршрут. Лыжи не берем. Что, в некоторых местах, на нас отразилось, как на подъеме, так и при возвращении на базу.

Вошли в основной кулуар. Традиционного подъема не будет.

Вершина "Верблюд" в непогоду
Уходим с кулуара вправо. Обходим скалу «Верблюд» слева. Виды классные, низкая облачность, туман. Скала «Верблюд» то открывается, то окунается в облако. Конечно, фотоаппарат всегда на боевой готовности. Двигаемся по снежным полям. Снег держит. Медленно набираем высоту по основному гребню вулкана. Впереди отчетливо просматривается мульда. Но до нее еще попотеть.

В 14-30 встаем на перекур и перекус. Облачность исчезла. Как быстро меняется погода. Солнце. Отчетливо видно внизу два движущихся два снегохода. Пошли через перевал по борту вулкана Корякская сопка в сторону Налычева.

Чем ближе мульда, тем круче склон. Перед мульдой проходим крутой склон. В 15-10, почти в лоб, поднимаемся в мульду. Там площадка, хоть в футбол играй. Снега на мульде нет, все сдувает ветер. Перекурив, спускаемся в кулуар, где снежные поля. Ищем удобное место для рытья снежной пещеры.

У Сергея рытье пещеры впервые. Работали почти без перекура. С самого начала решили рыть пещеру на 3 человека. Старались, чтоб внутри было как можно более комфортно. Навалили снега на склоне перед пещерой - экскаватор так не нароет.

В 21-30 приемная комиссия в составе Маркова Владимира принимала в эксплуатацию сооружение. Оператор лопаты Сергей Колотухин нервно выслушивал замечания комиссии и устранял недоделки. Объект снабжён рестораном. Шеф повар Сергей Колотухин готовил на кухне классный ужин. В правильной пещере должна быть классная кухня с вентиляционным отверстием наверху - пар от котелков не будет наполнять пещеру, ручаюсь кистью правой руки. Вентиляция в пещере была сделана по уму.

Ужинали и говорили о следующем дне. Будильник установили на 5 утра. В 24-15 я, наконец, залез в спальник. Непередаваемые ощущения. Спим, как убитые.

Пятница, 15 апреля 2005 года. Проснулись в 5-00. Спины чесали минут пять. Неохотно стали вылезать из спальников. Температура в пещере сносная, не холодно. Но как-то в спальниках приятней. В пещере тишина. Что снаружи - непонятно. Но встали, значит, нужно есть.

В 6-00 завтрак. Рюкзаки были собраны с вечера. Ответственный момент: прорубаем «окно в Европу». Получили в фэйс по полной программе. Вылезли, походили. Снег валит как из пушки, видимость «0». Ветер - с гулом и свистом. Короче, весь колорит Камчатки. Это мы в мульде, а что будет там на перемычке? Где все открыто? У нас еще два дня в запасе.

Отдыхаем. Спим. Проснувшись, вылезаем наружу. Погода все та же. В 21-00 ужин - и спать.

Суббота 16 апреля 2005 года. Встали рано, оделись. «Сегодня вершина, или вниз!» - сказал я, пробивая ногой снежную «дверь». Все не радужно. Идем. Настроения нет. Ветер. Видимость «0». Чем выше поднимаемся, тем погода становится все свирепей.

Доходим до каменного поля. Шли от пещеры около часа. Поднялись довольно высоко. За каменным полем будет уже четкий скальный гребень. Чтоб перекурить ищем большой камень и садимся под него. Ветер спокойно сидеть не дает. Объясняю Сергею ситуацию. Он еще консультируется по маршруту на гребне. Делаем ход «конем». Смотрю на него, в глазах у него гора или …… Вот это «или» меня со всем не устраивает.

Быстро спускаемся вниз к пещере, готовим обед. Покидать жилище было жалко. Сколько тут еще сидеть, ведь у Сергея жесткий график на работе. Быстро собираем вещи.

Туман, видимость слабая. Спускаемся по уже знакомым полям. Ниже открывается скала «Верблюд». Вид, я вам скажу, просто фантастический. Ниже скалы проваливаемся по пояс.

В 12-00 подошли к нашей базе. На входе нас встретил Петрошов. Улыбается. Сергей сушит вещи. Готов завтра с утра идти на вершину, если изменится погода. Я спокоен, надо - пойдем. Не в первый раз «пургуем». После обеда слабый ветер сменился на штормовой. У Сергея шок. Все, с утра катим в Питер.

Воскресенье, 17 апреля 2005 года. Встали в 8-00. Нам предложили подбросить от поворота до гостиницы на машине. До поворота мы решили скатиться по Сухой речке на лыжах сами. В 9-45 выкатили на лыжню. Скорость на лыжах классная в верхней части. В средней части речки приходится попотеть. Это, скажу я вам, довольно приятно. В 11-30 мы на повороте, нас уже ждала машина. В 14-45 мы в гостинице «Эдельвейс».

Для Сергея в гостинице лежали билеты до города Владивостока. Поговорили с Сергеем об этом выходе и наметили планы на будущую работу. Меня еще несло в город Ключи. Моя эпопея не заканчивалась. Впереди действующий вулкан: Ключевская сопка. Еще хочется подняться на вулкан Ушковский. Все, кто на нем был, просто в восторге от специфики вулкана и панорамы с него. Стал звонить камчадалам. Ищу напарника. Фиг. Не те времена. Все работают. Все, иду один. Но эта уже другая песня и я вам обязательно ее «спою» в другой раз...