Автор: Татьяна Щекинова, г.Батайск

Отчет o прохождении горного маршрута 3 к.с. по Зап. Кавказу совершенном группой т.к. «Планета» в период с 28 мая по 10 июня 2019 года.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской региональная общественная организация, шифр161-00- 346523300, находящейся по адресу 344029, Ростов - на- Дону, ул.1-Конной Армии 4

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая в т.ч. с дорогой

Ходовых дней

горный

144,5

28.05.2019-10.06.2019

Поход проходил по Западному Кавказу, район Теберда-Домбай

Заявленная нитка маршрута (жирным выделено совпадающая часть маршрута):

пос. Теберда- д.р. Муху - пер. Мухинский н/к, - д.р. Мал. Марка - пер. Кичи-Марка 2А лед. Азгек - пер. Азгек 1А д.р. Хаджибей пер. Хаджибей Юж. 1Б д.р. Марка лед. Уллу-Марка пер. Марка- Баши 2А д.р. Кти-Теберда д.р. Аксаут - пер. Джалаучат 1Б - пос. Домбай д.р. Домбай-Ульген - поляна Русская - пер. Чучхур н/к д.р. Гоначхир д.р. Кичи- Муруджу - пер. Рынджи (МИФИ) 2А - пер. Назлы-Рынджи 1Б д.р. Назлы-кол- д.р. Джемагат - пос. Теберда.

Пройденная нитка маршрута:

пос. Теберда - д.р. Муху - пер. Мухинский н/к - д.р. Мал. Марка -пер. Кичи-Марка 2А лед. Азгек - пер. Азгек 1А д.р. Хаджибей пер. -Хаджибей -Юж. -1Б - -д.р. -Марка- - лед.- Уллу-Марка- пер. Уллу-Марка 2А пер. Хутый Верхний 1Б - д.р. Кти-Теберда - пер. 74-х 1Б - пос. Домбай д.р. Аманауз д.р. Гоначхир д.р. Кичи- Муруджу - пер. Рынджи (МИФИ) 2А д.р. Даут.

Пройдено локальных препятствий (перевалов, вершин):

• н/к 1 (Мухинский)
  • 1А 1 (пер.Азгек)
  • 1Б 3 (пер. Хаджибей Южный., пер. Хутый Верхний, пер.74-х)
  • 2А 3 (пер. Кичи-Марка, пер. Уллу-Марка, пер. Рынджи (МИФИ)

Суммарный перепад высот

• набор 6 361м
  • потери 6 794 м

Высотный коридор маршрута

• общий от 1082 до 3519 м.
  • преимущественный - от 2000м до 3500м.

Метеоусловия активной части маршрута:

• дней с осадками - 4
  • дней без осадков - 10.

Состав группы - 12 человек, средний возраст 33 год.

Фото

Курганский Владислав Геннадьевич

6-Г-У

Ц. Кавказ 2018

Ответственный по связям с обществен.

Таранцева Елена Евгеньевна

З. Кавказ 2001, 2-Г-У

З. Кавказ 2016

Хронометрист

Примечания по отчету и принятые сокращения

Направления "левый" и "правый" приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное например, «по ходу движения»

Сокращения:

а/л альплагерь лед. ледник

альп. база м.н. - место ночевки

г. гора по х.д. - по ходу движения

вер.- вершина ЧХВ чистое ходовое время. д. долина

пер. перевал пос. поселок р. река

т/к тур. клуб

н/к некатегорийный

Все данные высот приведенные в маршруте взяты с альтиметра.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ЗАЕЗД, ЗАБРОСКИ И ОБЗОР

Организация путешествия, заезд, заброски.

В этот раз получилась сборная городов. Группа делилась на 4 части: Ростов-на-Дону, Армавир, Крым и Майкоп. Все были знакомы друг с другом, не считая крымчан. В результате в поход пошли 12 человек и гитара. Район был выбран именно Домбай, так как, во-первых, для меня этой район как горный не изучен, плюс хотелось разведать ситуацию по нынешнему состоянию гор, перевалов, подходов и егерей. Сам район компактный, очень красивый, достаточно безлюдный, плюс много мест, где в случае происшествии можно сойти с маршрута. Местами ловит связь! Также на наш взгляд отличный район для проведения походов 2 и 3 к.с.

Следующий неприятный момент у нас возник с егерями. До похода нашли номер сотрудника заповедника. Договорилась о встрече. Рассказали нитку маршрута, когда и сколько нас человек будет. На что ответили, приезжайте, на месте решим, все будет хорошо. Как только мы приехали в Теберду нас встретила машина с 3 людьми и в районе 2-х часов мы договаривались о стоимости нашего прохода. Сошлись в итоге на 6000 рублей, а изначально от нас хотели 45 000. Что сказать, с егерями лучше не связываться. Долго можно о них писать, но не будем. Просто запомним, что егеря- проблемная зона Домбая.

Заброска. Она у нас была одна и в Домбае. Оставили ее на базе МЧС, заодно и встали на учет. На учет становились заранее через сайт, а затем еще продублировали маршрут в МЧС Домбая.

Выезжаем из Армавира 28 мая на заказном автотранспорте в 7.30 утра. Встречаем участников из Крыма и едем в Теберду. По дороге останавливаемся в Карачаевске, чтобы перекусить. В итоге в районе 12 дня приезжаем в Теберду, к этому же времени подъезжают еще 3 человек из нашей группы. Они ехали самостоятельно на своей машине. Приехали в Теберду в 12.00. Встреча с егерями затянулась на 2 часа. Оттуда часть группы поехали отвозить заброску в Домбай, а другая выдвинулась по дороге вдоль реки Муху.

Оформление пропусков.

Перед началом похода мы подали заявления в погранслужбу на пропуска. Подавали заявления 15 апреля. В результате в районе 10 мая пришел 1 пропуск, вместо 15. Оказывается, они не смогли распаковать архив. При этом не было сказано ни единого слова, что какие-то проблемы при подаче. В итоге выслали повторно пропуска, выслали 12 мая, заявления было принято только 16 и 17. Хотя по закону у них 1 сутки на рассмотрение. В итоге из-за того, что к началу маршрута пропуска не были готовы, пришлось воспользоваться запасным вариантом и не идти Джалаучат 1Б. Пропуска подавали по почте pu.kcherkes@fsb.ru . Телефон для справок: 8(8782) 26-41-33. После каждый лично писал доверенность на человека, который нам привез пропуска в Домбай. Скажем так, погранслужба планы подпортили.

Обзор района.

Район был выбран Западный Кавказ не случайно. Помимо разнообразия препятствий, удобная инфраструктура. Удобны подъезды, так как район популярен среди туристов, дорожная инфраструктура в относительно хорошем состоянии.

ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ

М.н.- д.р. Даут

Высотный профиль маршрута

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Перевал Мухинский (н/к, 2764 м)

Характер: травянистый

Ориентация: восток-запад

GPS координата: 43гр28мин38.6минN 41гр36мин42.2минE

Перевал расположен: р.Муху (р.Теберда) - р.Кичи-Марка (р. Аксаут)

Описание дается: от пос. Теберда до д.р. Малая Марка

Набор высоты: 1414 м

Потеря высоты: 205м

Пройденное расстояние: 17 км

С перевала снята записка группы туристов г. Ростова-на-Дону, т.к. Планета, под руководством Колесниковой В.Г в составе 7 человек, дата 11 мая 2019 год.

28.05. 2019 (1 день.) Выходим из п.Теберда. Сначала идем по правому берегу, затем переходим на левую берег реки, идем по грунтовой дороге. В первый день рюкзаки тяжелые, шли не быстро. В итоге за 4 ходки по 40 минут добираемся до места ночевки.

Ночуем выше слияние рек Азгек и Муху, на правом берегу р. Муху. Там отличные площадки, вода, даже туалет. Единственный минус - очень много гнуса и противных мошек. Время 18.00.

Итого за день: ЧХВ 2ч 30 мин. Расстояние 6 км. Набор высоты 420м. Высота 1904 м.

29.05. 2019 (2 день). Подъем в 6:00 группа.

Выход в 7:50. Погода отличная, ясно, тепло. Идем, по дороге в направлении пер.Мухинский. За все время пока шли на перевал, встретили 2 машины, одна ехала вниз, другая подвозила каких-то туристов на перевал. А мы, медленно акклиматизировались, неся за спиной провизии на 10 дней. Было тяжело. Дорога хорошая, вода есть. Фото 1.Через 1 ч 20 минут ЧХВ встречаем ручей, переходим через него на правый берег. Еще через 20 минут снова возвращаемся, пройдя по бревну на левый берег. Через 40 минут подходим до развилки троп. Которая, чуть левее по х.д. ведет на перевал Кичи-Ауш, а наш перевал немного правее. На него есть несколько вариантов подъема, мы выбираем по центру. Там виднеется дорога, затем она переходит в тропу. Еще через 40 минут и мы наверху. Фото 2. Фото 3. Перевал Мухинский н/к, весной 1А. Хоть шли мы его еще весной 29 мая. Высота 2764м. сняли записку группы туристов из Ростова. Ребята ходили его весной. Плюс еще один участник нашей группы также был на нем 20 дней назад. Сфотографировались возле красного флага, перекусили и пошли дальше.

С перевала есть два варианта спуска. Один сразу вниз до р. Малая Марка. Другой вариант спуска по гребню. Мы выбираем второй вариант. Фото 4. Через 30 минут спускаемся на пер. Кичи-Ауш, а уже с него спуск в долину. Еще через 20 минут доходим до реки Малая Марка, обедаем. Высота 2600 м. Время 14.00.

После обеда, нам предстоит еще 1 переход или два. Решаем дойти до первого озера, по описаниям там есть ночевки, а там уже решить по нашим силам. В итоге выходим в 15.10. через 40 минут доходим до нижнего озера. Отличные ночевки, ставим лагерь. Время 16.00. Высота 2722 м.

Итого: ЧХВ 4ч 50 мин, расстояние 10 км. Набор 1015 м. Спуск 227м.

Высота 2722 м

Фото 1. Дорога на пер. Мухинский

Фото 2. Группа на пер. Мухинский н/к

фото 3.

Фото 4.На пер. Мухинском.

Перевал Кичи-Марка (2А, 3320 м)

Характер: снежно- осыпной

GPS координата: 43гр25мин37.4минN 41гр35мин53.8минE

Перевал расположен: Расположен в хр. Тогуз-Кль, южнее в.3493,7 соединяет лед. Кичи-Марка (р. Кичи-Марка) и лед. Азгек (р. Азгек).

Описание дается: от д.р. Малая Марка(нижнее озеро) до лед. Азгек

Набор высоты: 630 м

Потеря высоты: 350 м

Пройденное расстояние: 6 км

Перевальный тур НЕ НАЙДЕН. Искали долго.

30.05. 2019 (3 день). Подъем дежурных в 4.40. Группа в 5.15. Погода ясная, безветренно.

Выход в 6.50. от м.н. Фото 5.выходим в направлении Маркинского озера (Верхнего), обходя нижнее озеро слева. Через 10 минут делаем техническую остановку. Далее идем с ледорубами, так как склон через 10 минут ходу снежный и набирает крутизну. «Бараньи лбы» обходим справа по ходу. Крутизна склона примерно доходит до 20гр. Через 40 минут поднимаемся к цирку, где находится верхнее озеро. Привал. Далее двигаемся к правому борту, обходя озеро с правой стороны. Еще через 40 минут делаем привал. Отсюда хорошо просматривается правобережная морена в сн.-ос. цирке под характерной вершиной (она закрывает определяющую в.3493м, но четко видна на подъеме, хороший ориентир). Здесь озеро уже отлично просматривается ярко голубой цвет воды вперемешку со льдинами.

Перейдя к восточной стороне дугообразного озера 3493, можно хорошо разглядеть близлежащую вершину. В верхнем окончании поход через которые выводит на широкую морену. Подъем к "воротам" лучше делать в кармане морены. Мы шли сначала по плотному снегу, а затем, когда пошло выполаживание, снег стал глубокий и рыхлый. Сильно проваливались. Доходим до осыпей. От предыдущего места отдыха идем 40 минут. Крутизна склона 25гр.

На каменистой площадке надеваем системы, каски, готовим снаряжение. Перед нами виден перевал. Ориентировочное время подхода под взлет около 30 минут. После продолжаем движение по снегу в направлении перевального взлета, придерживаясь левого борта по х.д. Через 30 минут ходу крутизна склона начинает увеличиваться, надеваем кошки. Фото 6. Первые два человека выходят выше с веревками. Подойдя под скалы, решаем вешать перила для подстраховки. Плюс снег становится более плотным. Местами идем на передних зубьях. Повесили-50 м перил. R0-R1. Оттуда вправо под скалы по х.д., а затем вверх повесили еще 50 м перил. R1-R2. Лазание неприятное. Скалы достаточно крутые местами доходило до 50гр. Сам подъем был преимущественно по снегу, местами попадался лед и обледенелые скалы, к тому же сами скалы разрушенной породы. Надо быть предельно аккуратными. После повесили еще 30 м перил. R2-R3. Всего было поставлено 7 промежуточных точек, из них 6 закладок и 1 ледобур. Так же на вторую веревку прилетел камень, и новая веревка вдруг оказалась перебитой. Печаль. Отсекли ее, а после прохождения перевала и вовсе отрезали 7 метров. Хорошо, что перебилась не посередине. Работа на веревках и прохождение сложных участков у группы заняло 2 часа 30 минут. Фото 7. ЧХВ до перевала 5 часов 30 минут, то время которое нам потребовалось для того, чтобы подняться от нижнего озера на перевал Кичи-марка 2А. На перевале обед. Фото 8. Фото. 9. Время 13.30. У нас было 2 описания, где может стоять тур, по итогу ничего не нашли. Соорудили свой. Сама седловина небольшая, мест под ночевку нет, а вот на обед более чем достаточно. Топим снег.

Спуск с перевала просматривается хорошо, все идется ногами. И это отлично. Так же с перевала видна наша следующая цель, точнее район- пер. Азгек. Чуть правее от нас виден пер. Джугутурлючат. На нем висят снежные карнизы. Смотрится не очень безопасно. А мы пообедав, начинаем спуск вниз. Идем в касках, плотной группой. От седловины траверсом забираем влево, а далее прямо вниз. Идем по осыпям. Сначала мелкая осыпь, затем крупная. Камни живые. После выходим на снежник. Делаем привал. Фото 10. Спуск занял 40 минут. Далее движение продолжаем по левому борту лед. Азгек. Сам ледник не видно, забит снегом. Еще через 50 минут доходим до широкого снежного поля. Чуть ниже поля есть места под 3 палатки. В итоге решаем заночевать там. Вкусный ужин, песни под гитару, отлично завершения хорошего ходового дня. Время 17.00. Ночуем . Высота 3055м.

Итого: ЧХВ 7 ч. 10 минут. Расстояние 6 км. Набор 630м. Спуск 350м. Высота 3055 м. 130 м перил на подъем.

Фото 5. М.н. на озере. Путь подъема на пер. Кичи-Марка 2А.

Фото 6. Перевальный цирк.

Фото 7. Выход на пер. Кичи-Марка 2А

Фото 8. Панорамный вид с пер. Кичи-Марка 2А

Фото 9. Группа на пер. Кичи-Марка 2А

Фото 10. Спуск с пер. Кичи-Марка 2А

Перевал Азгек (1А, 3168 м м)

GPS координата: 43гр24мин47.6минN 41гр36мин50.6минE

Перевал расположен: в Азгекском хр., между вершинами Хаджибейбаши 3733,0м и Азгекбаши 3320,1м соединяет р. Азгек (р. Муху) и оз. Хаджибей (р. Хаджибей).

Описание дается: от лед. Азгек до оз. Хаджибей

Набор высоты: 200 м

Потеря высоты: 380 м

Снята записка группы туристов в количестве 4 человек из г. Ипатово Ставропольского края, под руководством Васильева В.А.

31.05.2019 (4 день).

Подъем дежурных в 4.40. Группа в 5.15. Погода ясная, безветренно.

Утро встретило нас солнечными лучами. Тепло.

Выход в 6.50. Выходим в касках, с ледорубом, одеваем кошки. Прежде чем идти на перевал нам предстоит небольшой, но достаточно крутой спуск в снежную мульду. Фото 11.

От м.н. спускаемся прямо вниз, далее забираем влево и поднимаемся в направлении перевала Азгек. Привал. Отдых перед перевальным взлетом. Отлично просматривается наша седловина. Выбираем наиболее оптимальную нитку движения, так как весь путь на перевал заснеженный. Идем плотной группой, крутизна склона в среднем 25гр- 30гр. Еще через 20 минут выходим на перевал. Время 8.00. Тур в центре седловины. Высота перевала Азгек 1А 3168 м. От м.н. ЧХВ 50 минут. Фото 12. С перевала видна наша следующая цель- Хаджибей Юж. Фото 13. Фото 14. А вот озеро, к сожалению не видно.

Спуск с перевала не сложен. Вначале нужно приспуститься на несколько метров по скальным полкам на тропку (разрушенные скалы, поросшие травой). Затем, надеваем кошки, и двигаемся по снежнику, придерживаясь сначала левого борта. Пройдя между скал, начинаем уходить траверсом вправо. Местами склон становиться достаточно крутым, крутизна склона доходит до 35 градусов. Примерно через 800 м. мы увидели Хаджибейское озеро. Держим путь к нему. Спустя 40 минут мы стоим у озера. Фото 15. Привал. Ищем место перехода на другой берег реки Хаджибей. Долина красивая, очень снежная. Время 9.30. Жарко. Понимаем, что идти на перевал уже не безопасно. Так как сильно жарит солнце, а на перевале много снега и висит карниз. Что делать? Решаем подойти повыше, это еще 50 минут ходу и там заночевать. Поэтому уже особо никуда не спеша, находим снежный мост, по нему переходим на правый- -берег- -реки. Оттуда обходим озеро, огибая его справа в-направлении «бараньих лбов» у окончания скального отрога, разделяющего южный и северный цирки. «Бараньи лбы» над озером хорошо обходятся справа по снегу. Крутизна склона до 35 град. Подъем выводит на снежную террасу. Хорошее ровное место. Ставим лагерь. Вынужденная полудневка. Время 11.05. Высота 3045 м. Ночуем на снегу.

Итого: ЧХВ 2 ч. 30 минут. Расстояние 4 км. Набор 390м. Спуск 410м. Высота 3045 м.

Фото 11. Выход с ночевок.

Фото 12. Перевальный взлет.

Фото 13. Группа на пер. Азгек 1А.

Фото 14. Перевальная записка.

Фото 15. Спуск с пер.Азгек.

Перевал Хаджибей Южный (1Б, 3338 м)

GPS координата: 43гр23мин59.2минN 41гр35мин03.1минE

Перевал расположен: в хр. Хаджибей, между пиком Бадукский 3683,0м и вер. Бадукбаши 3537м соединяет верховья дол. Хаджибей с оз. Хаджибей и в. исток р. Уллу-Марка (р. Аксаут) с оз. Бол. Маркинское.

Описание дается: от оз. Хаджибей до д.р. Марка (оз. Маркинское)

Набор высоты: 590 м

Потеря высоты: 530 м

Пройденное расстояние: 4,3 км

Снята записка группы туристов СТК «Ратибор» в составе 15 человек от 02.05.2018 г поход 2 к.с., руководитель Ляшов И.В.

01.06.2019 (5 день). Подъем дежурных в 4.40. Группа в 5.15. Погода ясная, безветренно.

Выход в 6.45. От м.н. идем в направлении перевала Хаджибей Юж. Фото 16. Идем в системах, в касках, кошках, с ледорубами. Снаряжение повесили на себя. Подошли под перевальный взлет. Фото 17. Тропим по плотному снегу, крутизна склона 30гр- 35гр. Доходим до центрального камня. От него вешаем 20 м перил для подстраховки. R0-R1. В этом месте крутизна склона была больше и выше шанс провалиться либо спровоцировать лавину - возле скал снежник тает активней и меняет свои физические свойства быстрей, из тврдого фирна превращается в раскисший снег. Между скалами и снегом образуется полость, схожая с ранклюфтом ледника. Через 60 минут ходового времени выходим на перевал. Седловина широкая, есть места под палатки. Перевал Хаджибей Южный 1Б*, высота 3338 м. Время 8.00. нашли тур с запиской. Фото.18. Фото 19. Сняли системы и отправились вниз. Спуск идется ногами. Идем в кошках, снег достаточно плотный, крутизна склона примерно 25гр- 30гр.

Немного спустившись с перевала, примерно 200 м, открывается вид на вершины района Архыз, а именно на доминирующие вершины Пшиш и София! Очень красиво. Мы спускаемся вниз, а затем забираем немного левее. Через 20-30 минут спуска открылось озеро Маркинское, очень красивое. На каменистом островке сделали привал, сняли кошки. Еще через 40 минут мы спустились к озеру. Фото 20. Спускались по осыпям, в основном мелкая осыпь, ближе к концу спуска вышли на небольшой снежник и спустились по нему. Возле озера множество отличных каменистых площадок. Группа искупалась, отдохнула. Был очень большой соблазн остаться здесь ночевать, но 2 полудневки подряд - это перебор. Решили идти дальше. На озере мы были в 10.30.

Фото 16. Вид с м.н. на пер. Хаджибей Юж.1Б*

Фото 17. Перевальный взлет. Центральный камень.

Фото 18. Группа на пер. Хаджибей Юж.1Б*

Фото 19. Перевальная записка.

Фото 20. Спуск с пер. Хаджибей Юж.

Перевал Уллу-Марка (2А, 3519 м)

Характер: Снежно-скальный.

GPS координата: 43гр22мин28.2минN 41гр33мин22.1минE

Перевал расположен: расположена в Тебердинском хребте севернее вершины Большая Марка и соединяет восточную ветвь ледника Марка (река Большая Марка) с ледником Хутый (река Хутый).

Описание дается: от р. Марка (оз. Маркинское) до - исток р. Б. Хутый.

Набор высоты: 700 м

Потеря высоты: 300 м

Пройденное расстояние: 5,5 км

Снята записка группы туристов т.к. «Абрис» г. Королев Московской области, в составе 8 человек. Спортивный поход 3 к.с. от 18.07.2017 г. под руководством Чугунова В.А.

От озера начинаем подъм по гребню морены к оконечности ледника. Подъм по морене прост. Верхняя часть морены засыпана снегом и мы продолжили движение по достаточно глубокому снегу. Через 40 минут вышли на небольшое плато с 2-мя небольшими озерами. На осыпях обедаем. Время 12.00. Фото 21.

Выходим с обеда. Озеро обходим справа по х.д. Уклон не превышает 15гр. Движение продолжаем по снежнику прямо вверх. После того как вышли на выполаживание, начали забирать немного левее. ЧХВ 1 ч 20 минут от обеда до пер. Отрог 1Б .

Перевальная седловина широкая есть места под палатки. Сделали в итоге 3 площадки под палатки на камнях, а 1 палатка решила, стань на снегу. Воды на перевале нет, топим снег. С перевала открывается вид на пер. Уллу-Марка и в. Большая Марка. Так же открылся вид на пер. Марка-

Баши Вост.2А. Он записан у нас в основном варианте. Но, мы видим снежный карниз, нависающий над перевалом и достаточно свежий (белый снег) который вот- вот сойдет. В итоге решаем, что идти этот перевал не безопасно. Принимаем решение идти по запасному варианту, а это пер. Уллу-Марка 2А и пер. Верхний Хутый 1Б*. Ночевка выдалась живописная, виды потрясающие. Высота 3280 м. Время 15.30. Фото 22.

Итого: ЧХВ 4 ч10 минут. Расстояние 5,8 км. Набор 760 м. Спуск 530 м. Высота 3280м.

02.06.2019 (6 день) в 6:00. Ясно.

Подъем дежурных в 4.20. Группа в 5.10. Погода ясная.

Выход в 6.40. От м.н. выходим в направлении пер. Уллу-Марка. Двигаемся по плотному снегу в кошках. Через минут 10-15 связываемся. Бергшрунд который летом открыт, сейчас был плотно забит снегом. Фото 23. Мы же двигаемся в связках, придерживаясь левого борта бергшрунда по х.д. Хочу обратить внимание, что на пути подъема начали падать камни слева по х.д. Камнеопасный участок пришлось проходить быстро без остановок, просматривая склон. Подходим с левой стороны к месту, где по летним описаниям должен быть бергшрунд и спокойно его переходим в связках. Крутизна склона доходит до 30гр. Через 45 минут выходим на перевал Уллу-Марка 2А, высота 3519м.

Седловина перевала представляет узкий сильно разрушенный гребень, резко обрывающийся на юго-восток. В начале лета он с северо- запада покрыт снегом, и на самом перевале находятся большие снежные козырьки - так что к краю лучше не подходить. Фото 24. Виды открываются потрясающие. Виден весь Кавказ. Сразу находим Ушбу, Донгузорун, Белалакаю и др. вершины. Время 7.30 все на перевале. Самая высокая точка нашего похода. Находим записку в туре. Тур находится немного левее. Фото 25.

Далее решаем, как спускаться. Видим спусковую петлю в кулуаре, который находиться слева, идем на разведку. Понимаем, что не самый безопасный спуск, ибо если что-то полетит, то все в этот кулуар. Продолжаем дальше искать место спуска. В итоге вниз от тура, начинаем спуск ногами, придерживаясь скал. Фото 26. Время 9.00. От места, где сложен тур, просматривается самый логичный вариант спуска. Через несколько метров, упираемся в небольшой снежный кулуар, вешаем 30 м. перил. R0-R1. Далее, забирая немного правее, находим отличный камень, с которого можно повесить спусковые перила. На этом камне уже висела спусковая петля. Провешиваем еще 50 м перил R1-R2, местами склон доходил до 80гр, в конце был небольшой ранклюфт. Сам спуск с перевала камне опасен. Как только солнышко припекало, начали сыпаться камни. Фото После, по некрутому снежнику доходим до осыпей между двумя маленькими озерами (ледниковые). Здесь обед. Полностью вся группа спустилась к 11.00. Обедаем. Смотрим на наш следующий перевал Хутый Верхний 1Б*. Достаточно много снега. Подниматься планируем по скалам, которые находятся справа от заснеженного кулуара. Фото 29.

Фото 21. Подъем от Маркинского оз. до пер. Отрог 1Б.

Фото 22. М.н. на пер. Отрог 1Б.

Фото 23. Перевальный взлет.

Фото 24. Часть группы на пер. Уллу-Марка 2А.

Фото 25. Перевальная записка.

Фото 26. Начало спуска с пер.Уллу-Марка 2А в д.р.Хутый

Фото 27. Путь спуска с пер.Уллу-Марка 2А

Фото 28. Вид на пер.Уллу-Марка2А с подъема на Хутый Верхний1Б*.

Перевал Хутый Верхний (1Б, 3250 м)

Характер: скально-осыпной

GPS координата: 43гр21мин48.9минN 41гр34мин02.1минE

Перевал расположен: в Тебердинском хребте юго-восточнее вершины Уллу-Марка

Описание дается: от истока р. Б. Хутый до д.р. Кти-Теберда

Набор высоты: 150 м

Потеря высоты: 600 м

Пройденное расстояние: 5 км

На перевале Хутый Верхний тур не обнаружили.

Выходим с обеда в 12.00. Фото 29. Через 40 минут подходим к снежнику, сначала пытаемся преодолеть склон траверсом, затем понимаем, что снег не очень хороший и склон достаточно не стабилен. Возвращаемся обратно. Обходим снежник снизу по пологому склону. Затем поднимаемся под скалы. Фото 30. Разбились на 3 группы. Пока первая группа провешивает перила, другие в безопасном месте ожидают своей очереди. Подъем достаточно камнеопасен. Скалы разваливаются, летят камни. Провесили 100 м перил на подъем. R0-R1, R1-R2. Перила провешивали так, чтобы по ним можно было идти максимально безопасно, и чтобы не скинуть «чемоданы» на товарищей. Начало работы на маршруте 13.00. Скалы достаточно простые, лазание не трудное. Фото 31. Так как скалы разрушены, страховаться практически негде. Средняя крутизна скал примерно 40-50гр.

На перевал Хутый Верхний 1Б* вылезли всей группой в 16.00. Фото 32. Фото 33. Первая часть группы в 14.10. Так как камнеопасно, на станциях не накапливались, внизу не собирались. Высота перевала Хутый Верхний 3250м. Тур не обнаружили. При этом обнаружили множество спусковых петель в разных местах. Судя по всему, перевал достаточно популярен.

Спуск с перевала начинаем вниз, уходя немного правее. Сначала идем по осыпному склону, затем выходим на снежник. Спускаемся вниз, крутизна склона примерно 30гр. Спуск продолжаем, уходя немного правее, к правому борту долины. Спускаемся до каменной гряды. После, забираем траверсом вправо, и спускаемся по снежнику вниз к озеру. Там находим места под 2 палатки на осыпях. Другие 2 палатки становятся на снегу. Время 17.00. Фото 34.

Итог за ходовой день: ЧХВ 6 ч 30 минут. Расстояние 4,3 км. Набор 310м. Спуск 580м. Провесили 180 м перил (80 на спуск с Уллу-Марка и 100 подъемных на пер. Хутый Верхний). Высота 3043м.

Фото 29. Подход под пер. Хутый Верхний.

Фото 30. Перевальный взлет.

Фото 31. Подход под скалы.

Фото 32. Группа на пер. Хутый Верхний 1Б*. Вид на пер. Уллу-Марка 2А и на наш следующий пер.74-х 1Б.

Фото 33. Группа на пер. Хутый Верхний 1Б*.

Фото 34. Спуск с пер. Хутый Верхний. Фото сделано с м.н.

Перевал 74-х (1Б, 3150м) в {4} отсутствует

GPS координата: 43гр19мин40.9минN 41гр33мин27.7минE

Перевал расположен: в Тебердинском хребте между вершинами 3278м и Мал. Семенов-Баши (ближе к последней, в 400м от пер. 73-х) соединяет д.р. Алибечка и д. р. Кти-Теберда.

Описание дается: от д.р. Кти-Теберда до пос. Домбай.

Набор высоты: 400 м

Потеря высоты: 1200 м

Пройденное расстояние: 8,8 км

Снята записка группы туристов из г. Ростова-на-Дону, в количестве-4-х человек, от 20.07.2018 г. Рук.-Верещагина А.?

03.06.2019 (7 день). Подъем дежурных в 5.00. Погода испортилась. Льет небольшой дождь, пасмурно. Решаем еще поспать. Следующий подъем в 7.00. Завтракаем. Погода немного налаживается.

Выход в 8.40. От м.н. идем вдоль р. Кти-Теберда. Сначала двигаемся по левому берегу, затем переходим на правый берег. Срезаем углы по снегу. Фото 35. Через 30 минут снова переходим реку по снежному мосту на левый берег. Далее по мореным осыпям, но в основном по снегу двигаемся в сторону района перевала 74-х.

Идем вдоль ручья, мимо «бараньих лбов». Напротив перевала 74-х начинаем подъем по снежному склону. Фото 36. Через 50 минут подходим под перевальный взлет. Фото 37. Идем в направлении перевала, сначала по центру, затем забирая правее, к скалам. Двигаемся по снегу крутизной до35гр. При выходе на перевал вешаем 6 метров перил для подстраховки. R0-R1. Сам перевал выглядит не очень притягательным. Наверху висят снежные карнизы. Был сход лавины.

Сам перевал 74-х или Кичи Теберда Восточный 1Б, представляет собой большую и широкую седловину. Фото 38. Фото 39. Высота пер. 74- х, 3150м. Время выхода на перевал 12.30. Посередине стоит тур. Фото 40. Нашли записку наших земляков. Через 10 минут спускаемся вниз до первых осыпей, там ровная площадка, рядом ручей. Обедаем. 12.50. Любуемся видами, сушим ноги.

От места обеда выходим на снежник и двигаемся вниз вдоль правого берега ручья. Через 20 минут выходим на широкую травянистую полку, с которой открывается вид -на -домик -пограничников -и -на -бурную р. Алибечка. Фото 41. Впереди крутые травянистые склоны, разделенные несколькими отрогами, гребни которых покрыты деревьями, а в ложбинах протекают ручьи. Визуально, видимые русла ручьев заканчивались узкими теснинами. В раздумьях, куда же идти. -Включаем, навигатор -типа «maps.me» и видим, что тропа нарисована в самой левой балке. Решаем найти тропу.

Траверсируем склон влево, затем спускаемся в балку, где лежит след от сошедшей лавины. Именно эта лавина нам ускоряет спуск. Мы дружно скатываемся по ней как на лыжах. Далее находим тропу, маркированную турами. Точнее тропой это сложно назвать. Но туров много и судя по карте, мы движемся по тропе. Затем лавина закончилась и началась крупная осыпь, а после высокая трава. Через какое-то время упираемся в реку. Надо переходить вброд. Немного ниже находим отличное место для перехода, но для подстраховки вешаем перила. Переправа заняла у нас примерно 15- 20 минут.

Переправились на правый берег р. Алибечка и по тропе дошли до пограничников. Они проверили документы, и мы пошли дальше. Через 15 минут ходьбы по дороге приходим в а.л. Алибек. Проходим через реку и через 200 м слева видим ровные, зеленые площадки. Решили на ночлег остаться здесь. Время 17.20. В теории можно было добежать до Домбая, но-нам понравилась зеленая площадка на территории лагеря. Здесь уже ловит связь. После того как мы поставили лагерь к нам подошли работники и сообщили, что установка платная, но мы не особо были настроены на плату, поэтому сошли на 500 рублях.

Итог: ЧХВ 4 ч 20 минут. Расстояние 10км. Набор 400 м. Спуск

1450м. Провесили 10 м на подъем. Высота 1880 м.

04.06.2019 (8 день). Подъем дежурных в 7.30. Группа в 8.00.

Облачно.

Выход в 9.30. От м.н. выходим по дороге вниз. Через 30 минут доходим до остановки. Тут оставляем рюкзаки и идем гулять по кладбищу, посвященному альпинистам. После еще 30 минут по дороге и мы выходим в пос. Домбай.

Решаем идти на базу МЧС, чтоб разузнать, где можно встать в Домбае с палатками и заодно забрать нашу заброску. Еще через 5 минут доходим до базы. Нам рекомендуют остановиться у милого дедушки, база которого находится, за зданием МЧС. Стоянка у него стоит 100 рублей с человека. На территории чисто, приятно. Есть стол, туалет, родник и лиса. Искупаться можно в любой гостинице, цена вопроса 100 р. с человека. Мы же купались в гостинице «Россия». И ура, у нас долгожданная дневка. Первая часть маршрута подошла к завершению.

Итого: ЧХВ 1 ч 05 минут. Расстояние 5 км. Спуск 250 м. Высота 1620 м.

05.06.2019 (9 день). Дневка.

Во время дневки идем на КПП к перевалу Чучхур. Нашему следующему препятствию. В итоге нам говорят, что в Буульген никого не пускают. Что это зона покоя. А если мы пройдем, то нас там обязательно поймают. Штраф за незаконное нахождение в заповеднике - в размере-4 000 на каждого участника. В итоге мы решаем, что Чучхур мы не идем. А продолжим наш маршрут по параллельному ущелью Гоначхир. Завтра тяжелый день.

Фото 35. От м.н. идем в направлении пер.74-х.

Фото 36. Идем в направлении пер.74-х.

Фото 37. Перевальный взлет.

Фото 38. Группа на пер. 74-х 1Б.

Фото 39. Перевальная записка.

Фото 40. Панорама с пер.74-х

Фото 41. Спуск с пер.74-х.

Перевал Рынджи (МИФИ) (2А, 3329м)

Характер: снежно-скально- осыпной.

GPS координата: 43гр18мин19.7минN 41гр52мин05.3минE

Перевал расположен: в Кышкаджерском хребте, западнее

МИФИ. Соединяет верховья ур. Рынджи (д.р. Даут) и д.р. Кичи-Муруджу.

Описание дается: от пос. Домбай до устья д.р. Даут

Набор высоты: 1700 м

Потеря высоты: 2100 м

Пройденное расстояние: 84 км

С перевала снята записка группы туристов тур клуба НИЯУ,-»МИФИ» г. Москвы, поход 3 к.с., в составе 7 человек, под руководством Амурского Михаила., дата 13 августа 2018 год.

С перевала снята записка группы туристов ТК «Ратибор» г. Ставрополь, поход 3 к.с., в составе 13 человек, под руководством Курапенко И.Б., дата 19 мая 2015 год.

06.06.2019 (10 день). Подъем дежурных в 6.00. Группа в 6.20. Ясно. Выход в 8.00. Идем по дороге вниз в сторону Теберды. Через 8 км,-1ч 20 минут по времени подходим к ущелью Гоначхир. Время 9.50. Покупаем билеты в ущелье 200 р с человека и идем вдоль дороги. Далее 11 км по дороге мы проходим за 2 ч.30 минут -ЧХВ. В районе озера Туманлыгель обедаем. Время 12.00.

После обеда доходим до слияния д.р. Кичи - Муруджу и р.Гоначхир. Здесь же пост пограничников. Время 13.40. Высота 1882 м. После проверки документов выдвигаемся по тропе вдоль правого берега р. Кичи- Муруджу. Тропа иногда теряется, достаточно большой уклон. За 40 минут проходим всю крутую часть. Далее мы попадаем в травянистую и заросшую долину. Люди здесь, судя по всему, бывают редко. Проходим еще 2 перехода. Начинается дождь. Становимся на ночевку. Время 16.45. Высота 2286м. После начался град. Мы вовремя успели натянуть тент. Впервые за поход он нам пригодился.

Итого: ЧХВ 5 ч 50 минут. Расстояние 23 км. Набор 800 м. Спуск 200 м . Высота 2286 м.

07.06.2019 (11 день). Подъем дежурных в 4.40. Группа в 5.10.Ясно.

Всю ночь шел дождь.

Выход в 6.30. От м.н. идем по долине вверх вдоль берега р. Кичи- Муруджу. Тропа маркирована «туриками». Через 30 минут доходим до ночевок у озера. Отдыхаем. Пытаемся найти логичный вариант подъема для группы, так как тропы нет. Перед нами только крутой травянистый склон. Тем временем солнышко немножко подсушило траву. Фото 42. В итоге от озера начинаем подъем резко вверх в направлении цирка перевала «МИФИ». Идем по травянистому склону, крутизной до 40 градусов. Через 1 час, идя по правому берегу реки, по ходу движения, выходим в висячую долину. Двигаемся в направлении второй ступени долины, к бараньим лбам. Когда дошли до реки, переходим ее на правый берег, и через 10 минут выходим к озеру. Фото 43. Обед. Отсюда открывается отличный вид на наш перевал.

Так как ночью выпало много свежего снега, считаем, что идти на перевал днем небезопасно. Плюс вчера был трудный день. Набираемся сил. Ночуем. Остановились на осыпях, сделали стоянки. Время 11.00. Очередная полуднвка. И это хорошо. Погода вроде немного стабилизируется. Высота 2945м. Фото 44.

Итого: ЧХВ 2 ч 30 минут. Расстояние 3 км. Набор 660 м. м . Высота 2945 м.

08.06.2019 (12 день). Подъем дежурных в 5.00. Группа в 5.20.Ясно. Выход в 7.00. От м.н. выходим в кошках, обходя озеро слева, подходим к-»бараньим лбам», левее водопада. Поднимаемся между «бараньими лбами», по крутому снежному склону. Далее идем траверсом, вдоль скал по левому борту. Выходим на перевал широкая, пологая седловина. Фото45. Время 8.30. Перевал Рынджи (МИФИ) 2А. Высота 3329 м. Находим два тура с записками. Один майский, он находился в правой части. А другой стоял по центру, там нашли наиболее свежую записку. Фото 46. Фото 47. От ночевок у озера ЧХВ 60 минут.

Южная сторона склона вся в снегу. По описаниям есть два варианта спуска. Уходить влево в кулуар, но там видны сходы лавин и следы от постоянно ссыпающихся камней. Другой вариант уйти вправо на скалы. В итоге выбираем второй вариант. Время начала спуска 9.00.

С перевала вешаем 50 метров перил по крутому снежному склону до 30 градусов. R0-R1. Идем в направлении правых скал. Фото 48. Затем еще 30 м траверсных перил по снегу до скал. R1-R2. На скалах бьем 2 крюка и вешаем 100 метров перил до снежника. R2-R3. R3-R4. Промежуточная станция на крюке и закладке. Далее уходим траверсом влево и вниз. Фото 49

Спускаемся по снегу к озеру. Здесь обед. Время 13.00. Фото 50.

От озера двигаемся по линии падения воды, идем по снегу. Через 10 минут подходим к р. Рынджи. Переходим реку по снежному мосту на левый берег . Далее переходим еще один приток ручья влево. Начинаем спуск по травянистому склону. Примерно через 10 минут спуска начинает прослеживаться тропа. По тропе спустились до р. Даут. На другой стороне виднеется теплое озеро. Время спуска от озера 50 минут. Тут умылись, кто-то даже искупался в речке и пошли дальше. Решили сегодня не бежать, к тому же начала портится погода. Во время движения ищем место под ночевку. В итоге дождь застал нас врасплох и место само быстро нашлось. Ночуем. Время 15.10. Отличные площадки в зоне леса, рядом вода и много дров.

Итого: ЧХВ 6 ч 30 минут. Расстояние 9, 5 км. Набор 330 м. Спуск 1065 м . Высота 2266 м. Провешено перил 180 м.

09.06.2019 (13 день). Подъем дежурных в 7.30.Ясно. Выход в 9.20.

От м.н. выходим вниз по тропе вдоль р. Даут. Весь путь до аула Дуут проходит по тропе по левому берегу. Обедаем через 2 ч 30 минут ЧХВ. Время 13.00. Срывается дождик.

Ближе к аулу тропа переходит в дорогу. От аула начинается хорошая грунтовка. Проходим 2 моста на правый берег р. Даут. В районе 5 вечера доходим до лесничества и тут нас застает дождь. Решаем остаться. Очень доброжелательные люди встретили нас. Напоили айраном, угостили сыром и предложили ночлег. От домиков мы отказались. Рядом с ними нашли чудесную полянку по правом берегу реки, тут и заночевали. Время 17.20.

Итого: ЧХВ 4 ч 40 минут. Расстояние 19, 5 км. Набор 64 м. Спуск 650 м . Высота 1625 м.

10.06.2019 (14 день). Подъем дежурных в 5.30. Ясно. Выход в 7.30.

От лесников продолжаем движение вниз по дороге. Через 22 км выходим на дорогу(трассу). Время 13.50. Там ловим попутку и доезжаем до Карачаевка. Далее уезжаем на общественном транспорте в Армавир, а ребята, которые приехали из Майкопа, едут за машиной в Домбай, а далее домой в Майкоп. Вот и завершился наш поход!

Итого: ЧХВ 4 ч 50 минут. Расстояние 23 км. Набор 50 м. Спуск 570м. Высота 1625 м.

Фото 42. Подъем из долины Кичи-Муруджу в цирк пер.Рынджи (МИФИ)

Фото 43. Подъем под пер.Рынджи(МИФИ)

Фото 44. Вид с м.н. на пер. Рынджи (МИФИ) 2А

Фото 45. Группа на пер. Рынджи (МИФИ) 2А

Фото 46. Перевальная записка.

Фото 47. Перевальная записка (май)

Фото 48. Спуск с перевальной седловины.

Фото 49. Спуск с пер Рынджи (МИФИ) 2А Работа на веревках.

Фото 50. Спуск с пер. Рынджи (МИФИ) 2А

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой был пройден очень интересный, технически насыщенный и красивый маршрут по Домбаю. Компактный район, интересные перевалы. Все хорошо за исключением некоторых минусов:

На наш взгляд главной проблемой района является заповедник. Нет понятной системы посещения. В каждом ущелье «свой егерь», с которым нужно торговаться за вход, и который пытается "отжать" по максимуму. А где и есть КПП в ущелье, там тебе дадут только билет на однодневную экскурсию, и ещ пригрозят штрафом, если ты идшь с палатками.

Занижена сложность перевалов и вершин. Этот легендарный район осваивался в советское время сильнейшими спортсменами альпинистами и туристами. Которые оценивали препятствия по своим силам. В итоге большинство препятствий сложнее своих аналогов в других районах, таких как (Приэльбрусье, Узункол, Архыз). А так же потепление климата, так же влияет на сложность и опасность препятствий.

Так перевалы 1Б - Хаджибей Южный и Хутый Верхний, значительно сложнее и опаснее стандартной 1Б.

Так же из минусов это мошка и гнус. В зоне леса от нее нет спасения. Съедает "живьм", вызывая аллергическую реакцию.

Запланированный маршрут был пройден не полностью. Пришлось идти по запасному варианту из-за: 1. Погран. пропусков. 2. Егерей. 3. Снежной обстановке. По пройденным препятствиям хотелось бы сделать выводы и дать следующие рекомендации.

Пер. Мухинский н/к простой перевал. Весной ему дают 1А. В целом не особо понятно за что.

Пер. Кичи-Марка 2А- соответствует заявленной категории, интересный. На подъем однозначно работа с веревками, не важно в какое время его идти, спуск ногами.

Пер. Азгек 1А- отличный перевал, соответствует заявленной категории.

Пер. Хаджибей Юж. 1Б* - достаточно не простой перевал. На мой взгляд, если его идти летом, то он сложнее любой другой 1Б. На спуск сложностей не возникло.

Пер. Уллу-Марка 2А соответствует категории. На подъем зашли пешком, связались. Так как было много снега, мы избежали сложностей с бергшрундом. При этом на спуске однозначно надо вешать как минимум 1 веревку 50 м. Спуск камне опасен.

Пер. Хутый Верхний 1Б*- я бы сказала, что самый опасный перевал в нашем походе. Сильно разрушенные скалы не позволяют нормально застраховаться, плюс много живых камней при подъеме. На спуск проблем не возникло.

Пер.74-1Б- соответствует заявленной категории. В нашем случае был так же не самым безопасным, так как висел снежный карниз. Думаю летом, перевал отлично идется. Определяющая сложность на подъеме.

Пер.Рынджи (МИФИ) 2А- соответствует заявленной категории. Несложный перевал, на подъеме сложностей не возникло, разве что с подходом. Сложность была выйти в цирк из д.р. Кичи-Муруджу. Крутой травянистый склон. На спуск повесили веревки.

В целом, так как шли в конце мая начала июня, то снега было достаточно много. В каких-то моментах, это облегчило нам жизнь, например подъем на пер. Хаджибей Юж. и подъем на пер. Уллу-Марка. При этом снежная обстановка все время вносила свои коррективы. Пришлось идти запасной вариант и не идти пер. Марка Баши Вост. Также была повышенная опасность на пер. Хутый Верхний и 74-х.

СМЕТА ПОХОДА

Статья расходов

Сумма на группу

Кол-в уч- в в группе

Сумма на одного в рублях

Проезд Армавир Теберда

Страховка

Итого

Карта-схема маршрута

Трек, написанный в режиме похода - https://www.gpsies.com/map.do?fileId=uqfwwkpvonheaokf

Использованные источники при подготовке к походу:

1. http://www.mountain.ru/article/article_displayphp?article_id=6117 отчет 3 к.с, Мартынов А.В. 2012 год.
  2. https://pereval.online/trip/4354 - отчет 3 к.с ., Федин М.А. 2012 год
  3. https://caucatalog.ru, Голубев М.
  4. http://www.tssr.ru/mountain/pereval/., Перечень классифицированных высокогорных перевалов, 2018 год.