Автор: Сергей Храпко, Киев

Восхождение на восьмитысячник Гашербрум II
(Красивая и Скрытая гора).
Часть 4

• Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • 24.06.2017

Благодаря Андрею и его массажу спалось гораздо лучше и сердце не беспокоило, хотя ночью я просыпался и даже выходил на улицу. Ночь была звездная – все небо было усеяно миллиардами звезд, которые были близки как никогда.

Утро застало нашу палатку в тени горы и было довольно холодно: градусов 5 мороза.

Но ситуация резко изменилась как-только из-за горы появилось солнце – стало на порядок теплее.

На горизонте гордо возвышался Музтанг Тауер.

Наш дальнейший путь продолжался по срединной гребневой морене, слева и справа от которой протянулся ледник.

Наш переход до базового лагеря был длиною километров 10.

Но судя по всему не все выдерживают данный переход, о чем свидетельствуют трупы лошадей, которые попадались на тропе.

Лошади были не единственными, кто не пережил поход и не возвратился назад, хотя в данном случае смерть наступила не от изнеможения или болезни. Этими существами были козлы, один из которых по прибытию в базовый лагерь был отправлен к праотцам ради мяса.

Из базового лагеря открывается вид на величественную вершину Гашербрум I.

Если пройти по морене еще дальше от лагеря, то можно увидеть и пирамидальную вершину Гашербрум II.

По прибытии в лагерь, который расположен на высоте 5100 м, мы расчистили место под наш шатер (во Fram Eqepment мы купили внешний тент шатра, чтобы использовать его в качестве кают-компании и места для хранения вещей и продуктов). В связи с тем, что шатер имеет достаточную высоту и при желании обеспечивает хорошую вентиляцию, в нем не так жарко, как было бы в палатке.

Вначале мы хотели его использовать в качестве хозяйственного помещения и помещения для культурного времяпрепровождения, но в итоге решили и ночевать в нем.

Итак, что касается трека от Асколе до базового лагеря Гашербрума I и II, то его протяженность вышла чуть больше 100 км, и это заняло у нас 7 дней, из которых один день был потрачен на вынужденную дневку.

Вечером я с Андреем прогулялся по леднику в поисках пути-подхода к первому высотному лагерю.

После некоторого блуждания по леднику мы натолкнулись на вешки поляков (кроме поляков рядом с нашим базовым лагерем стоял лагерь испанцев).

Дойдя по вешкам до высоты 5200 м, мы вернулись назад в базовый лагерь.

25.06.2017

Утром мы спаковали свои рюкзаки и в 7:00 отправились через ледник к месту, где должен будет располагаться первый высотный лагерь.

Благодаря тому, что мы с Андреем накануне нашли начало пути, мы сразу отправились по маршруту.

Ледник, по которому мы шли, оказался сильно разорванным и нам часто приходилось переходить через трещины, которые ощеривались на нас своими бездонными и темными пастями, в связи с чем для безопасности мы связались веревкой.

Это было оправдано, потому что время от времени один из нас проваливался по пояс.

Переход в базовый лагерь выдался затяжным для нас. Плюс к этому нас сильно донимало солнце и жара.

Мы себя чувствовали, как на раскаленной сковороде: сверху жарило солнце, а снизу отраженные от снега и льда солнечные лучи. Крем от загара просто не справлялся с существующими условиями, и я натянул баф до глаз под самые солнцезащитные очки. Но даже через баф и термобелье я чувствовал, как жжет солнце.

14 км до первого высотного лагеря по леднику и ледопаду мы прошли за 11 часов.

Первый высотный лагерь находится на своеобразном ледовом плато, которое разорвано огромными трещинами. Поплутав между ними, мы дошли до места первого высотного лагеря, где стояло несколько палаток: поляков и болгар.

В это время горы были уже затянуты облаками, так что до места первого высотного лагеря мы доходили уже в тумане.

Здесь мы установили свою палатку. Окружающий нас мир был затянут как туманом опустившимися облаками, поэтому только время от времени проглядывались подножия Гашербрума I и II.

Мы находились на высоте 5900 м.
    Согласно нашим планам, мы здесь ночуем, а завтра прогуливаемся до второго высотного лагеря и затем спускаемся вниз в базовый лагерь. Но это при условии, что будет хорошая погода, хотя пошедший вечером и шедший всю ночь снег не гарантировал нам ее наличие.

26.06.2017

Подъем в 4:00 утра не гарантировал нам наличие хорошей погоды: небо было затянуто и гор не было видно – сплошное «молоко».

Поэтому подъем перенесли на 5:00 утра. Пока раздумывали идти на верх или спускаться, погода стала налаживаться: из тумана стали появляться вершины Гашербрум V, IV, III, II, I, VI и VII.

В связи с этим Андрей и я решили прогуляться в сторону второго высотного лагеря.

От палаток до подножия Гашербрум II было минут 20-30 ходу.

Затем мы начали подъем в сторону серака, который нависал над склоном.

Под сам серак подъем шел по снежному склону градусов 50-60. Здесь нам с Андрюхой пришлось рубить ступени.

Под основанием серака оказалась довольно широкая полка. Отсюда, обогнув вправо серак, я на длину 40 метровой веревки дошел до так называемого Банана Ридж – снежному гребню, ведущему к скальной башне, за которой должен находиться второй высотный лагерь.

Таким образом дойдя где-то до 6150 м, мы, выпив чая из фляги и съев сникерс, пошли на спуск.

Солнце светило и грело довольно сильно, а раскисающий снег прилипал к кошкам несмотря на наличие антиподлипов, поэтому время от времени приходилось оббивать кошки ледорубом (антиподлипы на кошках фирмы BD просто не работали).

Продолжительность нашего с Андрюхой выхода и возвращение обратно в первый высотный лагерь длилась 3,5 часа, из которых особенно утомляющим был переход по плато к палаткам.

Прийдя к палаткам, мы собрались и всесте с Машей и Саней в 11:00 отправились на спуск в базовый лагерь.

Частично нам везло с погодой – набежали облака, и было не так жарко, но даже через облака чувствовалось с какой беспощадностью жжет солнце.

В районе обеда солнце все-таки прорвалось сквозь облака. Переход был утомительным: снег раскис и многие трещины, которые мы раньше спокойно проходили при подъеме, теперь представляли опасность. Время от времени кто-то из нас проваливался то по колено, то по пояс. В базовый лагерь мы пришли в 16 часов вечера, изрядно уставшие. Плюс ко всему меня донимало непонятное давящее чувство за грудиной – намек на бронхит. К вечеру появился кашель. Термометр показал 37,6 – таким образом я тоже присоединился к «больничке». Хотя, учитывая то, что у остальных троих участников выхода при измерении температуры термометр показал от 37,0 до 37,7, то можно было утверждать, что температура скорее всего была связана с усталостью и перегревом на солнце.

В добавок ко всему ужасно пек кончик языка – есть подозрение, что он сгорел под воздействием солнца и отражения от снега.

27.06.2017

Сегодня у нас день отдыха.

Я стараюсь успеть подлечиться (с утра температура 36,6, но есть кашель и хрипы в груди). Остальные пытаются занять себя чем-то. Саша усиленно чинит свои и других высотные ботинки.

Плюс ко всему очередной раз приходится чинить жидкотопливную горелку, так как она забивается от некачественного пакистанского бензина. Чтобы сэкономить на газе (8 долларов США за 230 граммовый баллон), мы решили в базовом лагере готовить на бензине.

Сегодня также был банный день и день постирушек – все это происходило в ручьях, текущих по леднику. О том, что вода в них была немного теплее 0 градусов по Цельсию говорить не буду.

Нам еще предстоит собраться для завтрашнего выхода на высоту. Опять нас ждет переход через ледник в первый высотный лагерь.

Кстати, в таких вот выездах на высоту очень актуальными являются средства личной женской гигиены, правда, они используются в несколько иных целях и в иной способ. Так, например, женские тампоны – хорошее средство для тампонады при кровотечении из носа (было проверено при переходе из Хобуртце в Урдукос), а вот женские прокладки – отлично идут в качестве стелек в высотные ботинки: они отлично абсорбируют влагу внутри ботинка (это уже не единожды проверялось при выезде в горы).