Люди и горы > Люди >

Авторы: Нелли Молтянская, Владимир Деньгин, Леонид Петренко, Любовь Самсонова, Красноярск

Евдокия Власова
(Дуська)

30 лет назад, 12 ноября 1999 года, ушла из жизни легенда столбизма Евдокия Власова, знаменитая Дуська. Вспомним её. Почитайте о ней, посмотрите небольшую подборку архивных фотографий.

Звезды путеводные

Евдокия Власова
Нелли МОЛТЯНСКАЯ: Об известных скалолазах и альпинистах написано уже немало. А вот об истинных столбистах, так сказать, столбистах в "чистом виде", особенно столбистках, вспоминают не так уж часто. В традиционно женском месяце – марте, хочется рассказать о некоторых из них.

Безусловно, самой яркой "звездой" на женском столбистком небосклоне 60-70-ых годов была Дуська (Евдокия Власова). Она была предводительницей компании "Веселые Ребята" и сильный пол беспрекословно ей подчинялся, более того, они ее боготворили. Немногие столбисты вошли в историю Столбов, своими именами обозначив тропы, избушки, лазы, камни. Дуськину же щелку до сих пор штурмуют именитые скалолазы самого высокого класса, и не всегда успешно.

Владимир ДЕНЬГИН: В Дуську был влюблен Юрка-очкарик. Как-то раз на поросшей мхом юго-западной стене Коммунара он огромными буквами процарапал: "ДУСЬКА". И розовая та надпись на черном фоне долго извещала всех о его любви. Не уверен точно, но вроде бы Дуськину Щель прошел первый именно Юрка, дав коварной хитрушке имя любимой.

Нина Резвова
Из времен столбовской юности вспоминается еще одна яркая личность: Нина Резвова (Прудникова). У Нинки и Дуськи, было много общих черт: независимость, лидерство, здоровый авантюризм, а так же прекрасная спортивная подготовка.

Нина приехала в Красноярск по комсомольской путевке. Появившись на Столбах, она сразу же вписалась в нашу компанию. Ее звонкий голос выделялся из хора в 20-30 глоток, оравших песни на стоянке "Олимп".

По скалам она пошла сразу и вскоре занимала призовые места в скальных соревнованиях.

Н.М.: Нина, действительно, столбовские ходы проходила шутя, а вот в соревнованиях выступала не очень успешно. В состязаниях на время и со страховкой, уступала менее подготовленным – видимо, это слишком разные виды лазания.

В.Д.: С Ниной нас связали скалы Столбов, Алтайские горы, пещеры, сплавы по Мане…

О наших пещерных похождениях можно было бы много рассказывать. Например, о том, что сифон в Караульной – I прошла первой Нина. Или о том, как я получил "втык" за одновременное лазанье вчетвером в связке по вертикальному камину (грот Жуткий Треугольник в Торгашинском провале). Когда мне за содеянное "мылили шею" в спелеоклубе, оправдываясь, я привел только один аргумент: "В связке были Нина Резвова и Люда Зайцева, и сорваться они никак не могли!".

Помнится, прибыли мы новичками в незабвенный лагерь "Ак-тру" на Алтае. При сдаче нормативов девушкам надо было подтянуться на "отлично" 5 раз. Нина подтянулась без видимых усилий 10 раз и спрашивает инструктора: "Не нужно ли еще?". После этого нам, парням, пришлось подтягиваться по 15 раз и более. Так что, имея в составе отделения Нину, красноярцы оказались обречены быть в числе лучших.

Потом Нина работала в Бобровом Логу тренером по горным лыжам. Ребят воспитывала в духе столбовского братства, по принципу: "был бы человек хороший, а уж потом – хороший спортсмен". Несмотря на строгое обращение, дети ее очень уважали и любили, а спортивных успехов ее питомцы добивались не меньше, чем у других тренеров.

Сейчас Нина живет в родном городе, Кохме, но мечтает вновь перебраться поближе к Столбам.

Н.М.: Занималась Нина и зимним подводным плаванием – зимой, вместе с водолазами, ныряла в Енисей.

Одна из подруг Нины Л. Белоголовкина, еще в 1962 году, посвятила ей такой стих:
Как хорошо, что ты явилась в мир,
Член будущей звезды: "Де Альтаир"!
Пылай! Дерзай! Но никогда не тлей!
А мы гордиться будем головой твоей!
(Альтаир – первое название компании "Грифы").

Из других известных столбисток хочется вспомнить Веру Гудвиль, которая была одной из первых чемпионок в общесоюзных соревнованиях по скалолазанию. Легендарную Людмилу Звереву, которая в свою очередь много рассказывала о хорошей столбистке Вере Ушаковой (она погибла на Первом Столбе, на глазах у Зверевой).

В молодости мы были в гостях у очень старой столбистки, подруги братьев Абалаковых – Оводовой. Она много рассказывала о столбистах начала века, показывала фотографии тех лет. Очень жаль, что с ней оборвалась связь.

В.Д.: В заключении, поздравляю лучшую половину человечества с 8 марта. Особенно тех, кто был с нами рядом в горах, пещерах, на скалах. С праздником, дорогие наши женщины!

Нелли МОЛТЯНСКАЯ,
Владимир ДЕНЬГИН

Леонид Петренко о Дуське
Расплатой за душевность, за порыв
За то, что мир они иначе видят
Есть имена похожие на взрыв –
Их или любят, или ненавидят

Евдокия Власова (Дуська)
Снимок Геннадия Карнаухова
Яркие личности порождают и свет, и тень. Каких только сплетен не слагали про Дуську: она и бомж, и уголовница, и развратница. А в характеристиках с места работы всегда подчеркивалась ее добросовестность и надежность. Председатель спелеосекции шинного завода Н. Ефимов говорил: "Дуська, она, вроде бы ничего не делает, но без нее все разваливается!". Главный конструктор судостроительного завода, единственный в стране заслуженный тренер СССР по скалолазанию В.Г. Путинцев сказал, как отрезал: "Е.Ф. Власова – самый надежный член команды!". Под словами "дяди Пути" подпишется вся старая скальная гвардия Красноярска и СНГ.

Имя это возникло на Столбах как-то неожиданно и звучно, как выстрел. Ну виданное ли дело, что бы женщина заправляла компанией столбистов. Да еще какой компанией, то ли гастрольный ансамбль, то ли труппа оперетты, состоящая из одних героев-любовников. "Веселые Ребята" – (третья в истории столбизма группа с таким названием) и лазили лихо, и пели не тихо, и девицы средь них порхали яркие. А предводитель – девчонка-стрекоза: певунья, попрыгунья, заводила (первая на скалах, первая в хохмах, первая в песнях, первая по хозяйству.

Этот вихрь жизненной активности был, к тому же, и клубком противоречий. Крайне правдивая, болезненно честная девочка с городской окраины не способна была принять идеологическую лживость нашей жизни, на дух не переносила моралистов всех мастей. А уж, как ведется испокон на Руси – на обиды и неправды или топор, или сквернословие, возведенное в ранг искусства. Так, что матюги слетали с Дусиных губ, как соловьиные трели. Она даже стала лауреатом столбовского конкурса крутой частушки – 40 минут, без перерыва исполняла тексты, достойные И. Губермана.

Высокая, плотная, осанистая девушка, с волнующей грудью, полными, стройными ножками – такой даме лебедушкой бы плыть по кремлевской сцене. Но под роскошной женственностью, таилась взрывная сила акробатки, острый и дерзкий ум, героическая душа свободного человека. Дуся умела плыть с лебединой грацией, но по каменной сцене, уходящих к небу столбовских ходов. Впрочем, из-под лебединой плавности частенько выпрыгивали чертики шалостей, дерзостей, бравады. Например, на каменных волнах Авиатора озорная Царевна-Лебедь вставала на отвесную кромку Конверта большим пальцем левой ноги и на целую секунду замирала над двадцатиметровой пропастью в позе ласточки.

В 1960-е годы столбисты делились на две основные касты: альпинистов-избушечников и блатных-подкаменщиков. Вольные подкаменщики ни к каким соревнованиям и секциям не стремились (да их никто и не приглашал). Первая волна красноярских альпинистов и скалолазов испытывала жесткое, враждебное противодействие столичного руководства и даже слово "столбист" было под запретом. Но в 66 г. нашелся смельчак, не убоявшийся ни местных, ни московских ортодоксов – А.А. Шалыгин, втянувший столбовских самородков Е. Власову и А. Ферапонтова в большой спорт.

Не участвовавшая ранее ни в каких соревнованиях, Дуська за один месяц покорила мир скалолазов, став некоронованной королевой Ялтинских соревнований. Глядя на нее все уважающие себя скалолазы научились лазить, запрещенным свободным лазанием, болеть, срывая горло и гитарные струны и вообще, скальный мир стал как-то мягче и добрее. В Дусю влюбились все настоящие мужчины, в том числе великий Олег Космачев и "скальный тигр" Михаил Хергиани. А суровый В.М. Абалаков стал называть ее дочкой. Чемпионка СССР Маргарита Спицына, очарованная Дуськой, сменила благодатную Алма-Ату на Красноярск. Тогда же, в Ялте у Дуськи открылся дар "видеть скалу". Осмотрев, какую-нибудь монотонную стометровую вертикаль, она могла, своей сипловатой скороговоркой, безошибочно "провести" по ней скалолаза.

В 1967 году Дуся очаровала альплагерь "Талгар" (там даже газету выпустили "Дусино детство") стала чемпионкой СССР по скалолазанию а поклонники написали ее имя двухметровыми буквами на стене Коммунара.

В 1969 году Дуся покорила самостоятельно обе Головы Такмака! Той же весной, бросившись на помощь зависшему на стене альпинисту из Перми, Дуся не успела, и сорвавшийся парень сшиб ее. Дуся упала, считай, удачно – перелом ноги. Через неделю пришла на Столбы на костылях и взошла Катушками на I Столб. На остальные вершины Центральных Столбов друзья подняли ее на руках. Ну, скажите, чья невеста, какая королева удостаивалась такого триумфа. И пусть бы больше века длился этот день признания в любви сибирской девчонке Дуське!

Леонид ПЕТРЕНКО

Любовь Самсонова. Дуська

Серёжа Прусаков - столбист и скалолаз, спортсмен, хозяин избушки "Сакля". А это по тропе, за Вторым Столбом, за Митрою, и потому нам с Митры было легче всего наблюдать за всем окрестным огромным миром. Такая красотища вокруг, такие дали - закаты, рассветы, и в любое время суток манит туда, где эта вершина мира, а заодно и другие вершины. Они все разные, по разным ходам и подходам, с хитрушками и проще, и сложные - в общем, целый мир лазания, преодоления и побед над собою.

С Серёгою ничего не страшно, все проходимо с его подстраховкой.

Дуся Власова - атаманша.
Фото предоставлено Сергеем Зимаковым

Мы готовились к поездке в Ялту на соревнования. И всё-таки для начала я вместо себя предложила Серёге взять в Ялту Дуську. Я с Дуськой достаточно была уже знакома и обожала её, потому что она лучше всех девчонок лазила по Столбам. Мы просто встретились с нею на тропе у Второго, и я сказала Серёге: "Её, Дуську, надо взять в Ялту! Она более всех достойна, да, всё это получится - она талант!" Серёжа возражал: "Материться Дуська будет!" А Дуське я говорю: "Соглашайся, от тебя не убудет! Еще прославишься, удачи тебе!" Дуська подумала и согласилась, и даже поклялась: "Не материться!"

Ялта. В ожидании автобуса на скалы. Дуся, Виктор Степанов.
Фото предоставлено Валерием Маерковичем

Сама же я не поехала, потому что сын мой был совсем ещё маленький, по третьему году. Я не хотела надолго его оставлять. Поэтому, к сожалению, все мои впечатления и восторги от Дуськиных выступлений и приключений в Ялте я позже почерпнула из рассказов друзей и очевидцев. Свидетелей тех давних событий остается с каждым годом все меньше...

Я прошу, дорогие читатели, кто еще помнит и знает о тех временах, подскажите, пожалуйста, как это было тогда, и как весело было всегда рядом с Дуською. Это же фейерверки эмоций и впечатлений. Господи, боже мой! И всегда в позитиве - просто очень весело. Два-три года Дуськиных гастролей со скалолазами - её эпоха, триумф и слава. А на Столбах атаманша Дуська была знаменита и любима всеми, я думаю, почти от рождения её - появления на Столбах и до её кончины - много десятков лет. О ней сочиняли легенды, ей пели песни, пела она сама, и всё вокруг нее плясало и пело.

Это был бесконечный праздник вольной души и тела. Воистину она была атаманшей - великодушной, весёлой и справедливой. И лазила по скалам она классно! И всегда на Столбах вокруг неё, с нею рядом, было много народа. Молодые пацаны и девчонки Дуську обожали, любили, старшее поколение столбистов уважали сестренку Гапона. Далее, возможно, мы наберём и напечатаем серию рассказов о Дуське и, конечно, интервью Серёжи Прусакова, нашего тренера по скалолазанию в ДСО "Спартак", и других, многих друзей её и тех, кто видел её лишь однажды, но запомнил, потому что личностью Дуська была яркой, неординарной, неповторимой. Рядом с нею никогда не было скучно, и именно в те времена на Столбах было особенно много музыки и песен. Я вот недавно, в прекрасный погожий день конца лета, когда было полно народа и проводились соревнования по скалолазанию - столбизму - и ни одной гитары на всех, ни одной песни, только деловые шумы и смехи. Даже пройдя по избам, я не увидела, не услышала ни одной гитары.

Скучновато мы стали жить...

Команда красноярцев на скальных соревнованиях в Крыму.
Слева направо стоят: Геннадий Карлов, Дуська Власова. Владимир Григорьевич Путинцев - тренер, Рита Спицина, Сергей Прусаков.
Сидят: Шурик Губанов, Николай Молтянский.