Автор: Сергей Храпко, Киев

Восхождение на восьмитысячник Гашербрум II
(Красивая и Скрытая гора).
Часть 3

• Часть 1
  • Часть 2
  • 18.06.2017

Не смотря на озвученное нами накануне желание выйти пораньше (часов в 5 утра), выход задержался на 1,5 часа не из-за нас. Это время было потрачено на распределение грузов между портерами, перевешиванием грузов и погрузкой их на мулов.

Мы решили идти одной группой вместе с Никитой, Мишей и Славой, чтобы выиграть в количестве ходовых дней, так как Али с другими своими клиентами планировал подход к базовому лагерю Гашербрума І и ІІ за 6 -7 дней. Мы же надеялись пройти этот трек за 3-4 дня.

У нас было оплачено 8 портеров – это входило в наш пакет. По договоренности с Али портеры были заменены мулами.

Купленный нами пакет разрешал нам нагружать каждого портера по 25 кг. За остальной вес необходимо было доплачивать. Со слов Али каждый килограмм сверху стоил 11 центов США за каждый переход, поэтому мы решили сильно не заморачиваться с тем как бы облегчить незаметно наши рюкзаки, которые мы несли самостоятельно, перегрузив вес в баулы, которые должны были нести в нашем случае мулы.

В общей свалке наши баулы прошли как норма, хотя в них было от 26 до 28 кг. Выйдя из Асколе, я почувствовал приятный мандраж в теле, связанный с началом путешествия и приключений.

В своих рюкзаках мы несли часть личных вещей, спальники, коврики, палатку и еду на первые пару дней. Наш путь проходил по ущелью, по которому протекал мощный горный поток.

Взошедшее солнце начало сильно припекать, а воздух был на столько сух, что от него пересыхало до боли в гортани. Трек оказался очень пыльным – наверное это один из самых грязных треков в моей жизни.

В Джола мы остановились на перекус и здесь Андрюха, который отвечал за комплектацию общественной аптечки, выступил в качестве доктора для местных: лечение пореза на пятке местного портера удалось у Андрюхи на славу, но, когда к нему пришли с проблемами глаз и живота, Андрюха вспомнил, что не является дипломированным врачом и вежливо извинился перед местными за невозможность оказать помощь.

Эта роль доктора к Андрею пристала: и в последующие дни он лечил не только местных аборигенов, но и нас, и даже себя.

В отличии от группы Али, которые в этот день ограничились приблизительно 22-километровым переходом, мы загнали себя в 35-километровый переход.

Под конец из-за жары и длинного перехода мы просто валились с ног и до места ночевки дошли на последних силах, когда уже начало смеркаться.

Ночевали мы в кемпинге Моджо (высота 3200 м), который находится между кемпингами Джола и Паю.

19.06.2017

Учитывая тяжесть перехода предыдущего дня, новый день, утро которого застало нас в Моджо, поставил перед нами новые приоритеты – мы решили закрыть глаза на упреки совести и постараться по максимуму облегчить наши рюкзаки, переложив дополнительно в баулы, которые должны были ехать на мулах, часть своих вещей.

Неприятностью сегодняшнего утра стал тот факт, что в отношении вчерашних болей в горле Андрея появилось подозрение, что у него ангина, так как помимо обложенного горла у него еще появилась температура. Прописав ему полоскание горла соляным раствором и забрызгивание йоксом, мы решили выдвигаться в путь с надеждой, что может быть подозрение на ангину ошибочно, а предпринятые меры дадут скорый результат на выздоровление. К тому же Андрей решил в дополнение пропить курс антибиотиков.

Нашей сегодняшней целью было дойти до кемпинга Хорбутце.

По дороге мы прошли кемпинг Паю, где немного передохнули, - живописное место с зелеными деревьями среди безжизненных камней и скал.

Сегодня было тоже жарко, но в отличие от вчерашнего дня, когда уставали от нудистики перехода, сегодня была усталость физическая – видно сказывался вчерашний переход и сегодняшние подъемы и спуски по леднику Балторо.

Сам ледник трудно назвать ледником – он больше похож на морену, так как засыпан булыганами разных фракций, разрушенными остатками породы и песком.

Единственной его окрасой были пики, которые слева и справа своими подножиями чуть ли не стояли на леднике, такие как, например, Паю и Транго.

Перед самым Харбутце нам пришлось преодолевать вброд горную речушку, вода которой была на столько холодной, что пронизывала до ломоты костей.

Сам Хобуртце находится в живописном месте на высоте 3800 м: внизу расположено ледниковое озеро, а напротив возвышаются башни Транго. Зрелище само по себе потрясающее.

Омрачал этот пейзаж тот факт, что двое из наших участников пришли в кемпинг с температурой: Андрей страдал болями в горле, а Саня – расстройством желудка.

Обсудив существующую ситуацию решаем остаться в Хобуртце на сутки, чтобы подлечить заболевших, так как на высоте, в случае если мы продолжим трек, возможность их вылечить сводиться к нулю. Андрею кроме ранее предназначенных мер прописываем обильное теплое питье, а Саше – нифуроксозит, и садим последнего на жесткую диету.

За сегодня мы прошли 25 км.

20.06.2017

Сегодня утром, проводив Никиту, Мишу и Славу в дальнейший трек, остаемся в Хобуртце.

Погода сегодня немного испортилась: небо затянуто облаками, но благодаря этому не жарко и можно спокойно находиться в палатке.

После обеда пришел Али с остальными своими клиентами и офицером связи. По их планам они собираются заночевать в следующем кемпинге – Урдукос, который находиться выше в километрах 7 от Хобуртце.

Мы ему сообщаем, что сегодня мы вторую ночь будем ночевать в Хобуртце, а завтра скорее всего дойдем до Урдукоса.

Али на завтра планирует для своих клиентов день отдыха в Урдукосе.

Вечером термометр показывает, что у обоих наших пациентов повышенная температура, к тому же Маша тоже начинает жаловаться на недомогание. И мы все начинаем шутить, что мол на восхождение понабирали людей из больнички, а нашу палатку переименовали в лазарет.

Но все-таки надеемся, что к завтрашнему утру ситуация изменится.

21.06.2017

Утром, не смотря на немного повышенную температуру у Андрея и Саши, решаем идти в Урдукос.

И тут сталкиваемся с тем фактом, что наши портеры перевешивают наши баулы и заявляют, что они превышают 25 кг, при чем шесть баулов из восьми дотягивают до 30 кг. Не сильно с ними споря, пытаемся договориться за превышение веса. Они нам заявляют, что за то, что они донесут их до базового лагнря мы должны им заплатить 10000 рупий (эквивалент 100 долларов США). Мы пытаемся сбить цену до 50 долларов, заявляя, что до Хобуртце вес баулов не превышал 25 кг, а догрузили мы их только сегодня. Наши портеры зовут на подмогу местного авторитета (дедушка в летах), чтобы он уладил наш спор. После некоторых попыток найти компромисс, принимаем совместное решение идти в Урдукос с грузом как есть, а там урегулировать спор при помощи Али.

Путь в Урдукос занял 3 часа, за которые мы прошли 7 км.

Урдукос в отличие о Хобуртце находится по ходу нашего движения справа от ледника Балторо на крутом склоне горы в окружении зелени: кустов и травы, и расположен на высоте 4000 м.

В Урдукосе мы встретились с Али, урегулировали вопрос с перевесом (стоимость расчитали исходя из количества килограммов перевеса помноженное на 11 рупий за колограмм и умноженное на количество оставшихся переходов от Хобуртце до базового лагеря – их осталось семь).

После этого поставили палатку и расположились на ночлег. В добавок ко всему Али нас угостил ужином, а Саше выдал питье от расстройства с местными целебными снадобьями. Сашу мы продолжаем держать на диете: сухарях и рисе, за что он нас тихо ненавидит. Также мы пока решаем отказаться от радикальных мер в виде водки с солью для лечения диареи.

Кстати относительно алкоголя: учитывая то обстоятельство, что Пакистан - мусульманская страна и употребление алкоголя в ней строго запрещено (по крайней мере для местных) и найти его здесь скорее всего практически невозможно, мы боялись, что тот алкоголь, который мы будем везти из Украины, просто конфискуют в аэропорту по прилету. Поэтому, исходя из ограничений в весе нашего багажа, решили везти спирт, а чтобы он не бросился в глаза, перелили его в капельницы из-под физраствора, а купленный в дьютифри виски перелили в бутылочки из-под пепси-колы.

При подходе к Урдукосу Машей была принята за чистую монету шутка Саши о том, что мулы в Пакистане особенные – их правые ноги немного короче, чем левые, что позволяет им удобнее ходить по склону. То, что это шутка, было понято после наводящего вопроса – а как же быть мулам, когда они идут в обратную дорогу?

22.06.2017

Ночью прошел дождь, и то, что раньше было пылью, стало грязью. Оба наших пациента пошли на поправку, и мы решили попробовать наверстать упущенное время.

Али сегодня планировал идти в Горе ІІ, мы же думали сделать еще один переход и дойти до Конкордии.

Погода сегодня наладилась: утренние облака разошлись, и снова стало жарко.

До Горе ІІ, который находиться на высоте 4300 м, мы дошли за 5 часов, преодолев 14 км.

Трек был ненапряжным, и мы как-то сами удивились тому, что оказались в кемпинге Горе II относительно быстро. Здесь мы решили передохнуть, а пришедшему Али сообщили, что планируем идти дальше до Конкордии.

Али вроде не возражал сначала, но тут подняли хай наши портеры, что мол они не могут идти, так как еды для лошадей у них осталось на одну ночь, а в Горе ІІ есть кое-где трава для лошадей, а вот дальше ее уже нет. Али согласился с доводами портеров, и нам ничего не осталось, как принять позицию Али и портеров, и остаться ночевать в Горе ІІ, исходя из того, что в планах на следующий день нужно было дойти до кемпинга Шакрин (это объяснялось тем, что на послезавтра от Шакрин до базового лагеря оставалось 3 часа пути и портеры, переночевав в Шакрин и завезя груз в базовый лагерь, успевали якобы вернуться в Горе ІІ).

К вечеру небо затянуло облаками, скрыв горизонт, но это не мешало любоваться Машербрумом (К1), который нависал над кемпингом.

Как только солнце исчезло сразу похолодало, и прячась от холода, мы с Машей залезли в палатку, а ребята отправились к Али с целью надавить на жалость в плане получения ужина. Это судя по всему сработало, потому что Андрей вернулся и стал звать меня с Машей, но мы решили, что больше хотим спать, чем есть, и остались в палатке.

23.06.2017

Сегодня утром Андрей делился своими вчерашними вечерними впечатлениями о проводимым им тестом Щеткина-Блюмберга на пакистанце, у которого было подозрение на аппендицит. В общем думаю к концу экспедиции Андрюха станет квалифицированным врачом. Он даже стал подумывать о гинекологии и принятии родов.

Меня вторую ночь донимает сердце, но судя по всему это проблема с позвоночником: слева на спине зажало мышцу и видно это защемило нерв, который отдает на сердце.

Погода с утра была безоблачной и на горизонте открылся вид на стену из пиков, среди которых своей массивностью выделялся Гашербрум IV, из-за которого справа стеснительно выглядывала вершина восьмитысячника Гашербрума ІІ – одна из целей нашей экспедиции. Кроме них были видны еще Гашербрум V, VI и VII.

Около 8 утра мы отправились в сторону Конкордии, где сливаются несколько ледников вместе и откуда должно быть видно такие восьмитысячники как Броуд Пик и Чогори (К2). В свое время, после трека к Эвересту, я мечтал съездить в Пакистан ради того, чтобы увидеть К2.

Кроме тех, кто собирается попытать счастье на восхождении, на треке много встречается людей, которые приехали ради самого трека в базовые лагерь восьмитысячников.

Тропа по леднику более или менее читается благодаря турикам, утоптанности породы, которая покрывает ледник, наличию портеров, караванов мулов и лошадиным экскрементам.

Около часа дня мы достигли Конкордии, при чем это переход выдался не из легких.

Здесь нас порадовал не только К2 своей величественной пирамидой, но и Броуд Пик, и Гашербрум IV.

Кроме того, нашему взору открылись и другие величественные вершины. В целом мы пришли вовремя и успели увидеть все эти горы, еще не затянутыми облаками.

Впереди нас еще ждал переход по леднику до кемпинга (продолжаю так называть лагеря, которые мы проходили или в которых мы останавливались на ночевки) Шакрин. И хотя жара стала спадать, этот переход выжал из нас последние силы.

Итогом этого дня было 23 км, пройденные нами. Кемпинг Шакрин находится в красивом месте на высоте 4700 м: с одной стороны над нами возвышаются вершины Гашербрумов, а с противоположной - Чоголизы.

Неприятным завершением дня стало недомагание Маши – в нашей группе очередной участник заболел. Сегодня вечером наш личный экспедиционный доктор Андрей проявлял свои познания в массажном деле – надеюсь это решит мою проблему с ночными сердечными болями.

Завтра нас ждет переход в базовый лагерь Гашербрума І и ІІ и начало нового этапа нашей экспедиции, а пока мы наблюдали потрясающий закат.