Горы мира > Западная Европа >

Автор: Владимир Каширин, Харьков

На Монблан через три вершины за 12 часов.
Реальность или фантазия?

Так получилось, что после пика Ленина, я почти случайно оказался в Шамони. Спортивных планов не было. После высоты хотелось отдыха. Из снаряги в Шамони приехали только альпинистские ботинки, кошки, палки, две петельки, прусик и кусок веревки 14 м.

Полный релакс

Наотдыхавшись и нагулявшись по окрестностям Шамони, захотелось какого-то движа. Тем более что сам Шамони в эти дни был наполнен движем — город готовился к проведению знаменитого трейла Монблан Ультратрейл. Пример бегающих спортивных и красивых людей вдохновлял. А не сходить ли мне из Шамони (1035 м) на вершину Бревент (2525 м) — подумал я как-то утром. — Конечно, сходить. Надпись на указателе в районе нижней станции канатки на Бревент утешала: до вершины перепад высот порядка 1490 м и прогулка неспешным шагом займет 4 ч 50 минут. На старт!

Место старта и финиша Ультратрейла, вид на Бревент

Время до вершины 4:50

Тропа, начинаясь в тенистом лесу, пересекает линию канатки, дальше идет зигзагами по открытой местности и выходит выше первой станции канатки Plan Praz (1999 м) на высоте порядка 2050 м. Отсюда по указателю до вершины 1 ч 45 мин. С этого места тропа идет вверх по горнолыжной трассе под вершинную башню и далее обходя ее с правой стороны, через перемычку выводит на вершину.

Плато Plan Praz (1999 м), шикарный вид на Монблан

Ну вот, я на вершине! Время подъема из Шамони с учетом отдыха, созерцания красот и фотографирования 2 ч 40 мин. Обидно было только одно — с какой легкость и грациозностью меня обогнали, по очереди две бегущих в гору девушки, по видимому, участницы предстоящего трейла вокруг Монблана.

Вершина Бревента

Опять отдых. Погода продолжала радовать. В один из вечеров в кемпинге разговорился с ребятами, которые планировали принять участие в трейле. Слово за слово, заговорили о погоде и поняли, что завтра последний хороший день, а дальше погоды не будет. Они решили этой ночью стартануть на вершину Монблана по классике из поселка Лез-Уш и приюты Тет Рус и Гюте.

Именно в этот момент у меня и родилась идея попробовать сходить на Монблан за один день без ночевок в приютах — из кемпинга в кемпинг. С ребятами я бы не смог, они —бегуны, поэтому решил пойти соло. Прикинул все варианты. Понял, что по классике через приют Гюте, я в любом случае не успею. В августе первый поезд из Ле Фейе (Le Fayet) отправляется в 7:20, соответственно, из Сен-Жерве (Saint-Gervais) в 7:30 и прибывает на верхнюю станцию Орлиное гнездо (Nid d'Aigle), на высоте 2380 м, в 8:30. Обратно отправляется в 18:30. Итого запас по времени 10 часов на перепад высот 2430 м. Маловато!!!

Станция Орлиное гнездо (Nid d'Aigle), высота 2380 м

Поэтому был выбран план Б. Из Шамони на канатке до верхней станции Эгюий-дю-Миди, а далее через три вершины и обратно. Этот путь длиннее, сложнее, но успеть пройти возможно. Были предусмотрены и запасные варианты: на спуске остановится на ночевку в Космике или вообще спустится в сторону приюта Гюте.

Итак, по времени получается следующее: старт из Шамони в 6:30, спуск с Эгюий-дю-Миди в 18.00. Итого чистого времени 12 часов, перепад высот 1000 м (на самом деле из-за подъемов и спусков, реальный перепад порядка составляет 1600 м). Что ж, вполне возможно. Только билеты на канатку нужно не забыть купить заранее.

Придя на станцию канатки в 5:45 я был первым, но, буквально через пару минут стали подходить люди. Вагон был забит и часть желающих подняться не попали в первую очередь.

Утренняя очередь на катанку Эгюий-дю-Миди

Основная масса людей вышла на первой станции для восхождения снизу в сторону Эгюий-дю-Миди, а мы, оставшиеся 8-10 человек, поехали дальше вверх. Сначала я думал, что они тоже пойдут на Монблан и мне не придется идти одному. Но все ребята, которые ехали со мной доверху, пошли на восхождения на Эгюий-дю-Миди со стороны плато и я остался один.
Наверху встретил рассвет, виды потрясающие.

Рассвет. Вид на Гранд-Жорас. Гребневой спуск на плато

Далее без кошек ну никак

Итак, в 7:00 я на верхней станции, надеваю кошки и начинаю спускаться на плато, по высоте метров на 200. Посмотрев в сторону своего подъема на вершину Монблан-дю-Такюль (4248 м), я увидел три точки, медленно поднимающиеся вверх. Это люди, которые вышли из приюта Космик где-то час назад. Как оказалось позже, они не шли, а «бежали», и достаточно быстро!

После пересечения плато начинается подъем на Такюль. Тут же и первый «сюрприз» — вертикальная стеночка высотой 5–6 м.

Подъем на Монблан-дю-Такюль (4248 м). Отмечено место ледовой стенки

Ледовая стенка

Здесь оказалось все просто — были провешены две веревки с узлами, что позволило достаточно быстро преодолеть это препятствие (возможно именно в этом месте, несколько лет назад устанавливали лестницу). Тропа на Такюль виляет вправо и влево, в некоторых местах проходит по снежным мостикам через глубокие трещины, натечного льда, а местами вообще пропадает из-за схода небольших лавин, засыпания снежной крошкой. С гребня открывается прекрасный вид на вторую вершину Мон-Моди (4465 м).

Вершина Мон-Моди (4465 м). Отмечено место ледовой стенки

С Такюль спустился вниз по высоте метров 250–300, а далее по более крутому, чем на Такюль, склону, почти прямо по центру, опять поднимаюсь на гребень, правее главной вершины.

Тропа крутая, местами приходиться тропить по колено в снегу и крошке, идет по ледовому фирну, натечному льду.

О! Опять сюрприз! Вертикальная стеночка, такая же как на Такюле, но увы — без веревки!!

Ледовая стенка

Что делать: идти вниз или попытаться залезть без ледоруба и прочих альпприбамбасов? Решил рискнуть и попробовать залезть с помощью палок, укоротив их до минимума и сняв кольца. Пару минут — и я на верху, а дальше, метров через шесть, я увидел веревку, уходящую прямо в снег.

Оценил ситуацию для обратного спуска — мой кусок веревки позволял мне дюльфернуть в этом месте. Ура! Работаем дальше!

По веревкам поднялся на гребень Мон-Моди, откуда открывается шикарный вид на вершину Монблана и на гребень, ведущий на вершину со стороны приюта Гюте.

Вид на вершину Монблана

Далее — опять спуск с траверсом на перемычку между Мон-Моди и вершиной Монблана. Именно в этом месте я встретил первого бегуна, который уже спускался с вершины (двух остальных участников, я встретил позже, когда они уже спускались, на последнем плато перед взлетом на вершину). С перемычки немного виляя, то поднимаясь, то траверсируя, а в верхней части змейкой поднимаюсь на вершину!!!

А там красота, великолепные панорамные виды и никого нет!!! И только сходятся три тропы: моя тропа, тропа со стороны Италии и тропа с приюта Гюте.

Минут через 10 я увидел поднимающихся на вершину людей со стороны приюта Гюте. Сначала двойку, а затем четверку. Все друг друга пофотографировали и начали спускаться в свои стороны.

Выход на вершину со стороны Эгюий-дю-Миди

Выход на вершину со стороны Италии

Выход на вершину со стороны Гюте

Традиционное фото на вершине

Да, а что со временем?
Вот что получилось: гребень Такюль был в 8:46, гребень Мон-Моди в 10:26, выход на вершину в 12:43. Итого мой подъем до вершины занял из Шамони 6 ч 13 м, а со станции канатки – 5 ч 43 м.

Все, нужно начинать спускаться, чтобы успеть на канатку в 17.30. Сначала я думал, что спуск будет быстрее подъема, но после первых 20 минут понял, что так не получиться. Где-то глубокий снег, где-то плотный фирн и натечный лед не позволяли спускаться на прямую и загоняли на тропу. А еще нужно подниматься, дюльферять и т.д. В итоге, вместо предварительно рассчитанного времени выхода на плато Эгюий-дю-Миди – 16:00, я оказался там, в районе 17:00.

Далее траверс плато, подъем к станции. Здесь пришлось обходить все трещины по большому кругу (по короткому пути от солнца вытаяли все снежные мостики и идти стало реально опасно). Оказавшись на узком ноже, не доходя метров 300 до станции, я услышал объявление, что через несколько минут отправиться вниз последний вагончик. Я включил все свои резервы и начал максимально ускоряться, при этом крикнув спускающимся вниз по узкому месту людям, типа – все в сторону, пропустите, опаздываю – некультурно промчался мимо их.

Забежав на станцию, снял кошки и бросил их с веревкой через ограждение. Далее схватил их и помчал на посадку. Но я забыл, что путь на посадку идет вверх через лабиринты станции и серию магазинчиков.

Забег закончился удачно. Через 5 минут стоял в забитом вагончике, спускающемся вниз. В Шамони я был в 18-00, где не мог оторваться от бутылки с водой. Красивая вкусняшка вечером — бонус за быстрое и красивое восхождение!

Приятный бонус

В заключение хочу сказать, что однодневное восхождение на Монблан из Шамони в Шамони реально и возможно, но при определенных условиях, а именно: хорошей погоды, ледово-снежной обстановки, акклиматизации, альпинистской и физической подготовки, снаряжения.

Что бегуны? Да все просто. Те, как в моем случае, выбегают из верхних приютов и бегут, да очень быстро.
А мои знакомые, которые стартовали ночью из Лез-Уша, спустились в Лез-Уш, ориентировочно через 23 часа.