Люди и горы > Люди >

Автор: Олег Маликов, Алма-Ата

Владимир Сергеевич Балыбердин.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Владимир Сергеевич Балыбердин, 1948 года рождения – погиб 22. 07. 1994 года, автокатастрофа, г. Санкт-Петербург.

Первый советский альпинист, взошедший на высочайшую вершину мира пик Эверест 8848 м.
Заслуженный мастер спорта СССР 1982 г.
Мастер спорта международного класса 1982 г.

Биография

Родился в селе Шпагино, Заринского района, Алтайского края, 1 октября 1948 года. Хотя, по официальным документам, датой рождения считалось 2 июля 1949 года.

Жил и учился в г. Ленинград. В 1973 году окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени М. А. Бонч-Бруевича. Работал старшим инженером в Центральном научно-исследовательском институте морского флота.

С 1980 года — инструктор альпинизма Ленинградского городского совета ДСО «Спартак».

Альпинизмом начал заниматься в 1969 году.

В 1977 году занял 1-е место в альпинистском двоеборье (беговые лыжи и слалом).

В 1978 году присвоены звания кандидата в мастера спорта по альпинизму и кандидата в мастера спорта по скалолазанию.

В 1981 году на пике Коммунизма выиграл первенство СССР в высотно-техническом классе.

В 1982 году стал одним из самых активных участников первой советской гималайской экспедиции, целью которой было восхождение на пик Эверест.

Непосредственное восхождение на вершину Эвереста Владимир Балыбердин осуществил 4 мая 1982 года вместе со своим напарником, московским альпинистом Эдуардом Мысловским.

За это восхождение В. Балыбердин был награждён орденом Ленина (5 июля 1982 года), а по итогам опроса спортивных журналистов был назван в числе десяти лучших спортсменов СССР 1982 года (альпинист — впервые в истории советского спорта).

Единственный из кандидатов в мастера спорта СССР, которому, минуя звание мастера спорта, присвоены звания заслуженного мастера спорта (8 июня 1982) и мастера спорта СССР международного класса (31 декабря 1982).

1986 год — совершил первое зимнее восхождение на пик Коммунизма.

1988 год — совершил первое зимнее восхождение на пик Ленина.

В апреле — мае 1989 года участвовал во 2-й советской гималайской экспедиции, поднявшись последовательно на четыре вершины горного массива Канченджанга 8586 м.

За эти восхождения награждён орденом Дружбы народов (9 января 1990 года).

В январе-феврале 1990 года руководил одной из 4 групп советских альпинистов при зимнем восхождении на пик Победа, но в непогоду взойти удалось только группе Валерия Хрищатого.

1991

7 октября 1991 года совершил повторное восхождение на пик Эверест в качестве руководителя экспедиции Санкт-Петербургского кооператива «Альпинист».

В 1992 году Владимир Балыбердин был руководителем российско-американской экспедиции на пик K2 (Чогори) высота 8611 м. Совершил восхождение в составе группы, включавшей, кроме него, Алексея Никифорова и Геннадия Копейку.

После этой экспедиции В. Балыбердин стал первым в стране альпинистом, взошедшим на три самые высокие вершины мира.

В ночь на 22 июля 1994 года Владимир Балыбердин погиб в г., Санкт-Петербург, попав на своём автомобиле под колёса грузового трейлера, выехавшего на красный свет на перекрёстке Софийской улицы и проспекта Славы. Похоронен перед главным входом на Южное кладбище г. Санкт-Петербург.

- С Владимиром Балыбердиным, с которым в итоге вы пошли на вершину, тоже ссорились?

- Без прямых стычек и публичного выяснения отношений - в горах не до того, но напряжение, как говорится, витало в воздухе. По складу характера Володя - альпинист-одиночка, ему не нужны напарники. Да и разница в опыте сказывалась. Он был кандидатом в мастера, я - мастером спорта международного класса с тренерским стажем. Зато Балыбердин превосходил меня в атлетизме. Плюс - на одиннадцать лет моложе...