Автор: Сергей Богомолов, Саратов

МАЛ-84

Сезон 1984 года начинался по той же схеме что и предыдущий. На первую смену поехали, но уже с братом, к Капитанову Олегу в Варзоб. Геннадий был перворазрядником, по функционалке мне не уступал, а может даже превосходил. Он работал с новичками, а я был начспасом альплагеря.

По приезду в МАЛ «Памир» нас определили в филиал на Москвина. Это было за честь, можно было сходить сразу две горы. Попали в группу вместе с двумя Юриями, Голодовым и Бородкиным. Первый понятно, эверестовец, а второй, живой человек-легенда, прям перед нами его маршрут на Коммунизма. Он из старшего поколения и их здесь была целая плеяда, впечатляющих своей одержимостью и вызывающих к себе уважение.

Бородкин Юрий Владимирович с Олегом Маликовым
04.08.1994 год. БЛ "Северный"
(ледник Северный Иныльчек, Тянь-Шань),
ТОО МАЛ "Хан-Тенгри".
Фото Олега Белялова

С другой стороны федерация альпинизма СССР выделила место для участия в чемпионате в высотном классе МАЛ «Памир». Надо было формировать команду. Капитаном был избран один из сильнейших скалолазов страны Маркелов Виктор. В качестве об’екта восхождения рассматривали пик Революции с южной стороны.

Стали готовиться, акклиматизироваться и отбирать состав. Сходили первопроход прямо из базового лагеря на пик Корженевской по ЮЗ гребню. В группе были эверестовцы:
Хомутов, Пучков, Голодов, Чёрный.
Но в окончательном виде команда выглядела так:
Маркелов, руководитель, Голодов, Чёрный, Чочиа, Скляров и я.

Валера Хомутов, видя мою активность, предложил - А, не переехать ли тебе в Москву. Будешь заниматься организаций альпинизма на всесоюзном уровне. Вот чего я органически не перевариваю, так это офисную работу и всякие смены жительства. Поэтому отделался шуткой.

Голодов Юрий Фёдорович

Но, никто не отменял текущую работу.
Был выход нашей группой на Большое Памирское плато с восхождением на вершину пика Коммунизма. Уже наверху решили сходить с плато на плато за один день. Входили в моду скоростные передвижения, не знаю до нас кто так делал или нет. Обходили пик Хохлова с правой стороны вдоль скал. Под слоем снега был лёд, крутизна возрастала, вдруг слышим крик Бородкина-Братаны, вы что, хотите меня угробить, не спешите!- Дело в том, что Юрий Владимирович был парень модный и имел титановые кошки, но вот передние зубья были загнуты по 90 градусов. Вы представляете, что он испытывал на крутом ледовом склоне. Темп был потерян и мы были на вершине в 18.00.

На обратке, на спуске по «снежной доске» в сторону пика Душанбе, Геннадий сказал, что кто-то шевелится ниже бергшрунда. Когда подошли поближе и перелезли через него, то действительно увидели здоровенного лежащего парня. Откуда он взялся было непонятно, мы никого не видели.

После оценки ситуации и расспросов мы, из его невнятного разговора, поняли, что он чех, что они шли вдвоём, он, зацепившись кошкой за штанину, упал и пролетел эти 200 метров, напарник ушёл за помощью. Дело к ночи, стоять он не может, координация нарушена, очевидно получил сильное сотрясение мозга. Засучили рукава, двое под мышки взяли его с боков, один тянул веревкой вверх за грудную обвязку, ещё один страховал снизу, у него килограмм девяноста. Вылезли на перемычку между Душанбе и Коммунизма, ночь, звезды. Вдруг Голодов рухнул в какую то яму-мульду и тут же раздался возглас — Ура, есть! — Когда он вылез, то в руке у него был внутренний тент от палатки-высотки. У нас то с собой ничего не было, даже карематов, так как мы не планировали ночёвку.

Богомолов Сергей, Юрий Швейда, Богомолов Геннадий

Бородкин ушёл на Душанбе за помощью, мы же, растянув тент, расположились сидя, пострадавший лежал у нас на ногах. Часа через полтора появился Юрий Владимирович с примусом, аптечкой и карематом. Говорит, этот его напарник спит вовсю у спасателей. Сделали укол пострадавшему, его «бил» сильный озноб, сделали чай, напоили чеха, сами напились. Так прокоротали до рассвета. Опять задача, как его перемещать, в таком состоянии и такого здоровенного. Обмотали его веревкой, один стал тянуть вперёд, другой оттягивать назад, двое поднырнули ему под мышки и этим паровозом стали передвигаться. Прошли пик Душанбе, на спуске на плато было повеселее, но вот на «груди» запарились его втаскивать. Уж, даже не знаю, как мы умудрились спустить его по «ребру Бородина», но в конце концов доставили его на Москвина, а дальше вертолёт.

Дааа..., конкретно мужика с «того света» вытащили. В знак благодарности он нас пригласил в Чехословакию. Это Юрий Швейда, я его там спросил. — Как же так поступил твой напарник? — Ааа..., словаки..., — был ответ. Я слышал теоретически о «терках» между ними, но здесь увидел наяву!

Жизнь на Москвина шла своим чередом. Мы не забывали про футбол, хотя здесь условия были жёстче, и высота выше, 4200м, и «поле» в камнях на берегу озера, где садился вертолёт, но запал был превыше всего.

Наступило время нашего отлёта под пик Революции, с нами полетела вспомогательно-наблюдательная группа, куда вошёл брат. Вертолёт их «выкинул» на леднике, а нас подбросил под маршрут. Погода стояла тёплая, ледопад слева по ходу грохотал, но решили все же рискнуть. День пролезли более-менее безболезненно, встали на ночевку на снежно-ледовой полке. На следующий день чувствуем, что хода нет, маршрут пробивается. Решили дождаться ночи, чтобы было похолоднее. Народ «разбрелся» по полке, занятый каждый своим делом. Мы сидели с Голодовым в палатке, одетые в снаряжение и с касками на голове, прислушиваясь к вою летящих «снарядов» — кусков льда.

Маркелов Виктор Викторович

Очередной такой вой длился несколько секунд и тут же я почувствовал как меня буквально вдавило в дно палатки, как будто мешок муки скинули с пятого этажа. Секунда, другая и весь левый бок, от плеча до колена, стал наливаться теплотой и тупостью.

Кусок льда, размером с кирпич, попал в палатку. Тут уже боль стала растекаться по всему телу. Юра Голодов, как ихтиолог, стал меня «распаковывать», другие помогали ему. Когда освободили поясницу, тонкая струя крови брызнула по палатке. Оказалось, что альпинисты «слабые» люди. Паша Чочия потерял сознание, Вите Маркелову стало дурно. Только Голодов с Николаем Чёрным обрабатывали меня. Вкололи прям через пуховку противошоковый и обезболивающий уколы. Наступило тупо терпимое состояние. Ребята решали, что со мной делать. Транспортировать в течение дня было невозможно, поубивало бы всех, решили дождаться ночи.

Чочиа Павел Антонович

Завернули меня во все карематы. От грудной обвязки два уса шли вниз, два вверх. Как только стемнело начали спуск. В силу несогласованности нижние тянули изо всех сил, а верхние тормозили изо всех сил. Грудная обвязка затягивалась и я просто задыхался, но ничего не мог поделать.
А когда начинался грохот сверху, все просто разбегались в укрытия, а я лежал открытый и думал — Вот тут-то меня сейчас и добьёт.

К утру подошёл транспортировочный отряд, встретились взглядами с братом, испуг и переживание, читались в них. Вертолёт подлетел максимально близко и забрал всех сразу в Ош, в облбольницу.

Скляров Виктор Васильевич

Оказался перелом подвздошной кости таза, бок весь «синий», от плеча до колена, лечение — три недели в позе «лягушка». Не успели меня положить в палату на четвёртом этаже, как туда ввалила вся команда отметить это мероприятие, благо врач быстро «разобрался».

Зная характер жены, ведь обязательно приедет, а на руках годовалый сын, договорились с Геннадием, что он позвонит ей из Душанбе, куда мы в Варзоб должны возвратиться. Скажешь, что занят, все в порядке, к концу месяца приедем.

И приехал, на костылях. А Галка до сих пор возмущается — Это же надо, все знали и никто не сказал. Даже подруга, только вскользь заметила — Ты его больше не пускай в горы...

Очевидно все дело в характерах... !