Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Мордор на Центральном бастионе Октябрёнка

Вместе с Ольгой пролезли Мордор, 6c 170 м на Центральном бастионе. В отличие от соседнего Ангмара он пробит очень редко. На пятой верёвке 8 крючьев на 30 непростых метров, и это много. После предыдущих-то.

История

Осенью 2015-го я уговорил Макса постраховать меня на Центральном бастионе.
Там такое зеркало, закачаешься!
Первая попытка получилась сумбурной, её можно не считать. Зато вторая выдалась запоминающейся. На второй верёвке я улетел метров на 15. Вырвал пару чахлых якорей и повис на фифе. Макс спустил меня на волнующе близкую полку. Я как боксёр после нокаута пришёл в себя и двинул обратно. Лез на ИТО, потому что страховаться с лазанья там можно первые 15 метров, потом трещины кончаются и начинаются неровности на вертикальной или слегка нависающей стене. Скайхуки стояли на полочках, не упираясь лапками в скалу и забавно покачиваясь. Как-то спасся.

Следующая страшная верёвка — пятая. Она идёт по слегка нависающему чёрному ребру. Сначала скайхуки, потом якорь. Потом со страху заколотил шлямбур, а выше началось: топорик, скайхук, фифа на рельеф, скайхук, фифа и так дальше. В голове стрелка ИТО-метра колебалась между А3 и А4. Иррациональный страх постепенно заполнил всё место внутри. Иррациональный — потому что мне светил безопасный, но фееричный полёт в 20 метров. Скайхуки скалывали последние неровности, фифы безнадёжно царапали чёрный налёт на граните. Пока возился с лестницами, одна фифа улетела. Это знак! Всё, надо валить отсюда. Но как? Последний спит расплющился о чёртову твёрдую породу, крюк забить некуда. Спустился на несколько ходов вниз — ИТО на скайхуках вниз страшная штука. На полочке рамером с крышку от газировки сделал ямку пробойником, поставил в неё фифу и попросил Макса спустить меня с неё. Тоже довольно жуткая хрень получилась. Но обошлось, фифа качалась из стороны в сторону, но стояла как влитая.

Нитки маршрутов на Бастионах. Мордор — красный

Потом понадобилось сделать трассы для чемпионата [небольшого] мира 2016 года. Я со смешанными чувствами наколотил там шлямбуров. Но реденько. Чтобы остался дух страха. На чемпионате ребята пролезли. Павел Грязнов и Макс Тен стали чемпионами, сказали, что всё лезется.

Ольга на выходе с четвёртой верёвки. Зелёные полки внизу — третья верёвка

На прошедших выходных пролез Мордор с Ольгой. Вот описание:

Маршрут идёт по левой стороне Центрального бастиона. Начинается из кулуара между Левым и Центральным бастионами. В верхней части проходит по чёрным подтёкам слева от рыжей нависающей стенки. Снаряжение: верёвка 60 метров, пучок закладок, камалоты .3—2, 3 маленьких якоря, 10 оттяжек, 3–4 петли по 60 см.
R0—R1 6а, 1 шлямбур, закладки, камалоты до №2
По внутреннему углу слева от крутой стенки. В 15 метрах над землёй виден шлямбур с кольцом. Низ угла кажется простым, но это неправда. Страховка так себе, плиты зализанные. Выше появляется рельеф под закладки, а там и шлямбур. Перед выходом на полку со станцией стенка с большими дырками. Туда надёжно встаёт Камалот №2.
R1—R2 6с, 3 шлямбура, закладки, камалоты до №1, 1 маленький якорь
По щели слева от станции. В щели нормальная страховка, но в середине и в конце забито по шлямбуру. Когда щель сходит на нет начинается ключ — плита с лишайником. Чуть выше виден шлямбур, но чтобы до него комфортно достать придётся забить маленький якорь на полтора метра ниже. Дальше долаз по плитам.
R2—R3 5а, 2 шлямбура
По травянистым полкам сначала вверх до шлямбура, потом налево по простой широкой щели. Станция — два не сблокированных шлямбура.
R3—R4 6b, 3 шлямбура, закладки, 2 якоря
От станции вверх по углу к шлямбуру. Встегнитесь и лезьте по углу слева от него. Лазанье не очень сложное, но якорь забить хочется. Можно пролезть только с закладками, но пролёты будут будоражащими. Как доберётесь до второго шлямбура, траверсом уйдите направо, на плиту. По ней вверх до станции.
R4—R5 6с, 8 шлямбуров, 1 якорь
От станции траверсом влево. Между первым и вторым шлямбурами пролёт 5 метров, понадобятся якорь или сила и вера в себя. Дальше шлямбура почаще, свои точки можно не добавлять. Пролёты при этом всё равно честные. Самая волнительная верёвка маршрута.
R5—R6 5b, 1 шлямбур, закладки, френды
От станции вверх. Сначала по углу, потом по покрытым травой и мхом пологим скалам.
Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Скалолазание в Северном Уэльсе

Тамгалы Тас весной 2019: новые маршруты и скальная смена альплагеря

Ледолазание на Иссык-Куле: Барскаун, Борода Аксакала и Чаша Манаса

Алтай 2019: Акташ, Чулышман и чёрная смородина

Новый маршрут на Орджоникидзе, 4410 м

Каракорум 2018: попытка восхождения на Баинту Бракк II Западную, 6540м.

Терскей Алатоо 2018

Скальная смена и новые маршруты на Тамгалы Тас.
Осень 2018 года

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси