Автор: Илья Наймушин, Красноярск

Фото из семейного архива

1949 год, заповедник Столбы.
В прыжке — мой отец, Алексей Алексеевич Наймушин, который родился и вырос в многодетной семье русских староверов, перебравшихся после революции жить из вяткинской деревни в сибирский город Красноярск. Он ходил на Столбы с 6-летнего возраста. В 11 лет он купил на самостоятельно заработанные деньги охотничье ружьё, и пропадал в тайге в одиночку сутками — охотился, чтобы кормить свою мать, сестёр и братьев. В эти годы была Великая Отечественная война.

На Столбах отец был членом известной компании "Беркуты", обитавшей в избе под названием "Беркутянка", отличным скалолазом, а позже стал одним из первых инструкторов скалолазания. На фото видна столбовская "форма одежды" - шаровары и калоши. Он рассказывал, что лазил на все известные в то время ходы на всех скалах заповедника, в том числе в Диком и Калтатском районах. Они, старые столбисты, были настоящими свободными людьми, порой слишком свободными — рисковавшими, не соблюдавшими всем известные правила безопасности. По молодости немало "хулиганили" на скалах, поднимались ночью и порой далеко не в самом трезвом состоянии. На Митру (а это одна из самых сложных скал — столбисты в курсе) они умудрялись лазить на руках, вверх ногами и ночью! А на Первый столб они с друзьями однажды завели тёлку - на самую вершину — ходом "Голубые", который сегодня больше известен как "Катушки"! Когда я в юные годы поднимался по этому самому несложному пути на одну из самых высоких и красивых скал со знакомыми девчонками, и когда одна из них вдруг отказывалась идти дальше, аргумент "Здесь даже корова смогла подняться, а ты что — хуже коровы, не сможешь?" действовал безотказно, девушка, несмотря на тихий страх в душе, обязательно достигала вершины.

Порой отчаянные столбисты разбивались, иногда насмерть. Отец тоже несколько раз падал со скал, в том числе с Перьев, но Бог миловал — обходилось только переломами рук, ног и рёбер. Но всё же, по его словам, трагические срывы были гораздо более характерными не для столбистов-скалолазов, а для неопытных посетителей заповедника, которые смотрели на местных сорви-голов и лезли на опасные участки. Отец говорил, что в один из воскресных дней лично принимал участие в эвакуации до кордона "Лалетино" шести трупов и в зрелые годы категорически возражал, если видел, что на сложный ход кто-то пытался подбадривать неопытного человека.

Меня отец принёс на своей шее на Столбы, когда мне исполнился год. И с тех пор брал с собой очень часто. У нас с ним даже было целое лето походов, когда на Столбы ходили почти каждый день. А потом я увлёкся парусным спортом и стал ходить гораздо реже, Столбы отошли на второй план.

Помимо скалолазания мой отец увлекался многими видами спорта: горными лыжами, боксом, прыжками на лыжах с трамплина, стайерским бегом, туризмом, парусным спортом и греблей на ялах, хоккеем с мячом и шайбой, гандболом, баскетболом и др. В 45-летнем возрасте он регулярно бегал по пересечённой местности полумарафонские и даже марафонские дистанции. На Столбы он ходил не пешком, а бегал — вверх по речке Лалетина, а обратно — по Каштаковской тропе до Базаихи.

Фото 1952-го года
По профессии отец был энергетиком, работал сначала на строительстве Красноярской ГЭС (в ГЭМе и СГЭМе), а по окончании строительства — на самой КГЭС. Но перед выходом на пенсию сменил профессию, став старшим тренером края по парусному спорту. А на пенсии тренировал детские секции по хоккею и гандболу.

Вот такая семейная история с фотографией.

А это портрет отца - для дополнения образа — городское, цивильное фото 1952 г.

Очень мне нравятся мне люди того поколения: нравится, как они выглядели (не в смысле одежды, а в целом, их лица, образ мыслей, открытые манеры).
Как стремились к знаниям, как работали на совесть — умно, творчески, создав тот задел для народа, который до сих пор позволяет нашей стране держаться, несмотря на многолетние усилия элит по бездарному разбазариванию и растаскиванию результатов их труда.
Имею в виду не СССР, не общественный строй, а именно поколение шестидесятников.

Случай в Леушинском. 1987 г.

Очкарик

Горы и годы

Перья (Пальцы). Львиная Пасть Ходы и лазы. Авиатор, Зверевский, Этажерки

Про прыжки с Коммунара

А смерть гуляет по Столбам...